DDOS-GUARD

Когда надо менять ВРИ?

Изменение ВРИ участка необходимо в том случае, если собственник или арендатор планирует использовать землю не так, как предусматривается ее категорией. Например, участок предназначен под сельхозугодья, а на нем планируется построить дом. Изменить вид разрешенного использования можно на основании законодательства: Федеральный закон от 21. 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» регламентирует порядок и особенности изменения ВРИ, направления использования земли определяются Градостроительным кодексом РФ.

Территориальные зоны и Градостроительный регламент

Говоря об использовании земель населенных пунктов, надо четко понимать, что каждый из них в пределах своих административных границ делится на территориальные зоны. Внутри каждой территориальной зоны сочетаются участки различных видов разрешенного использования. Виды территориальных зон:

  • жилая;
  • общественно-делового назначения;
  • производственная;
  • зона инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • рекреационная;
  • сельскохозяйственного назначения;
  • специального назначения;
  • режимные зоны, в том числе военного назначения.

Территориальные зоны могут включать территории общего пользования: дороги, скверы, площади, парки и т. Кроме того, для рационального использования земель территории делятся на функциональные зоны, для которых Генеральный план поселения устанавливает назначение, параметры планируемого развития, функционально-планировочные образования.

Основные виды функциональных зон населенных пунктов:

  • жилые — внутри зоны регламентируется предельно допустимая этажность зданий;
  • общественно-деловые зоны включают объекты: здравоохранения, культуры, коммерции, коммунально-бытовые;
  • производственные;
  • инженерной инфраструктуры;
  • транспортной инфраструктуры;
  • сельскохозяйственного назначения: сельхозугодья, дачи, садоводства;
  • рекреационные: сады, парки, водоемы, спортивные объекты;
  • особо охраняемые территории имеют особое историко-культурное, природоохранное, эстетическое, научное значение;
  • спецназначения — зоны хранения отходов, кладбища.

Границы территориальных и функциональных зон определяются правилами землепользования и застройки, а особенности их использования — Градостроительным регламентом — порядком использования участков, которые относятся к различным территориальным зонам.

Градостроительный регламент учитывает виды территориальных и функциональных зон, фактическое положение с использованием земельных участков и объектов капитального строительства, требования государственных органов, которые отвечают за сохранение историко-культурного наследия, особо ценных природных объектов.

К функциям Градостроительного регламента относительно территориальных зон относится:

  • установление видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • определение минимальных и максимальных размеров земельных участков, параметров разрешенного строительства;
  • ограничения на использование участков земли и объектов капитального строительства.

Какие бывают виды разрешенного использования земли?

Согласно Градостроительному кодексу РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства внутри территориальных зон делятся на три группы: основные, условно разрешенные и вспомогательные. Главными видами являются основные. Для каждой территориальной зоны определены обычно несколько основных видов. Смена основного вида на другой основной вид из разрешенных для данной территориальной зоны достаточно проста. Осуществляется она в заявительном порядке и не требует дополнительных согласований. Выбор делается в соответствии с Классификатором 2019 г. , если вид не значится в Классификаторе, изменения незаконны. Изменение основного вида разрешенного использования земельного участка считается вступившим в силу после внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости.

Условно разрешенные виды не относятся к главным, но допускаются градостроительным регламентом территориальной зоны, на которой располагается участок. Изменение ВРИ земельного участка на условно разрешенный сложнее, так как требует получения согласования в Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования, а также проведения публичных слушаний. При изменении ВРИ участка с основного на условно разрешенный необходимо подать заявление в местную администрацию, которая организует публичные слушания, проводит их в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом, затем готовит заключение. На основании заключения выдается разрешение или отказ, в котором обязательно разъясняются причины решения. В случае положительного результата запись об изменении ВРИ вносится в Государственный кадастр недвижимости.

Вспомогательные виды (например, под гаражи, детские площадки, общественные туалеты, хозяйственные площадки и т. ) используются только вместе с основными и условно разрешенными, дополняя их. Выбирать вспомогательные виды без основных нельзя. Изменение основного вида на вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка не осуществляется. Вспомогательный вид можно добавить к основному, тогда у участка будут два вида разрешенного использования — основной и вспомогательный. Добавляют вспомогательный вид в заявительном порядке, проведение слушаний и получение согласования не требуется.

Порядок изменения ВРИ

Изменить ВРИ, если речь идет о смене основного на основной или о добавлении вспомогательного, просто. Главное, чтобы нужный вид был предусмотрен для территориальной зоны, к которой относится земельный участок. Поэтому подробно рассмотрим более сложный случай — вариант изменения ВРИ земельного участка на условно разрешенный.

Какие документы необходимы?

Изменение вида разрешенного использования земельного участка требует подачи достаточно большого пакета документов:

  • заявление/ходатайство на имя главы органа местного самоуправления о смене ВРИ с обоснованием причин;
  • разрешение на обработку персональных данных;
  • копия паспорта собственника;
  • свидетельство о праве собственности на землю;
  • свидетельство о праве собственности на объекты капитального строительства, которые расположены на участке, а также документы, подтверждающие цель их использования;
  • кадастровый план участка, а также постановление о выделении участка, решение суда, акты органов государственной власти, если они есть;
  • ситуационный план, который содержит сведения о зданиях рядом, инфраструктуре района;
  • адресный план;
  • межевой план;
  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости — для получения необходимо уплатить госпошлину;
  • проект плана территории, на которой находится участок, утвержденный главой муниципалитета.

В каждом муниципальном образовании могут быть дополнительные требования к пакету документов, с которыми надо ознакомиться заранее. Например, у юридического лица или ИП нередко требуют выписку, которая подтверждает регистрацию в налоговой.

Если заявитель не может самостоятельно заниматься изменением вида разрешенного использования земельного участка, он имеет право делегировать свои полномочия представителю, который будет действовать по доверенности. Доверенность лучше оформить нотариально.

Если документы на изменение ВРИ земли подает арендодатель, он должен представить согласие собственника.

Заявление и пакет документов рассматриваются в течение 30 дней, затем администрация выносит решение, в случае отказа его можно опротестовать в суде. Владелец земли может пойти по пути организации общественных слушаний, также такое решение может принять администрация, которая затем формирует комиссию и устраивает слушания. Срок получения решения увеличивается до 60 дней. В слушаниях принимают участие владельцы или арендаторы соседних участков, другие заинтересованные лица. В ходе слушаний высказываются предложения, которые учитываются комиссией при принятии решения.

Свои рекомендации комиссия направляет главе администрации, который затем разрешает или не разрешает изменить ВРИ.

Положительное решение — основание для внесения изменений в ЕГРН. Изменения должны быть внесены в течение 15 дней. Если владельцу земли не пришло уведомление, можно подать документы в Росреестр лично, через сайт «Госуслуги», через МФЦ. При подаче документов к заявлению прикладываются правоустанавливающий документ на земельный участок, решение муниципалитета.

  • несогласие участников слушаний с изменением ВРИ;
  • недостаточность пакета документов;
  • отсутствие законных оснований для изменения вида разрешенного использования.

Как быстро изменить ВРИ?

Быстро изменить ВРИ можно с помощью юриста по недвижимости в Москве, который подготовит без ошибок пакет документов, подаст его и получит решение. Юридическая компания «Братья Болтуновы» предлагает услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка. Самостоятельно изменить ВРИ очень сложно, как показывает практика, процесс занимает много времени из-за необходимости переделывать документы — ошибки встречаются постоянно, дополнять их, получать различные выписки. Юрист, который ежедневно занимается земельными вопросами, решит проблему в кратчайшие сроки.

Для каждой зоны устанавливаются определенные виды разрешенного использования

Условно-разрешенные виды использования земельных участков подразумевают, что указанный вид в них деятельности возможен, но его назначение необходимо согласовать с властями. Допустим, в производственной зоне разрешен перечень нескольких основных видов деятельности: легкая промышленность, пищевая промышленность, склады и так далее. А к условно-разрешенным в этой зоне могут добавить, например, обслуживание автотранспорта. Это значит, что станцию техобслуживания вы открыть можете, но для этого недостаточно просто написать заявление на смену ВРИ в Росреестр, необходимо провести публичные слушания, согласовать этот условно-разрешенный ВРИ с местным самоуправлением. Услуга предоставляется бесплатно, срок рассмотрения заявления достаточно продолжительный – 47 дней. Заявление и документы для получения условно-разрешенного ВРИ подаются онлайн через РПГУ – региональный портал госуслуг.

DDOS-GUARD

Смена вида разрешенного использованияМы изменим вид разрешенного использования Вашего участка! Проведение публичных слушаний, подготовка протокола публичных слушаний, получение нового кадастрового паспорта. У нас несколько способов перевода участка в другое назначение или вид!

Вспомогательные виды разрешенного использования можно использовать только вкупе с основными, нельзя получить вспомогательный ВРИ на участок отдельно

К примеру, основной вид деятельности на участке – легкая промышленность, а рядом собственник решил открыть небольшое кафе, чтобы привлекать покупателей. Для этого он должен добавить к своему ВРИ и вспомогательный: предприятие общественного питания (4. 6 в классификаторе). Вспомогательные ВРИ прописываются в градостроительном регламенте. Процедура назначения вспомогательного ВРИ примерно такая же, как и основного – через заявление в управление Росреестра.

Назначение и смена основного ВРИ

Закон обязывает собственника земли не только точно указывать, каким видом деятельности он занимается на своей земле, но и оперативно сообщать в Росреестр в случае смены вида деятельности. Если основной вид разрешенного использования не указан, или указан, но не совпадает с реальной ситуацией, участком обязательно заинтересуются проверяющие органы. Количество и частота штрафов не ограничены: государственный земельный контроль может налагать штраф каждый раз в случае обнаружения нарушения в результате проверки. Штрафы за несоответствие деятельности существенные – 1-2% от кадастровой стоимости участка. При этом кадастровая стоимость также определяется в том числе в зависимости от вида разрешенного использования.

Рассмотрим ситуации, при которых возникает необходимость назначения или смены ВРИ. Условно разделим их на три основных

  • Назначение ВРИ, если вид разрешенного использования был по какой-то причине не установлен ранее. Бывает так, что участок не вошел в перечень земельных участков на территории, когда для них устанавливали кадастровую стоимость – не был учтен, или был образован позднее, уже после составления перечня. В этом случае кадастровая стоимость участка определяется по среднему значению удельного показателя по группе видов разрешенного использования на всей указанной территории.
  • Смена одного ВРИ на другой, допустимый зонированием в соответствии с Градостроительным регламентом. Допустим на участке было организовано предприятие по металлообработке: 6.2 – «Тяжелая промышленность». Но дело не пошло, и было решено перепрофилировать бизнес под пошив тапочек. Это уже 6.3 – «Легкая промышленность». Необходимо проверить: допускает ли градостроительный регламент этот вид деятельности в зонировании на данном участке земли. Если да, то смена ВРИ в данном случае – процедура достаточно простая.
  • Смена ВРИ на категорию, не предусмотренную зонированием. Это очень сложная задача, решение которой не всегда возможно. Здесь речь идет не об изменении ВРИ, а об изменении правил землепользования и застройки, то есть градостроительного регламента. К примеру, вы хотите построить на участке, который определен под категорию 2.1 «Для индивидуального жилищного строительства», многоквартирный дом, в соответствии с категорией 2.5 «Среднеэтажная жилая застройка» или 2.6 «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)». Пока данные категории не предусмотрены зонированием, просто заменить ВРИ через управление Росреестра нельзя.

Дождаться планового пересмотра градостроительного регламента, или попытаться провести изменение регламента по собственной инициативе.

Второй вариант – это огромная нетривиальная процедура, которая проводится уже не на уровне муниципального образования, а на уровне региона. Например, в Московской области запрос необходимо будет адресовать в Управление архитектуры и градостроительства, Минимущества, Градостроительный совет, и это не полный перечень ведомств. За подобные задачи грамотные юристы чаще всего не берутся: процесс займет точно не менее года, повлечет массу затрат, в основном нецелевых, и может при этом не привести ни к какому результату.

Более реальной выглядит другая возможность: отследить процесс корректировки правил землепользования и подстроиться под него. Орган местного самоуправления время от времени за свой счет проводит массовые процедуры корректировки градостроительного регламента. Если вы знаете, что правила застройки и землепользования по вашей территории планируется пересматривать, вы можете подать в орган местного самоуправления заявление: прошу учесть при корректировке генерального плана и правил землепользования и застройки такой-то вид разрешенного использования на такой-то территории. Разумеется, нет гарантий, что ваше заявление будет удовлетворено. Но органы местного самоуправления рассмотрят его, и при отсутствии возражений, могут изменить зонирование.

ВРИ внутри зонирования

Вернемся к процедуре назначения и смены ВРИ в рамках зонирования. Для этого нужно обратиться в Управление Росреестра и внести в ЕГРН сведения об установлении или изменении ВРИ.

Разберем процедуру пошагово

  • Для начала нужно выяснить, в какой зоне располагается участок, и установить перечень видов разрешенного использования в данной зоне в соответствии с градостроительным регламентом. Допустим, участок располагается в промышленной зоне П1, которая предусматривает примерно равнозначные виды деятельности. Среди них – и тот вид деятельности, который есть на вашем участке сейчас, и тот, на который вы хотите назначение участка сменить. Значит, переходим к следующему шагу.
  • Готовим и подаем заявление в управление Росреестра и пакет документов на смену ВРИ. Документы, необходимые для получения услуги можно уточнить на сайте госуслуг или на региональном портале государственных услуг (РПГУ).
  • Заявление на изменение ВРИ подается в Росреестр либо через МФЦ, либо через региональный портал государственных услуг (РПГУ), в Московской области это uslugi.mosreg.ru. В соответствии с моей практикой, такое заявление обычно рассматривают порядка двух недель, в отдельных случаях – до 13-15 рабочих дней.

В результате процедуры данные о новом ВРИ земельного участка будут внесены в ЕГРН, вы получите уведомление об этом и новую выписку из ЕГРН. Мой совет: обязательно тщательно сверяйте все данные, чтобы исключить ошибки на этапе внесения изменений. Случайные неточности могут существенно влиять, например, на кадастровую стоимость участка, оспаривать их лучше сразу.

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

Смена зонированияПеревод земель из одной категории в другую, изменение зоны участка – в соответствии с действующим законодательством, градостроительными нормами и стандартами! Ваши интересы в органах местного самоуправления, контролирующих организациях, министерствах НСО и т

DDOS-GUARD

Перераспределение границ земельных участковЕсли Вам, как собственнику участка, приглянулся свободный соседний, не устраивают теперь границы Вашего? Можно оформить перераспределение границ участка с государственными или муниципальными землями, т. «прирезку» соседнего участка к Вашему.

Как получить ГПЗУ

Получение ГПЗУ осуществляется на начальной стадии изысканий и проектирования. Градостроительный план земельного участка можно получить через портал Госуслуг, либо через сайт mos. ru по ссылке. Выдачей документа занимается МосКомАрхитектура. При подачи заявления нужно приложить правоустанавливающие документы на участок, а также на размещенные на нем объекты (если сведения о них отсутствуют в ЕГРН).

Выписка из ПЗЗ формируется бесплатно в течение 14 дней после подачи заявления. Документ выдается только в электронном виде. После получения, ГПЗУ нужно представить вместе с проектом на экспертизу, для оформления разрешения Госстройнадзора.

  • номер ГПЗУ (присваивается при выдаче);
  • основание для выдачи документа (например, реквизиты заявления от правообладателя);
  • местоположение и описание границ участка (эти данные заполняются в соответствие с ЕГРН);
  • площадь, кадастровый номер;
  • сведения об объектах, уже расположенных на земле;
  • сведения о границах, в пределах которых может строиться новый объект (для этого используется карта градостроительного зонирования, проект застройки территории, сведения ЕГРН);
  • сведения о проекте планировки или межевания территории;
  • чертежи ГПЗУ.

Перечисленные пункты являются общей частью ГПЗУ. Для целей проектирования самые важные данные будут указаны в разделе 2 ГПЗУ.

DDOS-GUARD

Эксперт в сфере сертификации, кадастра, недвижимости и проектирования. Высшее юридическое образование, опыт работы более 10 лет.

Куда нужно обращаться для внесения изменений в ПЗЗ?

В Москве вопросы, связанные с изменением Правил землепользования и застройки, рассматривает МосКомАрхитектура.

Добрый день! Обязательно нужно запрашивать ГПЗУ. чтобы внести изменения в ПЗЗ?

Да, обязательно, так как ГПЗУ входит в обязательный комплект документов для изменения ПЗЗ.

Сколько раз можно вносить изменения в ПЗЗ для одного участка?

Количество изменений не ограничено, однако при повторном обращении нельзя использовать упрощенный вариант (кроме увеличения площади на 10%).

Выписка из ПЗЗ будет содержать:

  • сведения о регламенте (если он утвержден для участка);
  • основные, вспомогательные и условно-разрешенные виды землепользования (например, для жилищной застройки, земли сельхозназначения);
  • предельные размеры участка, площади;
  • минимально допустимые отступы от границ для возводимого объекта;
  • максимально допустимая высота и этажность строения;
  • предельный процент застройки в границах участка;
  • предписания к архитектурным решениям (устанавливаются для зон исторической застройки).

Отдельная таблица заполняется по параметрам разрешенного строительства, если на участок не утвержден регламент, либо при застройке нужно соблюдать ограничения природоохранных зон.

В разделе 4 ГПЗУ указываются предписания об обеспеченности инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры. В разделах 5-6 описываются ограничения для участков, где есть зоны с особыми условиями пользования. В разделе 9 ГПЗУ будет указано о ТУ для подключения объекта к инженерной инфраструктуре.

DDOS-GUARD

В ГПЗУ указывается информация из Правил землепользования в отношении конкретного участка

Внесение изменений в правила землепользования и застройки

Изменение ПЗЗ допускается в соответствие со ст. 33 ГрК РФ. Также в Правилах города или региона содержится точный алгоритм действий инициатора предложений. Например, в столице изменение ПЗЗ 2022 года должно осуществляться в соответствие с разделом 2. 4 Правил. Внесение изменений в ПЗЗ может осуществляться по заявлению граждан и юр. лиц, по инициативе органов власти.

Калькулятор стоимости и сроков наших услуг – здесь

Изменение ПЗЗ по инициативе граждан и организаций осуществляется по следующим правилам:

  • оформляется заявление с отражением причин внесения изменений (например, для изменения разрешенного вида землепользования или использования объекта);
  • документы подаются в МосКомАрхитектуру (это указано в п. 2.4.4 ПЗЗ);
  • предложение об изменении ПЗЗ рассматривает Городская комиссия по градостроительной деятельности при МосКомАрхитектуре, которая выносит рекомендации о разработке проекта нормативного акта или об отклонении инициативы;
  • для рассмотрения вопроса о корректировке ПЗЗ назначаются общественные слушания (внесение изменений в генплан может осуществляться в упрощенном порядке, о чем расскажем ниже);
  • по итогам слушаний анализируются поступившие предложения и замечания;
  • окончательное решение об изменениях в ПЗЗ оформляется решением МосКомАрхитектуры (издание нормативного акта Правительством Москвы не требуется);
  • изменение ПЗЗ в Москве сопровождается обнародованием нормативного акта на сайте mos.ru .

Внесение изменений в генеральный план участка, ранее полученный заявителем, будет осуществляться после прохождения всех перечисленных стадий. Одновременно будут обновлены графические материалы ПЗЗ — карта градостроительного зонирования, проект застройки территории. Общий срок корректировки ПЗЗ, с учетом общественных слушаний, может затянуться на несколько месяцев.

Для изменения разрешенного вида землепользования

Для изменения допустимых параметров строительства

Правило 10 процентов для увеличения площади в ГПЗУ — новый упрощенный порядок

Внесение изменений в генеральный план участка допускается в упрощенном режиме. Основания для этого указаны в п. 3 ст. 33 ГрК РФ:

  • если в результате применения ПЗЗ причиняется вред правообладателям, снижается стоимости земли объектов;
  • если необходима однократная смена вида использования (без изменения допустимых параметров объекта);
  • если нужна смена вида использования с однократным изменением параметров допустимого строительства, но не более чем на 10% по сравнению с регламентом участка.

Особенно важен последний пункт, так как его можно использовать в интересах застройщиков и при реконструкции с пристройкой, надстройкой.

Внесение изменений в генплан в упрощенном порядке позволяет обойтись без проведения слушаний, прохождения Городской комиссии. Например, таким способом можно сразу обратиться в МосКомАрхитектуру, чтобы увеличить площадь под застройку здания. Все процедуры пройдут намного быстрее. Если вам требуется внесение изменений в генеральный план в упрощенном порядке, помощь в подготовке документов окажут наши специалисты.

По обозначениям на картах ПЗЗ можно понять, с какими разрешенными видами деятельности можно построить объект

Порядок подготовки документов для внесения изменений в ПЗЗ

  • пояснительная записка, где нужно описать планируемое использование участка;
  • ситуационный план, с отображением зоны, для которой требуется внесение изменений в генплан (на плане указываются существующие объекты);
  • схема застройки с отображением местоположения, экономических и технических параметров будущих строений;
  • расчетные нормы обеспеченности и доступности коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры;
  • копия ГПЗУ с исходными данными.

Собственник участка может подготовить документацию самостоятельно, либо поручить это профессионалам. Наша компания обеспечит подготовку документов в строгом соответствии с ПЗЗ Москвы, ГрК РФ и Постановлением № 457-ПП, поможет быстро пройти обязательные стадии их рассмотрения.

Пример и образец внесения изменений по новым правилам

Предлагаем ознакомиться с примерами основных документов, которые необходимы для изменений в ПЗЗ 2022 года.

Образец 1. Для изменения в Правила землепользования нужно представить ситуационный план участка.

DDOS-GUARD

Образец 2. Для изменения в ПЗЗ нужно подготовить и представить схему будущей застройки.

DDOS-GUARD

Стоимость и цена внесения изменений в ПЗЗ

Срок рассмотрения инициатив об изменении ПЗЗ составляет до 60 дней, из 30 дней уходит на рассмотрение документов комиссией. При упрощенном порядке по истечении указанного срока будет вынесен нормативный акт о внесении корректировок в Правила. Сама процедура рассмотрения не предусматривает оплату пошлин и сборов. Расходы застройщика будут включать сбор и подготовку документации, по которым направляется предложение. Стоимость таких услуг зависит от основания изменений, вида и особенностей участка, будущих объектов. Уточнить расценки Архитектурного бюро МСР можно на бесплатной консультации по телефону.

Правила землепользования и застройки как способ сохранения архитектурного облика городских и сельских поселений

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Правила землепользования и застройки (далее – «Правила») утверждаются представительным органом местного самоуправления в целях создания условий для устойчивого развития, планировки территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, создания условий для привлечения инвестиций.

Порядок подготовки и утверждения, содержание Правил, правовые основы установления территориальных зон и градостроительных регламентов прописаны в главе 4 Градостроительного кодекса РФ.

Правила готовятся силами специально создаваемой комиссии, а утверждаются с обязательным проведением процедуры публичных слушаний.

Нет ПЗЗ – нет строительства

Согласно п. 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки (за исключением строительства в границах территорий объектов культурного наследия, территорий общего пользования, линейных объектов, земель лесного фонда, сельскохозяйственных угодий и в других случаях). Таким образом, Градостроительный кодекс РФ не только предусматривает, но и обязывает все муниципальные образования разрабатывать и утверждать Правила землепользования и застройки.

Основой данного документа, имеющей наибольшее практическое значение, являются схемы территориальных зон и тексты градостроительных регламентов.

Схемы территориальных зон

Территориальные зоны разделяют населенные пункты на участки с различным функциональным назначением. В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса РФ могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Градостроительные регламенты

Градостроительные регламенты определяют правовой режим земельных участков территориальных зон, виды их разрешенного использования. Градостроительные регламенты могут устанавливать предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

  • основные виды разрешенного использования;
  • условно разрешенные виды использования – могут предоставляться только после проведения публичных слушаний;
  • вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условным видам разрешенного использования и осуществляемые совместно с ними.

В качестве примера можно привести градостроительные регламенты жилой зоны Правил землепользования и застройки Муниципального образования «Кенозерское» Плесецкого района Архангельской области (территория национального парка «Кенозерский»).

Зона индивидуальной жилой застройки (Ж-1) предназначена для проживания в отдельно стоящих жилых домах с приусадебными земельными участками.

Основные виды разрешенного использованияВспомогательные виды разрешенного использованияУсловно разрешенные виды использования

отдельно стоящие одно-семейные или двухсемейные одноэтажные или двухэтажные жилые дома с земельными участками и с возможностью содержания домашнего скота и птицыотдельно стоящие гаражи или открытые автостоянки;хозяйственные постройки, строения для содержания домашнего скота и птицы;сады, огороды, теплицы, палисадники;магазины товаров первой необходимости;пекарнизеленые насаждения, элементы благоустройства территории;индивидуальные резервуары для хранения воды, скважины для забора воды, колодцы;индивидуальные бани, надворные туалеты;противопожарные водоемы, резервуары;площадки для сбора мусора;спортплощадки, детские площадки, площадки для отдыха;гостевые дома для размещения туристов;музеи и экспозициидетские сады, иные объекты дошкольного воспитания;начальные и средние общеобразовательные школы;фельдшерско-акушерские пункты;временные сооружения торговли;аптеки;клубы многоцелевого и специализированного назначения;объекты общественного питания

Градостроительный кодекс РФ раскрывает только основные понятия Правил, предусматривает минимальный объем их содержания. Муниципальные власти и местное население наделены достаточной свободой действий для создания условий сохранения ценной историко-культурной среды территории. Главное в данном случае – заинтересованность в достижении указанной цели.

Законодательство не устанавливает закрытый список территориальных зон или жесткие требования к составу регламентов, поэтому Правила могут предусматривать и зоны охраны культурного ландшафта, и зоны охраны памятников, и любые другие зоны, в которых есть потребность данной территории. В градостроительные регламенты также могут быть включены практически любые ограничения по застройке и использованию земельных участков, в том числе предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок и т.

Три главных аспекта

По своему содержанию эти ограничения могут не уступать требованиям для градостроительных регламентов достопримечательных мест, исторических поселений или зон охраны объектов культурного наследия. Объективные затруднения могут встретиться в трех основных аспектах, во-первых, необходима адекватная заинтересованность органов местного самоуправления в разработке Правил, которые имели бы не декларативный характер, а содержали бы нормы, позволяющие устойчиво развивать территорию муниципального образования.

Во-вторых, необходимо желание местного населения сохранить ценность своей территории, тем самым, приняв на себя обязанность соблюдения этих ограничений. Мнение граждан в данном случае учитывается при проведении публичных слушаний, граждане также могут входить в работу комиссии по разработке Правил.

В-третьих, необходимо привлечение в работу комиссии по разработке Правил архитекторов и специалистов в сфере сохранения объектов культурного наследия и культурных ландшафтов. При разработке Правил крайне важно найти компромисс между перспективным развитием территории и сохранением ее ценных ландшафтов и застройки.

Елена Кузнецова, Кенозерский национальный парк

Внесение изменений в ПЗЗ

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) – это документ, регламентирующий градостроительное зонирование. Он определяет, можно ли проводить строительные работы на данном участке, какими характеристиками должен обладать объект. На основании Правил выдается план земельного участка (ГПЗУ), входящий в обязательный список проектной документации для строительства новой и реконструкции старой недвижимости.

Когда необходимо внести изменение в ПЗЗ

Внесение изменений в ПЗЗ требуется, если владелец хочет использовать участок способом, который не предусмотрен в настоящих правилах:

  • ЗУ и объекты капитального строительства неэффективно используются;
  • собственникам недвижимости причиняется вред;
  • цена ЗУ и объектов капитального строительства снижена;
  • нарушаются права и интересы граждан и их объединений;
  • имеется несоответствие имеющейся застройки и схемы территориального плана.

Предложить внесение изменений в ПЗЗ может любой заинтересованный гражданин или юридическое лицо, которые:

  • постоянно проживают на соответствующем участке;
  • являются владельцами ЗУ и расположенных на них объектов капитального строительства;
  • являются собственниками помещений в объектах застройки.

К рассмотрению принимаются такие изменения в ПЗЗ, как:

  • изменение границ территориальных зон. Можно включить в свой участок одну из них или установить отдельную;
  • изменение градостроительного регламента (внесение дополнительных видов разрешенного использования ЗУ в данной территориальной зоне или расширение предельных параметров разрешенного строительства);

Этапы внесения изменений в ПЗЗ

Внесение изменений в ПЗЗ производится в соответствии со статьей 33 ГК Рф. Также в ПЗЗ Москвы есть точный алгоритм действия лица, инициировавшего предложение. Порядок изменения ПЗЗ следующий:

  • Подать заявление в МосКомАрхитектуру с отражением причин внесения изменений.
  • Заявление рассматривается Городской комиссией по градостроительной деятельности.
  • После рассмотрения выносится решение об отклонении предложения или предлагаются рекомендации для разработки проекта нормативного акта для изменения землепользования.
  • В последнем случае назначаются общественные слушания для рассмотрения вопроса о внесении изменений в ПЗЗ.
  • По итогам заседаний анализируются поступившие замечания и предложения.
  • Решением МосКомАрхитектуры выносится окончательное решение об изменениях в ПЗЗ, что обозначается обнародованием соответствующего нормативного акта.

Если заявителем был ранее получен генеральный план участка, то для внесения изменений землепользования требуется пройти все перечисленные выше этапы, а после этого обновить графические материалы. Общий срок рассмотрения инициативы может затянуться на несколько месяцев.

В некоторых случаях Правила землепользования и застройки разрешают выдачу допусков на отклонение от максимально допустимых значений застройки. Данный документ получают в Городской комиссии по градостроительной деятельности после обоснования целесообразности возведения или реконструкции объектов капитального строительства с отступлением от требований.

Выбирать оптимальный вариант следует на начальной стадии проектирования. Можно получить разрешение на отклонение или выносить впоследствии предложение об изменении ПЗЗ.

Допускается упрощенный порядок рассмотрения предложений о внесении изменений в правила в случаях, если:

  • в результате применения действующих Правил причиняется вред владельцам или снижается стоимость земли;
  • необходима однократная смена вида использования ЗУ без изменения допустимых параметров строительства);
  • нужна однократная смена вида использования ЗУ с изменением параметров допустимого строительства не более, чем на 10% в сравнении с действующим регламентом. Данный пункт можно использовать в интересах застройщика, например, при возведении пристройки или надстройки.

Упрощенный порядок рассмотрения предложения позволяет сократить время на вынесение решения, так как не требуется проведение слушаний и прохождение Горкомиссии. Все процедуры проводятся значительно быстрее, так как можно сразу обратиться в МосКомАрхитектуру.

Постановление №457-ПП регламентирует внесение изменений в ПЗЗ-2020 в Москве. В комплект требуемых документов входят:

  • пояснительная записка с описанием планируемого использования участка;
  • ситуационный план, где будут отображены зоны, в которые требуется внести изменения;
  • схема будущей застройки с отображением экономических и технических параметров будущих объектов;
  • расчетные нормы обеспеченности и доступности коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры;
  • копия Правил с исходными данными.

Подготовить документы можно самостоятельно или обратившись в соответствующую компанию. Полный список может быть отличаться. Это зависит от цели заявителям. Например, для определения границ существующей территориальной зоны требуются:

  • пояснительная записка;
  • лист карты градостроительного зонирования с соответствующей зоной;
  • ситуационный план.

Также по желанию заявителя можно приложить и любые другие документы, например, согласование с профильными инстанциями (Мосгорнаследние, Департамент природопользования и т. Подобные документы помогут быстрее получить разрешение на внесение изменений в ПЗЗ.

Выписка из ПЗЗ с внесенными изменениями будет содержать:

  • данные о регламенте, утвержденном для участка (при его наличии);
  • основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды использования ЗУ (например, для жилого строительства, сельского хозяйства);
  • информацию о предельных размерах ЗУ, его площади;
  • минимально допустимые отступы возводимого объекта от границ ЗУ;
  • максимально допустимые высоту и этажность возводимого объекта строительства;
  • максимально допустимый процент застройки в границах ЗУ;
  • для зон исторической застройки – предписания к архитектурным решениям.

Если на участке не был утвержден регламент, то по параметрам разрешенного строительства заполняется отдельная таблица. При застройке также нужно соблюдать ограничения зон охраны природы.

В Генеральном плане застройки участка указываются предписания об обеспеченности инфраструктурой. Если ЗУ находится в зоне с особыми условиями, то в ГПЗУ описываются ограничения.

Стоимость и цена внесения в ПЗЗ изменений

Сроки рассмотрения предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в среднем составляет 60 дней. Из них 30 уходит на то, чтобы документы были рассмотрены комиссией.

Если инициатива рассматривается в упрощенном порядке, то сроки будут меньше, так как этом случае рассмотрение комиссии не требуется.

Оплата пошлин и сборов для рассмотрения не требуется. Расходы инициатора будут состоять из затрат на сбор и подготовку документов. Цена зависит от основания изменений, вида и особенностей ЗУ и будущих объектов строительства. Уточнить все цены можно по телефону Архитектурного бюро МСР.

Виды разрешенного использования и градостроительный регламент земельного участка

Одной из главных характеристик земельного участка, во многом определяющей его экономическую ценность, является возможность использования участка тем или иным способом.

Для каких целей может быть использован участок? Возможно ли на нем строительство капитальных объектов? Каким может быть назначение этих объектов? Каковы допустимые площадь возводимых на участке объектов, этажность и плотность застройки?

Ответы на все указанные вопросы охватываются понятием «градостроительный регламент земельного участка».

Составными элементами градостроительного регламента земельного участка являются:

  • виды разрешенного использования земельного участка и расположенных на нем объектов капитального строительства;
  • предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков;
  • предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства;
  • ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Вид разрешенного использования – это установленное в публичном порядке допустимое функциональное использование земельного участка, а также существующих и возводимых на нем капитальных объектов.

Под функциональным использованием в данном случае понимается конкретный вид деятельности, который может быть осуществлен на конкретном земельном участке.

Например, на земельном участке с видом использования «для индивидуального жилищного строительства» возможно строительство индивидуальных жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи. На участках «для сельскохозяйственного использования» возможно осуществление деятельности по выращиванию и/или переработке сельскохозяйственной продукции и т.

Вид разрешенного использования земельного участка определяет возможность строительства на нем капитальных объектов, их функциональное назначение, а также возможность реконструкции уже существующих на участке капитальных объектов.

Вид разрешенного использования также является главным фактором, учитываемом при определении кадастровой стоимости земельного участка и связанных с нею платежей (земельного налога, арендной платы, платы за снятие запрета на строительство и прочее).

Предельные параметры земельного участка – это максимальный и минимальный допустимые размеры земельного участка, которые учитываются на стадии формирования земельного участка, в том числе при разделе или выделе, а также при предоставлении земельного участка. Предельные параметры устанавливаются исходя из вида разрешенного использования участка и расположенных на нем капитальных объектов с учетом санитарно-технических, пожарных и иных правил.

Предельные параметры разрешенного строительства – это максимальная допустимая площадь возводимых на участке объектов, их этажность и плотность застройки – то есть основные характеристики возможного на участке строительства.

Ограничения использования земельных участков устанавливают пределы использования земельных участков с учетом существующих публичных интересов.

Ограничения могут касаться параметров строительства (ограниченная высотность здания в связи с ее пролеганием на трассе захода на посадку воздушных судов), назначения строящихся объектов (например, запрет на размещение складов в охранной зоне ЛЭП), видов осуществляемой на участке деятельности (запрет на выгул скота в 1-й полосе защиты источников питьевого водоснабжения) и прав иных лиц на доступ к участку (доступ для обеспечения ремонта городских коммуникаций, проходящих через участок).

Основными вопросами, которые возникают на практике применительно к градостроительному регламенту земельного участка, являются:

  • оценка правомерности установления земельному участку и капитальным объектам того или иного вида разрешенного использования, существенно влияющего на параметры его использования (возможность строительства либо реконструкции на участке, параметры такого строительства) и стоимость землепользования;
  • определение надлежащего вида разрешенного использования земельного участка и иных элементов его градостроительного регламента;
  • изменение вида разрешенного использования земельного участка в целях строительства/реконструкции на участке, смены профиля использования участка либо оптимизации земельных платежей;
  • оценка экономических последствий изменения вида разрешенного использования, включая оценку платы за такое изменение и последующую корректировку земельных платежей.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Порядок и возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка зависят от двух факторов: наличия утвержденных правил землепользования и застройки, а также вида прав на земельные участки.

Если правила землепользования и застройки муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, утверждены, действует следующий порядок.

Один основной вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен на другой вид разрешенного использования по заявлению собственника земельного участка.

Для этого собственник обращается в орган местного самоуправления, получает выписку из правил землепользования и застройки в отношении своего земельного участка, после чего направляет в орган кадастрового учета заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Принятие публичными органами каких-либо решений, постановлений и прочих распорядительных актов для изменения одного основного вида разрешенного использования на другой не требуется.

Правом на изменение одного основного вида разрешенного использования земельного участка на другой наделен собственник земельного участка.

Арендатор земельного участка связан видом разрешенного использования, установленного для участка публичным собственником, а также целью использования участка, указанной в договоре аренды, в связи с чем не может самостоятельно выбирать виды использования участка из основных и условно разрешенных видов использования земельных участков.

Кроме этого, с 01 марта 2015 года изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного на торгах, прямо запрещено законом.

Для изменения основного вида разрешенного использования на условно разрешенный необходимо получение разрешения на условно разрешенный вид использования.

Для этого заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган местного самоуправления или субъекта Федерации с соответствующим заявлением и документами, обосновывающими необходимость изменения вида использования. Публичный орган проводит публичные слушания по вопросу изменения вида использования участка, учитывает мнение смежных землепользователей, после чего принимает решение о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования либо отказе в его выдаче.

Выдача разрешения является правом, а не обязанностью публичного органа, то есть в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования может быть немотивированно отказано.

В ряде случаев изменение вида разрешенного использования может быть осуществлено в принудительном порядке.

Например, до принятия правил землепользования и застройки земельному участку и расположенным на них капитальным объектам был установлен вид разрешенного использования. После принятия правил землепользования и застройки ранее установленные для участка и капитальных объектов виды использования не вошли в перечень видов, определенных для данной территориальной зоны правилами землепользования и застройки.

По общему правилу, эксплуатация таких объектов и земельного участка без изменения вида использования возможна, если их использование не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Однако, если такая опасность имеется, эксплуатация капитальных объектов может быть запрещена.

Новое строительство либо реконструкция на земельном участке допустимы только при условии приведения вида использования участка и капитальных объектов в соответствие с правилами землепользования и застройки.

В отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на основании результатов публичных слушаний, организуемых уполномоченным органом власти местного самоуправления.

Если в отношении территории, на которой расположен земельный участок, принят проект планировки, изменение вида разрешенного использования участка осуществляется без проведения публичных слушаний.

Решение (акт) уполномоченного органа об установлении или изменении границы (документ, утвердивший правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны)

Условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства устанавливается в случаях, когда вид использования может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, но сведения об этом или размеры такого влияния не установлены

ВРИ — вид разрешенного использования – это характеристика земельного участка, которая определяет сферу деятельности на нем. Все основные виды использования земельных участков перечислены в классификаторе, утвержденном Приказом №540 Министерства экономического развития РФ: docs

Вид разрешенного использования или ВРИ – это характеристика земельного участка , которая определяет его назначение и позволяет понять, как именно можно использовать такой участок , а также можно ли на нем что-либо построить. 27 мая 2022 г

То есть если генплан определяет цель развития поселения, то ПЗЗ являются механизмом её достижения

В случае, предусмотренном частью 3. 1 настоящей статьи, глава поселения, глава городского округа обеспечивают внесение изменений в правила землепользования и застройки в течение тридцати дней со дня получения указанного в части 3. 1 настоящей статьи требования

Следовательно, изменение территориальной зоны ЗУ выполняется через внесение изменений в ПЗЗ поселения на уровне муниципальных органов самоуправления. ПЗЗ принимаются на местном уровне. Значит, изменения в ПЗЗ вносятся на местном уровне. Внесение изменений в ПЗЗ рассматриваются главой местной администрации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.