Министерство экономического развития Российской Федерации
Сокращенно: Минэкономразвития России
Дата создания: 12 мая 2008 года
Предшественник: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Подчинено: Правительство Российской Федерации
Вышестоящее ведомство: Правительство Российской Федерации
Министр: Максим Геннадьевич Решетников
Штаб-квартира: Россия, 123317, Москва, Пресненская набережная, 10, стр. 2
Число сотрудников: 1602 (на 2019)
Ключевой документ: Положение О Министерстве экономического развития Российской Федерации
Медиафайлы на Викискладе
Биография
Родился 21 августа 1980 года в г. Лесной Свердловской области. Окончил в 2002 г. Уральскую государственную юридическую академию, Институт внешнеэкономических отношений и права.
Карьера
В период с 2003 по 2008 гг. он занимал должности специалиста, ведущего специалиста, главного специалиста, начальника управления научных исследований Уральской государственной юридической академии. Также работал преподавателем и старшим преподавателем на кафедре предпринимательского права Уральской государственной юридической академии.
С 2008 по 2010 гг. был руководителем экспертно-правовой группы по вопросам имущественных отношений и вице-президентом АНО Центр публичных реформ. В 2010 – 2011 гг. занимал должность директора Департамента оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития Российской Федерации.
С ноября 2011 года по июнь 2016 года он работал директором Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации. В июне 2016 года назначен Руководителем Федеральной службы по аккредитации.
Достижения
Награжден почетной грамотой Минэкономразвития России, благодарственным письмом Председателя Правительства Российской Федерации, благодарностью Президента Российской Федерации, а также дважды почетной грамотой Президента Российской Федерации.
Деятельность
Сегодня усилия ведомства направлены на достижение структурной трансформации российской экономики. Приоритет уделяется комплексной поддержке традиционных и развитию новых драйверов роста отечественной экономики, таких как сельское хозяйство, ИТ-технологии, туризм, строительство, обрабатывающая промышленность и искусственный интеллект.
С 2019 года министерство располагается в правительственном комплексе в IQ-квартале.
На данный момент министром экономического развития РФ является Решетников Максим Геннадьевич.
Вышестоящий орган государственной власти — Правительство Российской Федерации.
Юбилейная монета Минэкономразвития России была выпущена в 2002 году.
Министерство экономического развития России
Минэкономразвития России является преемником Госплана СССР, существовавшего до апреля 1991 года. Первоначальными задачами ведомства были общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов. После распада СССР, и, следовательно, окончательного перехода от плановой к рыночной экономике, потребовалось переориентировать деятельность ведомства.
Назначения и переименования
Дата назначения | Наименование должности | ФИО | Фотография | Дата освобождения от должности | Срок (дни) |
---|---|---|---|---|---|
14 июля 1990 года | Руководитель Государственного комитета РСФСР по экономике | Фильшин Геннадий Иннокентьевич | – | 13 февраля 1991 года | 214 |
21 января 2020 года | Министр экономического развития РФ | Максим Геннадьевич Решетников | – | по настоящее время | 1602 |
Структура ведомства
Руководство департамента — директор и его заместители. Заместители директора департамента организуют работу подотчётных им отделов департамента. Отделами руководят начальники отделов. В настоящее время в структуре Минэкономразвития России 38 департаментов, из которых 22 — по направлениям деятельности Министерства, 5 — внешнеэкономическая деятельность, 1 — Правовой департамент, 3 — кадровое и административно-финансовое обеспечение деятельности министерства.
Деятельность министерства
Минэкономразвития России является организатором или соорганизатором ряда мероприятий, проводимых на территории России и за рубежом. В том числе:
- Министерство является государственным заказчиком Президентской программы подготовки управленческих кадров, реализуемой согласно Государственному плану подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ.
- Выпускники Президентской программы — за 15 лет их более 72000 человек — работают в различных отраслях экономики и принимают деятельное участие в развитии России.
- Существует Российское управленческое сообщество участников Президентской программы, которое объединяет более 46 регионов и координирует постпрограммную работу.
Оценка проектов нормативных актов
Минэкономразвития с февраля начинает более строго оценивать проекты нормативных актов по объему возможных издержек для бизнеса. Суммы возможных издержек должны будут сразу указывать авторы документов. На самую строгую экспертизу отправят документы, генерирующие более 3 млрд руб. издержек за шесть лет. Об этом, а также о том, как контролировать предпринимателей в условиях действующего моратория на проверки бизнеса в интервью Российской газете рассказал статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Алексей Херсонцев.
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) в России
Введение
Процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ) существует уже более десяти лет. Ее назначение в том, чтобы при разработке нормативно-правовых актов, которые предусматривают введение нового регулирования, можно было оценить его влияние на бизнес. Разработчик должен оценить издержки и предложить проект, учитывая эффективность, стоимость и желаемый результат.
Результаты оценки ОРВ
В прошлом году министерство экономического развития подготовило 1222 заключения ОРВ. Примерно более тысячи инициатив было предложено, и в 30% случаев вывод был о том, что акты содержат избыточные требования для бизнеса, предлагалось их пересмотреть. За четыре года удалось предотвратить потенциальные издержки более чем на 3,5 трлн рублей.
Пример оценки ОРВ
Недавно обсуждалась тема расширенной ответственности производителей за утилизацию продукции. После анализа было принято решение сохранить текущие ставки, учитывая возможности бизнеса. Важно найти баланс между экологическими целями и пользой для экономики.
Совершенствование процедуры
С первого февраля 2024 года оценка регулирующего воздействия будет формализована. Акты будут подразделены на три группы в зависимости от потенциальных издержек. Группа с наивысшим воздействием потребует более внимательного анализа, в то время как проекты с низким воздействием будут рассматриваться быстрее.
Почему шесть лет?
Для стандартизации процедуры ОРВ установлен срок в шесть лет, за который акт может сгенерировать издержки. Это позволяет более точно определить влияние на бизнес и экономику.
Группа | Издержки за 6 лет |
---|---|
Высокая | > 3 млрд рублей |
Средняя | 300 млн – 3 млрд рублей |
Низкая | < 300 млн рублей |
Алексей Херсонцев: Срок действия подзаконных актов
Алексей Херсонцев считает, что все подзаконные акты, содержащие обязательные требования, должны действовать не более шести лет. После этого необходимо провести оценку применения акта и понять его эффективность. В 2025-2026 годах будут оцениваться акты, которые были пересмотрены в рамках регуляторной гильотины.
Проверки бизнеса в 2023 году
Результаты проверок бизнеса в 2023 году уже опубликованы. Сокращается количество проверок, и мы находимся на минимальном уровне проверочной активности.
Типы проверок
Половина контрольных мероприятий приходится на проверки бизнеса. Большая часть из них – проверки сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), в том числе управляющих компаний.
Четыре года назад был принят закон о контрольной деятельности, что позволило улучшить риск-ориентированный подход и уровень цифровизации в контроле.
Профилактические визиты
Важным инструментом работы контролеров стали профилактические визиты. В 2023 году их количество почти удвоилось, достигнув 1,1 млн.
Мораторий на проверки бизнеса
Мораторий на проверки бизнеса не привел к росту числа нарушений. Профилактика и предупреждение стали основными методами работы контрольных органов.
Что такое профилактика? У проверяющих лиц есть все инструменты, чтобы взаимодействовать с проверяемыми для выполнения обязательных требований. Но при этом нет этой культуры наказания, противостояния. По факту такой визит становится и контрольным мероприятием в широком смысле этого слова, и одновременно услугой, сервисом. Проверяющий не наказывает предпринимателя, а помогает ему сразу устранить условия работы, ведущие к нарушению. Конечно же, нам предстоит более внимательно посмотреть на оценку эффективности этих профилактических визитов. В этом году мы будем внедрять систему их оценки. Сегодня технологии позволяют точечно достучаться до каждого предпринимателя и получить обратную связь, насколько профвизиты результативны. Это первое.
Второе. Когда произносим слова "мораторий на проверки", надо понимать, что это фигура речи, обозначающая определенную конфигурацию существующих правил инициирования проверок. Но это не абсолютный запрет на их проведение. В отношении объектов, которые отнесены к категории чрезвычайно высокого и высокого риска плановые проверки могут проводиться, и в целом у нас в 2023 году плановых проверок было проведено 80,5 тыс.
К тому же внеплановые проверки никто не отменял. Другое дело, что для защиты бизнеса Генеральная прокуратура проверяет, есть ли основание для проведения такой проверки. Это некий фильтр.
Внеплановые проверки можно проводить на основании так называемых индикаторов риска нарушения обязательных требований. Это ключевая идея закона о контрольной (надзорной) деятельности.
Суть в том, что контрольное ведомство должно, фактически, составить список некоторых внешних признаков в поведении контролируемого лица, которые с высокой вероятностью будут указывать на наличие нарушений. И, если эти признаки присутствуют, – жди у себя проверяющего. Например, вот конкретный ресторан, где есть отклонения от показателей схожей точки по количеству выбитых чеков. В принципе это является индикатором риска нарушения обязательных требований по использованию кассового аппарата. Пример грубый, понятно, что есть различные условия. Но вы показываете эти данные прокуратуре и идете в ресторан с контрольным мероприятием. Не только, кстати, с проверкой. Могут быть так называемые выездные обследования, либо контрольные закупки.
Для нас было важно, и было специальное поручение от зампредседателя Правительства Дмитрия Григоренко, чтобы контролирующие ведомства начали такие индикаторы риска разрабатывать и принимать.
Алексей Херсонцев: Если в 2022 году проверок по индикаторам риска почти не было, то есть ведомства не занимались этой темой, то в 2023 году наша активность привела к тому, что уже есть проверки по индикаторам риска, хотя это еще и небольшая цифра – 3% от всех проверок. Но все же это уже около 10 тыс. проверок, их эффективность составляет порядка 80%. Это означает, что в таких проверках более чем в 80% случаев выявлены нарушения обязательных требований. То есть, контролирующие ведомства не зря отвлекали от работы бизнес. Тем самым предпринимателям показывают, в каких случаях контрольное ведомство к ним точно придет.
Все же 80% эффективности – это много или мало?
Алексей Херсонцев: Мы считаем, что маловато. Не ставим задачи, чтобы ведомство превратило такие проверки в палочную систему, но будем через это оценивать, насколько хорошо ведомства разработали сами индикаторы риска.
И какие ведомства в этом плане сработали лучше всего?
Алексей Херсонцев: Пока было небольшое число таких проверок, я уже говорил, с набором статистики цифры будут уточняться и улучшаться, но лидеров для себя видим.
Росздравнадзор в 99,4% всех проверок по индикаторам риска выявлял нарушения. Ростехнадзор – 96%, Россельхознадзор – 92%, Росреестр – тоже более 90%. В целом в прошлом году ведомствами было утверждено 200 новых индикаторов риска, и мы говорим о том, что эта работа должна продолжаться, и не надо бояться большого количества индикаторов.
Какие задачи решает Реестр обязательных требований, насколько он востребован?
Алексей Херсонцев: Реестр был создан в 2021 году, но идея формирования этого сервиса возникла довольно давно. Задача была масштабная: все обязательные требования, которые предъявляются к бизнесу, выгрузить в одну информационную систему и как-то их описать. Юристам это казалось нереализуемым, много было организационных вопросов и методических сложностей. Кто будет вносить информацию в реестр? Что делать, если требование есть в законе, но нет в реестре? Как бы то ни было, реестр был необходим для того, чтобы на его базе выстроить набор различных сервисов как для бизнеса, так и для контролеров. Всем нужны прозрачные правила игры, понимание, какие конкретные требования существуют к конкретному объекту, к конкретному бизнесу. В итоге реестр был создан. Естественно, он еще будет дорабатываться. В целом за три года 52 ведомства внесли в него 516 тыс. обязательных требований по 112 видам контроля и по 403 видам разрешительной деятельности.
Как вы оцениваете работу механизма трансформации делового климата?
Алексей Херсонцев: Основная идея механизма – взаимодействие бизнеса и государства, чтобы в случае возникновения каких-либо сложностей у бизнеса, государство могло эти проблемы быстро увидеть, облечь в какие-то конкретные решения, поставить соответствующие задачи и их выполнять. Были выделены ключевые направления, по которым должны быть сформированы специальные дорожные карты. Карты представляют собой копилку решений в конкретной сфере с задачами, сроками исполнения и ответственными за это лицами. Дорожные карты постоянно обновляются: практически каждая дорожная карта – а их всего восемь – дополнялась какими-то мероприятиями. За пять лет в восемь дорожных карт было внесено более 420 инициатив от бизнеса, 297 инициатив уже реализованы. Это означает, что по ним уже приняты 268 нормативных актов разного уровня, что поможет решить те или иные проблемы бизнеса.
Какие наиболее удачные примеры реализации дорожных карт?
Алексей Херсонцев: Дорожная карта реинжиниринга правил промышленного строительства. Ее курируют первый зампредседателя Правительства Андрей Белоусов совместно с зампредседателя Правительства Маратом Хуснуллиным. За 3 года ее реализации клиентский путь промышленного инвестора, который состоит их нескольких стадий промышленного строительства, был сокращен более чем на 200 дней за счет различного рода регуляторных решений. Поставлена амбициозная задача к 2030 году сократить клиентский путь еще более серьезно.
Какие это регуляторные решения? Например, создание одного окна для проведения градостроительной и экологической экспертиз, перевод исполнительной документации в электронный вид, возможность начать проведение государственной экологической экспертизы до завершения общественных слушаний. Не начать строить, естественно, а начать реализовывать этапы, связанные с подготовкой документации, чтобы не было такого, когда от идеи проекта до его старта проходит по несколько лет.
Или, например, туризм. Эту сферу курирует зампредседателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Полномочия по развитию туристической отрасли переданы Минэкономразвития, поэтому для нас создание дорожной карты в целях улучшения делового климата в сфере туризма, можно сказать, стало делом чести. Министр экономики Максим Решетников лично контролирует эту работу. И 20 января 2024 года эта карта была принята Правительством, в ней пока 15 мероприятий, связанных с изменениями регуляторики. Например, предложения по обеспечению условий для создания горнолыжных комплексов, совершенствованию регистрационного учета в гостиницах, развитию зон дорожного сервиса. Еще одно решение было сделано до принятия карты и в нее не попало. Мы договорились с коллегами из МВД и Минсельхоза России, как решить вопрос по управлению снегоходами, когда у человека нет удостоверения машиниста-тракториста. Если у туриста есть права мотоциклетной категории, то он может управлять снегоходом без ограничений, если же автомобильные права, то снегоход можно взять напрокат только после прохождения предварительного инструктажа. Эти правила уже работают, закон принят.
Насколько оказался востребован бизнесом механизм досудебного обжалования решений органов власти, как он работает сейчас, каково его дальнейшее развитие?
Алексей Херсонцев: В свое время решение об обязательном досудебном обжаловании было очень удачным. Многие беспокоились: нарушаются права, почему нельзя сразу пойти в суд. Для нас обязательное досудебное обжалование в контроле надзорной деятельности в первую очередь обеспечивает прозрачность всего процесса. Мы видим все точки, где предприниматель решился на обжалование. Это обратная связь о работе всей государственной машины – не только конкретных контролеров. Если мы видим, что по конкретной теме много спорят, то, видимо, обязательное требование имеет какие-то недостатки. Тогда мы фокусируемся на нем и дальше обсуждаем с ведомством.
Также повысилась защита прав самих предпринимателей. Сейчас средний срок рассмотрения жалоб составляет одиннадцать дней, при том, что законодательством предусмотрено двадцать. Ну шутка ли, у вас жалоба рассмотрена в среднем за одиннадцать дней. Примерно в трети случаев жалоба удовлетворена. Мы всегда говорим: "Попробуйте в судебном порядке в эти же сроки и с такой же эффективностью защитить свои права". Естественно, это не критика судебного порядка. В суде так все и должно быть. Это характеризует, как этот инструмент позволяет снимать негатив между госорганами и хозсубъектами.
Фактически досудебное обжалование становится инструментом взаимодействия с предпринимателями, поскольку через него можно не только подавать жалобы, но и просить орган контроля продлить срок исполнения предписания. За год количество таких ходатайств выросло в два раза, сейчас их больше 10 тыс. Здесь, конечно, мы тоже будем их анализировать, потому что где-то могут быть однотипные предписания, и, возможно, ведомствам лучше рекомендовать изначально ставить больший срок на их исполнение. Это важный и интересный инструмент, и по поручению зампредседателя Правительства Дмитрия Григоренко в этом году он был распространен на лицензии и разрешения, то есть на другую сферу, где мы взаимодействуем с бизнесом, и где у нас есть административные издержки.
Как развивается сеть МФЦ, каких показателей удалось достичь?
Алексей Херсонцев: Центры госуслуг – это та сфера, за которую отвечает Минэкономразвития. Систему госуслуг наше ведомство развивает совместно с Минцифры. Напомню, что в стране были серьезные проблемы с качеством госуслуг, уровень удовлетворенности граждан госуслугами не превышал 50%.
В мае 2012 года вступил в силу указ Президента "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Он имел колоссальное значение для трансформации всей системы госуслуг в стране. Во-первых, в этом указе впервые была поставлена амбициозная цель обеспечить уровень удовлетворенности граждан госуслугами не менее 90%. Вторая амбициозная задача – создание по всей стране центров госуслуг, которые бы работали по принципу одного окна. Третье направление – перевод услуг в электронный вид, что дало серьезный толчок развитию портала "Госуслуги".
Несмотря на успешную цифровизацию, многофункциональные центры госуслуг "Мои документы" по-прежнему остаются значимой точкой взаимодействия граждан и государства.
Понятно, что электронные услуги захватывают нашу жизнь, наш быт, влияют на образ жизни. Но нам очень важно помогать тем, кого они еще не охватили и у кого еще нет смартфонов. Потому стоит цель сделать так, чтобы центры госуслуг становились точками доступа в мир электронных услуг.
Например, в МФЦ 85 регионов созданы секторы пользовательского сопровождения, где посетитель может подать обращение на получение то или иной услуги самостоятельно – в прошлом году число таких обращений составило порядка 13 млн.
Также мы внедряем принципы бережливого производства, оптимизируем работу центров для улучшения клиентского сервиса. В 12 регионах этот проект уже запущен, в 2024 году к ним присоединятся и другие субъекты страны. Мы вводим и новые сервисы, например, в МФЦ можно получить карту болельщика. Во время распространения коронавирусной инфекции в офисах "Мои документы" выдавался сертификат о пройденной вакцинации.
Сегодня сеть центров госуслуг – это 12,6 тыс. офисов по всей стране, 53 тыс. окон обслуживания, 75 тыс. сотрудников, более 500 наименований услуг, которые можно получить, и 156 млн обращений только за 2023 год. Это мощная система, которая обеспечивает наш с вами комфорт. "Мои документы" – одна из наиболее клиентоцентричных организаций: наши офисы могут составить серьезную конкуренцию ведущим коммерческим компаниям по уровню клиентского сервиса.