Рекультивация земель
Компания активно занимается рекультивацией земель исторического наследия.
Очистка воды
Бережное потребление водных ресурсов – приоритет Роснефти в области охраны окружающей среды.
5 июня во всем мире отмечали День охраны окружающей среды. Дата была установлена ООН для привлечения внимания общественности к вопросам бережного отношения к природным ресурсам. В этом году главными темами экологического дня стали борьба с пластиковым загрязнением и внедрение принципов экономики замкнутого цикла, основанной на переработке вторичного сырья.
Особая экологическая ответственность в этом плане ложится на лидеров российского бизнеса. Пример системной и эффективной природоохранной политики показывает нефтяная компания Роснефть.
В прошлом году объем зеленых инвестиций Роснефти составил около 57 млрд руб., что на 4% больше, чем годом ранее. А всего за последние три года компания направила на природоохранные мероприятия почти 156 млрд руб. Эти средства пошли на повышение надежности трубопроводов, улучшение управлением сточными водами, обращение с отходами и рекультивацию нарушенных земель, в том числе исторического наследия.
Стратегия Роснефти заключается в том, чтобы достичь суммарного положительного воздействия на экосистемы. Для этого реализуются комплексные мероприятия по внедрению принципов циркулярной экономики, сохранению биоразнообразия и ликвидации экологического ущерба, накопленного в предыдущее время, в том числе в советский период.
Вторичное сырье
На предприятиях Роснефти ведется раздельный сбор вторичного сырья – пластмасс, бумаги, картона, металлолома и пр. Такие отходы передаются на утилизацию специализированным организациям. Например, на Сызранском НПЗ в 2022 году собрано и передано на дальнейшую переработку более 9 т макулатуры и 200 кг пластика.
Так компания повышает эффективность процессов обращения с отходами и внедряет принципы экономики замкнутого цикла. Роснефть формирует метрики для мониторинга, проводит обучение работников, сокращает виды расходных материалов.
Акции по охране окружающей среды
5 июня Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК), входящая в Роснефть, провела акцию по сбору старых автомобильных шин для последующей передачи на утилизацию – механического дробления для повторного использования. Работники очистили от выброшенных шин более 2 км территории, старые шины также привезли и сдали работники РНПК и жители Рязани.
В результате было собрано и вывезено более 50 куб. м отходов.
Повышение экологичности производства
Одна из дочерних структур компании, Роснефть – Смазочные материалы, в прошлом году стала участником Ассоциации рециклинга отходов. Это позволит выполнять задачи по повышению экологичности производства, развитию экологической культуры, совершенствованию процессов обращения с отходами.
Вывод
Компания Роснефть активно занимается рекультивацией земель исторического наследия, сохранением биоразнообразия, сбором вторсырья и другими экологически значимыми мероприятиями. Их стратегия направлена на достижение суммарного положительного воздействия на экосистемы и минимизацию экологического ущерба.
Экологическая политика Роснефти
Рекультивация земель
В вопросе исторического наследия Роснефть поставила амбициозную цель – к 2035 году полностью рекультивировать все земли с накопленным экологическим ущербом. С 2013 по 2022 год компания уже восстановила 2711 га земель исторического наследия.
Бережное использование водных ресурсов
Одним из экологических приоритетов Роснефти является бережное и разумное потребление водных ресурсов. Например, комплекс биологических очистных сооружений Башнефти обеспечивает высочайший уровень очистки стоков, а предприятия Самотлорнефтегаз и Самаранефтегаз полностью прекратили забор воды из природных водоемов.
На Ачинском НПЗ Роснефти эффективность системы очистных сооружений достигает 99,8%. Ангарская нефтехимическая компания перешла на более эко-дружественный метод обработки стоков ультрафиолетом, отказавшись от хлорирования.
Сохранение биоразнообразия
Другим важным направлением экологической политики Роснефти является сохранение биоразнообразия. Компания проводит мероприятия по восполнению водных биоресурсов и научные исследования видов – биоиндикаторов экосистем.
Дочерние предприятия Роснефти восполняют популяции ценных видов рыб в водоемах, выпустив в 2022 году более 55 млн мальков. Например, Самотлорнефтегаз и Конданефть реализуют проект по сохранению сибирского осетра, включенного в Красную книгу.
Природоохранные проекты
Комсомольский НПЗ совместно с заповедником Заповедное Приамурье занимается сохранением и восстановлением популяции краснокнижного белоплечего орлана. Сахалинморнефтегаз-Шельф, занимающаяся проектом Сахалин-1, обеспечивает защиту серых китов.
Все мероприятия по сохранению экосистем компании основаны на многолетних исследованиях и наблюдениях ведущих биологов.
Экологические инициативы Роснефти в различных регионах России
Уватский район Тюменской области
В прошлом году компания РН-Уватнефтегаз, дочерняя структура Роснефти, запустила программу по изучению и защите популяции лесного северного оленя. Эксперты из Тюменского государственного университета при поддержке компании изучают орнитофауну и состояние редких видов птиц, включенных в Красные книги России и Тюменской области.
Красноярский край
В Востсибнефтегаз по оказанию помощи специалистам государственного природного заповедника Тунгусский изучают благородного оленя – марала. Предприятие выделяет гранты на исследование растительного покрова, пострадавшего от возгораний природного характера на территории Эвенкии.
Восстановление лесных насаждений
Важное внимание уделяется восстановлению и компенсации лесных насаждений. Дочерние предприятия Роснефти за прошлый год высадили более 7 млн саженцев деревьев различных пород. Суммарно с 2020 по 2022 годы было высажено более 18 млн саженцев, способствуя устойчивому развитию экосистем и сохранению биологического разнообразия.
Экологическое волонтерское движение
Компания активно поддерживает экологическое волонтерское движение. Участие принимают работники компании, их семьи, молодежь и школьники. Проекты, такие как Зеленая весна, Живи, лес!, Дерево Памяти и другие, пользуются популярностью среди участников. Например, в прошлом году сотрудники и школьники провели совместную экологическую акцию по очистке береговых линий водохранилища.
Признание общественности
Экологическая деятельность дочерних предприятий Роснефти получила высокую общественную оценку. Несколько компаний были признаны победителями Всероссийского конкурса Лидер природоохранной деятельности в России.
Природоохранная деятельность судов
Научный руководитель:
К.ю.н., доцент Т.В. Кивленок
ENVIRONMENTAL ACTIVITIES OF COURTS
Scientific supervisor:
PhD in law, associate professor T. V. Kivlenok
В статье рассматриваются вопросы природоохранной деятельности судов, а также проблема отсутствия специализированного экологического суда в России и эффективность судебных решений в радиусе охраны окружающей среды.
Защита окружающей среды в судах России
Статья затрагивает вопросы экологической деятельности судов, поднимает проблему отсутствия специализированного экологического суда в России, а также эффективность судебных решений в рамках защиты окружающей среды.
Ключевые слова
природоохранная деятельность, судебная деятельность, экологические правонарушения.
Экологическая сфера является одной из наиболее проблемных областей, обладающих множеством трудностей, которые не нашли своего эффективного решения по сей день. Это обуславливается сразу несколькими факторами:
- Сложность внесения изменений в ход жизнедеятельности отдельных природных явлений
- Невозможность замещения некоторых природных ресурсов
- Увеличение населения
- Рост городов
- Развитие промышленности и т.д.
Вместе с тем, от состояния экологии зависит физическое существование человечества, что обеспечивает первостепенность задачи охраны окружающей природной среды.
Природоохранная деятельность
Природоохранная деятельность на сегодняшний день осуществляется практически во всех государствах мира, при этом, реализуемые в ее рамках направления, а также субъектный состав крайне различен. Она может осуществляться посредством издания соответствующей нормативно-правовой базы, установления юридической ответственности за нарушение экологического законодательства, проведения мероприятий по очищению окружающей среды и т.д.
Законодательство
В Российской Федерации действует Федеральный закон Об охране окружающей среды от 10.01.2002 № 7-ФЗ, согласно которому среди направлений природоохранной деятельности выделяются такие, как:
- Разработка и издание законов и подзаконных актов в области охраны окружающей среды
- Разработка и реализация программ в области экологического развития
- Определение порядка обращения с радиоактивными отходами и т.д.
Более конкретные действия в направлении природоохраны регламентируются в подзаконных актах, федеральных программах, законах и программах субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды (например, на сегодняшний день действует государственная программа Охрана окружающей среды).
Роль судебных органов
Судебные органы осуществляют свои полномочия с целью защиты прав и законных интересов граждан, прав юридических лиц, а также иных субъектов права. Применительно к сфере природоохранной деятельности суды призваны:
- Рассматривать административные дела по фактам нарушений экологического законодательства
- Осуществлять контроль за исполнением санкций и мер по восстановлению нарушенной окружающей среды
Таким образом, судебные органы являются важным элементом системы охраны окружающей среды в России.
Заключение
Защита окружающей среды – это важная задача, решение которой требует совместных усилий государства, общественных организаций и граждан. Создание специализированного экологического суда в России может способствовать более эффективной защите окружающей среды и выполнению экологического законодательства.
References
- Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации Охрана окружающей среды: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 326
защищать права и законные интересы в области окружающей среды. Такие права освещены сразу в нескольких нормативно-правовых актах Российской Федерации, одним из важнейших и центральных среди которых выступает Конституция: в ст. 42 провозглашается право каждого на благоприятную окружающую среду, а также достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение причиненного экологическими правонарушениями здоровью или имуществу ущерба5. Указанное право конкретизируется в иных, отраслевых правовых актах. К сожалению, на сегодняшний день наблюдается активная тенденция нарушения экологических прав. Так, согласно статистическим данным Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, в 2021 г. было зарегистрировано 20 289 только наиболее опасных правонарушений – преступлений6.
В правоохранительной деятельности суд выступает в роли гаранта соблюдения экологических прав и интересов субъектов, в чем выражена его главная задача в рамках природоохранной деятельности. Важность природоохранной деятельности судебных органов сложно переоценить: в частности, ее значимость проявляется при проведении сравнения с аналогичной деятельностью административных органов, которые, в отдельных случаях, также способны принимать решения по экологическим спорам и осуществлять деятельность по восстановлению нарушенных прав и свобод в экологической сфере. Тем не менее, решения административных органов не являются окончательными и могут быть оспорены, опять-таки, в суде. В свою очередь, судебные решения (вплоть до последней инстанции) являются окончательными. Сказанное говорит о безусловном авторитете судов, в частности, в рамках деятельности по охране экологических прав и интересов.
Следует заметить, что экологические споры в России могут рассматриваться в порядке сразу же нескольких видов судебного производства: конституционного, гражданского,
административного или уголовного. Например, экологические споры в порядке гражданского судопроизводства рассматриваются мировыми судьями, судами общей юрисдикции, либо арбитражными судами.
В чем же конкретно заключается природоохранная деятельность судов? Суды, рассматривая тот или иной спор, затрагивающий сферу экологических правоотношений, выносят мотивированное решение, в котором на лицо, нарушившее норму экологического
законодательства, возлагаются определенные обязанности, либо лицо, экологические права и интересы которого нарушены, наделяется определенными правами. Так, одним из решений на администрацию муниципального образования была возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок, которые были образованы в связи с ее бездействием7. Таким образом, благодаря деятельности суда удалось предотвратить более серьезные последствия в виде отравления несанкционированными свалками почвы, а также причинения вреда флоре и фауне в целом. Вместе с тем, на наш взгляд, природоохранная деятельность судов далеко не всегда отвечает целям охраны природы. Это касается тех случаев, когда принятое по результатам рассмотрения дела решение не подразумевает обязывание того или иного субъекта совершить определенные действия, направленные на защиту или восстановление окружающей среды. Ярким примером является решение Чунского районного суда Иркутской области: в связи с установленными нарушениями в экологической сфере с ООО «Фирма Адис» в пользу муниципального образования был взыскан ущерб, причиненный объектам животного мира, среде его обитания8. Однако, ответчиком были допущены нарушения, сопряженные с уничтожением части лесного массива, что не может быть поправимо за счет взыскания с него ущерба. На наш взгляд, при вынесении решений по экологическим спорам суды должны возлагать на нарушителя обязанность по совершению полезных для окружающей среды действий. Так, применительно к исследуемому примеру можно было бы обязать организацию в определенный срок осуществить посадку деревьев в счет возмещения уничтоженных деревьев. При невозможности совершения таких действий ответчиком, в отношении истца, которому будут перечислены денежные средства в счет возмещения вреда, может быть возложена обязанность по самостоятельному устранению последствий нарушения экологического законодательства.
5 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
6 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2021 г. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552/ (Дата обращения: 05.06.2022).
7 Решение Шацкого районного суда Рязанской
области от 27 июля 2021 г. по делу № 2А-237/2021 URL: https://shacky–
riz.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num= 1 &name_op=doc&number=487753 53&delo_id=1540 005&new=0&text_number=1 (Дата обращения: 03.06.2022).
8 Решение Чунского районного суда Иркутской области от 22 ноября 2021 г. по делу № 2-583/2021 URL: https://chunsky–
irk.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num= 1&name_op=case&case_id=297014015&case_uid=93 3ba66a-c934-446b-8584-
71d12b1f83aa&delo_id= 1540005 (Дата обращения: 03.06.2022).
Именно такие решения реально имеют природоохранительную направленность.
Природоохранная деятельность судов в России, на сегодняшний день, осуществляется системой судов, предусмотренной Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»9, которая не предусматривает наличие специализированных экологических судов. Следует отметить, что в ряде зарубежных государств такие суды все же функционируют: например, А.Н. Ермаков в своем исследовании отмечает такие государства, в которых действуют специализированные экологические суды, как Швеция, Новая Зеландия, Республика Кения. Касаемо России, по мнению автора, отсутствует реальная необходимость в создании подобных судов, что связано с такими факторами, как финансовые и организационные сложности, неэффективность природоохранной деятельности таких судов10. Однако, на наш взгляд, наличие в системе судов специализированных экологических судов свидетельствует о развитости государства в экологическом вопросе, его сильной природоохранной политике. Нельзя согласиться с мнением (присущим А.Н. Ермакову) о том, что наличие в России такого специализированного суда, как Суд по интеллектуальным правам, является оправданным, в отличии от существования соответствующего экологического суда. В противовес этому мнению целесообразно отметить, что окружающая среда, ее защита, является более приоритетным направлением, нежели защита интеллектуальных прав, как минимум потому, что от защиты первой зависит жизнедеятельность, возможность нормального биологического существования всего человечества.
Проведенное исследование свидетельствует, что природоохранная деятельность судов Российской Федерации нуждается в совершенствовании. Во-первых, имеется необходимость в создании самостоятельного судебного органа – специализированного экологического суда по аналогии с существующими в ряде зарубежных государств; во-вторых, необходимо пересмотреть содержание санкций судебных решений, выносимых по экологическим делам, включив в него обязывание той или иной стороны совершить действия,
способствующие защите или восстановлению окружающей природной среды.
О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 326 // Собрание законодательства Российской Федерации, № 18 (ч.Ш), 05.05.2014, ст.2171.
Решение Шацкого районного суда Рязанской области от 27 июля 2021 г. по делу № 2А-237/2021 URL: https://shacky–
Ермаков А.Н. Судебная специализация в сфере охраны окружающей среды в России и за рубежом // Человек. Право. Экология. Сборник научных и научно-прикладных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов. Под общ. ред. Т.А. Григорьевой. 2017. С. 70-73.
9 О судебной системе Российской Федерации:
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, №2 1, ст. 1.
10 Ермаков А.Н. Судебная специализация в сфере охраны окружающей среды в России и за рубежом // Человек. Право. Экология. Сборник научных и научно-прикладных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов. Под общ. ред. Т.А. Григорьевой. 2017. С. 72.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 марта 2023 года; проверки требуют 8 правок.
англ. Nature conservation, Nature protection
Тема природа, биология, науки о Земле, окружающая среда
Предмет изучения природа, антропогенное загрязнение, антропогенные факторы, антропогенные процессы и др.
Основные направления Охрана окружающей среды, энвайронментализм, геоэкология и др.
Медиафайлы на Викискладе
История охраны природы
После революции в России были созданы природоохранные комиссии, занимавшиеся координацией природоохранных работ по охране природы на местном уровне.
17 февраля 1925 года был принят Декрет СНК РСФСР «Об утверждении списка научных, музейных, художественных и по охране природы, учреждений и обществ, находящихся в ведении Главного Управления научных и научно-художественных учреждений Народного Комиссариата Просвещения Р. С. Ф. С. Р.»
1960 — Закон РСФСР от 27 октября 1960 года «Об охране природы в РСФСР».
1970 — Земельный кодекс РСФСР от 1 декабря 1970 года, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. № 898 «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов».
1978 — Лесной кодекс РСФСР от 8 августа 1978 года
Мероприятия по охране природы
Почтовый блок России. Охрана природы – актуальная тема филателии.
Мероприятия, связанные с охраной природы, можно разделить на следующие группы:
Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и, вследствие этого, угроза существованию на Земле живых организмов (в том числе человека) потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. Среди таких мер — очистка окружающей среды, упорядочение использования химикатов, прекращение производства ядохимикатов, восстановление земель, а также создание заповедников.
В России природоохранные меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и другом федеральном законодательстве.
В ряде стран в результате осуществления правительственных природоохранных программ удалось существенно улучшить качество окружающей среды в отдельных регионах (например, в результате многолетней и дорогостоящей программы удалось восстановить чистоту и качество воды в Великих озёрах).
Судебная защита природы
Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятной и богатой ресурсами
России – пора осознать, что время нерегулируемого безлемитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Закон РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной среды отводят регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду раздел II, ст. 11-14, где также особо выделяет право граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.
Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды. В последние годы государством, его исполнительными властными структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Российской Федерации владели этой информацией. Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояние окружающей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи в области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов. Более 24 тысяч предприятий на сегодня являются злостными загрязнителями вод и воздуха. С позиции действующего законодательства, их деятельность преступна. Но вопреки всем декларациям о приоритете прав личности (в том числе на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду) перед другими интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими.
В последние годы мы столкнулись с появлением новых, притом опаснейших видов противоправного поведения по отношению к окружающей среде. Это захоронение на территории России сотен тонн радиоактивных, токсичных, опасных медицинских отходов, ввозимых тайком из других государств. Также поступают и отечественные предприятия, вырабатывающие опасные отходы и под прикрытием фальсифицированных документов или даже без них сбрасывающие эти отходы на землях лесов, на городских свалках без принятия каких-либо мер предосторожности.
Несоблюдение элементарных правил охраны окружающей cреды , приводящих к загрязнению водоемов, атмосферного воздуха, почвы обьясняют трудностями экономического положения. Производители не только экономят на природе и нарастающими темпами потребляют природные ресурсы, но и не используют в производственных процессах уже имеющиеся очистные сооружения и технологии.
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.
Экология человека (социальная экология) — составная часть экологической науки, изучает закономерности взаимоотношений человеческого общества и окружающей его природной, а потому и социальной, среды, т.е. биосферы и антропогенные системы, взаимное влияние человека и природы между и внутри этих сложных экосистем. Появление человека, человеческого общества означало новое качество в эволюции биосферы планеты. Сейчас необходим следующий этап, качественно новый, так как среда обитания человечества должна быть преобразована в ноосферу, т.е. биосферу управляемую человеческим разумом. Этому должно способствовать право, ибо любые (даже самые отрицательные для природы) последствия жизнедеятельности человека можно (и должно) регулировать нормами экологического права (правовая экология).
Экологическое право — это взятые во взаимосвязи:
а) природноресурсовое право — система юридических норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию природных объектов, ресурсов, комплексов в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и различных природопользовоателей.
б) природоохранительное право — система юридических норм, регулирующих общественные отношения по сохранению, воспроизводству и улучшению
(оздоровлению) окружающей человека природной среды, включая защиту ее от вредных последствий хозяйственной деятельности человека.
Значит, предметом экологического права являются сложные (комплексные) специфические общественные отношения — природноресурсовые и природоохранительные.Экологическое право составляет сердцевину социальной экологии, т.к. закрепляет наиболее важные общественные отношения по использованию и охране природы. В свою очередь, социальная экология и экологическое право — это составные части понятия «экология».
Равовая охрана природы и ее составных компонентов
В период научно-технической революции особенно важна правовая охрана природы, под которой понимается система юридических мер, направленных на сохранение окружающей природной среды, рациональное использование природных богатств; воспроизводство природных ресурсов и оздоровление (улучшение) окружающей человека природной среды. Правовая охрана природы — составная часть природопользования В России, т.е. повседневная деятельность, направленная на оздоровление окружающей природной среды (различными средствами и в разных направлениях, а также составная часть природноресурсового законодательства, не менее значительная, чем само природопользование.
Правовая охрана природы — не самоцель (как это вытекает из целей движения «зеленых»), а необходимое средство защиты человека и окружающей его природной среды от неблагоприятного воздействия различных факторов, включая собственно хозяйственную деятельность человека. Цель правовой охраны природы — сохранить и возможность воспроизвести существующий естественный мир планеты (флору и фауну); предотвратить наступление вредных последствий антропогенной деятельности человека, стихийных сил самой природы, что означает необходимость сохранения и даже повышения качественных характеристик окружающей природной среды, в связи с чем изначально следует определить объекты ее правовой охраны. Правовое регулирование во взаимозависимой сложной системе «общество- природа» до сих пор производится по поводу конкретных объектов природы, сферы жизни человека, всей земной экосферы.
Объект природы — это как вся естественная среда обитания жизнедеятельности человека, так и ее отдельные компоненты. Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что они имеют естественное происхождение, т.е. появились в результате естественного эволюционного развития вне зависимости от воли и сознания человека, связаны с окружающей природной средой, имеют социально-экологическую ценность.
Объекты природы не имеют стоимости как меры затраты человеческого труда, но имеют условно денежную оценку, которая проистекает на основе учета затрат, направленных на восстановление поврежденного объекта природы. Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что являются экологической ценностью (социально-экологическая ценность), которая проявляется в обеспечении качества биологического режима жизни человека. Рациональное использование земной природы в настоящее время в центр внимания ставит «экологические системы», а не только отдельные ее части.
Кологические системы, подлежащие правовой охране.
Экологические системы бывают различного вида. Во-первых, это естественные (нетронутая природа), т.е. область активной биологический жизни, она включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы Земли . Здесь все живые организмы естественно взаимосвязаны между собой и средой их обитания. Во-вторых, модифицированные («обработанная природа»), т.е. измененная человеком природная среда его обитания, носящая системный характер функционирования. Во-третьих, трансформированные человеком (превращенная природа), т.е. преобразованная среда жизни человека в процессе его хозяйственной (и иной) деятельности на «лоне природы».
Экологическая политика должна иметь две составляющие: первая — санация (очистка) и рекультивация загрязненных и экологически неблагополучных территорий, вторая — охрана природы и не истощительное природопользование в экологически чистых районах. А для реализации этих планов надо знать реальное состояние природы нашего, хотя и сократившегося, но все еще обширного Отечества. Существует насущная необходимость уменьшения «потребительного давления» человека, до сих пор ориентированного на максимализацию качества уровня своей жизни.
В условиях индустриального общества — это главный фактор отрицательного воздействия на земные экосистемы различного уровня.
Разумеется, это воздействие — неизбежное следствие жизнедеятельности человека, своеобразная плата за цивилизацию. Но, этот процесс необходимо регулировать нормами экологического права. Государство предусматривает целый ряд мер организационно-правового обеспечения управления природопользованием и охраны природной среды, включая систему разнообразных государственных органов, как общего управления, так и специально уполномоченные органы комплексного управления, отраслевые природоохранительные органы (по видам природных ресурсов), а также органы функционального надзора (по ядерной и радиационной безопасности, горный и промышленный надзор и др.). Кроме того, государство через систему специализированных кадастров производит количественный и качественный учет (оценка) природных ресурсов и вторсырья, т.е. создает систему достоверных сведений о реальном состоянии земли (почвы), лесов, вол, полезных ископаемых. Сюда же входят реестры рыбных запасов, диких животных, водный, лечебно-оздоровительных ресурсов, Фонд заповедных объектов, Федеральный регистр потенциально опасных веществ, международная, Российская (региональные), Красная книга — совокупность сведений о состоянии и распространении редких, исчезающих (находящихся под угрозой исчезновения) видов флоры и фауны. Основное место в механизме охраны природной среды занимает нормирование качества окружающей среды и экологический контроль.
Нормирование качества — это установление показателей (нормативов) предельно- допустимого воздействия (ПДВ) человека на окружающую природную среду, т.е. стандартизация хозяйственной и иной деятельности человека.
Норма ПДВ — это такая мера воздействия на окружающую природную среду, при которой стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и энергии во всех экологических подсистемах единой экосистемы Земли.
Показатели нормативов качества — это общие требования ко всем видам нормативов, установленные в целях научно-обоснованного сочетания (баланса) экономических и экологических интересов общества.
Они установлены в следующей последовательности:
а) медицинский критерий — «пороговый» уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду, за пределами которого наступают необратимые изменения — мутация. Этот критерий, установленный медициной, определяет требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека и критерии безопасности среды обитания человека.
б) технологический — способность экономики обеспечить выполнение пределов воздействия на человека и среду его обитания;
в) научно-технический — способность научно-технических средств контролировать ПДВ воздействие по всем параметрам.
Законодательство устанавливает следующие нормативы качества:
а) санитарно-гигиенические — предельно допустимые объемы концентрации (ПДК) вредных химических, физических, биологических веществ и воздействий, радиации естественного фона и приборов любого рода и направленности, вредных веществ в продуктах питания, о чем нам ранее просто не сообщали. К
ПДК относят также нормативы санитарных, защитных и запретных зон;
б) производственно-технические — предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов (ПДВ) шума, тепла, вибрации, промышленной радиации магнитных полей, любых вредных веществ и воздействий в народном хозяйстве и быту.
Сюда же относят строительные, промышленные нормы и правила, включая градостроительные (технико-экономические нормативы, определяемые отраслевыми органами охраны природы);
в) комплексные — наименее разработанные и наиболее важные нормативы, которые как бы суммируют все виды нормативов качества, поскольку определяют уровень предельно допустимой нагрузки на всю природную среду (ПДН). С другой стороны, они определяют уровень предельно допустимой нагрузки (влияния) на организм человека всех факторов среды его обитания, как искусственного, так и естественного происхождения.
Управление охраной (защитой) окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендаций управомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий).
Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер предусмотренного законодательством по охране (защите) и рациональном использовании природных ресурсов. Система экологического контроля включает в себя не только государственный и общественный надзор, но и экологический мониторинг (включая международный), проведение экологической экспертизы, оценку воздействия любой планируемой деятельности на среду обитания.
Экологический мониторинг направлен на всю среду или на отдельные компоненты (природные объекты, природные комплексы, природные ресурсы).
Государственный экологический мониторинг — это служба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и его подразделения на местах.
Государственный экологический мониторинг — это процесс сбора и преобразования информации о состоянии естественных и антропогенных изменений окружающей среды. Кроме Роскомгидромета его осуществляют Минприроды, Россанэпиднадзор, Комитет РФ по земельной реформе и землеустройству и другие органы.
Экологическая экспертиза по реальной значимости не менее важная часть системы экологического контроля, это обязательная предварительная мера, предшествующая, а потому и определяющая принятие хозяйственного решения с целью проверки его соответствия требованиям экологической безопасности. Предварительно проверяя документацию, проекты, программы, материалы, изделия, сырье и т.д., экологическая экспертиза выступает организационно- правовой формой предупредительного контроля всех предплановых (предпроектных) материалов, а также экологического обоснования выдачи лицензий и сертификатов. Ее значимость повышает обязательность участия (или самостоятельной экспертизы) в государственной экспертизе представителей общественности от национального движения «зеленых» до представителей
«Гринпис». Обычно формами ее выступают эколого-санитарная, эколого-правовая и эколого-нормативная экспертиза. По своему характеру к ней примыкает такая мера предварительной оценки как оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду.
Существуют следующие способы причинения вреда окружающей человека среде: повреждение — частичное приведение в негодность по качеству и количеству природного объекта, ресурса, комплекса; истощение — уменьшение полезных природных свойств (потеря потенциала, его функций); уничтожение — полное качественное и количественное приведение в негодность; загрязнение — любое изменение физико-химического состава любым способом и в любой степени сверх установленной нормы.
Ст. 4, 86 Закона об охране окружающей природной среды применяют термин «порча», который по смыслу грамматического толкования следует понимать как способ причинения вреда. В то же время порча» — это любое неблагоприятное воздействие, ведущее к изменению количественных и качественных характеристик природных объектов (ресурсов). В этом смысле — это родовое понятие (загрязнение в широком смысле слова). Тогда все виды «порчи» — это стадии «разрушения» — процесса приведения в негодность конкретного природного объекта, ресурса, комплекса (процесс порчи). Вред может быть правомерным, т.е. допускаемым государством в пределах установленных норм как результат «нормальной» хозяйственной деятельности, так и неправомерным как результат нарушения природоохранительного законодательства. Оба вида вреда это следствие невозможности полностью согласовать экономические потребности и экологические интересы.
Следует различать две взаимосвязанные формы вреда — ущерб, реальные или предполагаемые потери количества или качества природной среды (так называемый «экологический ущерб») и убытки, т.е. экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь («экономические убытки»).
Экологический ущерб — это отрицательное изменение полезности окружающей природной среды, которое определяется нормами экологического права.
Экономические убытки определяются еще и нормами других отраслей права (гражданским, трудовым и т.д.).
В целом экологический ущерб и экономические убытки — это вред природной среде, неминуемые затраты человеческого общества на современном этапе его развития.
В экологическом праве существуют различные виды ответственности:
эколого- правовая, наступающая за причинение неправомерного экологического вреда;
эколого-экономическая, наступающая за причинение вреда в результате правомерной, разрешенной государством деятельности, связанная с выплатой определенной компенсации, направляемой на восстановление объектов природы.