Раздел 5. Разработка управленческих решений в условиях риска
Цели и задачи:
- Получение общетеоретических знаний о методах и подходах к процессу принятия решений в условиях риска.
- Изучение содержания понятия риск при построении процесса принятия управленческих решений.
- Изучение математических методов принятия управленческих решений в условиях риска.
Содержание понятия риск при принятии управленческих решений
При выборе планового решения в условиях риска известны или задаются субъективные вероятности возможных состояний внешней среды. При этом задача формулируется следующим образом:
- Есть множество альтернатив и множество состояний внешней среды.
- Известны субъективные вероятности состояния среды.
- Для каждого сочетания альтернативного решения.
Методы выбора
Существующие методы выбора базируются в основном на использовании вероятностных мер в качестве критериев выбора. В теории статистических решений обычно используются принцип Байеса, принцип Бернулли и принцип энтропии математического ожидания функции полезности.
Методы управления рисками
Базовыми методами риск-менеджмента являются отказ от риска, снижение, передача и принятие. Риск-инструментарий также включает политические, организационные, правовые, экономические, социальные инструменты. Наиболее часто применяемым инструментом риск-менеджмента является страхование.
Примеры других инструментов могут включать:
- Отказ от чрезмерно рисковой деятельности (метод отказа).
- Профилактика или диверсификация (метод снижения).
- Затратных рисковых функций (метод передачи).
- Формирование резервов или запасов (метод принятия).
Подходы к оценке рисков
Оценка риска может быть осуществлена путем оценки вероятности событий на основе статистических данных или экспертной оценки. Для управления риском задаются ограничения на вероятности нежелательных событий.
Иногда под уменьшением риска понимают уменьшение дисперсии случайной величины, поскольку при этом уменьшается неопределенность. В теории принятия решений риск – это плата за принятие решения, отличного от оптимального, он обычно выражается как математическое ожидание. В экономике плата измеряется обычно в денежных единицах, т.е. в виде финансового потока (потока платежей и поступлений) в условиях неопределенности.
Методы математического моделирования позволяют предложить и изучить разнообразные методы оценки риска. Широко применяются два вида методов – статистические, основанные на использовании эмпирических данных, и экспертные, опирающиеся на мнения и интуицию специалистов.
## Этапы принятия управленческого решения
Анализ результата управленческих решений играет значительную роль в эффективном руководстве организацией. Данное исследование может быть произведено разными способами:
- 25 рабочих гипотез для увеличения конверсии
- Проверено на 150+ проектах
- Разбор кейсов
- Обзор топ 5 сервисов
- Гайд по сквозной аналитике
Независимо от сферы, в которой рассматривается управленческое решение, этот процесс можно разбить на шесть основных этапов, каждый из которых играет ключевую роль в обеспечении успешных и эффективных результатов:
## Разработка управленческих решений в условиях определенности
Темы:
- Получение общетеоретических знаний о методах разработки и принятия УР в условиях определенности.
- Ознакомление с постановкой задачи принятия решений в общем теоретическом и математическом виде.
- Изучение методов принятия решений в условиях определенности.
- Изучение метода анализа иерархий.
- Проблема планирования деятельности фирмы.
- Методы решения задач планирования в условиях полной определенности.
- Иерархическое представление проблемы.
## Практические задания
Дайте определения следующих ключевых понятий:
- Роли людей в процессах принятия решений.
- Процесс принятия решений, его этапы.
- Доминирующие и доминируемые альтернативы.
## Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение игры.
2. Дайте определение хода и стратегии.
3. По каким принципам производится классификация игр?
4. Как подразделяются игры по числу игроков?
5. Как подразделяются игры в зависимости от количества стратегий?
6. Как подразделяются игры по характеру взаимодействия между игроками?
7. Как подразделяются игры по виду выигрышей?
8. Как подразделяются игры по виду функции выигрышей?
9. Как записать игру с нулевой суммой в виде платежной матрицы?
10. Что такое нижняя и верхняя цена игры?
11. Что такое оптимальная чистая стратегия? При каких условиях существует оптимальная чистая стратегия?
12. Как уменьшить размерность платежной матрицы?
13. Приведите примеры решения матричных игр в задачах реальной экономики.
14. Существует ли решение матричной игры, нижняя цена которой не равна верхней? Как называется такая игра?
15. Что такое смешанная стратегия игрока?
16. Что такое активная стратегия?
17. Что такое цена матричной игры со смешанным расширением?
18. В каком интервале находится цена матричной игры со смешанным расширением?
Определение значения выигрыша в матричной игре
Когда один из игроков придерживается своей оптимальной смешанной стратегии, значение выигрыша в матричной игре называется ценой игры. Это значение представляет собой средний ожидаемый выигрыш игрока, который придерживается своей оптимальной смешанной стратегии.
Решение матричной игры со смешанным расширением
Решение матричной игры со смешанным расширением происходит с помощью различных методов, таких как метод потенциалов, метод смешанных стратегий и метод линейного программирования.
Математическая запись задачи определения оптимальной смешанной стратегии
Для каждого игрока задача определения оптимальной смешанной стратегии формулируется в виде решения оптимизационной задачи, где необходимо найти смешанную стратегию, которая максимизирует ожидаемый выигрыш при заданных критериях.
Преобразование коэффициентов платежной матрицы
Перед решением матричной игры со смешанным расширением необходимо привести коэффициенты платежной матрицы к виду, где максимальные значения выигрышей равны 1. Это позволяет упростить последующие вычисления и сравнения.
Определение цены игры и вероятности выбора стратегий
После решения задачи определения оптимальной смешанной стратегии можно определить значение цены игры, которое является выигрышем игрока при соблюдении этой стратегии. Также можно определить вероятности выбора стратегий каждым игроком.
Примеры решения матричных игр в реальной экономике
В реальной экономике матричные игры со смешанным расширением могут применяться, например, для моделирования конкуренции на рынке или принятия решений в сфере биржевой торговли.
Статистическая игра
Статистическая игра – это игра, в которой игроки принимают решения на основе вероятностных оценок, связанных с состояниями окружающей среды. Необходимость решения статистических игр возникает в ситуациях неопределенности и риска.
Критерии принятия решения в статистической игре
В статистической игре выбор критерия принятия решения зависит от целей игроков и степени информированности о состояниях окружающей среды. Различные критерии могут быть использованы для определения выгодной стратегии в условиях риска или неопределенности.
Критерии принятия решения в различных условиях
В условиях значительного риска потери выигрыша, необходимости получения минимально гарантированного выигрыша или недостоверности информации о вероятностях состояний окружающей среды, применяются различные критерии принятия решения для определения оптимальной стратегии.
Критерий азартного игрока и коэффициент пессимизма
Критерий азартного игрока является одним из критериев принятия решения, основанным на максимизации возможного выигрыша при игре. Коэффициент пессимизма определяется как отношение минимально гарантированного выигрыша к максимально возможному выигрышу.
Матрица рисков и решение статистических игр в экономике
Матрица рисков используется для анализа потенциальных выигрышей и потерь при различных стратегиях в статистических играх в экономике. Решение статистических игр позволяет оптимизировать управленческие решения и прогнозировать возможные исходы в условиях неопределенности.
Экономический эффект информации и методы теории игр
Определение экономического эффекта информации с помощью методов теории игр позволяет оценить потенциальную выгоду от использования информации при принятии управленческих решений. Это важно для оптимизации стратегий и максимизации выигрышей в бизнесе.
Главные мысли
Основные идеи о матричных играх, статистических играх и методах принятия управленческих решений помогают понять принципы оптимального выбора стратегий в различных условиях неопределенности и риска. Решение игр и принятие решений на основе математических моделей позволяет сделать более обоснованные и выгодные шаги в бизнесе и экономике.
Методы генерации новых идей в творческом процессе
Эти методы основываются на применении в творческом процессе семантических свойств понятий путем использования аналогии их вторичных смысловых оттенков. Основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.
Ассоциативные методы
К ассоциативным методам относятся:
- Метод фокальных объектов
- Метод гирлянд случайностей и ассоциаций
Для разработки большего количества идей решения проблемы прибегают к метафорам. Метафоры служат подсказкой для генерации идеи. Для расширения идей и повышения их оригинальности прибегают к гирляндам ассоциаций.
Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Этапы и правила мозгового штурма
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
Постановка проблемы
Предварительный этап. В начале этого этапа должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
Генерация идей
Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
- главное – количество, не делайте никаких ограничений;
- полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;
- необычные и даже абсурдные идеи приветствуются, комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Группировка, отбор и оценка идей
Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько одинаково участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Виды мозгового штурма
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
- Участники, предлагающие новые варианты решения задачи
- Члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.
В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких . Перед самим производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причем как логичные, так и . Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой , но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
Затем, когда все идеи высказаны, производится их . В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.
Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.
Изобретателем метода мозгового штурма считается , сотрудник рекламного агентства . Одним из продолжений метода мозгового штурма является
– методика психологической активизации творчества, предложенная В.Дж. Гордоном. Она является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Д. Гордон разработал этот метод решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Ее члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.
В методе применены четыре вида аналогий – прямая, символическая, фантастическая, личная.
При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т.п. или как окрашивают бумагу, кинопленки и т.п.
Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) – весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, «хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где ее касаются колеса автомобиля».
Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идет речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать все, что достается ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что дает такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.
Формализованные методы принятия решений.
Метод заключается в выявлении и устранении физических противоречий, действующих в системе. Под физическим противоречием следует понимать взаимоисключающие требования, предъявляемые к элементу системы, причем один из характеризующих его параметров должен иметь два альтернативных значения. При этом состояние элемента (движение) называется узловым параметром, а характеризуемый им элемент – узловым элементом.
Суть морфологического метода заключается в следующем:
сначала мы определяем пространство поиска, которое обязательно должно включать в себя искомое решение (схему устройства);
затем сужаем это пространство, осуществляя поиск этого решения.
В процессе морфологического синтеза мы ищем структуру синтезируемого устройства, проводя поиск на морфологическом множестве.
Балансовые методы – совокупность приемов, позволяющих исследовать и прогнозировать развитие объектов путем сопоставления прихода и расхода вещества, энергии и других потоков. В основе балансовых методов лежит баланс, оценивающий количественно движение потока в пределах анализируемого объекта.
Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства.
Диаграмма Ганта представляет собой (графические плашки), размещенные на горизонтальной шкале времени. Каждый отрезок соответствует отдельной задаче или подзадаче. Задачи и подзадачи, составляющие план, размещаются по вертикали. Начало, конец и длина отрезка на шкале времени соответствуют началу, концу и длительности задачи. На некоторых диаграммах Ганта также показывается зависимость между задачами. Диаграмма может использоваться для представления текущего состояния выполнения работ – часть прямоугольника, отвечающего задаче, заштриховывается, тем самым отмечается процент выполнения задачи; показывается вертикальная линия, отвечающая моменту «сегодня».
Иначе говоря, диаграмма Ганта это популярный тип столбчатых , который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо
Метод анализа иерархии (МАИ).
МАИ математический инструмент системного подхода к сложным проблемам принятия решений.
Более подробно метод анализа иерархии будет рассмотрен ниже.
По типу математического аппарата различают условную и безусловную оптимизацию. Условная оптимизация – это задачи линейного программирования (ЗЛП).
Линейное программирование – область математики, разрабатывающая теорию и численные методы решения задач нахождения экстремума (максимума или минимума) линейной функции многих переменных при наличии линейных ограничений, т.е. линейных равенств или неравенств, связывающих эти переменные. К задачам линейного программирования приводится широкий круг вопросов планирования экономических и технико-экономических процессов, где ставится задача поиска наилучшего (оптимального) решения; само возникновение и развитие линейного программирования непосредственно связано с экономической проблематикой.
Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.
Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа личностей. Это позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Метод Дельфи дает возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты).
– это графическое изображение процесса принятия решений, в котором отражены альтернативные решения, альтернативные состояния среды, соответствующие вероятности и выигрыши для любых комбинаций альтернатив и состояний среды.
Метод сценариев получил очень большое распространение в современном мире. Используется во всех отраслях экономики, как для открытия новых компаний, так и для синтеза действующих компаний. Наиболее часто можно увидеть применение данного метода при составлении различных прогнозов для финансово-хозяйствующего субъекта (к примеру, при прогнозировании продаж).
Как правило, данный метод подразумевает составление трех сценариев:
Вопрос 1. Типовые задачи принятия решений.
Из трех приведенных выше этапов процесса принятия решений наибольшее внимание традиционно уделяется третьему этапу. За признанием важности поиска информации и выделения альтернатив следует понимание того, что эти этапы в высшей степени неформализованы. Способы прохождения этапов зависят не только от содержания задачи принятия решений, но и от опыта, привычек, личного стиля ЛПР и его окружения. Хотя эти же факторы присутствуют при сравнении альтернатив, здесь их роль заметно меньше. Научный анализ проблем принятия решений начинается с момента, когда хотя бы часть альтернатив и/или критериев известна.
В современной науке о принятии решений центральное место занимают многокритериальные задачи выбора. Считается, что учет многих критериев приближает постановку задачи к реальной жизни. Традиционно принято различать три основные задачи принятия решений:
Упорядочение альтернатив. Для ряда задач представляется вполне обоснованным требование определить порядок на множестве альтернатив. Так, члены семьи упорядочивают по степени необходимости будущие покупки, руководители фирм упорядочивают по прибыльности объекты капиталовложений и т.д. В общем случае требование упорядочения альтернатив означает определение относительной ценности каждой из альтернатив.
Распределение альтернатив по классам решений. Такие задачи часто встречаются в повседневной жизни. Так, при покупке квартиры или дома, при обмене квартиры люди обычно делят альтернативы на две группы: заслуживающие и не заслуживающие более подробного изучения, требующего затрат сил и средств. Группы товаров различаются по качеству. Абитуриент делит на группы вузы, в которые он стремится поступить. Точно так же люди часто выделяют для себя группы книг (по привлекательности для чтения), туристские маршруты и т.д.
Выделение лучшей альтернативы. Эта задача традиционно считалась одной из основных в принятии решений. Она часто встречается на практике. Выбор одного предмета при покупке, выбор места работы, выбор проекта сложного технического устройства – эти примеры хорошо знакомы. Кроме того, такие задачи распространены в мире политических решений, где альтернатив сравнительно немного, но они достаточно сложны для изучения и сравнения. Например, необходим лучший вариант организации обмена денег, лучший вариант проведения земельной реформы и т.д. Заметим, что особенностью многих задач принятия политических решений является конструирование новых альтернатив в процессе решения проблем.
Ошибки при проведении SWOT-анализа
Например, руководитель хочет таким образом оценить общую эффективность компании. Здесь отсутствует конкретика, на которой следовало бы сфокусировать основное внимание.
В качестве слабой стороны, к примеру, указана недостаточная техническая оснащенность компании. Вместо этого нужно более детально описать, какие именно аспекты технического оснащения являются слабостями, чтобы на основании этого наиболее точно определить стратегию.
Ошибочно указывать, например, обширную клиентскую базу как сильную сторону. Этим, скорее всего, обладают и конкурирующие компании. Здесь же требуется указывать только то, что выгодно выделяет бизнес на фоне конкурентов.
Так, цена может фигурировать одновременно как сила, слабость, возможность и угроза. Какие либо дополнительные пояснения при этом отсутствуют. Здесь важно подробнее раскрыть контекст, чтобы отнести данный фактор к конкретному квадранту.
Учитывается лишь количество записей в квадрантах. Например, сформулировано 5 возможностей и 2 угрозы. Руководитель приходит к выводу, что фирме ничего не грозит. Возможностей больше, чем угроз. Однако последние могут оказаться более значимыми, и это необходимо учитывать. Даже единственная угроза способна привести к значительному снижению прибыли.
Итак, SWOT-анализ предприятия уже давно показал свою эффективность. На протяжении более 50 лет он помогает руководителям поддерживать и развивать бизнес. Эта методика еще и универсальна. Она применима к разным отраслям деятельности и не имеет аналогов по своей эффективности. Однако для достижения наилучшего результата лучше привлекать к исследованию опытных аналитиков.
Ищете идеальный старт в мире IT? Познакомьтесь с основами программирования, базами данных, системами аналитики и многим другим. Научитесь основам машинного обучения и глубокого обучения, созданию нейронных сетей и анализу данных с интенсивным курсом разработчика искусственного интеллекта. В будущем ваше умение создавать умные и интуитивно понятные решения поможет улучшить мир.
Правила проведения SWOT-анализа
В процессе исследования рекомендуется придерживаться следующих принципов:
В процессе проведения анализа следует использовать как можно больше факторов, включая финансовое положение компании и психологический микроклимат в коллективе. Внутренние факторы могут быть подвержены изменениям, тогда как внешние нужно лишь учитывать при разработке стратегии. Покажем это на примерах.
Правила проведения SWOT-анализа
Вопрос 4. Метод экспертных оценок.
Экспертное оценивание – процедура получения оценки проблемы на основе мнения () с целью последующего ().
Существует две группы экспертных оценок:
Индивидуальные оценки основаны на использовании мнения отдельных экспертов, независимых друг от друга.
Коллективные оценки обобщают субъективные мнения экспертов.
Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов. Данный применяют также и для получения количественных оценок качественных характеристик и свойств. Например: оценка нескольких технических проектов по степени их соответствия заданному , во время соревнований по фигурному катанию – оценка судьями выступления фигуриста.
Известны следующие методы экспертных оценок:
. Метод основан на изучении схожего по свойствам объекта с другим объектом.
Метод парных (бинарных) сравнений. Метод основан на сопоставлении экспертом альтернативных вариантов, из которых надо выбрать наиболее предпочтительные.
Метод векторов предпочтений. Эксперт анализирует весь набор альтернативных вариантов и выбирает наиболее предпочтительные.
Метод фокальных объектов. Метод основан на перенесении признаков случайно отобранных аналогов на исследуемый объект.
Индивидуальный экспертный опрос. Опрос в форме интервью или в виде анализа экспертных оценок. Предполагает беседу заказчика с экспертом, в ходе которой заказчик ставит перед экспертом вопросы, ответы на которые значимы для достижения программных целей. Анализ экспертных оценок предполагает индивидуальное заполнение экспертом разработанного заказчиком формуляра, по результатам которого производится всесторонний анализ проблемной ситуации и выявляются возможные пути ее решения. Свои соображения эксперт выносит в виде отдельного документа.
Метод средней точки. Формулируются два альтернативных варианта решения, один из которых менее предпочтителен. После этого эксперту необходимо подобрать третий альтернативный вариант, оценка которого расположена между значений первой и второй альтернативы.
Постановка цели исследования.
Выбор формы исследования, определение бюджета проекта.
Подготовка информационных материалов, бланков анкет, модератора процедуры.
Статистический анализ результатов.
Подготовка отчета с результатами экспертного оценивания.
Необходимо проверить информацию, проверить точность и сведений. На должны быть пояснения.
Экспертное оценивание предполагает использование «коллективного разума», обладающего бóльшими способностями по сравнению с возможностями отдельного человека. Источником возможностей мультиразума является поиск слабых ассоциаций и предположений, основанных на опыте отдельного специалиста. Экспертный подход позволяет решать задачи, не поддающиеся решению обычным аналитическим способом, в том числе такие как:
выбор лучшего варианта решения среди имеющихся;
прогнозирование развития процесса;
поиск возможного решения сложных задач.
Перед началом экспертного исследования необходимо четко определить его цель (проблему) и сформулировать соответствующий вопрос для экспертов. При этом рекомендуется придерживаться следующих правил:
Четкое определение условий, времени, внешних и внутренних ограничений проблемы. Возможность ответа на вопрос с доступной человеческому опыту точностью.
Вопрос лучше формулировать как качественное утверждение, чем как оценку числа. Для численных оценок не рекомендуется задавать более пяти градаций.
Эксперты оценивают возможные варианты, и не следует ожидать от них построения законченного плана действий, развернутого описания возможных решений.
Выбор формы исследования, определение бюджета проекта.
Существующие виды экспертных оценок можно классифицировать по следующим признакам.
По форме участия экспертов: очное, заочное. Очный метод позволяет сосредоточить внимание экспертов на решаемой проблеме, что повышает качество результата, однако заочный метод может быть дешевле.
По количеству итераций (повторов процедуры для повышения точности): одношаговые и итерационные.
По решаемым задачам: генерирующие решения и оценивающие варианты.
По типу ответа: идейные, ранжирующие, оценивающие объект в относительной или абсолютной (численной) шкале.
По способу обработки мнений экспертов: непосредственные и аналитические.
По количеству привлекаемых экспертов: без ограничения, ограниченные. Обычно используется 5–12 человек экспертов.
Наиболее известные методы экспертных оценок: метод Дельфи, мозговой штурм и метод анализа иерархий. Каждому методу соответствуют свои сроки проведения и потребность в экспертах. Метод анализа иерархий был рассмотрен нами выше. Рассмотрим более подробно методологию метода мозгового штурма.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Подробнее о методе мозгового штурма было рассказано выше (тема 2, вопрос 3).
После выбора метода экспертного оценивания можно определить затраты на процедуру, которые включают оплату экспертов, аренду помещения, приобретение канцтоваров, оплату специалиста по проведению и анализу результатов экспертизы.
Эксперты перед вынесением суждения должны разносторонне рассмотреть представленную проблему. Для проведения этой процедуры необходимо подготовить информационные материалы с описанием проблемы, имеющиеся статистические данные, справочные материалы, бланки , инвентарь. Следует избегать следующих ошибок: упоминать разработчиков материалов, выделять тот или иной вариант решения, выражать отношение руководства к ожидаемым результатам. Данные должны быть разносторонними и нейтральными. Заранее необходимо разработать бланки анкет для экспертов. В зависимости от метода они могут быть с открытыми и закрытыми вопросами, ответ может даваться в виде суждении, парного сравнения, ранжированного ряда, в баллах или в виде абсолютной оценки.
Саму процедуру проводит независимый процедуры, который контролирует соблюдение регламента, раздает материалы и анкеты, но сам не высказывает своего мнения.
Эксперты должны обладать опытом в областях, соответствующих решаемым задачам. При подборе экспертов следует учитывать момент личной заинтересованности, который может стать существенным препятствием для получения объективного суждения. С этой целью, например, применяют метод Шара, когда один эксперт, наиболее уважаемый специалист, рекомендует ряд других и далее по цепочке, пока не будет подобран необходимый коллектив.
Проведение процедуры отличается в зависимости от используемого метода. Общие рекомендации:
Препятствовать давлению авторитетов (эксперт часто боится противоречить мнению большинства или мнению наиболее уважаемого специалиста).
Установить и соблюдать регламент. Увеличение времени на принятие решения сверх оптимального не повышает точность ответа.
После получения ответов экспертов необходимо провести их оценку. Это позволяет оценить согласованность мнений экспертов. При отсутствии значимой согласованности экспертов необходимо выявить причины несогласованности (наличие групп) и признать отсутствие согласованного мнения (ничтожные результаты).
Чтобы оценить ошибку исследования, необходимо построить свойств объекта на основе ответов экспертов (для аналитической экспертизы). Результаты экспертного оценивания оформляются в виде отчета. В отчете указывается цель исследования, состав экспертов, полученная оценка и статистический анализ результатов.
Структура SWOT-анализа
Методику SWOT принято отображать в виде двумерной матрицы. По горизонтали производится разделение влияющих факторов на внутренние и внешние, по вертикали же эти факторы делятся на позитивные и негативные. Визуализация в таком формате интуитивно понятна как сотрудникам компании, так и сторонним лицам. Далее подробно разберем каждую составляющую анализа.
Strengths (S)
В этой компоненте перечисляются преимущества компании и продукта перед конкурентами. В качестве основных критериев сравнения берутся качество продукции, маркетинговая политика, состояние сферы деятельности и т. д.
Для примера рассмотрим кафе. Допустим, заведение расположено в крупном городе рядом с бизнес-центром. Сильной стороной может являться широкий ассортимент здоровых блюд, когда все остальные кафе поблизости предлагают фастфуд. Однако этот пункт перестает работать для обычного кафе на фудкорте торгового центра, так как у посетителей фудкорта появляется множество других вариантов для выбора.
Weaknesses (W)
Сюда относят факторы, препятствующие росту прибыли. Слабые стороны следует отличать от угроз. Здесь все напрямую зависит от действий компании. Например, слабая посещаемость официальных страниц в соцсетях может считаться слабой стороной для интернет-магазина. А вот появление рядом с кафе ресторана крупной сети фастфуда уже будет являться угрозой. Иначе говоря, слабые стороны теоретически устранимы, если руководство компании приложит к этому усилия. Например, можно изменить линейку продукции, повысить качество клиентского обслуживания, оптимизировать маркетинговую стратегию и т. п.
Opportunities (O)
К возможностям относят факторы, связанные с развитием конкретной отрасли или вызванные действиями конкурентов. Напрямую повлиять на эти аспекты не получится, однако можно использовать их в собственных целях. Для этого компания должна выполнить определенные действия, которые возымеют эффект в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Допустим, появилась некая новая технология, благодаря которой можно существенно снизить себестоимость продукта. Ее внедрение в производство послужит отличной инвестицией и в перспективе повысит общую прибыль компании. В свою очередь растущий спрос на продукты здорового питания — это прекрасная возможность для магазина фермерских продуктов повысить прибыль через повышение затрат на маркетинг.
Threats (T)
Как уже упоминалось, угрозы представляют собой обстоятельства, зависящие не от действий самой компании, а от мнения целевой аудитории или ее поведения. Меняющиеся тренды, ужесточение конкуренции, сложная экономическая ситуация в стране, сезонность спроса, появление альтернативных продуктов — все это можно отнести к факторам из данной категории.
Учитывать и понимать существующие угрозы крайне важно, ведь это позволяет принимать правильные решения в бизнесе, способствующие сохранению базы клиентов на максимально возможном уровне.