Ответственность органов по сертификации
В задачи органа по сертификации входит выдача обязательных сертификатов, а также регистрация деклараций о соответствии различных групп продукции. Получение документов заявителем осуществляется только после проверки специалистами органов:
- правильности всех материалов на продукцию, заявителя, с указанием регистрационных и учредительных документов;
- степени соблюдения установленных требований в технических регламентах, стандартах и прочей нормативно-технической документации;
- правильности кодов ОКПД2/ТН ВЭД ЕАЭС продукции;
- достоверности результатов испытаний и исследований продукции;
- достоверности результатов анализа состояния производства;
- прочих документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции требованиям безопасности.
Объект проверки зависит от применяемой схемы сертификации или декларирования. При этом в любом случае сертификат не может быть выдан, а декларация не может быть зарегистрирована органом по сертификации без обоснованных доказательств подтверждения безопасности продукции.
Административная ответственность органа за нарушение правил выполнения работ по сертификации устанавливается в соответствии со статьей 41 ФЗ № 184. Под нарушением при этом понимаются действия, повлекшие за собой:
- выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
- причинение заявителю убытков от упущения выгоды, в результате необоснованного отказа в выдаче, приостановления или прекращения действия сертификата.
За необоснованную выдачу сертификатов и регистрацию деклараций органом по сертификации установлена также административная ответственность. В большинстве случаях за нарушение установленных законодательством требований взимается штраф, размер которого определен в сводной таблице штрафов.
Виды деклараций о соответствии, принятых и действующих на территории России
Различают следующие виды декларации о соответствии:
По системе сертификации выделяют:
- декларацию, оформляемую в системе ГОСТ Р;
- декларацию о соответствии требованиям технических регламентов, включая декларацию пожарной безопасности;
- декларацию соответствия техрегламенту Таможенного Союза.
Данные виды документов не имеют кардинальных различий. Как правило, они отличаются лишь нормативным документом, на основе которого проверяется соответствие продукции при проведении её испытаний или исследований. В системе ГОСТ Р декларация составляется с учётом норм, правил и требований определённого ГОСТа. При выдаче деклараций ТР, проверяется соответствие продукции требованиям, которые указанны в конкретном техническом регламенте.
Технические регламенты России и система сертификации ГОСТ Р постепенно заменяются едиными техрегламентами ТС.
По субъекту оформления согласно федеральному закону различают:
- декларации на контракт (на российскую фирму);
- декларации на российского производителя или зарегистрированного официально на территории РФ.
По видам предоставляемых заявителем доказательств:
- декларации с учётом собственных доказательных материалов;
- декларации на основании собственной доказательной базы, а также доказательств, предоставленных сертификационным органом (центром) или аккредитованной испытательной лабораторией.
Регистрация декларации о соответствии
Оформленная заявителем декларация направляется в аккредитованный (до 1 ноября 2011 года) Росстандартом, или Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация), орган по сертификации, который проверяет достоверность указанных сведений и вносит декларацию в реестр.
На сегодняшний момент декларация также может быть зарегистрирована в электронной форме, на основании порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития № 752 от 24 ноября 2014 года.
Во время регистрации декларация соответствия получает регистрационный номер, содержащий код органа по сертификации, а также порядковый номер самой декларации. Согласно закону, декларация, оформленная по установленным правилам, должна быть зарегистрирована в течение трех дней.
Срок действия декларации определяется производителем (продавцом). Он зависит от места и условий выпуска продукции, от вида товара и от выбранной схемы подтверждения соответствия.
Схемы принятия декларации о соответствии
Для продукции иностранного происхождения, входящей в перечень обязательного декларирования, предусмотрены следующие варианты оформления декларации:
- на партию – в данном случае заявителем выступает российская компания (продавец). Такая схема чаще всего используется при непрямых договорах поставок;
- на серийное производство – заявителем выступает российский резидент, который выполняет функции иностранного производителя на основании подписанного (заключенного) договора. Может использоваться лишь при прямых договорах поставок.
На основе существующих схем декларирования декларантом на территории России может быть исключительно индивидуальный предприниматель (юридическое лицо), зарегистрированный в установленном порядке. При этом декларант, представляющий интересы иностранного производителя, берёт на себя осуществление его функций по обеспечению соответствия поставляемого товара требованиям законодательства, техрегламентов, а также международных и российских стандартов, в том числе несёт определённую ответственность за несоответствие продукции или товара данным требованиям.
Помимо этого законодательными правилами и нормами предусматривается две возможные схемы декларирования:
- принятие декларации с использованием собственных доказательств (протоколы приёмо-сдаточных и иных испытаний, проводимых заявителем);
- принятие декларации с использованием доказательной базы, полученной с участием третьей стороны (сертификата на систему качества, протоколов независимых лабораторий).
В случае декларирования российским резидентом либо изготовителем, выполняющим функции иностранного производителя, применимость определённой схемы определяется всё тем же перечнем продукции, относящейся к обязательному декларированию.
Для заявителя-продавца наличие протоколов испытаний аккредитованной лаборатории при оформлении декларации на партию продукции иностранного производства является необходимым условием независимо от вида или типа продукции.
Как и в случаях оформления сертификатов соответствия декларация оформляется лишь после получения всех остальных обязательных разрешительных документов таких как: ветеринарные свидетельства, регистрационные свидетельства и др. Реквизиты данных документов в обязательном порядке указываются в основание для выдачи деклараций наряду с доказательствами, которые предусмотрены схемой декларирования. Исключение составляет санитарно-эпидемиологическое заключение: если продукция не предусматривает проведение обязательной государственной регистрации, однако требует подтверждения её соответствия гигиеническим показателям, а у заявителя данного подтверждения нет, то в данном случае необходимо провести дополнительные гигиенические испытания. При этом номер соответствующего протокола вписывается в основания для выдачи и получения декларации.
В основание получения декларации могут быть также вписаны и иные документы, косвенно или прямо свидетельствующие о соответствии товара (например, сертификат добровольных систем сертификации).
Ответственность испытательных лабораторий
Для проведения испытаний отобранных типовых образцов сертифицированной или декларируемой продукции органы по сертификации заключают договор с испытательными центрами, в котором прописываются условия исследований. При этом в целях сертификации может быть привлечена только испытательная лаборатория, имеющая аттестат аккредитации на такие товары, в соответствии со статьей 26 пунктом 4 ФЗ № 184.
Что касается выбора испытательной лаборатории при декларировании, то он зависит от применяемой схемы декларирования, которыми может быть разрешено осуществление исследований в неаккредитованной лаборатории.
После осуществления испытаний лаборатория обязана предоставить достоверные результаты таких исследований, что также установлено в ФЗ № 184 (статья 26 пункт 4).
Степень ответственности испытательных лабораторий за выдачу недостоверных и необъективных результатов исследований и измерений определяется согласно статье 42 ФЗ № 184.