DDOS-GUARD

– Юрий Владимирович, если случится глобальное потепление, то как оно повлияет на вечную мерзлоту Арктики?

– Если вечная мерзлота «поплывет», то последствия будут катастрофическими. Международная группа ученых из Финляндии, Норвегии, России и США пришла к выводу, что из-за глобального потепления и таяния вечной мерзлоты может быть разрушено до 70% инфраструктуры в северных полярных регионах в течение следующих 30 лет. Получается, к 2050 году примерно 3,6 млн человек (около трех четвертей населения), живущих в районах с вечной мерзлотой, пострадают из-за повреждений коммуникаций и зданий.

Инфраструктура самих месторождений тоже будет нарушена – автомобильные и железные дороги, трубопроводы, города и поселки, предприятия, портовые терминалы и комплексы. Возникает вопрос: что и каким образом мы будем добывать и транспортировать в Арктической зоне?

– Говоря о глобальном изменении климата и об освоении Северного морского пути, а также о ледокольном сопровождении, одни и те же явления, процессы и прогнозы разные специалисты трактуют очень различно, в первую очередь в защиту и поддержку своих взглядов, своих интересов и проектов.

– Сторонники освобождения акватории Севморпути ото льда утверждают, что в этом случае не понадобится ледокольное сопровождение.

– Понятно, строительство ледоколов, особенно новых проектов, – дело очень дорогое. Если стоимость головного ледокола проекта ЛК-60Я «Арктика» изначально была определена в размере около 37,8 млрд руб. , то затем цена выросла до 47 млрд руб.

Уже в процессе строительства стали возникать различные проблемы. Выяснились, что реальные трудозатраты оказались больше на 15–20%. На три года увеличился срок строительства, и связанные с этим дополнительные расходы. Позднее возникла необходимость замены одного электродвигателя, выяснились недостатки работы системы смазки. Подчеркну: сама цена контракта не изменилась, однако реальная стоимость работ сильно возросла.

Я в публикациях встречал разные цифры, вплоть до 120 млрд руб. Можно предположить, что реальная сумма затрат на строительство первого ледокола типа ЛК-60Я составила около 80–100 млрд руб. Контрактная стоимость строительства четвертого и пятого ледоколов ЛК-60Я определена в размере 100 млрд руб. Стоимость нового ледокола ЛК-120Я («Лидер») в настоящее время оценивается в 130 млрд руб. Можно не сомневаться, что суммарные затраты на создание нового судна к моменту окончания работ превысят 150 млрд руб.

Уже принято решение о создании группировки новых атомных ледоколов для Арктики в составе пяти ледоколов типа «Арктика» (ЛК-60Я) и трех ледоколов «Лидер» (ЛК-120Я), что подтверждается данными «Атомфлота» о потребности Севморпути в атомных ледоколах нового поколения. Понятно, что при названной стоимости ледоколов нового поколения срок окупаемости строительства всей этой ледокольной группировки будет исчисляться десятилетиями!

– То есть если глобальное потепление произойдет и Северный морской путь освободится ото льда, то эта группировка ледоколов станет невостребованной?

– Если это так, то следует признать: руководители крупнейших российских добывающих компаний, а также руководители экономических ведомств не очень верят (мягко говоря) в это скорое глобальное потепление. Или, что еще хуже, принимают необоснованные решения, влекущие огромные финансовые потери.

– Каким образом глобальное потепление может повлиять на правовое регулирование судоходства в Арктике?

– Если лед растает или будет «стоять» менее 6 месяцев в году, то Россия утратит права на особое регулирование плавания в акватории Северного морского пути и возможность предоставлять привилегии или устанавливать какие-либо ограничения любому перевозчику с любым грузом на борту. Режим плавания в Арктике будет примерно таким же, как сейчас в Балтийском море.

– Акватория СМП – это водное пространство, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону РФ, поэтому к ней применимы соответствующие положения Конвенции ООН 1982 года (ст. 2–33, 55–75 и др. В частности, согласно ст. 33 Конвенции 1982 года, в своей прилежащей зоне РФ может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, миграционных или санитарных законов и правил в пределах своей территории или территориального моря, а также назначать наказания за их нарушение.

С точки зрения правового регулирования плавания судов в акватории СМП особого внимания заслуживает ст. 234 «Покрытые льдом районы» Конвенции 1982 года, согласно которой прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны. Особо суровые климатические условия в этих районах и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его. В соответствии с данной нормой в России действует особое регулирование плавания по Северному морскому пути.

– Так кто выиграет от глобального потепления?

– Что-то я очень сомневаюсь, что отечественные перевозчики с отечественными грузами на борту смогут выиграть в данном случае в конкурентной борьбе с иностранными компаниями. Какие там отечественные регулярные перевозки и контейнерные линии! Китайцы, корейцы, возможно, японцы будут возить на своих судах свои грузы. Судоходные компании, возможно, будут и европейские, но никак не российские. Что мы получим от такого потепления, кроме убытков?

Именно поэтому по состоянию на сегодняшний день считаю глобальное потепление не благом, а страшным кошмаром для нашего государства.

Беседовала Алена Алешина

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

(введена Федеральным законом от 28. 2012 N 132-ФЗ)

Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Правила плавания в акватории Северного морского пути утверждаются Правительством Российской Федерации, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и содержат:

1) порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути, предусматривающий выдачу разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, приостановление, возобновление, прекращение действия таких разрешений и внесение изменений в такие разрешения Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” или подведомственной ей организацией;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28. 2022 N 184-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) порядок выдачи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, или подведомственной ему организацией лицам, удовлетворяющим требованиям положения о ледовых лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом”, удостоверений о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;

(пп. 1 введен Федеральным законом от 28. 2022 N 184-ФЗ)

2) положение о навигационно-гидрографическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути;

3) иные касающиеся организации плавания судов в акватории Северного морского пути положения.

2 в ред. Федерального закона от 27. 2018 N 525-ФЗ)

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” утверждаются:

1) правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути;

2) правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;

3) правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути;

4) положение о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути.

1 введен Федеральным законом от 27. 2018 N 525-ФЗ)

Организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” в соответствии с правилами плавания в акватории Северного морского пути, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” и включает в себя в том числе:

(в ред. Федерального закона от 28. 2022 N 184-ФЗ)

1) организацию разработки маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории;

2) организацию предоставления информационных услуг в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, обеспечения осуществления ледокольной проводки судов;

3) содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории Северного морского пути;

3 в ред. Федерального закона от 27. 2018 N 525-ФЗ)

4) организацию мониторинга движения судов в акватории Северного морского пути;

(пп. 4 введен Федеральным законом от 28. 2022 N 184-ФЗ)

5) предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке в акватории Северного морского пути;

(пп. 5 введен Федеральным законом от 28. 2022 N 184-ФЗ)

6) содействие в организации проведения операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами в акватории Северного морского пути, а также в проведении работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории Северного морского пути.

(пп. 6 введен Федеральным законом от 28. 2022 N 184-ФЗ)

Выдача и возобновление действия предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути осуществляется при условии выполнения судном требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов (применительно к акватории Северного морского пути) и установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правилами плавания в акватории Северного морского пути, указанными в пункте 2 настоящей статьи, и предоставления документов, удостоверяющих наличие установленного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.

(в ред. Федеральных законов от 27. 2018 N 525-ФЗ, от 28. 2022 N 184-ФЗ)

Размер платы за ледокольную проводку судна, ледовую лоцманскую проводку судна в акватории Северного морского пути определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях с учетом вместимости судна, ледового класса судна, расстояния, на которое осуществляется проводка этого судна, и периода навигации.

Оплата ледокольной проводки судна, ледовой лоцманской проводки судна в акватории Северного морского пути осуществляется исходя из объема фактически оказанных услуг.

Правила, установленные настоящим пунктом, также распространяются на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые только для правительственной некоммерческой службы.

(абзац введен Федеральным законом от 07. 2017 N 10-ФЗ)

Заказчик и исполнитель услуги по ледокольной проводке судна, оказываемой судами ледокольного флота в акватории Северного морского пути, и (или) иных услуг, необходимых для целей торгового мореплавания, оказываемых судами ледокольного флота в акватории Северного морского пути (далее – услуга по проводке судна и иные услуги), могут заключать долгосрочные договоры возмездного оказания услуг по проводке судна и иных услуг при их оказании исполнителем на систематической основе.

(в ред. Федерального закона от 28. 2022 N 194-ФЗ)

В долгосрочном договоре возмездного оказания услуги по проводке судна и иных услуг определяются срок договора, перечень оказываемых услуг, порядок оплаты каждой из входящих в указанный перечень услуг, обязанность исполнителя при использовании судов ледокольного флота обеспечивать их готовность к оказанию услуг по проводке судна и иных услуг в течение всего срока действия договора, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также определяемые при необходимости по соглашению сторон иные условия оказания таких услуг.

Услуга по проводке судна и иные услуги оказываются судами ледокольного флота, имеющими право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 28. 2022 N 194-ФЗ)

6 введен Федеральным законом от 20. 2021 N 94-ФЗ)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                               16 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации                                    17 июля 1998 года

(В редакции федеральных законов от 22. 2003 № 49-ФЗ, от 30. 2003 № 86-ФЗ, от 11. 2003 № 148-ФЗ, от 22. 2004 № 122-ФЗ, от 08. 2007 № 261-ФЗ, от 23. 2008 № 160-ФЗ, от 03. 2008 № 250-ФЗ, от 27. 2009 № 364-ФЗ, от 05. 2011 № 48-ФЗ, от 01. 2011 № 169-ФЗ, от 18. 2011 № 242-ФЗ, от 19. 2011 № 246-ФЗ, от 21. 2011 № 331-ФЗ, от 28. 2012 № 132-ФЗ, от 30. 2012 № 287-ФЗ, от 07. 2013 № 87-ФЗ, от 07. 2013 № 110-ФЗ, от 03. 2014 № 15-ФЗ, от 22. 2014 № 446-ФЗ, от 13. 2015 № 213-ФЗ, от 13. 2015 № 221-ФЗ, от 03. 2016 № 253-ФЗ, от 18. 2017 № 177-ФЗ, от 05. 2018 № 15-ФЗ, от 29. 2018 № 270-ФЗ, от 27. 2018 № 525-ФЗ, от 26. 2019 № 244-ФЗ, от 02. 2019 № 260-ФЗ, от 16. 2019 № 431-ФЗ, от 13. 2020 № 207-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 11. 2021 № 193-ФЗ, от 02. 2021 № 338-ФЗ, от 30. 2021 № 470-ФЗ, от 14. 2022 № 56-ФЗ, от 28. 2022 № 194-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение и границы внутренних морских вод Российской Федерации

Внутренние морские воды Российской Федерации (далее – внутренние морские воды) – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

К внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в “Извещениях мореплавателям”.

Статья 2. Определение и границы территориального моря Российской Федерации

Территориальное море Российской Федерации (далее – территориальное море) – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Статья 3. Делимитация территориального моря

Делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря

Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:

линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;

прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;

система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в “Извещениях мореплавателям”.

Границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты масштаба 1:200 000 -1:300 000, а в случае отсутствия таких карт – на карты масштаба 1:100 000 или 1:500 000. В отдельных случаях допускаются отступления от указанных масштабов, вызванные спецификой картографирования данного района, особенностями географических условий, степенью точности исходных материалов или другими причинами.

Статья 41. Искусственные острова, установки и сооружения во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации

Для целей настоящего Федерального закона под искусственными островами понимаются стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации объекты (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе.

Для целей настоящего Федерального закона под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).

(Дополнение статьей – Федеральный закон от 03. 2014 № 15-ФЗ)

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА МОРСКИХ ПОРТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ

Статья 5. Правовой режим морских портов Российской Федерации

Правовой режим морских портов в Российской Федерации является единым для всех портов, находящихся на территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08. 2007 № 261-ФЗ)

Правовой режим морских портов с учетом климатических, гидрологических и метеорологических особенностей устанавливается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применимыми к морским портам. (В редакции Федерального закона от 22. 2004 № 122-ФЗ)

Морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства Российской Федерации.

Перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в “Извещениях мореплавателям”.

Должностным лицом, регулирующим заход судов в морской порт и выход судов из морского порта и отвечающим в морском порту за безопасность мореплавания, является капитан морского порта. (В редакции Федерального закона от 08. 2007 № 261-ФЗ)

(Пункт утратил силу – Федеральный закон от 08. 2007 № 261-ФЗ)

Функции и полномочия капитана морского порта устанавливаются и регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применимыми к морским портам. (В редакции Федерального закона от 08. 2007 № 261-ФЗ)

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в морском порту, согласовывают свои действия с капитаном морского порта лишь в случае, если действия указанных должностных лиц затрагивают компетенцию капитана морского порта.

Все российские и иностранные суда обязаны соблюдать правовой режим морских портов.

Статья 6. Заход иностранных судов в морские порты

Все иностранные суда, кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, независимо от их предназначения и форм собственности (далее – иностранные суда) могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов.

В отношении судов, плавающих под флагом иностранного государства, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с иностранным государством, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с иностранным государством, в котором имеются ограничения захода в их морские порты в отношении судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, зарегистрированных в одном из реестров судов Российской Федерации, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с Российской Федерацией, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с Российской Федерацией, решением Правительства Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения.

Порядок подготовки и принятия решения о введении и (или) об отмене ответных ограничений, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, утверждается Правительством Российской Федерации.

(Пункт в редакции Федерального закона от 14. 2022 № 56-ФЗ)

На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации.

Иностранные суда при заходе в морские порты, во время пребывания в указанных портах и при выходе из них обязаны соблюдать:

законодательство Российской Федерации, касающееся обеспечения безопасности судоходства и регулирования движения судов, оказания помощи и спасания, использования радиосвязи, защиты навигационных средств, оборудования и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследований, изучения, использования и охраны водных объектов, недр, водных биологических ресурсов и других природных ресурсов территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия); (В редакции Федерального закона от 11. 2021 № 193-ФЗ)

пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила, установленные законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

правила, установленные для морских портов;

правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан и лиц без гражданства, действующие на территории Российской Федерации;

другие правила, установленные законодательством Российской Федерации, а также международные нормы и стандарты, установленные международными договорами Российской Федерации.

Выход иностранного судна из морского порта производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с должностными лицами федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностными лицами таможенных органов. (В редакции федеральных законов от 30. 2003 № 86-ФЗ; от 22. 2004 № 122-ФЗ)

Статья 7. Военно-морские базы и пункты базирования военных кораблей

Должностным лицом военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей, регулирующим заход всех судов и военных кораблей Российской Федерации, иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в военно-морскую базу или пункт базирования военных кораблей и выход из военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей и отвечающим за безопасность мореплавания, является старший морской начальник, с которым согласовывают свои действия капитан морского порта, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в военно-морской базе или пункте базирования военных кораблей.

В случае, если в военно-морской базе или пункте базирования военных кораблей одновременно базируются военные корабли различных федеральных органов исполнительной власти, включая военные корабли федерального органа исполнительной власти по обороне, должностным лицом военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей является старший морской начальник федерального органа исполнительной власти по обороне.

В случае, если военно-морская база или пункт базирования военных кораблей имеет смежную с морским портом акваторию, порядок захода в морской порт и выхода из морского порта всех судов Российской Федерации, иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, устанавливается старшим морским начальником по согласованию с капитаном морского порта, должностным лицом пограничного органа федеральной службы безопасности и должностным лицом таможенного органа. (В редакции Федерального закона от 22. 2014 № 446-ФЗ)

Правила плавания и пребывания в военно-морских базах и пунктах базирования военных кораблей разрабатываются федеральным органом исполнительной власти по обороне, утверждаются Правительством Российской Федерации и публикуются в “Извещениях мореплавателям”. (В редакции Федерального закона от 22. 2004 № 122-ФЗ)

Перечень военно-морских баз и пунктов базирования военных кораблей утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Заход иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в морские порты

Иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях (далее – иностранные военные корабли и другие государственные суда), могут заходить в морские порты по предварительному разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до предполагаемого захода, если иной порядок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации.

Порядок захода иностранных военных кораблей и других государственных судов в морские порты, а также порядок их пребывания в морских портах регулируются правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации и публикуемыми в “Извещениях мореплавателям”.

В отношении иностранных военных кораблей и других государственных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их морские порты в отношении военных кораблей и других государственных судов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения.

Статья 9. Вынужденный заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты

Вынужденный заход иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты – заход, осуществляемый в силу следующих чрезвычайных обстоятельств:

аварии, стихийного бедствия или сильного шторма, угрожающего безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

доставки спасенных людей;

необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

Правом вынужденного захода в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты пользуются все иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда без какой бы то ни было дискриминации в соответствии с нормами международного права.

Капитан иностранного судна, командир иностранного военного корабля или другого государственного судна в случае вынужденного захода в территориальное море, во внутренние морские воды или в морской порт обязан немедленно сообщить об этом капитану ближайшего морского порта и в дальнейшем действовать согласно его указаниям либо указаниям командира военного корабля, капитана морского или речного судна или командира летательного аппарата Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи либо для выяснения обстоятельств вынужденного захода.

В сообщении о вынужденном заходе должны содержаться следующие сведения:

название иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

имя и фамилия капитана иностранного судна или командира иностранного военного корабля или другого государственного судна;

тип двигательной установки (ядерный или обычный);

причина вынужденного захода;

наличие на борту ядерных или других опасных или ядовитых по своей природе веществ или материалов;

потребность в помощи и ее характер;

предполагаемое время вынужденного захода, а также другие сведения.

Оценку причин вынужденного захода и технического состояния (при необходимости) иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна (без нарушения иммунитета иностранного военного корабля или другого государственного судна) осуществляет должностное лицо федерального органа исполнительной власти по безопасности самостоятельно или с привлечением специалистов морского порта, военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей, направляемых должностным лицом, указанным в статьях 5 и 7 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 30. 2003 № 86-ФЗ)

По прекращении действия обстоятельств, вызвавших вынужденный заход, иностранное судно, иностранный военный корабль или другое государственное судно обязаны покинуть морской порт, внутренние морс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.