Эскадренные миноносцы проекта 956
Эскадренные миноносцы проекта 956 строились на судостроительном заводе № 190 имени А. А. Жданова в период с 1976 по 1992 год включительно для Военно-Морского флота СССР. Последние корабли серии достраивались уже для Военно-Морского флота России. После распада СССР закладка новых и достройка нескольких уже заложенных кораблей проекта была прекращена из-за проблем с финансированием.
Два корпуса в 1997—2000 годах были достроены по проекту 956Э (в экспортном исполнении) по заказу Военно-морских сил Народной Освободительной Армии Китайской Народной Республики, ещё два вновь заложенных корабля в 2000-х годах были построены по заказу ВМС КНР по модернизированному проекту 956ЭМ.
Служба и эксплуатация
С момента вступления в строй и до окончания холодной войны эскадренные миноносцы проекта 956 интенсивно эксплуатировались на различных морских театрах, от Баренцева моря до Персидского залива и Южно-Китайского моря, активно участвовали в боевых службах советского Военно-Морского флота, демонстрировали советское военное присутствие в мировом океане, в том числе и в зонах вооружённых конфликтов.
Проектирование и строительство
- Заводы: № 190, № 861, № 877
- Скорость: 6500 / 8000
- Водоизмещение: 156,5 / 17,2 / 5,96
- Мощность: 100 000 л. с.
Список кораблей
- Современный
- Отчаянный
- Отличный
- Осмотрительный
- Безупречный
- Боевой
- Стойкий
- Окрылённый
- Бурный
- Гремящий
- Быстрый
- Расторопный
- Безбоязненный
- Безудержный (с 2007 Гремящий)
- Беспокойный
- Московский комсомолец (с 1992 Настойчивый)
- Бесстрашный (с 2004 Адмирал Ушаков)
- Важный (достроен для КНР как Ханчжоу)
- Вдумчивый (достроен для КНР как Фучжоу)
- Внушительный (в ВМС НОАК Тайчжоу)
- Вечный (в ВМС НОАК Нинбо).
Дополнительная информация
Эскадренные миноносцы проекта 956, известные также как эсминцы типа Современный — последний из разработанных и реализованных в СССР проектов кораблей класса эскадренный миноносец, относятся к третьему поколению эсминцев. Проектный шифр — Сарыч, кодовое обозначение НАТО — Sovremenny class destroyer.
Примечания к реестру
Реестры russianplanes.net составляются на основании сообщений в СМИ, анализа фотографий и расписаний, разрешённых к публикации данных от эксплуатантов, авиазаводов, КБ, из Архива Экономики, а также на основании дополнений, присылаемых посетителями сайта, ST, PL, AF.
Администрация проекта не несёт ответственности за возможные неточности и неактуальность приведённых сведений.
Северному морскому пути может не хватить судов
Для обеспечения заявленного к 2035 г. грузооборота по СМП потребуется 130-160 единиц флота.
В 2030 г. грузооборот по СМП может достичь 193 млн т.
Более 130 единиц флота необходимо будет задействовать на Северном морском пути (СМП) для обеспечения грузооборота, запланированного к 2035 г. Об этом во время пленарного заседания XVII Международной выставки по гражданскому судостроению Нева 2023 сообщил замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. По данным директора дирекции СМП Росатома Вячеслава Рукши, потребность в судах будет еще больше – 160 единиц.
Согласно прогнозам Росатома, уже в 2030 г. грузооборот по СМП может достичь 193 млн т, а в 2035 г. – 220 млн т. Напомним, что по итогам 2022 г. он составил 34,1 млн т. Это на 2 млн т больше прогнозной цифры.
Прогнозируемые грузы
Как рассказал Рукша, ожидается, что основными перевозимым по СМП грузами в 2030 г. станут:
- сырая нефть (свыше 100 млн т в год)
- сжиженный природный газ (СПГ, около 70 млн т в 2030 г.)
- уголь, металлы и снабженческие грузы.
Необходимость нового флота
Чтобы реализовать перевозки заявленного объема, необходимо резко нарастить строительство нового флота арктического класса, отметили участники пленарного заседания. Сейчас в России в эксплуатации находится только 45 грузовых судов высокого арктического класса. Как рассказал Евтухов, около 40 новых судов уже законтрактованы и находятся на различных этапах строительства. В Арктике уже работают три новых ледокола серии 22220, но к 2035 г. с учетом выбывающего устаревшего флота, нужно будет построить не менее 10 ледоколов проекта 22220 и новые ледоколы Лидер. После ввода в эксплуатацию головного судна на воду должны быть спущены еще два серийных Лидера. Также предстоит построить четыре новых неатомных ледокола. В общей сложности для того, чтобы справиться с запланированным к 2035 г. грузооборотом по СМП, требуется в общей сложности 18 новых ледоколов, уточнил Евтухов. При этом, по словам Рукши, за последние 10 лет было построено всего три новых ледокола.
Обеспечение грузооборота
По оценкам Рукши, всего для обеспечения грузооборота по СМП к 2035 г. нужно построить более 90 новых судов высокого арктического класса. При этом больше всего опасений у участников рынка вызывает не ледокольный флот, который служит лишь для проводки, а суда для грузоперевозок. Генеральный директор Совкомфлота Игорь Тонковидов напомнил, что отечественная внешняя торговля в целом обеспечена контролируемым Россией флотом менее чем на 10%. То есть более 90% всех работающих с Россией торговых судов сейчас контролируются другими странами.
## Проблема российского грузового флота: вызовы и перспективы
**Предварительные замечания**
С учетом того, что российская внешняя торговля обеспечена контролируемым Россией флотом менее чем на 10%, актуальность проблемы становится очевидной. Чтобы возить указанные грузы, нужны крупнотоннажные суда. Особенно это касается Северного морского пути (СМП), где могут работать только специально сконструированные и специально построенные суда.
**Нужда в крупнотоннажных судах для СМП**
Основную потребность в ближайшие годы СМП будет испытывать в крупнотоннажных судах для перевозки нефти и сжиженного природного газа (СПГ). Например, компания Газпром начала поставки СПГ в Китай через СМП, отправив танкер-газовоз в середине августа.
Для обеспечения вывоза СПГ с завода в Усть-Луге потребуется около 20 дополнительных танкеров, которые нужно будет построить.
**Проблемы с постройкой крупнотоннажных судов**
В настоящее время единственная верфь в России, которая способна строить подобные суда, - это судостроительный комплекс Звезда в Приморском крае. Однако верфь уже загружена заказами от компании Новатэк на постройку судов для проекта Арктик СПГ-2. Сроки строительства задерживаются из-за проблем с поставками комплектующих и оборудования.
**Нужда в новых газовозах**
По оценке специалистов, для удовлетворения растущего грузопотока в ближайшие 10 лет необходимо построить более 30 новых газовозов. В противном случае не будут выполнены задачи экономики, особенно внешней торговли.
**Ограничения и неравные условия**
Российский флот сегодня функционирует в неравных условиях с иностранным, испытывая ограничения по доступу к сервисам, капиталу, судоремонтной базе и др. Это создает проблемы для развития грузового флота страны.
В целом, проблема российского грузового флота требует серьезного внимания и мер для решения вызовов и перспектив развития.
Сравнение газотурбинной установки
Газотурбинная энергетическая установка на кораблях типа Спрюэнс существенно уступает по мощности и ресурсу котлотурбинной установке проекта 956. Однако у нее есть важные преимущества:
- Меньший вес
- Относительная простота обслуживания и ремонта
- Повышенная живучесть при сотрясениях и боевых повреждениях
Газовые турбины на кораблях Спрюэнс могут развивать полную мощность из холодного состояния всего за 12 минут, в то время как котлам на проекте 956 требуется для этого 1,5 часа. Компактность газотурбинной установки относительно паровых турбин и котлов может быть преимуществом, однако объемные газоходы, нужные для газотурбинных двигателей, компенсируют этот выигрыш.
Оружейное вооружение
По артиллерийскому и противокорабельному вооружению корабли проекта 956 существенно превосходят корабли типа Спрюэнс. Однако у кораблей Спрюэнс противолодочные возможности выше за счет более мощной гидроакустической станции AN/SQS-53 и наличия управляемого противолодочного комплекса ASROC в их вооружении.
Заключение
Хотя корабли проекта 956 и корабли типа Спрюэнс имеют свои преимущества и недостатки, сравнение их основных характеристик позволяет лучше понять особенности этих судов и их боевые возможности. Каждый из них подходит для определенных задач и условий эксплуатации.
Установка на «Спрюэнсы» в ходе модернизаций двух четырёхзарядных пусковых установок ABL, предназначенных для размещения крылатых ракет «Томагавк», дала эсминцам США преимущество в виде возможности атаки удалённых береговых объектов и размещения противокорабельной модификации «Томагавка» RGM-109B TASM (англ. Tomahawk Anti-Ship Missile). Аналогичные модернизации советских эсминцев с довооружением их крылатыми ракетами «Оникс» и «Калибр» так и остались в проекте. Вместе с тем следует отметить, что дальнобойная противокорабельная ракета TASM оказалась неэффективной: из-за невысокой скорости её подлётное время оказалось слишком велико, что давало возможность атакованной цели уйти из зоны уверенного захвата ГСН ракеты. Уже в 1990-е годы неудачную TASM сняли с вооружения, переоборудовав изготовленные образцы в стандартные «Томагавки» для атаки стационарных объектов, так что в части противокорабельного оружия советские эсминцы так и остались непревзойдёнными.
Как и все западные корабли третьего поколения, эскадренные миноносцы типа «Спрюэнс» не имели архитектурной радиолокационной защиты: поверхности надстроек и дымовых труб выполнялись вертикальными и четырёхугольного сечения, давая максимальное отражение локаторных лучей. В отличие от них, конструкция советских боевых кораблей уже с 1960-х годов рассчитывалась на снижение отражённого сигнала, для чего внешние поверхности надстроек и бортов выполнялись с отклонением от вертикали, а в поперечном сечении надстройкам и трубам была придана многоугольная форма со скошенными углами. Не стали исключением и эсминцы проекта 956. В дополнение к архитектурным формам, некоторые из советских эсминцев получили в опытном порядке и радиопоглощающее покрытие, снижающее возможности по захвату корабля ГСН противокорабельных ракет противника. В частности, такое покрытие наносилось на эсминец «Боевой».
Никольский А., «Последний советский эсминец»
Сравнение с кораблями четвёртого поколения
Американский эсминец Arleigh Burke в Средиземном море, 13 марта 2003 года
Превосходя в 1980-е годы по большинству показателей практически все зарубежные эсминцы своего времени, советские эсминцы типа «Современный» при запланированных модернизациях и развитии проекта вполне могли бы на равных соперничать и с разработанными позже эсминцами уже следующего, четвёртого, поколения. Однако в то время, как в США приступили к массовой постройке новейших эсминцев типа «Арли Бёрк» (спроектированы в 1980—1985 годах, головной введён в строй в 1991 году), доставшиеся России от ВМФ СССР эсминцы после 1991 года лишь отстаивались у пирсов, постепенно приходя в негодность; о постройке улучшенных кораблей, равно как и модернизации существующих, долгое время даже речи не заходило.
Тем не менее, несмотря на разрыв поколений, советский проект всё ещё достойно смотрится даже на фоне более новых кораблей своего класса. Противокорабельное и артиллерийское вооружение проекта 956 так и осталось непревзойдённым: ничего сопоставимого со сверхзвуковой крылатой ракетой «Москит» и автоматической двуствольной 130-мм артустановкой западные эсминцы не получили до сих пор.
Следует признать, что на новых кораблях предприняты более существенные меры по снижению отражённого радиосигнала, чем это было сделано на эсминцах проекта 956 «Сарыч». Прямостенные участки борта и надстроек «Сарычей» при плавании на ровном киле вследствие переотражения с гладкой поверхностью моря дают более значительные значения ЭПР, чем у многих кораблей постройки 1990-х и 2000-х годов. В частности, советские эскадренные миноносцы типа «Современный» имеют в семь раз большую ЭПР, чем французские фрегаты типа «Лафайет» (помимо архитектуры, здесь сказываются и более скромные размерения последних), однако при качке разница сокращается втрое.
Японский эсминец «Мёко» типа «Конго» в походе
Безусловно, разница во времени разработки не может не сказываться при сравнении боевых возможностей эсминцев, принадлежащих к двум разным поколениям. По сравнению с эсминцами типа «Арли Бёрк» и их аналогами вроде японских «Конго» у советских «Современных» установлена устаревшая и недостаточно совершенная многофункциональная БИУС, единственная РЛС обнаружения воздушных целей обусловливает меньшие возможности ПВО, а слабая гидроакустика и отсутствие противолодочных ракето-торпед предопределяет отставание в возможностях ПЛО. Советские эсминцы практически лишены конструктивной защиты, в то время как более новые американские «Арли Бёрки» несут кевларовое прикрытие жизненно важных частей корабля – хотя стоит отметить, что параметры этого прикрытия засекречены, а в его реальной эффективности есть основания сомневаться.
Вместе с тем у эсминцев проекта 956 имеются также и общие недостатки с эсминцами типа «Арли Бёрк» первой серии – отсутствие постоянного вертолётного ангара и недостаточная дальность плавания на оперативной скорости. Хотя по последнему показателю американские эсминцы имеют некоторое преимущество – 4400 миль на 20 узлах против 3940 миль на 18 узлах для советских эсминцев 956-го проекта – но, как можно видеть, разница не очень велика. В данном случае недостатки котлотурбинной ГЭУ по сравнению с более прогрессивной газотурбинной себя не проявили. В численности экипажа, несмотря даже на большую автоматизацию вооружения и главных механизмов, американский эсминец также не получил сколько-то заметного выигрыша – его экипаж составил 337 человек против 343 на советских ЭМ проекта 956.
Эсминец «Боевой» в Оманском заливе, ноябрь 1987 года
Первый корабль проекта 956, эсминец «Современный», вступил в состав советского Военно-Морского Флота 24 января 1981 года. Уже 30 декабря того же года он, по плану испытаний корабельного вооружения, совершил первый межфлотский переход среди всех эсминцев 956-го проекта, обогнул Европу и, выйдя из Средиземного моря, прибыл в Севастопольскую ВМБ. 20 марта 1983 года, находясь на первой боевой службе, эсминцы «Современный» и «Отчаянный» в составе КУГ из нескольких кораблей провели учебную минную постановку.
Из четырнадцати эскадренных миноносцев проекта 956, переданных флоту до 8 декабря 1991 года, восемь кораблей («Современный», «Отчаянный», «Отличный», «Безупречный», «Окрылённый», «Гремящий», «Расторопный» и «Безудержный») вошли в состав 56-й бригады эсминцев 7-й ОПЭСК Северного флота ВМФ СССР, шесть других кораблей («Осмотрительный», «Боевой», «Стойкий», «Быстрый», «Бурный» и «Безбоязненный») вошли в состав разных соединений Тихоокеанского флота – преимущественно в состав 175-й бригады ракетных кораблей.
Эсминец «Отличный» покидает Норфолк после официального визита, 25 июля 1989 года
Во время службы в Военно-Морском Флоте СССР эскадренные миноносцы проекта 956 принимали активное участие в большом числе боевых служб и военно-морских учений, таких как «Океан-83», «Атлантика-84», «Заполярье-84», «Эскадра-84», «Монкада-85» и других. Корабли проекта выполняли контроль за учениями ВМС стран НАТО в Норвежском и Средиземном морях, следили за корабельными и авианосными группами флотов США и Великобритании. Помимо боевых задач, эсминцы проекта 956 выполняли и мирные миссии, наносили официальные и дружеские визиты в порты ряда стран: Алжира, Вьетнама, ГДР, Греции, Египта, Индии, КНР, Кубы, Ливии, Сирии, США, ФРГ, Югославии, стран Африки и других, демонстрируя советский Военно-Морской флаг.
Распад СССР привёл к резкому – до 20 раз – сокращению государственного заказа для ВМФ, включающего как строительство новых кораблей, так и комплексный ремонт уже находящихся в составе флота боевых единиц. Недофинансирование затронуло и корабли проекта 956: строительство новых эскадренных миноносцев было прекращено (достраивались лишь уже заложенные), а текущий и средний ремонт уже построенных кораблей либо задерживался, либо вообще не проводился. Это наложилось на падение дисциплины и квалификации личного состава, и в сочетании с требовательностью котлотурбинной энергетической установки к соблюдению условий эксплуатации привело к тому, что большинство эсминцев проекта 956 находилось в строю менее десяти лет, хотя расчётный срок их службы должен был превышать два десятилетия. Так, всего пять лет эксплуатировался эсминец «Стойкий», шесть лет — «Окрылённый», семь лет — «Безудержный» и «Осмотрительный», восемь лет — «Безупречный», «Гремящий» и «Расторопный», девять лет — «Боевой» и «Безбоязненный».
В итоге, уже к 2002 году из семнадцати эсминцев, построенных для ВМФ СССР и России, в строю фактически оставалось всего пять кораблей: «Боевой», «Бурный», «Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный», остальные корабли либо были разделаны на металл, либо отправлены в резерв или на консервацию. К 2011 году из перечисленных пяти кораблей три («Боевой», «Бурный» и «Беспокойный») ушли на списание или в резерв, зато в строй ввели находившийся до того в резерве «Быстрый» – таким образом, число сохраняющихся в строю российских эсминцев стало равно трём.
После 1991 года активность эксплуатации эскадренных миноносцев проекта 956 многократно снизилась, так что в составе ВМФ России этим кораблям удалось поучаствовать лишь в нескольких выходах на боевую службу. В декабре 1995—марте 1996 года эсминец «Бесстрашный» в составе АМГ (ТАКР «Адмирал Кузнецов», АПЛ «Волк», сторожевой корабль «Пылкий», 3 танкера и 2 спасательных буксира) нёс боевую службу в Средиземном море и Атлантике с посещением портов Туниса, Сирии и Мальты.
Эсминец «Беспокойный» на учениях «Балтопс-2001», 14 июня 2001 года
С 17 февраля по 30 апреля 1997 года эсминец «Настойчивый» из состава Балтийского флота под командование контр-адмирала В. Н. Апановича совершил поход в южную часть Атлантического океана и Индийский океан по маршруту Балтийск — Абу-Даби — Саймонстаун — Кейптаун — Балтийск. Участие корабля в международной выставке вооружений в Абу-Даби способствовало заключению контракта на продажу двух эскадренных миноносцев проекта 956Э.
В сентябре-октябре 2004 года эсминец «Адмирал Ушаков» (бывший «Бесстрашный») в составе авианосной многоцелевой группы (ТАКР «Адмирал Кузнецов», ТАРКР «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», 2 БПК, танкер и 2 буксира) участвовал в учениях Северного флота в Северо-Восточной Атлантике.
Со 2 ноября 2015 по 26 января 2016 года эсминец «Быстрый» участвовал в боевой службе отряда боевых кораблей КТОФ во главе с гвардейским ракетным крейсером «Варяг»; российские корабли совершили визит в индийский порт Вишакхапатнам и приняли участие в совместных российско-индийских учениях «Индра Нэви-2105».
В 2011 году из семнадцати эсминцев в строю ВМФ России осталось всего три корабля: «Настойчивый» — в роли флагмана ДКБФ, «Быстрый» — на КТОФ и «Адмирал Ушаков» (бывший «Бесстрашный») — на КСФ. По состоянию на 2017 год эти три эсминца по-прежнему числятся в строю флота; «Быстрый» и «Адмирал Ушаков» продолжают совершать выходы в море, а «Настойчивый» находится в заводе на ремонте. Остаётся неопределённой судьба тихоокеанских «Бурного» и «Безбоязненного» – оба эсминца сохраняются в техническом резерве, и пока не исключается возможность повторного ввода в строй одного или даже обоих из них. Ещё один эсминец – «Беспокойный» на Балтике – предполагается переоборудовать в музейный объект. Остальные 11 единиц, построенных для отечественного флота, к настоящему времени либо уже разрезаны на металл, либо ожидают утилизации.
Что касается четырёх эсминцев проектов 956Э и 956ЭМ, проданных Китаю – то они образовали мощное однородное соединение в составе Восточного флота ВМС НОАК, и продолжают активную службу под новым флагом. В 2015 году первый из них – бывший «Важный» (ныне «Ханчжоу») – был поставлен в завод на комплексную модернизацию, что говорит о желании ВМС Китая сохранить эти эсминцы в строю ещё на долгий срок.
Название Проект Заложен Спущен Введён в строй Флот, судьба Примечания
«Современный» 956 861 3 марта 1976 18 ноября 1978 25 декабря 1980 КСФ, списан 30 сентября 1998 года Утилизирован
«Отчаянный» 956 862 4 марта 1977 29 марта 1980 30 сентября 1982 КСФ, списан 30 сентября 1998 года Утилизирован
«Отличный» 956 863 22 апреля 1978 21 марта 1981 30 сентября 1983 КСФ, списан 30 сентября 1998 года Утилизирован
«Осмотрительный» 956 864 27 октября 1978 24 апреля 1982 30 сентября 1984 КТОФ, списан 30 сентября 1998 года Утилизирован
«Безупречный» 956 865 29 января 1981 25 июля 1983 6 ноября 1985 КСФ, списан 20 июля 2001 года
«Боевой» 956 866 16 марта 1982 4 августа 1984 27 сентября 1986 КТОФ, списан 1 декабря 2007 года
«Стойкий» 956 867 28 сентября 1982 27 июля 1985 31 декабря 1986 КТОФ, списан 30 сентября 1998 года Утилизирован
«Окрылённый» 956 868 16 апреля 1983 31 мая 1986 30 декабря 1987 КСФ, списан 30 сентября 1998 года Утилизирован
«Бурный» 956 869 4 ноября 1983 30 декабря 1986 30 сентября 1988 В резерве на КТОФ Предполагается модернизация и возврат в строй к 2020
«Гремящий»до 14.091988 — «Ведущий» 956 870 23 ноября 1984 30 мая 1987 30 декабря 1988 КСФ, списан 18 декабря 2006 года
«Быстрый» 956 871 29 октября 1985 28 ноября 1987 30 сентября 1989 В строю КТОФ
«Расторопный» 956 872 15 августа 1986 4 июня 1988 30 декабря 1989 КСФ, списан в августе 2012 года 16.09.2014 отбуксирован в Кронштадт для утилизации
«Безбоязненный» 956 873 8 января 1987 18 февраля 1989 28 декабря 1990 В резерве на КТОФ
«Безудержный» после 9.12.2007 — «Гремящий» 956А 874 24 февраля 1987 30 сентября 1989 25 июня 1991 КСФ, списан в декабре 2012 года
«Беспокойный» 956А 875 18 апреля 1987 9 июня 1990 28 декабря 1991 ДКБФ, списан в 2016 году Планируется переоборудование в корабль-музей
«Настойчивый» до 15.02.1992 — «Московский комсомолец» 956А 876 7 апреля 1988 19 января 1991 30 декабря 1992 В строю ДКБФ, ВМБ Балтийск Флагман Балтийского флота
«Бесстрашный» после 29.06.2004 — «Адмирал Ушаков» 956А 877 6 мая 1988 28 декабря 1991 30 декабря 1993 В составе КСФ
«Важный» в ВМС НОАК «Ханчжоу» 956Э (ранее 956А) 878 4 ноября 1988 27 мая 1994 25 декабря 1999 Восточный флот ВМС Китая На модернизации с 2015
«Вдумчивый» в ВМС НОАК «Фучжоу» 956Э (ранее 956А) 879 22 апреля 1989 16 апреля 1999 25 ноября 2000 В строю Восточного флота ВМС Китая
«Буйный» 956У 880 1992 — — Постройка остановлена при готовности 20% Утилизирован
«Внушительный» 956 2211 30 августа 1983 17 октября 1987 — Заказ отменён, корпус был спущен на воду как плавсклад Утилизирован в 1996 году
«Тайчжоу» при постройке «Внушительный» 956ЭМ 891 3 июля 2002 27 апреля 2004 28 декабря 2005 В строю Восточного флота ВМС Китая
«Нинбо» при постройке «Вечный» 956ЭМ 892 15 ноября 2002 23 июля 2004 28 сентября 2006 В строю Восточного флота ВМС Китая
ОСК потеряла контракт на серию траулеров из-за долгих согласований
Теперь суда для камчатских рыболовов построит частная верфь в Калининградской области
Невский судостроительно-судоремонтный завод (Невский ССЗ; входит в Объединенную судостроительную корпорацию – ОСК) лишился контракта на строительство двух среднетоннажных траулеров для камчатского «Рыболовецкого колхоза (РК) имени Ленина». Об этом «Ведомостям» рассказали три источника, близких к ОСК, Невскому ССЗ и «РК имени Ленина».
По словам собеседников, совладелец камчатской компании Сергей Тарусов несколько лет назад заключил с Невским ССЗ контракт на строительство траулеров, но головная структура ОСК не согласовывала его около года. В результате завод начал отклоняться от графика строительства и Тарусов принял решение выбрать верфь, не входящую в ОСК, говорят источники. Впоследствии компания также поменяла технический проект судов, выбрав отечественный вариант. В ОСК на запрос «Ведомостей» не ответили.
Один из источников утверждает, что контракт изначально был убыточным для Невского завода – предполагалось, что серия будет построена за 6 млрд руб. Другой источник возражает, что это не могло быть причиной, потому что на первом этапе программы инвестквот («квот под киль»), в рамках которого будут построены и траулеры для камчатских рыболовов, все заводы ОСК заключали убыточные контракты и они были одобрены.
«При прежнем руководстве ОСК (до осени 2023 г. гендиректором корпорации был Алексей Рахманов, затем управление ОСК было передано ВТБ. – «Ведомости») согласование контракта через полгода после заключения считалось большой удачей для завода. В профильном департаменте корпоративного управления никогда не спешили», – отмечает источник. По его словам, гендиректор Невского ССЗ Евгений Кузнецов неоднократно обращался к руководству ОСК с просьбой ускорить процесс, но это не помогло. Сейчас завод находится в тяжелом финансовом положении, говорят источники.
В результате 29 декабря 2023 г. «РК имени Ленина» заключил контракт на два траулера с частным заводом «Кливер» (город Светлый Калининградской области). Об этом рассказали «Ведомостям» источник, близкий к рыбопромышленной компании, собеседник на одном из судостроительных предприятий и подтвердили в пресс-службе проектировщика – Центра технологий судостроения и судоремонта (ЦТСС, подконтролен Минпромторгу). Суда будут построены полностью по российскому проекту с максимально возможным использованием локализованного оборудования, отмечают собеседники.
«РК имени Ленина» – первая компания, запустившая строительство рыболовных судов на российских верфях. По данным Росрыболовства, на 2024 г. за основным юрлицом группы «РК имени Ленина» закреплено право на добычу 3725,6 т макруруса (трескообразные), или 32,1% от общего допустимого объема улова, и 591,5 т кукумарии (морского огурца), или 26,5% от общего объема улова.
Траулеры длиной по 70 м будут построены по проекту V68RSW «Пеленг». Представитель ЦТСС утверждает, что около 70% оборудования будущих судов будет отечественным. Остальное будет поставлено из дружественных стран. По словам собеседника «Ведомостей», знакомого с проектом, импортными будут система движения, включая двигатель, морозильные установки, рыбная фабрика, радар для поиска рыбы (такое оборудование в России не выпускают).
Источник «Ведомостей» на одном из судостроительных заводов оценивает строительство головного траулера с рыбной фабрикой в 55–60 млн евро, без нее – в 45–50 млн евро. Таким образом, строительство серии из двух судов, оснащенных фабриками, может обойтись в 110–120 млн евро (10,6–11,5 млрд руб. по текущему курсу). Закладка головного траулера запланирована на IV квартал 2024 г., говорит представитель ЦТСС.
Завод «Кливер» в 1990-е гг. был дочерней структурой «Лукойла» – ООО «Лукойл – Калининградморнефть». Производственный комплекс по выпуску металлоконструкций был выведен из состава нефтекомпании в 2012 г. По данным «СПАРК-Интерфакса», на 2019 г. 50,02% завода принадлежало кипрской Eurasia Drilling Company Limited, 25% – BKE Oilfield Service Holdings Limited, оставшиеся 24,98% – Schlumberger Investment Services B.V. (все совладельцы – нефтесервисные компании). Предприятие специализируется на строительстве морских буровых платформ и металлоконструкций, опыта строительства рыболовных судов не имеет.
Источник «Ведомостей», близкий к «РК имени Ленина», утверждает, что структура собственности «Кливера» в данный момент меняется – к середине 2024 г. он должен стать «полностью российским».
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что головное судно будет стоить не менее 5 млрд руб., для серийных судов цена с учетом локализации может быть снижена до 4 млрд руб. Он указывает на то, что ситуация с поставками оборудования из дружественных стран выглядит неоднозначно: санкционное давление усиливается и это осложняет поставки судового оборудования и выполнение платежей в другие страны. Эксперт добавил, что проекты новых серий рыболовных судов неизбежно будут создаваться с упором на более высокий уровень локализации и гибкие решения, адаптированные под потребности конкретного заказчика.
Директор по развитию Portnews Надежда Малышева отмечает, что российские компании уже несколько лет адаптируют проекты судов, «изначально заточенные» под западное оборудование, к новым реалиям. После завершения распределения долей квот по второму этапу соответствующей инвестпрограммы у них есть все шансы занять нишу, освободившуюся после ухода западных игроков, если они смогут предложить качественные проекты, полагает эксперт.
Постройка и испытания
1 ноября 1973 года считается официальной датой начала строительства эскадренных миноносцев проекта 956 на судостроительном заводе № 190 имени А. А. Жданова. Рабочее проектирование было выполнено в период 1973 — 1978 годов на основании договора № 1087/668 от 4 июля 1974 года, заключённого между Северным проектно-конструкторским бюро и судостроительным заводом им. А. А. Жданова. Стоимость рабочего проекта, с учётом контрагентских работ, составила 2,220 млн. рублей. На основании заключённого договора, в период 1978 — 1981 годов была разработана приёмо-сдаточная и эксплуатационная документация, произведена корректировка технического проекта постройки головного корабля. Общие затраты по этим работам составили 1,743 млн. рублей.
Головной «Современный» во время испытаний на Балтике, август 1980 года. Ракетные комплексы и универсальная артиллерия ещё не установлены
Строительство головного корабля «Современный» (зав. № 861) было начато в июне 1975 года, строительство последнего корабля «Бесстрашный» (зав. № 877), поставленного ВМФ России, было закончено в декабре 1993 года (приёмный акт подписан 30 декабря 1993 года).
Запланированное к постройке число кораблей серии в 1976 году было сокращено с пятидесяти до тридцати двух, а в 1988 году серию было решено ограничить двадцатью кораблями.
Из двадцати двух заложенных в СССР эскадренных миноносцев проекта 956 семнадцать были поставлены Военно-Морскому Флоту СССР и России, два были достроены в экспортной комплектации (проект 956Э) и проданы в КНР. Ещё три заложенных, но недостроенных корабля были утилизированы на предприятии АООТ «Северная верфь» на основании постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1995 года № 683-33 «О государственном оборонном заказе на 1995 год». В дальнейшем серию продолжили ещё два заложенных по заказу Китая эсминца модифицированного проекта 956ЭМ.
В ходе постройки кораблей проекта 956 на заводе имени Жданова в Ленинграде возникло предложение по организации строительства кораблей этого проекта в Николаеве на заводе имени 61 Коммунара. Решением ВМФ и Министерства судостроительной промышленности Северное ПКБ передало заводу чертежи эсминца и завод имени 61 Коммунара в 1983 году приступил к его строительству; параллельно с этим осуществлялась реконструкция завода и строительство на правом берегу реки Ингул эллинга с горизонтальными стапелями. Однако в 1986 году эта программа была остановлена и затем закрыта, а два уже заложенных корпуса («Внушительный» и «Вечный») законсервировали.
Эсминец «Отличный» во время испытаний на Балтике, 1983 год
При постройке эскадренных миноносцев проекта 956 применялся секционный способ сборки корпусов с формированием блоков от закладного района (машинно-котельных отделений) в нос и корму, с агрегатным методом монтажа механизмов и автономно-районной технологией проведения электромонтажных работ, благодаря которой спуск кораблей на воду производился при технологической готовности около 70%. Формирование корпуса происходило в открытом стапеле (на первой позиции). В закрытом эллинге (на двух позициях) выполнялись погрузка и монтаж паровых котлов, крупногабаритного оборудования, главных и вспомогательных механизмов; там же производилась установка надстроек, затягивание кабеля и некоторые другие работы. Предельная масса днищевых секций корпуса в период его формирования доходила до 50 тонн, а палубных и бортовых секций — до 35 тонн. Спуск кораблей осуществлялся через спусковой док судостроительного завода № 190.
С 1980 по 1991 год при строительстве семнадцати серийных кораблей проекта для ВМФ СССР было принято 218 совместных решений Главного управления кораблестроения ВМФ, Министерства обороны СССР и Министерства судостроительной промышленности СССР. Цели принятия этих решений были самыми разнообразными. Среди них были: защита экологии, снижение подводной шумности кораблей, повышение ресурса механизмов, замена устаревших средств вооружения на более совершенные, реализация предложений Государственной комиссии по приёмке кораблей, направленных на повышение боевых и эксплуатационных качеств эсминцев. Общая сумма затрат на эти работы составила 10,721 млн. рублей. Все затраты включались в себестоимость строящихся кораблей на момент появления указанных затрат.
Цена одного эскадренного миноносца проекта 956 на момент строительства головного и первых двух серийных кораблей составила в среднем около 90 млн. рублей при трудоёмкости собственных работ судостроительного завода, равной 3814 тысяч нормочасов. На этапе стабильного серийного производства цена одного корабля в базовой комплектации снизилась до 71,1 млн. рублей (одновременно до 2900 тыс. н/часов понизилась трудоёмкость собственных работ судостроительного завода им. А. А. Жданова).
Модернизации и переоборудования
По мере строительства серии эскадренные миноносцы подверглись частичной модернизации. С седьмого корпуса (заводской №867, «Стойкий») на корабли устанавливались более совершенные котлы КВГ-3. На четвёртом и пятом корпусах («Осмотрительный» и «Безупречный») вместо РЛС «Фрегат-М» устанавливалась модификация последней «Фрегат-М1» с одной плоской и одной параболической антенной. С шестого корпуса устанавливалась РЛС «Фрегат-М2», имеющая две плоские антенные решётки. С 14-го корпуса (модификация 956А) на корабль устанавливался усовершенствованный ЗРК «Ураган-Торнадо», а также устанавливалось новое радиоэлектронное и навигационное оборудование. Внешний вид корабля в результате почти не изменился, но водоизмещение увеличилось почти на 100 тонн.
Экспортная модификация (1977 год, для стран ОВД)
Вопрос о возможности создания экспортной модификации эсминца проекта 956 рассматривался руководством ВМФ СССР ещё в 1977—1978 годах. После возвращения адмирала С. Г. Горшкова из поездки в Польшу (с очередных учений ОВД) в 1977 году начальнику 1-го ЦНИИ Министерства обороны было дано устное указание разработать тактико-техническое задание на экспортную модификацию проекта для Военно-морских сил Польской Народной Республики. Флагманом ВМС ПНР в то время являлся эсминец «Варшава» – бывший «Справедливый» проекта 56, переданный Польше Советским Союзом в 1970 году; достаточно старый корабль, он должен был потребовать замены уже в ближайшее десятилетие.
Проектные исследования 1980-х годов, проект 956У
В 1981—1982 годах в Северном проектно-конструкторском бюро был выполнен ряд проектных исследований по совершенствованию боевых и эксплуатационных возможностей кораблей проекта и возможности установки на нём новых образцов вооружения и техники. В ходе исследовательских работ были рассмотрены различные варианты энергетической установки, одновременно выяснялась возможность замены котлотурбинной энергетической установки на газотурбинную. Всего было проработано пять вариантов ГЭУ с разным составом и различными мощностями, диапазон водоизмещений проектируемого корабля колебался от 8000 до 14000 тонн.
В процессе проектных исследований рассматривался целый ряд потенциальных изменений в составе вооружения корабля, благодаря которым модернизированный корабль следовало бы рассматривать уже как многоцелевой. В плане изменения состава средств ПЛО были проработаны варианты размещения на эсминце более мощных гидроакустических комплексов для увеличения дальности и улучшения точностно-вероятностных характеристик обнаружения подводных целей. Рассматривался вариант усиления авиационного вооружения корабля до двух противолодочных вертолётов с соответствующим боезапасом.
Улучшение возможностей радиолокационных средств по освещению воздушной обстановки и обеспечению целеуказания оружия должно было обеспечиваться размещением на корабле второго антенного поста радиолокационной системы общего обнаружения. К зенитно-ракетному комплексу средней дальности «Ураган» добавлялось от двух до четырёх боевых модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса самообороны «Кортик».
Результаты анализа военно-экономической эффективности показали, что проведение модернизации эскадренного миноносца проекта 956 методом простого сложения всех видов вооружения на одном корабле способно сделать проект многофункциональным. Однако в ходе проведённого анализа модернизация по этому методу была признана неоправданно дорогой, поэтому рассмотрение проектов глубокой модернизации было отложено до конца 1980-х годов.
Работы над проектом эсминца с усиленным составом вооружения (проект 956У) были начаты в Северном ПКБ в конце 1980-х годов. Главным конструктором проекта оставался И. И. Рубис, главным наблюдающим от ВМФ был сначала капитан 2 ранга С. Н. Сургаев, а позднее капитан 2 ранга М. А. Цюх. Проектом было предусмотрено три варианта модернизации. Отличие первого варианта от базового проекта 956 состояло в том, что вместо пусковых установок для ПКР «Москит» на корабле размещались наклонные универсальные пусковые установки СМ-403 для 16 крылатых ракет класса ПКР и КРБД. Отличие второго варианта от первого заключалось в том, что, помимо замены пусковых установок комплекса «Москит», на корабле вместо кормовой АУ АК-130 размещалась установка вертикального пуска ЗС-14 на 16 крылатых ракет. Третий вариант модернизации предусматривал размещение только кормовой УВПУ на 24 ракеты с демонтажом ПУ ПКРК «Москит».
В УПУ и УВПУ всех трёх вариантов предполагалось разместить крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр» в любой комбинации. Целеуказание для крылатых ракет должен был обеспечивать новый радиолокационный комплекс (РЛК) «Монумент», устанавливаемый взамен РЛК «Минерал» (КРС-27). Установки РБУ-1000 и все ЗАК АК-630М снимались. Вместо них предполагалось разместить 2 боевых модуля ЗРАК «Кортик» (для первых двух вариантов) и 4 аналогичных модуля для третьего варианта. Стандартное водоизмещение модернизированного корабля в окончательном варианте приблизилось к уровню 6700—6750 тонн.
Все необходимые проектные работы были выполнены к концу 1991 года. Однако из-за отсутствия финансовых средств и практически полного прекращения финансирования военного судостроения достройка уже заложенных кораблей по проекту 956У не производилась, а все дальнейшие работы по нему были свёрнуты.
Экспортная модификация (1997 год, проект 956Э для Китая)
В связи с сокращением оборонного бюджета перспектив достройки 19-го и 20-го эсминцев серии (заводские № 879, 880) для ВМФ России практически не осталось. По этой причине Северным ПКБ в 1993 году была выполнена проработка пассажирского судна на базе конверсируемых корпусов кораблей проекта 956.
Заказ 878 – эсминец «Важный» (будущий «Ханчжоу» ВМС НОАК) в достройке, конец 1990-х годов
Судно водоизмещением около 7000 тонн и пассажировместимостью в 450 человек относилось к классу пассажирских лайнеров и предназначалось для линейных перевозок пассажиров, а также выполнения кратковременных (до 10 суток) круизных рейсов. Главные размерения по конструктивной ватерлинии остались теми же, что и у базового проекта, но наибольшая длина корпуса увеличилась до 159,2 м, а осадка, наоборот, уменьшилась до 5,4 м. Скорость полного хода должна была составить 18 узлов, а дальность плавания достигнуть 10000 морских миль. Экипаж планировался в составе 161 человек. Для размещения пассажиров на судне предполагалось устроить 11 кают «люкс», 18 одноместных кают и 205 двухместных. На судне также должны были размещаться два ресторана на 360 мест, четыре бара, казино, помещение игровых автоматов, видеосалон, спортзал, две сауны, пляж «лидо» и универсальный магазин. Проект остался неосуществлённым; корпус заказа 880 был, в конце концов, утилизирован, однако у эсминца заказа 879 нашёлся новый покупатель – ВМС Китая.
В 1997—2000 годах два корпуса (№ 878 «Екатеринбург» — бывший «Важный» и № 879 «Александр Невский» — бывший «Вдумчивый») были достроены по проекту 956Э и поставлены ВМС Китайской Народной Республики. Технический проект эскадренного миноносца проекта 956Э был откорректирован «Северным ПКБ»; также были разработаны новые рабочие чертежи, необходимые для строительства кораблей по изменённому проекту.
Контракт на продажу кораблей, построенных по этому проекту, был подписан 19 ноября 1997 года, а уже в декабре 1999 года первый эсминец был сдан комиссии, а затем передан китайскому экипажу под названием «Ханьчжоу» (б/н 136). Второй корабль, «Фучжоу» (б/н 137), был передан китайскому экипажу в декабре 2000 года. По своим тактико-техническим характеристикам и конструкции проект 956Э почти полностью повторяет проект 956. Изменения затронули только состав радиоэлектронного оборудования и вооружения, установленных в экспортном исполнении.
Экспортная модификация (2002 год, проект 956ЭМ для Китая)
Проект 956ЭМ, разработанный Северным ПКБ под руководством главного конструктора В. П. Мишина, существенно отличается от базового проекта 956 и от проекта 956Э. При возросших главных размерениях эти корабли получили модернизированный ПКРК «Москит-МЭ» с повышенной до 200 км дальностью стрельбы. Четыре ЗАК АК-630 были заменены на два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан», а за счёт отказа от кормовой артиллерийской установки универсального калибра на её место была «сдвинута» кормовая ПУ ЗРК «Штиль», что позволило предусмотреть в кормовой надстройке под грот-мачтой постоянный вертолётный ангар для базирования вертолёта. Два корабля, построенные по данному проекту – «Тайчжоу» (б/н 138) и «Нинбо» (б/н 139) – были введены в состав Военно-Морских сил НОАК в 2005—2006 годах.