Дежурный диспетчер аэропорта

«______» _______________ 20___ г.

1. Общие положения

1.2. Инспектор-контролер назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.5. На должность инспектора-контролера назначается лицо, имеющее Среднее профессиональное (техническое или военное) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, наличие удостоверения (свидетельства) о прохождении специальной подготовки по программе «Предполетный досмотр».

1.6. Инспектор-контролер отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.7. Инспектор-контролер должен знать:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения авиационной безопасности, определяющие организацию пропускного режима на охраняемой территории аэропорта;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • режим работы подразделений аэропорта;
  • образцы различных видов пропусков, накладных, подписей должностных лиц, имеющих право давать распоряжения на проход на территорию аэропорта, ввоз, вывоз (вынос) товарно-материальных ценностей;
  • правила досмотра вещей, проверок ввозимого и вывозимого груза;
  • порядок задержания правонарушителей и оформления на них материалов задержания;
  • правила пользования техническими средствами досмотра, охранной и охранно-пожарной сигнализации;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Инспектор-контролер в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности

Инспектор-контролер выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Проверяет документы и пропуска у лиц, проходящих на охраняемую территорию аэропорта или выходящих с территории аэропорта.

2.2. Осуществляет контроль за вывозом (ввозом), выносом (вносом) материальных ценностей, проверяет их соответствие предъявляемым документам.

2.3. Производит досмотр автотранспорта и грузов с использованием технических средств.

2.4. Проводит в установленном порядке задержание нарушителей пропускного режима, лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности, а также предотвращает случаи незаконного ввоза (вноса) в охраняемую зону аэропорта веществ и предметов, с помощью которых можно совершить акт незаконного вмешательства.

2.5. Контролирует соблюдение авиационным персоналом аэропорта требований пропускного и внутриобъектового режимов, мер авиационной безопасности при сопровождении пассажиров с ручной кладью, прошедших досмотр от зоны контроля до трапа воздушного судна, при доставке багажа, груза, почты и бортовых запасов.

2.6. Информирует сменного начальника службы авиационной безопасности о нарушениях норм, правил и процедур авиационной безопасности, выявленных при производстве досмотра на контрольно-пропускном пункте.

2.7. Ведет установленную отчетную документацию.

В случае служебной необходимости инспектор-контролер может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

Инспектор-контролер имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности инспектора-контролера, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции инспектора-контролера.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Инспектор-контролер несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы инспектора-контролера осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы инспектора-контролера является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы инспектора-контролера определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью инспектор-контролер обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью инспектору-контролеру для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Инспектору-контролеру для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

Инспектора по досмотру

1.2. Инспектор по досмотру назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.5. На должность инспектора по досмотру назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (техническое или военное) образование без предъявления требований к стажу работы, наличие удостоверения (свидетельства) о прохождении специальной подготовки по программе «Предполетный досмотр».

1.6. Инспектор по досмотру отвечает за:

1.7. Инспектор по досмотру должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты по вопросам авиационной безопасности гражданской авиации;
  • нормативные и методические документы, регламентирующие работу по предполетному досмотру пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов;
  • инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму аэропорта;
  • порядок взаимодействия со смежными службами аэропорта и действий при угрозе акта незаконного вмешательства и других чрезвычайных ситуациях;
  • общие сведения по взрывчатым веществам и взрывным устройствам и правила безопасного обращения с ними;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Инспектор по досмотру в своей деятельности руководствуется:

Инспектор по досмотру выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Проводит досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, груза, почты, бортовых запасов и воздушных судов.

2.2. Изымает и оформляет в установленном порядке изъятие запрещенных к перевозке опасных предметов и веществ.

2.3. Выполняет установленные процедуры по перевозке оружия, изъятого у пассажиров на период полета.

2.4. Применяет технические средства и утвержденную технологию досмотра для обеспечения авиационной безопасности.

2.5. Опознает и определяет в процессе досмотра взрывные устройства (в том числе самодельные), оружие, боеприпасы и другие опасные вещества и предметы, запрещенные к перевозке на гражданских воздушных судах.

2.6. До прибытия специалистов обеспечивает безопасное обращение с опасными веществами и предметами.

2.7. Готовит информацию о нарушениях, выявленных в процессе досмотра, для включения в отчет о деятельности аэропорта в области авиационной безопасности, составляет донесения о происшествиях.

2.8. Ведет установленную отчетную документацию.

В случае служебной необходимости инспектор по досмотру может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

Инспектор по досмотру имеет право:

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности инспектора по досмотру, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции инспектора по досмотру.

4.1. Инспектор по досмотру несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.2. Оценка работы инспектора по досмотру осуществляется:

4.3. Основным критерием оценки работы инспектора по досмотру является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5.1. Режим работы инспектора по досмотру определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью инспектор по досмотру обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью инспектору по досмотру для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6.1. Инспектору по досмотру для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

Инспектора службы авиационной безопасности

1.2. Инспектор службы авиационной безопасности назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.5. На должность инспектора службы авиационной безопасности назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или военное) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года.

1.6. Инспектор службы авиационной безопасности отвечает за:

1.7. Инспектор службы авиационной безопасности должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения авиационной безопасности;
  • нормативные и методические документы, регламентирующие работу в области обеспечения защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства;
  • нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности в аэропортах базирования и транзита;
  • устройство, правила эксплуатации технических средств досмотра, сигнализации и связи;
  • методику подготовки работников авиационного предприятия по авиационной безопасности;
  • правила перевозки груза, багажа, пассажиров воздушным транспортом;
  • методику проведения анализа происшествий, связанных с нарушением норм, правил и процедур по авиационной безопасности;
  • правила досмотра личных вещей и личного досмотра;
  • порядок производства административного задержания, оформления материалов на правонарушителей, применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы;
  • технологию проведения досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов и воздушных судов;
  • технические и эксплуатационные характеристики специальных технических средств обеспечения авиационной безопасности;
  • правила осуществления пропускного и внутриобъектового режима;
  • тактику защиты объектов от противоправных посягательств в обычных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Инспектор службы авиационной безопасности в своей деятельности руководствуется:

Инспектор службы авиационной безопасности выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществляет надзор за соблюдением требований авиационной безопасности работниками авиационного предприятия, выполнением мер авиационной безопасности, направленных на защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

2.2. Производит досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, груза, почты, бортовых запасов и воздушных судов.

2.3. Контролирует соблюдение работниками и посетителями авиационного предприятия требований пропускного и внутриобъектового режима.

2.4. Анализирует результаты проверок исполнения норм, правил и процедур по авиационной безопасности в аэропортах базирования и транзита, информирует руководство службы авиационной безопасности о качестве их выполнения.

2.5. Участвует в работе комиссий по расследованию инцидентов (чрезвычайных ситуаций) в аэропорту, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

2.6. Составляет установленную отчетность.

В случае служебной необходимости инспектор службы авиационной безопасности может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

Инспектор службы авиационной безопасности имеет право:

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности инспектора службы авиационной безопасности, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции инспектора службы авиационной безопасности.

4.1. Инспектор службы авиационной безопасности несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.2. Оценка работы инспектора службы авиационной безопасности осуществляется:

4.3. Основным критерием оценки работы инспектора службы авиационной безопасности является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5.1. Режим работы инспектора службы авиационной безопасности определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью инспектор службы авиационной безопасности обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью инспектору службы авиационной безопасности для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6.1. Инспектору службы авиационной безопасности для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

Свои люди в Краснодаре

За что отвечает представитель авиакомпании

Дежурный диспетчер аэропорта

Путешествие начинается в аэропорту. Приятное томление и ожидание посадки. Большие окна, за которыми один за другим взмывают в небо самолеты. Но твое полетное настроение — не просто приятная деталь. Это то, ради чего работает представитель авиакомпании. Рассказывает Лилия Мингазова, директор филиала S7 Airlines в Краснодаре.

Случайностей не бывает. Я родилась в Москве. Училась в Московском авиационном институте. На четвертом курсе меня пригласили работать в представительство Pakistan International Airlines. Мне нравилось представлять интересы иностранной авиакомпании с национальными традициями. Опыт превосходный, коллектив — тоже. Но наступает момент, когда хочется идти дальше, развиваться и вновь ощущать чувство полета от новых задач и карьерных вершин. Я обновила резюме.

Дежурный диспетчер аэропорта

Меня пригласили на собеседование в Lufthansa и S7 Airlines в один день. Но когда я вышла из офиса S7 и не нашла свой припаркованный автомобиль, поняла — планы рушатся. Зима, холодно, я спешу на штрафстоянку, пропуская важную встречу во второй авиакомпании. Но переживать пришлось недолго — мне позвонили из S7 и предложили работу. С тех пор я ни разу не пожалела, что тот непростой день сложился именно так. Уже больше 10 лет я счастлива работать здесь.

В 2011-м мне предложили переехать из Москвы в Краснодар и стать директором филиала авиакомпании. Почему я согласилась? В обязанности директора входит общение с пассажирами. А это очень интересно — работать с живыми людьми, проявлять внимание к каждому и стараться, чтобы путешествия приносили только положительные эмоции. Конечно, первое время восторг от нового места сменялся небольшими переживаниями из-за сложных задач, новых проблем, с которыми я никогда до этого не сталкивалась. Но здесь главное — желание. Тогда все получится. Когда даже, казалось бы, невыполнимые задачи поддаются твоему упорству, чувствуешь себя так, будто едешь в трамвае на гору Тибидабо. Там трамвай медленно поднимается в гору. Тебя охватывают разного рода эмоции. Их нужно прожить, ведь остановок по пути в гору нет. Так и в моей работе.

Человеческое отношение — это первое, что чувствуют клиенты, когда ты стараешься им помочь.

Чем занимается представитель авиакомпании? Решает производственные задачи, поддерживает связь с руководством аэропорта и сотрудниками филиала. Моя основная обязанность — следить за тем, чтобы предоставляемые услуги и сервис всегда, при любой ситуации, были на высоте. Знаете, что самое главное в этом деле? Сплоченный коллектив. Когда понимаешь, что вместе вы работаете для общей цели. Когда каждый человек в команде важен и ценен. Мои коллеги в Краснодаре — опытные и преданные компании люди. За время нашей общей работы мы сталкивались с разными ситуациями, но всегда поддерживали друг друга, если это было необходимо.

Дежурный диспетчер аэропорта

Например, метеоусловия — то, что напрямую влияет на нашу работу. Даже в Краснодаре, южном городе, погода испытывает сотрудников на прочность. Бывало, температура в течение суток менялась с -10 до +8. На моей памяти был и снег, и метель, и ледяной дождь, и лужи по колено. Летнему солнцу тоже не всегда получается радоваться. Хорошо нежиться в его лучах на пляже, у моря, но не на аэродроме в форменной одежде, когда от асфальта идет жар. Но это, что называется, наша кухня. Пока небесная канцелярия капризничает, в аэропорту сидят люди. Они ждут своих рейсов. У них свои планы — отпуск, командировка, встречи с друзьями и родственниками. И задача представителя сделать так, чтобы пассажиры не почувствовали сложностей, с которыми нам приходится порой сталкиваться. Чтобы решать эту задачу профессионально, необходимы безупречные знания в области пассажирских перевозок.

Я знаю все о стандартах и принципах работы аэропорта и нашей авиакомпании. С опытом ко мне пришла стрессоустойчивость, способность принимать оперативные и правильные решения. Но в моем деле, считаю, не менее важно оставаться оптимистом и не терять чувство юмора. Потому что человеческое отношение — это первое, что чувствуют клиенты, когда ты стараешься им помочь. Порой без юмора и простого человеческого общения не обойтись. Так что представитель авиакомпании — это не просто супермен с железными нервами. Это друг, который всегда готов прийти на помощь.

Я вижу, как аэропорт Краснодара расцветает. Наблюдать за этим — большое удовольствие.

Краснодар очаровал меня. Здесь есть то, чего не встретишь в столице. Так, в центре города можно попасть в частный сектор с одноэтажными домами. При этом рядом будут красоваться высокие здания бизнес-центров. Улица Красная, центральная в городе, по выходным закрыта для транспорта. Она отдыхает от машин вместе с жителями. Здесь играет музыка, открыты кафе и местные магазинчики. Отовсюду слышно городское радио. С понедельника улица снова закружится в деловом ритме и наполнится звуками колес.

На Театральной площади «поют» фонтаны, самые большие на всем российском юге. Это наше любимое с сыном место в городе. Летом можно босиком плескаться в воде, спасаясь от жары. А по выходным здесь проходят концерты.

Краснодарский аэропорт недавно обновили. Слышала от часто летающих пассажиров, что наш терминал стал удобнее. Повысилось качество услуг, инфраструктура стала шире и разнообразнее. В зоне посадки появился детский городок, где маленькие путешественники играют в ожидании рейса. Есть специальные пространства для деловых людей, которые отправляются в командировки. Я вижу, как аэропорт расцветает. Наблюдать за этим — большое удовольствие. Поэтому менять работу в ближайшее время совсем не хочется.

Дежурный диспетчер аэропорта

Путешествуя, я нашла аэропорт, который стал для меня самым любимым в Европе, — Эль-Прат в Барселоне. Кажется, уже в зоне прилета ты ощущаешь атмосферу города. Все здесь связано с отдыхом, морем, солнцем и уютом. Сотрудники аэропорта — самые приветливые и отзывчивые из тех, что встречались в Европе. Если вы еще не были в Барселоне — непременно приезжайте. Гулять по парку Гуэля, кататься на велосипедах вдоль набережной, выбирать удачный ракурс для фото у «Саграда Фамилия», пробовать все на свете в «Бокерии». И конечно, садитесь в голубой вагон трамвайчика, который доставит вас на вершину горы Тибидабо.

Инспектор по досмотру

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июля 2022 года; проверки требуют 2 правки.

Инспектор по досмотру (аэропорта) — это работник службы авиационной безопасности, осуществляющий предполетный досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, почты, бортовых запасов, членов экипажей, а также авиаперсонала при входе в контролируемую зону аэропорта.

Дежурный диспетчер аэропорта

Досмотровая зона аэропорта

В обязанности инспектора по досмотру входит контроль за соблюдением требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности пассажирами и работниками гражданской авиации.

Досмотровые мероприятияПравить

Инспектор по досмотру имеет право отстранять пассажиров и членов экипажей от полета в случае грубого нарушения ими норм, правил и процедур по авиационной безопасности, лиц уклоняющихся от прохождения досмотра.

В ходе предполетного досмотра инспектор по досмотру имеет право потребовать от пассажира предъявить все личные вещи к более тщательному контролю, а также направить пассажира на личный досмотр, вплоть до приглашения медицинских специалистов. Инспектор по досмотру имеет право изымать (по акту) все вещи, вызывающие подозрение, могущие быть использованными в совершении акта незаконного вмешательства.

Для проведения досмотра могут использоваться следующие технические средства:

Для эффективного метода производится личный досмотр пассажира, ручной клади и багажа в кабинете личного досмотра.

Требования к инспекторам по досмотруПравить

К инспекторам по досмотру, как и к другим сотрудникам, непосредственно связанным с обеспечением авиационной безопасности (во исполнение Федерального закона «О транспортной безопасности») предъявляются определённые требования. Так инспекторами по досмотру не могут быть лица:

  • имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
  • страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов в связи с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему;
  • в отношении которых по результатам проверки, проведённой в соответствии с Федеральным законом «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
  • внесённые в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке;
  • не прошедшие в порядке, установленном Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;

Инспектора по досмотру ежегодно проходят медицинские осмотры, а также периодически проверяются на профессионально-психологическую пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств.

Инспектор по досмотру на других видах транспортаПравить

Для обеспечения транспортной безопасности на различных видах транспорта также существует профессия «Инспектор по досмотру» или аналогичная ей. Например, в московском метрополитене есть должность – инспектор досмотровой зоны Подразделения транспортной безопасности Службы безопасности или на железной дороге — сотрудник (стрелок) ведомственной охраны Росжелдора.

Правовые актыПравить

  • Воздушный кодекс РФ
  • Федеральный закон «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ от 09.02.2007
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности»
  • Постановление Правительства РФ от 28 июля 2018 г. № 886
  • «Приложение 17 к Конвенции о международной гражданской авиации»
  • Приказ Минтранса РФ от 25 июля 2007 г. N 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров»
  • Федеральный закон”О транспортной безопасности”№ 16-ФЗ от 09.02.2007.Статья 10
  • http://www.aeromash.ru/info.html Архивная копия от 10 мая 2019 на Wayback Machine Учебный центр-АО Шереметьево
  • https://business.dme.ru/ru/company/group/dt/uchebnyi-centr-dme/ Архивная копия от 10 мая 2019 на Wayback Machine Учебный центр Домодедово
  • ПОЛОЖЕНИЕ об Управлении транспортной безопасности Ространснадзора. Дата обращения: 8 июля 2019. Архивировано 29 июня 2019 года.

Я работаю в аэропорту и знаю все о видах предполетного контроля.

Типовая схема организации пропуска через границу есть в приказе Министерства транспорта, но каждый аэропорт дополняет или меняет ее: например, переставляет пункты контроля местами или утверждает дополнительные посты безопасности. При этом аэропорт не вправе отменять уровни государственного контроля.

Расскажу, как пройти контроль и спокойно улететь.

О чем расскажем

Кто проводит: служба авиационной безопасности — САБ. На входе в аэропорт ее сотрудники осматривают пассажиров при помощи металлоискателей и интроскопов — рентгенов для багажа. Еще сотрудники САБ дежурят на выходах из аэропорта: их задача — не пропустить недосмотренного человека. Даже если пассажир только что вышел из этих дверей и никуда не отходил, его все равно не впустят и отправят ко входу.

Некоторые пассажиры считают, что сотрудники безопасности не имеют права проводить личный досмотр и досмотр вещей. Но это ошибка: федеральное законодательство позволяет им это делать. В большинстве случаев все проходит корректно, но иногда безопасникам приходится использовать специальные средства, задерживать людей и передавать их в полицию. Такое случается, например, если они прошли в аэропорт в обход досмотра.

Зачем: чтобы в здание аэропорта не прошел человек с опасными предметами и веществами.

Сотрудники САБ осматривают и досматривают вещи и пассажиров только в перчатках

Как проходит. Пассажиры должны сложить все электронные приборы и гаджеты в пластиковый контейнер, вынуть из карманов верхней одежды все металлические предметы, сложить все в интроскоп. Куртки лучше расстегнуть, а шапки — снять.

Металлоискатель может среагировать на титановую пластину или повлиять на работу кардиостимулятора. Если у пассажира есть эти приспособления, следует предупредить сотрудника САБ и показать ему справку. После этого человека досмотрят ручным контактным методом — просто ощупают. При этом сотрудники должны соблюдать принцип половой принадлежности, но так бывает не всегда.

Людей на инвалидных колясках досматривают ручным металлоискателем, а также применяют детектор паров взрывчатых веществ — газоанализатор. Пассажиры, которых переносят только на носилках, проходят процедуру досмотра в медицинском пункте аэропорта.

Тонкости. Некоторых пассажиров просят включить ноутбук даже после того, как осмотрели его в интроскопе, чтобы проверить, внутри техники взрывного устройства. Хотя на самом деле в нормативных документах нет ни слова о том, что нужно включать гаджеты. Если ноутбук разрядился, его дополнительно проверят газоанализатором — это безопасно. Меня однажды попросили открыть рюкзак: в нем рядом друг с другом лежали наушники и дезодорант, сотрудники САБ подумали, что это взрывное устройство.

Ограничения. Если вы провозите огнестрельное, спортивное, травматическое или пневматическое оружие, то у вас должно быть разрешение — его выдает Росгвардия. Для провоза пневматического оружия нужно показать технический паспорт, в котором указывают силу дульной энергии. Все оружие нужно разрядить и убрать в специальный кейс.

В зону транспортной безопасности запрещено проносить огнестрельное оружие, которое не предназначено для перевозки, яды, вирусы, взрывчатые, химические и радиационные вещества, другие опасные предметы. Например, если охранники с пистолетами сопровождают бизнесмена до гейта, их не должны пустить в аэропорт с оружием.

Ответственность. Если пассажир нарушит правила авиационной безопасности, его могут привлечь к административной ответственности по статье 11.15.1 КоАП РФ и выписать штраф от 3000 . Уголовная ответственность предусмотрена статьей 263.1 УК РФ — это может быть штраф до 80 000 , ограничение свободы до 4 лет либо лишение свободы на срок от 5 до 8 лет со штрафом до 1 миллиона рублей.

Ветеринарный контроль

Кто проводит: сотрудники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Зачем: чтобы защитить людей от болезней, общих для человека и животных, и не дать им распространиться по миру.

Как проходит. На ветеринарный контроль предоставляют живых животных, птиц и рыб, свежее, охлажденное или замороженное мясо, морепродукты, моллюсков, молоко, мед и многое другое. Полный перечень есть в решении комиссии Таможенного союза.

Чтобы оформить животное на рейс, необходимо предоставить в пункте ветеринарного контроля следующие документы:

  • Ветеринарный паспорт. Для собак иногда требуют справку об отсутствии племенной ценности — такую оформляют кинологи в СКОР или РКФ.
  • Ветеринарное свидетельство формы № 1 или ветеринарный сертификат Таможенного союза формы № 1. Его оформляют в государственной ветеринарной лечебнице за 3 дня до вылета.
  • Обязательную отметку о прививке от бешенства. Животное вакцинируют минимум за 30 дней, максимум — за 12 месяцев до даты вылета.

Сотрудники проверят документы, осмотрят животное и заменят ветеринарное свидетельство на международный ветеринарный сертификат формы 5а, который придется показать при регистрации на рейс.

Тонкости. Перед тем как взять животное на рейс, рекомендую уточнить в авиакомпании, питомец для перевозки. Например, «Аэрофлот» принимает для перевозки прирученных комнатных животных: кошек, птиц и собак, кроме бульдогов, мопсов и пекинесов. Еще не возьмут морскую свинку и крысу. Авиакомпания KLM перевозит кошек и собак, только если они старше 10 недель.

Авиакомпания сама определяет способ перевозки — в салоне или багажном отсеке, — тариф, ограничения видов и пород животных. Рептилий, пауков и диких животных, скорее всего, придется перевозить как груз и оформлять в грузовом терминале аэропорта.

Собак-поводырей, которые сопровождают пассажиров с отсутствием зрения или слуха, перевозят бесплатно при наличии соответствующей дрессировки — ее придется подтвердить сертификатом. Питомец должен быть в наморднике и ошейнике, его привязывают к креслу у ног владельца.

Важно знать, страна назначения ввозить определенный вид животных, — это можно уточнить в консульствах. Например, в Австрию нельзя ввозить птиц, а в Японию — некоторых грызунов. В Японии на каждое животное требуют предоставить сертификат Approval of Import Inspection of Animals от службы карантинного контроля.

Ответственность. Если у животного нет необходимых документов, его могут просто не пустить на рейс. О другой ответственности перед вылетом я не слышал. Но если пойдет не так, питомца могут не впустить в страну назначения. Например, в Англии животных сажают на карантин или отправляют обратно. Все расходы оплачивает владелец. В Израиле животных без документов возвращают на родину за счет хозяина, а в некоторых случаях могут даже уничтожить.

Фитосанитарный контроль

Кто проводит: сотрудники Россельхознадзора.

Зачем: чтобы не допустить ввоза в страну карантинных растений. Для этой службы не так важно, какие растения вывозят из страны, если их не относят к редким.

Как проходит. Этот вид контроля редко проводят в аэропортах России перед вылетом. Пройти его — задача пассажира. Растения, которые он вывозит, должны отвечать условиям страны назначения. Все это необходимо подтвердить фитосанитарными сертификатами. Пассажир обязан получить их заранее.

В Москве сертификат выдают в управлении по ветеринарному и фитосанитарному контролю на проспекте Маршала Жукова. Необходимо приехать туда заранее с растением. У него возьмут материал для анализа и по итогу выдадут сертификат или откажут в нем. Сертификат предъявляют при прибытии за рубеж.

Тонкости. Фитосанитарные требования не распространяются на бананы, финики, дуриан, ананас, кокос. Все остальные растения можно провозить только с фитосанитарным сертификатом.

Ответственность за вывоз подкарантинной продукции из России — штраф от 300 до 500 . В других странах действуют свои правила, но в целом, если обнаружат нарушения, растения и продукцию из них могут уничтожить, образом переработать или отправить обратно. Все расходы несет владелец.

Регистрация на рейс

Кто проводит: за регистрацию отвечают сотрудники авиакомпании и аэропорта.

Зачем. На регистрации пассажиру выделяют место в салоне самолета, принимают багаж и взвешивают его, выдают посадочный талон, а иногда могут проверить визу.

Как проходит. Пассажиры проходят регистрацию в аэропорту или на сайте авиакомпании.

Самый популярный способ — подойти на стойку регистрации в аэропорту. У каждой стойки есть свой номер, его указывают на табло с информацией о рейсе. Если прийти не на свою стойку, человека просто не смогут зарегистрировать.

На стойке регистрации пассажир показывает заграничный паспорт или иной документ для выезда. Сотрудник должен убедиться в том, что пассажир приобрел билет на выбранный рейс и что летит именно этот человек.

Онлайн-регистрация удобна тем путешественникам, которые следуют без багажа: они самостоятельно распечатывают дома посадочный талон или показывают его в виде на смартфоне. Если багаж есть, то пассажир сдает его на стойке регистрации. Потребуется только паспорт, отрицательный тест на ковид или справка о вакцинации — здесь правила зависят от конкретной страны. Требования можно посмотреть в навигаторе для путешественников.

По итогу регистрации пассажир получает именной посадочный талон с указанием времени начала посадки, на который приклеят именную багажную бирку. будет на его багаже. Если человек летит с ребенком до двух лет, у него будет одно место на двоих, но два посадочных талона.

Посадочный талон состоит из двух частей с идентичной информацией о пассажире, его месте и данных о рейсе. Обычно левую часть забирают сотрудники аэропорта перед посадкой в самолет, а правую оставляют пассажиру

Тонкости. На стойках регистрации проходит первичный визовый контроль — в тех случаях, когда этого требует страна назначения. Авиакомпанию могут привлечь к ответственности, если она пустит на борт человека без визы, а его потом депортируют. Помимо визы, можно подтвердить свое право на пребывание с помощью дипломатического паспорта, вида на жительство или заграничного паспорта этой страны.

Ограничения. Авиакомпания имеет право не допускать на рейс пассажира с просроченными или недействительными документами, при отсутствии визы в другую страну или без теста на ковид.

Ответственность. Если человек не приходит или опаздывает на регистрацию, но не предупреждает об этом авиакомпанию, в большинстве случаев билет сгорает. С  пассажир теряет все остальные билеты на стыковочные рейсы и на обратную дорогу. Именно поэтому всем опаздывающим рекомендуют звонить в службу поддержки. Самолет не задержат, но расскажут, как максимально выгодно обменять билет.

Таможенный контроль

Кто проводит: сотрудники таможенной службы. В работе они руководствуются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Зачем: для контроля вывоза культурных ценностей, драгоценностей, дорогих и редких животных, рыбы, морепродуктов, икры, валюты за пределы России. По сути, он защищает ресурсы и ценности от нелегального вывоза за границу.

Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия входят в список стран — участниц Евразийского экономического союза. Это означает, что в рамках союза нет таможенного контроля. Другими словами, если из России лететь в Казахстан, пункта досмотра не будет. Для людей, которые отправляются в страны союза, существует отдельный вход.

Правила прохождения таможенного контроля одинаковы для таможенных органов всех государств союза. Например, если из России нельзя вывозить картины, которые относят к объектам культурного наследия, без особого разрешения, то этого нельзя будет сделать и из Киргизии.

Как проходит. Чтобы пройти таможенный контроль, необходимо отправиться в зеленый или красный коридор.

Через зеленый проходят пассажиры, которые заявляют, что у них нет с собой вещей, которые нужно декларировать. Однако сотрудники таможенного органа имеют право выборочно досмотреть путешественников и их багаж.

Через красный коридор проходят пассажиры, которым необходимо декларировать вещи. Они должны предоставить инспектору заполненную таможенную декларацию. На ней поставят печать. Если вы собираетесь проходить через красный коридор, заложите на это дополнительные полчаса или час.

Зеленый и красный коридоры находятся рядом друг с другом на расстоянии нескольких метров

Бланк декларации есть на сайте Федеральной таможенной службы — советую рассмотреть его и заполнить заранее. Впрочем, в аэропорту тоже будут лежать чистые бланки. В декларации пассажир указывает данные о себе и товарах, способах перевозки. Подробнее о том, как заполнять документ, что можно и нельзя вывозить из страны,  уже писал в отдельной статье.

Таможенный инспектор проверит декларацию, поставит в ней служебные отметки и зарегистрирует в базе ФТС. Теоретически сейчас можно отправить электронную декларацию через личный кабинет на сайте ФТС. Но на деле система не до конца отлажена и не ускоряет процесс прохождения таможенного контроля. Инспектор все равно будет сверять данные декларации с вывозимыми вещами. Если поставить галочку не туда, придется переписывать весь документ.

Дежурный диспетчер аэропорта

Дежурный диспетчер аэропорта

Дежурный диспетчер аэропорта

Дежурный диспетчер аэропорта

Тонкости. Обязательному декларированию подлежат вещи, которые стоят больше 10 тысяч евро. Их цену предстоит заверить чеками. Если чеков нет, товар могут забрать на оценку, а это займет время — скорее всего, пассажиру придется менять билеты. Для вывоза культурных ценностей придется дополнительно получить разрешение от Министерства культуры РФ. Если вы везете лекарства, которые содержат сильнодействующие, наркотические и психотропные вещества, вас попросят показать рецепт, справку от врача или выписку из истории болезни.

Ограничения. ФТС запрещает вывозить из России:

  • драгоценные камни и металлы до обработки;
  • живых соболей;
  • продукцию военного назначения;
  • органы человека, кровь и ее компоненты;
  • более 5 кг рыбы и морепродуктов, более 250 г осетровой икры.

Ответственность. Если попытаться скрыть вещи, которые нужно декларировать, то их конфискуют, а таможенники выпишут штраф в размере от половины до тройной стоимости этих товаров.

Если не указать вещи из списка обязательных, то их тоже конфискуют. Штраф — от половины до двойной стоимости товаров.

За недекларирование наличных выпишут штраф от половины до двойного размера незадекларированной суммы.

Читайте также:  Инструкция по составлению фарша (5 класс)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *