DDOS-GUARD

Власти Дагестана согласовали с Минэкономразвития России проект Стратегии развития Дагестана до 2030 года, – сообщили сегодня в пресс-службе правительства Дагестана.

“Председатель правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов на коллегии министерства экономики и территориального развития республики сообщил, что с Минэкономразвития России согласована Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года, которая конкретно определяет направления развития экономики региона”, – говорится в сообщении, передает ТАСС.

В новую стратегию социально-экономического развития региона вошли проекты в сфере энергетики и ЖКХ, туризма, развития виноградарства и виноконьячного кластера, агропищевого кластера, экологии, биоресурсов горной зоны и Каспийского моря, развития Северной зоны, обращения с твердыми коммунальными отходами, развития Махачкалинской агломерации, а также вопросов здравоохранения, образования, социального развития, культуры и молодежной политики.

Документ состоит из пяти разделов, включающих основные результаты анализа социально-экономического развития республики, стратегические направления комплексного социально-экономического развития, организационно-экономический механизм и ресурсное обеспечение, а также показатели и ожидаемые результаты реализации стратегии.

На заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа 27 декабря Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев проинформировал о подписании постановления, которое разрешает 20 регионам страны создавать зоны территориального развития.

Республика Дагестан включена в перечень регионов, где также упоминаются республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Северная Осетия-Алания и Тыва, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Забайкальский и Приморский края, Ивановскую, Кировскую, Курганскую, Магаданскую и Мурманскую области, Еврейскую автономную область.

Специальный правовой режим зоны территориального развития заключается в предоставлении резидентам такой зоны определенных налоговых льгот и налоговых кредитов, выделении бюджетных ассигнований для реализации инвестиционных проектов в зоне территориального развития, предоставлении резидентам преференций при передаче в аренду земельных участков, а также в создании объектов капитального строительства в области энергетики и транспорта, необходимых для осуществления резидентами предпринимательской деятельности, предоставлении иных мер государственной поддержки.

В свою очередь создание зон территориального развития в Дагестане позволит привлечь инвестиции в экономику, создать условия для развития бизнеса, расширит возможности для развития муниципальных образований. Результатом формирования зон территориального развития в республике должна быть модернизация экономики и повышение качества жизни населения.

Дагестану разрешили создать «зону территориального развития»

DDOS-GUARD

Зоны территориального развития будут созданы двадцати субъектах страны. Перечень таких субъектов страны утвердил Председатель Правительства России Дмитрий Медведев. Как сообщили «АиФ Дагестан» в пресс-службе Главы региона, 27 декабря на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев проинформировал о подписании постановления, которое разрешает 20 регионам страны создавать зоны территориального развития. Дагестан стала одним из 20 регионов, вошедший в уже утвержденный список «зон территориального развития». Специальный правовой режим зоны территориального развития заключается в предоставлении резидентам такой зоны определенных налоговых льгот и налоговых кредитов, выделении бюджетных ассигнований для реализации инвестиционных проектов в зоне территориального развития, предоставлении резидентам преференций при передаче в аренду земельных участков, а также в создании объектов капитального строительства в области энергетики и транспорта, необходимых для осуществления резидентами предпринимательской деятельности, предоставлении иных мер государственной поддержки. «Создание зон территориального развития в Дагестане позволит привлечь инвестиции в экономику территорий, создать условия для развития бизнеса и новых рабочих мест, расширит возможности для развития муниципальных образований республики. Результатом формирования зон территориального развития в республике должна быть модернизация экономики и повышение качества жизни населения», – отметил собеседник издания.

Последнее изменениеСреда, 11 января 2017 17:24

Республика Дагестан включена в перечень регионов, где допускается создание зоны территориального развития

DDOS-GUARD

На заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа 27 декабря 2016 Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев проинформировал о подписании постановления, которое разрешает 20 регионам страны создавать зоны территориального развития. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 1415 в число таких регионов включено шесть республик Северного Кавказа, в том числе и Республика Дагестан. Целью создания зоны территориального развития является сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в их экономику. Специальный правовой режим зоны территориального развития заключается в предоставлении резидентам такой зоны определенных налоговых льгот и налоговых кредитов, выделении бюджетных ассигнований для реализации инвестиционных проектов в зоне территориального развития, предоставлении резидентам преференций при передаче в аренду земельных участков, а также в создании объектов капитального строительства в области энергетики и транспорта, необходимых для осуществления резидентами предпринимательской деятельности, предоставлении иных мер государственной поддержки. В свою очередь создание зон территориального развития в Республике Дагестан позволит привлечь инвестиции в экономику территорий, создать условия для развития бизнеса и новых рабочих мест, расширит возможности для развития муниципальных образований республики. Результатом формирования зон территориального развития в Республике Дагестан должна быть модернизация экономики и повышение качества жизни населения. Вместе с тем, в настоящее время ведется работа по созданию в республике территорий опережающего социально-экономического развития. Минэкономразвития России внесен на согласование в федеральные органы исполнительной власти и Правительство Республики Дагестан проект постановления Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития в моногороде Каспийск сроком на 10 лет, где для резидентов будут представлены значительные налоговые преференции. Успешное функционирование такого рода федеральных инструментов развития послужит стимулом для территориального развития Республики Дагестан.

Последнее изменениеПятница, 10 февраля 2017 09:29

13 июля в Общественной палате РД состоялось пленарное заседание, посвященное обсуждению хода реализации госпрограммы «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан».

Модератором мероприятия выступил председатель Общественной палаты Абдулмуъмин Ибрагимов. Открывая заседание, он под­черкнул важность реализации данной госпрограммы: «Пр­облема развития социа­льно-экономической сферы горных территор­ий нами была глубоко и основательно изучена, была даже создана рабочая группа, которая взаимодействовала с Минсельхозом и Минэкономразвития РД. Вопрос о ходе реализации госпрограммы очень важен, ведь ее цель заключается в улучшении качества жизни людей, проживающих в горах».

Подробнее о реализуемой государственной программе РД «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан», утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 февраля 2020 года № 21 рассказал председатель Комиссии ОП РД по развитию АПК и экологии Абдурахман Чураев.

«В регионе уже второй год реализуется программа социально-экономического развития горных территорий, цель которой заключается в вовлечении имеющегося потенциала горных территорий в экономически активный оборот, оказание государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов и стимулирование развития бизнеса в горных территориях, а также сохранении численности населения и сокращение темпов миграционного оттока населения из населенных пунктов горной зоны республики. Общий объем финансирования составляет 1,19 миллиарда рублей. Из них 500 миллионов – это средства республиканского бюджета. Сегодня уделяется большое внимание развитию горной зоны региона, так как эти территории имеют значительный потенциал земельных и рекреационных ресурсов как для развития сельскохозяйственного производства, так и для развития туристско-рекреационной зоны», – отметил председатель Комиссии.

По состоянию на 24 июня 2022 года в рамках госпрограммы поступило 349 заявок, что в 1,8 раза больше предшествующего года. Из общего количества заявок на строительство малогабаритных теплиц представлено 10 заявок, на приобретение оборудования по производству пищевой продукции – 3, приобретение оборудования по производству промышленной продукции – 1, на закладку садов интенсивного типа – 158, на приобретение малогабаритной сельхозтехники ЛПХ – 177.

Заместитель министра экономики и территориального развития РД Шамиль Аммаев отметил, что в текущем году наблюдается увеличение представленности муниципальных районов горной зоны: из 33 горных районов республики приняли участие 24.

«В настоящее время проводится работа по рассмотрению представленных заявок. Исходя из количества полученных заявок, по предварительной оценке в текущем году ожидается полное освоение предусмотренных в республиканском бюджете РД средств», – заверил заместитель министра.

Член ОП РД Вагаб Казибеков призвал шире привлекать муниципалитеты к участию в реализации госпрограммы: «Нужно муниципалитетам дать больше полномочий, тогда все возникающие проблемы будут разрешены на местах».

Далее выступил зампредседателя комиссии ОП РД Кайтмаз Дибиров. Он отметил, что одним из главных направле­ний социально-эконом­ического развития го­рных территорий является создание ус­ловий для улучшения качества жизни гражд­ан, в том числе за счет развития качеств­енной и доступной ин­фраструктуры отдыха и внутреннего туризма.

Подводя итоги работы пленарного заседания, председатель ОП РД Абдулмуъмин Ибрагимов отметил, что все предложения и замечания послужат дополнением к тем рекомендациям, которые были приняты по итогам выездного заседания ОП РД в Хунзахском районе и направлены в профильные ведомства.

Республика Дагестан в Российской Федерации занимает особое геостратегическое положение на южном направлении. Это «южные ворота страны» на Восточном Кавказе.

Республика Дагестан в настоящее время располагает достаточно крупной по масштабам и диверсифицированной по видам деятельности экономикой. Согласно данным Росстата, по основным показателям социально-экономического развития Республика Дагестан среди субъектов РФ и РФ СКФО в настоящее время позиционируется следующим образом:

Таблица 1. Место Республики Дагестан в Российской Федерации и СКФО по основным показателям социально-экономического развития* (см. вложенный файл)

– по численности населения (на 01. 2021г – 3133 тыс. чел) занимает 1 место в СКФО и 12-е место в РФ, а по абсолютной величине естественного прироста населения – 1 места как в округе, так и по стране в целом; – по объему ВРП (2019 г -718,5 млрд. руб. ) – 2-е место в округе и 34 место среди субъектов РФ. По показателю ВРП на душу населения – соответственно, 3 и 82 места;- по объему инвестиций в основной капитал – 1 место в СКФО и 46 место в РФ. Инвестиции в основной капитал на душу населения – соответственно, 1 и 56 места;- по производству продукции сельского хозяйства – 14 место.

В Республике Дагестан проживает 2,12% населения РФ, производится 0,8% ВРП субъектов РФ, 0,46% промышленной продукции и 2,3% продукции сельского хозяйства России.

Объем работ, выполняемых по виду деятельности «Строительство», в республике составляет 1,9% от общероссийского аналогичного показателя. На республику приходится 1,3% общероссийского ввода жилья, 1,2% объема инвестиций в основной капитал, 1,8% оборота розничной торговли, 1,3% объема платных услуг населению.

Благоприятные природные и демографические условия республики обусловили стратегически значимую позицию региона по обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации. Сельское население республики составляет около 5% сельского населения страны и более трети сельского населения СКФО. В Дагестане сосредоточены около 1,5% сельхозугодий, более 5% поголовья крупного рогатого и более 20% мелкого рогатого скота, около 6% садов и 27% виноградников в плодоносящем возрасте РФ. По СКФО эти доли республики составляют: сельхозугодия 27,4%; КРС 45,6%, МРС 55,9%; сады 43,2%; виноградники 43,2%. В структуре ВРП республики доля сельского хозяйства составляет около 15% (без видов экономической деятельности лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство), что почти в 4 раза превышает средний показатель в стране. Республика производит 2,2% продукции растениеводства и 2,4% продукции животноводства страны.

По целой группе показателей производства продукции АПК Дагестан занимает ведущие позиции в России и СКФО: овощей (более 10% от общероссийского и почти 59% СКФО), винограда (28,5% и 77,3%, соответственно), плодов и ягод (5,0% и 24,6%), мяса скота и птицы (1,4% и 21,3%), молока (2,9% и 33,9%), шерсти (26,1% и 59,9%).

Дагестан находится на 1 месте в стране по производству коньячной продукции. Стратегическим направлением развития аграрно-промышленного комплекса Дагестана является рисоводство: по объемам производства (113 тыс. т) 2-е место в стране.

Одним из драйверов роста сельского хозяйства Дагестана становится тепличное овощеводство, где уже имеется около 700 га теплиц разных форматов – более 21% от их общей площади по стране. В республике реализуется несколько крупных инвестиционных проектов строительства тепличных комплексов.

Республика обладает достаточно развитой системой транспортной инфраструктуры (автомобильной, железнодорожной, авиационной, морской, трубопроводной), играющей серьезную роль в транспортно-логистическом комплексе всего юга России, а также благоприятствующей его дальнейшему расширению. Ключевым объектом транспортной инфраструктуры Северного Кавказа является Махачкалинский морской торговый порт — единственный незамерзающий порт России на Каспии, выгодно расположенный в зоне международных транспортных коридоров «Север — Юг», «Восток — Запад».

По уровню оборота розничной торговли на душу населения республика занимает 45 место в Российской Федерации.

Дагестан по праву называют спортивной республикой и одним из ведущих спортивных регионов страны, центром подготовки спортивного резерва в сборные команды России по видам единоборств. По количеству подготовленных олимпийских чемпионов и чемпионов мира республика занимает передовые позиции в Российской Федерации и превосходит более сотни государств. По итогам выступления на всероссийских и международных соревнованиях дагестанскими спортсменами завоевано 749 медалей, из них: 225 — золотых, 216 — серебряных и 308 — бронзовых.

Высокие достижения имеются и у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Дагестанская футбольная команда инвалидов-ампутантов «Махачкала» выиграла международный турнир «Кубок Победы» в Абхазии, а сборная Дагестана по футзалу среди инвалидов по зрению впервые в истории выиграла чемпионат России. Успехов добились дагестанские спортсмены в таких игровых видах спорта, как регби и волейбол.

На последней Олимпиаде в Японии дагестанские атлеты завоевали 10 медалей: 4 золотые, 1 серебряную и 5 бронзовых, в том числе паралимпийцами 1 золотая и три бронзовых медалей. Вместе с тем в развитии игровых видов спорта Республика Дагестан существенно отстает от среднероссийского уровня.

Общую картину основных показателей социально-экономического положения республики в округе и стране в целом характеризуют Таблицы 1. и 1. ниже. Нестабильное и неравномерное развитие экономики республики в 2010-2019гг привело к тому, что по половине показателей удельный вес Республики Дагестан в общероссийских социально-экономических показателях сократился (по некоторым существенно, например, ввод общей площади жилья), а по половине – практически не изменился или вырос незначительно (по отдельным заметно – сельское хозяйство, объем работ выполненных по виду деятельности «Строительство»). А в целом, положение республики за период, судя по этим основным показателям, не претерпело заметного изменения.

Социально-экономический потенциал региона и его составляющие находятся в состоянии постоянной изменчивости. Согласно периодическим научно-экспертным оценкам за достаточно длительный период (с середины 2000-х гг. ) Республика Дагестан обладает существенным экономическим потенциалом, который определяет его место во втором или третьем десятке среди регионов страны. По уровню же социально экономического развития регион, наоборот, долгое время находился в 7-ом или 8-ом десятке среди субъектов РФ со слабым или низким уровнем развития.

Несмотря на определенное улучшение ситуации в республике и повышение уровня социально-экономического развития и качества жизни населения, все еще сохраняется большой разрыв между имеющимся потенциалом в Республике Дагестан и результатами его использования. Такого положения нет ни в одном другом субъекте Российской Федерации. Это самое красноречивое выражение необходимости разработки настоящей Стратегии и ускоренного улучшения эффективности государственного и муниципального управления социально-экономическими процессами в Республике Дагестан.

Таблица 1. Удельный вес Республики Дагестан в общероссийских основных социально-экономических показателях за 2000 г, 2010 г и 2019 г (см. вложенный файл)

Таблица 1. Место, занимаемое Республикой Дагестан в Российской Федерации в 2019г. ,по основным социально-экономическим показателям*  (см. вложенный файл)

28 сентября в историческом парке «Россия – моя история», в Махачкале, прошла Республиканская конференция «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан» под руководством врио Главы РД Сергея Меликова. В рамках конференции состоялась презентация основных положений проекта Стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Участие в мероприятии приняли и. Председателя Народного Собрания РД Сайгидахмед Ахмедов, Председатель Правительства РД Абдулпатах Амирханов, директор Департамента социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа Минэкономразвития РФ Игорь Храновский, директор Департамента реализации госпрограммы социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа Минэкономразвития РФ Камиль Бексултанов, руководители органов исполнительной власти, муниципальных образований, общественники, научные деятели.

Сергей Меликов, открывая работу конференции, отметил, что на первом совещании, проведенном Заместителем Председателя Правительства РФ Александром Новаком в качестве куратора СКФО, особое внимание было уделено именно экономическому развитию. В том числе тогда были обсуждены конкретные предложения по выработке модели экономического развития Дагестана, с ключевыми составляющими которой должны быть приведены в соответствие основные положения проекта Стратегии социально-экономического развития РД.

Глава региона, говоря о проекте Стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2024 года и на плановый период до 2030 года, отметил, что хотелось бы обсудить основные направления развития республики, определить наиболее важные задачи и стратегические цели, достижение которых позволило бы каждой дагестанской семье почувствовать реальное повышение их уровня жизни. Сергей Меликов также добавил, что без объективной оценки с каких позиций стартует регион и с какими проблемами придется столкнуться в ходе этой работы, решать такого уровня задачи невозможно. Учитывая, что проблем очень много, важно определить, на каких направлениях концентрировать усилия, оптимально распределять финансовые возможности, нацелил глава региона.

При этом Меликов сделал акцент на тот факт, что по многим национальным проектам, реализуемым в Дагестане, есть существенные отставания. Поэтому приоритетные направления должны синхронизироваться и с федеральными стратегическими документами, с общенациональным планом действий, и с республиканскими потребностями и возможностями.

Отметил руководитель субъекта и то обстоятельство, что, хотя темпы развития республики наблюдаются, но не могут устраивать. По основным показателям социально-экономического развития на душу населения республика отстает от средних значений в  целом по Российской Федерации. Но главная проблема региона – это отсутствие достаточного количества рабочих мест, отставание темпов их создания от темпов демографического роста трудовых ресурсов, которая с каждым годом усугубляется.

Чтобы изменить ситуацию с января текущего года по поручению руководителя субъекта ведется разработка Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Этот документ должен выстроить в систему действия, которые реализуются в разных сферах и отраслях экономики. Промежуточное планирование при этом рассчитано до 2024 года.

«До 2024 года мы должны вывести республику из отставания от других регионов. Если мы не достигнем тех показателей, которые существуют в среднем по России, не сможем развиваться дальше. Нам не на что будет опереться», – обозначил задачу Меликов.

В республике проводится работа по созданию благоприятного инвестиционного климата и необходимых условий для развития транспортно-логистического комплекса, строительной отрасли, крупных промышленных предприятий, малого и среднего предпринимательства, цифровизации всех сфер экономики. Имеются перспективы увеличения собственных доходов за счет вывода субъектов предпринимательства из «тени» и снижения неформальной занятости. До 2024 года закладываются такие важные аспекты, как снижение инфраструктурных ограничений, развитие дорожной сети, решение вопросов, связанных с земельными отношениями.

«Дагестан сегодня является важным регионом для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, имеет огромный потенциал развития, и задача руководства республики, органов власти, как республиканских, так и муниципальных использовать этот потенциал на благо каждого дагестанца», – сказал на конференции руководитель республики.

Продолжив, Меликов напомнил, что по целой группе показателей агропромышленный комплекс республики занимает лидирующие позиции не только в СКФО, но и в стране. Среди них поголовье крупного и мелкого рогатого скота. В республике организована рисопереработка. Получает хорошее развитие отрасль виноградарства. Большое внимание уделяется развитию добычи рыбы и ее переработке.

Для эффективного развития агропромышленного комплекса принимаются и будут приняты меры по обеспечению эффективного использования земельных ресурсов, развитию сельскохозяйственной кооперации, модернизации отраслей садоводства, виноградарства, рисоводства, племенного животноводства, семеноводства, питомниководства и др.

Очень важно для республики, считает глава региона, повышение плодородия и рациональное использование сельскохозяйственных земель, а также их сохранение и восстановление особенно в северных районах республики.

Еще одна стратегическая задача, которая стоит перед органами власти, –сделать промышленность региона ведущей отраслью экономики. На сегодняшний день доля промышленного производства в структуре ВРП республики составляет только 6,6% при том, что промышленность региона обладает высоким потенциалом.

Важное значение для республики имеет туристско-рекреационный комплекс, который является действительно уникальным и многообразным благодаря природно-климатическим и историко-культурным особенностям региона. Однако, убежден Меликов, необходимо создать для людей комфортные и безопасные условия для отдыха, чтобы быть конкурентоспособными.

«Приступая к реализации поставленных задач в первую очередь необходимо взяться за решение системных и важных для республики проблем, тормозящих социально-экономическое развитие. Это проблемы обеспеченности коммунальной, энергетической и социальной инфраструктурой. Дефицит мощностей водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, подачи газа, и это все в сочетании с высоким уровнем износа и ветхости имеющейся инфраструктуры», – подчеркнул Сергей Меликов.

Вместе с тем, отмечая острую нехватку объектов инфраструктуры, глава региона обратил внимание на наличие при этом огромного количества в республике незавершённых объектов – их 1604. «Завершение строительства этих объектов – это тоже программа и тоже средства. Я благодарю коллег из федеральных органов власти за то, что видят эти проблемы и помогают», – сказал руководитель субъекта.

Сергей Меликов также констатировал: несмотря на то, что в рамках национальных проектов и государственных программ построены и сданы 17 объектов и строятся и будут сданы 102 объекта в республике огромная потребность в увеличении объема финансирования строительства социальных объектов, особенно в сфере образования.

Сделав акцент на неравномерном развитии Дагестана, врио Главы РД заявил о необходимости охвата различными мерами поддержки всех муниципалитетов республики, уделяя внимание в том числе горным районам. «Отток населения из горных районов увеличивается колоссальными темпами. А все потому, что там, где люди могли бы развиваться, мы не можем создать условия просто для жизни», – сказал Меликов.

По словам главы региона, возникла настоятельная необходимость навести порядок в сфере управления земельными ресурсами. Половина земель сельхозназначения республики сегодня не может быть вовлечена в оборот по различным причинам.

Было отмечено, что в целом Стратегия социально-экономического развития Дагестана до 2024 года и на плановый период до 2030 года включает в себя проекты в сфере энергетики и ЖКХ, туризма, развития виноградарства и виноконьячного кластера, агропищевого кластера, экологии, биоресурсов горной зоны и Каспийского моря, развития Северной зоны, обращения с твердыми коммунальными отходами, развития Махачкалинской агломерации, а также вопросов здравоохранения, образования, социального развития, культуры, молодежной политики.

«Основная цель, которую мы хотим решить, заключается в преодолении отставания республики от экономически развитых регионов Российской Федерации в том числе за счет реализации необходимых республике инвестиционных проектов и системных мер. Мы имеем реальные возможности, чтобы превратить Дагестан в один из преуспевающих регионов России. Но для этого нужно открыто, объективно обсуждать все вопросы с общественностью, бизнесом, наукой. Первая задача – до 2024 года создать условия для жизни людей. Когда мы справимся с этой задачей, тогда до 2030 года мы действительно должны поднять Дагестана на тот уровень, которого он заслуживает», – расставил приоритеты Меликов.

Подробно на модели экономического развития Республики Дагестан остановился Игорь Храновский. В частности, речь шла о работе, проводимой федеральным центром по синхронизации и выработке новых подходов к развитию субъектов, в первую очередь, СКФО, исходя из того, что стратегия развития округа не актуализировалась с 2010 года.

«Мы подготовили такой документ, внесли его в Правительство, со всеми субъектами согласовав базовые параметры. При этом было дано дополнительное указание в части выработки отдельных решений для каждого из регионов, которые могли бы существенно повлиять на их развитие до 2035 года», – проинформировал директор Департамента социально-экономического развития СКФО Минэкономразвития РФ.

Вместе с тем он также констатировал, что принятая ранее Стратегия развития РД до 2025 года не имеет плана мероприятий, а государственные программы раздроблены.

«Мы посчитали, что наиболее честный параметр развития в СКФО, от которого можно будет оттолкнуться, – это демография и трудовые ресурсы. По прогнозам, в Дагестане трудовые ресурсы будут расти. Республика имеет потенциал роста во всех направлениях. Однако то состояние экономики, которое мы закладывали в первой версии, не даст никаких существенных изменений для развития субъекта в десятилетней перспективе. Поэтому принято решение – подойти к выработке прорывных проектов, инициатив. Работа над этим ведется», – сообщил Храновский, добавив, что вместе с этим вырабатывается комплексный план мероприятий по решению проблем ЖКХ и ТЭК. Отдельное внимание он уделил агропромышленному кластеру республики, где развитие перерабатывающих предприятий может служить огромным потенциалом в плане налоговых поступлений и создания рабочих мест. Еще одной возможностью роста республики Храновский назвал развитие транспортно-логистического узла. Наиболее приоритетным при этом определено направление Север-Юг. Не остался без внимания и вопрос легализации экономики, в том числе вывода из «тени» предприятий строительной отрасли. Обсуждаются инициативы по туристическому развитию. Говоря об инструментах поддержки, Игорь Храновский коснулся ряда Постановлений Правительства, в том числе связанных с реструктуризацией бюджетных кредитов, которые могут быть запущены на развитие регионов.

Игорь Храновский также подчеркнул, что Дагестан за последние полгода стал гораздо активнее в части решения проблем региона. «Регион большой, финансирование тоже достаточно большое. Видна яркая позиция властей региона в плане желания изменить ситуацию и воспользоваться всеми инструментами, которые федеральный центр предоставляет», – отметил он.

Камиль Бексултанов остановился на решениях Совета Федерации, принятых в рамках Постановления Совета Федерации РФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Дагестан».

«У нас были рассмотрены поручения по 15 приоритетным объектам, в том числе по социальным, по аэропорту, по дорогам в обход Махачкалы и Дербента, объектам ЖКХ. Что-то уже поддерживаем при формировании бюджета на 2022-2024 годы. В частности, по Дербенту поддержаны объекты водоснабжения, средства предусмотрены на следующий год. За три года объекты будут построены. По аэропорту – Минэкономразвития России также поддержал выделение средств. По многим объектам ЖКХ в настоящее время разрабатывается ПСД. Есть договоренность и по больницам в Избербаше и с Ахты. В ближайшее время Правительство региона направит заявку в Минздрав. Скорее всего, эти объекты будут также заявлены на период 2023-2025 годы. В целом, по всем объектам есть поддержка федеральных органов власти. Необходима скорейшая подготовка документов со стороны республики», – рассказал директор Департамента реализации госпрограммы социально-экономического развития СКФО Минэкономразвития России.

Комментируя, врио Главы Дагестана нацелил региональное Правительство на системную работу.

Проект Стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2024 года и на плановый период до 2030 года презентовал член Общественного совета при Минэкономразвития РД, член Рабочей группы по разработке Стратегии-2030 Маир Пашаев. В своем выступлении он отметил, что особенностями данного проекта являются практические модули, разрабатываемые для республики впервые, а также его соответствие критериям ресурсообеспеченности и реализуемости.

«Стратегия-2030 определяет развитие Дагестана не только на ближайшие 10 лет, но вектор развития распространяется и на 2030-2040 годы. В текущих условиях перспективы Республики Дагестан во многом зависят от безотлагательных реформ по широкому спектру направлений. Их необходимо проводить, опираясь на существенную поддержку и помощь федерального центра и дагестанского общества, синхронизировав планы региона с планами общественно-политической модернизации и социально-экономического развития страны», – отметил Пашаев.

По его словам, развитие Дагестана должно быть нацелено на сохранение и приумножение человеческого потенциала, качественные изменения в демографических процессах в республике, в сферах образования, медицины, культуры и экологии. «При ухудшении параметров этих сфер не может быть и речи о процессе развития. Поэтому главной целью Стратегии является повышение уровня и качества жизни населения Республики Дагестан на базе достижения устойчивого социально-экономического роста и развития, эффективного использования человеческого, производственно-экономического и природно-ресурсного потенциала; решение ключевых проблем, препятствующих инвестиционному, инновационному, пространственному развитию республики, сохранению природной среды. А без формирования земельно-имущественного комплекса, налогооблагаемой базы и системы энергоснабжения региона в правовом русле, поступательное развитие Республики Дагестан вовсе не представляется возможным», – подчеркнул Пашаев.

Среди долгосрочных целей Дагестана Пашаев выделил формирование новой модели экономического развития, модернизация отраслей и изменение структуры экономики, создание высокопроизводительных рабочих мест для будущих поколений, наращивание экспортного потенциала региона, защита экологии и сохранение биосистем, развитие социального капитала республики и гражданского общества.

«В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и создание условий для прироста валового регионального продукта, наращивание производства товаров и услуг отраслей и комплексов. Среди тактических целей развития региона также можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; стимулирование малого бизнеса; модернизация сферы торговли и услуг; повышение уровня занятости населения региона. Со стартом Стратегии-2030 важно изменить экономическую политику правительства и систему управления стратегическим развитием Республики Дагестан», – отметил Маир Пашаев.

На конференции руководитель Минэкономразвития РД Руслан Алиев представил концепцию развития муниципальных образований Дагестана. Он подчеркнул, что, несмотря на значительную работу, проделанную в республике за последние годы в различных направлениях, остается ряд проблем, препятствующих интенсивному развитию муниципальных образований. «Проблема усугубляется высокой степенью изношенности существующей инфраструктуры. Так, основные фонды и коммуникации жилищно-коммунального хозяйства изношены более чем на 70 процентов», – сообщил Алиев.

Основным инструментом для развития социальной и инженерной инфраструктуры на территории региона министр назвал Республиканскую инвестиционную программу. Объем государственных капитальных вложений в рамках Программы в 2021 году составил 20,1 млрд рублей.

Руслан Алиев также сообщил, что в республике продолжается практика реализации проектов «100 школ» и «Местные инициативы». В рамках реализации проекта «100 школ» в текущем году проведен конкурсный отбор 105 общеобразовательных организаций с объемом финансирования 285,9 млн рублей, 50 млн рублей из них составят привлеченные средства меценатов. В рамках реализации проекта «Местные инициативы» в 2019-2021 годы поддержано 263 проекта развития социальной и инженерной инфраструктуры с общим объемом финансирования 884,7 млн рублей.

В целях развития отдельных территорий утверждены государственные программы Республики Дагестан. Так, в 2019 году принята госпрограмма по комплексному территориальному развитию города Дербент, которая рассчитана до 2024 года. Общий объем финансирования составляет 41,8 млрд рублей.

Также, по словам Алиева, на федеральном уровне рассматривается вопрос комплексного развития инфраструктуры Каспийска. В перечень комплексного развития инфраструктуры города включено 35 объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Помимо этого, принята госпрограмма по развитию Махачкалы. В 2021 году на ее реализацию предусмотрено 500 млн рублей, которые направляются в основном на развитие общественных пространств города.

По мнению министра, пространственное развитие республики должно исходить из четырех центров территориальной организации хозяйства республики – Махачкалинская агломерация, Хасавюртовская агломерация, Дербентская агломерация и Каспийск с учетом новых функций города.

Развитие города Хасавюрта, по словам Алиева, рассматривается в агломерации с районом, так как необходимо комплексное развитие всей территории, как единого целого. А развитие Дербента, добавил министр, станет драйвером развития не только Дербентского района, но и всего южного Дагестана.

Также он отметил, что город Кизляр и Кизлярский район являются центром промышленного развития на севере республики. В целях комплексного развития территорий северной зоны предусматривается создание особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа с центром в городе Кизляре. ОЭЗ предполагается создать на территории Кизлярского, Ногайского и Бабаюртовского районов, городов Кизляра и Южно-Сухокумска. Общая площадь  составит 151,3 га. На базе ОЭЗ планируется создать 18 основообразующих предприятий и 50 новых современных производств, выход на проектную мощность которых позволит привлечь порядка 35,5 млрд. рублей инвестиций и создать 11,5 тыс. рабочих мест.

Глава Минимущества РД Заур Эминов представил Концепцию управления государственным имуществом и земельными ресурсами Дагестана на период до 2030 года. По словам министра, в ней отражены все базовые вопросы по управлению госимуществом и земельными ресурсами. Документ позволит повысить эффективность целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, завершить мероприятия по оформлению права собственности Республики Дагестан на объекты недвижимости и земельные участки государственной собственности РД, усовершенствовать систему управления госимуществом.

Эминов напомнил, что в министерстве проведена работа по инвентаризации, повышению эффективности и приданию целевого характера использования каждого объекта в госсобственности, включая земельные участки. По результатам проведенной инвентаризации выявлены ключевые вопросы и проблемы управления землями и имуществом: низкая эффективность управления госимуществом и отсутствие надлежащего учета в госреестрах, наличие неэффективно использованных земельных участков, отсутствие свободных земель для строительства соцобъектов.

Как было отмечено, принципиально новым в Концепции будет следующее: формирование Государственной информационной системы, которая позволяет стандартизировать и визуализировать все процессы и объекты государственной собственности, отслеживать возможности и проблемы обеспечения роста поступлений доходов от госсобственности в бюджет республики.

«Первым этапом мы предлагаем обеспечить сбор информации о земле и ее свойствах. Задача второго этапа: составление схем землеустройства. Следующее – это повышение квалификации специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в земельно-имущественном блоке», – заявил Эминов.

Также он рассказал, что важным является формирование общереспубликанского методического пространства по вопросам управления имуществом, находящихся в собственности публично-правовых образований. «Основой для этого станет Центр компетенции в сфере земельно-имущественных отношений, задачей которого является обучение представителей органов исполнительной власти муниципальных районов и городов, государственных и муниципальных учреждений по вопросам эффективного управления государственным и муниципальным имуществом», – уточнил Эминов.

Реализация Концепции разбита на 3 этапа: 1 этап – 2022-2024 годы, 2 этап – 2025-2027 годы и 3 этап – 2028-2030 годы.

О состоянии и перспективах развития топливно-энергетического комплекса доложил руководитель Минэнерго РД Ризван Мурадов. Он отметил, что электросетевой комплекс республики в настоящее время находится в неудовлетворительном техническом состоянии. «Электрические сети и подстанции, построенные в основном в 60-70 годах, изношены более чем на 70%, что выше среднероссийских показателей», – сказал Мурадов.

Глава министерства подчеркнул, что филиалом ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» принят проект пятилетней Программы модернизации и повышения надежности электросетевого комплекса республики, в рамках которой предусмотрены мероприятия по модернизации, техническому перевооружению, реконструкции и новому строительству объектов электросетевого комплекса.

Далее министр доложил, что республика располагает такими основными видами возобновляемых источников энергии, как солнечная, ветровая, гидроэнергетика, геотермальные источники. Потенциал солнечной энергии составляет 23,6 млрд. тонн условного топлива в год, ветровой энергии – 4,6 млрд, гидроэнергетики – 18 млн тонн. Потенциал геотермальной энергии составляет 16 млн гигакалорий в год.

Мурадов сообщил, что с 2022 по 2024 годы будут введены проекты солнечной генерации с суммарной установленной мощностью 156,36 МВт и объект малой гидрогенерации мощностью 49,8 МВт. «Реализация данных проектов позволит обеспечить прирост мощности в энергосистеме Дагестана на 14%. Данные объекты дадут республике дополнительно 541 млн кВт. в год энергии, что позволит снизить ее нарастающий дефицит», – отметил министр.

Говоря о газификации, Ризван Мурадов напомнил об утвержденной в 2020 году Программе развития газоснабжения и газификации Дагестана на период 2021-2025 годы ПАО «Газпром», с общим объемом финансирования 13,1 млрд рублей. В рамках данной программы запланировано строительство 914 км межпоселковых газопроводов, что позволит обеспечить возможность газоснабжения более 41 тыс. домовладений в 193 населенных пунктах региона (при исполнении обязательств по строительству внутрипоселковых сетей). Также большая работа запланирована и за счет средств регионального бюджета с общим объемом финансирования 1,4 млрд рублей.

Также Мурадов напомнил, что между республикой и ООО «Газпром газомоторное топливо» подписано соглашение о сотрудничестве в части расширения использования природного газа в качестве моторного топлива. В рамках указанного соглашения ООО «Газпром газомоторное топливо» планирует строительство и ввод в эксплуатацию 14 автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций: по 7 станций в 2022 и 2023 годах.

Говоря о концепции развития промышленности Республики Дагестан и привлечения инвестиций, руководитель профильного ведомства Низам Халилов, отметил, что по итогам первого полугодия 2021 года индекс промышленного производства в регионе составил 115%. Положительную динамику обеспечили предприятия обрабатывающих отраслей промышленности – 119,2%. «На долю предприятий оборонно-промышленного комплекса приходится более 11% от общего объема отгруженной промышленной продукции по республике», – добавил он.

О цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Дагестана рассказал врио министра цифрового развития РД Тамерлан Буганов.

«Правительством Республики Дагестан разработана Стратегия по 7 отраслям экономики, социальной сферы и государственного управления, а именно: «Образование и наука», «Здравоохранение», «Развитие городской среды», «Транспорт и логистика», «Государственное управление», «Социальная сфера» и «Промышленность». Для разработки Стратегии создан экспертный совет из числа представителей республиканских органов исполнительной власти, представителей высших учебных заведений, коммерческих предприятий, включенных в кластер информационно-коммуникационных организаций РД. Предложения Совета учтены при разработке Стратегии», – рассказал Буганов.

По его словам, стратегия включает в себя 21 проект отрасли «Образование и наука», 8 проектов отрасли «Здравоохранение», 7 проектов отрасли «Государственное управление», 7 проектов отрасли «Социальная сфера», 4 проекта отрасли «Развитие городской среды», по одному проекту в отраслях «Транспорт и логистика» и «Промышленность».

«В рамках реализации мероприятий федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной проекта «Цифровая экономика РФ» к сети «Интернет» в Дагестане до конца текущего года будут подключены 1554 социально значимых объектов, в числе которых 464 образовательные организации, 503 фельдшерско-акушерских пункта, 527 администраций сельских поселений, 51 объект культуры, 7 участковых пунктов полиции, 2 пожарные части», – сообщил Буганов.

Кроме того, по данным главы Минцифры РД, в 2022-2023 годах в регионе запланирована реализация программы на формирование ИТ-инфраструктуры в государственных (муниципальных) образовательных организациях с общим финансированием 1 млрд 318 млн рублей с предварительным охватом 1422 школы РД. «В рамках этой же программы проекта государственная автоматизированная система «Правосудие» предусмотрено обеспечение инфраструктурой судебных участков мировых судей в 2022-2023 годах, что существенно сократит время и процедуры вынесения и обжалования решений. Объем финансирования 97 млн рублей», – заявил Буганов.

Также, по его словам, до 2024 года запланирована реализация второго этапа Государственной программы «Информационное общество» проекта «Устранение цифрового неравенства 2. «Это позволит обеспечить 543 населенных пункта республики с численностью населения от 100 до 500 человек высокоскоростным интернетом и качественной мобильной связью. Реализация этих и других мероприятий позволит создать необходимую инфраструктуру для дальнейшего внедрения цифровых услуг и сервисов, расширит возможности граждан», – доложил Буганов.

О развитии туризма в Дагестане рассказал врио руководителя Минтуризма РД Эмин Мерданов. «Нам необходимо до 2030 года увеличить турпоток в республику в 2,2 раза, количество работающих в сфере туризма в 1,8 раза и увеличить экспорт услуг в 3 раза относительно 2019 года. Исходя из этого, в проект Стратегии социально-экономического развития РД до 2030 года нами предложена модель развития туризма в республике на 5-ти приоритетных туристских территориях, развитие которых неразрывно связано с туристским продуктом. Это туристские территории: «Прибрежная», «Южная», «Горная», «Северная» и «Среднегорье», определены приоритеты их развития и точки притяжения», – сказал Мерданов.

Минтуризма Дагестана в текущем году планирует завершить разработку концепций развития туристических кластеров «Сулакский каньон», «Прибрежный» и «Горный» кластеры. «По поручению врио Главы Дагестана Сергея Меликова в государственную программу РД «Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов в РД» включен комплекс мер поддержки общественных и предпринимательских инициатив, муниципальных образований, субъектов малого и среднего предпринимательства в виде грантов и субсидий на возмещение части затрат», – заявил министр.

Он сообщил, что в рамках госпрограммы предусмотрено проведение конкурсного отбора проектов местных инициатив муниципальных образований республики, направленных на развитие туризма. «Это позволит оказать поддержку органам местного самоуправления в решении актуальных проблем развития туризма в муниципалитетах и поддержать их проекты, создать и улучшить сопутствующую инфраструктуру в городах и районах. Также Министерством совместно с туристским бизнес-сообществом ведется работа по созданию ассоциации туристской индустрии республики», – сказал Мерданов. Помимо прочего, разработан законопроект, которым предусмотрено закрепление поддержки субъектов туриндустрии, в том числе путем выдачи субсидий и грантов; введение полномочий Минтуризма РД в части аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных лиц.

С проектом интерактивной карты качества жизни населения в муниципальных образованиях республики ознакомил участников конференции руководитель Государственной жилищной инспекции РД Сергей Касьянов. По его словам, качество жизни – это обобщающий показатель, характеризующий эффективность всех сторон жизнедеятельности человека, уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей, уровень интеллектуального, культурного и физического развития, а также степень обеспечения безопасности жизни.

Среди критериев качества жизни – достаточная продолжительность здоровой жизни, приемлемый объем потребления товаров и услуг, гарантированный доступ к материальным благам, отсутствие серьезных общественных конфликтов и угроз, благополучие семьи, доступ к знаниям, комфортные условия труда, дающего простор для творчества и самореализации, относительно короткий рабочий день, оставляющий человеку достаточно свободного времени для различных занятий и другие. Как сообщил Касьянов, 15 февраля текущего года РИА опубликовало Рейтинг регионов по качеству жизни регионов за 2020 год. Он построен на основе комплексного учета различных параметров, характеризующих качество жизни в регионах. При расчете проанализированы 70 показателей, в том числе такие, как уровень доходов населения, демографическая ситуация. У Республики Дагестан рейтинговый бал составил 41, 261, что позволило региону подняться с 64 места на 56.

В ходе своего выступления Сергей Касьянов предложил реализовать проект «Интерактивная карта качества жизни населения муниципальных образований Республики Дагестан». Данный проект станет наглядной визуализацией положения дел в муниципалитетах и республике в целом, он будет установлен в Ситуационном центре Главы Республики Дагестан.

Оценка качества жизни будет сформирована по данным Территориального органа Федеральной службы госстатистики по Республике Дагестан и информации исполнительных органов государственной власти.

На конференции затронули тему демографической ситуации в Дагестане и проведения Всероссийской переписи населения в регионе. По словам руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РД Айганат Эфендиевой, положение дел в части демографии в Дагестане благоприятное. Ежегодно отмечается прирост численности населения, которое достигается рождаемостью. По данным последней переписи, численность населения республики составляла 2 млн 910 тысяч человек, за последние 10 лет численность увеличилась на 223 тысячи человек и составила на 1 января 2021 года 3 млн 133 тыс. человек. Наибольший коэффициент естественного прироста наблюдается в Цунтинском, Тляратинском, Карабудахкентском, Цумадинском, Хасавюртовском, Буйнакском и Кизилюртовском районах.

Миграционные процессы в республике в последнее время имеют, как отметила Эфендиева, неустойчивый характер. Число прибывших составило за истекшее десятилетие 424 тысячи человек, убывших – 560 тысяч человек.

Что касается переписи населения, то она пройдет в октябре-ноябре текущего года в цифровом формате. Первый ее этап прошел в августе в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах. Тогда было охвачено более 70 тысяч дагестанцев.

Участие во втором этапе переписи можно будет принять тремя способами: через портал Госуслуги, на стационарных участках в МФЦ и традиционным способом: «По всей республике пойдут переписчики с планшетами, вся информация из которых будет передаваться в ситуационный центр Росстата», – пояснила Эфендиева. Завершая мероприятие, врио Главы Дагестана поблагодарил организаторов конференции и всех, кто в ней принимал активное участие. «Нужно, чтобы развитие республики обсуждалось в той аудитории, в которой нет равнодушных к этому», – заключил Сергей Меликов, поручив по итогам конференции скорректировать все предложения органов исполнительной власти в рамках показателей, которые были определены по срокам и направлениям.

Для сведения. Реализация Стратегии предполагается в два этапа:

I этап (до 2024 года) – создание основ устойчивого роста (основные решения по пространственному планированию, проектам территориального развития, опережающему развитию инфраструктуры).

II этап (2025–2030 годы) – модернизация экономики (технологическое перевооружение отраслей, формирование модели кластерного, инновационного и инвестиционного развития), интенсивный выход на внешние рынки (межрегиональное и международное сотрудничество), вхождение в число регионов-лидеров страны по уровню развития человеческого потенциала, качеству территории и темпам экономического роста.

Минэкономики и парламент не выполнили просьбу главы Дагестана

Министерство экономики и территориального развития Дагестана опубликовало для обсуждения новый проект Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года.

«Замечания и предложения по усовершенствованию документа будут приниматься до 13 ноября 2021 года»

Обращает внимание, что Министерство ослушалось главу Дагестана, буквально через 2 дня после выступления Сергей Меликова на сессии парламента республики.

«То что у нас стратегия есть и она сегодня обсуждена на конференции, то что стратегию, и часть этой стратегии 16 ноября мы будем докладывать в виде модели социально экономического развития Республики Дагестана Мишустину, председателю Правительства Российской Федерации – это факт.

Поэтому работая над моделью социально-экономического развития, мы безусловно должны согласовать ее с парламентом. Но я прошу как бы сегодня на правительственном часе широкую полемику не вести. Потому что  эта стратегия она уже выверена со многими позициями, в том числе с возможностями федеральных органов исполнительной власти таких как Министерство экономики Российской Федерации, за основу мы взяли именно его позицию как стратегического центра планирования нашей республики.

На правительством часе депутаты Народного Собрания не прислушались к пожеланиям Сергея Меликова, не задав вопросов. Даже не было выступлений от фракций «за» или «против» проекта стратегии.

В итоге не понятно, стоит ли читать стратегию и присылать документы по ней если власти все уже согласовали?

Возможно, редакция воспользуется правом задать вопрос Министерства экономики и территориального развития  Дагестана , хотя бы в численности населения.

По данным проекта стратегии (стр. 244) среднегодовая численность населения в 2020 году составила 3 122,1 тысяч человек с коэффициентом 6,3 на 1000 человек. Соответственно в прошлом году умерло примерно 19 669 человек. А вот в этом году авторы стратегии прогнозируют  коэффициент смертности 5,5 при среднегодовой численности 3 144 тысяч человек. Это примерно на 2 тысячи смертей меньше – 17 292 смерти. За счет чего в Дагестане станет меньше умерших, если в этом году эпидемия коронавирса не только не остановлена, но набрала высокие оборы, забирая иногда по 25 человек в день?

Кроме того, почему авторы стратегии надеются на снижение смертности, если уровень бедности в республике останется на том же уровне – 14,8%? Это примерно 470 тысяч дагестанцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.