Экологическая безопасность при работах по обращению с отходами i iv классов опасности

Периодичность обучения

Курсы подготовки специалистов относятся к дополнительному профессиональному образованию — повышению квалификации. Длительность программ составляет в среднем 144 часа. Большинство программ рассчитано на 72 часа занятий.

Исключением являются специалисты, работающие на опасных производственных объектов. Если деятельность связана с повышенным риском для здоровья или окружающей среды, курсы нужно проходить чаще — раз в 3 года или даже ежегодно.

Периодичность обучения прописана в профессиональных стандартах к каждой специальности. Точные сроки устанавливает работодатель и фиксирует во внутренних регламентах организации.

О сертификатах специалистов при консалтинговом обслуживании

По требованиям законодательства в штате предприятия обязательно должен быть обученный сотрудник, занимающийся обращением с опасными отходами, либо специалист, ответственный за охрану окружающей среды.

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности утверждён постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.

Лицензирование осуществляет Росприроднадзор через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (обязательно наличие усиленной ЭЦП), либо ведомство рассматривает пакет документов, направленный Почтой России заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Реестр выданных лицензий расположен на сайте.

Каким требованиям должен соответствовать соискатель лицензии, что нужно указывать в заявлении о получении лицензии, когда вносятся изменения в лицензию и в какие сроки принимается решение о ее выдаче в зависимости от заявленных видов работ — разбираем самое важное в нашем подробном гайде.

Временное накопление некоторых видов отходов

Хозяйствующие субъекты при эксплуатации предприятий (зданий и иных объектов), связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека (статья 11 № 89-ФЗ). Кроме того, условия и способы обращения с отходами производства и потребления должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (статья 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Читайте также:  Отрадное светлогорск

Накопление отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека (пункт 213 СанПиН 2.1.3684-21).

При накоплении отходов запрещается:

  1. накопление отходов в месте, не предназначенном для их складирования;
  2. накопление отходов более 11 месяцев;
  3. превышение при накоплении установленных нормативов образования отходов;
  4. смешивать при сборе и временном хранении различные виды и группы отходов;
  5. хранение в открытом виде (навалом) на площадках без применения средств пылеподавления;
  6. сброс отходов:
    • на почву;
    • в системы канализации;
    • в поверхностные и подземные водные объекты;
    • на территорию предприятия;
  7. любые действия, которые могут привести к механическому повреждению или разрушению емкостей с отходами;
  8. выброс в контейнер с ТКО (за исключением самих ТКО), сжигание (в котельной, отопительной печи или контейнере), передача подлежащих утилизации отходов физическим или юридическим лицам, не имеющим лицензии на деятельность по обращению с отходами;
  9. размещение отходов на полигонах ТКО (за исключением самих ТКО);
  10. захоронение отходов на территории предприятия или населенного пункта, где расположено предприятие.

Согласно СанПиН 2.1.3684-21 в зависимости от физико-химических свойств отходов допускается их временное накопление на производственных территориях:

  • на открытых площадках;
  • в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях).

Накопление промышленных отходов допускается:

  1. для I класса опасности — исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны);
  2. для II класса опасности — в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах;
  3. для III класса опасности — в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом;
  4. для IV класса опасности — навалом, насыпью, в виде гряд.

При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

  • временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
  • поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
  • поверхность площадки должна иметь твёрдое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Раздельное накопление ТКО

Раздельное накопление ТКО — путь к сокращению количества отходов, размещаемых на полигоне. Обязанность по раздельному накоплению отходов прописана в Порядке накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), утверждённом в каждом регионе.

ТКО относятся к IV и V классам опасности.

Как правило, Порядок предполагает два варианта реализации раздельного накопления:

  1. Дуальная схема/двухконтейнерная система, при которой в одном контейнере накапливаются смешанные/”влажные” отходы, содержащие органические отходы и отходы жизнедеятельности, а в другом — «сухие» отходы, годные к вторичной переработке (подлежащие утилизации), не загрязнённые пищевыми отходами;
  2. Многоконтейнерная система, предполагающая контейнер под смешанные/”влажные” отходы, содержащие органические отходы и отходы жизнедеятельности, и отдельные контейнеры для раздельного накопления таких фракций, как бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, годные к вторичной переработке (подлежащие утилизации), не загрязненные пищевыми отходами.

Как в первом, так и во втором варианте, необходимо письменное обозначение и цветовая индикация соответствующего контейнера. В некоторых регионах есть требование к объёму и материалу контейнеров.

Подробнее о раздельном накопллении отходов и правильном заключении «доходного» договора читайте в статье.

Правила накопления отработанных ртутных ламп

Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314.

Ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности.

Согласно Правилам накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность таких ламп. Для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп допускается использовать упаковку от новых ламп, чтобы исключить возможность их повреждения, и металлические контейнеры с брезентом.

Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, которая бы исключала загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека, и производится отдельно от других видов отходов.

Совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп не допускается.

Если у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп произошла аварийная ситуация, например, лампа разбилась, то загрязненное помещение необходимо покинуть и вызвать специализированные организаций, которые бы провели комплекс мероприятий по обеззараживанию помещений.

Потребители отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) могут самостоятельно обезвредить ртутное загрязнение с помощью специального демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.

Захоронение отработанных ртутьсодержащих ламп запрещено.

Ртутьсодержащие лампы и иные отходы I-II класса опасности передаются федеральному оператору по обращению с отходами данных классов опасности — ФГУП «ФЭО».

Правила накопления отработанных аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств

Аккумуляторы, содержащие электролит, относятся ко II-му классу опасности.

Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств» утверждены в разделе II приказа Минприроды России от 11.06.2021 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности».

Отходы аккумуляторов  транспортных средств (ТС) накапливаются отдельно от других отходов. Не допускается смешивать такие отходы с иными отходами производства и потребления, в том числе с ТКО.

ИП и юрлица, образующие отходы аккумуляторов ТС, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы ФЭО. Делается это в течение 11 месяцев со дня образования отходов аккумуляторов транспортных средств.

Накопление, хранение отходов аккумуляторов ТС осуществляются в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключен доступ посторонних лиц. Причем аккумуляторы ТС, заполненные кислотными и щелочными электролитами, должны накапливаться и храниться раздельно.

При накоплении, хранении, транспортировании указанных отходов запрещается их подвергать механическому воздействию, которые могут нарушить целостность и герметичность корпусов аккумуляторов.

Накопление отходов аккумуляторов ТС с признаками течи, нарушения герметичности или целостности корпуса аккумулятора осуществляется в кислотоупорной таре либо щелочеустойчивой таре (в зависимости от вида аккумулятора) отдельно от иных отходов аккумуляторов ТС. Такие отходы не подлежат хранению и должны быть освобождены от электролита. Слив электролита осуществляется в соответствии с порядком, установленным эксплуатационными документами на аккумуляторы и аккумуляторные батареи для ТС.

Помещение, предназначенное для накопления или хранения отходов аккумуляторов ТС, содержащих электролиты, должно быть оборудовано средствами для ликвидации возможного пролива электролитов, обеспечивающими их нейтрализацию.

Правила накопления отработанных батарей и аккумуляторов, утративших потребительские свойства, кроме аккумуляторов для ТС

Требования при обращении с группой однородных отходов «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств» утверждены в разделе III Приказа № 399, и практически ничем не отличаются от требований обращения с отходами аккумуляторов ТС.

Отходы батарей и аккумуляторов также накапливают отдельно от других отходов производства и потребления, в т.ч. от ТКО.

ИП и юрлица, которые образуют отходы батарей и аккумуляторов и не имеют лицензии на деятельность по обращению с ними, обязаны передать эти отходы ФЭО в течение 11 месяцев со дня их образования.

Накопление неповрежденных отходов батарей и аккумуляторов осуществляется раздельно от поврежденных отходов батарей и аккумуляторов, имеющих признаки течи, нарушения герметичности или целостности их корпуса.

Контейнеры (ёмкости) для накопления поврежденных отходов батарей и аккумуляторов изготавливаются из материалов, устойчивых к воздействию кислот и щелочей.

Если организация хочет организовать накопление батарей и аккумуляторов на своей территории в рамках экологической инициативы, необходимо иметь в виду, что максимальная вместимость контейнера (ёмкости), предназначенного для накопления отходов батарей и аккумуляторов, образующихся у граждан, и размещённого в общедоступных местах, не должна превышать 18 литров.

Накопление, хранение отходов батарей и аккумуляторов осуществляются в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключён доступ посторонних лиц.

При накоплении, транспортировании, хранении отходов батарей и аккумуляторов запрещается подвергать отходы механическому воздействию, приводящему к нарушению целостности и герметичности их корпусов.

Правила накопления отработанных минеральных и синтетических масел, утративших потребительские свойства

Отработанные масла относятся к III классу опасности.

Требования при обращении с группой однородных отходов «Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства» утверждены разделом IV Приказа № 399.

ИП и юрлица, образующие отходы масел, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях такую деятельность в течение 11 месяцев со дня образования отходов.

Накопление и хранение отходов масел осуществляются в соответствии с подпунктом 3.8.1 пункта 3.8 статьи 3 технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59. Этот документ является обязательным для РФ в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ.

Накопление отработанных нефтепродуктов должно осуществляться на ограждённой и накрытой территории. Обязательно наличие оборудования, которое позволит избежать загрязнения продуктами нефтепереработки окружающей среды. Также должны быть предупреждение об огнеопасности хранящихся материалов и средства пожарной безопасности (в том числе, сорбент). При необходимости помещение должно быть оснащено вентиляцией.

Покрытие полов в таких помещениях должно быть масло- и водонепроницаемым. В полах должны быть проложены сточные канавки. На территории необходимо поддерживать чистоту и не допускать загрязнения нефтепродуктами.

Всё оборудование, использующееся для хранения и сбора отработанных нефтяных материалов, должно обеспечивать защиту от механических загрязнений. Каждый предмет должен быть маркирован в соответствии с наименованием нефтепродукта, для которого он предназначен.

Каждая единица оборудования должна быть исправной и исключать вероятность пролива нефтепродуктов. Все операции по переливу продуктов нефтепереработки должны совершаться с использованием надежно заземленного оборудования.

Каждый резервуар для отработанного масла должен быть установлен в поддон. Его объём должен быть таким, чтобы вместить до 5% залитой в ёмкость жидкости. Поддоны также используются при ремонте автомобилей, поскольку возможен пролив масла. Слитую целенаправленно или пролитую случайно жидкость при этом необходимо перелить в специальный резервуар.

В местах накопления должны быть вывешены инструкции о порядке обращения с отработанными маслами и по противопожарному режиму. Для ликвидации возможных разливов масла в помещении для хранения и на площадках должен иметься ящик с песком и лопата.

Общие требования при сборе отработанных продуктов нефтепереработки таковы:

  1. Отработанное масло должно собираться отдельно от других материалов. Не допускается смешивать отходы масел с маслами и иными аналогичными продуктами, содержащими галогенированные органические вещества, с пластичными смазками, органическими растворителями, жирами, лаками, красками и иными химическими продуктами, наличие которых исключает возможность утилизации отходов масел;
  2. Сбор масел должен разделяться в соответствии со степенью загрязнения материала;
  3. Заливка отработанного материала должна производиться в резервуар, который находится вне помещения с компрессорной установкой;
  4. Для сбора отработанных нефтепродуктов должны использоваться ёмкости, специально предназначенные для этих целей;
  5. Масла для последующей регенерации нужно разделять в соответствии с их марками. Если масла различных марок разрешается использовать в одном и том же оборудовании, их можно сливать в один резервуар;
  6. Отдельно должны собираться индустриальные масла, эксплуатировавшиеся в оборудовании с сильным нагревом (более +110°С);
  7. Моторные масла запрещено смешивать с другими смазочными материалами.

Правила накопления компьютерного оборудования, утратившего потребительские свойства

Компьютерное, электронное, оптическое оборудование, утратившее потребительские свойства относятся к IV классу опасности.

Требования при обращении с таким оборудованием утверждены разделом V Приказа № 399.

К отходам электронного оборудования относятся:

  • принтеры,
  • МФУ (многофункциональные устройства),
  • сканеры,
  • мониторы,
  • мышки,
  • клавиатуры и т.д.

Образователи отходов электронного оборудования, не имеющие соответствующие лицензии, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы электронного оборудования», в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов.

Компьютерную технику можно продавать или отдавать в качестве товара на благотворительность непрофильным заготовителям/обработчикам/утилизаторам (в ОКВЭД отсутствует любое упоминание об обработке/утилизации) с целью дальнейшего использования по назначению — тогда она не будет считаться отходом. Если оргтехнику продавать, например, как лом, за символическую цену утилизатору, который явно не будет использовать её по назначению, то на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ, сделку могут посчитать недействительной.

Накопление, хранение отходов электронного оборудования осуществляются в местах (площадках) накопления, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения, оснащенные воздухообменной вентиляцией и средствами пожаротушения, исключающие доступ к таким отходам посторонних лиц. Запрещается в местах (площадках) накопления отходов электронного оборудования, на специализированных объектах хранения отходов электронного оборудования накопление, хранение отходов с пожароопасными свойствами.

При накоплении, хранении и транспортировании отходов электронного оборудования запрещается подвергать эти отходы механическому воздействию, которое может привести к нарушению их целостности.

Правила накопления шин, покрышек, камер

Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер» утверждены разделом VI Приказа № 399 и распространяются на шины, покрышки, камеры, утратившие потребительские свойства, а также на шины, покрышки, камеры, собственники которых признали их отходами.

Отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов. Не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления, в том числе с ТКО. Также нельзя сбрасывать такие отходы в водные объекты, на водосборные площади и на почву.

Образователи отходов шин, не имеющие соответствующей лицензии, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер», в течение 11 месяцев со дня образования отходов.

Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, которые имеют ограждение, оснащены средствами пожаротушения, и в которые исключён доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.

В местах (площадках) накопления и на специализированных объектах хранения отходов шин запрещается накапливать, хранить горючие и смазочные материалы, а также химические вещества (кислоты, щёлочи и другие вещества), взаимодействие с которыми может создать пожароопасную ситуацию.

При заключении договора на передачу шин необходимо иметь в виду, что:

  • запрещается обезвреживать отходы шин путем их сжигания на установках, не предназначенных для сжигания шин;
  • способы утилизации отходов шин являются приоритетными в следующей последовательности:
    1. утилизация отходов шин в качестве вторичного материального ресурса без применения термических методов;
    2. утилизация отходов шин с применением термических методов с получением продукции.

Правила накопления отходов электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей

Электролиты относят к отходам II и III класса опасности.

Отходы электролитов подлежат сбору, накоплению, транспортированию, хранению, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека.

Нельзя сливать отходы электролитов в систему централизованной канализации, сбрасывать их на почву, в водные объекты, на водосборные площади.

Образователи отходов электролитов II класса опасности, не имеющие соответствующей лицензии, обязаны передать эти отходы ФЭО. Если образуются отходы электролитов III класса — их нужно передать юрлицам и ИП, которые на законных основаниях осуществляют деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы электролитов». Передача отходов осуществляется в течение 11 месяцев со дня их образования.

Отходы электролитов накапливаются и хранятся раздельно по видам отходов в соответствии с ФККО. Накопление и хранение отходов электролитов на открытых площадках производятся в стационарных, закрытых, специально обустроенных емкостях. В помещениях такие отходы накапливаются и хранятся в закрытых, химически стойких емкостях при наличии приточно-вытяжной вентиляции.

В местах (площадках) накопления или на специализированных объектах хранения отходов электролитов должны быть предусмотрены средства для ликвидации возможного пролива отходов электролитов, обеспечивающие их нейтрализацию.

Доступ посторонних лиц к местам (площадкам) накопления и объектам хранения отходов электролитов запрещён.

Работа с Федеральным экологическим оператором по обращению с отходами I-II классов опасности — ФГУП «ФЭО»

Согласно пункту 1 статьи 14.4 № 89-ФЗ все образователи отходов I-II классов опасности обязаны заключить договор с ФЭО через государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности — ФГИС ОПВК. Организациям, которые самостоятельно обезвреживают данные отходы, заключение договора не требуется.

Подробнее о том, как эффективно организовать работу с ФЭО, заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, направить заявку на вывоз отходов в системе ФГИС ОПВК — в статье.

В таблице приведено несколько примеров, когда отходы не будут считаться опасным грузом.

Отдельно отметим требования к маркировке партии отходов — грузового места.

Грузовое место — это одна единица груза, которая предназначена для транспортировки: коробка, ящик, паллет, мешок, бочка или любой другой отдельный предмет. На каждый вид отхода своё грузовое место и своя заявка на вывоз.

Маркировка должна производиться для каждого грузового места и содержать:

  • полное или сокращённое наименование грузоотправителя и грузополучателя;
  • количество тары, объединённое данным грузовым местом;
  • адрес пунктов погрузки;
  • количество и тип отхода (например, ламп) в каждой таре;
  • масса грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах);
  • линейные размеры тары, если один из параметров превышает 1 метр.

Знаки и надписи не должны перекрывать друг друга.

QR-код, присвоенный грузовому месту, необходимо разместить на таре и (или) упаковке, закрепив его таким способом, чтобы он обеспечивал его неотделимость без повреждения и защищенность от внешнего воздействия, которое может привести к повреждению целостности.

Необходимо ответственно подходить ко всему циклу накопления-передачи отходов ФЭО, т.к. несоответствие фактических показателей партии отходов сведениям, указанным в заявке, может привести к возврату за счёт средств отходоообразователя и оплачиванию всех издержек, понесенных ФЭО при выполнении данной заявки.

Данные положения закреплены в договоре:

  • Федеральный оператор в течение 10 рабочих дней с даты передачи отходов на объект обезвреживания и (или) утилизации и (или) размещения отходов I и II классов опасности проводит оценку соответствия отходов условиям договора на оказание услуг. Если соответствие установлено, осуществляется приёмка отходов.
  • При выявлении несоответствия передаваемых отходов условиям договора федеральный оператор в течение 1 рабочего дня после завершения оценки соответствия передаваемых отходов оформляет акт возврата отходов по форме, предусмотренной приложением к договору на оказание услуг. Акт возврата не позднее 3 рабочих дней после его оформления направляется отходообразователю с указанием даты возврата отходов. Возврат отходов, которые не были приняты в связи с их несоответствием условиям договора, осуществляется за счёт отходообразователя в соответствии с условиями договора.

Подробнее

Экологическая безопасность – это своего рода ограждение человечества от возможных отрицательных последствий в области различного рода деятельности и чрезвычайных ситуаций. Поэтому для специалистов и руководителей, несущих ответственность за осуществление действий, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую обстановку, предусмотрено обучение по экологии. Это регламентировано рядом законодательных актов.

Часто задаваемые вопросы

Для зачисления на курс нужно оплатить обучение, пройти регистрацию на сайте Контур.Школы, заполнить анкету персональных данных и дождаться ее проверки. Срок проверки анкеты составляет от 1 до 3 рабочих дней.

Вся информация есть в инструкции пользователя.

Обучение проходит на сайте Контур.Школы. Для комфортного обучения нужно иметь хорошую скорость интернета на вашем компьютере, планшете или смартфоне, а также аудиогарнитуру. Перед началом обучения обязательно убедитесь, что ваш компьютер соответствует техническим требованиям.

Все просто: вы можете посмотреть его в записи. Вопросы вы можете задать по почте, через кнопку «Задать вопрос» на странице урока или на странице раздела «Мое обучение».

Преподаватели и эксперты курса проводят только письменные консультации и только по вопросам, которые возникают в течение обучения на курсе. Ответ на вопрос придет в письменном виде на вашу электронную почту. Правила сервиса «Вопросы эксперту» не предусматривают предоставление индивидуальных консалтинговых услуг.

Мы вышлем его заказным письмом Почтой России сразу после того, как закончится период доступа к онлайн-курсу. Если письмо не придет в течение месяца, обратитесь к куратору, и он поможет найти ваш документ.

Обратите внимание: документ выдается только в случае успешного прохождения итоговой аттестации по курсу.

Также Контур.Школа ведет внутренний реестр обученных слушателей и выданных документов. Он закрыт для публичного доступа. На основании информации, включенной в реестр, мы отвечаем на официальные запросы о подтверждении выданных документов и выдаем дубликаты.

Для налогового вычета нужны следующие документы:

  • закрывающие документы — оформляет и направляет специалист сервисного центра. Для запроса оригиналов документов (акт, счет, договор) вам нужно обратиться к менеджеру, с которым вы заключали договор на обучение;
  • лицензия учебного центра — выписка из сводного реестра лицензий.

Портал открытых данных Правительства Москвы:
чтобы получить информацию о лицензии на осуществление образовательной деятельности АНО ДПО «Учебный центр СКБ Контур», введите ИНН 7715091714.
С 1 января 2021 года в сфере лицензирования произошел переход к «реестровой модели», который установил отказ от лицензий на бумажном носителе в пользу предоставления лицензии путем внесения записи в реестр лицензий (ст. 15 и п. 2 ст. 21 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 91 273-ФЗ «Об образовании в РФ»)

Ответственность за нарушения экологического законодательства

Правовые методы регулирования охраны окружающей среды определены в статьях 75–80 ФЗ №7 “Об охране окружающей среды”. Ответственность за экологические правонарушения предусмотрена УК РФ и КоАП. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических и экологических требований влечет наложение штрафов на юридические лица в размере 150–250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. За экологические правонарушения также предусмотрена уголовная ответственность.

Как регулируют охрану окружающей среды

Designed by Freepik

Виды экологических правонарушений:

  1. незаконная вырубка леса;

  2. строительство объектов в природоохранных зонах.

Законодательные акты по обучению специалистов

Обучение требуется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по двум направлениям.

Первое

«Обеспечение экологической безопасности» — по статье 73, ФЗ №7. Руководители предприятий и ответственные за охрану окружающей среды лица, должны получить дополнительное образование по экологической безопасности.

Выбор программ обучения по обеспечению экологической безопасности зависит от области деятельности предприятия:

Второе

«Работа с опасными отходами» — по статье 15, ФЗ №89. Лица, допущенные к работе с отходами I–IV класса опасности, должны пройти профессиональную подготовку и получить удостоверение, дающее право на обращение с опасными отходами.

Среди программ обучения можно выбрать:

Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами

Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

“Экологические преступления, посягающие на безопасность водных объектов: характеристика и разграничение со смежными деликтами: монография”
(Зверева А.И.)
(под ред. Ю.В. Грачевой)
(“Проспект”, 2019)
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 250 УК РФ, и доктрина, и практика признают вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста <1>. Относительно же субъекта загрязнения морской среды мнения криминалистов расходятся: часть из них полагает, что в данном случае также имеет место общий субъект, другие отстаивают мысль о специальном субъекте – лице, на которое возложена обязанность по соблюдению правил охраны морской среды <2>, третьи вообще не раскрывают признаки субъекта преступления <3>. Первый подход, на наш взгляд, является более правильным: конструктивные признаки состава преступления, вытекающие из ст. 252 УК РФ, не дают оснований для однозначного вывода о специальном субъекте преступления. Не упоминает о специальном субъекте загрязнения морской среды и Постановление Пленума Верховного Суда РФ “О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования”, акцентирующее в п. 3 внимание правоприменителя на признаках такого субъекта в других случаях совершения экологических преступлений. Конкретная судебная практика по ст. 252 УК РФ также подтверждает “ординарность” субъекта преступления: в качестве такового выступают, например, лица, с которыми организация заключила гражданско-правовой договор, к тому же не имеющие сертификата, подтверждающего обучение по программе “Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами” <4>; лица, отвечающие за наполняемость топливных танков водного судна <5>; лица, осуществляющие персональный контроль за безопасной и эффективной загрузкой и перемещением бункера на борту судна <6>, и т.п. Во всех этих случаях на лицах, совершивших преступления, лежали определенные обязанности, но это не были специальные обязанности, обеспечивающие соблюдение правил охраны морской среды. Следовательно, представляется допустимым сделать вывод о том, что субъектом рассматриваемых преступлений является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

“Правовой режим объектов размещения отходов”
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)
Территориальным органам Росприроднадзора при осуществлении проверки соблюдения лицензионных требований и условий, установленных пп. “в” п. 6 Положения, до принятия и вступления в законную силу порядка транспортирования отходов I – IV классов опасности, предусматривающей дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, рекомендуется обращать внимание соискателей и лицензиатов на необходимость соблюдения вышеназванных требований нормативных правовых актов и положений ГОСТ при условии, что транспортируемые отходы I – IV классов опасности подпадают под категорию опасных грузов”.

Нормативные акты

Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
“О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”
6.1. Корпорация в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета и государственного заказчика государственного оборонного заказа в установленной сфере деятельности, государственного заказчика государственных программ Российской Федерации в области обороны и безопасности, в области развития и устойчивого функционирования Северного морского пути, включая развитие инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, а также обеспечения навигации и круглогодичной проводки судов по Северному морскому пути, долгосрочных целевых программ, научно-технических и инвестиционных программ и проектов, специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории, и создания объектов инфраструктуры, обеспечивающих безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, межгосударственных программ, федеральной адресной инвестиционной программы, осуществляет размещение заказов, включая размещение государственного оборонного заказа, заключает государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также иные гражданско-правовые договоры.

Требования к обучению по экологической безопасности

Необходимость регулярного обучения руководителей предприятий и ответственных за охрану окружающей среды лиц указана в ФЗ №7 от 10.01.2002. Курсы дополнительного образования также должны проходить все специалисты, работающие с отходами I–IV класса — требования ФЗ №89.

Какой документ выдается специалистам после обучения?

По приказу Минобрнауки №499 дополнительное профессиональное образование можно пройти очно, заочно или в очно-заочной форме с использованием дистанционных технологий.

Кто проверяет наличие образования у специалистов по экологической безопасности?

Контроль за соблюдением экологического законодательства ведут сразу несколько инстанций. Каждая из них вправе проверить наличие образовательных документов (сертификатов и удостоверений) у работников организации. Среди проверяющих органов:

Вопрос — Ответ


Что такое экологическая безопасность (ЭБ)?

Экологическая безопасность — это приемлемая степень воздействия различных негативных факторов, как природного, так и антропогенного характера на среду обитания и организм человека. Также под экологической безопасностью понимается комплекс мероприятий, разработанных для снижения негативного воздействия или его недопущения


Кто обязан проходить обучение по экологической безопасности

Согласно законодательству, проходить обучение по ЭБ обязаны руководители и специалисты организаций, чья должностная обязанность заключается в принятии решений, которые могут потенциально навредить окружающей среде и общественному благополучию. Курсы по экологической безопасности должны проходить все сотрудники, которые работают с отходами I–IV класса опасности. Они обязаны получить удостоверение и соответствующий допуск


Сколько длится обучение по экологической безопасности

Требования Федерального закона №7 “Об экологической безопасности” предусматривают три уровня обучения в зависимости от области деятельности предприятия:

  • «Обеспечение экологической безопасности систем управления» — 210 часов;
  • «Обеспечение экологической безопасности при обращении с опасными отходами» — 112 часов;
  • «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления» — 72 часа.

Также обучение регламентируется ФЗ №89 “Об отходах производства и потребления”. Данное направление называется «Работа с опасными отходами» для специалистов, которые работают с отходами I–IV класса опасности


Курсы по экологической безопасности: что это такое?

Курсы по ЭБ представляют собой форму дополнительного образования, а именно повышение квалификации (ПК). По окончании курсов слушателям выдается удостоверение и соответствующий допуск. Проходить подобные курсы необходимо не реже, чем раз в 5 лет. Обучение требуется в течение всей трудовой карьеры, вне зависимости от занимаемой должности

Порядок учёта в области обращения с отходами

Статья 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учёт образовавшихся отходов.

Порядок учёта в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028. Он устанавливает требования к организации и ведению учёта образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.

  • требования к ведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов;
  • формы таблиц учёта отходов, особенности их ведения и срок хранения на предприятии.

По результатам инвентаризации хозяйствующий субъект должен сформировать перечень образующихся видов отходов, подлежащих учёту по установленной Порядком форме.

Учёт ведётся одним из двух способов:

  • в электронном виде
  • на бумажном носителе.

Данные учёта обобщаются только по итогам календарного года по состоянию на 1 января в срок не позднее 25 января года, следующего за отчётным периодом.

При ведении учёта в электронном виде обобщённые данные учёта по итогам календарного года выводятся на бумажный носитель и заверяются подписью ответственного лица.

Заполнение журнала ведётся в тоннах, при этом нужно соблюдать правила округления:

  • до третьего знака после запятой для отходов I-III классов опасности,
  • до первого знака — для отходов IV-V классов опасности.

Чтобы пересчитать кубометры в тонны, необходимо знать плотность отходов, но самый лучший вариант — запросить у контрагента либо плотность отходов, которую он использует для пересчёта, либо просить прописывать в передаточных документах вывезенный тоннаж.

Норматив образования твёрдых коммунальных отходов (ТКО) и Территориальная схема обращения с ТКО утверждены в каждом регионе, поэтому найти плотность для ТКО не составит труда самостоятельно.

Перечень исходных данных для формирования журнала учёта отходов:

  1. Перечень отходов (инвентаризация), образующихся на предприятии;
  2. Протоколы состава каждого наименования отходов, образующихся на предприятии;
  3. Акты, УПД, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие передачу отходов другим хозяйствующим субъектам, физическим лицам и/или принятие отходов от других лиц;
  4. Цепочки договоров на передачу/принятие всех наименований отходов с Лицензиями на вид деятельности по процедуре их обращения (от транспортировки до утилизации/обезвреживания/захоронения). Если передача права собственности на продукты обработки не прописана в договоре, при передаче отходов на обработку требуются договоры и Лицензии до конечного «потребителя» отходов.

Из договоров в журнал учёта идут наименование контрагента, ИНН и юридический адрес, номер, дата, срок действия договора, а из Лицензий — её реквизиты.

Данные учёта заполняются ответственным лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя предприятия.

Физическим лицам можно передавать только отходы V класса опасности.

Приложение № 3 к Порядку предусматривает указание данных по отходам V класса опасности гражданам. В данном случае обязательно указывается место проживания граждан (населенный пункт).

При передаче отходов физическим лицам хозяйствующий субъект вправе сам выбрать форму документа, подтверждающего факт такой передачи отхода.

Если отходы V класса опасности передаются гражданам, то в столбце 12 Приложения № 3 к Порядку (Дата и номер договора на передачу отходов) нужно указать названия и реквизиты документов, на основании которых были переданы отходы (например, реквизиты заявления гражданина, приказ по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю).

Почему так важно знать конечного «потребителя» отходов? Дело в том, что отходообразователь несет ответственность за весь жизненный цикл своих отходов, т.к. является их собственником. Ему необходимо вносить плату за негативное воздействие. В данном случае — за размещение отходов на полигоне. Если предприятие не знает, на каком полигоне размещаются его отходы, то не сможет верно внести плату за НВОС, т.к. вносится она по ОКТМО полигона, как источника НВОС.

Статистический отчёт 2-ТП (отходы)

Форму федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» предоставляют:

  • юридические лица;
  • физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ИП), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с ТКО;
  • операторы по обращению с ТКО.

Форму не предоставляют юрлица и ИП, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

Заполненная форма предоставляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения исключительно в электронном виде (посредством использования бесплатного сервиса «Личный кабинет природопользователя», либо платных сервисов, в которых реализована подача отчёта в Росприроднадзор) до 1 февраля. Она должна быть подписана электронно-цифровой подписью (ЭЦП).

При наличии у юрлица обособленных подразделений отчёт заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юрлицу без этих обособленных подразделений.

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Временно не работающие организации, на которых в течение части отчётного периода имели место производство товаров и оказание услуг, форму федерального статистического наблюдения предоставляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают.

Организации-банкроты также не освобождены от предоставления сведений. Только после того, как вынесено определение арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесена в единый государственный реестр юрлиц запись о его ликвидации, организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме.

Форма 2-ТП (отходы) заполняется на основании журнала учёта отходов по Приказу № 1028 с обозначенными ранее правилами округления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *