Федеральный государственный контроль надзор в сфере образования

Мораторий на проведение проверок

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Внеплановые проверки

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в сфере образования проводятся исключительно по следующим основаниям:

При условии согласования с органами прокуратуры:

  • При непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан
  • По фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан
  • В случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан

Без согласования с органами прокуратуры:

  • По поручению Президента Российской Федерации
  • По поручению Председателя Правительства Российской Федерации
  • По поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
  • По требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов

Нормативные правовые акты

Листовка по профилактическим визитам № 1

Листовка по профилактическим визитам № 2

Видео по мораторию на проверки

Регулирование федерального государственного контроля

Изменения, внесенные в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, сроки и порядок их вступления в силу

Список нормативных правовых актов в сфере образования

  1. Перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц

    Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (утвержден Минпросвещения России по согласованию с Рособрнадзором 17.07.2023)

  2. Перечень нормативных правовых актов

    Перечень нормативных правовых актов в сфере образования, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, актуализированный по состоянию на 17.07.2023

  3. Руководства по соблюдению обязательных требований

  4. Программа профилактики рисков

    Программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом

  5. Меры стимулирования добросовестности

    Сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц

Критерии добросовестности

К критериям добросовестности контролируемого лица относятся:

  • Выполнение контролируемым лицом аккредитационных показателей
  • Своевременность представления сведений в информационные системы
  • Выполнение не менее 100 процентов показателей мониторинга системы образования

Оценка добросовестности

Оценка добросовестности контролируемого лица проводится контрольным (надзорным) органом в сфере образования ежегодно.

Информация об оценке добросовестности контролируемых лиц представляется контрольным (надзорным) органом в сфере образования посредством размещения на официальном сайте.

Стимулирование добросовестности

В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности).

Мера стимулирования добросовестности контролируемого лица, признанного соответствующим критерию добросовестности, осуществляется в виде понижения категории риска объекта контроля на одну категорию.

Решение об изменении категории риска объекта контроля

Решение об изменении категории риска объекта контроля контролируемого лица, признанного соответствующим одновременно всем критериям добросовестности, принимается контрольным (надзорным) органом в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте информации об оценке добросовестности контролируемых лиц.

(пункт 25(1) Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 997)

Сведения о порядке досудебного обжалования решений

Сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа

Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа в сфере образования, действие (бездействие) должностных лиц подается в соответствующий контрольный (надзорный) орган в сфере образования и рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа в сфере образования в рамках досудебного порядка подачи жалобы.

Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:

  • Жалоба подается в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
  • Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.

Рассмотрение жалобы

Рассмотрение жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется руководителем контрольного (надзорного) органа в сфере образования без использования подсистемы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.

Решение и его уведомление

Решение контрольного (надзорного) органа в сфере образования по итогам рассмотрения жалобы размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в течение одного рабочего дня со дня его принятия.

Решение контрольного (надзорного) органа в сфере образования по итогам рассмотрения жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, направляется контролируемому лицу на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне в течение одного рабочего дня со дня его принятия.

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования

(пункты 67-71 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 997)


Жалобу в рамках досудебного обжалования можно направить по ссылке: ссылка

При подаче жалоб необходимо выбирать Жизненную ситуацию.


Снижение бюрократической нагрузки

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

6.1. Перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, утверждается федеральным органом исполнительной власти. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в образовании, вправе утвердить дополнительный перечень документации.

6.2. Не допускается возложение на педагогических работников работы, не предусмотренной статьей 47.


Права контролируемых лиц

(cтатья 36 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации)

Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право:

  1. Присутствовать при проведении мероприятий и давать пояснения.
  2. Получать информацию от контрольного (надзорного) органа.
  3. Получать информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения мероприятия.
  1. знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;

  2. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  3. привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска (Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 997)

Критерии отнесения объектов контроля Категория риска

I. Критерий тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований

1. Деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее – контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее – образовательная деятельность контролируемых лиц)

II. Критерии вероятности несоблюдения обязательных требований

2. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска

3. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска

3(1). Образовательная деятельность контролируемых лиц при несоблюдении аккредитационных показателей, выявленном по результатам аккредитационного мониторинга, в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска

4. Образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии двух и более критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, указанных в пунктах 2 – 3(1) настоящего документа

Исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица

Сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований

Консультирование контролируемых лиц и их представителей, а также консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных к документационной нагрузке учителей и иных педагогических работников образовательных организаций при реализации ими основных общеобразовательных программ осуществляется в министерстве образования Воронежской области заместителем министра и уполномоченными должностными лицами.

Доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа

Доклады о государственном контроле (надзоре)

Ответы на вопросы и обзоры (в рамках информирования контролируемых лиц)

Муниципальная образовательная организация заверила заполненные бланки аттестатов гербовой печатью. Является ли это нарушением?

Требования к информации, размещаемой на официальном сайте образовательной организации, предусматривают, что ряд размещаемых электронных документов должен быть подписан электронной подписью. Как это осуществить?

Ответы на вопросы по применению федерального государственного стандарта основного общего образования (письмо ДОНИМП от 19.07.2022 № 80-12/7048)

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, за июль – октябрь 2022 года

Ответы на часто задаваемые вопросы, по актуальным вопросам образовательной деятельности (по материалам вебинара, состоявшегося 07.12.2022 на базе ГБПОУ ВО «Воронежский юридический техникум»)

Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации адаптированных образовательных программ для обучения детей с РАС (по материалам семинара-совещания, состоявшегося 16.12.2022 на базе ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова»)

Ответы на часто задаваемые вопросы по деятельности организаций СПО (в дополнение к материалам вебинара, состоявшегося 07.12.2022 на базе ГБПОУ ВО «Воронежский юридический техникум»)

Ответы на часто задаваемые вопросы по обучению детей с ОВЗ

Письма Рособрнадзора от 01.03.2023 № 01-52-450/08-2259 и Роскомнадзора от 16.02.2023 № 04-12978 по вопросу использования образовательного портала «Scratch»

Как долго следует хранить в образовательной организации тетради обучающихся для контрольных, лабораторных или практических работ?

Как выводится итоговая оценка по дисциплине, которая выставляется в диплом о среднем профессиональном образовании, если промежуточная аттестация по ней проводилась неоднократно в нескольких семестрах?

Какой нормативный документ закрепляет минимальный предел между экзаменами в общеобразовательном цикле СПО?

Следует ли вводить на II курсе учебные предметы, если они на I курсе не изучались, и выполнять требования ФООП и ФГОС СОО на втором году обучения?

Практика осуществления контроля (надзора)

Работа по информированию контролируемых и иных заинтересованных лиц

Формы парламентского контроля

Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:

  1. рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

  2. проведение палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;

  3. заслушивание Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе ответов на вопросы, поставленные Государственной Думой;

  4. рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним;

  5. заслушивание докладов Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

  6. осуществление в отношении Центрального банка Российской Федерации парламентского контроля в иных формах в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

  7. направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов;

  8. направление сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы запросов сенаторов Российской Федерации, запросов депутатов Государственной Думы (далее – депутатский запрос);

  9. заслушивание на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации информации членов Правительства Российской Федерации, руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответов указанных должностных лиц на вопросы сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы в рамках "правительственного часа", а также заслушивание информации указанных должностных лиц на заседаниях комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

  10. заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных должностных лиц;

  11. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

  12. осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации в случаях и формах, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации";

  13. осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

  14. заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению;

  15. направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций;

  16. приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

  17. проведение парламентских слушаний;

  18. проведение парламентских расследований.

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляют специалисты отдела государственного надзора и контроля Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства.

Под государственным контролем (надзором) вРоссийской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная напредупреждение, выявление ипресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая впределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами иорганизациями обязательных требований, выявления ихнарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер попресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению ихпоследствий и(или) восстановлению правового положения, существовавшего довозникновения таких нарушений.

Всоответствии состатьей 93 Федерального закона от Обобразовании вРоссийской Федерации»:

График консультирования должностными лицами Министерства образования и науки Челябинской области представителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Порядок взаимодействия с клиентом в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора)

Правительство России отменило плановые проверки до2030 года. Мораторий 2022 года показал свою эффективность, количество проверок вРоссии посравнению с2019 годом сократилось в4,5 раза. Если в2019 году насчитывалось 1,5млн проверочных мероприятий, тов2022 году было проведено лишь около 340тыс.

Минэкономразвития России напоминает, что внеплановые проверки в2023 году сохранятся, ноподчинятся логике риск-ориентированного подхода. Проводить ихтеперь контрольным органам можно только наосновании индикаторов риска нарушения обязательных требований— признаков того, что наобъекте контроля свысокой долей вероятности допущены или могут быть допущены нарушения. Несмотря нато, что проверки уступили место профилактическим мероприятиям— профилактических визитов за2022 год проведено в1,7 раза больше, чем проверок— предприниматель может столкнуться сситуацией, когда через портал «Госуслуги» пришло уведомления опроведении проверки.

Руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность!

Вцелях совершенствования деятельности Министерства образования инауки Челябинской области при взаимодействии сконтролируемыми лицами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) всфере образования просим вас ответить навопросы анкеты Оценка удовлетворенности реализацией Управлением понадзору иконтролю всфере образования Министерства образования инауки Челябинской области мероприятий федерального государственного контроля (надзора) всфере образования

Узнать оправах предпринимателя при проверке поможет видеоролик Минэкономразвития России.

Одна изнаиболее заметных тенденций 2022 года— стремительный рост использования инструментов профилактики после введения моратория напроверки, втом числе профилактических визитов.

Поитогам 2022 года впервые количество профилактических визитов превысило количество проверок: загод профилактических визитов проведено в1,7 раза больше, чем проверок. Наряду спрофилактическими визитами контрольные органы используют еще один профилактический инструмент— объявление предостережения.

Предостережение— это вид профилактического мероприятия поинформированию предпринимателя овозможных или незначительных нарушениях обязательных требований, одна измер реагирования контрольного органа. Профилактические визиты ипредостережения как инструменты профилактики использовались в2022 году вбольшинстве регионов страны. При этом напредостережения пришлось 72% отвсех профилактических мероприятий за2022год. Напрактике упредпринимателей больше шансов получить предостережение, чем столкнуться спроверкой, стоит знать освоих правах при объявлении предостережения.

Подробнее обэтом ввидеоролике Минэкономразвития России.

Анимационный ролик «О мерах поддержки российского бизнеса» (контролируемых лиц)

Федеральный государственный контроль надзор в сфере образования

Ответственный за направление работы

Читайте также:  Перечень руководящих и квалификационных должностей справочник руководящих, специалистов и иных штатных должностей (продолжение) • Справочник законодательства "Наука, законодательство и право"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *