Что должен знать автомеханик

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобиля нужен для оценки степени подготовки работника и определении сферы его деятельности. Кроме этого, он применяется в качестве основы для создания кадровой документации. К примеру, его можно использовать при разработке показателей результативности (KPI), тестов для соискателей и т. д.

Правовая основа применения профессиональных стандартов

Процесс внедрения профстандартов начался с 2012 года. Именно тогда был принят 236-ФЗ, впервые внёсший их в действующее законодательство. За ним последовало принятие следующих нормативных документов:

  • В начале 2013 года вышло Постановление Правительства №23. Оно урегулировало процедуры составления и одобрения новых профстандартов.
  • В мае 2015 года был опубликован основной закон по должностным стандартам — 122-ФЗ. Он определил основные процессы их создания, ввода в действие и использования на практике. Так, в ФЗ «Об образовании» появились положения по роли профстандартов в оценке усвоения соответствующих образовательных программ.
  • В июне 2016 года появилось Постановление Правительства №584. Данный документ стал определяющим для описания действия должностных стандартов в госсекторе экономики.

Внимание! Специальные разъяснения по практическим аспектам использования перечисленных документов содержатся в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.

В марте 2017 года Минтрудом был официально введён в действие профстандарт 31.004 для специалиста по мехатронным системам автомобиля, основные положения которого подходят для слесаря по ремонту автомобиля. Данный документ включает четыре части, где содержится описание основных характеристик профессии.

Начальная часть включает сведения общего характера: цель профессиональной деятельности, её название по ОКЗ и ОКВЭД и т.д.

Второй раздел содержит перечень обобщённых трудовых функций и составляющих их простых трудовых функций. Всего перечислены 7 обобщённых функций и 20 простых функций. Так, обобщённая трудовая функция по ремонту автотранспортного средства (АТС) включает три элемента:

  • ремонт агрегатов, систем, узлов АТС;
  • проведение диагностики систем АТС;
  • устранение неисправностей в системах АТС.
Читайте также:  Росздравнадзор напоминает медорганизациям о необходимости внесения сведений в федеральный реестр

Также в разделе указаны уровни сложности выполняемых специалистом работ.

В третьем разделе функции и их элементы описаны более подробно.

По функциям в нём содержится следующая информация:

  • специалисты, которые готовы к их выполнению;
  • требуемые от них уровни опыта и образования;
  • предъявляемые к ним особые требования;
  • дополнительные характеристики;
  • названия специалистов по справочникам профессий.

Так, для деятельности по ремонту АТС дана следующая информация:

  • Наименования 9 специалистов – слесарь по ремонту автомобилей и т.д.
  • Требуемый уровень образования – среднее профобразование.
  • Опыт работы – от года в сфере техобслуживания и ремонта АТС.
  • Дополнительно специалисту рекомендуется принимать меры по поддержанию уровня квалификации.
  • Названия специалистов даны по следующим справочникам: ОКЗ, ЕТКС, ОКПДТР.

По простым трудовым функциям дана следующая информация:

  • выполняемые специалистом трудовые действия;
  • теоретические знания;
  • умения практического характера;
  • дополнительные характеристики.

Например, для деятельности по ремонту агрегатов, систем, узлов АТС приведены следующие данные:

  • 6 действий – проверка агрегатов, систем и узлов АТС, выполнение работ по их тестированию и т.д.
  • 14 умений – применение специальных приспособлений для поисков неисправностей в АТС, проведение необходимых измерений узлов и деталей и т.п.
  • Знания в 16 областях – технология слесарных работ, особенности систем и деталей АТС и пр.

В четвёртой части документа дан перечень организаций, занимавшихся его составлением.

Внимание! Перечисленные требования к подготовке слесаря по ремонту автомобиля могут применяться работодателем только после его перехода на систему профессиональных стандартов.

Параметры использования системы профстандартов

Что делать, если уже работающий слесарь по ремонту автомобиля не подходит под критерии профстандарта?

Трудовое законодательство не даёт возможность увольнения слесаря по этой причине. У работодателя есть три варианта действий:

  • передвинуть сотрудника с должности слесаря по ремонту автомобиля на другую позицию (ст. 72.1 Трудового кодекса);
  • изменить название позиции (статьи 72, 74 Трудового кодекса);

Внимание! Данное повышение квалификации совершается на добровольной основе, т.е. специалиста уволить за отказ от его прохождения нельзя.

Когда профстандарты являются обязательными для применения?

Они необходимы для сотрудников, если:

  • Специалист работает в государственном секторе экономики (госкомпании, бюджетные учреждения и т.п.).
  • Для специальности имеются особо прописанные в законодательстве требования квалификационного характера.
  • Сотрудник имеет право на получение льгот/компенсаций или для его позиции имеются нормативные ограничения.

В других случаях должностные стандарты применяются в добровольном порядке.

Зачем компании добровольно переходить на систему профстандартов?

Они дают ряд новых возможностей в области управления персоналом и кадровом делопроизводстве. Перечислим основные:

  • Проведение переаттестации работников на основе объективных показателей.
  • Улучшение качества документов в сфере кадровой деятельности. Помимо прочего, это снижает риски возникновения конфликтов с проверяющими организациями (ФСС, трудовая инспекция и т.п.).
  • Оценка степени профессиональной подготовки претендентов на должности.
  • Создание критериев, с помощью которых можно оценивать результативность сотрудников.

Внимание! Перечисленные возможности опираются на обширную и надёжную правовую базу, что снижает юридические риски их реализации.

Каким образом профстандарты сочетаются со справочниками ЕКС и ЕТКС?

Действующее законодательство даёт возможность работодателю самому выбирать предпочтительный вариант. Но, как указано в Постановлении Правительства №584, с 2020 года именно профстандарты необходимы для организаций государственного сектора.

Должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей используется как приложение к трудовому договору. У большинства работодателей эта инструкция, благодаря рекомендациям от Роструда и выгодам её практического использования, входит в типовой перечень трудовой документации, имея статус правового документа. Для того чтобы избежать проблем с контролирующими органами и потенциальных трудовых конфликтов, должностная инструкция должна быть корректно составлена и оформлена.

Образец должностной инструкции слесаря по ремонту автомобилей

В компании на слесаря по ремонту автомобилей возлагаются следующие функции:

  • Проведение необходимых ремонтных мероприятий по указанию своего руководителя.
  • Применение специальной аппаратуры для выявления проблем в функционировании автомашин.
  • Проведение мероприятий по профилактике, тестированию и испытаниям автомобилей и их агрегатов.
  • Слесарная обработка составляющих автомашины.
  • Чистка необходимых деталей машин и их разбраковка.
  • Балансировка узлов и деталей ремонтируемых автомобилей.
  • Контроль за заменой изношенных и неисправных составляющих автомашины.
  • Поддержание порядка на месте работы.
  • Бережное обращение с инструментами, спецодеждой и инвентарем.
  • Взаимодействие с коллегами по транспортному цеху для решения текущих рабочих вопросов.
  • Донесение до руководства информации о проблемных моментах в сфере своей ответственности.
  • Отслеживание ситуации с наличием необходимых запчастей и агрегатов.
  • Соблюдение установленных стандартов по технологической и пожарной безопасности.
  • Ведение необходимого документооборота по правилам компании.

Ответственность

Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность в следующих случаях:

  • Неисполнение своих рабочих функций — в пределах, закрепленных в документах компании и трудовом законодательстве.
  • Совершение правонарушений на рабочем месте — в тех пределах, которые прописаны в соответствующих статьях законодательства.
  • Нанесение ущерба работодателю по причине некомпетентных действий — в соответствии с нормами действующего законодательства.

Права

Слесарь по ремонту автомобилей наделяется компанией следующим комплексом прав:

  • Внесение предложений руководителю транспортного цеха по возможным мерам для улучшения своих рабочих процедур.
  • Получение от сотрудников компании информации, нужной для выполнения своих должностных обязанностей.
  • Получение премий и доплат по мере выполнения плановых показателей, установленных в соответствующих документах компании.
  • Получение от компании рабочей спецодежды, а также части инструментов и инвентаря, необходимых в своей работе.
  • Участие в собраниях сотрудников структурного подразделения по текущим рабочим вопросам.

Особенности написания должностной инструкции

В отечественном законодательстве нет положений по составлению должностной инструкции. На практике данный документ составляется путем приспосабливания работодателем содержания типовых инструкций для своих нужд. Формы этих инструкций, как правило, стандартны и включают следующие базовые разделы, оговаривающие основные аспекты деятельности работника:

  • Общая часть.
  • Обязанности служащего.
  • Его права.
  • Его ответственность.

Дополнительно к этим разделам многие компании, особенно крупные, добавляют те, где конкретизируют отдельные аспекты работы сотрудника, на которых им хочется заострить внимание. Наиболее популярны следующие дополнительные разделы:

  • Порядок должностных связей сотрудника.
  • Условия его работы.
  • Критерии оценки качества выполненных работ.
  • Требования к квалификации.

На объем и тщательность инструкции сильно влияют размер и отраслевая принадлежность компании-работодателя. Крупные фирмы стремятся к возможно большей формализации своих контактов с сотрудниками, устраняя необходимость вручную распутывать отношения с сотнями работников со множеством функций. У таких нанимателей должностная инструкция носит возможно более исчерпывающий характер.

Внимание! Как образец для должностных инструкций могут использоваться профессиональные стандарты, чье применение регламентировано ст. 195.3 ТК.

Общий раздел

В разделе даны основные параметры, на которые должен ориентироваться сотрудник. Здесь освещены следующие вопросы:

  • Кому подчиняется сотрудник.
  • От кого зависит его наём и увольнение.
  • Кто берет на себя его обязанности в случае временного отсутствия.
  • Каковы требования к навыкам и квалификации кандидата.
  • Чем руководствуется сотрудник в своей деятельности.

Требования по навыкам сотрудника могут довольно сильно различаться, в зависимости от отраслевой сферы деятельности работодателя и его размеров. В любом случае данные навыки должны примерно соответствовать обязанностям, перечисленным в следующем разделе.

Внимание! Если слесарей по ремонту машин несколько и они спокойно заменять друг друга, то имеет смысл составить для них типовую инструкцию. Если слесарь один, специализируется на ремонте машин какой-то одной марки или класса, то следует составить для него индивидуальную инструкцию, отобразив его специфику.

Функции

Раздел отведен под описание должностных функций слесаря. Сюда входят не только обязанности по ремонту автомобилей, но и те, которые касаются его повседневной деятельности в цехе — поддержание порядка на рабочем месте, хранение инструментов, кооперация в работе с другими сотрудниками. Обязательно нужно отдельно написать про обязанность соблюдать требования по пожарной и технологической безопасности.

Внимание! Многие работодатели практикуют предоставление слесарям необходимых рабочих инструментов и инвентаря. В таком случае требуется отдельно упомянуть обязанность слесаря бережно обращаться с ними, обеспечивая их сохранность.

Раздел содержит список нарушений, за которые работодатель может привлечь сотрудника к ответственности. Обычно здесь упоминают несколько основных нарушений, в общей форме описывая меры наказания, избегая конкретики, которая все равно определяется в ходе судебных и административных разбирательств.

Заключительная часть стандартной инструкции содержит список прав, которыми наделяется сотрудник на рабочем месте. Для слесаря по ремонту машин этот перечень довольно типовой и совпадает с правами других технических специалистов.

Сама инструкция может составляться как приложение к трудовому договору или как локальный правовой акт. В любом случае она должна быть согласована с юристом и сотрудником отдела по персоналу. После окончания процесса согласования документ направляют к руководителю компании. Сам сотрудник знакомится с ним в процессе устройства на работу. Окончательный правовой статус инструкция приобретает после проставления подписей всеми сторонами: принимаемым на работу сотрудником, руководителем компании, другими лицами, участвовавшими в согласовании документа.

Сама инструкция должна быть оформлена с соблюдением всех параметров официального документа. В ней должны присутствовать дата составления, расшифровка подписей, перечень реквизитов компании.

Копия документа может быть выдана сотруднику или выложена в локальную сеть компании, но тогда необходимо удалить все его персональные данные.

Механик по автотранспорту – это сотрудник, от усилий которого зависит исправность машин, находящихся в собственности предприятия. Он отвечает за техосмотр транспорта, своевременную замену комплектующих и усовершенствование ремонтных методик. Сотрудники в пределах одной компании могут специализироваться в разных сферах автомеханики. Чтобы четко установить сферу ответственности каждого работника, выпускается должностная инструкция механика по автотранспорту.

Образец должностной инструкции механика по автотранспорту

1.1. Документ регламентирует такие аспекты профессиональной деятельности механика по автотранспорту: должностные задачи, условия работы, права, обязанности, сфера ответственности.
1.2. Принятие на должность и последующее увольнение механика осуществляется с помощью создания начальством предприятия распоряжения. Данная процедура контролируется российским трудовым законодательством.
1.3. Непосредственными начальниками механика по автотранспорту являются:

  • главный механик;
  • начальник производства;
  • гендиректор компании.

В случае их отсутствия эта функция переходит сотрудникам-заместителям.

1.4. При отсутствии механика по автотранспорту на рабочем посту по уважительным причинам (болезнь, отпуск, командировка) его задачи перепоручаются работникам, обладающим соответствующими знаниями, квалификацией, опытом работы. Замещение производится в соответствии с внутренними правилами организации.
1.5. К соискателю на должность механика по автотранспорту предъявляются следующие требования:

  • высшее/среднее профильное образование;
  • опыт работы по специальности от одного года.

1.6. Механик по автотранспорту должен быть осведомлен в:

  • методических документах и нормативах, которые затрагивают организационные вопросы ремонта и обслуживания рабочего оборудования;
  • технологиях изготовки продукции компании;
  • организационных аспектах ремонтной службы;
  • технических параметрах и структурных деталях рабочего оборудования;
  • правилах применения оборудования, целях, в которых оно используется и режиме работы;
  • методах и технологиях проведения ремонтных и монтажных работ;
  • нормативов заполнения, предъявляемых к техпаспортам, дефектным ведомостям, инструкциям по эксплуатированию оборудования и другой техдокументации;
  • правилах приема и сдачи оборудования по окончании ремонтных работ;
  • положениях по рациональному распределению рабочих обязанностей в процессе ремонта;
  • положениях по модернизации приборов и обеспечения для ремонтных работ;
  • основах организации трудовой деятельности, управленческой и производственной сфер;
  • нормах охраны труда;
  • трудовом законодательстве (ТК РФ) и своде законов по защите окружающей среды.

1.7. В процессе трудовой деятельности механик по автотранспорту опирается на:

  • нормативную документацию и методические материалы, которые затрагивают его профессиональную компетенцию;
  • устав, принятый в организации;
  • правила трудового распорядка;
  • распоряжения, поступающие от гендиректора предприятия и непосредственного начальства;
  • данную инструкцию и трудовой договор;
  • правила противопожарной безопасности.

Должностные обязанности

2.1. В сферу должностных функций механика по автотранспорту входят следующие задачи:

3.1. Механик по автотранспорту наделен следующими полномочиями:

  • отслеживание своевременного выполнения задач и поручений от сотрудников, которые находятся в подчинении;
  • направление запросов и получение необходимой информации и документов, которые затрагивают профессиональному деятельность механика и подчиненных ему работников;
  • взаимодействие с другими структурными подразделениями и компаниями по рабочим вопросам в рамках профессиональной компетенции;
  • получение сведений от начальства предприятия, которые нужны для выполнения трудовых обязанностей и координации работы подчиненных;
  • требование от начальства предприятия обеспечения надлежащих условий для корректного выполнения профессиональных обязанностей;
  • требование от начальства предприятия своевременной выдачи средств индивидуальной защиты и полной комплектации инвентаря для проведения ремонта;
  • внесение предложений по усовершенствованию рабочего процесса и улучшению его условий;
  • прекращение производственной деятельности в случае появления угрозы жизни автомеханика и его коллег.

4.1. Автомеханик несёт дисциплинарную ответственность при совершении следующих действий:

  • причинение материального ущерба предприятию и/или его работникам;
  • отправка начальству недостоверных сведений о качестве и состоянии проведенных ремонтных работ;
  • пренебрежение к реализации трудовых обязанностей и последующем уклонении;
  • отказ от исполнения или некорректное исполнение приказов, поступающих от гендиректора предприятия или от непосредственного начальства;
  • невыполнение ремонтных работ в установленные сроки;
  • некорректная эксплуатация оборудования и прочих устройств, ведущая к неисправности приборов для ремонтных работ;
  • отказ от содействия в предотвращении выявившихся нарушений, которые представляют угрозу работе организации, а также безопасности находящихся на ее территории сотрудников;
  • игнорирование норм противопожарной безопасности на производстве, пренебрежение средствами защиты.

Условия работы

5.1. Механик по автотранспорту наделен материальной ответственностью за доверенное ему ремонтное оборудование и прочий инвентарь.
5.2. Механик по автотранспорту имеет в подчинении работников и структурные подразделы организации, которые перечисляются в соответствующих документах.
5.3. Автомеханик проводит ремонтные работы, основываясь на установленные нормативы выполнения профессиональных задач по обслуживанию транспортных средств.

Правила составления должностной инструкции

Должностная инструкция не подразумевает строгих правил оформления. Ее составители руководствуются спецификой конкретного предприятия и разрабатывают пункты самостоятельно. Поэтому инструкции сотрудников, которые занимают одну и ту же должность в разных компаниях, могут различаться. Причина заключается в том, что организация предъявляют различные требования к соискателям, исходя из своего профиля.

Созданием должностной инструкции занимаются следующие должностные лица:

  • специалист отдела по работе с персоналом;
  • HR-специалист;
  • сотрудник отдела кадров.

Должностная инструкция распечатывается в одном экземпляре и предоставляется сотруднику. Если на производстве несколько автомехаников, то каждому из них выдается данный документ. Инструкция обретает юридическую силу, когда на нее помещаются три подписи:

  • от сотрудника, для которого документ составлен;
  • от сотрудника, ответственного за ознакомление коллеги с инструкцией;
  • от генерального директора предприятия.

Структура должностной инструкции

Отсутствие единого образца привело к выработке неформальных правил составления инструкций. Они подразумевают деление документа на пять разделов:

  • Общие положения;
  • Должностные обязанности;
  • Права;
  • Ответственность;
  • Условия работы.

Составители инструкции имеют право менять пункты и придавать документу иную структуру. Но на указанный выше план ориентируются большинство сотрудников за счет его краткости и простоты.

Информация о начальстве

В правом верхнем углу должностной инструкции помещаются сведения о директоре предприятия. Составитель указывает следующую информацию:

  • ФИО начальника;
  • занимаемая должность;
  • наименование предприятия;
  • подпись с расшифровкой.

Общие положения

Общие положения расписывают формальные аспекты должности механика по автотранспорту:

  • обозначение категории, к которой относится должность;
  • указание приказа, на основании которого сотрудник был принят в штат;
  • субординационные вопросы: кому подчиняется автомеханик и кого имеет в подчинении;
  • требования к квалификации сотрудника (образование, дополнительные курсы, стаж работы и т.д.);
  • нормативные и правовые акты, в который механик по автотранспорту должен быть осведомлен;
  • объем знаний, который должен быть усвоен сотрудником на момент вступления в должность.

Справка! Независимо от должности, в списке документов указываются правила противопожарной безопасности и охраны труда.

Раздел, посвященный должностным обязанностям, является центральным. От качества его разработки зависит слаженность работы сотрудников на производстве. Целью этой главы является предоставление сотруднику исчерпывающих сведений о предстоящих задачах. Функции автомеханика состоят из таких общих пунктов:

  • умение пользоваться оборудованием и проверять его исправность;
  • поддержание рабочих инструментов в приемлемом состоянии;
  • организация проведения ремонтных работ;
  • предотвращение неисправностей приборов;
  • внедрение в производство новых технологий;
  • выполнение ремонтных работ в установленные сроки.

Важно! Если автомеханики на предприятии отвечают за разные сферы ремонта, этот пункт обязательно заносится в должностную инструкцию.

К правам относится список действий, которые механик по автотранспорту принимает для улучшений условий работы. Этот раздел включает в себя следующие варианты:

  • проявление инициативы по оптимизации производственного процесса;
  • требование от руководства предоставления необходимого оборудования;
  • вовлечение в работу прочих отделов организации в пределах компетенции;
  • получение от руководства документов и прочей информации, необходимой для выполнения профессиональных обязанностей.

Правила прописываются с целью очерчивания круга возможностей, которые сотрудник имеет права себе позволить. При злоупотреблении полномочиями его ждет дисциплинарная ответственность.

Под ответственностью понимаются последствия, которые настигнут автомеханика за определенные поступки. Эти поступки наносят ущерб организации, штату сотрудников или самому механику. В категорию проступков входят следующие действия:

  • неподчинение начальству;
  • злостное нарушение условий, прописанных в трудовом договоре;
  • допущение неисправности оборудования, за которое сотрудник ответствен;
  • халатное отношение к выполнению обязанностей и игнорирование обозначенных сроков;
  • некорректное исполнение должностных обязанностей;
  • нанесение материального ущерба организации.

Все эти проступки ведут за собой наказание. Форма наказания бывает разной – от выговора до увольнения с работы и судебного разбирательства.

Справка! В разделе «Ответственность» должен быть пункт, указывающий на то, что вне наказания осуществляются с учетом российского трудового законодательства.

В условиях работы прописываются все детали, которые не вошли в предыдущие главы. В частности, указывается характер работы с прочими структурными подразделениями. При наличии командировок прописываются условия поездок. Обозначаются материальная ответственность и ценности, на которые она распространяется.

Специализация и освоение смежных областей
Со временем можно браться за все более сложные и ответственные задачи, повышать уровень своей квалификации, а также осваивать новые специальности в рамках имеющейся профессии.
Освоение родственных профессий
Например, повысить образовательный уровень в профессиональной образовательной организации и перейти на работу в страховую компанию в качестве оценщика ущерба автотранспорту после дорожно-транспортных происшествий.
В дальнейшем при желании можно получить высшее техническое образование. Например, стать бакалавром техники и технологии или инженером.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что со временем уверенный в себе, общительный работник с профессией автослесаря может стать механиком, бригадиром, техником, то есть начать руководить другими специалистами либо заняться наставничеством. При выборе административного направления карьеры рекомендуется развивать в себе дополнительно управленческие умения, осваивать профессию менеджера. Если Вам ближе вариант наставничества, передачи своего уникального опыта молодежи, полезно развивать в себе педагогические умения, осваивать профессию мастера производственного обучения.
Организация собственного дела
Став мастером своего дела, имея заслуженный авторитет и постоянных клиентов, автослесарь может решить, что пора начать работать на себя и открыть собственную мастерскую по ремонту автомобилей. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется дополнительно развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как предприниматель, менеджер проекта.

Родственные профессии

— Автослесарь
— Слесарь по ремонту машин и оборудования
— Механик по ремонту оборудования

Сфера профессиональной деятельности

  • Транспорт
  • Промышленность
  • Обслуживание

Классификация профессии

  • Класс профессии: исполнительский (по характеру труда профессия предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).
  • Тип профессии по условиям труда: автомеханики работают как в помещении (ремонтных предприятий, сервисных автомастерских, автосервиса), так и на открытом воздухе.

Описание профессии

Автомеханик работает на ремонтных предприятиях, в сервисных мастерских. Производит ремонт грузовых, легковых автомобилей, автобусов. Выявляет и устраняет неисправности и дефекты транспортных средств. Осуществляет их проверку и испытание по заданным характеристикам, опираясь на зрительное и слуховое восприятие и оценки. Использует контрольно-измерительные приборы. Осуществляет пайку, подгонку, доводку сопрягаемых деталей, балансировку и регулировку узлов и механизмов. Наиболее сложный этап работы — техническая диагностика с целью выявления основных причин неисправностей, способов и последовательности их устранения, подбора необходимого инструмента, деталей, материалов, оборудования, определения трудоемкости ремонта. Производит обкатку на стенде и пробеговые испытания автомобилей после ремонта. Оформляет приемо-сдаточную документацию.

Что должен знать автомеханик

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам автомеханика относятся:

  • физическая выносливость и сила;
  • хорошее зрение и глазомер (линейный и объемный);
  • тонкая мышечная и слуховая чувствительность;
  • хорошая образная и оперативная память,
  • концентрация внимания (способность в течение длительного времени
  • заниматься определенным видом деятельности);
  • хорошая моторная память (память на действия);
  • развитая ручная моторика;
  • хорошая координация движений;
  • способность конструировать;
  • аналитическое мышление.

Автомеханик должен обладать следующими личностными качествами:

  • эмоциональная стабильность и надежность;
  • исполнительность, аккуратность, систематичность в работе;
  • дисциплинированность;
  • терпеливость;
  • ответственность за выполняемую работу;
  • сознание и самоконтроль;
  • упорство, настойчивость.

Медицинские противопоказания

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Автомеханик должен знать:

  • конструктивные особенности автомобилей, их электрических и монтажных схем;
  • схемы отдельных агрегатов автомобилей;
  • основные виды, свойства и правила использования электротехнических и изоляционных материалов;
  • свойства обрабатываемых металлов;
  • технические условия на ремонт, сборку, испытание, регулировку и сдачу агрегатов и узлов автоматики электрооборудования;
  • действующие технические условия, допуски, посадки, классы точности и чистоты обработки;
  • устройство и технологию ремонта автомобилей различных марок;
  • правила эксплуатации используемого оборудования;
  • методы выявления и способы устранения дефектов;
  • порядок оформления приемно-сдаточной документации.

Автомеханик должен уметь:

  • производить осмотр и диагностику состояния агрегатов автомобиля, устанавливать технический «диагноз» путем внешнего осмотра;
  • определять уровень сложности неисправности и пути ее устранения;
  • пользоваться специальным инструментом, приспособлениями и приборами, проводить контрольные, крепежные, регулировочные, сборочно-разборочные операции, управлять автомобилем.

Область применения

Профессия автомеханика относится к числу «массовых». Соответствующие вакансии имеются:

  • в автотранспортных предприятиях (таксопарки, автобусные парки, автобазы, компании по автоперевозках и т.д.);
  • в промышленных предприятиях;
  • в автомобильных подразделениях армии и полиции;
  • в автобусных, троллейбусных, грузовых и легковых таксомоторных парках;
  • на станциях технического обслуживания и инструментального контроля автомобилей;
  • в ремонтных мастерских промышленного, железнодорожного и сельскохозяйственного транспорта;
  • в автомобильном спорте;
  • на предприятиях сельского хозяйства;
  • в многочисленных автомастерских и сервис-центрах, а также в гаражах различных организаций, имеющих собственный транспортный парк.

Условия труда

Автомеханики работают как в помещении (ремонтных предприятий, сервисных автомастерских, автосервиса), так и на открытом воздухе. Рабочая поза чаще всего неудобная, преимущественно стоя, либо лежа под автомобилем.

Автомеханик использует в своей работе специальное оборудование и ручные инструменты. Как правило, автомеханик действует самостоятельно и принимает собственные решения в рамках поставленных задач.
Среди особых условий труда следует указать повышенную материальную ответственность за дорогостоящие детали импортных автомобилей.

Профессиональные риски

Наибольший риск представляет производственный травматизм: травмы в связи с падением (либо падением тяжелых предметов), травмы глаз, мускульно-скелетные травмы из-за перенапряжения при подъеме тяжелых предметов, порезы, ожоги, электрошок при работе с неисправным оборудованием. Опасность для здоровья представляет также контакт с излишним шумом, химическое воздействие (выхлопные газы, асбест, свинец, клей, растворители и т. п.) и вибрация от инструмента.

Автомеханики обычно работают в служебных гаражах, где они могут падать с лестниц, приподнятых платформ и т.д., падать в смотровые ямы, поскальзываться и падать на мокром, скользком или жирном полу.
Автомеханики могут получить серьезные травмы от неисправного оборудования гаража (домкраты, подъемники и т. д.), движущимися транспортными средствами, тяжелыми деталями, падающими им на ноги, лопающимися шинами и т. д.

Автомеханики часто передвигают тяжелые детали автомобилей и работают в неудобных позах, которые могут привести к травмам (например, разрыв диска или грыжа) и болям в спине, мешающим двигаться.

Требуемое профессиональное образования

Для работы в современных сервис-центрах, особенно авторизованных зарубежными автопроизводителями, обычно требуют среднее специальное или высшее техническое образование, поскольку там используется сложное оборудование и компьютерные программы диагностики неисправностей автомобиля.

Образовательные учреждения

Карьера автомеханика, как правило, начинается с должности ученика или помощника мастера. Через несколько лет работы лучшие механики становятся мастерами цеха. Чтобы стать профессиональным автомехаником и иметь спрос на рынке труда, недостаточно просто освоить эту профессию. В дальнейшем при желании можно получить высшее техническое образование. Например, стать бакалавром техники и технологии или инженером. А также важен опыт работы. Получив его у официального дилера, некоторые механики открывают собственные СТО или устраиваются в «гаражные» мастерские.

«______» _______________ 20___ г.

1. Общие положения

1.2. Автослесарь назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.4. На должность автослесаря назначается лицо, имеющее среднее образование, специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

1.5. В практической деятельности автослесарь должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами организации (предприятия);
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6. Автослесарь должен знать:

  • конструктивные особенности автомобилей и автобусов различных марок;
  • технические условия на ремонт, испытание и сдачу сложных агрегатов и узлов;
  • способы полного восстановления и упрочнения изношенных деталей;
  • порядок оформления приемо-сдаточной документации;
  • правила ремонта и способы регулировки и тарировки диагностического оборудования;
  • правила и режимы испытаний, технические условия на испытания и сдачу агрегатов и узлов;
  • назначение и правила применения сложных испытательных установок;
  • устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов;
  • конструкцию универсальных и специальных приспособлений;
  • периодичность и объемы технического обслуживания электрооборудования и основных узлов и агрегатов автомобилей;
  • систему допусков и посадок;
  • квалитетов и параметров шероховатости;
  • наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов.

2. Должностные обязанности

Автослесарь выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Разборку простых узлов автомобилей.

2.2. Рубку зубилом, резку ножовкой, опиливание, зачистку заусенцев, промывку, прогонку резьбы, сверление отверстий по кондуктору в автомобиле, очистку от грязи, мойку после разборки и смазку деталей.

2.3. Разделку, сращивание, изоляцию и пайку проводов.

2.4. Проверку деталей и узлов электрооборудования на проверочной аппаратуре и проверочных приспособлениях.

2.5. Установку приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включая их в сеть.

2.6. Выявление и устранение сложных дефектов и неисправностей в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов автомобилей и приборов электрооборудования.

2.7. Сложную слесарную обработку, доводку деталей по 6 — 7 квалитетам.

2.8. Статическую и динамическую балансировку деталей и узлов сложной конфигурации.

2.9. Диагностирование и регулировку систем и агрегатов грузовых и легковых автомобилей и автобусов, обеспечивающих безопасность движения.

2.10. Ремонт, сборку, регулировку, испытание на стенде и шасси и сдачу в соответствии с технологическими условиями сложных агрегатов и узлов автомобилей различных марок.

2.11. Проверку правильности сборки со снятием эксплуатационных характеристик.

2.12. Диагностирование и регулировку всех систем и агрегатов легковых и грузовых автомобилей и автобусов.

2.13. Оформление приемо-сдаточной документации.

В случае служебной необходимости автослесарь может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

Автослесарь имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Автослесарь несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы автослесаря осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы автослесаря является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы автослесаря определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью автослесарь обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.

«____» ____________ 20__ г.

1.2. Слесарь по ремонту автомобилей назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.4. На должность слесаря по ремонту автомобилей назначается лицо, имеющее среднее образование, соответствующую подготовку по специальности и стаж работы не менее 1 года.

1.5. Слесарь по ремонту автомобилей должен знать:

1.6. В своей деятельности слесарь по ремонту автомобилей руководствуется:

  • нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • приказами и распоряжениями руководителя Компании и непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • правилами по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите.

2. Функциональные обязанности

Слесарь по ремонту автомобилей выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Проводит диагностику и профилактический осмотр автотранспортных средств, обкатку их на стенде.

2.2. Обеспечивает бесперебойную работу двигателей, узлов и механизмов автомобилей.

2.3. Выбраковывает детали после разборки и мойки, производит при необходимости слесарную обработку деталей, статическую балансировку деталей и узлов.

2.4. Выполняет работы по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов автотранспортных средств в соответствии с техническими условиями завода-изготовителя и другими руководящими материалами по организации работ.

2.5. Выполняет работы по установке, регулированию и замене запасных частей, агрегатов и оборудования согласно оформленного заказ-наряда.

2.6. Устраняет выявленные в ходе диагностики дефекты и неисправности по согласованию с мастером участка (смены).

2.7. Устанавливает на автомобили дополнительное оборудование различного назначения.

2.8. Оформляет приемо-сдаточную документацию.

2.9. Осуществляет ежедневное, периодическое и необходимое техническое обслуживание автомобилей (заправочные, смазочные и регулировочные работы), готовит автомобили к зимнему и летнему сезону.

2.10. Выполняет работы с использованием спецодежды и требуемых средств защиты, приспособлений и ограждений, соблюдает правила техники безопасности и противопожарной безопасности.

2.11. Докладывает мастеру смены (участка) и руководителю технического центра о выявленных неисправностях оборудования и приборов.

Слесарь по ремонту автомобилей имеет право:

3.1. Вносить предложения руководству учреждения по вопросам организации и условий своей трудовой деятельности;

3.2. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

3.3. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующего квалификационного разряда;

3.4. Повышать свою квалификацию.

Слесарь по ремонту автомобилей несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.2. Оценка работы слесаря по ремонту автомобилей осуществляется:

4.3. Основным критерием оценки работы слесаря по ремонту автомобилей является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5.1. Режим работы слесаря по ремонту автомобилей определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью слесарь по ремонту автомобилей может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«____» _______ 20__ г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *