Номер по Госреестру СИ: 20878-18
20878-18 Измерители – сигнализаторы поисковые микропроцессорные
Назначение средства измерений:
Измерители – сигнализаторы поисковые микропроцессорные ИСП-РМ1401М (далее по тек- • *
сту – приборы) предназначены для измерений мощности амбиентного эквивалента дозы Н (10) (далее МЭД) гамма-излучения, поиска, обнаружения и локализации радиоактивных материалов по внешнему гамма-излучению в условиях речных и морских портов.
Внешний вид
Измерители – сигнализаторы поисковые микропроцессорные
Рисунок № 1
Программное обеспечение (ПО) состоит из встроенного программного обеспечения и пользовательского программного обеспечения.
Основные функции встроенного ПО:
- Функция 1
- Функция 2
- Функция 3
Основные функции пользовательского ПО:
- Функция 1
- Функция 2
- Функция 3
Метрологически значимым в приборе является встроенное ПО и пользовательское ПО. Влияние ПО учтено при нормировании метрологических характеристик.
Встроенное ПО размещается в энергонезависимой памяти микропроцессорного контроллера. Запись ПО осуществляется в процессе производства с помощью специального оборудования изготовителя. Изменение ПО невозможно без специализированного оборудования изготовителя. ПО не требует специальных средств защиты от преднамеренных и непреднамеренных изменений.
В соответствии с Р 50.2.077-2014 уровень защиты встроенного ПО измерителей – сигнализаторов поисковых микропроцессорных ИСП-РМ1401М от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню высокий.
В соответствии с Р 50.2.077-2014 уровень защиты пользовательского ПО PM1703M-GN Software измерителя-сигнализатора поискового микропроцессорного ИСП-РМ1401МА от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню средний.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) | |
---|---|
Идентификационное наименование ПО | |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | |
Цифровой идентификатор ПО | |
Программа пользователя PM | |
Цифровой идентификатор ПО (MD5) |
Примечание. * – доступа к цифровому идентификатору встроенного ПО нет
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа
наносится на титульный лист руководств по эксплуатации ТИГР.412114.001 РЭ типографским способом.
Сведения о методиках измерений
Приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные и технические документы
- ГОСТ 28271-89 Приборы радиометрические и дозиметрические носимые. Общие технические требования и методы испытаний
- ГОСТ 27451-87 Средства измерений ионизирующих излучений. Общие технические условия
ГОСТ Р 8.804-2012 ГСИ
Государственная поверочная схема для средств измерений кермы в воздухе, мощности кермы в воздухе, экспозиционной дозы, мощности экспозиционной дозы, амбиентного, направленного и индивидуального эквивалентов дозы, мощностей амбиентно-го, направленного и индивидуального эквивалентов дозы и потока энергии рентгеновского и гамма-излучений
ТУ BY 100345122.021-2005
Измерители – сигнализаторы поисковые микропроцессорные ИСП-РМ1401 М. Технические условия
Измерения осуществляются по документу МП.МН 902-2000 Методика поверки измерителя – сигнализатора поискового микропроцессорного ИСП-РМ1401М (РМ1703), утвержденному РУП БелГИМ 02 октября 2000 г.
Основные средства поверки:
- Рабочий эталон 2 разряда по ГОСТ Р 8.804-2012
- Установка поверочная дозиметрическая с набором источников гамма-излучения из радионуклида 137Cs
- Диапазон измерений МЭД от 0,8 мкЗв/ч до 30 мкЗв/ч
- Погрешность аттестации установки не более 5 % при доверительной вероятности 0,95
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки (оттиск поверительного клейма) наносится на свидетельство о поверке.
Принцип действия приборов основан на сравнении скорости счета импульсов, поступающих с выхода блока детектирования гамма-излучения с пороговым значением, рассчитанным на основе измерения скорости счета текущего гамма-фона и установленных коэффициентов.
Блок детектирования гамма-излучения выполнен в виде встроенного блока на основе сцинтиллятор-фотодиод. Блок детектирования преобразует гамма-кванты в электрические импульсы квазигауссовой формы, которые затем поступают в блок обработки.
Блок обработки осуществляет тестирование прибора, управляет всеми режимами работы, ведет математическую обработку сигналов и осуществляет вывод информации на жидкокристаллический индикатор (ЖКИ), сигнализаторы звуковой, световой и вибрационный. Выдача информации на звуковой и вибрационный сигнализаторы осуществляется при превышении установленного порогового значения.
Прибор имеет следующие режимы работы: поиска, обнаружения, измерения МЭД, тестирования, установок, калибровки по гамма-фону, связи с персональным компьютером по инфракрасному каналу.
Конструктивно прибор выполнен в виде портативного моноблока. Прибор имеет клипсу и может крепиться на элементах одежды (ремнях, карманах и т.д.). На лицевой панели блока обработки расположены кнопки управления и ЖКИ.
Питание приборов осуществляется от встроенного гальванического элемента питания типа LR6-АА.
Обозначение прибора для поставки в страны СНГ: Измеритель-сигнализатор поисковый микропроцессорный ИСП-РМ1401МА ТУ BY 100345122.021-2005.
Обозначение прибора для поставки за пределы стран СНГ: Gamma Personal Radiation Detector PM1401MA.
Общий вид прибора представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Общий вид измерителей – сигнализаторов поисковых микропроцессорных
Пломбирование измерителей – сигнализаторов поисковых микропроцессорных ИСП-РМ1401М не предусмотрено.
Дозиметры-радиометры ДКС-502 Ангара представляют собой приборы, предназначенные для измерения мощности амбиентного эквивалента дозы (МАЭД), амбиентного эквивалента дозы (АЭД) гамма-излучения и плотности потока излучения.
Программное обеспечение
Технические характеристики и комплектность приборов приведены в таблице 4 и таблице 3 соответственно.
Знак утверждения типа
Дозиметры-радиометры ДКС-502 Ангара имеют знак утверждения типа.
Комплектность
Комплектация приборов включает в себя элементы питания Panasonic, адаптер инфракрасного канала связи, устройство поиска неоднородностей плотности вещества, руководство по эксплуатации и другие элементы, указанные в таблице 4.
Поверка
Методика поверки приборов включена в регистрационное удостоверение.
Сведения о методах измерений
Дозиметры-радиометры ДКС-502 Ангара позволяют проводить измерения мощности амбиентного эквивалента дозы и плотности потока излучения.
Нормативные документы
Дозиметры-радиометры ДКС-502 Ангара соответствуют требованиям нормативных документов.
Рекомендации к применению
Рекомендуется использовать дозиметры-радиометры ДКС-502 Ангара для измерения параметров гамма-излучения и плотности потока вещества.
Принцип действия
Принцип действия дозиметров-радиометров ДКС-502 Ангара основан на регистрации гамма-квантов и бета-частиц встроенным газоразрядным счётчиком и подсчете образующихся на его выходе электрических импульсов, частота которых пропорциональна потоку частиц, попадающих в счетчик. Преобразование этих данных в измеряемую величину (мощность дозы, дозу и плотность потока) производится прибором автоматически с учетом предварительно сделанной калибровки по эталонам, воспроизводящим соответствующую физическую величину.
Конструкция прибора
Приборы помещены в корпус из ABS-пластика, поддающегося дезактивации. Конструкция приборов обеспечивает безопасность в процессе эксплуатации. Приборы состоят из трех основных частей:
- Верхняя панель с клавиатурой и с пьезоэлектрическим зуммером;
- Нижняя панель с батарейным отсеком и окном детектора;
- Газоразрядный счётчик, электронная схема и дисплей установлены между основанием и крышкой прибора.
Органы управления приборов расположены на верхней панели корпуса и представляют из себя четырехкнопочную клавиатуру. Результаты измерений выводятся на жидкокристаллический дисплей.
На нижней панели расположены следующие элементы:
- Батарейный отсек;
- Окно детектора с подвижным фильтром.
Интерфейс и измерения
При измерении дозиметр выводит усредненное значение текущей измеряемой физической величины со встроенного детектора на жидкокристаллический индикатор (ЖКИ). На числовом поле индикатора отображается значение текущей измеряемой физической величины (в соответствии с выбранным режимом), рядом с числовым полем осуществляется индикация единицы измерения. На графической шкале выводится значение текущей статистической погрешности результата измерения для нормального закона распределения. Погрешность оценивается как интервал вокруг измеренного значения, внутри которого с доверительной вероятностью P=0,95 находится её истинное значение. Каждую секунду прибор производит уточнение результата измерения, его статистическую погрешность и осуществляет вывод информации на индикатор. Факт регистрации ионизирующей частицы сопровождается кратковременным мерцанием символа * в верхней части дисплея и звуковым сигналом.
Электропитание
Электропитание прибора осуществляется от 2 аккумуляторов (R6 1,2 В тип АА) или гальванических элементов (R6 1,5 В тип АА).
Программное обеспечение
Программное обеспечение (ПО) дозиметров является встроенным и размещается в энергонезависимой части памяти микропроцессора, запись которой осуществляется в процессе производства. Обеспечивает получение и отображение на дисплее результатов измерений и сообщений о неисправностях, управление режимами работы прибора, хранение данных в памяти дозиметра. Идентификационные данные ПО отсутствуют.
Общий вид прибора представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Общий вид дозиметра-радиометра ДКС-502 Ангара
Конструкция прибора исключает возможность несанкционированного влияния на ПО и измерительную информацию (пломбирование корпуса, отсутствие интерфейсов связи).
В соответствии с Р 50.2.077-2014 уровень защиты ПО дозиметра от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «высокий».
Технические характеристики
Основные метрологические и технические характеристики дозиметров приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные метрологические и технические характеристики дозиметров
Диапазон измерений АЭД, мкЗв0,1 – 2-106
Диапазон измерений МАЭД, мкЗв/ч0,1 – 10000
Диапазон регистрируемых энергий фотонов, МэВ0,03 – 3,0
Диапазон измерений плотности потока бета частиц, част/(мин-см2)10 – 9999
Нижний предел энергии регистрируемого бета излучения, МэВ, не более
Пределы допускаемой основной относительной погрешности измерений МАЭД, %± (20+3/Н), где H -отображаемая величина в мкЗв/ч
Пределы допускаемой основной относительной погрешности измерений АЭД, %
Пределы допускаемой основной относительной погрешности измерений плотности потока в-частиц, %± (20+170/ф), где ф – отображаемая величина в см-2/мин
Энергетическая зависимость чувствительности при измерении МАЭД относительно чувствительности к излучению 137Cs, %, не более
Анизотропия чувствительности при измерении МАЭД, %, не более: в вертикальной плоскости для радионуклидов:при углах ± (0 – 60)°;при углах ± 75°;при углах ± (90 – 135)°;при углах ± (150 – 180)°;- 137Cs, 60Co:при углах ± (0 – 60)°;при углах ± (75 – 120)°;при углах ± (135 – 180)°;в горизонтальной плоскости для радионуклидов:- 241 Ат:при углах ± (0 – 75)°;при углах ± (90 – 105)°;при углах ± (120 – 135)°;при углах ± (150 – 185)°;- 137Cs, 60Co:при углах ± (0 – 60)°;при углах ± (75 – 120)°;при углах ± (135 – 180)°.30 ± 35минус 15 минус 30 минус 20минус 95 ± 65минус 15 минус 60 минус 20
Время установления рабочего режима (не более), с
Продолжение таблицы 1
Чувствительность при измерении плотности потока в-частиц относительно чувствительности к бета-излучению радионуклидов 90Sr+90Y, отн.ед., не менее:- для 14С;- для 147Pm;- для 60Со;- для 204Tl;- для 106Ru+106Rh;0,40 0,95 1,20
Время измерения мощности дозы при статистической погрешности результата измерения, не превышающей ± 25 %, с, не более- при МАЭД 0,2 мкЗв/ч- при мощности 2 мкЗв/ч и выше
Прибор прочен к предельному облучению с МАЭД, Зв/ч
Время непрерывной работы от одного комплекта батарей при МАЭД 0,2 мкЗв/ч, ч, не менее
Нестабильность показаний за 24 часа непрерывной работы, %, не более
Нормальные условия эксплуатации прибора: температура окружающей среды, 0С; относительная влажность, %;атмосферное давление, кПа; напряжение питания, В101,3±4 2,4 — 3,0
Рабочие условия эксплуатации прибора: температура окружающей среды, °С относительная влажность при температуре 35 °С, % атмосферное давление, кПа;напряжение питания, Вминус 30 — 50 до 98 84,0 — 106,7 1,7 — 3,0
Пределы допускаемой дополнительной относительной погрешности при изменении температуры, относительной влажности и давления воздуха в пределах рабочих условий эксплуатации от границ нормальных условий, %
Пределы допускаемой дополнительной относительной погрешности при пониженном напряжении питания в пределах рабочих условий эксплуатации от границ нормальных условий, %
Пределы допускаемой дополнительной относительной погрешности при воздействии синусоидальной вибрации (группа исполнения N2 по ГОСТ 27451-87), %
Пределы допускаемой дополнительной относительной погрешности при воздействии ударных нагрузок, %
Питание прибора от двух гальванических элементов типа АА напряжением, В
Масса прибора с источниками питания, г, не более:
Габаритные размеры прибора, мм, не более:
Средняя наработка до отказа, ч
Знак утверждения типа наносится на титульный лист руководства по эксплуатации Дозиметров-радиометров ДКС-502 «Ангара» типографским способом и на плёночную этикетку, клеящуюся на корпус дозиметров, методом шелкографии.
Комплектность
Комплект поставки Дозиметров-радиометров ДКС-502 «Ангара» указан в таблице 2.
Руководство по эксплуатации с разделом 5 «Поверка дозиметров»
Поверка
осуществляется по документу ЖБИТ2.805.018РЭ (Раздел 5) «Дозиметры-радиометры ДКС-502 «Ангара». Руководство по эксплуатации», утверждённому ГЦИ СИ ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» 20.01.2015 г.
– рабочий эталон второго разряда по ГОСТ Р 8.804-2012 – поверочная дозиметрическая установка с набором источников из радионуклида 137Cs, диапазон мощности амбиентного эквивалента дозы от 5-10-4 до 10 мЗв/ч, погрешность не более ± 7 %;
– рабочий эталон первого разряда по ГОСТ 8.033-96 – эталонные источники бета-излучения из радионуклидов 90Sr+90Y одного из типов 4С0, 5С0, 6С0, диапазон плотности потока бета-частиц от 0,2 до 200 с-1^см-2 погрешность не более ± 6 %.
Сведения о методах измерений
М етодика измерений изложена в документе ЖБИТ2.805.018РЭ «Дозиметры-радиометры ДКС-502 «Ангара». Руководство по эксплуатации».
Нормативные документы
ГОСТ 27451-87 «Средства измерений ионизирующих излучений. Общие технические ус
ГОСТ 28271-89 «Приборы радиометрические и дозиметрические носимые. Общие техни
ГОСТ Р 8.804-2012 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений кермы в воздухе, мощности кермы в воздухе, экспозиционной дозы, мощности экспозиционной дозы, амбиентного, направленного и индивидуального эквивалентов дозы, мощностей амбиентного, направленного и индивидуального эквивалентов дозы и потока энергии рентгеновского и гамма-излучений;
ГОСТ 17225-85 «Радиометры загрязненности поверхностей альфа- и бета-активными ве
ществами. Общие технические требования и методы испытаний»;
ГОСТ 8.033-96 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений активно
сти радионуклидов, потока и плотности потока альфа-, бета-частиц и фотонов радионуклидных источников»;
ГОСТ 8.040-84 «ГСИ. Радиометры загрязненности поверхностей бета-активными вещест
вами. Методика поверки»;
ЖБИТ2.805.018ТУ «Дозиметры-радиометры ДКС-502 «Ангара». Технические условия.
Рекомендации к применению
– при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;
– при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
– при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Текст ГОСТ 35025-2023 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Требования к инспекторским центрам
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
ПРОДУКЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
Требования к инспекторским центрам
Российский институт стандартизации
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Транспортные технологии и техника» (ООО «Транс ТТ»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 19 октября 2023 г. № 166-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК(ИСО 3166) 004—97Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
ЗАО «Национальный орган по стандартизации и метрологии» Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2023 г. № 1499-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 35025—2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2024 г. с правом досрочного применения
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ПРОДУКЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ИНСПЕКТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ
Railway application. Inspection control. Requirements for inspection organizations
Дата введения — 2024—07—01 с правом досрочного применения
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к инспекторским центрам, уполномочиваемых владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на проведение инспекторского контроля продукции железнодорожного назначения и процесса ее производства в соответствии с ГОСТ 32894.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 32894 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения
ГОСТ ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования1)
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 утверждение полномочий на проведение инспекторского контроля: Подтверждение распорядительным документом владельца инфраструктуры права осуществлять инспекторский контроль соответствующей организации-заявителя (или его структурного подразделения).
- В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 9001—2015 «Системы менеджмента качества. Требования».
3.2 беспристрастность: Фактическое и воспринимаемое наличие объективности, выражающееся в отсутствии конфликтов интересов или в решении их таким образом, что они не оказывают отрицательного влияния на действия инспекторского центра.
владелец инфраструктуры: Государственная организация, юридическое лицо или индивиду-
альный предприниматель, имеющие инфраструктуру железнодорожного транспорта на праве соб-
ственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.
3.4 документарная проверка: Процесс оценки соответствия информации, содержащейся в документах организации, требованиям, предъявляемым к инспекторским центрам.
изготовитель (предприятие-изготовитель): Организация, независимо от ее организационноправовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие изготовление, и/или капитальный ремонт, и/или модернизацию продукции для реализации ее потребителям.
инспектор-приемщик, старший инспектор-приемщик: Работник инспекторского центра, осуществляющий инспекторский контроль.
Примечание — Вместо должности инспектора-приемщика может применяться должность инспектора (старшего инспектора).
инспекторский контроль: Контроль продукции железнодорожного назначения, а также процесса ее производства, осуществляемый работниками приемочной инспекции. Подразделяется на инспекторский контроль продукции и инспекторский контроль производственного процесса изготовления этой продукции.
инспекторский центр: Организация, получившая от владельца инфраструктуры утверждение полномочий на проведение инспекторского контроля.
3.9 организация-заявитель; заявитель: Юридическое лицо, имеющее намерение оказывать услуги по проведению инспекторского контроля и обратившееся с соответствующим заявлением к владельцу инфраструктуры.
Примечание — Организация-заявитель может иметь статус не юридического лица в случае, если она является обособленным структурным подразделением владельца инфраструктуры с соответствующими полномочиями.
продукция железнодорожного назначения: Продукция, изготовленная вновь, или вышедшая после ремонта, и/или прошедшая модернизацию, к которой относятся все виды подвижного состава, его составные части, компоненты инфраструктуры железнодорожного транспорта, предназначенные для использования в процессе железнодорожных перевозок.
приемочная инспекция: Группа инспекторов-приемщиков во главе со старшим инспектором-приемщиком, сформированная инспекторским центром для проведения инспекторского контроля на отдельно взятом предприятии-изготовителе.
3.12 реестр (инспекторских центров): Перечень организаций, обладающих утверждением полномочий и признанных в качестве инспекторских центров, размещенный держателем реестра в сети Интернет в открытом доступе и поддерживаемый им в актуальном состоянии.
Примечание — При формировании реестра также указывают организационно-распорядительный документ владельца инфраструктуры, определяющий область инспекторского контроля для каждого инспекторского центра и его контактные данные.
4 Общие положения
4.1 Проведение инспекторского контроля возлагается на инспекторский центр.
4.2 Сведения о соответствии требованиям настоящего стандарта заявитель предоставляет на рассмотрение владельцу инфраструктуры в виде комплекта документов (оригиналы или заверенные копии). Перечень документов устанавливает владелец инфраструктуры.
4.3 Для определения соответствия заявителя требованиям настоящего стандарта владелец инфраструктуры вправе провести документарную и выездную проверку заявителя, включая его территориальные подразделения.
Примечание — Выездную проверку проводят в случае недостаточности представленных заявителем сведений. Также выездную проверку проводят в случае подачи запроса от заявителя на утверждение полномочий проводить инспекторский контроль различных видов подвижного состава.
4.4 Признание организации в качестве инспекторского центра и утверждение его полномочий осуществляет владелец инфраструктуры на основании анализа предоставленных организацией-заявителем сведений о соответствии требованиям настоящего стандарта и результатов выездной проверки (при ее проведении).
4.5 Держателем реестра является представитель владельца инфраструктуры, определяемый Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — государств — участников Содружества).
5 Требования к инспекторским центрам
5.1 В целях обеспечения беспристрастности и независимости при проведении инспекторского контроля инспекторский центр:
– не может являться изготовителем продукции железнодорожного назначения, иметь доход от результатов деятельности изготовителей продукции;
– не может быть аффилированным лицом вместе с органом по сертификации.
5.2 Инспекторский центр должен иметь действующую систему менеджмента качества, соответствующую требованиям ГОСТ ISO 9001 и изложенную в руководстве по качеству.
5.3 Рекомендуемые требования к руководству по качеству приведены в приложении А.
5.4 Инспекторский центр должен обеспечить наличие актуальных нормативных правовых актов, действующих документов в области технического регулирования, стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к продукции, подлежащей инспекторскому контролю, не являющихся конфиденциальными и находящихся в открытой доступности, а также соблюдение в процессе деятельности инспекторского центра требований документов, регламентирующих проведение инспекторского контроля.
Примечание — Информация предоставляется в бумажном и (или) электронном виде, в том числе с использованием электронных справочно-правовых систем.
5.5 Инспекторский центр должен иметь документы, подтверждающие соблюдение требований настоящего стандарта, трудовые или гражданско-правовые договоры, копии документов о получении работниками образования, трудовые книжки (в бумажном или электронном виде).
5.6 Инспекторский центр должен вести учет информации о работниках (работники, выполняющие инспекторский контроль, руководящий и административный персонал), включая необходимые данные о квалификации, подготовке и опыте.
5.7 Инспекторский центр должен иметь документы (их копии), подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользова-
ния, помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ в рамках осуществления инспекторского контроля в соответствии с требованиями нормативных и правовых актов, документов в области технического регулирования и стандартизации.
5.8 Инспекторский центр должен иметь достаточное количество, но не менее пяти инспекторов-приемщиков (включая старших инспекторов-приемщиков), работающих на постоянной основе и соответствующих требованиям раздела 6, для осуществления инспекторского контроля по ГОСТ 32894 с учетом объема продукции, подлежащей инспекторскому контролю, и сроков его проведения.
5.9 Инспекторский центр должен иметь разработанные и применяемые процедуры получения, хранения, замены и утилизации приемочных клейм, инспекторских печатей и электронных цифровых подписей (при необходимости их использования), исключающих их неправомерное использование.
5.10 Инспекторский центр должен иметь разработанные мероприятия по предупреждению и противодействию коррупции внутри организации и поддерживать их в актуальном состоянии.
5.11 Инспекторский центр должен иметь доступ к информационным ресурсам, обеспечивающим хранение результатов проведения инспекторского контроля, а также отслеживающим (регистрирующим) качество выпускаемой продукции при эксплуатации.
5.12 Деятельность учредителей инспекторского центра и органа по сертификации должна исключать конфликт интересов.
6 Требования к инспекторам-приемщикам
6.1 Инспектор-приемщик должен иметь:
– высшее образование;
– опыт работы, связанный с производством и/или ремонтом продукции (не менее 3 лет);
– сертификат (аттестат) об изучении требований к системе менеджмента качества и системе менеджмента бизнеса для предприятий железнодорожной отрасли;
– навыки и профессиональные знания (в том числе знание документов по техническому регулированию и стандартизации, содержащих требования к контролируемой продукции), необходимые для выполнения инспекторского контроля в соответствии с требованиями ГОСТ 32894, подтвержденные результатами проведенной аттестации или проверкой знаний.
6.2 При инспекторском контроле продукции, производимой или ремонтируемой по документации с грифами государственной или коммерческой тайны, инспектор-приемщик должен иметь действующий допуск к этой документации.
Примечание — Доступ и ответственность инспекторов-приемщиков к документации с грифами государственной или коммерческой тайны регулируются договорными отношениями между инспекторским центром и изготовителем (предприятием-изготовителем).
7 Порядок утверждения полномочий на проведение инспекторского контроля
7.1 Решение о соответствии заявителя требованиям настоящего стандарта принимает владелец инфраструктуры, в ведении которого находится более 50 % протяженности железнодорожной инфраструктуры соответствующего государства — участника Содружества.
7.2 Владелец инфраструктуры не может принимать решения о соответствии в отношении иностранных заявителей.
7.3 Соответствие заявителя требованиям настоящего стандарта определяет владелец инфраструктуры, находящейся в государстве, в котором зарегистрирован рассматриваемый заявитель.
7.4 В случае подачи запроса от заявителя на проведение инспекторского контроля различных видов подвижного состава и компонентов инфраструктуры владелец инфраструктуры определяет возможность комиссионного рассмотрения соответствия заявителя требованиям настоящего стандарта.
7.5 При комиссионном рассмотрении соответствия заявителя требованиям настоящего стандарта совещательный орган (комиссию) рекомендуется организовывать согласно приложению Б.
7.6 В случае принятия решения о соответствии заявителя требованиям владелец инфраструктуры издает организационно-распорядительный документ (распоряжение или приказ), наделяющий заявителя правом проведения инспекторского контроля определенного вида продукции.
7.7 Изданный владельцем инфраструктуры организационно-распорядительный документ утверждает полномочия заявителя в качестве инспекторского центра.
7.8 Данные инспекторского центра вносятся в реестр.
7.9 Для контроля соответствия требованиям настоящего стандарта владелец инфраструктуры проводит плановые проверки инспекторских центров.
7.10 При получении объективных свидетельств несоответствия требованиям настоящего стандарта владелец инфраструктуры может организовать внеочередную проверку инспекторского центра.
7.11 При выявлении несоответствий требованиям настоящего стандарта действие полномочий инспекторского центра может быть прекращено решением владельца инфраструктуры, выдавшего организационно-распорядительный документ по 7.6.
7.12 В случае прекращений полномочий инспекторского центра владелец инфраструктуры издает соответствующий организационно-распорядительный документ (распоряжение или приказ) и уведомляет о прекращении полномочий инспекторского центра держателя реестра.
7.13 Информация о прекращении полномочий инспекторского центра должна быть доведена этим инспекторским центром до руководства предприятий, имеющих с ним договорные отношения на проведение инспекторского контроля.
8 Признание инспекторских центров государств — участников
8.1 Решение о признании результатов инспекторского контроля регулируется договорами (соглашениями) между владельцами инфраструктур, определенных в 7.3.
8.2 Вопросы, возникающие в ходе взаимодействия иностранных инспекторских центров и/или владельцев инфраструктур, утвердивших их полномочия, не указанные в соответствующих договорах, рассматриваются на заседаниях рабочих органов Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества.
Приложение А (рекомендуемое)
А.1 Устанавливают область применения системы менеджмента качества.
А.2 Определяют наличие политики в области качества, которая устанавливает:
– обеспечение основы для постановки целей и задач в области качества деятельности инспекторского центра;
– обязательства заявителя соблюдать критерии, установленные данным стандартом;
– требование к работникам, участвующим в проведении инспекторского контроля.
А.З Определяют требования к внутренней организации деятельности, предусматривающие:
– распределение прав, обязанностей и ответственности между работниками, в том числе утвержденные руководством и подписанные работниками должностные регламенты (инструкции);
– подчинение подразделения юридического лица, осуществляющего инспекторский контроль, непосредственно исполнительному органу юридического лица либо заместителю единоличного исполнительного органа юридического лица в целях исключения конфликта интересов подразделения юридического лица, осуществляющего инспекторский контроль, и его работников, с интересами иных подразделений юридического лица, их работников;
– назначение должностного лица (менеджера по качеству), обеспечивающего внедрение системы менеджмента качества и ее постоянное функционирование, которое является руководителем инспекторского центра или его заместителем либо уполномочено исполнительным органом юридического лица для осуществления указанных функций.
А.4 Указывают правила обеспечения конфиденциальности информации, в том числе поступающей от третьих лиц.
А.5 Предусматривают систему управления документацией (правил документооборота), которая должна включать в себя:
– правила утверждения и регистрации документов;
– правила учета и документирования результатов работ по инспекторскому контролю;
– правила ознакомления работников с документами;
– правила резервного копирования и восстановления документов;
– правила обеспечения актуальности используемых версий документов;
– правила, обеспечивающие наличие необходимых документов в местах их применения работниками;
– правила внесения изменений в документы;
– правила хранения документов, в том числе условия и сроки хранения;
– ведение реестра сведений об инспекторах-приемщиках.
А.6 Указывают правила размещения и актуализации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет следующих сведений заявителя:
– наименование заявителя, его адрес (местонахождение), номер контактного телефона, адрес электронной почты;
– состав органов управления заявителя, в том числе фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) руководителя заявителя;
– порядок рассмотрения жалоб;
– перечень документов, используемых при выполнении инспекторского контроля и определяющих требования к нему.
А.7 Указывают требования к лицам, привлекаемым заявителем в целях выполнения отдельных работ в рамках осуществления инспекторского контроля, и правил ведения записей о соответствии выполненной ими работы установленным требованиям.
А.8 Предусматривают систему мотивации и ответственности работников к обеспечению качества и при выявлении несоответствующей продукции в обращении.
А.9 Указывают наличие механизма внутреннего контроля соблюдения требований системы менеджмента качества, предусматривающего установление правил проведения контроля соблюдения требований системы менеджмента качества, проводимого заявителем, включающих:
– периодичность проведения внутреннего аудита;
– программу проведения внутреннего аудита;
– правила формирования отчета по итогам внутреннего аудита, включающего в том числе сведения о мероприятиях, предпринимаемых в связи с выявлением работ в рамках проведения инспекторского контроля, выполненных с нарушением установленных требований (далее — корректирующие мероприятия).
А. 10 Предусматривают наличие правил осуществления корректирующих действий, устанавливающих:
– систему анализа причин выполнения инспекторского контроля с нарушением установленных требований;
– процедуры выбора подходящих для устранения выявленных проблем корректирующих действий;
– правила оценки достижения целей корректирующих действий.
Приложение Б (рекомендуемое)
Требования к комиссии по рассмотрению соответствия заявителя и организация ее работы
Б.1 Состав комиссии формируется и утверждается владельцем железнодорожной инфраструктуры, в ведении которого находится более 50 % протяженности железнодорожной инфраструктуры соответствующего государства — участника Содружества.
Б.2 Председателя комиссии, его заместителя, состав секретариата комиссии утверждает владелец инфраструктуры.
Б.З Созданная комиссия функционирует на постоянной основе.
Б.4 Заседания комиссии проводятся при поступлении заявки от заявителя о намерении организации проводить инспекторский контроль.
Б.5 Расходы, связанные с документарной и выездной проверками, подлежат возмещению заявителем владельцу инфраструктуры, образовавшему комиссию в соответствии с национальным законодательством этого владельца инфраструктуры.
Б.6 Комиссию формируют из работников железнодорожного транспорта.
Б.7 Все члены комиссии должны иметь высшее образование.
Б.8 При необходимости в состав комиссии могут входить представители государственных органов.
Б.9 Общий уровень квалификации членов комиссии должен охватывать все направления производства продукции железнодорожного назначения.
Примечание — Под направлениями производства продукции железнодорожного назначения следует понимать производство и капитальный ремонт тягового подвижного состава, производство и капитальный ремонт вагонов (грузовых, пассажирских, специальных), производство и капитальный ремонт путевой техники, изготовление и ремонт комплектующих для подвижного состава, производство компонентов инфраструктуры, производство металлопродукции для железнодорожного транспорта.
Б.10 Комиссия правомочна принимать решения, если на ее заседании присутствует не менее 2/3 ее списочного состава.
Примечание — Решения принимаются при условии, что на заседании комиссии присутствуют представители направлений производства или потребления продукции в соответствии с компетенцией заявителя по планируемому инспекторскому контролю.
Б. 11 Решения комиссии принимают простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании.
Б. 12 При равенстве голосов голос председателя, а при его отсутствии голос заместителя председателя является решающим.
Б. 13 Результаты заседания комиссии оформляют протоколом, который подписывают председатель (а при его отсутствии — заместитель председателя) и секретарь комиссии. Протокол ведет секретарь комиссии.
Б. 14 Протокол содержит решение о соответствии или несоответствии заявителя требованиям настоящего стандарта.
Б. 15 В случае несоответствия заявителя требованиям настоящего стандарта в протоколе указывают причины несоответствия и предусматривают период рассмотрения устраненных несоответствий.
Б. 16 При положительном решении протокол служит основанием для издания владельцем инфраструктуры организационно-распорядительного документа об утверждении полномочий заявителя на проведение инспекторского контроля.
Ключевые слова: инспекторский контроль, продукция железнодорожного назначения, утверждение полномочий, инспектор-приемщик
Редактор Е.Ю. Митрофанова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Л.С. Лысенко Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой
Сдано в набор 01.12.2023. Подписано в печать 26.12.2023. Формат 60x847s. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 1,26.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.