DDOS-GUARD

Верховный суд указывает, что Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) должны соответствовать генплану

“Градостроительный кодекс Российской Федерации” от 29. 2004 N 190-ФЗ

Орган, принявший закон: Государственная Дума РФ

Действующая редакция: 25. 2018

Использование земельного фонда должно осуществляться с учетом действующих нормативных актов. К землям, расположенных в черте поселений, предъявляются особые требования. Их границы, степень застройки, зонирование, назначение строго регламентированы. Одним из документов, необходимых для решения этих вопросов являются Правила землепользования и застройки (ПЗЗ)

Понятие ПЗЗ появилось в законодательстве страны с принятием Градостроительного кодекса (ГРК РФ). В первых статьях кодекса раскрывается понятие их понятие. По ГРК РФ ПЗЗ является документом градостроительного зонирования, которым устанавливаются градостроительные регламенты, территориальные зоны, а также порядок их применения и изменения. Иными словами, в этом документе вся земля в пределах города разделяется на зоны, которые должны использоваться определенным образом. Разрабатываются и принимаются такие документы актами муниципальных органов. Поэтому для каждого муниципального образования эти правила будут разными, учитывая особенности местности, условия и планы развития данного населенного пункта. Следовательно, общие положения о ПЗЗ содержатся в ГРК РФ. А правила для конкретного поселения должны утверждаться местными властями.

Верховный суд указывает, что ПЗЗ должны соответствовать генплану.

В случае несоответствия — они подлежат отмене, их можно обжаловать в суде

В Обзоре судебной практики Верховного суда № 3 (2018) есть один важный для градозащитников пункт. При этом надо учитывать, что обзор не есть нома права, но это документ, отражающий позицию Верховного суда по делам, который Президиум ВС счел важными и включил в обзор. Во многих случаях ссылка на решения, отраженные в обзоре, будет для нижестоящих судов очень важным сигналом.

Так вот, Верховный суд указал, что Правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану.

В конкретном деле речь шла про муниципальное образование, но это не меняет сути — речь об основополагающих принципах Градостроительного кодекса.

Правила землепользования и застройки муниципального образования должны соответствовать генеральному плану этого муниципального образования.

Прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия правил землепользования и застройки муниципального образования в части установления на карте градостроительного зонирования в границах ряда земельных участков территориальной зоны Ж2 (зона с малоэтажной застройкой сезонного проживания) и в границах ряда других земельных участков территориальной зоны Ж1. 1 (жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством).

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое правовое регулирование осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому названные земельные участки расположены в функциональной зоне особо охраняемых природоохранных территорий.

Решением суда первой инстанции административное исковое заявление удовлетворено.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указанное решение суда первой инстанции оставила без изменения по следующим основаниям.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. 3 ГрК РФ).

В соответствии с положениями ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.

Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

При этом результаты публичных слушаний не исключают необходимости соблюдения указанного принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану сельского поселения как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.

Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

С учетом изложенного оспариваемое правовое регулирование нарушает требования градостроительного законодательства, поскольку осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому названные выше земельные участки расположены в функциональной зоне особо охраняемых природоохранных территорий.

Генплан первичен по отношению к ПЗЗ.

Общество является собственником объекта недвижимости – станции технического обслуживания автомобилей, расположенной на земельном участке, предоставленном обществу в аренду до 2063 года на основании договора с уполномоченным органом муниципального образования (далее – администрация).

Ссылаясь на положения подп. 6 п. 2 ст. 3 и п. 2 ст. 20 ЗК РФ, общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости.

Администрация сообщила заявителю, что испрашиваемый земельный участок не подлежит предоставлению в частную собственность в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ, поскольку в соответствии с генеральным планом муниципального образования он относится к зоне зеленых насаждений общего пользования.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа администрации незаконным.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, заявление общества удовлетворено. Суды исходили из того, что на земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий обществу, фактическое использование земельного участка соответствует виду его разрешенного использования и перечню разрешенных видов использования, предусмотренных Правилами землепользования и застройки муниципального образования, и пришли к выводу об отсутствии основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка на основании ст. 85 ЗК РФ. Суды также приняли во внимание, что решением законодательного органа муниципального образования были внесены изменения в Правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми спорный участок расположен в территориальной зоне “коммунально-складская зона”, одним из видов разрешенного использования которой является размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей. Изменения в правила были внесены после принятия генерального плана.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18, 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.

Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Исходя из изложенного, выводы судов о недоказанности отнесения спорного земельного участка к территории общего пользования со ссылкой как на правила землепользования и застройки, так и на его фактическое неиспользование по указанному назначению нельзя признать обоснованными, соответствующими приведенным выше нормам права.

Вместе с тем, исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи.

Однако наличие красных линий с целью установления границ территории общего пользования, планируемой под размещение сквера (бульвара, парка) в соответствии с генеральным планом в границах спорного земельного участка, а также наличие утвержденной документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) суды не проверяли.

Судам следовало также проверить, отвечает ли земельный участок, испрашиваемый обществом в целях выкупа, требованиям к земельному участку, необходимому для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего обществу, в том числе в отношении площади такого участка (ст. 20 ЗК РФ). В том случае, если будет установлено, что испрашиваемый участок всем требованиям не отвечает, необходимо установить, возможно ли образование земельного участка в иных границах и иной площади с соблюдением требований к образуемым или измененным земельным участкам, установленных градостроительным и земельным законодательством, в отношении которого обществом может быть реализовано его право на приобретение земельного участка в собственность.

DDOS-GUARD

Жилая зона

Жилая зона предназначена для организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Жилищное строительство на проектируемой территории предлагается осуществлять следующими типами жилых зданий:

  • зона низкоплотной малоэтажной жилой застройки (плотность 25-50 чел/га) – индивидуальная застройка усадебного типа с рекомендуемыми размерами приусадебных участков от 0,1 га до 0,06 га (размеры участков подлежат уточнению на стадии разработки Правил землепользования и застройки);
  • зона малоэтажной жилой застройки (плотность 50-150 чел/га) -– застройка коттеджного типа (без выделения приусадебных участков или с участками, не превышающими размера 0,05 га); многоквартирная блокированная застройка и застройка «таунхауз», многоквартирная застройка секционного типа с этажностью от 1 до 4 этажей;
  • зона плотной и высокоплотной, средне- и многоэтажной жилой застройки (плотность 150-450 чел/га). Застройка секционного типа, средняя расчетная плотность населения в структуре района (брутто) составляет 300 чел/га, средняя плотность населения в структуре квартала (нетто) составит 450 чел/га. Этажность регламентируется геологическими условиями и конструктивными возможностями зданий.
    Разделение на подзоны носит условный характер. При создании комплексной застройки возможна организация смешанных композиций жилых групп различного типа. Конкретизация в этом вопросе подлежит решению на последующих стадиях проектирования.
  • зона рекреационного жилья.
    Специфика данного вида жилой застройки относится в основном, к приморским курортным населенным пунктам, расположенным от Мысхако до Дюрсо. Это, по сути, многофункциональная зона, выполняющая комплекс функций: жилая, курортная, общественно-деловая. В кварталах рекреационной застройки могут быть размещены гостевые дома, мини-гостиницы, мини-пансионаты, а также объекты обслуживания курортного и постоянного населения, не оказывающие негативного воздействия на условия проживания.

При разработке Правил землепользования и застройки городского округа необходимо отдельно создать градостроительный регламент для зоны рекреационной жилой застройки, в котором выделить следующие аспекты:

  • нормировать верхний предел плотности застройки и нижний предел степени озеленения;
  • ограничить ведение личного подсобного хозяйства и исключить содержание домашнего скота;
  • акцентировать внимание на эстетический аспект ограждений, строений, уровень благоустройства и инженерного обеспечения;
  • нормировать плотность временного населения на территорию, а также минимальную обеспеченность отдыхающих площадью строений.

Общий рекомендуемый генпланом принцип строительного зонирования – понижение этажности застройки в сторону моря, что позволит максимально визуализировать морскую панораму.

В данном проекте был произведен расчет требуемой площади территорий для расселения прогнозного прироста населения по каждому населенному пункту с учетом расселения на частично освоенных жилых территориях. Таким образом, общая площадь жилых зон на расчетный срок составит 6 090 га, планируемое увеличение составит 1795 га.

Общественно-деловая зона

Общественно-деловая зона предназначена для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего и высшего профессионального образования, административных, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности постоянного и временного населения.

В состав объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи, предприятия индустрии развлечений при отсутствии ограничений на их размещение.

В общественно-деловой зоне формируется система взаимосвязанных общественных пространств (главные улицы, площади, набережные, пешеходные зоны), составляющая ядро поселкового центра.

На расчетный срок генерального плана проектом предусмотрено увеличение площади зоны общественно-делового назначения на 468 га. Таким образом, общая площадь общественно-деловых зон с учетом существующих и подлежащих реконструкции территорий составит 1686 га.

Генеральным планом городского округа для эффективного и упорядоченного взаимодействия функциональных зон выделяют следующие подзоны:

  • зона делового, общественного и коммерческого назначения;
  • зона многофункционального использования с высокой степенью озеленения и соблюдением экологического равновесия на прилегающих территориях;
  • зона размещения объектов образования и здравоохранения.

Зона делового, общественного и коммерческого назначения:

Зона многофункционального использования с высокой степенью озеленения и соблюдением экологического равновесия на прилегающих территориях:

Зона размещения объектов образования и здравоохранения

Зона рекреационного назначения

Зона рекреационного назначения представляет собой участки территории в пределах и вне границ населённых пунктов, предназначенные для организации массового отдыха населения, туризма, занятий физической культурой и спортом, курортные учреждения, а также для улучшения экологической обстановки и включает парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, водоёмы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств населенных пунктов.

В настоящем генеральном плане в зоне рекреационного назначения выделены следующие подзоны:

Эта зона характеризуется следующими основными принципами:

  • размещение вблизи акватории моря на наиболее ценных территориях с позиции градостроительного, экологического, медицинского и эстетического аспектов;
  • размещение на участках, отдаленных от общегородских и поселковых центров с целью создания условий для полноценного отдыха и лечения;
  • периферийное размещение санаториев с возможностью создания автономных лечебных пляжей.

С целью рационального использования территориального и ландшафтного ресурса произведена дифференциация демографической нагрузки:

  • Зона курортных учреждений с нормативной плотностью (с обеспеченностью общей территорией 75-140 м2/чел.место) – предлагается к размещению на незалесенных территориях и вблизи населенных пунктов;
  • Зона размещения курортных учреждений с пониженной плотностью- разреженная курортная застройка предлагается к размещению на залесенных территориях. При освоении лесных территорий приняты показатели обеспеченностью общей территорией в 4-7 раз ниже нормативных – 500 м2/чел.место. Такой подход даст возможность сохранить ценные лесные насаждения, т.к. конкретное размещение курортной застройки будет проводиться на участках, свободных от ценной растительности только после проведения тщательного обследования ландшафта, после чего возможно уточнение границ курортных учреждений с уменьшением проектируемых территорий и доведением до нормативной плотности.

На территории зоны санаторно-курортных учреждений запрещено строительство и эксплуатация объектов, отрицательно влияющих на экологические условия, а также строительство жилых и иных объектов, не связанных непосредственно с функционированием и обслуживанием курортов. Генеральным планом предусмотрено 392 га новых территорий под развитие курортов, из них зона размещения курортных учреждений с пониженной плотностью 200 га, с нормативной 192 га.

Протяжённость береговой полосы в границах городского округа составляет 57 км, из которых 25 км Цемесская бухта, остальная полоса длиной 32 км освоена лишь в населенных пунктах на пригодных к использованию пляжных территориях, что не может удовлетворить потребности рекреантов.

Необходимым условием развития данного курорта является осуществление комплекса мероприятий по расширению и реконструкции существующих и созданию новых пляжей.

В данном проекте произведён расчёт потребности в пляжных территориях с учётом нормативных коэффициентов единовременного посещения пляжа всеми категориями населения.

Исходя из нормативного обеспечения на 1 посетителя пляжа 5 кв. м площади и 0,2 м протяжённости береговой линии, на расчётный срок необходимо организовать 33,05 га пляжных территорий общей совокупной протяжённостью не менее 13,22 км.

Выбор материалов и конструкций пляжных комплексов подлежит определению на дальнейших стадиях проектирования.

На первую очередь рекомендуется сооружение понтонных блоков с целью формирования сезонно-функционирующих пляжей и пирсов для применения прокатных плавательных средств за пределами зоны купания (не ближе 100 м в акваторию от береговой линии).

Вне зависимости от материалов и принадлежности, пляжные территории должны соответствовать следующим требованиям:

  • наличие незагороженной, свободной для прохождения полосы вдоль моря по всей протяжённости береговой линии, минимальной шириной 15 метров;
  • обеспечение безопасных и комфортных условий купания и приёма лечебно-профилактических процедур;
  • обеспечение территории пляжей инженерным оборудованием (в т.ч. канализование и водоснабжение), объектами медицины, спасательной службы, охраны правопорядка, камерами хранения, навесами, раздевалками, душевыми кабинами и другими объектами в соответствии с действующими нормативами.

На территории пляжа запрещено строительство и эксплуатация объектов временного и постоянного проживания, а также иных объектов, не связанных непосредственно с обслуживанием посетителей пляжей и оказывающих вредное воздействие на экологическое состояние территории и акватории.

В зоне общественных пространств запрещено:

  • возведение ограждений, препятствующих свободному перемещению населения;
  • строительство зданий и сооружений производственного, коммунально-складского, и жилого назначения;
  • строительство и эксплуатация любых объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды.

Особую роль в зоне общественных пространств играют зелёные насаждения общего пользования. Согласно СНиП 2. 01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» норма озеленённых территорий общего пользования (общегородских и жилых районов) составляет 12 кв. м на постоянного жителя с увеличением этой нормы для курортных поселков на 50%.

В генеральном плане общая площадь зоны общественных пространств в границах населённых пунктов составляет 654,5 га. На первую очередь при организации зоны общественных пространств необходимо создание городских парков с высоким уровнем благоустройства, оснащённых беседками, перголами, фонтанами и декоративными бассейнами, туалетами. Здесь следует уделить особое внимание ландшафтной архитектуре, максимально используя особенности рельефа и уникальную древесную растительность.

В зоне общественных пространств допускается размещение объектов питания и развлечения, функционирование которых направлено на обеспечение комфортного отдыха населения и не оказывает вредного воздействия на экосистему.

Лесные территории в границах населенных пунктов занимают 678,1 га.

С целью сохранения лесных массивов – лесопарков – необходимо проводить лесохозяйственные мероприятия (санитарная вырубка, очистка территории), мероприятия по охране природных ландшафтов от чрезвычайных ситуаций (разработка системы пожаротушения, проведение профилактических противоселевых, противоэрозионных, противооползневых мероприятий), контроль демографической нагрузки (расчётное число единовременных посетителей – 10 чел/га).

На территории лесопарков необходимо разработать мероприятия по благоустройству, предусмотреть дорожно-тропиночную сеть для организации движения посетителей.

Особое внимание в данном проекте уделено развитию туристического комплекса с использованием горно-лесной части территории городского округа. С этой целью проведено комплексное исследование наиболее привлекательных мест, включая памятники истории и археологии (в том числе потенциально пригодные для демонстрации после проведения мероприятий по их реконструкции), памятники природы (включая наиболее ценные ботанические формации, геологические объекты – скалы, флиши, каньоны, озера, родники), наиболее эстетически благоприятные места, видовые точки. В данном проекте выделены комплексы наиболее привлекательных мест всех категорий и проработаны предложения по организации транспортных и пешеходных туристических маршрутов.

С целью развития разноплановых объектов активного и экстремального отдыха генеральным планом предусмотрено размещение трех марин (эллингов, яхтингов, дайвинг – центров, серфингов) на протяжении всего побережья.

Зона производственной, инженерной и транспортной инфраструктур

Основной задачей данной функциональной зоны является обеспечение жизнедеятельности городского округа и размещение производственных, складских, коммунальных, транспортных объектов, сооружений инженерного обеспечения, в соответствии с требованиями технических регламентов.

Проектом предусматривается компактное размещение объектов и составных частей данной функциональной зоны и расположение их вблизи основных транспортных магистралей на достаточном удалении от жилых и рекреационных территорий.

Основные решения по функциональному зонированию внутри города Новороссийск приняты согласно утвержденному «Генеральному плану г. Новороссийск», разработанному НП «ГПИ «Гипрогор» в 2002 г.

Размещение производственных, складских, коммунальных объектов, сконцентрировано, в основном, в северо-восточной части города Новороссийск и п. Верхнебаканский в зонах залегания мергеля. Проектом предусматриваются площадки под новые цемзаводы севернее х. Горный. Подробно промышленные зоны рассмотрены в разделе «Промышленность» данного генплана.

Зона размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры представляет собой совокупность территорий, предусмотренных для размещения объектов автомобильного и трубопроводного транспорта.

Генпланом предусматривается размещение логистических центров и центров придорожного сервиса вдоль магистралей и вблизи основных транспортных узлов. Наиболее крупные из них предусмотрены на пересечении проектируемой автодороги в направлении Анапа – Порт-Кавказ с автодорогой А-146 восточнее п. Верхебаканский и на ее пересечении вдоль существующей автодороги на Анапу между х. Семигорский и х. Ленинский Путь.

С целью создания условий для развития промышленно-производственного комплекса генпланом определена значительная территория площадью 242 га восточнее ст. Раевская В ней предполагается размещение производственных и коммунально-складских предприятий с учетом обеспечения санитарно-защитной зоны до жилой застройки;

Перспективное решение по территориальному развитию порта приняты согласно утвержденному «Генеральному плану г. Новороссийск», разработанному НП «ГПИ «Гипрогор» в 2002 г.

С целью наиболее рационального использования ценных курортных территорий проектом предложена централизованная организация хозяйственно-складских зон курортных учреждений.

Первоочередными мероприятиями по реализации проектных решений в данном направлении являются:

  • ликвидация предприятий, расположенных в пределах селитебных, курортных и рекреационных зон, не отвечающих современным экологическим и эстетическим требованиям к качеству городской среды, в том числе вынос за территорию города АО «Птицефабрика Новороссийск», и перепрофилирование АО «Шиферник»;
  • модернизация, экологизация и автоматизация производств с целью повышения производительности без увеличения территорий, а также создание благоприятного санитарного и экологического состояния окружающей среды;
  • рганизация санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов и регламентов.

Площадь проектируемых территорий, предусмотренных проектом под организацию производственной зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур — 1 231 га. Общая площадь составит 6 724 га.

Зона специального назначения

В состав зон специального назначения включаются зоны, занятые кладбищами, зелёными насаждениями специального назначения, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

В границах городского округа расположено 23 действующих кладбища, подлежит к закрытию 21. Генеральным планом планируется 2 новых кладбища (в ст. Раевской, восточнее х. Семигорский), а так же выделены две площадки под размещение кладбищ в границах г. Новороссийск.

Санитарно-защитная зона – обязательный элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

В данном проекте предусмотрены мероприятия по постепенному выносу на нормативное расстояние от застройки предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Высвободившиеся территории подлежат обязательному озеленению густокронными породами деревьев, обладающих фитонцидными свойствами. При невозможности переноса объектов предлагается перепрофилирование или модернизация таких производств для обеспечения нормативных санитарно-защитных разрывов.

Генеральным планом на расчетный срок определено под санитарно-защитные и охранные зоны 375 га.

Планируется строительство мусоросортировочного комплекса с применением новых экологичных технологий западнее с. Борисовки.

Городской округ Новороссийск характеризуется значительной частью размещенных на его территории спецобъектов, которые настоящим генеральным планом сохраняются на прежних территориях, с учетом необходимой реконструкции и перепрофилирования.

Проектом на расчетный срок определена общая площадь зоны специального назначения 4 952 га.

Где начнется очередной конфликт Турции и Греции, или Спор о морских зонах

DDOS-GUARD

26 июля министр энергетики Турции Фатих Донмез заявил, что с 9 августа начнется миссия в Средиземном море бурового судна Abdulhamid Han. Точное место работ пока остается неизвестным, но в Греции предположили, что Турция намерена работать на континентальном шельфе Кипра или Греции.

Читайте начало: В Греции создали альбом территориальных претензий Турции

В первом варианте Турция, скорее всего, затронет интересы компаний ENI и Total, которые обладают лицензией Республики Кипр на участок к юго-западу от острова. Во втором — запустит конфликт, еще более серьезный, чем летом 2020 года, когда Греция и Турция из-за шельфа оказались на грани вооруженного столкновения.

Конфликт Греции и Турции вокруг континентального шельфа (КШ) и морских исключительных экономических зон (ИЭЗ) выражается главным образом в отношении к Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Конвенция гласит, что при проведении границ КШ и ИЭЗ между сопредельными государствами острова (исключая непригодные для жизни) учитываются наравне с материками.

Греция стала одним из 117 государств, подписавших Конвенцию в первый же день. Турция Конвенцию не подписывала и не признаёт за Грецией право на ресурсы КШ и ИЭЗ вокруг островов. Таким образом, Греция считает справедливым раздел моря посередине между своими островами и берегом Малой Азии, а Турция настаивает, что срединную линию нужно проводить между береговыми линиями материков.

Многие греческие острова находятся почти у самых берегов Малой Азии. Например, Родос — в 17 км, Лесбос — в 10 км, Кос — в 5 км, Самос — в 2 км. В итоге значительная часть срединной линии, проведенной согласно Конвенции, проходит у самых берегов Турции, вызывая резкое недовольство ее руководства. В Турции неоднократно заявляли, что не позволят «запереть» ее в границах своих берегов.

В обоснование своих притязаний Турция делает и другие оригинальные отсылки. Например, она неоднократно подчеркивала, что является «страной с самой протяженной континентальной береговой линией в восточном Средиземноморье». Правда, в Конвенции 1982 года такого критерия, как длина континентальной береговой линии, нет.

9 июня МИД Греции, в ответ на очередные заявления Турции — в данном случае о якобы утрате Грецией прав суверенитета над островами — опубликовал, очевидно, подготовленный заранее альбом из 16 карт, на которых показал расширение притязаний Турции в Эгейском море за 50 лет. На наш взгляд, это весьма интересный документ, показывающий те вопросы, которые обе стороны считают существенными.

В предыдущей публикации мы рассмотрели вопросы, связанные со статусом островов и с окружающими их территориальными водами — сравнительно небольшой зоной (в настоящее время 6 морских миль), по своему правовому статусу соответствующей территории государства. Здесь мы затронем споры, связанные с КШ и ИЭЗ, а значит, с правом на морские ресурсы за пределами территориальных вод.

В отличие от территориальных вод, КШ и ИЭЗ простираются до 200 морских миль (370 км) и дают прибрежному государству исключительное право на разработку ресурсов моря и его дна. В случае Средиземного моря, где расстояние между берегами Турции и Египта составляет 530 км, то есть менее чем дважды по 370 км, а между городами Афины и Измир — всего 300 км, получается, что практически любые страны оказываются или смежными, или противолежащими, а значит, должны проводить границы на основе справедливого соглашения. Но как его достичь, когда у сторон разное представление о справедливости, а уступать не готова ни одна из сторон?

Как излагает историю вопроса МИД Греции, в 1973 году Турция выдала Турецкой нефтяной корпорации (TPAO) лицензию на поиски месторождений углеводородов на участке на северо-востоке Эгейского моря. Больше половины этого участка пришлось на зону притязаний Греции.

DDOS-GUARD

На этой карте красной штриховой линией показано греческое представление о справедливых границах, проводимых по срединной линии с учетом островов, как предусмотрено Конвенцией. «Зубец» на юго-востоке обязан упомянутому выше острову Кастелоризо или, точнее, его удаленности от Родоса. Голубым и оранжево-розовым отмечены территориальные воды — зоны, не вовлеченные в споры по ИЭЗ и КШ.

Лицензированный TPAO участок показан наклонной штриховкой. Как видно, участок буквально окружает Лесбос и в целом соответствует идее срединных линий между континентами.

В 1974 году Турция еще расширила свою заявку на ресурсы Средиземного моря, «втиснув» свой шельф между территориальными водами греческих островов группы Додеканес.

DDOS-GUARD

Помимо прав на морские ресурсы, конфликт Греции и Турции в Эгейском море отразился также в заявленных в 1988–2001 годах зонах проведения поисково-спасательных операций (ПСО).

DDOS-GUARD

Зеленой линией показаны границы, в которых проводит свои ПСО Греция. Розовым цветом показаны заявленные ПСО Турции. Как подчеркнул МИД Греции, Турция готова отправлять своих спасателей не только в спорные районы ИЭЗ, но и в территориальные воды Греции и даже на греческие острова. Таким образом, даже в таком, казалось бы, сугубо миролюбивом вопросе Турция проявила агрессивно-экспансионистскую политику.

В 2009 и 2012 годах Турция лицензировала TPAO еще несколько блоков в спорных районах Кастелоризо:

DDOS-GUARD

Новый этап экспансии Турции в Средиземном море начался в 2018–2020 годах. В 2018 году министр обороны Турции Хулуси Акар впервые официально предъявил миру карту «Голубой родины» — морских владений Турции в Черном и Средиземном морях общей площадью 462 кв. Как отметил греческий МИД, эта карта фактически включила в себя все предыдущие притязания, дополнив их в юго-западной части. Фактически «Голубая родина» Турции полностью окружила уже не только Родос, но и Карпатос.

DDOS-GUARD

Таким образом, к 2018 году Турция оформила свои новые притязания на ресурсы Средиземного и Эгейского морей. Уже в 2019 году она заявила их на международном уровне, а в 2020 году отправилась, как выразились в Греции, «метить» свою новую территорию при активной силовой поддержке ВМФ.

Особые экономические зоныПравить

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — это территория, в которой законы о ведении бизнеса и торговли отличаются от законов остальной части юрисдикции, в пределах которой она расположена. ОЭЗ обычно создаются для увеличения прямых иностранных инвестиций или содействия производству, ориентированному на экспорт. В зависимости от своей цели ОЭЗ, как правило, придерживается менее строгой политики пограничного контроля в отношении таможни. Зона экспортной обработки, как правило, позволяет освобождать товары, произведённые для экспорта, от акцизного налога, а капитальные товары и сырьё освобождаются от таможенных пошлин при импорте, в то время как таможенный логистический парк обычно освобождает указанную зону от всех или большинства таможенных правил. Наиболее экстремальной категорией ОЭЗ является свободный порт (например, Свободный порт Люксембурга, Свободный порт Сингапура, Свободный порт Женевы), в котором товары, хранящиеся или переваленные, рассматриваются как никогда не попадавшие в принимающую юрисдикцию.

КонцессииПравить

В последние годы Цин значительные части территории Китая, в основном вдоль побережья, были переданы в качестве концессий оккупационным державам, включая многие европейские державы, а также Японию и Соединённые Штаты. Каждая концессия имела свою собственную полицию и различные правовые юрисдикции со своими собственными отдельными законами. Таким образом, деятельность могла быть законной в одной концессии, но незаконной в другой. Многие концессии также содержали собственные военные гарнизоны и постоянную армию. Иногда присутствовали военные и полицейские силы китайского правительства. Некоторые полицейские силы допускали китайцев, другие — нет. В этих концессиях гражданам каждой иностранной державы предоставлялось право свободно проживать, торговать, распространять религиозную пропаганду и путешествовать. Они разработали свои собственные субкультуры, изолированные и отличные от внутренней китайской культуры, а колониальные администрации пытались придать своим концессиям качества «родины». В концессиях возникли церкви, трактиры и различные другие западные коммерческие учреждения. В случае с Японией естественно процветали её собственные традиции и язык. Некоторые из этих концессий в конечном итоге имели более продвинутую архитектуру каждой исходной культуры, чем большинство городов в странах происхождения иностранных держав. Первоначально китайцам было запрещено участвовать в большинстве концессий, но для улучшения коммерческой деятельности и услуг к 1860-м годам большинство концессий разрешали участвовать и китайцам, но относились к ним как к гражданам второго сорта, поскольку они не были гражданами иностранного государства, управляющего концессией. В конце концов они стали большинством жителей концессий. Не китайцы на концессиях обычно подпадали под действие консульских законов, и некоторые из этих законов применялись к жителям Китая. Известные концессии включают Шанхайский международный сетлмент, находящееся в ведении Соединенного Королевства и Соединенных Штатов, французскую концессию в Шанхае, Квантунскую область и Посольский квартал в Пекине.

Иностранные концессии в Китае продолжали существовать в материковый период Китайской Республики. В крупных городах, таких как Шанхай и Тяньцзинь, из-за существования многочисленных юрисдикций преступники могли совершить преступление в одной юрисдикции, а затем легко сбежать в другую. Это стало серьезной проблемой в республиканский период, с наступлением эпохи постимперских военачальников и падением центральной власти в 1920-х и 1930-х годах. Преступность часто процветала, особенно организованная преступность различных групп военачальников.

Суэцкий и Панамский каналыПравить

Суэцкий и Панамский каналы первоначально были созданы как концессии, управляемые иностранными державами, которые финансировали их строительство. Между 1859 и 1956 годами британская и французская компания Суэцкого канала управляла Суэцким каналом, в то время как правительство Соединенных Штатов управляло территорией вокруг Панамского канала с 1903 по 1999 год. Концессионное управление Суэцким каналом было прекращено, когда президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал компанию во время Суэцкого кризиса, в то время как американское управление Панамским каналом прекратилось в результате договоров Торрихоса-Картера, в которых Соединённые Штаты добровольно отказались от своей концессии над зоной Панамского канала.

Зарубежные военные базыПравить

Нейтральная зона в порту въезда — это зона, где прибывающие международные пассажиры официально не въехали в страну, пройдя таможенный и иммиграционный контроль по прибытии, а вылетающие пассажиры официально покинули страну, пройдя иммиграционный контроль на выезде. Нейтральные зоны чаще всего встречаются в международных аэропортах, а также в некоторых морских портах и наземных переходах на границе. Несмотря на их обычное освобождение от местного иммиграционного и таможенного законодательства, международные зоны в портах въезда полностью находятся под юрисдикцией страны, в которой они расположены, и применяются местные законы. Лица, уличенные в совершении противоправного деяния (например, перевозка контрабанды, такой как запрещенные наркотики) в международной зоне, подлежат судебному преследованию.

Двумя основными исключениями являются США и Канада, где аэропорты обычно не имеют международных транзитных зон. Все пассажиры, прибывающие международными рейсами, проходят таможенный и иммиграционный контроль. Гражданам других стран, кроме США и Канады, в аэропорту США требуется как минимум транзитная виза C-1 или ESTA для соответствующих путешественников. Между тем, для транзита в аэропорту Канады для граждан других стран, кроме Канады или США, обычно требуется виза или электронное разрешение на поездку (eTA), за исключением лиц, следующих в/из США, которые имеют право на участие в Китайской транзитной программе или Программе транзита без визы.

Как определить территориальную зону?

Информацию о территориальных зонах, сведения о которых содержатся в реестре границ, можно получить с помощью общедоступного сервиса «Публичная кадастровая карта» либо заказав выписку из ЕГРН в любом многофункциональном центре, с помощью нового онлайн-сервиса Кадастровой палаты или на сайте Росреестра

В чем разница между функциональными и территориальными зонами?

Нахождение земель, земельного участка в границах функциональной зоны не определяет их правовой режим, в то время как в границах территориальных зон градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.