89 фз об отходах с изменениями от 2023 года с комментариями

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                               22 мая 1998 года

Одобрен Советом Федерации                                    10 июня 1998 года

(В редакции федеральных законов от 29. 2000 № 169-ФЗ, от 10. 2003 № 15-ФЗ, от 22. 2004 № 122-ФЗ, от 09. 2005 № 45-ФЗ, от 31. 2005 № 199-ФЗ, от 18. 2006 № 232-ФЗ, от 08. 2007 № 258-ФЗ, от 23. 2008 № 160-ФЗ, от 08. 2008 № 196-ФЗ, от 30. 2008 № 309-ФЗ, от 18. 2011 № 242-ФЗ, от 19. 2011 № 248-ФЗ, от 07. 2011 № 303-ФЗ, от 21. 2011 № 331-ФЗ, от 25. 2012 № 93-ФЗ, от 29. 2012 № 96-ФЗ, от 28. 2012 № 128-ФЗ, от 23. 2013 № 226-ФЗ, от 21. 2013 № 278-ФЗ, от 25. 2013 № 317-ФЗ, от 21. 2014 № 219-ФЗ, от 21. 2014 № 261-ФЗ, от 29. 2014 № 458-ФЗ, от 29. 2014 № 485-ФЗ, от 29. 2015 № 203-ФЗ, от 13. 2015 № 224-ФЗ, от 29. 2015 № 392-ФЗ, от 29. 2015 № 404-ФЗ, от 05. 2016 № 104-ФЗ, от 03. 2016 № 254-ФЗ, от 28. 2016 № 486-ФЗ, от 05. 2017 № 393-ФЗ, от 31. 2017 № 503-ФЗ, от 29. 2018 № 272-ФЗ, от 25. 2018 № 483-ФЗ, от 26. 2019 № 225-ФЗ, от 02. 2019 № 272-ФЗ, от 16. 2019 № 431-ФЗ, от 27. 2019 № 450-ФЗ, от 07. 2020 № 117-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 01. 2021 № 273-ФЗ, от 02. 2021 № 356-ФЗ, от 14. 2022 № 268-ФЗ, от 14. 2022 № 280-ФЗ, от 07. 2022 № 391-ФЗ, от 19. 2022 № 519-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

Читайте также:  Пермские власти рассказали как получить разрешение на запуск дрона

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 16.12.2019 № 431-ФЗ)

абзац; (Утратил силу – Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

размещение отходов – хранение и захоронение отходов;

хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ; от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); (В редакции федеральных законов от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 27.12.2019 № 450-ФЗ)

обезвреживание отходов – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции федеральных законов от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 27.12.2019 № 450-ФЗ)

объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

трансграничное перемещение отходов – перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

лом и отходы цветных и (или) черных металлов – пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2000 № 169-ФЗ)

сбор отходов – прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ)

транспортирование отходов – перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 356-ФЗ)

накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ)

обработка отходов – предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

норматив накопления твердых коммунальных отходов – среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

объекты захоронения отходов – предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I – V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

объекты хранения отходов – специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

объекты обезвреживания отходов – специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также – региональный оператор) – оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ)

группы однородных отходов – отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме); (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации – соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

отходы от использования товаров – отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ)

абзац; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)  (Утратил силу – Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ)

федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности – юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее также – федеральный оператор); (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ)

российский экологический оператор – публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ)

оператор по обращению с отходами I и II классов опасности – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ)

вторичные ресурсы – отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ)

Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами

1. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ; от 23.07.2013 № 226-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

3. Отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 21.07.2014 № 261-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 272-ФЗ)

Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами

(Наименование в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

1. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:

максимальное использование исходных сырья и материалов;

предотвращение образования отходов;

сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

(Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

Статья 4. Отходы как объект права собственности

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

(Статья в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

Статья 41. Классы опасности отходов

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс – чрезвычайно опасные отходы;

II класс – высокоопасные отходы;

III класс – умеренно опасные отходы;

IV класс – малоопасные отходы;

V класс – практически неопасные отходы.

(Дополнение статьей  – Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами

К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;

проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

абзац; (Утратил силу – Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

абзац; (Утратил силу – Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

абзац; (Утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

установление федеральных норм и правил, нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 19.07.2011 № 248-ФЗ; от 05.04.2016 № 104-ФЗ)

осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

организация государственного учет

Принят Государственной Думой                              28 июня 2022 года

Одобрен Советом Федерации                                   8 июля 2022 года

Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009; 2001, № 1, ст. 21; 2004, № 35, ст. 3607; 2009, № 1, ст. 17; 2015, № 1, ст. 11; 2016, № 1, ст. 24; 2018, № 1, ст. 87; № 31, ст. 4861; 2019, № 30, ст. 4127; № 51, ст. 7483; № 52, ст. 7768; 2021, № 27, ст. 5184) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:

“сбор отходов – прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;”;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

“вторичные ресурсы – отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.”;

2) пункт 4 статьи 14 после слова “требования,” дополнить словами “в том числе к способам складирования, помещениям, в которых осуществляется складирование, оборудованию, применяемому для складирования отходов и их компонентов, ограничениям по срокам накопления и хранения отходов,”;

3) пункт 1 статьи 144 после слова “объектов” дополнить словом “утилизации,”;

4) главу III дополнить статьей 171 следующего содержания:

“Статья 171. Требования к обращению с вторичными ресурсами

1. Отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии, в соответствии с настоящим Федеральным законом могут быть отнесены к вторичным ресурсам.

2. Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается.

3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, обеспечивают их утилизацию самостоятельно либо передачу другим лицам в целях утилизации.

4. Вторичные ресурсы, являющиеся ломом и отходами цветных и (или) черных металлов, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 131 настоящего Федерального закона.

Вторичные ресурсы, относящиеся к отходам I и II классов опасности, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 144 настоящего Федерального закона.

5. Физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов.

6. В местах сбора вторичных ресурсов может осуществляться складирование вторичных ресурсов как по видам вторичных ресурсов, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами.”;

5) пункт 1 статьи 19 после слова “образовавшихся,” дополнить словом “обработанных,”;

6) в абзаце первом пункта 3 статьи 24 слова “и перечень которых устанавливается” заменить словами “, производстве продукции, выполнении работ с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе, перечни которых устанавливаются”;

7) в статье 243:

а) в пункте 1 первое предложение изложить в следующей редакции: “Единая федеральная государственная информационная система учета отходов от использования товаров является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, информацию о вторичных ресурсах и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию (далее – система).”;

б) абзац первый пункта 2 после слов “в сфере обращения с отходами от использования товаров” дополнить словами “и вторичных ресурсов”;

в) пункт 6 дополнить словами “и (или) осуществляющие утилизацию вторичных ресурсов”.

Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2011, № 30, ст. 4590, 4596; № 48, ст. 6732; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 30, ст. 4059; № 52, ст. 6971; 2014, № 30, ст. 4220; № 48, ст. 6642; 2015, № 1, ст. 11; № 27, ст. 3994; 2016, № 1, ст. 24; № 15, ст. 2066; № 27, ст. 4187; 2017, № 31, ст. 4774; 2018, № 31, ст. 4841; 2019, № 30, ст. 4097; № 52, ст. 7768, 7771; 2021, № 11, ст. 1704; № 24, ст. 4188; 2022, № 1, ст. 15) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:

“вторичное сырье – продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации Российской Федерации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.”;

2) статью 5 дополнить абзацами следующего содержания:

“установление перечней видов продукции (товаров), работ, услуг, производство, выполнение и оказание которых осуществляются с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству и выполнению;

установление перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации либо их обработка и (или) утилизация затруднительны.”;

3) абзац четвертый пункта 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:

“хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона.”;

4) статью 161 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались такие побочные продукты.”;

5) пункт 1 статьи 162 дополнить абзацем следующего содержания:

“Особенности определения платежной базы для исчисления платы за размещение отходов в случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона устанавливаются правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.”;

6) статью 163 дополнить пунктом 62 следующего содержания:

“62. В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона размер платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов исчисляется в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, с применением к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду дополнительного коэффициента, равного 52.

В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 511 настоящего Федерального закона указанный дополнительный коэффициент применяется к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду, если побочные продукты производства размещены на объектах размещения отходов по истечении одиннадцати месяцев с даты образования таких продуктов.”;

7) в статье 164:

а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11. В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона плата за размещение отходов вносится по месту нахождения:

1) объекта размещения отходов, на котором размещены побочные продукты производства, в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 8 статьи 511 настоящего Федерального закона;

2) объекта, на котором осуществлялось складирование побочных продуктов производства, в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 8 статьи 511 настоящего Федерального закона.”;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (за исключением платы за размещение отходов, вносимой в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта) признается календарный год.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за размещение отходов в случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона признается календарный год, в котором такие побочные продукты производства признаны отходами.”;

в) дополнить пунктом 51 следующего содержания:

“51. Квартальные авансовые платежи в текущем отчетном периоде не вносятся лицами, указанными в пункте 4 статьи 161 настоящего Федерального закона.”;

г) пункт 8 дополнить абзацем следующего содержания:

“В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 настоящего Федерального закона декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов представляется лицами, указанными в пункте 4 статьи 161 настоящего Федерального закона, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объектов, указанных в пункте 11 настоящей статьи.”;

8) дополнить статьей 511 следующего содержания:

“Статья 511. Требования при обращении с побочными продуктами производства

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в федеральный классификационный каталог отходов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи.

2. К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются побочные продукты производства, осуществляют их отдельный учет обособленно от учета основной продукции производства и отходов.

4. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались побочные продукты производства, информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи отражают в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с порядком, установленным статьей 67 настоящего Федерального закона.

5. При обращении с побочными продуктами производства (складировании (хранении), транспортировке, обработке (переработке), в том числе обезвреживании, использовании) не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.

6. Не допускается передача юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем третьим лицам побочных продуктов производства, которые не соответствуют требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Побочные продукты производства не признаются отходами, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 10 настоящей статьи.

8. Побочные продукты производства признаются отходами в случае:

1) размещения побочных продуктов производства на объектах размещения отходов;

2) неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.

9. В случаях, установленных пунктом 8 настоящей статьи, датой признания побочных продуктов производства отходами является наиболее ранняя из дат наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. В случае признания побочных продуктов отходами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в результате деятельности которых образовались такие побочные продукты, обязаны исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

10. Правительство Российской Федерации устанавливает перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.”;

9) в статье 67:

а) в пункте 3:

дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:

“о побочных продуктах производства, в том числе информацию о видах таких продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве либо о передаче другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции и результатах таких использования либо передачи;”;

абзацы пятый – седьмой считать соответственно абзацами шестым – восьмым;

б) в пункте 6:

абзац второй дополнить словами “и побочных продуктов производства”;

абзац четвертый дополнить словами “и побочными продуктами производства”.

Пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2716; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4322; 2013, № 9, ст. 874; № 27, ст. 3477; 2014, № 30, ст. 4256; № 42, ст. 5615; 2015, № 1, ст. 11; № 29, ст. 4342; № 44, ст. 6047; 2016, № 1, ст. 51; 2018, № 31, ст. 4838; № 32, ст. 5116; № 45, ст. 6841; № 53, ст. 8424; 2019, № 16, ст. 1817; № 25, ст. 3168; № 31, ст. 4441, 4457; № 52, ст. 7796; 2020, № 8, ст. 915; № 31, ст. 5029; 2021, № 18, ст. 3072; № 22, ст. 3691; № 24, ст. 4188; № 27, ст. 5177; № 50, ст. 8410; 2022, № 1, ст. 59) дополнить словами “(за исключением случаев, если сбор отходов I – IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения)”.

Пункт 4 части 4 статьи 14 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ “О промышленной политике в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 41; 2019, № 31, ст. 4449; 2022, № 18, ст. 3016) после слов “источников энергии” дополнить словами “, вторичного сырья”.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 марта 2024 года.

3. Положения пункта 2 статьи 171 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” применяются с 1 января 2030 года.

4. Положения пунктов 4, 8 и 9 статьи 511 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” не применяются к побочным продуктам производства, учтенным в качестве таких продуктов до 1 марта 2023 года.

Президент Российской Федерации                              В.Путин

По вопросу накопления отходов

Юридическое заключение по вопросу накопления отходов

Основные выводы заключения:

1.После образования отходов обращение с отходами осуществляется исключительно в рамках следующих видов деятельности:

2.Хозяйствующий субъект, образовавший отходы, обязан в течение 11 месяцев с момента их образования осуществить действия по их утилизации, обезвреживанию, размещению или передать отходы другим организациям для указанных целей;

3.Передача отходов в течение 11 месяцев с момента их образования для целей утилизации, обезвреживания или размещения третьим лицам является выполнением образователем отходов обязанностей, предусмотренных ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При этом осуществление лицами, принявшими отходы действий по их фактической утилизации, обезвреживанию, размещению за пределами 11 месячного срока накопления, не является нарушением законодательства и основанием для применения к образователю отходов каких-либо мер ответственности;

4.Размещение отходов (хранение и захоронение) допускается исключительно в объектах размещения отходов, а накопление (сроком до одиннадцати месяцев) – в т.ч. местах, не являющихся объектами размещения отходов.

Таким образом, складирование отходов вне объекта размещения отходов не является размещением отходов;

5.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образованы и не размещены в объекте размещения отходы (при предъявлении государственными органами требований о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе с применением повышающих коэффициентов), плату за размещение отходов не уплачивают;

6.Превышение одиннадцатимесячного срока накопления отходов является несанкционированным накоплением;

7.В случае превышения одиннадцатимесячного срока накопления отходов возможны следующие негативные последствия:

8.В случае превышения одиннадцатимесячного срока накопления отходов плата за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) не уплачивается;

9.В случае систематического превышения одиннадцатимесячного срока накопления отходов уполномоченные государственные органы вправе вынести предписание о прекращении нарушения срока накопления отходов и (или) создания объекта размещения отходов.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (август 2020 года)

Заказать полный текст заключенияиз Центра правового обеспечения природопользования(от 1 000 руб)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *