Что скрывает хранитель музея?
Предлагаем заглянуть в потаённые уголки центра “Эрмитаж-Сибирь”.
В Центре “Эрмитаж-Сибирь” впервые в Омске организована система открытого хранения музейного фонда. Этот подход позволяет проводить экскурсии и знакомить посетителей с музейной коллекцией, увидеть которую иначе было бы возможно только в рамках тематических выставок. Заглянуть в потаённые уголки центра “Эрмитаж-Сибирь” нам поможет хранитель фонда народного искусства Светлана Ашаева.
– У абсолютно любого музея есть две части – закрытая и открытая. Открытая – это сама музейная экспозиция, куда приходят посетители. Они видят только небольшую часть тех музейных сокровищ, которые хранятся в музее. Остальная часть находится в запасниках. Но всегда хочется видеть намного больше! – отмечет Светлан Ашаева.
Как увидеть то, что скрыто от глаз обычного посетителя музея? Кто самый опасный враг музейного экспоната? Какие секреты позволяют на долгие десятилетия сохранять текстиль в первозданном виде? Кто приносит экспонаты в музей и какой самый страшный сон у хранителя музея? Смотрите нашу видеоэкскурсию.
Ранее мы приглашали вас на виртуальную экскурсию по омскому киновидеоцентру и показывали место, где рождается спектакль.
Рука судьбы
Школьницей Галина Леонидовна мечтала работать в торговле. Помимо горячего желания, были тому практические предпосылки: у неё отлично шла математика, за что прилежная выпускница вейделевской школы до сих пор благодарна учителю Валентине Шурховецкой. Но уважаемый педагог неожиданно сыграла в её жизни совсем другую, судьбоносную роль.
«Я поступила в кооперативный институт на заочное, а Валентина Георгиевну к этому моменту назначили начальником управление культуры. Мне нужна была работа, и она предложила вакантное место смотрителя в нашем краеведческом музее. Я пришла, посмотрела, понравилось, стала работать, втянулась. А через три года уже работала хранителем фондов», – вспоминает Галина Денисенко.
Нужная волна
Сегодня вейделевский краеведческий – один из самых красивых районных музеев области. В нём нет архитектурного размаха (он расположен в одном здании с другими учреждениями), но в его нескольких залах есть основательность, вкус, даже утончённость, которые с первого шага настраивают посетителя на особую волну и уважительное отношение к учреждению.
А ещё – удивительно «вкусная» подача материала, когда событие или явление передаётся через несколько скомпонованных экспонатов.
Это в том числе заслуга хранителя фондов, который целенаправленно добивается, чтобы тот или иной предмет попал в коллекцию музея: он видит будущую экспозицию в целом, анализирует ресурсы музея и понимает, чего именно не хватает. Чтобы это «что‑то» нашлось, нужно дружить с коллекционерами, сотрудничать со специалистами, знать возможности антикварных магазинов. Галина Леонидовна в этом деле дока и коммуникатор: она знает всех, и её в свою очередь тоже. И, что немаловажно, очень уважают за профессионализм и альтруизм.
Не случайно у вейделевского музея столько местных дарителей: через Галину Денисенко они передают в музей свои собрания как детей, уверенные, что это – в надёжные руки.
Интересно, эти люди тоже становятся частью истории, невольно увековечивают себя, поскольку музейные работники во время экскурсий рассказывают не только о переданных ими вещах, но и о них самих.
Что же касается компоновки материала, тут она абсолютный перфекционист: даже положение ручки чайной чашки на столике для неё имеет значение, не говоря уже про соседство предметов. И уж если нацелилась Денисенко на какую‑то конкретную вещь, будьте уверены: рано или поздно она в музее появится.
Слово о порядке
Мы взираем на увесистые учётные книги и картотеки: ни один гвоздь, букашка или древний фолиант не попадут на выставочную полку, пока их не единожды задокументируют. Только после этого предмет получает новый статус – экспонат.
«Сначала пишем акт о приёме предмета на временное хранение, затем заявление от того, кто нам его передаёт, готовим пакет документов для экспертной фондово-закуочной комиссии, всё заносим в электронную базу данных и Госкаталог», – рассказывает хранитель.
«За всю бытность моей работы ни одного предмета в нашем музее мы не списали», – удивляет Галина Леонидовна.
Почему? Причин, говорит, нет. Списывают, если вещь из музея украли или она пришла в непригодность из‑за плохой сохранности. В вейделевском музее ничего подобного не происходило.
Нас пускают одним глазком взглянуть на его святая святых – фондохранилище. Это несколько небольших комнат со шкафами и стеллажами, сплошь закрытых шторами.
«Прямой солнечный свет – главный враг предметов», – поясняют сотрудники.
К потолку прикреплены «Бураны» – порошковые огнетушители на случай пожара.
«______» _______________ 20___ г.
Хранителя музейных предметов
1. Общие положения
1.2. Хранитель музейных предметов назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Хранитель музейных предметов относится к категории специалистов.
1.5. На должность хранителя музейных предметов может быть назначено лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальностям, соответствующим виду деятельности музея, или специальности «музейное дело», стаж работы в музее не менее 1 года.
1.6. В практической деятельности хранитель музейных предметов должен руководствоваться:
- законодательством, нормативно-правовыми актами, а также локальными актами и организационно-распорядительными документами;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- настоящей должностной инструкцией.
1.7. Хранитель музейных предметов должен знать:
- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам сохранения и развития культурного наследия народов Российской Федерации, регламентирующие деятельность музеев;
- порядок организации работ по учету, хранению, изучению, публикации, обеспечению сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
- правила описания музейных предметов;
- методики проведения проверок наличия музейных предметов и сверки наличия музейных предметов с учетной документацией;
- порядок организации экспертизы культурных ценностей и музейных предметов;
- требования к порядку выдачи музейных предметов во временное и постоянное пользование;
- порядок регистрации сделок с музейными предметами;
- порядок ведения Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации;
- требования, предъявляемые к температурно-влажностному режиму, освещенности и предельным показателям колебания воздуха в фондохранилищах и экспозиционных помещениях;
- нормативные документы и локальные нормативные акты по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;
- основы трудового законодательства;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
2. Должностные обязанности
Хранитель музейных предметов выполняет следующие трудовые функции:
2.1. Обеспечивает хранение музейных предметов, их сохранность и консервацию, изучение музейных предметов, принятых на ответственное хранение, проверяет наличие их регистрации в инвентарных книгах по фондам хранения.
2.2. Осуществляет систематизацию музейных предметов, принятых на ответственное хранение, составление топографических описей, научно-справочных картотек, ведение соответствующих разделов электронных баз данных музея.
2.3. Участвует в работе по комплектованию музейных коллекций.
2.4. Ведет систематический контроль за состоянием сохранности музейных предметов.
2.5. Осуществляет работу по выявлению экспонатов, нуждающихся в реставрации, а также проведению профилактических мер, обеспечивающих сохранность музейных предметов.
2.6. Готовит к рассмотрению на реставрационном совете задания по реставрации и консервации фонда хранения.
2.7. Участвует в проведении проверок наличия музейных предметов и музейных коллекций и сверки их наличия с учетной документацией.
2.8. Обеспечивает работу по страховому копированию документального и фотофонда (в рамках своей компетенции).
2.9. Ведет контроль за температурно-влажностным режимом помещений фондохранилища.
2.10. Принимает участие в работе по подготовке экспозиций и выставок.
2.11. Готовит материалы к публикации каталогов коллекций, обзоры материалов фондов хранения, материалы по запросам публики, связанные с информацией по фондам хранения.
В случае служебной необходимости хранитель музейных предметов может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
Хранитель музейных предметов имеет право:
3.1. Получать полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
3.2. Получать материалы и документы, относящиеся к вопросам его профессиональной деятельности.
3.3. Получать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.
3.4. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.5. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.6. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
3.7. Получить рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
3.8. Взаимодействовать со всеми подразделениями Компании для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Хранитель музейных предметов несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков предприятию или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.
4.2. Оценка работы хранителя музейных предметов осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы хранителя музейных предметов является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы хранителя музейных предметов определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
5.2. В связи с производственной необходимостью хранитель музейных предметов может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.
О том, что вы никогда не увидите своими глазами, если вы не музейный работник, рассказывают журналисты «Сургутской трибуны» в репортаже из Сургутского художественного музея
Так, основная часть предметов, полученных в результате археологических раскопок, хранится в специальных картонных коробках.
– Большинство предметов археологической коллекции музея – бронзовые. Для их хранения изготавливаются специальные коробки из бескислотного картона, который не оказывает негативное воздействие на музейный предмет, – рассказывает главный хранитель фондов Сургутского художественного музея Светлана Чаплыгина.
А произведения художников-косторезов (например, Минсалима Тимергазеева и Сергея Лугинина) хранятся в металлических застекленных шкафах. Работают с ними исключительно в перчатках, иначе могут остаться потожировые следы, что в будущем негативно скажется на их сохранности. Изделиям из кости обязательно требуется свет, иначе они начинают желтеть.
– Конечно, в хранилище нужно поддерживать определенный уровень температуры, влажности, обеспечивать защиту от биологических и физических воздействий. И, что касается перчаток, то некоторые, особенно хрупкие предметы, наоборот, лучше брать без них так как в перчатках не всегда чувствуется, с какой силой ты берешь предмет, – поясняет Светлана Чаплыгина.
Как предметы искусства попадают в фонд музея
Фонды Сургутского художественного, пополняются несколькими способами: покупка, передача предметов, полученных в результате археологических раскопок, подарки меценатов или благотворителей, но чаще всего это дары самих художников, их родственников, друзей или коллекционеров.
– Уже сложилась добрая традиция, что после персональных выставок художники дарят музею несколько работ, представленных в экспозиции. Бывает, что творцы сами предлагают принять в музейное собрание свои произведения. Например, художник Андрей Тутунов именно так передал нам целую серию работ. Он искал музей для своих произведений и остановил выбор именно на нашем, предварительно изучив сайт учреждения и концепцию комплектования фондов, – рассказывает Светлана Чаплыгина.
Но стоит отметить, что не все работы могут стать частью музейного собрания. В фонды принимаются произведения искусства, имеющие художественное значение, документальное или мемориальное.
–Перед тем как принять картину в собрание проводится ее экспертиза. Научные сотрудники изучают произведение, биографию автора, его творчество, отзывы критиков и искусствоведов. Окончательное решение принимается коллегиально экспертно-закупочной комиссией, – рассказывает Светлана Чаплыгина.
Если музеем принято положительное решение в отношении какого-либо предмета искусства, то начинается работа по передаче его на постоянное хранение. Длится этот процесс нескольких месяцев.
– Заключается договор с владельцем, подписывается акт передачи произведения искусства музею, вносятся данные в книгу поступлений, определяется место хранения в фондах, затем передаётся на хранение ответственному хранителю коллекции, все сведения вносятся в музейную базу данных, а основная информация о музейном предмете и его изображения размещаются в Государственном каталоге. Кстати, все музейные предметы промаркированы, и для каждого используется свой способ маркировки. Например, изделия из кости маркируются следующим образом: номер наносится тушью прямо на само изделие. А если речь идет о живописи или археологических предметах, то на них навешивается или прикрепляется бирочка с номером. В общем, нюансов очень много и процесс передачи предмета искусства музею не быстрый, как правило, он длится больше месяца, – рассказывает Светлана Чаплыгина.
Нам было интересно узнать, насколько трепетно художники относятся к своим работам, которые они уже передали на хранение в музей. А точнее, интересуются ли они судьбой картины, например, как она хранится, как часто выходит «в свет» на выставку, не потребовалась ли реставрация.
– Чаще мы сами рассказываем и показываем художнику, в каком состоянии находятся его работы, где и когда экспонировались, и прочее. А так как у нас оборот фондов хороший, мы обновляем выставки практически каждые два месяца – нам есть что рассказать. Стараемся поддерживать дружбу и общаться с нашими художниками, – рассказывает Светлана Чаплыгина.
Замедлить процессы старения
Процессы старения – неизбежны у всего, в том числе и у предметов искусства. Так вот, задача музея – сохранить каждый предмет из своего собрания. Задача музейного хранителя – точно знать, какому предмету требуется реставрация и что нужно сделать, чтобы минимизировать вмешательство реставраторов в судьбу произведения искусства. Регулярно хранитель проводит сверку своей коллекции: проверяет, все ли находится на месте, описывает текущую сохранность предметов. Эти заметки нужны для того, чтобы отслеживать состояние произведения искусства, контролировать изменения и своевременно принимать необходимые меры. Раз в три года обязательно собирается экспертная комиссия и проверяет сохранность предметов.
– Все предметы поступают на вечное хранение. Задача хранителя – сохранить как можно больше предметов искусства для потомков, – объясняет Светлана Чаплыгина.
Конечно, ничто не вечно, но радует, что предметы искусства все-таки можно «вылечить».
– Спасаем экспонаты с помощью реставрации. Например, у нас в собрании есть уникальная археологическая находка – шлем. Безусловно, хранился он по всем правилам, но, видимо, с годами внутри стала происходить активная коррозия, и шлем начал «сыпаться». Мы отправили его на реставрацию. Кстати, реставратор, с которым мы сотрудничаем, раньше работала в Эрмитаже. В общем, предмет «вылечили» и теперь он часто экспонируется на выставках. Бывает, что и живописи нужна реставрация: часто на красочном слое картин образуются мелкие трещинки – кракелюры, которые могут привести к большой беде – утрате красочного слоя произведения. Задача реставратора так ювелирно провести все восстанавливающие мероприятия, чтобы, во-первых, сохранить произведение, а во-вторых, не «вмешаться» в авторскую работу, оставить полотно для будущих поколений, таким каким его задумал и создал художник, – рассказывает Светлана Чаплыгина.
В фондах Сургутского художественного музея хранится более 22 тысяч различных предметов искусства: живопись, графика, авторская кукла, предметы ареологии и декоративно-прикладного искусства. Каждая категория музейных предметов должна храниться по индивидуальным правилам: драгоценные металлы в сейфе, археологические предметы – в коробках из особого картона, живопись – на передвижных стеллажах, а графика – в металлических шкафах. Правда, есть одно сходство – это температура. В фондохранилищах должно быть ни теплее, ни холоднее 18-20 градусов. Главная роль в обеспечении сохранности музейного собрания отводится команде профессионалов, специалистам, которые работают в Сургутском художественном музее.
Материал подготовлен при поддержке гранта департамента внешних, общественных связей и молодежной политики Югры
——————————
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
——————————
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
——— ——————-
(подпись) (инициалы, фамилия)
Хранителя музейных предметов 00.00.0000
1.1. Хранитель музейных предметов относится к категории специалистов.
1.2. На должность:
– хранителя музейных предметов принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальностям, соответствующим виду деятельности музея, или специальности “музейное дело”, стаж работы в музее не менее 1 года;
– хранителя музейных предметов II категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, техническое) и стаж работы в должности хранителя музейных предметов не менее 1 года;
– хранителя музейных предметов I категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, техническое) и стаж работы в должности хранителя музейных предметов II категории не менее 2 лет.
1.3. Хранитель музейных предметов должен знать:
– законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, по вопросам сохранения и развития культурного наследия народов Российской Федерации, регламентирующие деятельность музеев;
– структуру музея;
– порядок организации работ по учету, хранению, изучению, публикации, обеспечению сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
– правила описания музейных предметов;
– методики проведения проверок наличия музейных предметов и сверки наличия музейных предметов с учетной документацией;
– порядок организации экспертизы культурных ценностей и музейных предметов;
– требования к порядку выдачи музейных предметов во временное и постоянное пользование;
– порядок регистрации сделок с музейными предметами;
– порядок ведения Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации;
– требования, предъявляемые к температурно-влажностному режиму, освещенности и предельным показателям колебания воздуха в фондохранилищах и экспозиционных помещениях;
– нормативные документы и локальные нормативные акты по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;
– основы трудового законодательства;
– Правила внутреннего трудового распорядка;
– правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
1.4. Хранитель музейных предметов в своей деятельности руководствуется:
– Положением о _______________________________________________________;
(наименование структурного подразделения, в
штат которого входит хранитель музейных предметов)
– настоящей должностной инструкцией;
– ____________________________________________________________________.
(иные акты и документы, непосредственно связанные с
трудовой функцией хранителя музейных предметов)
1.5. Хранитель музейных предметов подчиняется непосредственно _________
______________________________________.
(наименование должности руководителя)
1.6. В период отсутствия хранителя музейных предметов (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
Функции
2.1. Обеспечение хранения музейных предметов, их сохранности и консервации.
2.2. Участие в работе по комплектованию музейных коллекций, выявлению экспонатов, нуждающихся в реставрации.
2.3. Участие в работе по подготовке экспозиций и выставок, материалов к публикации каталогов коллекций.
Должностные обязанности
Хранитель музейных предметов исполняет следующие обязанности:
3.1. Обеспечивает хранение музейных предметов, их сохранность и консервацию, изучение музейных предметов, принятых на ответственное хранение, проверяет наличие их регистрации в инвентарных книгах по фондам хранения.
3.2. Осуществляет систематизацию музейных предметов, принятых на ответственное хранение, составление топографических описей, научно-справочных картотек, ведение соответствующих разделов электронных баз данных музея.
3.3. Участвует в работе по комплектованию музейных коллекций.
3.4. Ведет систематический контроль за состоянием сохранности музейных предметов.
3.5. Осуществляет работу по выявлению экспонатов, нуждающихся в реставрации, а также проведению профилактических мер, обеспечивающих сохранность музейных предметов.
3.6. Готовит к рассмотрению на реставрационном совете задания по реставрации и консервации фонда хранения.
3.7. Участвует в проведении проверок наличия музейных предметов и музейных коллекций и сверки их наличия с учетной документацией.
3.8. Обеспечивает работу по страховому копированию документального и фотофонда (в рамках своей компетенции).
3.9. Ведет контроль за температурно-влажностным режимом помещений фондохранилища.
3.10. Принимает участие в работе по подготовке экспозиций и выставок.
3.11. Готовит материалы к публикации каталогов коллекций, обзоры материалов фондов хранения, материалы по запросам публики, связанные с информацией по фондам хранения.
3.12. ________________________________________________________________.
(другие обязанности)
Права
4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.
4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.
4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.
4.5. _________________________________________________________________.
(другие права)
Ответственность
5.1. Хранитель музейных предметов привлекается к ответственности:
– за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
– за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
– за причинение ущерба учреждению (организации) – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе
Квалификационной характеристики должности “Хранитель музейных предметов”
(Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов
и служащих. Раздел “Квалификационные характеристики должностей работников
культуры, искусства и кинематографии”, утвержденный Приказом
Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н), ___________________
(реквизиты иных
_____________________.
актов и документов)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается ____________________________________________________________
(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой
___________________________________________________________________________
частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными
___________________________________________________________________________
инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у
__________________________________________________________________________.
работодателя; иной способ)
Главный хранитель музейных предметов
——————————
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
——————————
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
——— ——————-
(подпись) (инициалы, фамилия)
Главного хранителя 00.00.0000
музейных предметов
1.1. Главный хранитель музейных предметов относится к категории руководителей.
1.2. На должность главного хранителя музейных предметов принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное), стаж работы в должности хранителя музейных предметов 1 категории не менее 3 лет.
1.3. Главный хранитель музейных предметов должен знать:
– законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам сохранения и развития культурного наследия народов Российской Федерации, регламентирующие деятельность музеев в Российской Федерации;
– требования, предъявляемые к порядку выдачи музейных предметов во временное и постоянное пользование;
– формы и методы защиты музейных предметов от биопоражений;
– современные методы управления организацией и персоналом;
– формы и методы проведения научно-исследовательской, экспозиционной, выставочной, реставрационной деятельности музеев;
– достижения отечественных и зарубежных музеев;
– правила обеспечения безопасности музейных фондов;
1.4. Главный хранитель музейных предметов в своей деятельности руководствуется:
– Положением о _______________________________________________________;
(наименование музея)
– Положением о _______________________________________________________;
(наименование структурного подразделения,
возглавляемого главным хранителем)
– настоящей должностной инструкцией;
– ____________________________________________________________________.
(иные акты и документы, непосредственно связанные с
трудовой функцией главного хранителя)
1.5. Главный хранитель музейных предметов подчиняется непосредственно
________________________________________.
(наименование должности руководителя)
1.6. В период отсутствия главного хранителя музейных предметов (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
2.1. Обеспечение учета, хранения, консервации и реставрации музейных предметов и музейных коллекций.
2.2. Руководство хранителями музейных предметов и иными работниками, отвечающими за хранение, учет и реставрацию музейных предметов.
Главный хранитель музейных предметов исполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществляет руководство работой подразделений, обеспечивающих учет, хранение, консервацию и реставрацию музейных предметов и музейных коллекций.
3.2. Организует проведение систематических сверок наличия музейных предметов, закрепленных за музеем; формирование в установленном порядке электронных баз данных, содержащих сведения о музейных предметах, закрепленных за музеем; проведение экспертизы культурных ценностей по заданиям федеральных органов исполнительной власти, судебных и правоохранительных органов.
3.3. Организует контроль за допуском лиц в фондохранилища и соблюдение установленных правил использования музейных предметов и музейных коллекций.
3.4. Организует процессы приобретения (независимо от источника и форм поступления) культурных ценностей для собрания музея, оформления их включения в состав Музейного фонда Российской Федерации, регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
3.5. Разрабатывает правила и инструкции учета и хранения фондов, предложения по модернизации оборудования фондохранилищ и экспозиций музея, по внедрению в работу музея новых технологий, обеспечивающих сохранность, хранение, контроль движения музейных предметов и музейных коллекций.
3.6. Обеспечивает организацию и контроль за проведением плановых и оперативных проверок наличия музейных предметов и музейных коллекций и оформление соответствующей документации по их итогам; разработку текущих и перспективных планов учетно-хранительской и реставрационной работы музея, координацию и контроль за их исполнением.
3.7. Организует планирование деятельности подразделения, учет и своевременное представление необходимой отчетности.
3.8. Обеспечивает технически правильную эксплуатацию оборудования, находящегося в ведении подразделения, своевременно подает заявки на ремонт и пополнение оборудования и инвентаря.
3.9. Осуществляет подбор и расстановку кадров подразделения, их целесообразное использование.
3.10. Организует обучение и работу по повышению квалификации работников, контролирует соблюдение ими правил по охране труда, пожарной безопасности, производственной и трудовой дисциплины, Правил внутреннего трудового распорядка.
3.11. ________________________________________________________________.
(другие обязанности)
Главный хранитель музейных предметов имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства учреждения (организации).
4.2. Распоряжаться вверенными ему имуществом и средствами с соблюдением требований, определенных нормативными правовыми актами, учредительными документами.
4.3. Подписывать и визировать ________________________________________.
(виды документов)
4.4. Инициировать и проводить совещания по организационным вопросам.
4.5. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.
4.6. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.
4.7. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
4.9. Вносить на рассмотрение __________________________________________
(наименование должности руководителя)
представления о приеме, перемещении и увольнении работников возглавляемого
им подразделения; предложения об их поощрении или о наложении на них
взысканий.
4.10. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.
4.11. ________________________________________________________________.
(другие права)
5.1. Главный хранитель музейных предметов привлекается к ответственности:
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе
Квалификационной характеристики должности “Главный хранитель музейных
предметов” (Единый квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и служащих. Раздел “Квалификационные характеристики должностей
работников культуры, искусства и кинематографии”, утвержденный Приказом
Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н), ___________________
(реквизиты иных
___________________.
актов и документов)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается ____________________________________________________________
(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой
___________________________________________________________________________
частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными
___________________________________________________________________________
инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у
__________________________________________________________________________.
работодателя; иной способ)
Главный хранитель и музейный смотритель рассказали об особенностях своих профессий
Музей – особое место, где царит время – великий хранитель секретов и множества интересных историй, которым музей не дает погибнуть. Музей устроен так, что мы, случайные посетители, едва ли представляем, кто стоит за теми или иными процессами. Между тем там работают специалисты, которые порой остаются вне зоны внимания посетителя в силу их закулисной деятельности. Сегодня мы приоткроем особенности профессии некоторых из них.Главный хранительДля большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать в музее легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщена, как любой, по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь – главный хранитель фондов Березовского историко-краеведческого музея Никита Азёма.Само слово «хранитель» звучит очень архаично, что-то есть из сказок и древности, из старославянского – прятать для сбережения. В чем же заключается работа главного хранителя? В комплектовании, учете, изучении и хранении объектов наследия – музейных предметов, которые поступают в фонды. В музее собрана богатая и разнообразная коллекция: около 21 тысячи экспонатов основного фонда, который должен храниться вечно, и 13 тысяч научно-вспомогательного – копии документов, фотографий, предметы в плохой сохранности. Постоянные экспозиции – это только верхушка айсберга: выставлено примерно 1 000 экспонатов. И за все главный хранитель в ответе! Каждый предмет должен быть учтен, грамотно описан, юридически защищен. Никита отвечает за их движение как внутри музея, так и за его пределами.– Самое важное – ты всегда находишься в окружении старинных предметов, изучаешь их, это увлекает, – делится с нами Никита Азёма. – Работники музея работают с предметами, недоступными для других, контактируют с ними.В фондохранилище может попасть только главный хранитель. С официального разрешения для нас приоткрыли эти на первый взгляд совершенно обычные кабинеты в глубине филиала музея «Галерея искусств». Здесь «живут» уникальнейшие экспонаты и настоящие сокровища и хранители времени. Музейные вещи – вещи с историей, и с годами они не молодеют. Все это требует ухода, заботы, внимания и сохранения в первозданном виде. Именно поэтому хранителю нужно обладать знаниями из разных научных областей. В первую очередь – историческими. Никита увлекался историей с 5 класса, затем выбрал соответствующую стезю – окончил исторический факультет Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина. А еще элементарными знаниями в области физики и химии – например, чтобы понимать, какие условия нужны для каждого вида музейного материала. И быть немного искусствоведом, юристом, завхозом.Часть экспонатов скрыта от глаз визитеров до определенной поры: время от времени они появляются на выставках. Здесь и предметы советской эпохи, и самые ценные экспонаты – ордена, иконы и множество удивительных сокровищ! Какие экспонаты самые ценные? По мнению главного хранителя, каждый из них бесценен, неважно, находится он в основном фонде или научно-вспомогательном, это уже история, это особенная культурная или краеведческая ценность. Для Никиты самый дорогой экспонат – книги, они недолговечны, их необходимо держать в особой среде. В фондах музея, например, есть старый молитвенник – конца 18 – начала 19 века.Пополнение фондов – это еще одна забота хранителя. Коллекция ежегодно прирастает за счет приобретения самим музеем новых вещей на аукционах, через специализированные сайты. Но в основном музейные собрания обогащают дары неравнодушных людей. Обычно они приносят предметы быта, фотографии, документы, связанные с историей своей семьи или с нашим районом. Вещи эти необязательно редкие, просто пришло время, и люди решили их отдать, сохранить память о себе и своей семье. Ведь музеефицируются не только драгоценные, но и совершенно обыденные предметы.– Мы составляем акт дарения или акт купли-продажи, потом производим первичный осмотр, замеры, делаем описание, нумеруем, вносим в базу данных и определенную коллекцию, – рассказывает о тонкостях музейного дела Никита Азёма.Если необходимо определить историческую ценность, предметы отдают на экспертизу в Брестский областной краеведческий музей – там над ними корпеют краеведы и археологи и делают заключение. Никита рассказывает нам об одном таком экспонате – топоре 16–18 веков. Эксперты взяли под сомнение, что это именно топор, он совсем не свойственен для нашей местности, скорее всего, это часть меча – гарда. Еще один пример: переданное музею кольцо, по заключению экспертов, 17 века, также находится в фондохранилище.– За что я люблю свою профессию? За спокойствие, работая с предметами, можешь погрузиться в это с головой. Она меня обучила скрупулезности, упорядоченности и точности в работе и жизни, – резюмирует главный хранитель фондов. – По-моему, хранитель – это немного Плюшкин, но в хорошем смысле этого слова, это педант, который любит раскладывать все по полочкам. Я слегка на него похож. Дома у меня также много всего – какие-то старые журналы, игрушки, монетки. Мне нравится долго сидеть и пересматривать эти предметы, с каждым из которых связаны свои воспоминания.Главный хранитель фонда Никита Азёма бережет все ценные экспонаты и мечтает сохранить и передать будущему поколению достойную коллекцию.Музейный смотрительЭта профессия не утратила своей актуальности, несмотря на стремительность изменений жизни общества. Хотя многим по привычке кажется, что музейный смотритель – это бабушка, которая просто сидит или читает книжку и больше ничего не делает, но это лишь символ устаревшего консервативного музея. Встреча с музейным смотрителем Аллой Драган доказывает совершенно обратное. Она, как и другие смотрители, лицо музея, ведь практически первый, кого встречает посетитель, – это и есть смотритель, человек, любящий искусство, культуру, историю, очень всем интересующийся. Он не пользуется мобильным телефоном при посетителях, постоянно находится во внимании, никогда не сидит на стульчике, все время, пока посетители в зале, он на ногах. На Алле Владимировне – строгая элегантная одежда, стильные украшения, аккуратная укладка и макияж.– За мной закреплен зал, посвященный событиям Великой Отечественной войны на Березовщине. Моя главная задача – следить за сохранностью экспонатов и порядком в залах, то есть за действиями посетителей. Я наблюдаю, чтобы никто ничего руками не трогал, чтобы дисциплина была, – говорит музейный смотритель. – Бывает много детей, а любознательность наших юных посетителей требует особого внимания. Да и вообще, проходят через музей тысячи человек, если каждый что-то потрогает или возьмет на память, то ничего не останется. В определенное время мы протираем пыль на экспонатах.Для Аллы Владимировны важен контакт с посетителем, когда проходят индивидуальные посещения без научного сотрудника и люди ищут общения и собеседника. Тогда она все подробно расскажет, если у посетителей возникают вопросы. Алла Драган обладает информацией по всем экспонатам, любой заданный ей вопрос не вызывает затруднений.Она любит свою профессию за неожиданные встречи с людьми, за возможность погрузиться в их воспоминания и личные истории. С воодушевлением рассказывает смотритель о таких встречах:– Безусловно, вызывает бурные эмоции, например, если посетитель на одной из фотографий узнает знакомых людей, или творчески раскрывается – мужчина из Минска пел песню военных лет и декламировал стихи собственного сочинения. Когда издалека приезжают дети и внуки тех, в чьей биографии есть факты, связанные с нашей Березовщиной, делятся своими историями, передают в дар предметы, пишут отзывы.Конечно, в зале, рассказывающем о трагических страницах в истории нашего района, не всегда легко наблюдать за реакцией посетителей на услышанное и увиденное. Зал, по словам Аллы Владимировны, сложный. Совсем недавно бабушка с внучкой поделилась, что ее прабабушка была узницей Озаричей. Или случай, когда музей посетил бизнесмен из Германии, который возле экспонатов, рассказывающих о трагедии на Бронной Горе, сидел на корточках и повторял одну фразу: «Не верю, что солдаты немецкой армии могли сделать такое». Вот тогда смотрителю случается выступать и в роли психолога.Но самая незабываемая публика – это дети. Алла Владимировна даже ведет свой словарик забавных детских перлов: «древнее пианино» – оказывается, это аккордеон, «железная шапка» – каска, «стукалка» – печатная машинка, «если партизаны не слушали командира, их увольняли с войны», «ордены солдатовы и партизановы». В ее записной книжке такими выражениями исписан уже не один десяток страниц. Конечно, с группами школьников работает научный сотрудник. Но многие мальчишки и девчонки приходят индивидуально со своими родителями, бабушками и дедушками, именно они выступают для них в качестве экскурсовода.– Я считаю, что наш музей сейчас переживает эпоху своего ренессанса. В конце весны школьники организованными группами посещали выставку «Память и боль белорусской земли» о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, только в апреле было больше 1 000 посещений. Ренессанс в том, что мы часто слышим от посетителей фразу: «Я тут был в детстве», а сейчас они приводят сюда уже своих детей и изучают обновленные экспозиции. Очень много молодежи, которая, путешествуя по Беларуси, обязательно посещает местные музеи и достопримечательности, – так считает Алла Драган. – Особенности провинциального музея, в том числе и нашего, – непосредственное общение и контакт, живой идентичный экспонат, эмоциональный рассказ, это место, где встречаются поколения и открывают для себя интересные сведения.В каждом небольшом городке есть свой удивительный музей, который любят как местные жители, так и туристы. Вот и наш Березовский историко-краеведческий музей ухожен, имеет богатый фонд, не превратился в пыльный архив, а постоянно обновляется согласно запросам времени и посетителя. Музейщики занимаются просветительской работой, проводят интересные экскурсии, предлагают услуги фотосъемки, организуют новые выставки и экспозиции. Березовский музей – это культурный центр, сочетающий в себе досуговую, образовательную, исследовательскую и социальную формы деятельности.Березовский историко-краеведческий музей своих первых посетителей принял в 1965 году. Ежегодно его посещает около 18 тысяч человек, только в этом году в нем уже побывало свыше 15 тысяч. Основная масса посетителей – белорусы и россияне, гостями музея из стран дальнего зарубежья нередко становятся немцы, поляки, китайцы. Расположен он в историческом здании 1934 года постройки, сохранившемся в годы Великой Отечественной войны. Коллектив состоит из 18 человек, все серьезные, активные и творческие, открытые для сотрудничества со всеми, кого волнует история Березовского края и его будущее.Фото автора и Александра ТЫМАНСКОГОЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1.2. Главный хранитель музейных предметов относится к категории руководителей, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.
1.4. На должность главного хранителя музейных предметов назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное), стаж работы в должности хранителя музейных предметов 1 категории не менее 3 лет.
1.5. Главный хранитель музейных предметов должен знать:
2.1. Осуществляет руководство работой подразделений, обеспечивающих учет, хранение, консервацию и реставрацию музейных предметов и музейных коллекций.
2.2. Организует проведение систематических сверок наличия музейных предметов, закрепленных за музеем.
2.3. Организует формирование в установленном порядке электронных баз данных, содержащих сведения о музейных предметах, закрепленных за музеем.
2.4. Организует проведение экспертизы культурных ценностей по заданиям федеральных органов исполнительной власти, судебных и правоохранительных органов.
2.5. Организует контроль за допуском лиц в фондохранилища и соблюдение установленных правил использования музейных предметов и музейных коллекций.
2.6. Организует процессы приобретения (независимо от источника и форм поступления) культурных ценностей для собрания музея, оформления их включения в состав Музейного фонда Российской Федерации, регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
2.7. Разрабатывает правила и инструкции учета и хранения фондов, предложения по модернизации оборудования фондохранилищ и экспозиций музея, по внедрению в работу музея новых технологий, обеспечивающих сохранность, хранение, контроль движения музейных предметов и музейных коллекций.
2.8. Обеспечивает организацию и контроль за проведением плановых и оперативных проверок наличия музейных предметов и музейных коллекций и оформление соответствующей документации по их итогам.
2.9. Обеспечивает разработку текущих и перспективных планов учетно-хранительской и реставрационной работы музея, координацию и контроль за их исполнением.
2.10. Организует планирование деятельности подразделения, учет и своевременное представление необходимой отчетности.
2.11. Обеспечивает технически правильную эксплуатацию оборудования, находящегося в ведении подразделения, своевременно подает заявки на ремонт и пополнение оборудования и инвентаря.
2.12. Осуществляет подбор и расстановку кадров подразделения, их целесообразное использование.
2.13. Организует обучение и работу по повышению квалификации работников, контролирует соблюдение ими правил по охране труда, пожарной безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.
В случае служебной необходимости главный хранитель музейных предметов может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3.1. Осуществлять руководство подчиненными.
3.2. На предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.
3.3. На рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
3.4. Получать полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
3.5. Осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.
3.6. Получать материалов и документов, относящихся к вопросам своей деятельности.
3.7. Осуществлять взаимодействие со всеми подразделениями Организации для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
4.1. Главный хранитель музейных предметов несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.2. Оценка работы главного хранителя музейных предметов осуществляется:
4.3. Основным критерием оценки работы главного хранителя музейных предметов является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5.1. Режим работы главного хранителя музейных предметов определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.
5.2. В связи с производственной необходимостью главный хранитель музейных предметов обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.