Требования к специалисту по охране труда указаны в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда», утвержденном приказом Минтруда от 13.11.2012 № 524н.
Профстандарт обязателен для специалистов по охране труда, так как в статье 217 ТК указано, что специалист по охране труда должен иметь «соответствующую подготовку или опыт работы в этой области». То есть в законодательстве прямо прописаны квалификационные требования, а значит, работник, претендующий на должность специалиста по охране труда, должен им соответствовать. Пройти обучение на специалиста по охране труда могут руководители организаций и предприятий, заместители руководителя, руководители структурных подразделений, отделов охраны труда, экологии и промышленной безопасности или незанятое население, переквалифицироваться с целью получения востребованной специальности.
Должности и профессии в профстандартах разделены на несколько уровней квалификации – от 1 до 9. Специалисту по охране труда можно присвоить 6-й либо 7-й уровень квалификации в зависимости от его функций. Руководителю службы охраны труда присваивают только 7-й уровень квалификации.
Требования к образованию и опыту
Возможны три варианта квалификации, с которой сотрудник может работать специалистом по охране труда с 6-м уровнем квалификации:
У работников с 7-м уровнем квалификации в области охраны труда должно быть профильное высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности. Также допустимо любое другое высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда.
Минимальный стаж работы для работников с 7-м уровнем квалификации – пять лет в области охраны труда.
Если у работодателя есть опасные производственные объекты, работник, как с 6-м, так и 7-м уровнем квалификации, должен пройти подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Требования к квалификации специалиста по охране труда указаны в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда», утвержденном приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н.
Обязанности специалиста по охране труда
Обязанности специалиста по охране труда в профстандарте изложены своеобразной пирамидой из трех ступеней. Сначала идут три обобщенные трудовые функции – две для 6-го и одна для 7-го уровня квалификации. Обобщенные трудовые функции делятся на две–четыре трудовые функции. А те, в свою очередь, уже на конкретные трудовые действия, необходимые умения и знания.
Обобщенные трудовые функции
Для 6-го уровня квалификации СОТа предусмотрены две обобщенные трудовые функции (далее – ОТФ) – внедрение и обеспечение функционирования СУОТ, а также проведение мониторинга функционирования СУОТ.
Для 7-го уровня квалификации СОТа предусмотрена только одна ОТФ – планирование, разработка и совершенствование СУОТ.
Всего в профстандарте для специалиста по охране труда предусмотрено девять трудовых функций.
Для ОТФ «Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ»:
- нормативное обеспечение СУОТ;
- обеспечение подготовки работников в области ОТ;
- сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда;
- обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда.
Для ОТФ «Проведение мониторинга функционирования СУОТ»:
- обеспечение контроля за соблюдением требований ОТ;
- обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Для ОТФ «Планирование, разработка и совершенствование СУОТ»:
- определение целей и задач (политики), процессов управления ОТ и оценка эффективности СУОТ;
- распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам ОТ и обоснование ресурсного обеспечения.
Трудовые действия, необходимые умения и знания
Для каждой трудовой функции определены трудовые действия, которые должен выполнять специалист по охране труда, а также необходимые для этого умения и знания. Какие нужны трудовые действия, умения и знания по трудовым функциям, смотрите в таблицах ниже.
Таблица. Трудовые действия, необходимые умения и знания для трудовой функции «Нормативное обеспечение СУОТ»
Таблица. Трудовые действия, необходимые умения и знания для трудовой функции «Обеспечение подготовки работников в области ОТ»
Таблица. Трудовые действия, необходимые умения и знания для трудовой функции «Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда»
Таблица. Трудовые действия, необходимые умения и знания для трудовой функции «Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда»
Таблица. Трудовые действия, необходимые умения и знания для трудовой функции «Обеспечение контроля за соблюдением требований ОТ»
Таблица. Трудовые действия, необходимые умения и знания для трудовой функции «Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах»
Таблица. Трудовые действия, необходимые умения и знания для трудовой функции «Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профзаболеваний»
Таблица. Трудовые действия, необходимые умения и знания для трудовой функции «Определение целей и задач (политики), процессов управления ОТ и оценка эффективности СУОТ»
Таблица. Трудовые действия, необходимые умения и знания для трудовой функции «Распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам ОТ и обоснование ресурсного обеспечения»
Могут ли привлечь работодателя к ответственности за неприменение профстандарта
Да, работодателя могут привлечь к административной ответственности, если он проигнорирует требования об обязательном применении профессиональных стандартов. В этом случае юридическое лицо оштрафуют на сумму до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП).
Судебная практика показывает, что работодателя могут привлечь к ответственности за каждое отдельно взятое нарушение (постановление Верховного суда от 15.08.2014 № 60-АД14-12). Если при этом обнаружат несоответствие трудовых договоров требованиям закона (профстандарта), то работодателю может грозить штраф до 100 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП). Это касается всех действующих трудовых договоров с работниками, включая оформленные до 1 июля 2016 года.
О нас
Учебный центр «Строитель» осуществляет полный комплекс услуг для предприятий по обучению и независимой оценке квалификации специалистов по охране труда и руководителей службы охраны труда, формированию СУОТ, проведению спецоценки условий труда, производственного контроля, организации службы охраны труда и разработки документов для эффективного функционирования службы.
Внутренние номера специалистов
Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.
Полифункциональность видов деятельности библиотек в цифровую эпоху выдвигает новые требования к библиотечным специалистам. В Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года ставится задача обеспечения отрасли квалифицированными, мотивированными на результат кадрами, а также предусматривается расширение спектра профессий, необходимых для функционирования библиотек в условиях цифровой экономики.
Исходя из этого разработка и утверждение профессионального стандарта циалист по библиотечно-информационной деятельности» является одной из главных задач развития отрасли. Его внедрение обеспечит развитие профессиональных компетенций библиотечных специалистов с учётом современных требований к профессии библиотекаря. Он также станет основой совершенствования всех звеньев профессионального библиотечно-информационного образования, его актуализации и бoльшей сопряжённости с библиотечной практикой. При этом профессиональный стандарт явится главным стимулом создания и развития системы оценки профессиональных квалификаций библиотечных специалистов, обеспечит более рациональную расстановку и использование персонала библиотек.
Ольга Петровна МЕЗЕНЦЕВА, заместитель директора Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) по науке и издательской деятельности, руководитель проектного офиса по разработке профессионального стандарта в библиотечно-информационной сфере, кандидат педагогических наукТатьяна Александровна БРУЕВА, заместитель заведующего Учебным центром РГДБ, координатор проектного офиса по разработке профессионального стандарта в библиотечно-информационной сфере, кандидат философских наук
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТА
Понятие профессионального стандарта закреплено ст. 195.1 Трудового кодекса РФ. Он представляет собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности. Разработка и принятие профессиональных стандартов позволят поэтапно заменить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).
Важно отметить, что профессиональный стандарт разрабатывается не на профессию или должность, а на вид профессиональной деятельности (ВПД) в общественной системе разделения труда. (Поясним, что ВПД — это совокупность обобщённых трудовых функций (ОТФ), имеющих близкий характер, результаты и условия труда; часть производственного процесса, которая выделена на основе одного или нескольких параметров). В стандарте определён ВПД — библиотечно-информационная деятельность и описаны трудовые функции, её составляющие. Каждую ОТФ раскрывают посредством выделения более детальных трудовых функций, которые, в свою очередь, определяют конкретным набором действий, умений и знаний. В итоге профстандарт содержит описательный образ специалиста, обладающего необходимой компетентностью. В целом эта система определяет портрет специалиста в области библиотечно-информационной деятельности независимо от размера библиотеки, её специализации, ведомственной принадлежности. (Исключение — школьные библиотеки. Для профессии -библиотекарь» разработана ОТФ в профстандарте « в области воспитания
в области воспитания» утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н.
Следует подчеркнуть, что профессиональный стандарт является многофункциональным документом. Направления его применения самые разные. Молодым людям стандарт позволяет выбрать профессию, спланировать обучение и карьеру. Работодателям он помогает определить трудовые функции работников, разрабатывать штатные расписания, должностные инструкции, проводить аттестации работников, организовывать обучение сотрудников и независимую оценку квалификации. И конечно же, положения профессионального стандарта учитываются в системе образования при формировании Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и профессиональных образовательных программ.
Библиотечное сообщество приступило к разработке профессионального стандарта восемь лет назад. В 2013 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 рабочая группа, в которую вошли специалисты профильных образовательных учреждений, подготовила проект профстандарта в области библиотечно-информационной деятельности. Ответственным разработчиком выступил Московский государственный институт культуры (МГИК) на основании конкурса, объявленного Министерством культуры РФ.
В подготовленном в тот период проекте профессионального стандарта была сделана попытка охватить все виды функциональной деятельности библиотек. Вместе с тем в нём были недостаточно полно представлены (либо вообще отсутствовали) некоторые важные направления. Например, краеведческая деятельность, библиотечно-информационное обслуживание особых категорий пользователей: детей, молодёжи, лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Проект был одобрен библиотечной общественностью, получил положительное заключение Российской библиотечной ассоциации (РБА), согласован с Минкультуры России и в 2014 г. направлен на утверждение в Министерство труда и социальной защиты РФ. Однако по ряду объективных причин (структурные изменения в министерстве, отсутствие необходимой административной поддержки) документ не был утверждён.
С момента разработки проекта профстандарта произошли значительные изменения в деятельности библиотек. С одной стороны, они остались хранителями накопленных знаний в традиционном бумажном формате, с другой —стремительно развивающиеся процессы цифровизации потребовали от них разработки и внедрения принципиально иных форматов и методов работы, новых компетенций сотрудников, в чём мы особенно смогли убедиться в период , когда библиотеки перевели всю активность в онлайн.
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛ И РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Активное развитие библиотечного дела, новый взгляд на социокультурную роль библиотек в цифровую эпоху обострили проблему профессиональной сертификации отрасли и выявили необходимость разработки стандарта по базовым направлениям работы.
По решению Совета библиотек при Министерстве культуры РФ от 26 августа 2020 г. (протокол № П-153) РГДБ стала площадкой разработки проекта профстандарта.
Для реализации поручения учредителя были созданы экспертный совет и рабочая группа, в состав которых вошли руководители и ведущие специалисты из национальных, федеральных, региональных библиотек и ведущих вузов страны. Безусловно, важную роль в этом механизме играют РБА и созданный в её рамках на инициативных началах Совет по профессиональным квалификациям, включающий представителей библиотек различных типов и профильных вузов.
Основными организациями-разработчиками стали РГДБ, Российская государственная библиотека (РГБ), Российская национальная библиотека (РНБ), Российская государственная библиотека для молодёжи, Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) России, МГИК и Белгородская государственная универсальная научная библиотека.
Благодаря поддержке Министерства культуры РФ разработчики получают консультационно-методическую помощь от Центра развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Министерства труда и социальной защиты РФ.
Подготовка профстандартов крайне сложный и трудоёмкий процесс, требующий высокого уровня профессионализма. Основными направлениями деятельности на подготовительном этапе разработки проекта профстандарта стали: рассмотрение российских и международных профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик по схожим ВПД; анализ состояния и перспектив развития библиотечных специальностей, технологий и содержания библиотечно-информационной деятельности; изучение нормативных документов и иных организационно-распорядительных документов, определяющих требования к квалификации библиотечных специалистов; обсуждение вопросов разработки профстандартов в рамках профессиональных мероприятий.
На базе РГДБ проходили регулярные заседания группы разработчиков, была создана и направлена учредителю дорожная карта разработки профессионального стандарта в области библиотечно-информационной деятельности — конкретный план действий с указанием задач, ответственных и сроков выполнения.
Важные вопросы подготовки проектов профстандартов были освещены на ежегодном совещании руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России профессия и подготовка кадров(11–2 ноября 2020 г., Санкт-Петербург, РНБ), на международной конференции онные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» (LIBCOM, 25 ноября 2020 г., Москва, ГПНТБ России), на ежегодном совещании директоров библиотек Российской Федерации, обслуживающих детей « библиотека 2020: меняем стереотипы и форматы» (1– декабря 2020 г., Москва, РГДБ).
Широкое обсуждение подходов к разработке профессиональных стандартов на упомянутых профессиональных площадках, в рамках деятельности Экспертного совета и рабочей группы, проведённый опрос специалистов отрасли, а также учёт мнения специалистов ВНИИ труда Минтруда России позволили на нынешнем этапе отказаться от идеи подготовки линейки профессиональных стандартов в библиотечно-информационной сфере и прийти к решению о создании единого профессионального стандарта. (Решение заседания рабочей и экспертной группы разработчиков профстандарта в области библиотечно-информационной деятельности, протокол от 8 октября 2020 г. № 1).
Первичный проект профстандарта был представлен на Всероссийском библиотечном конгрессе РБА в г. Петрозаводске в мае 2021 г.
С этого момента начался важный этап в жизни документа —его профессионально-общественное обсуждение с заинтересованными организациями и представителями профессионального сообщества. Документ разместили на сайтах РБА и организаций-разработчиков для общего доступа и широкого представления, информация о проекте профстандарта была представлена в СМИ. Экспертную оценку документу дали члены Совета по профессиональным квалификациям, Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, основных профильных секций РБА. Свою поддержку высказали и другие ассоциации и институции: национальная библиотечная ассоциация , Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, Институт психологии Российской академии наук и др. Обсуждение проекта прошло на профессиональных конференциях, круглых столах, семинарах и публичных мероприятиях; за короткое время состоялось более 30 мероприятий.
Замечания и предложения поступили от национальных, федеральных, центральных региональных и муниципальных библиотек. По результатам обсуждений, а также экспертизы во ВНИИ труда Минтруда России документ доработан (были приняты или аргументированно отклонены более 250 предложений).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА
В первую очередь отметим, что благодаря предложениям специалистов вузовских и научных библиотек расширена цель ВПД: теперь она охватывает сферу образования, науки, а следовательно, больше соответствует целям всех видов и типов библиотек и формулируется следующим образом: удовлетворение и формирование информационных, профессиональных, образовательных и культурных потребностей пользователей, содействие развитию культуры, науки и образования средствами библиотечно-информационной деятельности.
Доработанный проект профессионального стандарта содержит набор ОТФ, которые отражают многогранную и сложную библиотечно-информационную деятельность, соответствуют её современной функциональной структуре и позволяют обогатить и расширить направления работы библиотек как центров интеллектуального развития. Всего ОТФ семь.
1. Библиотечно-информационное обслуживание пользователей.
2. Формирование, учёт и обработка библиотечного фонда.
3. Организация и сохранение библиотечного фонда.
4. Каталогизация документов, ведение справочно-поискового аппарата библиотеки.
5. Библиографическая и информационно-аналитическая деятельность библиотеки.
6. Библиотечная исследовательская, методическая и проектная деятельность.
7. Организация деятельности структурного подразделения библиотеки.
Немаловажно для библиотечного сообщества, что впервые в документе такого уровня отражены следующие как традиционные, так и инновационные направления работы, без которых немыслима работа современной библиотеки. Приведём примеры названий трудовых функций, описывающих эту деятельность: но-информационное обслуживание детей»; но-информационное обслуживание лиц с ограниченными возможностями здоровья библиотечных сайтов/порталов, сетевых социальных сервисов»; мирование краеведческих библиотечно-информационных ресурсов, создание и продвижение краеведческой библиографической информации
Особо следует отметить инновационный характер проекта профессионального стандарта, выражающийся в определении набора трудовых функций, умений и знаний таких важных участков библиотечно-информационной работы, как обслуживание пользователей в дистанционном режиме, в том числе информационное и справочно-библиографическое, ведение библиотечных сайтов/порталов и сетевых социальных сервисов, комплектование фонда электронными и сетевыми удалёнными документами, организация и ведение электронных каталогов, микрокопирование и оцифровка библиотечного фонда, создание полнотекстовых, мультимедийных библиотечных информационных продуктов и др. Описание этой деятельности в профессиональном стандарте можно смело соотнести с реализацией цифровизации в библиотеках.
Подчеркнём, что документ носит межведомственный характер и будет использоваться библиотеками всех уровней и подчинённости. Именно поэтому он содержит знания и умения, необходимые для предоставления информационных услуг в помощь научной, творческой, образовательной, инновационной деятельности пользователей библиотеки, информационной поддержки и сопровождения научных исследований.
Подробнейшим образом описана работа с библиотечным фондом. С этой целью сформированы две ОТФ. Первая: , учёт и обработка библиотечного фонда —содержит две трудовые функции, а вторая: ганизация и сохранение библиотечного фонда» —три. В связи с активным созданием системы региональных центров по работе с книжными памятниками во главе с федеральным центром (в РГБ) в проекте профессионального стандарта была выделена специальная трудовая функция и технология работы с фондом редких и ценных книг, книжных памятников
Учитывая специфику российской библиотечной сети, где львиную долю составляют небольшие учреждения, профстандарт описывает работу по созданию и ведению не только электронных каталогов, но и традиционных.
Рабочая группа постаралась описать и специфику деятельности библиографов в условиях цифровизации информационного пространства, отразив их работу с национальными и глобальными сетевыми ресурсами, а также важнейшую для всех региональных библиотек деятельность —краеведческую, подготовив при поддержке отдела библиографии и краеведения РНБ отдельную трудовую функцию.
Закреплена в профстандарте через описание трудовых действий, необходимых умений и знаний библиотечная исследовательская и методическая работа, подчёркнута специфика библиотечной проектной деятельности, без которой сегодня немыслима деятельность библиотеки.
Руководство библиотекой отражено только на уровне управления структурными подразделениями, так как профессиональный стандарт руководителя учреждения создаётся вне узкой отраслевой специфики.
Таким образом, в данном документе нашли отражение современные и перспективные направления развития библиотек с учётом глобальных тенденций развития общества (цифровизации, изменения социальных ролей, информационной безопасности и пр.). Учтены новые формы и методы работы библиотекарей, связанные с поддержкой устойчивого развития государства, обеспечением доступа граждан к качественной и разнообразной информации, формированием читательской культуры и универсальной грамотности, включая медийную, информационную и цифровую и пр.
Несомненно, одним из важнейших вопросов, волнующих библиотечное сообщество, являются требования к образованию и практическому опыту библиотечных специалистов.
Профессиональный стандарт содержит трудовые действия шестого и седьмого уровней квалификации и соответственно отражает уровни образования как среднего профессионального, так и высшего, а следовательно, предусматривает несколько траекторий входа в профессию.
Безусловно, предпочтительным является наличие профильного образования. И для этого в нашей отрасли условия есть. В настоящее время образовательные программы среднего профессионального образования по специальности « реализуются в 57 государственных профессиональных образовательных организациях (училищах, техникумах, колледжах), программы бакалавриата 51.03.06 -информационная деятельность» — в 48 вузах, в том числе в 17 институтах культуры (13 из них являются подведомственными Министерству культуры РФ), а по программам магистратуры 51.04.06 -информационная деятельность» обучают 15 организаций (12 из них в ведении Минкультуры России).
В стандарте предусмотрено вхождение в профессию работников без профильного образования. Важно, что в документе, с одной стороны, заложены высокие требования к библиотекарю как специалисту, а с другой —отражены реалии практики, когда в библиотеку приходят специалисты с непрофильным образованием и получают библиотечное образование в процессе работы. Исключение сделано только для второй ОТФ: , учёт и обработка библиотечного фонда» (возможно, среднее профессиональной образование, но профильное) —и седьмой ОТФ: « деятельности структурного подразделения библиотеки» (только профильная магистратура). При этом в отдельных трудовых функциях отмечается необходимость освоения специальных дополнительных образовательных программ, например для специалистов, которые будут работать с редкими книгами, книжными памятниками, микрокопиями, краеведческими документами. Таким образом, принятие профстандарта гарантирует поддержку всех видов образования: среднего, высшего и дополнительного профессионального.
При создании профессионального стандарта учитывались особенности современного общества, характеризующегося быстрыми изменениями. Разработчики заложили в документ основу для быстрого карьерного роста специалистов. Например, для должности библиотекарь» стаж работы в должности библиотекаря должен быть для лиц со средним профессиональным образованием не менее трёх лет, а с высшим профессиональным образованием —не менее года; для должности ный библиотекарь» стаж работы в должности ведущего библиотекаря должен составлять не менее трёх лет.
Требования к практическому опыту были сокращены, но при этом профстандарт ориентирует на постоянное обучение. Темпы развития нашей профессии требуют повышать квалификацию не менее одного раза в три года. Такая рекомендация предложена в новом стандарте.
Современным требованиям развития отрасли соответствуют и предлагаемые проектом документа возможные должности библиотечно-информационных специалистов. Разработчики подготовили системный перечень должностей, который, сохраняя преемственность с ЕКС и перечнем² должностей работников, относимых к основному персоналу федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры РФ, и учитывая практику регионов, работает на перспективу, на молодое поколение, выбирающее профессию.
Приказ Министерства культуры РФ от 21 октября 2020 г. № 1256 утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры РФ».
Предложены такие новые профессии/должности: по работе с редкими книгами», -эксперт по цифровым ресурсам», « по библиотечно-информационному краеведению», по проектной деятельности».
В Методических рекомендациях по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов РФ и муниципальных учреждений культуры разъяснено, что к должностям, включённым в эти перечни, могут добавляться дополнительные должностные наименования, такие как: и т.п. Указание в наименовании должности и т.п. характеризует не функциональную направленность той или иной должности, а уровень служебной нагрузки (например, наличие дополнительных или специфических обязанностей).
Завершающими этапами (после согласования с Минкультуры России) станут подготовка комплекта документов для представления в Министерство труда и социальной защиты РФ, рассмотрение проекта профессионального стандарта на очередном заседании Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, утверждение документа Минтруда России и внесение его в Реестр профессиональных стандартов (
Согласно плану мероприятий по реализации Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года на первом этапе (2021–2024) в целях совершенствования нормативно-правовой базы библиотечной отрасли срок исполнения подготовки и утверждения профессионального стандарта —четвёртый квартал 2022 г. Но возможно, при благоприятном стечении обстоятельств профстандарт будет принят ранее намеченного срока.
В целом профессиональный стандарт —это новая, современная, инновационная квалификационная характеристика. Время этого документа пришло, без него невозможно движение вперёд ни в сфере подготовки кадров, ни в библиотечной практике.
По результатам работы проектного офиса РГДБ следует отметить, что всё библиотечное сообщество проявило социальную ответственность и включилось в процессы подготовки и обсуждения документа, который позволит библиотечной профессии встроиться в национальную систему квалификаций.
Профессиональный стандарт (далее – профстандарт, ПС) это совокупность знаний, качеств и навыков, нужных для выполнения трудовых обязанностей. Такая совокупность знаний собрана в одном документе и утверждена Минтруда и соцразвития.
Профстандарт специалиста по охране труда
Образец должностной инструкции специалиста по охране труда по профстандарту
Новый профстандарт специалиста по охране труда
Профстандарт «Специалиста в области охраны труда» представляет собой нормативный акт, разработанный и утвержденный Министерством труда и социального развития РФ. Актуальная версия профстандарта приведена на этой странице, она утверждена 22 апреля 2021 года, вступила в силу 1 сентября 2021 и действует вплоть до 1 сентября 2027.
Ранее было создано и принято три версии ПС по охране труда – 2014, 2016 и 2017 годов. На сегодня они уже не действуют.
Области применения профстандарта специалиста по охране труда
Как и все профстандарты, профстандарт специалиста охраны труда используется для:
- Формирования кадровой политики;
- Организации обучения, повышения квалификации;
- Профессиональной переподготовки;
- Проведения процедуры аттестации;
- Разработки форм эффективных контрактов (трудовых договоров);
- Разработки должностных инструкций;
- Формирования системы оплаты труда, штатного расписания и кадрового резерва организации.
На основе профстандарта формируются документы, необходимые для осуществления должностных обязанностей.
Используйте профстандарт специалиста по охране труда для следующих документов:
- локальные правила и инструкции по охране труда, в части распределения обязанностей и контрольных полномочий,
- трудовой договор инженера по охране труда,
- должностная инструкция специалиста по охране труда.
Как правильно использовать профстандарт?
Порядок применения ПС регламентирован ст. 195.3 ТК РФ, однако единого алгоритма внедрения профстандарта в деятельность учреждений до сих пор нет. Также не определена мера ответственности работников, не соответствующих профессиональным стандартам до его введения и не объясняется, за чей счет служащий должен подтягивать свои профессиональные навыки. Закон толкует только вопрос обязательности использования ПС: из письма Минтруда России от 04.04.2016 следует, что обязательность использования положений профессиональных стандартов установлена для случаев, определенны статьями 57 и 195.3 ТК РФ. При этом не имеют значения форма собственности организации и статус работодателя. Во всех остальных случаях требованиям присущ рекомендательный характер.
Профстандарт внедряется работодателем – ему необходимо провести ряд мероприятий для ознакомления с нормами права, подготовки рабочего штата и перераспределения сотрудников в соответствии с их профессиональными возможностями.
- Работодатель издает приказ о введении профстандарта, изучает его особенности и сравнивает с текущим положением в компании. Для удобства создается график нововведений, а также вносятся изменения в существующие локальные НПА;
- Проводится проверка работников на предмет соответствия их навыков, уровней образования и знаний положениям ПС;
- Формируются программы обучения, чтобы умения работников соответствовали занимаемым/потенциальным должностям;
- Перераспределение работников на более подходящие должности;
- Проведение аттестации работников с целью убедиться в их профпригодности. В случае провала трудовые отношения с работником расторгаются.
Профстандарт «Специалист в области охраны труда» создан по общим правилам разработки и утверждения ПС – это следует из Постановления Правительства РФ от 22.01.2013 №23, в котором п. 6 обязывает создавать проекты на основе методических рекомендаций, макетов и уровней квалификации. Структура документа выглядит так:
- Общие сведения: полное наименование профдеятельности с ее основной целью, группой занятий в соответствии с ОКЗ и видом экономической деятельности;
- Описание трудовых функций: перечисление должностных обязанностей. Сначала они перечисляются в качестве «обобщенных трудовых функций», которых в данном случае 4, затем следует подразделение на «трудовые функции» – у каждой есть как наименование, так и уровень требуемой кваллификации;
- Характеристика обобщенных трудовых функций: конкретизация ОТФ, перечисленных пунктом выше;
- Сведения о разработчиках: информации об организации и должностных лицах, ответственных за создание профстандарта «Специалиста по охране труда» 2021 года.
Также у документа имеется преамбула, в которой содержатся название ПС, его номер, дата и информация об утвердившем его органе, и регистрационный номер, определяющий позицию в Национальном реестре профессиональных стандартов.
Требования к специалисту по охране труда по профстандарту
В третьем разделе обозначены требования, которым должен отвечать специалист по охране труда. Они делятся на две группы:
- Требования к образованию или обучению – Высшее образование (бакалавриат) / Высшее непрофильное образование (бакалавриат и дополнительное профессиональное образование) (программы профессиональной переподготовки в области охраны труда) / Среднее профессиональное образование (программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда);
- Требования к опыту практической работы – Не менее трех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда + Для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда – не менее трех лет в области охраны труда при наличии высшего образования / не менее четырех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования.
Условия допуска к работе
Условием допуска к работе являются обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года. Эта необходимость возникает из постановления Минтруда РФ №1 и Минобразования РФ №29 от 13.01.2003 года, утверждающего порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
Должностные обязанности
На специалиста по охране труда возлагается множество обязанностей. Однако для общего понимания достаточно привести обобщенные трудовые функции из второго раздела профстандарта:
- Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации;
- Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков;
- Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда;
- Стратегическое управление профессиональными рисками в организации.
Полный перечень должностных обязанностей определяется должностной инструкцией. Кроме того, существует приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 №559н, перечисляющий все возможные полномочия специалиста в области охраны труда.
Специалист по управлению персоналом
Настоящий профстандарт действует с 01.09.2022 по 01.09.2028
от 09.03.2022 № 109н