223 фз простыми словами часть 5

Тендерный процесс закрытой закупки

Сейчас одним из трендов торгов являются закупки у единственного поставщика. В 2022 году объём таких закупок вырос в денежном выражении на 34% и составил 2,65 трлн рублей.

Почему закупки у единственного поставщика актуальны?

В статье разбираем, как стать единственным поставщиком и как такие поставщики привлекают субподрядчиков.

Что такое закрытые закупки?

Закрытые закупки — это тендеры, в которых заказчик приглашает к участию определенных поставщиков, способных, по его мнению, выполнить заказ. Он не размещает извещение в ЕИС, как в открытых процедурах, а направляет не менее чем двум участникам приглашения с приложением документации.

Участники направляют свои заявки в запечатанных конвертах — таких, чтобы содержание нельзя было просмотреть до вскрытия.

Электронные закрытые закупки

Электронные закрытые закупки проходят на специализированных площадках. Перечень таких ЭТП и порядок работы на них определяет правительство РФ. Оно же устанавливает особенности документооборота между заказчиком, поставщиком и площадкой.

Как проводятся закрытые закупки?

Закрытые закупки проводят на утвержденных правительством площадках. Заказчики и поставщики должны получить обязательную аккредитацию на ЭТП. Порядок аккредитации регламентирует правительство.

Сроки и способы определения поставщика

Способ определения поставщика Срок для отправки приглашения

  • Конкурс: не менее чем за 15 дней до окончания приема заявок
  • Аукцион: не менее чем за 15 дней до окончания приема заявок
  • Запрос котировок: не менее чем за 5 рабочих дней до окончания приема заявок
  • Запрос предложений: не менее чем за 7 рабочих дней до окончания приема заявок

Выводы

Мы продолжаем раскладывать по полочкам положения 223-ФЗ. В этой статье рассказываем о закрытых тендерах и закупках у единственного поставщика.

Рабочая схема закупок по 223-ФЗ

Заказчик направляет на площадку запрос об аккредитованных участниках, чтобы сформировать список поставщиков, которых он хочет пригласить. Запрос должен содержать требования заказчика к участникам закупки и перечень необходимых документов (ч.6 ст.3 223-ФЗ).

ЭТП в течение часа направляет заказчику перечень доступных участников, информацию о них и документы, которые подтверждают соответствие требованиям заказчика.

Заказчик направляет оператору ЭТП приглашение и документацию о закупке, а также перечень поставщиков, которые должны получить эти документы. В течение часа площадка направляет приглашения участникам по указанному списку.

Приглашения к участию в закупках по ч.16 ст.4 223-ФЗ, а также связанные с их проведением документы, размещаются в закрытой части ЕИС — без публикации на официальном сайте (ч.15 ст.4 223-ФЗ и пп.9, 45, 54 и 58 ПП РФ от 25.12.2018 № 1663).

Схема работы поставщика

Любой участник, который получил приглашение, может направить ЭТП запрос, чтобы ознакомиться с документацией о закупке — оператор должен выслать ее поставщику в течение часа с момента получения запроса. Если закупка связана с гостайной, ЭТП уведомит заказчика о лице, которому выслана документация. В некоторых случаях площадка может отказать в доступе.

Если заказчик вносит изменения в документацию, он направляет их на ЭТП, а площадка рассылает участникам, имеющим доступ к документации о закупке.

Участник может направить через ЭТП запрос на разъяснение документации. Заказчик отправляет разъяснения так же через площадку, а оператор высылает их всем участникам, кто получил доступ к документации.

Поставщик отправляет заявку на ЭТП. Оператор должен присвоить ей идентификационный номер, уведомить поставщика о получении и направить заявку заказчику. По общим правилам участник вправе подать только одну заявку по каждому лоту. До окончания приема заявок можно изменить или отозвать свою заявку (ч. 11 ст. 3.2 223-ФЗ).

Определение победителя

Заказчик направляет протоколы об итогах закупки на площадку, а ЭТП обеспечивает участникам доступ к ним. Договор заключают с помощью функциональности площадки. Если возникают существенные противоречия, можно через ЭТП направить заказчику протокол разногласий.

Общие положения

Напомним несколько важных положений из общих правил, которые прописаны в статье 3.2 223-ФЗ. Заказчик может:

  • Неконкурентные способы закупок и правила их проведения определяет заказчик в своем положении о закупке.
  • Закупки у единственного поставщика можно проводить также в случае, если правительство решит ввести специальные меры в сфере экономики, которые указаны в п.1 ст. 26.1 61-ФЗ Об обороне. Это могут быть поставки в рамках гособоронзаказа, а также закупки для формирования запасов определенной продукции, сырья и комплектующих изделий (ст. 3.6 223-ФЗ).

Мы рассмотрели статьи 3.5 и 3.6 223-ФЗ. В следующей части цикла разберем особенности информационного обеспечения закупок.

Правила и требования при проведении закупок с полки

Правила закупки предусматривали возможность закупать товары одного вида, по основаниям, в ряде случаев, установленных ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, по цене значительно выше цены, установленной для обычных-малых закупок, в том числе которые проводились через единый агрегатор торговли или электронные магазины-порталы. Осуществление такой закупки всегда являлось правом, но если заказчик принимал решение о реализации данного права, то возникала обязанность соблюдения особых правил.

В статье мы рассмотрим случаи, требования, правила, последовательность действий сторон закупки с учетом последних изменений действующего законодательства.

Когда можно проводить закупки с полки

Прежде всего, необходимо отметить, что ст. 24 44-ФЗ, относит закупку у единственного поставщика в электронной форме к электронной закупке. Следовательно, заказчик обязан учитывать требования ст. 24.1 и 24.2 44-ФЗ, которые устанавливают особенности проведения электронных процедур и указывают на возможность участия в электронной закупке только зарегистрированных в ЕИС и аккредитованных на ЭП участников.

Порядок проведения

Все начинается с формирования и размещения на ЭП участником закупки ПП о поставке товара. Срок действия ПП не может составлять более одного месяца с даты его размещения на ЭП. При этом, участник вправе продлить срок действия ПП, отозвать или внести изменения его в любой момент до направления оператором ЭП заявки заказчику.

Обратите внимание, размещение ПП означает согласие участника закупки на направление оператором ЭП заказчикам предложений о поставке товаров. Ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в ПП, за соответствие указанных информации и документов требованиям несет участник закупки.

Требования

ПП о поставке товара участник формирует с учетом требований п. 1 ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.

Случаи применения закупки у единственного поставщика в электронной форме:

  • п.4 ч.1 ст.93
  • п.5 ч.1 ст.93
  • ч. 1 ст.93

Ч. 1 ст.93 – осуществление закупки медицинских изделий и расходных материалов, если такая закупка осуществляется в электронной форме в отношении медицинских изделий и расходных материалов, произведенных единственным на территории Российской Федерации или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, производителем. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать в отношении расходных материалов пятьдесят миллионов рублей, а в отношении медицинских изделий – двести пятьдесят миллионов рублей. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта;

  • осуществление закупки технических средств реабилитации и услуг Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, если такая закупка осуществляется в электронной форме в отношении технических средств реабилитации и услуг, произведенных (оказанных) на территории Российской Федерации или произведенных на территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.

Ограничения цены контракта и годового объема закупок

С 9 мая 2023 года законодатель увеличил ценовой порог Закупки с полки с 3 млн. рублей до 5 млн. рублей, а также ввел общий годовой объем закупок, осуществляемый в электронной закупке по ч.12 ст. 93 44-ФЗ, который не должен превышать 100 миллионов рублей.

Данное изменение цены контракта позволяет заказчику закупать более дорогую продукцию, а это крайне важно, так как цены на рынке в ряде случаев, показывают динамику роста. Кроме того, высокое предельное значение цены контракта (которое в разы выше, чем лимит стандартной закупки по п. 4-5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) позволяет заказчику вместо нескольких малых сделок провести единую закупку необходимой продукции.

Кроме того, раньше Закупки с полки включались в общий годовой объем закупок, в случаях закупки у единственного поставщика по п. 4-5 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Сегодня вопрос снят. Это произошло благодаря внесению изменений в формулировки указанных случаев ст.93 44-ФЗ и введению общего размера годового объема закупок для всех случаев применения данного формата электронной закупки.

Общие требования

  • Применение национального режима при осуществлении закупок.п.3 ч.12.ст 93 Применяется к НПА по запретам и ограничениям
  • Закупка вносится в план-график самостоятельной позицией в общий раздел, при этом, год плана графика – это год размещения извещения.– ИКЗ соответствует одной закупке;
  • Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с ЕППИ), начальная сумма цен единиц ТРУп.3 ч.12 ст. 93 – содержание извещения (НМЦК, начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей);п.4 ч.12. ст.93 – приложения к извещению (проект контракта, обоснование цены контракта у единственного поставщика).
  • Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов в закупкахп.3 ч.12. ст. 93 – содержание извещения (информация о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29);Норма не соответствует требованиям в ст.28-29, в которых указывается предоставления преимущества по результатам конкурентных закупках.
  • Требования к участникам закупкип. 3 ч. 12. ст. 93 – содержание извещения (единые требования, дополнительные требования);– требования ч. 1.1 статьи 31 (реестр недобросовестных поставщиков) (при наличии – право).

Правила описания объекта закупкип. 1 ч. 12 ст.93– участник формирует ПП (наименование товара и его характеристики) по КТРУ;п.3 ч.12 ст. 93 – заказчик формирует извещение (наименование товара и его характеристики) по КТРУуказывается ОДНО наименование товара с ОДНОЙ начальной ценой за единицу, ОДНИМ сроком и местом поставки;Письмо Минфина № 24-06-08/9591Нельзя устанавливать дополнительные характеристики.– количество закупаемого товара; Без объема закупать нельзя

Статья 34, 94, 103.Особенности исполнения контракта.Реестр контрактов, заключенных заказчикамип. 4 ч. 12. ст. 93 – приложения к извещению (проект контракта);– заключение контракта осуществляется в соответствии с требованиями ст.34;-предусмотрена электронная приемка;– сведения передаются в реестр контрактов

Извещение об осуществлении закупки.п. 3 ч. 12 ст. 93 – содержание извещения (все обязательные и возможные требования);п. 4 ч. 12 ст. 93 – приложения к извещению (проект контракта, обоснование цены контракта у единственного поставщика);– не предусмотрено внесение изменений в извещение.-технически (по регламенту) невозможно отменить закупку

Статья 44, 96Обеспечение заявки на участие в закупке.Обеспечение исполнения контракта.п.3 ч.12.ст 93 – содержание извещения (отсутствует обеспечение заявки);– обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств – право заказчика

Заключение контракта по результатам ЭПп.7 ч. 12 ст. 93 – регламент заключения контракта установлен в порядке ст.51 (с учетом ч.6 ст.50 (запрос котировок в электронной форме) по срокам); Не предусмотрен протокол разногласий, увеличение количество товара на сумму экономии

Часто задаваемый вопрос по закупке в порядке ч.12 ст.93 44-ФЗ – это вопрос о привлечении закупочной комиссии заказчика к осуществлению электронной закупки у единственного поставщика. По регламенту, необходимо помнить, что именно

– принимает в отношении каждой заявки решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении;

– на основании решений присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер;

– формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика.

Кроме этого, ст.39 44-ФЗ и письмо Минфина N 24-06-08/9591, указывают на необходимость создания и работы закупочной комиссии, , в конкурентных закупках.

Таким образом, полномочия по рассмотрению заявок на участие в электронных закупках у единственного поставщика необходимо закрепить во внутренних документах организации за конкретным специалистом (сотрудником контрактной службы либо контрактным управляющим).

Пример расчета сроков и порядка действий заказчика, оператора ЭП, участника-победителя

Заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС извещение:

18 сентября 2023 года (понедельник) 11.00

Оператор ЭП в течение одного часа момента размещения в ЕИС извещения подбирает предложения для заказчика:

18 сентября 2023 года (понедельник) 12.00

п.5 ч.12 ст.93 С 1 января 2023года достаточно 1 соответствующего ПП.– если соответствующих заявок нет- заказчику направляется уведомление об отсутствии заявок на участие в закупке и размещение уведомления в ЕИС

– присваивает каждой заявке на участие в закупке идентификационный номер, порядковый номер

Заказчик не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов по ПП:

19 сентября 2023 года (вторник) до 16.00

п.6 ч.12 ст.93 – принимает в отношении каждой заявки решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении;

Оператор ЭП течение одного часа с момента получения такого протокола размещает его в ЕИС и на ЭП.

19 сентября 2023 года (вторник) 17.00

Заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика:

20 сентября 2023 года (среда)

п.1 ч.6 ст.50 – заказчик формирует и размещает в ЕИС и на ЭП проект контракта

Участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления размещения проекта контракта:

21 сентября 2023 года (четверг)

п.2 ч.6 ст.50 – подписывает проект контракта и одновременно размещает на ЭП и в ЕИС подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта

Заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления подписания проекта контракта, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика:

22 сентября 2023 года (пятница)

п.3 ч.6 ст.50 – подписывает и размещает в ЕИС и на ЭП контракт

Конечно, к «Закупкам с полки» остаются вопросы.

Но на мой взгляд, именно явные преимущества регламента данного формата закупки делают ее крайне привлекательной, как для заказчиков, так и для участников рынка.

Преимущества и плюсы

– короткие сроки (минимально 4-5 рабочих дней)– быстрая реализация продукции– прозрачность закупки: возможность контроля каждого этапа закупки через ЕИС от обоснования цены до подписания контракта.

– высокий ценовой порог– упрощенный формат участия

– возможность дополнительногогодового объема закупки по случаям п. 4 – 5.2 ч. 1 ст. 93

– обязанность для участника заключить контракт (нельзя отказаться)

Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту –Постановление №102).

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее по тексту – Постановление N 617)

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 27.03.2023) «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее по тексту – Постановление N 616)

Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. N 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Постановление N 1289)

Поиск закупок у единственных поставщиков

В ЕИС таких закупок нет, их можно найти на официальном интернет-портале правовой информации в разделе «Правительство Российской Федерации».

Здесь можно отфильтровать документы по сроку публикации: день обращения, неделя, месяц.

Рекомендация: чтобы не пропустить интересные тендеры, следует мониторить портал 1-2 раза в неделю. Изучение одного распоряжения займёт всего несколько минут. В первую очередь следует обращать внимание на предмет закупки и объём работы, который исполнитель может отдать субподрядчикам.

Кто становится единственным исполнителем

Заказчики вправе самостоятельно проводить закупки у единственного поставщика в случаях, определённых законом. Мы же разбираем ситуацию, когда таких исполнителей назначает Правительство РФ (ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – 44-ФЗ)).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Как правило, контракты на закупки у единственного поставщика касаются:

В распоряжении Правительства указывают следующие сведения:

Единственные исполнители вправе привлекать к работе субподрядчиков, что делает такие закупки интересными для других поставщиков. К примеру, согласно распоряжению Правительства РФ от 24 декабря 2022 года № 4178-р, исполнитель должен выполнить самостоятельно не менее 5% стоимости работы, а оставшиеся 95% можно распределить между субподрядчиками.

Подобного рода распоряжения появляются практически каждую неделю. Обычно единственными исполнителями становятся:

Как осуществить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ

Вы можете заключить контракт с единственным поставщиком в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом процедура закупки имеет ряд особенностей.

В некоторых случаях вам понадобится обосновать цену контракта с единственным поставщиком, согласовать заключение контракта с контрольным органом или направить в его адрес уведомление.

Для ряда закупок у единственного поставщика вы можете заключить контракт в свободной форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ.

Закупка у единственного поставщика не предполагает размещение в ЕИС извещения. Исключение — закупки, проводимые в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Как выбрать единственного поставщика

Единственный поставщик — это физическое или юридическое лицо, с которым можно заключить контракт без проведения конкурентной процедуры. Заключить контракт с таким поставщиком можно только в определенных случаях (ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Например, если закупаются товары на сумму не более 600 тыс. руб. или не более 5 млн руб., если закупка проводится в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

За заключение контракта с единственным поставщиком в ситуации, которая в Законе N 44-ФЗ не указана, предусмотрен штраф в размере 30 тыс. или 50 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ). Кроме того, такой контракт могут признать недействительным.

Обратите внимание, что выбранный вами единственный поставщик должен соответствовать единым требованиям, установленным для всех участников закупок.

Как включить в план-график закупку у единственного поставщика

Закупки у единственного поставщика в большинстве случаев включают в план-график в общем порядке.

Если вы планируете закупки на основании п. п. 4, 5, 23, 26, 33, 42, 44 ч. 1, ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, то внесите в план-график информацию о них как об отдельных закупках в размере годового объема их финансового обеспечения. Обратите внимание: закупки по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и закупки на сумму не более 5 млн руб. по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ надо указывать раздельно. Графы 3, 4, 12, 14 разд. 2 формы плана-графика заполнять не нужно. В качестве наименования объекта закупки укажите положение Закона N 44-ФЗ, которое является основанием для таких закупок (пп. «г» п. 18 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279; далее — Порядок N 1279).

Если вы планируете закупки в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, но они не названы в пп. «г» п. 18 Порядка N 1279, формируйте позиции плана-графика в обычном порядке, предусмотренном Порядком N 1279 (Письмо Минфина России от 22.04.2020 N 24-01-08/32472).

Обоснование закупки у единственного поставщика при ее планировании формировать не нужно, поскольку это не предусмотрено Законом N 44-ФЗ. Для признания закупки обоснованной достаточно только, чтобы она соответствовала требованиям данного Закона в части нормирования и формирования цены контракта с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ). В ряде случаев вам потребуется включить в контракт обоснование его цены (ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

При планировании закупок по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ учитывайте установленный данными нормами годовой объем таких закупок, который вы не можете превышать.

Для расчета годового объема закупок, который вы можете провести у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ, сделайте следующее:

  1. определите совокупный годовой объем ваших закупок (СГОЗ);

  2. самостоятельно выберите один из вариантов предельного годового объема закупок, который вы можете осуществить по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ:

• 2 млн руб.; • 10% от СГОЗ, но не более 50 млн руб.

Учтите, что в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений эти ограничения не действуют. А если закупки проводит федеральный орган исполнительной для нужд госорганов, созданных для обеспечения деятельности Президента РФ или Правительства РФ, лимиты рассчитываются отдельно для каждого такого госоргана (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

  1. если вы относитесь к определенной категории заказчиков, которые могут закупать у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, дополнительно выберите один из вариантов предельного годового объема таких закупок:

• 5 млн руб.; • 50% от СГОЗ, но не более 30 млн руб.

Указанные определенные категории заказчиков могут закупать у единственного поставщика по обоим основаниям — как по п. 4, так и по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при этом расчет предельных объемов по каждому из этих оснований производится отдельно.

Учтите также, что электронные закупки у единственного поставщика до 5 млн руб., проводимые в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, также входят в расчет объема малых закупок по п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в зависимости от того, по какому основанию вы их проводите.

Какие документы нужно составить при закупке у единственного поставщика

По общему правилу Закон N 44-ФЗ не предусматривает вашей обязанности разрабатывать документацию о закупке и извещение о ней (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В ряде случаев вам нужно составить обоснование цены, чтобы включить его в контракт (ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). При проведении малой закупки в электронной форме по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нужно сформировать извещение, включающее проект контракта и обоснование цены (п. п. 3, 4 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Также целесообразно оформить приказ о закупке у единственного поставщика. Это необязательно, но позволит зафиксировать основание для выбора такого способа закупки и ее основные условия.

Ак обосновать цену контракта при закупке у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ

При закупке у единственного поставщика вы должны определить цену контракта. При этом в ряде случаев необходимо также обосновать ее и включить обоснование в контракт. Речь идет о следующих случаях (ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ):

• выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

• закупка работ (услуг), выполнить (оказать) которые могут только органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, государственные унитарные предприятия либо акционерные общества, все акции которых принадлежат РФ (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

• закупка товаров, работ, услуг у учреждений и (или) предприятий уголовно-исполнительной системы (в том числе только для нужд организаций, предприятий, учреждений и органов УИС) в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1292 (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

• закупки сырья, материалов, комплектующих изделий, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при трудоустройстве осужденных на основании и за счет договоров, которые заключены учреждением, исполняющим наказания, с юрлицами (п. 12 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • закупка услуг по участию в мероприятии, проводимом для нескольких заказчиков, у исполнителя, определенного по Закону N 44-ФЗ заказчиком — организатором мероприятия (п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • закупка услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок — бланков строгой отчетности (п. 18 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • закупка услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объекта капстроительства, по авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капремонтом объекта капстроительства соответствующими авторами, закупка услуг по техническому и авторскому надзору за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ авторами проектов (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • закупка услуг по управлению многоквартирным домом, помещения в котором находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • закупка работ, услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений; сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; содержанию и ремонту общего имущества в здании, нежилых помещений, принадлежащих заказчику на праве собственности, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, переданных на ином законном основании; услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, охране, обращению с твердыми коммунальными отходами, если данные работы, услуги оказываются другому лицу (лицам), пользующемуся нежилыми помещениями, которые находятся вместе с помещениями заказчика в одном здании (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). По этому основанию контракт заключается с подрядчиком (исполнителем) работ (услуг), а при отсутствии такой возможности — с лицом, с которым контракт (договор) на работы (услуги) уже заключен; • закупка предусмотренных правительственным Перечнем товаров, работ, услуг для подготовки и проведения выборов, референдума, осуществления деятельности избирательной комиссии, комиссии референдума (кроме закупок, указанных в п. п. 6, 7, 9 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ) (п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • приобретение нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для государственных, муниципальных нужд (п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка, а также аренда жилых помещений, находящихся за границей, заказчиками, которые осуществляют там деятельность (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 14.05.2020 N 24-05-07/39055); • закупка у физлиц преподавательских услуг и услуг экскурсовода (гида) (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за границей по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2013 N 1011 (п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • заключение образовательными организациями, признанными инновационными площадками, контракта на поставку оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на такие товары за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования (п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • закупка изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в Порядке, утвержденном Приказом Минпромторга России от 18.02.2019 N 451 (п. 37 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • приобретение стандартного жилья органами исполнительной власти (местного самоуправления) у юрлица, которое заключило договор о комплексном развитии территории, предусматривающий строительство такого жилья. Контракт заключается по цене и в сроки, которые определены этим договором (п. 38 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • приобретение стандартного жилья органами исполнительной власти (местного самоуправления) у лица, которое заключило в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ договор безвозмездного пользования земельным участком или аренды земельного участка, предусматривающий строительство такого жилья по цене и в сроки, которые определены любым из указанных договоров (п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности по перечню, который утверждает руководитель такого органа (п. 40 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения органов ФСБ России средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом по перечню, который утверждает руководитель ФСБ России (п. 41 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • закупка товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, по перечню товаров (работ, услуг), утвержденному руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление такой деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); • закупка уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти работ по изготовлению акцизных марок для маркировки табачной продукции, ввозимой в РФ, по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ (п. 49 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Определить и обосновать цену контракта с единственным поставщиком надо в порядке, который предусмотрен в ст. 22 Закона N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 93 данного Закона).

Ак составить приказ об осуществлении закупки у единственного поставщика

Однако составлять такой приказ все-таки целесообразно, это снизит риск возникновения ошибок, позволит закрепить принятые решения по организации закупки, сроки мероприятий и ответственных лиц. В приказе укажите сведения об объекте закупки, необходимые мероприятия для проведения закупки, их сроки и ответственных лиц.

Рекомендуем также указать в приказе основание закупки у единственного поставщика по ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Подписать этот документ может руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо, например, контрактный управляющий.

Ужно ли размещать в ЕИС извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика

По общему правилу не нужно. Извещение о закупке у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ не составляется и, следовательно, не размещается в ЕИС (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Исключением являются закупки по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в случае проведения закупки в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При их проведении заказчиком размещается в ЕИС извещение, включающее в себя в том числе проект контракта и обоснование цены (п. п. 3, 4 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Минфин России разъяснил некоторые вопросы об особенностях проведения закупок согласно ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (Письмо от 12.02.2021 N 24-06-08/9591).

Ужно ли использовать сведения из КТРУ в документах закупки у единственного поставщика

При закупке у единственного поставщика используйте КТРУ в общем порядке применения каталога, особенностей или исключений для таких закупок не предусмотрено. Руководствуйтесь КТРУ, чтобы отражать информацию о товарах, работах, услугах в контракте с единственным поставщиком (п. п. 2, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, Письмо Минфина России от 13.02.2020 N 24-06-07/9746). Кроме того, использование КТРУ в извещении об электронной малой закупке товара прямо предусмотрено в п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Как заключить контракт с единственным поставщиком

В контракт с единственным поставщиком включаются те же существенные условия, что и в иные контракты. Однако в ряде случаев вы можете их не указывать и заключить контракт в любой форме по Гражданскому кодексу РФ (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Если вы хотите иметь возможность в ходе исполнения контракта расторгнуть его в одностороннем порядке, предусмотрите это в контракте.

При заключении контракта с единственным поставщиком нужно учесть и иные особенности. Например, если контракт заключается по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры, в ряде случаев его нужно согласовать с контрольным органом. Срок заключения контракта с единственным поставщиком зависит от того, есть ли соответствующая позиция в плане-графике, вносились ли в него изменения и нужно ли согласовывать заключение контракта с контрольным органом.

Важно! В некоторых случаях при заключении контракта с единственным поставщиком до того, как направить проект контракта участнику закупки, необходимо направить его на проверку в контрольный орган (п. 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 N 1193).

Обратите внимание, что по итогам закупки, проводимой по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается в электронной форме. При этом имеется ряд особенностей.

Для осуществления закупки у единственного поставщика (кроме закупок для муниципальных нужд), определенного актами Президента или Правительства РФ, необходимо составить обращение. На основании него будет подготовлен акт Президента или Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Порядка, утвержденного Указом Президента РФ от 14.09.2020 N 558). При направлении такого обращения в Правительство РФ нужно руководствоваться Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 N 1649 (далее — Порядок N 1649).

Как внести изменения в закупку у единственного поставщика

В план-график вы можете внести изменения в отношении закупки у единственного поставщика не позднее чем за один день до дня заключения контракта или не позднее чем за один день до размещения в ЕИС извещения в случае закупки у единственного поставщиком в результате малой закупки в электронной форме согласно ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Исключение — закупка по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ: изменения вносятся не позднее дня заключения контракта (ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 23 Порядка N 1279).

Обратите внимание: при проведении малой закупки у единственного поставщиком в электронной форме согласно ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не допускается внесение изменений в размещенное в ЕИС извещение (п. 4 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

После заключения контракта вы можете изменить ряд его существенных условий.

Как отменить закупку у единственного поставщика

Если вы хотите отменить закупку у единственного поставщика, внесите соответствующие изменения в план-график (при необходимости). Если был издан приказ о ее проведении, его целесообразно отменить.

Полагаем, что при проведении малой закупки у единственного поставщика в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ после размещения извещения в ЕИС нельзя отменить данную закупку, так как нет оснований для отмены определения поставщика согласно ст. 36 Закона N 44-ФЗ.

С 1 января 2025 года статья 93 44-ФЗ дополняется частью 14 следующего содержания

В случаях, предусмотренных пунктами 1, 10, 13 — 21, 26, 28, 30, 33, 35 — 37, 40, 41, 46 (за исключением контрактов, заключаемых с физическими лицами), 47, 48, 52, 56 и 60 части 1 настоящей статьи, допускается заключение контракта с использованием единой информационной системы в порядке, установленном пунктом 3 части 5 настоящей статьи. В случаях, предусмотренных пунктами 2 (за исключением случая, если в предусмотренных пунктом 2 части 1 настоящей статьи указе или распоряжении Президента Российской Федерации, постановлении или распоряжении Правительства Российской Федерации установлено условие о заключении контракта без использования единой информационной системы), 6, 6.1, 11, 12, 28.1, 54 и 55 части 1 настоящей статьи, заключение контракта осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 части 5 настоящей статьи.При заключении в соответствии с настоящей частью контракта в порядке, установленном пунктом 3 части 5 настоящей статьи, заказчик вправе осуществлять предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона формирование содержащихся в проекте контракта информации и документов без использования единой информационной системы, за исключением формирования цены контракта и идентификационного кода закупки.При включении информации и документов о контракте, заключенном в порядке, установленном пунктом 3 части 5 настоящей статьи, в реестр контрактов, заключенных заказчиками, и при исполнении такого контракта применяются положения настоящего Федерального закона, касающиеся контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры.

Способы привлечения субподрядчиков

Стать субподрядчиком единственного поставщика можно 2 способами:

Проведение коммерческой закупки

На денежные средства, которые были заработаны самостоятельно (а не на бюджетные), госкомпании вправе проводить коммерческие закупки по Гражданскому кодексу РФ.

В коммерческих закупках заказчики не обязаны привлекать в качестве поставщиков субъектов малого бизнеса, а также в них не действуют условия нацрежима и другие нормы законов 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Заказчики вправе самостоятельно устанавливать в договоре с субподрядчиками:

Заказчики также проводят коммерческие закупки, чтобы найти субподрядчиков. Закупки могут проходить на любых электронных торговых площадках (далее – ЭТП), а найти их можно на сайтах самих компаний или в специальных агрегаторах торгов (к примеру, Контур.Закупки).

Так, актуальные закупки Ростелекома опубликованы на его сайте вместе с инструкцией, как стать поставщиком компании. Помимо этого, закупки госкорпорации размещены на ЭТП.

Если госкомпания проводит тендер по 223-ФЗ, то он будет регулироваться законом и положением о закупках заказчика.

Рекомендация: для поиска закупок следует мониторить сразу несколько источников (сайты заказчиков, агрегаторы, торговые площадки) и связываться напрямую с заказчиком.

Заключение прямого договора с поставщиком

Субподрядчик может напрямую заключить договор с единственным поставщиком в соответствии с ГК РФ. Ответственность субподрядчика фиксируется в договоре с единственным поставщиком и не зависит от его контракта с государственным заказчиком.

Читайте также:  Школа метрологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *