Дальнейшая судьба WorldSkills Russia неясна

По данным информагентства ТАСС, 28 мая в Российской академии образования (РАО) заявили, что международные конкурсы профмастерства WorldSkills оторваны от ситуации на производствах и региональных рынках труда. Кроме того, там отметили, что эти соревнования ориентированы на западное оборудование.

По этой причине в РАО считают необходимым развивать национальную систему квалификации, интегрировав в неё лучшие практики. Кроме того, там призвали распространять российский опыт в евразийском пространстве.

Технический директор Агентства развития профессионального мастерства WorldSkills Russia Алексей Тымчиков рассказал, что методику международных стандартов WorldSkills успешно применяют для разработки компетенций, которые нужны для решения задач российских компаний. Об этом сообщает ТАСС.

По словам Тымчикова, стандарты международного движения отвечают потребностям российских компаний.

«Выгодным аспектом международных стандартов движения WorldSkills International является методика точного описания рабочего места, навыков и методов их оценки, что мы в „Ворлдскиллс Россия“ с успехом используем для разработки компетенций под задачи национальных компаний, уверенного использования российских технологий», — пояснил он.

Тем не менее организация разделяет опасения насчёт западных образцов оборудования.

«Ориентироваться на международные транснациональные корпорации невозможно, и текущая ситуация это наглядно проиллюстрировала. Именно поэтому, к примеру, рабочие места финала юбилейного, X национального чемпионата „Молодые профессионалы“ проектируются исходя из лучших доступных российских практик», — добавил Тымчиков.

Что касается национальных стандартов, то, по его словам, их активно разрабатывают с момента основания WorldSkills Russia. Это помогает готовить кадры для отечественных компаний и продвигать передовые российские технологии на международном уровне.

Как рассказал Тымчиков, если число компетенций мирового движения составляет около 50, то в России полностью сформированы свои стандарты по более чем 260 профессиональным направлениям.

Он также отметил, что Россия регулярно получает запросы от дружественных стран на экспорт практик. Сотрудничество в этой области осуществляется с более чем 30 государствами.

WorldSkills — это международная некоммерческая организация, работа которой направлена на повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки по всему миру, а также на популяризацию рабочих профессий. Организация проводит международные чемпионаты профессионального мастерства по рабочим профессиям и активно сотрудничает как с компаниями-работодателями, так и с организациями системы среднего профессионального образования. Цель — сделать обучение рабочим профессиям более прикладным и современным, с опорой на те навыки, которые действительно нужны в работе. Российское подразделение WorldSkills открылось в 2014 году.

В целом начала дискуссии о применении стандартов WorldSkills в России стоило ожидать: напомним, 1 марта она приостановила членство страны в движении, запретила ей участвовать в соревнованиях 2022 года и прочих мероприятиях, проводимых за её пределами, а также решила перенести международный чемпионат 2023-го из Санкт-Петербурга в другой город Европы.

Кроме того, из-за текущей геополитической ситуации в России всё чаще обсуждают импортозамещение образовательных систем и практик, пришедших с Запада: уже решено отказаться от Болонского процесса.

Минпросвещения предложило запустить национальное чемпионатное движение по профессиональному мастерству среди учащихся колледжей вместо WorldSkills. Соответствующий проект постановления размещён на портале regulation.gov.ru.

Стандарт управления — это набор рекомендаций и советов. Нужен, чтобы вам было на что ориентироваться в работе.

Примеры стандартов управления

Можно ориентироваться на один стандарт или совмещать сразу несколько.

Методология управления — это набор методов и практик. Это подробный план действий, в отличие от стандарта, который просто задает направление.

Вопросы, которые помогут различать стандарт и методологию

Обычно команда выбирает одну методологию и следует ее принципам. Но не всегда методологии можно совмещать, потому что они могут противоречить друг другу. Например, гибкие методологии противоположны Waterfall, что не мешает некоторым командам дополнять каскадную модель разработки элементами из Agile.

Чтобы не путать стандарт и методологию, запомните три отличия.

На стандарт можно опираться в работе и учитывать его основы, но следовать всем правилам не обязательно.

Если используете методологию, нужно следовать принципам и правилам, чтобы все работало.

Например, так выглядят общие принципы гибких методологий.

12 принципов Agile

  • Главное — хорошее ПО и довольный заказчик.
  • Готовность к изменениям в любой момент.
  • Полностью рабочее ПО — как можно чаще.
  • Встреча команды — лучше всего для обмена информацией.
  • Заказчик и команда разработки должны работать вместе.
  • Доверять людям делать свою работу.
  • Есть рабочее ПО — есть прогресс.
  • Гибкие процессы — непрерывное развитие.
  • Внимание к качеству способствует гибкости.
  • Простота процесса позволяет не делать лишней работы.
  • Самоорганизующаяся команда лучше работает.
  • Постоянное стремление к большей эффективности.

У agile-фреймворка Scrum есть специальный гид, которому нужно следовать.

Но бывают исключения, когда команда адаптирует методологию под свои потребности: не следует всем принципам, а выбирает только то, что поможет в работе.

У стандарта нет последовательных шагов, а в методологии всегда понятно, что и за чем делать.

Например, основа методологии Waterfall — это последовательность, каскадность шагов. Их нельзя менять местами или отменять.

Жизненный цикл разработки ПО при использовании каскадной модели — это пять этапов.

  • Аналитика.
  • Проектирование.
  • Разработка.
  • Тестирование.
  • Эксплуатация и поддержка.

В agile-методологиях задачи можно ставить по приоритетам, а приоритеты могут измениться во время работы над проектом. Единственное — важно тестировать результат после каждой итерации.

В стандарте управления нет ролей, но есть рекомендации, кто и чем может заниматься. В методологиях роли есть, их распределяют перед началом проекта. Например, в Scrum, кроме команды разработки, есть scrum-мастер и Product Owner.

Так выглядит scrum-команда

Теперь вы знаете, чем стандарт управления отличается от методологии. А чтобы не только разбираться в понятиях, но и правильно применять их на практике — выстраивать процессы, планировать и работать с рисками, приходите на курс по управлению проектами.

Зачем методистам, методологам и педдизайнерам свой профстандарт?

Методическое сообщество в поисках свода правил. Эксперты рассуждают, о чём они должны быть и для чего нужны.

Дальнейшая судьба WorldSkills Russia неясна

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

В июне 2022 года сообщество Digital Learning провело митап «Компетенции и качество работы методиста». Эксперты обсуждали «вечно зелёную» тему — что должны уметь проектировщики образовательных программ и возможно ли стандартизировать компетенции методистов на всероссийском уровне. Пришли к тому, что нужны три вида стандартов.

CEO eLearning center и автор Telegram-канала «Живое обучение» Елена Тихомирова отметила, что стандартизировать работу педагогических дизайнеров, методологов и методистов в разных странах пытались уже не раз. Сейчас всё притихло, потому что сложно создать типологию, когда слишком много задач в разных сферах, да и каждую задачу разбить на шаги непросто.

Однако выход из ситуации всё же есть, считает она. По мнению Елены, один из способов стандартизации, валидный и хорошо работающий, — это создание стандарта не для специалистов, а для обучающих ресурсов. Подобные стандарты существуют, в основном они западные. В них перечислено, что должно быть в качественном образовательном ресурсе.

И если специалист способен сделать учебный материал в соответствии с такими стандартами, то это и есть проверка его компетенций, считает она. Стандартизация образовательного продукта может быть вполне работоспособной и на российском рынке.

Например, представители целого ряда российских компаний (таких как Skillbox, «Икра» и Skyeng) создали «Скиллсет методиста». Фактически это список задач по созданию учебной программы на основе модели ADDIE. Каждая задача дополнена знаниями и умениями, которые нужны для её выполнения. По задумке авторов проекта, перечень поможет образовательным компаниям определить должностные задачи методиста, а самим методистам — выстроить траекторию саморазвития.

Дальнейшая судьба WorldSkills Russia неясна

Рассчитан скиллсет скорее на опытных специалистов. Однако эксперты уверены, что стандарты особенно нужны новичкам.

Стратегический методолог Светлана Толубеева, основавшая недавно «Коллегию методологов», рассказала, что регулярно отвечает на вопросы или консультирует методистов, которые хотят переработать какую-нибудь программу, но и сами не знают, для чего. Их вообще удивляет, что у курса и его перестройки должна быть какая-то цель.

Именно поэтому нужны стандарты, считает она, — чтобы начинающие специалисты знали хотя бы такие азы. При этом стандарты не должны ограничивать уже опытных, сложившихся профессионалов, которые создают новые методики и технологии. Речь именно о базовых правилах.

Стандарты для методистов действительно помогут новичкам, согласился эксперт по научному подходу в обучении, автор Telegram-канала «Лаборатория онлайн-обучения» Михаил Осипов.

Впрочем, незнание базовых правил и недостаток компетенций встречаются не только среди абсолютных новичков. Опытные специалисты тоже этим грешат, независимо от сферы, добавил лидер сообщества Digital Learning Павел Безяев. Вопрос, по мнению спикера, заключается в том, как донести эти базовые стандарты до нужных людей.

С одной стороны, в интернете есть масса полезных ресурсов и информации для методистов, методологов и педдизайнеров. С другой — без определённого «навигатора», то есть тех самых профстандартов, человек просто не найдёт ничего подходящего или потеряется в том, что нашёл, считает Светлана Толубеева. То есть они фактически должны выполнить задачу систематизации.

Дальнейшая судьба WorldSkills Russia неясна

Дизайнер образовательного опыта, автор Telegram-канала LXD hero и экс-руководитель Школы методистов онлайн-университета Skillbох Евгения Ращупкина считает, что стандарт для методистов мог бы быть набором принципов работы. Развивая эту мысль, эксперты выделили два таких ключевых принципа.

Так, Елена Тихомирова считает, что любой подобный стандарт можно начинать с девиза «Мы в ответе за тех, кого обучили». Она рассказала, что часто встречает тех, кто хочет попробовать себя в сфере образования — стать методистом, продуктологом, продюсером курсов, — но не понимает, что несёт ответственность за обучающихся. Они считают, что делают «просто продукт», а как пойдёт обучение — это уже ответственность тех, кто учится.

«Конечно, ответственность за обучение лежит на слушателях во многом, — говорит Елена, — Но, извините, если мы его проектируем так, что оно неподъёмное, то это наша ответственность».

Светлана Толубеева согласилась и добавила, что «образованцы» могли бы взять пример с медиков — и руководствоваться принципом «Не навреди». Ведь плохо построенное обучение, как и неправильное лечение, может иметь плохие последствия для тех, кто учится. Хотя методист может даже не подозревать, что делает что-то не так. Но если дать ему стандарт с базовыми правилами, это будет профилактикой таких последствий, заключила Светлана.

Дальнейшая судьба WorldSkills Russia неясна

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Дальнейшая судьба WorldSkills Russia неясна

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

За профстандарты тоже штрафуют

Штрафы добрались и до профстандартов. Если работодатель должен их применять, но забыл — это нарушение трудового законодательства. За неприменение профстандартов юрлиц штрафуют от 30 000 до 50 000 рублей.

Отдельно штрафуют компании с сотрудниками, которые получают льготы от государства. Например, если трудовой договор травильщика или наладчика на вредном производстве составлен без учета профстандарта, будет штраф от 50 000 до 100 000 рублей.

Для чего нужны профстандарты журналистов и водолазов

Профстандарты создаются для врачей, учителей, сантехников, журналистов, продавцов, водолазов и других самых разных профессий.

Например, журналист должен получить образование бакалавра, но, если редакция не возражает, может не иметь образования. В работе должен уметь составлять вопросы для интервью, пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой, знать психологию и профессиональную этику. По профстандартам у журналистов один уровень, а вот у водолазов их три.

При этом водолазам достаточно школьного образования и курсов профессиональной подготовки. Навыки меняются в зависимости от трудовой функции: один водолаз работает спасателем, другой обследует водоемы для отдыха. Так, водолаз-спасатель должен уметь нырять, буксировать пострадавших, делать массаж сердца и искусственное дыхание.

А вот сантехника в профстандартах называют слесарем домовых санитарно-технических систем и оборудования. По профстандарту требуется среднее профессиональное образование, а опыт зависит от должности. Чтобы работать слесарем-ремонтником ЖКХ, нужен опыт в два года, а слесарю-сантехнику достаточно одного года.

Профстандарт бухгалтера

В этом году Минтруд утвердил новый профстандарт для бухгалтеров. Он обязателен для главных бухгалтеров акционерных обществ, страховых компаний, банков и негосударственных пенсионных фондов. Для остальных компаний и рядовых бухгалтеров — по желанию.

Теперь у бухгалтеров есть четыре уровня квалификации:

  • на пятом уровне сотрудник ведет бухучет;
  • на шестом умеет составлять бухгалтерскую отчетность для компаний без филиалов и представительств;
  • на седьмом уровне работает с отчетностью для компаний с филиалами и представительствами;
  • на восьмом занимается бухучетом и отчетностью для групп компаний.

В целом уровень зависит от сложности работы: чем сложнее, тем выше уровень. Если сотрудник повысил квалификацию, набрался опыта и знаний и уже работает на следующем уровне, он может попросить прибавку к зарплате.

Еще в профстандарте появились должности в зависимости от задач: бухгалтер первой и второй категорий, директор по бухгалтерскому аутсорсингу, коммерческий директор.

Так по профстандарту бухгалтер первой и второй категории относится к пятому уровню и может не иметь опыта работы совсем. А коммерческий директор работает на восьмом уровне и должен отработать минимум пять лет в бухгалтерии и три года на управляющей должности.

Елена Теленова, главный бухгалтер компании «Золотой телец»

Профстандарты для бухгалтеров полезны, но плохо продуманы. Например, непонятно, кто должен оценивать квалификацию бухгалтера. Руководитель компании этого сделать не сможет — у него нет столько знаний и опыта. Можно обращаться в специальные центры, но всегда есть желающие получить справки за деньги.

Еще непонятно, как оценивать. Чаще всего используют формат тестирования, но он показывает не знания, а только умение проходить тесты. К тому же законодательство настолько сложное, что ответы бухгалтера могут расценивать двояко.

Профстандарты обязательны для врачей и учителей

В Трудовом кодексе нет пункта, который обязывает всех строго следовать профстандартам. Они обязательны для компаний, сотрудники которых:

  • работают во вредных условиях;
  • получают льготы от государства: досрочную пенсию, дополнительный отпуск, денежные компенсации;
  • работают с ограничениями — особыми условиями допуска. Например, когда водителю надо проходить предрейсовый медосмотр.

Но не полностью, а только в части названия должностей и требований к квалификации.

Еще профстандарты обязательны для конкретных профессий. Но в Трудовом кодексе нет списка — нужно самому искать по всем законам, актам и нормативам. Например, профстандарты обязательны для учителей, воспитателей, врачей, медиков, судей, адвокатов.

Всем остальным профстандарты лишь рекомендуются, следовать им или нет — личное дело каждого.

Профстандарты 2019 года охватывают практически все сферы: строительство, транспорт, СМИ, образование, здравоохранение, различные виды промышленности, ЖКХ, культуру и искусство. Всего 34 сферы и 1200 инструкций по каждой профессии.

Рассмотрим на примере профстандарта бухгалтера.

Зачем нужны профстандарты

Профстандарты — это перечень знаний, навыков и опыта, которые должны быть у сотрудника, чтобы работать на той или иной должности.

Например, чтобы стать главным бухгалтером, нужно проработать в сфере бухучета и финансов минимум пять лет. А педагог-психолог должен иметь полное высшее образование, бакалавриат тут не подойдет.

Считается, что профстандарты могут помочь определить, какой именно специалист нужен компании, с каким образованием и опытом, какие у него трудовые обязанности. Еще профстандарты помогают в обучении: можно смотреть, каких навыков не хватает вашим сотрудникам, и отправлять их учиться.

В целом же профстандарты — лишь ориентир, а не конкретная должностная инструкция. Нельзя уволить сотрудника, потому что он в чём-то отличается от профстандарта. Хотя в некоторых случаях профстандарты обязательны, но опять же не могут быть причиной увольнения.

Читать в «Деле»

Нужны ли должностные инструкции

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И КВАЛИФИКАЦИИ

В справочной информации содержатся:

1. Профессиональные стандарты

2. Профессиональные квалификации.

Профессиональные стандарты обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, могут использоваться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Для определения соответствия квалификации работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводится независимая оценка квалификации (п. 3, п. 7 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации” (далее – Закон N 238-ФЗ).

Порядок проведения независимой оценки квалификации установлен ч. 2 ст. 1 Закона N 238-ФЗ. При его применении следует учитывать исключения, предусмотренные в ч. 3, ч. 4 ст. 1, и ст. 11 указанного Закона.

Читайте также:  Общественно-деловые зоны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *