DDOS-GUARD

Субъекты федерацииПравить

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Соотношение между административным и муниципальным устройствомПравить

В России применяется два вида территориального деления:

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

  • с точки зрения муниципального деления Москва делится на
  • административно Москва делится на:
    12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями);
  • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;
  • районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями);
  • в Ставропольском крае
    муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам;
  • муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;
  • районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам;
  • в Белгородской области выделяются
    административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования.
  • административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;
  • муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);
  • административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования.

Административно-территориальное устройствоПравить

Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается Уставами или Конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ и соответствующими реестрами. В целом при этом не существует единого образца системы объектов административно-территориального устройства, в отличие от муниципальных образований. В общем виде иерархия выглядит так.

Первый уровень административно-территориального устройства образуют регионы (субъекты) Российской Федерации — республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

Второй уровень образуют районы (в том числе муниципальные районы, осмысленные как объекты административно-территориального устройства), города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) и соответствующие данной категории — как правило, посёлки городского типа областного значения / подчинения и 1 посёлок городского типа в Краснодарском крае, закрытые административно-территориальные образования (за исключением ЗАТО Горный Забайкальского края), административные округа города федерального значения Москвы, внутригородские районы городов федерального значения Санкт-Петербурга и Севастополя, а также административно-территориальные единицы в составе ряда регионов, которые называются округами (административными округами, городскими округами, муниципальными округами).

Третий уровень образуют города районного значения (подчинения) и соответствующие данной категории (в том числе образованные городами составные единицы), города в составе / подчинении других административно-территориальных единиц (в том числе образованные городами составные единицы), посёлки городского типа (в том числе образованные посёлками составные единицы), сельские административно-территориальные (территориальные) единицы, городские и сельские поселения (муниципальные образованные, осмысленные как объекты административно-территориального устройства) и внутригородские районы / округа (в том числе внутригородские районы Москвы).

Четвёртый уровень образуют сельские населённые пункты, а также городские населённые пункты, не являющиеся административно-территориальными (территориальными) единицами второго и третьего уровня.

Округа как административно-территориальные единицы с особым статусом некоторых субъектов, образованные в 2000-х в процессе объединения регионов в результате преобразования автономных округов, располагаются на уровне, переходном от 1-го ко 2-му. На этот же уровень отнесены могут быть и автономные округа, находящиеся в подчинении других регионов.

На переходном от 2-го к 3-му уровне располагается Бежтинский участок в Цунтинском районе Дагестана.

На этот же либо на третий уровень отнесены могут быть города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы, но сохраняющие самостоятельный статус, а также три города ЗАТО Александровск.

В Тверской области города областного (и окружного) значения являются территориальными единицами третьего уровня в составе округов. В Республике Коми различаются города республиканского значения с подчинёнными им территориями (второй уровень) и города республиканского значения с прилегающими территориями (третий уровень).

Также в некоторых регионах наблюдается подчинение поселковых и сельских административно-территориальных (территориальных) единиц внутригородским районам (округам). На переходном уровне находятся либо внутригородские районы (от 2-го к 3-му), либо поселковые и сельские единицы (от 3-го к 4-му).

Административно-территориальное устройство республик, краёв, областей, автономной области, автономных округовПравить

Основными объектами административно-территориального устройства республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов Российской Федерации, которые образуют второй уровень (первый образуют субъекты), являются:

Районы образованы в составе всех субъектов Российской Федерации, за исключением Московской области (упразднены с 2019 года). В Ставропольском крае с 2016 года было определены как территориальные единицы, как административно-территориальные — муниципальные районы, которые к 2021 году были упразднены в связи с преобразованием в городские и муниципальные округа.

В следующих регионах районы как административно-территориальные единицы называются муниципальными районами:

В Башкортостане согласно Конституции выделяются районы и составные административно-территориальные единицы, приравненные по статусу к районам (состоящие из городов республиканского значения и собственно районов).

В Челябинской области со времён СССР выделяются так называемые города с территориальными районами, в современном состоянии не отличающиеся от районов. В прошлом города областного подчинения и подчинённые им районы.

Города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) существуют во всех регионах, за исключением Забайкальского края, и как правило, не входят в состав районов, но в некоторых регионах это допускается:

В некоторых регионах отсутствует официальное обозначение город республиканского / краевого / областного значения (подчинения):

В следующих регионах города краевого / областного значения не являются административно-территориальными единицами:

Помимо того, в некоторых регионах объектами административно-территориального устройства, образующими второй уровень, являются:

  • округа как административно-территориальные единицы с особым статусом, образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов, в свой состав включают несколько районов (Коми-Пермяцкий округ также 1 город краевого значения);
  • районы как административно-территориальные единицы с особым статусом (в составе Красноярского края), образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов;
  • национальные районы;
  • посёлки городского типа областного значения / подчинения либо соответствующие этой категории (в Калининградской, Кемеровской, Московской, Челябинской областях, также Сириус в Краснодарском крае);
  • сельские населённые пункты областного значения (в Саратовской области);
  • закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО, как правило, самостоятельный вид административно-территориальных единиц либо вид городов);
  • округа (в Тверской области, в том числе образованные ЗАТО, городами областного и окружного значения; другой вариант деления — ЗАТО, городские, муниципальные, в соответствии с муниципальными образованиями; в Красноярском крае, совпадают в границах с муниципальными округами);
  • административные округа Псковской области;
  • городские округа (в Воронежской, Ленинградской, Ростовской областях соответствуют городам областного значения / подчинения, в Новосибирской городам и посёлку городского типа областного значения, а в Амурской также ЗАТО и посёлкам городского типа областного подчинения; в Ставропольском крае);
  • муниципальные округа (в Амурской области и Ставропольском крае).

Республиканские городские округа Адыгеи определены как территории.

Деление районов и городовПравить

Районы и города, как правило, делятся на внутренние административно-территориальные (территориальные) единицы, которые образуют третий уровень подчинения.

Районы делятся на города районного значения, посёлки городского типа (либо соответствующие городам и / или посёлкам объекты административно-территориального устройства) и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.

Города республиканского / краевого / областного значения (подчинения) делятся на внутригородские районы или округа, также в подчинении городов могут находиться городские, поселковые и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.

В некоторых регионах, однако, это внутренне административно-территориальное устройство полностью упразднено.

Внутрирайонные образования упразднены в следующих регионах: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Крым, Татарстан, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Владимирская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Магаданская область, Саратовская область, Сахалинская область (исключение — Бошняковский сельский округ), Свердловская область, Смоленская область (но сельские населённые пункты в Реестре группируются в соответствии с отнесённостью к городским и сельским поселениям), Томская область, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. В этих же регионах отсутствуют административно-территориальные единицы в подчинении городов.

Внутрирайонные муниципальные образования не обозначены: Ингушетия, Мурманская область (Ёнский сельский территориальный округ в Реестр не внесён, Псковская область (административные поселения упомянуты, но Реестр отсутствует), Чувашия (сельские и городские поселения упомянуты, но Реестр отсутствует).

В следующих регионах сосуществуют районы с внутрирайонным делением и без него: Архангельская область, Красноярский край, а также регионы, в которые внутрирайонные единицы упраздняются при преобразовании муниципальных районов в городские / муниципальные округа: Алтайский край, Кировская область, Курганская область.

Регионы, в которых сохранены административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения): Алтайский край, Башкортостан, Вологодская область, Кемеровская область, Коми, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Самарская область, Якутия.

Варианты административно-территориальных (территориальных) единиц внутрирайонных и в подчинении (в составе) городов:

  • административные / подведомственные территории;
  • волости;
  • города районного значения (подчинения), районные города / города;
  • города республиканского значения (в Республике Коми города республиканского значения с прилегающими территориями в составе городов республиканского значения с подчинёнными им территориями);
  • города областного значения (в Тверской области);
  • муниципальные округа;
  • наслеги;
  • округа / административные округа / сельские, поселковые округа / сельские, поселковые, городские административные округа;
  • поселения / административные поселения / городские поселения / сельские поселения;
  • посёлки городского типа / посёлки / рабочие, дачные, курортные посёлки / поссоветы;
  • сельские, поселковые администрации;
  • сельсоветы;
  • сельские территории;
  • сомоны / сумоны;
  • сельские населённые пункты (непосредственно входящие в район или город, могут образовывать межселенную территорию).

В Дагестане выделяется Бежтинский участок Цунтинского района, объединяющий несколько сельсоветов и сёл.

Города делятся на

  • внутригородские районы: Астрахань, Барнаул, Братск, Брянск, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Калининград, Каменск-Уральский, Кемерово, Киров, Красноярск, Магнитогорск, Махачкала, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Норильск, Оренбург, Орск, Пенза, Пермь, Прокопьевск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Чита, Ярославль;
  • внутригородские округа: Архангельск, Белгород, Иркутск, Краснодар, Курск, Липецк, Назрань, Новосибирск, Омск, Оренбург, Тюмень.

Районы и округа исключены из ОКАТО в следующих городах: Воронеж, Калуга, Кострома, Мурманск, Симферополь, Якутск.

В Калмыкии оформлено как административно-территориальное образование с особым статусом Сити-Чесс, по факту это район (микрорайон) Элисты, отсутствует в ОКАТО.

В следующих регионах возможно подчинение административно-территориальных единиц и / или населённых пунктов в подчинении городов внутригородским районам (округам): Алтайский край, Башкортостан, Дагестан, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Самарская область, Свердловская область, Ульяновская область.

ИерархияПравить

Как правило, невозможно подчинение какого-либо объекта административно-территориального устройства другому объекту административно-территориального устройства того же уровня подчинения.

  • районы ряда регионов, объединённые в округа как административно-территориальные единицы с особым статусом (Коми-Пермяцкий округ также включает город краевого значения);
  • некоторые города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы;
  • административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения), находящиеся в подчинении внутригородских районов (округов).
Соответствующие муниципальные образованияПравить

Как правило, районам как объектам административно-территориального устройства соответствуют муниципальные районы, также, в качестве варианта, городские округа, а с 2019 года муниципальный округ. Одному району соответствует сельское поселение.

Городам республиканского / краевого / областного значения (подчинения) соответствуют, как правило, городские округа, либо городские поселения в составе муниципальных районов, муниципальные округа либо территории в составе муниципальных округов. Некоторым городам республиканского значения (подчинения) соответствуют муниципальные районы, в других регионах (краях и областей) это соответствие утрачено.

ЗАТО соответствуют городские округа.

Внутрирайонным административно-территориальным (территориальным) единицам соответствуют в муниципальных районах сельские и городские поселения, однако некоторым городским и поселковым единицам городские округа.

В трёх городах внутригородским районам соответствуют внутригородские районы как муниципальные образования.

В целом эта схема соответствий не является абсолютной, поскольку в некоторых регионах наблюдаются серьёзные расхождения (несоответствия) административно-территориального устройства и организации местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство городов федерального значенияПравить

Город федерального значения Москва делится с 1 июля 2012 года на 12 административных округов, в составе которых образованы 125 районов и 21 поселение. На уровне организации местного самоуправления районам соответствуют как внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) муниципальные округа, поселениям 19 поселений и 2 городских округа.

Санкт-Петербург делится на 18 районов, в границах которых образованы 111 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 81 муниципальный округ, 9 городов и 21 посёлок.

Севастополь делится на 4 района, в границах которых образованы 10 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 9 муниципальных округов и 1 город.

Численность административно-территориальных единиц на 1 января 2010 годаПравить

Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

С мая 2019 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 8 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, муниципальный округ. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Другие типы территориального деления и объединения субъектовПравить

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Экономические районыПравить

Экономические районы России

МакрорегионыПравить

  • Центральный
  • Центрально-Чернозёмный
  • Северо-Западный
  • Северный
  • Южный макрорегион
  • Северо-Кавказский
  • Волго-Камский
  • Волго-Уральский
  • Уральско-Сибирский
  • Южно-Сибирский
  • Ангаро-Енисейский
  • Дальневосточный

Военные округаПравить

  • Объединённое стратегическое командование «Север» — штаб в Североморске;
  • Западный военный округ — штаб в Санкт-Петербурге;
  • Южный военный округ — штаб в Ростове-на-Дону;
  • Центральный военный округ — штаб в Екатеринбурге;
  • Восточный военный округ — штаб в Хабаровске.

Федеральные округаПравить

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Часовые зоныПравить

Международная организация по стандартизации определила стандарт ISO 3166-2:RU для субъектов РФ. UN/LOCODE содержит записи о ряде российских городов.

GEOnet Names Server содержат официальные американские переводы на английский язык названий объектов со всего мира, включая Россию.

ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.

ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.

Федеральная информационная адресная система и Классификатор адресов Российской Федерации — являются ведомственными классификаторами ФНС России.

  • Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право России: Учебник. — М.: Юристъ, 2005. −384с. Глава 6. Территориальные основы
  • Территория и административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации на 1 января 2010 г.
  • Проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 августа 2018. Архивировано 27 августа 2018 года.
  • Россию делят на четырнадцать
  • Распоряжение от 13 февраля 2019 года № 207-р

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие Нормы распространяются на изыскания, проектирование,
строительство и эксплуатацию зданий
и сооружений на закарстованных территориях Республики Башкортостан, выполняемые в соответствии с лицензиями предприятиями,
институтами и организациями независимо от их юридического статуса, форм
собственности и принадлежности. Положения настоящего документа обязательны для
заказчиков любого ранга и органов управления и надзора за качеством
строительной продукции на всех этапах ее создания.

Применение настоящих Норм подразумевает соблюдение Кодекса о недрах
Республики Башкортостан и учет требований действующих строительных норм и
правил в области оснований, фундаментов, подземных и наземных конструкций.

ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ
ИЗЫСКАНИЯ

Инженерно-геологические изыскания на закарстованных территориях
выполняются в соответствии со СНиП 1. 07-87 в три
стадии:

для разработки предпроектной документации – технико-экономических
обоснований (ТЭО) и расчетов (ТЭР);

для разработки проектов;

для разработки рабочей документации.

ИЗЫСКАНИЯ
ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРЕДПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Изыскания должны обеспечивать получение материалов, необходимых и достаточных
для разработки предпроектной документации.

Инженерно-геологические изыскания обеспечивают получение
предварительного районирования территории по степени закарстованности.

На этой стадии осуществляются сбор и
систематизация фондовых материалов геолого-съемочных работ, материалов
инженерно-геологических изысканий прошлых лет, дешифрование аэрофотоснимков и
изучение крупномасштабной топоосновы.

По результатам камеральной обработки
собранных данных составляется отчет, в котором указываются:

наличие карстовых провалов, оседаний, воронок и других проявлений
карста на дневной поверхности;

условия залегания карстующихся пород и степень их закарстованности;

гидрогеологические условия развития карста;

границы участков различной степени закарстованности;

предварительная оценка развития карста и степени его опасности для
проектируемого объекта строительства.

Итогом камеральных работ является карта-схема степени
закарстованности территории в масштабе 1:25000 или 1:10000 с принципиальной оценкой
ее пригодности для строительства. В основу карты-схемы берется установленная
закономерность уменьшения среднегодового числа провалов и коэффициента
закарстованности по мере удаления от карстовых воронок, а также тесная связь
среднегодового числа провалов на 1 км2 и коэффициента
закарстованности.

При наличии значительного количества карстовых провалов (их число
должно быть не меньше 8) составляется карта районирования по категориям устойчивости
относительно карстовых провалов (по критериям, рекомендуемым ПНИИИСом) в
масштабе 1:25000 или 1:10000.

В случае недостаточности информации о закарстованности площадки
или необходимости размещения в сложных условиях особо ответственных сооружений
выполняются полевые работы, включающие маршрутные наблюдения с карстологическим
обследованием местности, буровые, геофизические и лабораторные работы. В этом
случае проводится районирование по категориям устойчивости относительно
карстовых провалов.

Специфика маршрутных наблюдений в карстовых районах заключается в
детальном описании всех карстопроявлений, разрывных нарушений, трещиноватости
пород, зон разгрузки и поглощения вод, их дебита и химсостава.

Маршрутные наблюдения выполняются с целью:

выявления провалов, оседаний, воронок и других проявлений карста на
земной поверхности;

выяснения условий залегания карстующихся пород и оценки степени их
закарстованности;

изучения и оценки основных условий развития карста (наличие растворимых
пород, их состав, степень водоносности, гидродинамика и растворяющая
способность вод);

установления ведущих признаков и факторов, влияющих на активность
карста (состав и мощность покровных отложений, их состояние);

изучения основных закономерностей пространственного размещения
карстопроявлений, выявления их относительного возраста и генезиса;

оценки техногенных факторов, влияющих на развитие карста.

Среднее число точек наблюдений на 1 км2 в маршрутах в
зависимости от требуемого масштаба изучения площадки – от 5 до 25 при масштабе
1:25000 и от 20 до 40 при масштабе 1:10000 в зависимости от категории сложности
территории (приложение 3.

Наибольшая детальность инженерно-геологических исследований
обеспечивается на типовых (репрезентативных) участках, данные по которым можно
экстраполировать на смежные площадки.

Горные выработки в количестве 4. 16 (на 1 км2 в
зависимости от категории сложности и масштаба изучения) намечаются по данным
маршрутных наблюдений в пределах основных геоморфологических элементов.

В скважинах выполняются опытно-фильтрационные работы: экспресс-наливы в
зону аэрации и кратковременные (1. 3 бригадо-смены) одиночные откачки из
всех вскрытых скважинами водоносных горизонтов с определением уровней
водоносных горизонтов и зон, фильтрационных характеристик пород зоны аэрации и
водовмещающих пород и химсостава подземных вод.

Геофизические исследования на данной стадии проводятся с целью
оценки глубины залегания карстующихся пород и их физического состояния, а также
выявления зон тектонических нарушений (пликативных, разрывных) и
переуглубленных палеодолин рек. Применяются электроразведка методом
вертикального электрозондирования (ВЭЗ), сейсморазведка методом первых
вступлений (МПВ) и гравиразведка по методике и технологии согласно требованиям РСН
66-87 и РСН 64-85.

Работы проводятся по отдельным профилям с расстоянием между ними до 100
м и шагом 200. 100 м в зависимости от типа карста. Исследования
рекомендуется начинать биолокационной съемкой по редкой сети с целью уточнения
шага наблюдений и направления профилей.

В условиях развития карбонатного карста в пределах Западно-Уральской и
Центрально-Уральской карстовых провинций (приложение 2. 1) целесообразно
выполнение магниторазведочных работ масштаба 1:10000 – 1:5000 по сети
500×50, 200×50 м с последующим изучением аномальных зон методами
электроразведки и гравиразведки.

Лабораторные работы проводятся для изучения
литолого-петрографического и химического составов пород, химического состава
подземных и поверхностных вод, определения физико-механических свойств пород и
возраста карстовых воронок и полостей.

По результатам изысканий составляется
технический отчет, в котором наряду со сведениями для обычных условий
отображаются особенности природных условий территории и данные, связанные с
наличием закарстованности, а именно:

поверхностные и глубинные формы проявления карста, в т. сведения о
размерах карстовых воронок, оседаний и провалов;

распространение и приуроченность карстопроявлений к определенным геоморфологическим
элементам или типам рельефа;

классы карста по составу карстующихся пород и подклассы по характеру
перекрывающих отложений;

сведения об имеющихся деформациях зданий и сооружений, связанных с
карстом и другими процессами;

степень закарстованности площадки и оценка ее пригодности для
строительства или предварительное районирование по категориям устойчивости
относительно карстовых провалов согласно приложению 3. 2 или интегральному
показателю закарстованности;

элементы прогноза развития карста (скорость карстовой денудации гипсов
и известняков).

На основе анализа и обобщения перечисленных выше сведений,
включающих ориентировочный прогноз развития карста, в отчете приводится
сравнительная характеристика вариантов размещения площадок.

К отчету прилагается карта-схема закарстованности площадки или (при
выполненных полевых работах) схематическая карта районирования территории по
категориям устойчивости относительно карстовых провалов или по интегральному
показателю в масштабе 1:25000 или 1:10000.

ИЗЫСКАНИЯ
ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ

Целью инженерно-геологических изысканий
на этой стадии является изучение условий и факторов развития карста и
установление критериев для районирования закарстованных территорий по категориям
устойчивости для строительства.

При изысканиях согласно СНиП 1. 07-87 выполняется
инженерно-геологическая съемка в масштабе 1:5000 или 1:2000, в состав которой в
карстовых районах включаются специальные исследования карстово-суффозионного
процесса и связанных с ним явлений.

В состав изысканий входят сбор, анализ и обобщение материалов
ранее выполненных изысканий (если они не проводились на предыдущем этапе
согласно пп. 4
и 3. 5),
маршрутные наблюдения, геофизические исследования и горно-буровые работы,
опытно-фильтрационные (гидрогеологические) работы, наблюдения за режимом
подземных вод, лабораторные исследования.

Количество точек наблюдений на 1 км2 в маршрутах
составляет от 20 до 75 при масштабе 1:2000 в зависимости от категории сложности
(СНиП 1. 07-87).

Геофизические исследования на данной стадии предназначены для
оценки большей части признаков, характеризующих развитие карста (приложение 3. Они должны быть опережающими, но базироваться на данных изыскательских работ
предпроектной стадии, что позволит выбрать рациональный комплекс геофизических
методов и методику работ.

Для изучения карста возможно применение следующих видов
геофизических методов:

электроразведка различных модификаций;

гравиразведка различного масштаба;

сейсморазведка наземная и скважинная;

комплекс каротажных работ;

магниторазведка высокой точности;

биолокационная съемка.

Применение каждого из данных методов должно быть обосновано в проекте исходя
как из физических свойств горных пород, так и из опыта их использования на
сопредельных площадях.

Основными электроразведочными методами являются вертикальное
электрическое зондирование (ВЭЗ), электропрофилирование (ЭП) и метод заряда
(МЗ).

Сейсморазведка выполняется в двух вариантах: наземном – метод
преломленных волн (МПВ) и скважинном – вертикальное сейсмическое профилирование
(ВСП).

В случае необходимости установления связи между скважинами, вскрывшими
карстовые полости, проводится межскважинное сейсмическое просвечивание
(сейсмотомография) по специальной методике.

Каротажные работы проводятся во всех
скважинах в соответствии с РСН
75-90. При
этом применяется комплекс методов в составе:

электрокаротажа (КС и ПС);

термометрии (ТМ).

Остальные методы геофизики и биолокации используются по мере
необходимости.

Горно-буровые работы проводятся с целью изучения геологического
разреза, состояния пород, выявления карстовых нарушений, определения
гидрогеологических параметров водоносных и водопоглощающих горизонтов, оценки
агрессивности подземных вод, получения параметрических данных и проверки
результатов наземных геофизических исследований, проведения (по специальному
заданию) стационарных наблюдений за режимом подземных вод и изменением
физико-механических свойств грунтов, отбора образцов, монолитов и проб воды на
различные виды исследований.

Проходка буровых скважин выполняется в первую очередь на ключевых
участках площадок, на которых кроме бурения проводятся геофизические,
гидрогеологические, лабораторные работы для построения опорных геологических
разрезов, определения общей характеристики инженерно-геологических условий
участка и получения параметрических данных для интерпретации результатов
геофизических работ. Местоположение остальных скважин корректируется по
результатам площадных геофизических работ.

Объем бурения определяется размером
площадки изысканий по экспериментальным данным, полученным на основании опыта
многолетних исследований: на минимальной площади в 4 га 2 скважины (одна
параметрическая, другая – для проверки геофизических данных), в 8 га – 3 (плюс
одна для проверки или проведения специальных исследований, в т. гидрогеологических), в 16 га – 6 и 100 га – 12 скважин. Это количество скважин
при необходимости может дополняться скважинами разведочного характера, проходка
которых осуществляется скоростными станками типа комплекса гидроподачи керна
(КГК-100, КГК-300) для решения узких целевых задач (уточнение глубины залегания
кровли карстующихся пород, размеров карстовых полостей, мощности водоупорного
экрана и др.

Глубина буровых скважин зависит от глубины залегания карстующихся
пород в мощности закарстованной зоны; при этом скважины должны вскрывать всю
закарстованную зону с заглублением в монолитные, неизмененные породы не менее 5
м.

В районах с активной хозяйственной деятельностью человека (эксплуатация
карстовых вод, разработка месторождений и т. ) глубинность исследований
(скважинами и геофизическими методами) определяется глубиной техногенного
влияния на геолого-гидрогеологические условия.

Проходка скважин осуществляется укороченными до 0,5 – 1,0 м
рейсами с конечным диаметром не менее 91 мм и должна обеспечивать не менее 80 %
выхода керна.

После проходки скважин вплоть до окончания каротажных работ
должна обеспечиваться устойчивость их стенок. После окончания работ все
скважины ликвидируются путем тампонажа глинистых интервалов глиной, а
интервалов скальных и полускальных пород песчано-цементным раствором; вокруг
скважин необходимо восстановить естественные условия.

Горные выработки (расчистки, канавы, шурфы и дудки) проходятся с
целью выяснения условий залегания карстующихся пород, перекрывающих отложений и
состояния в массиве (выветрелость, кавернозность), а также для определения
состава и мощности отложений, отбора проб пород на лабораторные исследования со
дна карстовых воронок или пещер.

Опытно-фильтрационные
(гидрогеологические) работы выполняются с целью:

получения исходных данных для расчета коэффициента фильтрации,
уровнепроводности, пьезопроводности, водоотдачи закарстованных пород и
покрывающих их отложений (дебита, понижения, скорости восстановления уровня
после возмущения);

оценки взаимосвязи между водоносными горизонтами и гидравлической связи
с ближайшими поверхностными водотоками и водоемами;

определения направления и скорости движения карстовых вод;

определения химического состава и агрессивности подземных вод.

Основными видами опытно-фильтрационных работ являются кустовая откачка
и откачка из одиночной скважины, а для оценки удельного поглощения –
поинтервальные наливы.

Допускается проведение экспресс-откачек и экспресс-наливов для
предварительной оценки фильтрационных свойств покрывающих и карстующихся пород.

Наблюдения за режимом уровней, температуры и химического состава
карстовых и подземных вод в покрывающих отложениях проводятся на сравнительно
больших по размеру площадках (с количеством наблюдательных скважин не менее 3). Наблюдательные скважины должны располагаться на участках с различной
интенсивностью карстово-суффозионных процессов (древние погребенные и
современные речные долины, коренной склон, террасы и т. Результаты
наблюдений за колебаниями уровней и изменением химического состава, подземных
вод используются для построения комплекса различных карт (гироизогипс,
пьезоизогипс, гидрохимической и др.

Для прогноза карстового процесса определяются направление и
скорость движения карстовых вод геофизическими методами (метод заряда и резистивиметрия,
которые позволяют проводить опыт в одной скважине). Методика и технология работ
изложены в РСН 64-85.

Лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов в
карстовых районах включают более широкий комплекс работ, чем в обычных
условиях. Исследованию подвергаются как карстующиеся, так и перекрывающие их
отложения.

В ряде случаев проводятся минералого-петрографические
исследования и изучение химического состава горных пород с целью оценки
способности горных пород к карстованию, а также уточнения
литолого-петрографического состава пород для инженерно-геологического
расчленения разреза.

Для изучения химического состава отбираются пробы пород на сокращенный
химический анализ и водно-солевые вытяжки. Кроме того, могут использоваться
термографический, рентгенофазовый, рентгеноструктурный,
электронно-микроскопический и другие виды минералогического и химического
анализов пород.

Химический анализ подземных и поверхностных вод проводится в
основном для оценки степени их минерализации и агрессивности к карстующимся
породам.

Для глинистых, песчаных и крупнообломочных пород выполняются
общепринятые лабораторные исследования физико-механических свойств, результаты
которых используются при оценке гидрогеологических условий развития карста
(пористости, коэффициента фильтрации), роли суффозии и размыва в образовании
провалов. Для оценки способности к карстованию скальных и полускальных пород
определяется их плотность, объемный коэффициент закарстованности.

Для определения возраста карстовых воронок и полостей применяются
спорово-пыльцевой анализ, археологический и радийуглеродный методы определения
возраста заполняющих их отложений.

В случае необходимости выполняются инженерно-геодезические работы
для установления скорости развития карстовых форм и для наблюдения за
деформациями естественного основания.

По результатам изысканий выполняется районирование территории по
классам карста и категориям устойчивости относительно карстовых провалов.

При районировании территории по классам карста выделяются классы
согласно п.

Районирование площадки по категориям устойчивости выполняется на
основе выявленных признаков и критериев закарстованности (п. 2 и
приложение 3.

Среднеарифметические значения диаметров карстовых провалов для
сульфатного карста центральной части республики приведены в табл.

Для прогноза изменения карстовой обстановки определяются величина
расхода потока карстовых вод через элементарный участок, величина дефицита
насыщения и рассчитывается скорость карстовой денудации по методике, изложенной
в п. 20 приложения 3.

Средние значения диаметров карстовых провалов для сульфатного карста в
различных гидродинамических условиях центральной части РБ

Гидродинамические условия развития карста
Среднеарифметические значения
диаметров карстовых провалов и среднеквадратические отклонения, м

Присклоновые
6,1 ± 0,9

Склоновые
2,8 ± 0,4

Долинные
6,0 ± 0,5

Тылового шва
14,0 ± 1,0

Водораздельные
5,3 ± 0,6

По результатам изысканий оформляется
технический отчет в составе, предусмотренном СНиП 1. 07-87, с учетом
требований, изложенных в п. 14 настоящих Норм, и в соответствии с пп. 17, 3. Кроме того, отчет об изысканиях
должен содержать сведения:

о подземных проявлениях карста;

об условиях залегания и составе карстующихся пород;

о режиме подземных вод и основных гидрогеологических параметрах
водоносного горизонта;

о возможности обрушения или суффозионного выноса перекрывающих пород в
закарстованную зону;

о средних и максимальных значениях диаметров карстовых провалов и
оседаний;

об опыте эксплуатации существующих зданий и сооружений, характере и
причинах их деформаций;

прогноз изменения карстовой обстановки с учетом воздействия техногенных
факторов.

К отчету следует прилагать:

карту фактического материала;

каталог поверхностных карстопроявлений с расчетом коэффициента
закарстованности;

инженерно-геологические и геолого-геофизические разрезы;

карту районирования по категориям устойчивости;

вспомогательные карты (геофизические, структурно-тектонические и др

таблицы и графики геофизических, гидрогеологических и лабораторных
данных;

колонки скважин с результатами каротажа, гидрогеологическими расчетами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.