DDOS-GUARD

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской
Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной
деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения
ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения
жизнедеятельности населения.

Закрыть выпадающее окно

  • Моногорода, с которыми
    Фонд
    заключил генеральное соглашение
  • Моногорода, с которыми
    заключены соглашения о софинансировании затрат субъектов РФ
  • Моногорода, в которых
    заключены соглашения о соинвестировании инвестиционных проектов
    (предполагается,
    что инфраструктура уже софинансируется).

Принят Федеральный закон от 03. 2011 № 392-ФЗ о зонах территориального развития (далее – ЗТР), который регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением существования ЗТР, а также определяет направления мер государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности в указанных зонах.

ЗТР – это часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам ЗТР предоставляются меры государственной поддержки.

Перечень субъектов РФ, на территории которых допускается создание ЗТР, утверждается Правительством РФ. Показатели, соблюдение которых обеспечивает попадание субъекта РФ в перечень избранных, приведены в п. 2 ст. 4 нового закона. Предельные значения этих показателей, а также методику их расчета утвердит Правительство РФ. При этом по решению или поручению Президента РФ в указанный перечень могут быть включены также субъекты РФ, не соответствующие установленным критериям.

ЗТР могут быть образованы на территории одного или нескольких муниципальных образований, но в пределах одного субъекта РФ.

Решение о создании конкретного ЗТР принимается Правительством РФ. Срок существования ЗТР – 12 лет.

Статьей 11 закона регулируется порядок «попадания» в резиденты ЗТР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственная поддержка резидентов ЗТР будет осуществляться в виде:

– бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ;

– создания государственных объектов капитального строительства в области энергетики и транспорта, необходимых для осуществления резидентами экономической деятельности;

– предоставления в аренду государственных и муниципальных земельных участков;

– налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита;

– государственных гарантий РФ по кредитам;

– субсидий и др.

Соответствующие изменения внесены в часть первую НК РФ (в статьи 66, 67, 68). Резидентам ЗТР инвестиционный налоговый кредит будет предоставляться на срок до 10 лет. При этом на сумму задолженности проценты начисляться не будут.

Закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. Изменения, внесенные НК РФ, вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования. На портале www. pravo. gov. ru документ опубликован 05. 2011г.

Территории опережающего развития оказались эффективнее особых экономических зон – за четыре года своего существования они привлекли на 12 млрд руб. больше, чем ОЭЗы за свою четырнадцатилетнюю историю, пишут «Известия» со ссылкой на статистику Минвостокразвития и Минэкономразвития.

В России 26 особых экономических зон четырёх типов: технико-внедренческий, промышленно-производственный, портовый и туристско-рекреационный. По данным МЭР с 2005 по 2019 г. ОЭЗы привлекли 369,4 млрд руб. инвестиций. 707 российских и зарубежных резидентов создали 36,8 тыс. рабочих мест.

Территории опережающего развития были созданы в 2015 г. на Дальнем Востоке. В 2016 г. такие площадки стали запускать и в моногородах других округов страны. В общей сложности в России 106 ТОРов, в них работают 775 резидентов, которые уже привлекли 375,4 млрд руб. инвестиций, при этом создав 35,3 тыс. рабочих мест.

В Минэкономразвития пояснили, что принципиального отличия между инструментами развития территорий нет. В каждой из них установлен отдельный режим налоговых, таможенных и страховых преференций, а также льгот для ведения бизнеса, обеспечения ускоренного роста региона и создания условий для местного населения. ОЭЗ больше нацелена на поддержку технологичных производств, ТОР в моногородах – на выравнивание социально-экономического развития населенных пунктов, ТОР на Дальнем Востоке – на привлечение инвестиций в регион.

Налоговые льготы и преференции в особых экономических зонах разнятся в зависимости от их типа, но в большинстве из них действуют пониженные ставки страховых взносов в размере 28% (вместо 30%), налог на прибыль составляет 13,5% (вместо 20%). Также резиденты освобождены от уплаты налога на имущество и земельного сбора. Регионы вправе устанавливать для них послабления по транспортному налогу.

Резиденты ТОРов в первые пять лет не платят налогов на прибыль и имущество. По истечении этого срока ставки составляют не более 12 и 2,2% соответственно. Страховые взносы – 7,6%.

По данным сайта РосОЭЗ, сейчас резидентами зон числятся такие крупные компании, как Boeing, Ford, Yokohama, Tatneft, Sibur, Daimler и др. Среди резидентов ТОРов – менее известные организации, специализирующиеся на производстве пищевых продуктов, пластмассы, металлических изделий, металлургическом производстве и т.

При этом ОЭЗы ранее неоднократно подвергались критике со стороны Счётной палаты. В контрольном органе отмечали, что они так и не стали действенным механизмом поддержки экономики: рабочих мест создавалось мало, а расходы на управление зонами росли. В Минэкономразвития ранее также признавали, что ряд зон работают неэффективно. В результате в 2017 г. по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева досрочно была прекращена работа порядка 10 ОЭЗов. Большая часть из них были туристического и портового типов.

В реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях:

1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);

2) описание местоположения границ таких зон и территорий;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений;

5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;

6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);

7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.

В реестр границ вносятся следующие сведения об административно-территориальном делении:

1) описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации;

2) реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации;

3) описание местоположения границ муниципальных образований;

4) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований;

5) описание местоположения границ населенных пунктов;

6) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.

В реестр границ вносятся следующие сведения о прохождении Государственной границы Российской Федерации:

1) описание прохождения Государственной границы Российской Федерации;

2) реквизиты международных договоров Российской Федерации, федеральных законов, в соответствии с которыми установлено или изменено прохождение Государственной границы Российской Федерации;

3) реквизиты документов об изменении, уточнении прохождения Государственной границы Российской Федерации на местности, которые произведены при проверке прохождения Государственной границы Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации.

В реестр границ вносятся следующие сведения об утвержденном проекте межевания территории:

1) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории (дата принятия решения, номер решения);

2) описание местоположения границ земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В реестр границ вносятся следующие сведения о береговых линиях (границах водных объектов):

1) тип (в соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации) и наименование (при наличии) поверхностного водного объекта;

2) описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Зоны территориального развития

В соответствии с этим законом зона территориального развития — это часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки (ст. 2 Закона о зонах территориального развития).

Для того чтобы создать такую зону, необходимо несколько условий:

  • 2) указание в стратегии социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ на долгосрочную перспективу ряда положений: а) о создании зоны территориального развития; б) о муниципальных образованиях, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития; в) меры государственной поддержки (в том числе налоговые льготы в соответствии с законодательством о налогах и сборах), которые субъект РФ планирует предоставлять резидентам зоны территориального развития; г) объекты инженерной, транспортной и иных инфраструктур, строительство которых планируется осуществить в зоне территориального развития; д) значения целевых показателей социально-экономического развития, которые предполагается достичь к окончанию срока функционирования зоны территориального развития.
  • 3) наличие документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования территорий, на которых предполагается создание такой зоны.

Решение о создании зоны территориального развития принимается Правительством РФ и оформляется соответствующим постановлением (ст. 8 Закона о зонах территориального развития). После принятия решения о создании зоны территориального развития заключается соглашение о функционировании зоны между Правительством РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием. В этом соглашении необходимо отразить: этапы функционирования зоны территориального развития, показатели оценки эффективности функционирования зоны на каждом этапе ее функционирования, значения этих показателей по окончании данных этапов, меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам и т.

Зона территориального развития создается на срок 12 лет и ее функционирование осуществляется поэтапно. Продолжительность каждого этапа функционирования устанавливается соглашением.

В то же время, несмотря на выявленные различия, представляется целесообразным рассматривать эти зоны в качестве однородных явлений, поскольку они по сути представляют собой территорию с определенным правовым режимом осуществления инвестиционной деятельности. Кроме того, цель создания этих зон — привлечение инвестиций в определенные сферы экономической деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 130 в Новоуральском городском округе создана территория опережающего социально-экономического развития “Новоуральск”. Основные виды деятельности потенциальных резидентов ТОР «Новоуральск»: растениеводство и животноводство, производство пищевых продуктов, текстильных изделий, химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, прочей неметаллической минеральной продукции, электрического оборудования, мебели, обработка древесины, ремонт и монтаж машин и оборудования, обработка вторичного сырья, деятельность по складированию и хранению. ТОР создана на 5 промышленных площадок общей площадью 654,24 га:
промышленные площадки 1–4 акционерного общества «Уральский электрохимический комбинат» (188,99 га);
площадка «Индустриальный парк» (256,46 га);
площадка общества с ограниченной ответственностью «Атоммашкомпекс УЭХК» (13,90 га);
площадка биомедицинского кластера «Новоуральский» (14,89 га);
площадка «Агропромышленный парк» (180 га). Минимальный объем капитальных вложений, осуществляемых в рамках инвестиционных проектов, на ТОР − не менее 15 млн. рублей в течение трех лет после включения юридического лица в реестр резидентов. На ТОР «Новоуральск» применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны на площадках 1–4 АО УЭКХ, индустриального парка «Новоуральский», «Биомедицинского кластера». Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности для резидентов ТОР предусматривает:
1) особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОР;
2) установление резидентам ТОР льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды и расположенными на ТОР;
3) особенности налогообложения резидентов ТОР, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
По налогу на прибыль:в федеральный бюджет:
• 0 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;в бюджет Свердловской области:
• 5 процентов в течение пяти налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором была получена первая прибыль;
• 10 процентов – в течение следующих пяти налоговых периодов;Понижающий коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого:
• 0 – в течение первых двадцати четырех налоговых периодов;
• 0,2 – с двадцать пятого по сорок восьмой включительно налоговый период;
• 0,4 – с сорок девятого по семьдесят второй включительно налоговый период;
• 0,6 – с семьдесят третьего по девяносто шестой включительно налоговый период;
• 0,8 – с девяносто седьмого по сто двадцатый включительно налоговый период;
• 1 – в последующие налоговые периоды. Пониженные отчисления во внебюджетные фонды:
• Пенсионный фонд Российской Федерации – 6 %;
• Фонд социального страхования Российской Федерации – 1,5 %;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,1 %. По налогу на имущество: освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение пяти последовательных налоговых периодов считая с месяца, в котором недвижимое имущество, в отношении которого предоставляется налоговая льгота, поставлено на баланс в качестве объекта основных средств. По земельному налогу: освобождение от уплаты земельного налога. 4) особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
5) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры ТОР;
6) предоставление государственных услуг;
7) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
8) иные предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» и другими федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

Субъекты федерацииПравить

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Соотношение между административным и муниципальным устройствомПравить

В России применяется два вида территориального деления:

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

  • с точки зрения муниципального деления Москва делится на
  • административно Москва делится на:
    12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями);
  • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;
  • районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями);
  • в Ставропольском крае
    муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам;
  • муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;
  • районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам;
  • в Белгородской области выделяются
    административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования.
  • административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;
  • муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);
  • административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования.

Административно-территориальное устройствоПравить

Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается Уставами или Конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ и соответствующими реестрами. В целом при этом не существует единого образца системы объектов административно-территориального устройства, в отличие от муниципальных образований. В общем виде иерархия выглядит так.

Первый уровень административно-территориального устройства образуют регионы (субъекты) Российской Федерации — республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

Второй уровень образуют районы (в том числе муниципальные районы, осмысленные как объекты административно-территориального устройства), города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) и соответствующие данной категории — как правило, посёлки городского типа областного значения / подчинения и 1 посёлок городского типа в Краснодарском крае, закрытые административно-территориальные образования (за исключением ЗАТО Горный Забайкальского края), административные округа города федерального значения Москвы, внутригородские районы городов федерального значения Санкт-Петербурга и Севастополя, а также административно-территориальные единицы в составе ряда регионов, которые называются округами (административными округами, городскими округами, муниципальными округами).

Третий уровень образуют города районного значения (подчинения) и соответствующие данной категории (в том числе образованные городами составные единицы), города в составе / подчинении других административно-территориальных единиц (в том числе образованные городами составные единицы), посёлки городского типа (в том числе образованные посёлками составные единицы), сельские административно-территориальные (территориальные) единицы, городские и сельские поселения (муниципальные образованные, осмысленные как объекты административно-территориального устройства) и внутригородские районы / округа (в том числе внутригородские районы Москвы).

Четвёртый уровень образуют сельские населённые пункты, а также городские населённые пункты, не являющиеся административно-территориальными (территориальными) единицами второго и третьего уровня.

Округа как административно-территориальные единицы с особым статусом некоторых субъектов, образованные в 2000-х в процессе объединения регионов в результате преобразования автономных округов, располагаются на уровне, переходном от 1-го ко 2-му. На этот же уровень отнесены могут быть и автономные округа, находящиеся в подчинении других регионов.

На переходном от 2-го к 3-му уровне располагается Бежтинский участок в Цунтинском районе Дагестана.

На этот же либо на третий уровень отнесены могут быть города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы, но сохраняющие самостоятельный статус, а также три города ЗАТО Александровск.

В Тверской области города областного (и окружного) значения являются территориальными единицами третьего уровня в составе округов. В Республике Коми различаются города республиканского значения с подчинёнными им территориями (второй уровень) и города республиканского значения с прилегающими территориями (третий уровень).

Также в некоторых регионах наблюдается подчинение поселковых и сельских административно-территориальных (территориальных) единиц внутригородским районам (округам). На переходном уровне находятся либо внутригородские районы (от 2-го к 3-му), либо поселковые и сельские единицы (от 3-го к 4-му).

Административно-территориальное устройство республик, краёв, областей, автономной области, автономных округовПравить

Основными объектами административно-территориального устройства республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов Российской Федерации, которые образуют второй уровень (первый образуют субъекты), являются:

Районы образованы в составе всех субъектов Российской Федерации, за исключением Московской области (упразднены с 2019 года). В Ставропольском крае с 2016 года было определены как территориальные единицы, как административно-территориальные — муниципальные районы, которые к 2021 году были упразднены в связи с преобразованием в городские и муниципальные округа.

В следующих регионах районы как административно-территориальные единицы называются муниципальными районами:

В Башкортостане согласно Конституции выделяются районы и составные административно-территориальные единицы, приравненные по статусу к районам (состоящие из городов республиканского значения и собственно районов).

В Челябинской области со времён СССР выделяются так называемые города с территориальными районами, в современном состоянии не отличающиеся от районов. В прошлом города областного подчинения и подчинённые им районы.

Города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) существуют во всех регионах, за исключением Забайкальского края, и как правило, не входят в состав районов, но в некоторых регионах это допускается:

В некоторых регионах отсутствует официальное обозначение город республиканского / краевого / областного значения (подчинения):

В следующих регионах города краевого / областного значения не являются административно-территориальными единицами:

Помимо того, в некоторых регионах объектами административно-территориального устройства, образующими второй уровень, являются:

  • округа как административно-территориальные единицы с особым статусом, образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов, в свой состав включают несколько районов (Коми-Пермяцкий округ также 1 город краевого значения);
  • районы как административно-территориальные единицы с особым статусом (в составе Красноярского края), образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов;
  • национальные районы;
  • посёлки городского типа областного значения / подчинения либо соответствующие этой категории (в Калининградской, Кемеровской, Московской, Челябинской областях, также Сириус в Краснодарском крае);
  • сельские населённые пункты областного значения (в Саратовской области);
  • закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО, как правило, самостоятельный вид административно-территориальных единиц либо вид городов);
  • округа (в Тверской области, в том числе образованные ЗАТО, городами областного и окружного значения; другой вариант деления — ЗАТО, городские, муниципальные, в соответствии с муниципальными образованиями; в Красноярском крае, совпадают в границах с муниципальными округами);
  • административные округа Псковской области;
  • городские округа (в Воронежской, Ленинградской, Ростовской областях соответствуют городам областного значения / подчинения, в Новосибирской городам и посёлку городского типа областного значения, а в Амурской также ЗАТО и посёлкам городского типа областного подчинения; в Ставропольском крае);
  • муниципальные округа (в Амурской области и Ставропольском крае).

Республиканские городские округа Адыгеи определены как территории.

Деление районов и городовПравить

Районы и города, как правило, делятся на внутренние административно-территориальные (территориальные) единицы, которые образуют третий уровень подчинения.

Районы делятся на города районного значения, посёлки городского типа (либо соответствующие городам и / или посёлкам объекты административно-территориального устройства) и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.

Города республиканского / краевого / областного значения (подчинения) делятся на внутригородские районы или округа, также в подчинении городов могут находиться городские, поселковые и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.

В некоторых регионах, однако, это внутренне административно-территориальное устройство полностью упразднено.

Внутрирайонные образования упразднены в следующих регионах: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Крым, Татарстан, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Владимирская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Магаданская область, Саратовская область, Сахалинская область (исключение — Бошняковский сельский округ), Свердловская область, Смоленская область (но сельские населённые пункты в Реестре группируются в соответствии с отнесённостью к городским и сельским поселениям), Томская область, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. В этих же регионах отсутствуют административно-территориальные единицы в подчинении городов.

Внутрирайонные муниципальные образования не обозначены: Ингушетия, Мурманская область (Ёнский сельский территориальный округ в Реестр не внесён, Псковская область (административные поселения упомянуты, но Реестр отсутствует), Чувашия (сельские и городские поселения упомянуты, но Реестр отсутствует).

В следующих регионах сосуществуют районы с внутрирайонным делением и без него: Архангельская область, Красноярский край, а также регионы, в которые внутрирайонные единицы упраздняются при преобразовании муниципальных районов в городские / муниципальные округа: Алтайский край, Кировская область, Курганская область.

Регионы, в которых сохранены административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения): Алтайский край, Башкортостан, Вологодская область, Кемеровская область, Коми, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Самарская область, Якутия.

Варианты административно-территориальных (территориальных) единиц внутрирайонных и в подчинении (в составе) городов:

  • административные / подведомственные территории;
  • волости;
  • города районного значения (подчинения), районные города / города;
  • города республиканского значения (в Республике Коми города республиканского значения с прилегающими территориями в составе городов республиканского значения с подчинёнными им территориями);
  • города областного значения (в Тверской области);
  • муниципальные округа;
  • наслеги;
  • округа / административные округа / сельские, поселковые округа / сельские, поселковые, городские административные округа;
  • поселения / административные поселения / городские поселения / сельские поселения;
  • посёлки городского типа / посёлки / рабочие, дачные, курортные посёлки / поссоветы;
  • сельские, поселковые администрации;
  • сельсоветы;
  • сельские территории;
  • сомоны / сумоны;
  • сельские населённые пункты (непосредственно входящие в район или город, могут образовывать межселенную территорию).

В Дагестане выделяется Бежтинский участок Цунтинского района, объединяющий несколько сельсоветов и сёл.

Города делятся на

  • внутригородские районы: Астрахань, Барнаул, Братск, Брянск, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Калининград, Каменск-Уральский, Кемерово, Киров, Красноярск, Магнитогорск, Махачкала, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Норильск, Оренбург, Орск, Пенза, Пермь, Прокопьевск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Чита, Ярославль;
  • внутригородские округа: Архангельск, Белгород, Иркутск, Краснодар, Курск, Липецк, Назрань, Новосибирск, Омск, Оренбург, Тюмень.

Районы и округа исключены из ОКАТО в следующих городах: Воронеж, Калуга, Кострома, Мурманск, Симферополь, Якутск.

В Калмыкии оформлено как административно-территориальное образование с особым статусом Сити-Чесс, по факту это район (микрорайон) Элисты, отсутствует в ОКАТО.

В следующих регионах возможно подчинение административно-территориальных единиц и / или населённых пунктов в подчинении городов внутригородским районам (округам): Алтайский край, Башкортостан, Дагестан, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Самарская область, Свердловская область, Ульяновская область.

ИерархияПравить

Как правило, невозможно подчинение какого-либо объекта административно-территориального устройства другому объекту административно-территориального устройства того же уровня подчинения.

  • районы ряда регионов, объединённые в округа как административно-территориальные единицы с особым статусом (Коми-Пермяцкий округ также включает город краевого значения);
  • некоторые города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы;
  • административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения), находящиеся в подчинении внутригородских районов (округов).
Соответствующие муниципальные образованияПравить

Как правило, районам как объектам административно-территориального устройства соответствуют муниципальные районы, также, в качестве варианта, городские округа, а с 2019 года муниципальный округ. Одному району соответствует сельское поселение.

Городам республиканского / краевого / областного значения (подчинения) соответствуют, как правило, городские округа, либо городские поселения в составе муниципальных районов, муниципальные округа либо территории в составе муниципальных округов. Некоторым городам республиканского значения (подчинения) соответствуют муниципальные районы, в других регионах (краях и областей) это соответствие утрачено.

ЗАТО соответствуют городские округа.

Внутрирайонным административно-территориальным (территориальным) единицам соответствуют в муниципальных районах сельские и городские поселения, однако некоторым городским и поселковым единицам городские округа.

В трёх городах внутригородским районам соответствуют внутригородские районы как муниципальные образования.

В целом эта схема соответствий не является абсолютной, поскольку в некоторых регионах наблюдаются серьёзные расхождения (несоответствия) административно-территориального устройства и организации местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство городов федерального значенияПравить

Город федерального значения Москва делится с 1 июля 2012 года на 12 административных округов, в составе которых образованы 125 районов и 21 поселение. На уровне организации местного самоуправления районам соответствуют как внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) муниципальные округа, поселениям 19 поселений и 2 городских округа.

Санкт-Петербург делится на 18 районов, в границах которых образованы 111 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 81 муниципальный округ, 9 городов и 21 посёлок.

Севастополь делится на 4 района, в границах которых образованы 10 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 9 муниципальных округов и 1 город.

Численность административно-территориальных единиц на 1 января 2010 годаПравить

Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

С мая 2019 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 8 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, муниципальный округ. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Другие типы территориального деления и объединения субъектовПравить

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Экономические районыПравить

Экономические районы России

МакрорегионыПравить

  • Центральный
  • Центрально-Чернозёмный
  • Северо-Западный
  • Северный
  • Южный макрорегион
  • Северо-Кавказский
  • Волго-Камский
  • Волго-Уральский
  • Уральско-Сибирский
  • Южно-Сибирский
  • Ангаро-Енисейский
  • Дальневосточный

Военные округаПравить

  • Объединённое стратегическое командование «Север» — штаб в Североморске;
  • Западный военный округ — штаб в Санкт-Петербурге;
  • Южный военный округ — штаб в Ростове-на-Дону;
  • Центральный военный округ — штаб в Екатеринбурге;
  • Восточный военный округ — штаб в Хабаровске.

Федеральные округаПравить

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Часовые зоныПравить

Международная организация по стандартизации определила стандарт ISO 3166-2:RU для субъектов РФ. UN/LOCODE содержит записи о ряде российских городов.

GEOnet Names Server содержат официальные американские переводы на английский язык названий объектов со всего мира, включая Россию.

ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.

ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.

Федеральная информационная адресная система и Классификатор адресов Российской Федерации — являются ведомственными классификаторами ФНС России.

  • Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право России: Учебник. — М.: Юристъ, 2005. −384с. Глава 6. Территориальные основы
  • Территория и административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации на 1 января 2010 г.
  • Проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 августа 2018. Архивировано 27 августа 2018 года.
  • Россию делят на четырнадцать
  • Распоряжение от 13 февраля 2019 года № 207-р

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-

Всего создано 23 ТОР Трутнева и при поддержке Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики

Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.