1 марта 2023 года старт работы федерального экологического оператора фэо

В 2023 году вступает в действие ряд новых законодательных требований в области природопользования и охраны окружающей среды. Они касаются деятельности по обращению с отходами, отчетности по выбросам парниковых газов, порядка получения комплексных экологических разрешений и проведения государственной экологической экспертизы, а также плановых государственных проверок. В нашем обзоре рассказываем о самых главных нововведениях 2023 года, на которые необходимо обратить внимание предприятиям-природопользователям.

1 марта 2023 года старт работы федерального экологического оператора фэо

Помощник руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Структура «Росатома», ставшая единым оператором по переработке токсичных отходов, хочет самостоятельно собирать отработанные батарейки у населения в отделениях «Почты России», узнал «Коммерсантъ». В результате контейнеры для батареек могут пропасть из магазинов

ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО, входит в «Росатом») хочет с марта следующего года начать самостоятельно собирать отработанные батарейки у населения. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол обсуждения. По его данным, ФЭО обсуждал такой сценарий с участниками рынка после совещания в Минприроды 26 ноября.

Согласно 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с 1 марта 2022 года ФЭО станет единственным оператором, имеющим право утилизировать токсичные отходы, включая батарейки. «Росатом» хочет, чтобы импортеры батареек заключали прямой договор с ФЭО на сбор и переработку и оплачивали его услуги, пишет газета. В результате импортеры не смогут сами собирать и утилизировать батарейки, а их контейнеры пропадут из магазинов, отмечает издание.

Более того, ФЭО предложил обязать магазины получать паспорта опасности на контейнеры с батарейками, а в качестве новой базы сбора батареек рассматривает отделения «Почты России», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на документ от 19 ноября.

В ФЭО изданию заявили, что на совещании 26 ноября обсуждались возможные подходы по регулированию вопросов обращения с отходами, участники рассмотрели четыре возможных варианта, протокол отправлен в Минприроды. В организации отметили, что компании, которые организуют сбор и утилизацию батареек, продолжат деятельность, но должны будут представлять информацию в онлайн-систему ФЭО для автоматического учета таких отходов.

С «Почтой России» обсуждается лишь возможность перевозки, а не сбора батареек в отделениях, заявили в ФЭО. Представитель «Почты России» также сообщил изданию, что организация на начальной стадии обсуждает с «Росатомом» возможность перевозки токсичных отходов. В Минприроды «Коммерсанту» сказали, что пока детально не обсуждали с «Росатомом» его предложения.

Представитель сети гипермаркетов «Лента» выразил надежду, что у компании сохранится возможность реализовывать проекты по сбору батареек. В группе «М.Видео-Эльдорадо» опасаются, что не смогут продолжать развивать программу в новых условиях, хотя она эффективно работает (контейнеры стоят в 1200 магазинах). В «Азбуке вкуса» заявили, что продолжат сбор батареек и по новым правилам.

1 марта 2023 года старт работы федерального экологического оператора фэо

Федеральной государственной информационной системой учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) управляет Федеральный экологический оператор. Все предприятия, образующие такие отходы, с 1 марта обязаны вносить данные в систему, а также заключать с ФЭО договоры на обезвреживание и утилизацию. Перед запуском оператор провел серию семинаров. Приводим некоторые вопросы и ответы.

Отходы будут перерабатываться только на мощностях ФЭО?

Мощности ФЭО будут введены в эксплуатацию до конца 2023 года. До этого федеральный оператор будет пользоваться услугами добросовестных операторов по обращению с отходами I и II классов опасности.

Не получится ли так, что после 2023 года, когда заработают заводы ФЭО, действующие операторы останутся без работы?

Производственно-технические комплексы федерального оператора создаются для покрытия дефицита перерабатывающих мощностей. Действующие предприятия будут и дальше работать в рамках единой федеральной схемы. Отходов хватит всем.

Можно ли не подключаться к системе, если у предприятия есть собственные мощности для переработки отходов?

В соответствии со статьей 14.4 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юрлица могут обращаться с отходами I и II классов опасности самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и/или размещения таких отходов. Такой отходообразователь не обязан заключать с федеральным оператором договор на переработку отходов, но с 1 марта 2022 года должен своевременно предоставлять полную, достоверную и актуальную информацию во ФГИС ОПВК.

Будет ли ФЭО принимать радиоактивные отходы?

Нет, для радиоактивных отходов предусмотрен особый порядок обращения.

Мы — ​СТО, принимаем отработанные аккумуляторы от физлиц и продаем их предприятиям-переработчикам. Мы должны регистрироваться во ФГИС ОПВК?

Цепочка передачи отработанных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей от населения утилизаторам через СТО, магазины или пункты сбора сохранится в соответствии с приказом Минприроды России № 399 от 11.06.2021. Изменения коснутся юрлиц, у которых накапливаются отработанные аккумуляторы и которые не имеют мощностей для обращения. С 1 марта 2022 года эти юрлица должны передавать аккумуляторы федеральному оператору по тарифу, установленному ФАС России.

Региональный оператор установил экобоксы для батареек, привлек стороннюю организацию-транспортировщика, у которой есть договор с утилизатором. Все работает, все довольны. Что изменится в этой схеме с 1 марта?

С 1 марта 2022 года для регионального оператора, который собирает батарейки, ничего не изменится. Он сможет привлечь любую организацию, имеющую лицензию на транспортирование отходов II класса опасности, для передачи на любое предприятие, имеющее лицензию на обращение с данным видом отходов.

С 1 марта перестают действовать все договоры по обращению с отходами, даже если они были заключены в этом году?

Да. Переходных периодов не предусмотрено.

Какую ответственность несет отходообразователь, не предоставивший данные в систему?

Пока ответственность за невнесение данных во ФГИС ОПВК не предусмотрена. Предложения о поправках в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающих административную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанности по внесению сведений во ФГИС ОПВК, в том числе за размещение недостоверной информации в системе, подготовлены в соответствии с поручением Совета Федерации и в ближайшее время будут рассмотрены.

У организации есть лицензия на сбор и транспортировку ртутьсодержащих отходов (ламп). Как изменится ее работа?

Эта организация не сможет заключить договор напрямую с отходообразователем. Ей надо внести данные во ФГИС ОПВК, включить свои мощности в федеральную схему и заключить договор с ФЭО о выполнении работ по сбору и транспортировке. Договоры будут заключаться в соответствии с № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по правилам Единого отраслевого стандарта закупок «Росатома». Информация будет размещена в Единой информационной системе в сфере закупок.

Кто будет контролировать деятельность самого ФЭО?

Росприроднадзор. У него есть доступ ко ФГИС ОПВК. Помимо этого, контролирующие органы получат данные обо всех отходообразователях, местах накопления отходов, их характеристиках. Также Росприроднадзор сможет проверить документы объектов обращения с отходами I и II классов опасности, информацию о видах отходов, которые они способны утилизировать или обезвредить, а также ценных компонентах, которые должны получиться в результате переработки.

В разделе «Место накопления отходов» нужно указывать адрес предприятия или координаты конкретной точки?

Эти сведения нужны водителю, который приедет за отходами. Если предприятие небольшое, можно просто указать адрес. Если это крупный объект со сложной логистикой на технологической площадке, заездами с разных сторон, необходимы точные географические координаты.

Транспортировщик получил заявку. Как он узнает, куда везти отходы?

После того как федеральный оператор подберет операторов по переработке для конкретной заявки отходообразователя, оператор по транспортированию получит в личном кабинете во ФГИС ОПВК информацию о месте нахождения отходообразователя и переработчика, виде и массе отходов.

Можно ли вносить в систему информацию о планируемых местах накопления отходов?

Нет, делать это не следует. Во ФГИС ОПВК можно вносить информацию только об определенном предприятием месте накопления отходов.

Куда обращаться с вопросами об использовании ФГИС ОПВК?

1 марта 2023 года старт работы федерального экологического оператора фэо

💬 Генеральный директор ФГУП «ФЭО» Максим Погодин представил актуальный статус реализации проектов по ликвидации накопленного экологического вреда в Иркутской и Ленинградской областях на XIV Международном форуме «Экология».

✅ На полигоне промышленных отходов «Красный Бор» ведутся работы по строительству:

– противофильтрационной завесы по периметру объекта, – инфраструктуры для обезвреживания жидких и пастообразных отходов из открытых карт.

✅ Опережающими темпами ведутся работы в г. Усолье-Сибирское. На площадке демонтировали 85% надземных частей и 20% подземных частей зданий и сооружений. После окончания демонтажа начнутся основные работы по ликвидации накопленного вреда.

Также активно ведутся работы по ликвидации наиболее экологически опасной площадки – “Производство трихлорсилана и четыреххлористого кремния”.

♻ Одновременно на территории бывшего «Усольехимпрома» продолжается подготовка к строительству экотехнопарка «Восток», одной из задач которого является переработка ртутьсодержащих отходов.

🫱🏻‍🫲🏼 Рабочая группа Совета Федерации по мониторингу создания инфраструктуры для обращения с отходами I и II классов опасности и ликвидации наиболее значимых объектов накопленного экологического вреда посетила полигон промышленных отходов «Красный Бор».

♻️ Сейчас на полигоне «Красный Бор» ведутся работы по строительству:

➡️ Следующим этапом будет проведена комплексная рекультивация территории полигона.

Проект по ликвидации накопленного экологического вреда по характеристикам и технологическим подходам не имеет аналогов. Технологии представляют собой специально разработанный под полигон комплекс решений, который позволяет работать со сложными составами отходов и их большими объемами.

🟢 В 2022 году в кратчайшие сроки провели работы по импортозамещению ряда технологических узлов. Все необходимое техническое оборудование заказано и находится в производстве.

🤝 Договорились с Пермским краем о совместной работе в области обращения с опасными промышленными отходами и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории региона

В рамках Петербургского международного экономического формула генеральный директор ФГУП «ФЭО» Максим Погодин и губернатор Пермского края Дмитрий Махонин подписали соглашение о сотрудничестве.

♻Так, правительство региона и ФГУП «ФЭО» предпримут совместные усилия в части реализации совместных проектов в области обращенияс отходами I и II классов и ликвидации объектов накопленного экологического вреда на территории региона, развития современных технологий по охране окружающей среды, формирования культуры рационального обращения с отходами производства и потребления.

Обучающие мероприятия по работе в системе ФГИС ОПВК продолжаются 👍🏻

Более 40 вебинаров по работе в системе ФГИС ОПВК проведено для крупных организаций-отходообразователей и бюджетных учреждений с начала 2023 года.

🤝 В обучающих мероприятиях приняли участие Группа компаний «Россети», Ассоциация «Русская сталь», ОАО «РЖД», ПАО «Сибур холдинг», Банк России, ПАО «МОЭК», ПАО «Газпром», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Луйкойл», ПАО «Магнит» и другие.

Организации-отходообразователи регулярно вносят предложения по совершенствованию системы. Например, в работе находятся:

– Возможность заключения договора с периодом действия до конца 26 года;- Возможность отправки уведомлений о смене статусов в ФГИС ОПВК на электронную почту представителя организации.

Делегация Федерального экологического оператора приняла участие в совещании «Сохраним синее сердце России» 💙

Мероприятие прошло 21 июня в Байкальске и объединило участников трех федеральных проектов национального проекта «Экология»: «Чистый воздух», «Чистая страна» и «Сохранение озера Байкал».

На площадке Всероссийского молодежного экологического кампуса ЭКО.ЦЕХ собрались ведущие эксперты, которые проводят масштабные экологические программы по всей стране.

✅ По результатам совещания выработаны новые подходы, направленные на поддержку и развитие проектов в сфере экологии.

Советник первого заместителя генерального директора по реализации экологических проектов ФГУП «ФЭО» Станислав Жабриков рассказал об особенностях ликвидации промышленных объектов накопленного вреда.

🌳 В рамках мероприятия прошла акция «Сад памяти». Участники высадили саженцы деревьев около площадки форумной зоны, расположенной недалеко от Байкала.

Высадили “Аллеи менделеевцев” вместе с учениками образовательного проекта “Менделеевские классы” 🌳

Как это было – смотрите в карточках ☝🏻

ФГУП «ФЭО» приняло участие в чемпионате AtomSkills 2023 👍

С 16 по 21 июня в Екатеринбурге прошёл VIII отраслевой чемпионат профессионального мастерства рабочих и инженерных профессий– AtomSkills 2023.

Сотрудники ФГУП «ФЭО» традиционно приняли участие в мероприятии.

⚡ В номинации «Управление качеством»: – Вольф Елена, начальник отдела менеджмента качества; – Борзунов Антон, руководитель направления отдела менеджмента качества; – Ступников Евгений, начальник Централизованной службы учета и контроля РВ и РАО на предприятии.

⚡ В номинации «Корпоративная защита информационной безопасности от внутренних угроз»: – Четвертной Артем, главный специалист по технической защите информации отдела безопасности СЗЦ «СевРАО» – филиала ФГУП «ФЭО»; – Полтавцев Вячеслав, главный специалист-аналитик группы обеспечения безопасности информации ФГИС ОПВК отдела информационной безопасности; – Тарабаров Андрей, главный специалист-эксперт группы информационной безопасности отдела информационной безопасности.

1 марта 2023 года старт работы федерального экологического оператора фэо

В соответствии с законом № 225-ФЗ Федеральный экологический оператор (ФЭО) будет учитывать, собирать, обезвреживать, перемещать, обрабатывать и утилизировать эти отходы по всей России, выстраивая полную и работоспособную цепочку управления. Пока в стране перерабатывается только 1,5 % из образующихся ежегодно 350 тыс. т таких отходов.

Федеральный классификатор причисляет к I и II классам опасности 444 вида отходов. Среди них — ​свинецсодержащие (аккумуляторы, электрокабели), ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы, шламы, шлаки, приборы и катализаторы), отработавшие химические источники тока (батарейки и аккумуляторы), органические горючие отходы химических и нефтехимических производств, водные неорганические отходы (растворы кислот и щелочей, гальваношламы).

Новые принципы обращения

В новой схеме три типа участников. Первый — ​федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности (ФЭО, входит в «Росатом»). В старой схеме федерального оператора не было. Второй тип — ​операторы по переработке отходов I и II классов опасности. Третий — ​предприятия (ИП и юрлица), деятельность которых приводит к возникновению отходов. Назовем их для простоты создателями отходов.

Создатели отходов могут утилизировать их самостоятельно. Для этого они оформляют в Росприроднадзоре лицензии — ​всего пять видов, но можно оформить и одну общую. Лицензии означают, что у создателя отходов обустроена площадка для переработки, есть соответствующие мощности, персонал, система мониторинга.

Если нет желания или возможности управлять отходами, предприятие заключает договор с ФЭО. Услуги платные, тарифы утвердит уполномоченный орган — ​ФАС. Накапливать отходы можно в течение 11 месяцев — ​дальше это уже считается размещением. «По закону размещение определяется как хранение для последующей утилизации. Поэтому должна быть программа действий, а в ней — ​конечная цель и способы переработки», — ​объясняет первый заместитель гендиректора ФЭО по реализации экологических проектов Максим Корольков.

Операторы — ​компании, которые в обязательном порядке заключают договор с ФЭО и оказывают услуги по транспортировке и переработке некоторых видов отходов. «Свинцово-кислотные аккумуляторы и батарейки мы не будем у себя перерабатывать, потому что эти мощности уже в России существуют, — ​уточняет Максим Корольков. — ​Мы будем заниматься отходами, которыми сейчас практически не занимаются: ртутьсодержащими, органическими горючими и неорганическими».

Отсутствие инфраструктуры для их утилизации приводит к тому, что отходы сваливают где попало, даже в жилых зонах. Так, в Костроме в январе 2020 года завели уголовное дело на компанию, которая собиралась построить дома и детский сад на территории бывшего химзавода. Грунт на площадке не соответствовал санитарно-эпидемиологическим нормам. Но, вместо того чтобы утилизировать, его развезли по нескольким улицам и разровняли, сымитировав благоустройство. Во Владимирской области в первом полугодии прошлого года выявили 125 нарушений при обращении с опасными отходами. В декабре 2020 года обнаружили, что одна из брянских школ не заключила договор об утилизации ртутьсодержащих ламп, не определила место для их размещения. Это лишь несколько примеров нарушений. «До сих пор основная масса отходов I и II классов опасности попадает в природную среду, в результате чего экологический ущерб постоянно увеличивается», — ​говорит ректор РХТУ им. Менделеева Александр Мажуга.

Закон ужесточает контроль за обращением с отходами, компаниям-операторам запрещено передавать переработку субподрядчикам.

Семь заводов

Перерабатывать отходы I и II классов опасности ФЭО планирует на семи заводах. Четыре комплекса для уничтожения химоружия — ​в Саратовской, Кировской, Курганской областях и Удмуртии — ​перепрофилируются. Это «Михайловский», «Мирный», «Щучье» и «Камбарка» соответственно. Одна из трех новых площадок — ​экотехнопарк на территории «Усольехимпрома» в Усолье-Сибирском Иркутской области. Там будут перерабатывать ртутьсодержащие отходы. Еще две площадки проходят процедуры согласования. Совокупная производственная мощность семи заводов будет составлять около 350 тыс. т в год.

На предприятиях ФЭО планируют использовать физико-химическую обработку и высокотемпературное обезвреживание. Например, гальванические растворы обработают химреагентами, потом выпарят воду. Итог — ​чистая вода и безопасные твердые соли.

Поскольку заводы будут специализироваться на определенном виде загрязнителей, перед создателями отходов встанет вопрос, что дешевле: оплата услуг ФЭО по транспортировке и переработке отходов или расходы на самостоятельную утилизацию. «Когда вы строите завод условно в Калининграде и понимаете, что отходы оттуда поедут в Иркутскую область, где у ФЭО расположены мощности для переработки вашего вида отходов, вы должны оценивать свои инвестиционные риски. У вас есть предусмотренное законом право самостоятельно утилизировать эти отходы. Если вы видите, что выгоднее построить цех по их переработке у себя на площадке, — ​отлично. Если выгоднее передать на переработку, значит, пользуемся той инфраструктурой, которая существует», — ​объясняет Максим Корольков.

Портал в помощь

В соответствии с законом № 225-ФЗ ФЭО также стал оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ГИС ОПВК). Это платформа сбора актуальной информации о создателях отходов и операторах, видах, количестве образованных и переработанных отходов, местах накопления, лимитах на размещение и проч.

Система позволяет заключать договоры по самому бюджетному варианту, делать аналитику, контролировать движение отходов. Автоматическая оптимизация маршрута от места создания отходов до места переработки снижает затраты на транспортировку.

В 2020 году большая часть функционала ГИС ОПВК проработана, началось тестирование модулей системы, чтобы переход к новым правилам был для пользователей максимально комфортным. С сентября к тестированию подключились предприятия из 42 регионов. Внесение данных в ГИС ОПВК и заключение договоров в системе станет обязательным с четвертого квартала 2021 года.

Задача ФЭО — ​обеспечить до конца 2024 года переработку 65 % переданных ему отходов, самостоятельно и с помощью операторов, и вернуть бывшие отходы в новый цикл использования. Эти показатели заложены в нацпроекте «Экология», рассчитанном на 2019–2024 годы.

Проведение государственных проверок

В 2023 году большая часть предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет освобождена от плановых проверок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336».

Данное решение обусловлено отчасти необходимостью административной и экономической поддержки отечественного бизнеса, а также реформирования контрольно-надзорной системы РФ, основным принципом которой является риск-ориентированный подход.

Плановые проверки отменяются в отношении предприятий и организаций:

Хозяйствующий субъект имеет право обратиться с заявлением в контролирующий орган, если он имеет добровольное желание проведения на территории профилактического визита (такой вид проверки не предполагает штрафных санкций по результатам контрольного мероприятия).

Экологический сбор

Экологический сбор ежегодно платят импортеры и производители, если они не выполнили в полном объеме норматив утилизации товаров и упаковки после утраты ими потребительских свойств.

В рамках отчетности учитывается не общее количество ввезенных и произведенных на территории РФ товаров и упаковки, а только первично реализованное потребителю.

Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 № 1770 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г. № 467» было решено направлять средства, поступившие в федеральный бюджет от экологического сбора, в том числе на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО) в виде софинансирования расходных обязательств регионов в рамках концессионных соглашений.

Данная мера встраивается в цепочку текущих законодательных преобразований, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов (свалок), а впоследствии уменьшение доли отходов, направляемых на размещение/захоронение на полигонах.

Комплексные экологические разрешения (КЭР)

С 1 марта вступает в силу постановление Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений». Аналогичное постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 признается утратившим силу.

Новые правила получения КЭР предусматривают:

Парниковые газы

Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» предусматривает предоставление с 1 января 2023 года регулируемыми организациями отчета об объеме выбросов парниковых газов за предыдущий отчетный период (календарный год) (статья 14 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ).

К регулируемым организациям (т. е. тем, кто обязан предоставить отчетность о выбросах парниковых газов) относят компании, деятельность которых одновременно:

Утверждение новой методической базы расчета выбросов парниковых газов

Методика количественного определения объемов выбросов парниковых газов утверждена приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации», однако действует она до 1 марта 2023 года.

С 1 марта 2023 года приказ Минприроды России от 27.05.2022 № 371 утверждает новые методики количественного определения:

Методики имеют ограниченный срок действия — 6 лет.

Исчисление платы за превышение выбросов парниковых газов

Постановление Правительства РФ от 05.08.2022 № 1390 (далее — Постановление № 1390) устанавливает Правила исчисления и взимания платы за превышение квоты выбросов парниковых газов в рамках проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области.

Согласно Постановлению № 1390, регулируемая организация (ответственная за сдачу отчета о выбросах парниковых газов) исчисляет размер платы самостоятельно по установленной формуле. Информация о внесении платы вместе с платежным документом включается в углеродную отчетность.

На текущий момент Постановление № 1390 актуально лишь для регулируемых организаций, ведущих свою деятельность на территории Сахалинской области, так как там ведется эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов.

Предполагается, что опыт Сахалинского эксперимента будет масштабирован на другие регионы в рамках Стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года.

Постановление № 1390 вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует по 31 декабря 2028 года.

Обращение с отходами I и II классов опасности

Координационным центром экологической политики государства в области обращения с отходами I и II классов опасности является Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО»), входящий в государственную корпорацию Росатом.

Согласно постановлению Правительства РФ от 16.03.2022 № 388 «О порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционной программы в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности и осуществления контроля за ее реализацией» с 1 января 2023 года ФГУП «ФЭО» начнет реализовывать инвестиционную программу, которая содержит мероприятия по строительству, реконструкции и техническому перевооружению федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения таких отходов, предусмотренных федеральной схемой обращения с отходами.

Данная программа станет звеном выстраиваемой вертикали взаимодействия между отходообразователем, государством и переработчиком отходов I-II классов опасности.

Самостоятельная утилизация отходов I и II классов опасности

Федеральным законом № 268-ФЗ предусматривается возможность самостоятельной утилизации отходов I и II классов опасности отходообразователем при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации.

Нормирование

Подписанный в августе 2022 года приказ Минприроды России от 18.08.2022 № 540 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» делает возможным с 1 марта 2023 года подачу заявления об утверждении НООЛР посредством портала Госуслуг.

Кроме того, срок рассмотрения НООЛР в территориальном органе Росприроднадзора для их утверждения сокращается с 30 до 18 рабочих дней.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

С 1 марта 2023 года обновится порядок проведения ГЭЭ в связи с принятым постановлением Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562 «О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы».

Постановление Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562 вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2024 года, и действует до 1 января 2027 года.

С 1 сентября 2023 года полномочия Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) будут расширены.

Изменения касаются вступления в активную фазу формирования в России экономики замкнутого цикла — способа ведения хозяйственной деятельности с минимизацией образования отходов и максимальной переработкой и вовлечением в производственных цикл уже имеющихся.

Согласно постановлению Правительства РФ от 15.09.2022 № 1618 «О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России будет правомочным принимать:

Экономика замкнутого цикла

В связи со стартом федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» в природоохранное законодательство РФ вносятся планомерные изменения, касающиеся обращения с побочными (попутными) продуктами производства и их учета.

Требования при обращении с побочными продуктами производства установлены в новой статье 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», введенной Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 268-ФЗ).

Согласно статье 51.1 к побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, которые:

Предприятия самостоятельно будут относить материалы либо к отходам, либо к побочным продуктам. При этом на федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) по общему правилу можно не ориентироваться.

При работе с побочными продуктами производства требуется:

Побочные продукты обяжут считать отходами в 2 случаях:

Описанный порядок учета побочной продукции вступает в силу 1 марта 2023 года.

Учет вторичных ресурсов и вторичного сырья

Федеральный закон № 268-ФЗ определяет два новых понятия в области обращения с отходами:

Также законом устанавливается, что физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают:

С 2030 года захоронение вторичных ресурсов запретят, они будут подлежать утилизации.

Негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Приказом Минприроды России от 21.09.2022 № 624 «О внесении изменений в приложение 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043» изменена форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Новая форма декларации о плате за НВОС дополнена строками для отражения показателей платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует по 14 января 2027 года включительно.

Читайте также:  Приказ министерства природных ресурсов и экологии рф от 15 ноября 2023 г n 762 об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров и или упаковки документ не вступил в силу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *