Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 392-ФЗ

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР)

Преференциальный режим ТОРПреференциальный режим Территорий опережающего развития (ТОР) действует с 2014 года. Всего на Дальнем Востоке и в Арктике создано 23 ТОР

Преференциальный режим ТОРPDF (20 Mb)

Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 392-ФЗ

Преференциальные режимы для бизнеса — особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР) — мало влияют на развитие создавших их регионов, считает Счетная палата. По подсчетам госаудиторов, эти режимы хоть и добавили реальному ВРП субъектов 0,9%, но при этом объем инвестиций на душу населения в «льготных» регионах ниже, чем в обычных, а предоставленные резидентам преференции только «ослабляют их стимулы» к инновационной активности. В Минэкономики и Минвостокразвития отвечают, что для полноценной оценки влияния режимов на показатели регионов еще не прошло достаточно времени.

Счетная палата (СП) вновь оценила эффективность преференциальных режимов, проанализировав их применение в 2019–2021 годах. Как следует из отчета СП, госаудиторы несколько смягчили свою прежнюю позицию. Напомним, в 2016-м палата представила разгромный отчет о работе ОЭЗ, после которого был введен временный мораторий на их создание. В начале 2020 года госаудиторы сообщили, что создание ОЭЗ и ТОР не привело к прорывному развитию регионов, в которых они действуют.

В новом отчете оценка СП фактически осталась прежней — выраженной взаимосвязи между созданием льготных режимов и развитием регионов не обнаруживается.

Тем не менее в СП все же рассматривают ОЭЗ и ТОР в качестве инструмента регионального развития, пусть его влияние и ограничено. Согласно подсчетам, размер реального валового регионального продукта (ВРП) у субъектов с такими режимами в среднем на 0,9% выше, чем был бы без них, индекс производительности труда — на 0,7% выше. Однако, оговариваются госаудиторы, этот эффект проявился лишь благодаря одному из режимов — ТОР в моногородах. При этом объем инвестиций в основной капитал на душу населения в «льготных» регионах на 4,3% ниже, чем в обычных.

Эффект от режимов для бизнеса также неоднозначен. Резиденты зон и ТОР имеют большее количество сотрудников и большую выручку, чем в среднем по стране, при этом их финансовый результат существенно не отличается от показателя обычных компаний. Госаудиторы полагают, что «налоговыми преференциями предприятия компенсировали издержки на оплату больших затрат, которые не повысили добавленную стоимость и производительность труда организаций».

Повышенной инновационности в зонах при больших зарплатах СП не обнаружила — активность резидентов в этом направлении на 5,5% ниже среднего уровня.

Преимущественно это замечание касается ОЭЗ, в которых расходы резидентов на исследования и разработки оказались заметно ниже, чем в контрольной группе обычных компаний. Госаудиторы делают вывод, что «налоговые и иные преференции для резидентов ослабляют их стимулы к повышению фондовооруженности и к внедрению новаций».

Федеральный закон принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом определяются правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.

В Федеральном законе под территорией опережающего социально-экономического развития (далее – ТОР) понимается часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Согласно Федеральному закону ТОР создаётся на 70 лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа, при этом срок её существования может быть продлён по решению Правительства Российской Федерации. Решение Правительства Российской Федерации о создании ТОР принимается в форме постановления, которым предусматриваются:

перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим предпринимательской деятельности;

минимальный объём капитальных вложений резидентов ТОР в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на этой территории;

положение о применении или неприменении на ТОР таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза;

описание местоположения границ ТОР;

при необходимости минимальные требования к уровню применяемых резидентами ТОР технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности.

Федеральным законом определяются порядок создания и прекращения существования ТОР, порядок управления ТОР, меры по созданию и развитию ТОР, правовое положение резидентов ТОР и особенности осуществления ими деятельности на соответствующей территории, а также особенности осуществления на ней полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов.

Предусматриваются также особенности осуществления трудовой, медицинской, образовательной и иных видов деятельности, особенности регулирования имущественных, земельных, градостроительных, экологических и иных отношений применительно к ТОР.

Кроме того, устанавливаются особенности создания и функционирования институтов развития Дальнего Востока, отдельные меры государственной поддержки субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также особенности создания ТОР в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах).

Согласно Федеральному закону в течение трёх лет со дня его вступления в силу ТОРы могут создаваться на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включённых в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а по истечении трёх лет – на территориях остальных субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 392-ФЗ

Особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР) ещё не набрали достаточной силы, чтобы приносить ожидаемую отдачу, но это время наступит, как произошло с территорией опережающего развития на Дальнем Востоке. Об этом «СенатИнформ» заявил замглавы Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Анатолий Широков.

Как стало известно, Счётная палата (СП) провела оценку эффективности режимов ОЭЗ и ТОР, проанализировав их применение в 2019–2021 годах. В отчёте ведомства, опубликованном на его официальном сайте, преференциальные режимы для бизнеса мало влияют на развитие создавших их регионов.

Аудиторы посчитали, что эти режимы хоть и добавили реальному валовому региональному продукту 0,9%, но объём инвестиций на душу населения в «льготных» регионах при этом оказался ниже, чем в обычных, а предоставленные резидентам преференции только не побудили к инновационной активности. За три года уточнили в СП, расходы федерального бюджета только на организацию таких зон и других льготных режимов составили 240 млн рублей. При этом в палате отметили, что рассматривают ОЭЗ и ТОР в качестве инструмента регионального развития, пусть и с ограниченным влиянием.

Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 392-ФЗ

Льготные преференциальные режимы были заложены для того, чтобы пришёл инвестор и смог сформировать технологические и логистические цепочки, чтобы запустить эти проекты и дать им развиваться. А потому, сначала должна «задышать» экономика, и в полную силу должны заработать те предприятия и проекты, которые являются прорывными, тогда и потоки в региональные бюджеты увеличатся

Анатолий Широков, зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Счётная палата, проведя аналогичное исследование в 2016 году, оказалась жестче — тогда аудиторы отметили, что создание ОЭЗ и ТОР не привело к прорывному развитию регионов, в которых они действуют.

В Минэкономики, комментируя замечания госаудиторов, пояснили, что ОЭЗ — «один из многих инструментов региональной политики, который не призван решать все задачи регионального развития, при этом их создание позволяет субъектам РФ формировать точки роста и притяжения инвестиций», а для раскрытия потенциала ОЭЗ требуется время.

Как стало известно 22 февраля, правительство Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) одобрило заявку на создание особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа Нягань. Документ будет направлен на утверждение в Минэкономразвития РФ.

Напомним: особые экономические зоны создаются для развития промышленности, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, а размещение бизнеса в них даёт ему ряд преимуществ, среди которых налоговые и таможенные преференции. Всего в России работают 33 ОЭЗ (15 промышленно-производственных ОЭЗ, семь технико-внедренческих ОЭЗ, десять туристско-рекреационных ОЭЗ и одна портовая ОЭЗ).

В начале февраля Правительство одобрило проект закона о реформировании особых экономических зон за счёт объединения промышленно-производственных и технико-внедренческих зон. Также в документе говорится об упрощении процедур получения статуса резидента зон, но о новых налоговых льготах речи не идёт.

Ранее «СенатИнформ» писал, что глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов разработал проект закона, в котором предложил ввести на 10 лет пониженный тариф по уплате страховых взносов по ставке 7,6% для резидентов Особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. Сейчас льгота по уплате страховых взносов по такой ставке установлена только для резидентов ОЭЗ, работающих в IT-сфере.

В конце сентября 2021 года кабмин одобрил создание особых экономических зон ещё в трёх регионах — Оренбургской, Смоленской и Ивановской областях.

Актуальность оценки эффективности преференциальных режимов на муниципальном уровне обусловлена необходимостью поиска возможностей ускоренного развития территорий. В статье автор раскрывает их роль как компенсирующих механизмов с целью стимулирования роста производства и достижения положительных экономических эффектов (на доходы населения, ввод жилья, пополнение доходной базы местных бюджетов). Предметом исследования являлись муниципальные образования, в которых были созданы различные преференциальные режимы (особые экономические зоны и территории опережающего развития). Исходные данные исследования — муниципальная статистика Росстата. Методология исследования основывалась на эконометрических методах. Авторский подход к оценке эффективности заключался в применении методов корреляционно-регрессионного анализа для территорий присутствия преференциальных режимов, для которых были подобраны муниципальные районы-аналоги, где подобные льготные условия отсутствовали.

Приведены результаты расчетов, оказавшиеся сопоставимыми для исследуемых преференциальных режимов. Показано, что в настоящее время они пока не стали пилотом успешной «зональной политики» на муниципальном уровне. Вместе с тем отмечено, что преференциальные режимы представляют собой долгосрочный проект, оценивать эффективность которого в краткосрочной перспективе следует весьма взвешенно. Дальнейшая разработка методических подходов может быть использована в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти для уточнения выбора механизмов территориального развития. При этом скорее всего преференциальные режимы смогут стать точками роста для локальной занятости, но комплексные эффекты на другие стороны развития территории будут невысокими.

Рубрику «Экономика территории» представляет статья младшего научного сотрудника Е. Широковой «Внешнеторговая зависимость экономики регионов СЗФО: проблемы и возможности».

Введение санкций со стороны западных стран против России закрывает экономику страны – снижается внешнеторговая деятельность, уровень сотрудничества с западными компаниями, изменяются логистические маршруты. Россия долгие годы активно встраивалась в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, однако в настоящее время налаженные взаимосвязи прекращают работать и потоки товаров из-за рубежа уменьшаются. Целью исследования является проведение анализа внешнеторговой зависимости макрорегиона от продукции из недружественных стран. В ходе работы были определены товары с высокой импортной зависимостью, а также та продукция, экспорт которой акцентирован на страны, недружественно настроенные по отношению к России.

На основе статистики внешней торговли Северо-Западного таможенного управления и Калининградской областной таможни за 2021 год выявлены отрасли экономики макрорегиона, для сохранения и развития которых необходимо пристальное внимание органов исполнительной власти. С учетом необходимости модернизации производств и значимой импортной зависимости от зарубежных машин и оборудования для регионов СЗФО с принятием дополнительных санкций возможности развития и даже сохранения прежних объемов экономики резко сократятся. В исследовании проведена оценка зависимости СЗФО от зарубежных недружественных стран по каждой товарной группе и определены конкретные отрасли экономики, требующие дополнительных мер поддержки. Результаты работы будут интересны представителям научного сообщества, исследующим региональную проблематику, кризисные изменения в промышленности и внешней торговле, а также органам исполнительной власти, принимающим решения о необходимости мер поддержки экономики субъектов макрорегиона.

Традиционно в каждой из рубрик журнала мы знакомим наших читателей с данными последних российских и зарубежных исследований в области гуманитарных и социальных наук.

Все номера журнала «Вопросы территориального развития» размещены в открытом доступе на сайте издания.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 130 в Новоуральском городском округе создана территория опережающего социально-экономического развития “Новоуральск”. Основные виды деятельности потенциальных резидентов ТОР «Новоуральск»: растениеводство и животноводство, производство пищевых продуктов, текстильных изделий, химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, прочей неметаллической минеральной продукции, электрического оборудования, мебели, обработка древесины, ремонт и монтаж машин и оборудования, обработка вторичного сырья, деятельность по складированию и хранению. ТОР создана на 5 промышленных площадок общей площадью 654,24 га:
промышленные площадки 1–4 акционерного общества «Уральский электрохимический комбинат» (188,99 га);
площадка «Индустриальный парк» (256,46 га);
площадка общества с ограниченной ответственностью «Атоммашкомпекс УЭХК» (13,90 га);
площадка биомедицинского кластера «Новоуральский» (14,89 га);
площадка «Агропромышленный парк» (180 га). Минимальный объем капитальных вложений, осуществляемых в рамках инвестиционных проектов, на ТОР − не менее 15 млн. рублей в течение трех лет после включения юридического лица в реестр резидентов. На ТОР «Новоуральск» применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны на площадках 1–4 АО УЭКХ, индустриального парка «Новоуральский», «Биомедицинского кластера». Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности для резидентов ТОР предусматривает:
1) особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОР;
2) установление резидентам ТОР льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды и расположенными на ТОР;
3) особенности налогообложения резидентов ТОР, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
По налогу на прибыль:в федеральный бюджет:
• 0 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;в бюджет Свердловской области:
• 5 процентов в течение пяти налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором была получена первая прибыль;
• 10 процентов – в течение следующих пяти налоговых периодов;Понижающий коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого:
• 0 – в течение первых двадцати четырех налоговых периодов;
• 0,2 – с двадцать пятого по сорок восьмой включительно налоговый период;
• 0,4 – с сорок девятого по семьдесят второй включительно налоговый период;
• 0,6 – с семьдесят третьего по девяносто шестой включительно налоговый период;
• 0,8 – с девяносто седьмого по сто двадцатый включительно налоговый период;
• 1 – в последующие налоговые периоды. Пониженные отчисления во внебюджетные фонды:
• Пенсионный фонд Российской Федерации – 6 %;
• Фонд социального страхования Российской Федерации – 1,5 %;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,1 %. По налогу на имущество: освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение пяти последовательных налоговых периодов считая с месяца, в котором недвижимое имущество, в отношении которого предоставляется налоговая льгота, поставлено на баланс в качестве объекта основных средств. По земельному налогу: освобождение от уплаты земельного налога. 4) особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
5) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры ТОР;
6) предоставление государственных услуг;
7) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
8) иные предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» и другими федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

КонсультантПлюс: примечание.

С 11. 2023 в наименование ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

С 11. 2023 в ч. 1 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.

Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и не являются закрытыми административно-территориальными образованиями или не располагаются на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 05. 2017 N 371-ФЗ, от 26. 2019 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 11. 2023 в ч. 2 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях закрытых административно-территориальных образований, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований, которые являются монопрофильными муниципальными образованиями Российской Федерации (моногородами), включенными в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются в соответствии с настоящей статьей.

(часть 1. 2 введена Федеральным законом от 05. 2017 N 371-ФЗ)

С 11. 2023 в ч. 3 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и расположены на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии с настоящей статьей.

(часть 1. 3 введена Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

Решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития принимается в форме постановления, которое предусматривает:

С 01. 2022 в п. 1 ч. 2 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 30. 2021 N 477-ФЗ). будущую редакцию.

1) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом;

2) минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего социально-экономического развития в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

3) положение о применении или неприменении на территории опережающего социально-экономического развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 26. 2019 N 254-ФЗ)

4) описание местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития;

5) утратил силу. – Федеральный закон от 26. 2019 N 254-ФЗ.

Предложение о создании территории опережающего социально-экономического развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления с приложением информации, указанной в части 2 настоящей статьи, а также:

1) прогнозного анализа социально-экономических последствий создания территории опережающего социально-экономического развития, в том числе прогнозной оценки динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием территории опережающего социально-экономического развития;

2) экономико-географических характеристик территории опережающего социально-экономического развития;

3) оценки потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации, в границах которого предполагается создание территории опережающего социально-экономического развития, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации в этом субъекте Российской Федерации;

4) сведений о наличии инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест;

5) сведений о создаваемой территории опережающего социально-экономического развития, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования или муниципальных образований.

5 введен Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

Предложение о создании или об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, согласовывается уполномоченным федеральным органом с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и природопользования, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и вносится в Правительство Российской Федерации в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.

(часть 3. 1 введена Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

Предложение о создании или об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, содержащее перечень географических координат характерных точек границ этой акватории и перечень координат характерных точек границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, направляется на согласование в федеральные органы исполнительной власти, указанные в части 3. 1 настоящей статьи, с приложением информации, указанной в пункте 4 части 2 и пунктах 1 – 4 части 3 настоящей статьи.

(часть 3. 2 введена Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

С 11. 2023 в ч. 4 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации.

С 11. 2023 в абз. 1 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

В течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего социально-экономического развития, заключают соглашение о создании территории опережающего социально-экономического развития, которым устанавливаются:

С 11. 2023 в п. 1 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

1) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в государственной или муниципальной собственности и расположенными на территории опережающего социально-экономического развития;

С 11. 2023 в п. 2 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

2) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития;

С 11. 2023 в п. 3 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

3) порядок финансирования строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее – размещение) объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования;

С 11. 2023 в п. 4 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

4) порядок эксплуатации объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, созданных за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития;

С 11. 2023 в п. 5 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

5) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенным на территории опережающего социально-экономического развития, после прекращения существования территории опережающего социально-экономического развития;

6) утратил силу. – Федеральный закон от 26. 2019 N 254-ФЗ;

С 11. 2023 в п. 7 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

7) перечень расположенных на территории опережающего социально-экономического развития земельных участков либо в случае отсутствия образованных на такой территории или ее части земельных участков обязательства соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития по их образованию;

С 11. 2023 в п. 8 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

8) сроки проведения работ по описанию местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ “О землеустройстве” для описания местоположения границ объекта землеустройства, не превышающие шести месяцев со дня заключения соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития, и обязательство соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития по проведению указанных работ;

8 введен Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

С 11. 2023 в п. 9 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению о создании территории опережающего социально-экономического развития.

9 введен Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

Соглашением о создании территории опережающего социально-экономического развития могут устанавливаться:

1) условия предоставления резидентам территории опережающего социально-экономического развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот;

2) порядок исполнения субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или муниципальными образованиями обязательств по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития посредством осуществления строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития.

(часть 5. 1 введена Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

С 11. 2023 в ч. 6 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Дополнительные условия соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития могут быть определены Правительством Российской Федерации.

С 01. 2022 ст. 3 дополняется ч. 1 (ФЗ от 30. 2021 N 477-ФЗ). будущую редакцию.

С 11. 2023 ч. 7 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Решение об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития принимается Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа, согласованному с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления.

С 11. 2023 в ч. 1 – 7. 4 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

С 01. 2022 ст. 3 дополняется ч. 1 – 7. 4 (ФЗ от 30. 2021 N 477-ФЗ). будущую редакцию.

С 11. 2023 в ч. 8 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Территория опережающего социально-экономического развития не может создаваться в границах особой экономической зоны или зоны территориального развития. В состав территории опережающего социально-экономического развития не может входить особая экономическая зона или зона территориального развития.

С 11. 2023 в ч. 9 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

На территории опережающего социально-экономического развития могут создаваться объекты, образующие индустриальные (промышленные) парки.

Правительство одобрило проект о реформировании особых экономических зон

В Минэкономики, комментируя замечания госаудиторов, пояснили, что ОЭЗ — «один из многих инструментов региональной политики, который не призван решать все задачи регионального развития, при этом их создание позволяет субъектам РФ формировать точки роста и притяжения инвестиций». Для раскрытия потенциала ОЭЗ требуется время — для завершения строительства производственных объектов и их выхода на полную мощность, подчеркнули в ведомстве. Там отметили, что наибольшую отдачу демонстрируют «зрелые» зоны, работающие более десяти лет, половина же действующих сейчас зон работает не больше пяти.

Схожей позиции придерживаются и в Минвостокразвития: в мировой практике эффект от преференциальных режимов оценивается на горизонте 10–15 лет, средний же «возраст» ТОР на Дальнем Востоке составляет 4–5 лет. При этом в ведомстве уже фиксируют влияние территорий на местную экономику — индекс социально-экономического развития муниципалитетов, в которых действуют преференциальные режимы, вдвое выше, чем был бы без них, а индекс промпроизводства на Дальнем Востоке вдвое выше среднероссийских показателей.

Кто такой резидент ТОР?

Резидентом ТОР могут стать компании/ИП, отвечающие следующим минимальным требованиям

  • Минимальный объем инвестиций от 500 000 рублей
  • Юридическая регистрация в границах ТОР, отсутствие филиалов за пределами ТОР;
  • Отсутствие у юридического лица или ИП задолженностей по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты РФ.
  • Компания не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;
  • Соответствие деятельности видам деятельности, закрепленным в соответствующих Постановлениях Правительства РФ о создании ТОР.

Налог на прибыль

В течение 5 лет с момента получения первой прибыли

На следующие 5 лет (кроме Республики Бурятия и Мурманской области)

Налог на имущество организаций

Налог на добычу полезных ископаемых

В течение 10 лет (от 0% до 1%) с момента получения первой прибыли

Налог на землю

Единый социальный налог

Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС снижены с 30% до 7,6%

Привлечение иностранной рабочей силы без учета квот

Сокращенные сроки проведения контрольных проверок

Предоставление земельного участка для реализации проекта

Возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ)

Режим «одного окна» для инвестора

Право управляющей компании на защиту резидента в суде

Формат ТОР делает успешными многие амбициозные проекты ГК «Золото Камчатки», которые реализуются на территории края. В их числе инвестиционный проект по развитию месторождения Бараньевское, строительство подземного рудника на базе месторождения Аметистовое. Сейчас мы приступаем к техническому перевооружению Агинской золотоизвлекательной фабрики (инвестор – АО «Камголд), ставшей основой всего Центрального узла.

Приятно, что нас поддерживают Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и правительство Камчатского края. Подобные проекты имеют огромное значение для региона, поскольку способствуют созданию новых производств в отдаленных районах. По прогнозам, наши налоговые отчисления в бюджет края увеличатся на 600 млн рублей, на предприятии будет сохранено около ста высокооплачиваемых рабочих мест.

Андрей Зорькин
Генеральный директор ООО «Восток-Агро»

Статус резидента ТОР «Забайкалье» за счет налоговых льгот дает компании возможность привлекать высококвалифицированных специалистов, платить им достойные зарплаты. В результате мы выпускаем на рынок сильный и конкурентоспособный продукт. Также прохождение плановых проверок в ускоренные сроки помогает меньше отвлекаться от ведения производственной деятельности.

Петр Оборин
генеральный̆ директор ООО «НОВАТЭК-МУРМАНСК»

Компания ООО «НОВАТЭК­Мурманск» первой получила статус резидента ТОР «Столица Арктики» – экономической̆ зоны с льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами – для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения. Получение такого статуса будет способствовать ускоренной реализации одного из крупнейших инвестиционных проектов в регионе – Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС).

Предприятие обеспечит рост благосостояния населения и привлечение социальных инвестиций в регион, где усилиями «НОВАТЭКа» создается материально­техническая база для реализации крупномасштабных арктических СПГ­проектов. Только в Мурманской области будет создано более 15 тыс. рабочих мест. Кроме того, разрабатываются новые образовательные программы и профессиональные стандарты для раз­ личных отраслей отечественной̆ промышленности.

Алексей Залпин
Генеральный директор ООО «Лайт-Декор»

Мы ввели в эксплуатацию гибридный отель «Юность» в Южно-Сахалинске. В комплекс входят гостиница, хостел, столовая и лекторий. В отеле могут комфортно разместиться 220 гостей. Проект рассчитан в первую очередь на людей, ориентированных на бюджетный туризм, а также на спортсменов. В рамках проекта создано 60 рабочих мест.

Благодаря статусу резидента ТОР «Горный воздух» мы получили в аренду земельный участок, также наш объект был подключён к существующим системам теплоснабжения, водоснабжения и электроэнергии.

Андрей Суховетченко
Директор ООО «ЗУМ»

В статусе резидента ТОР «Хабаровск» мы реализуем проект по производству одноразовой упаковки на площадке индустриального парка «Авангард». У нас здесь складской комплекс и тут же производство, что позволяет сократить плечо доставки от производства до склада.

Сейчас завод «ЗУМ» выпускает одноразовые контейнеры и пластиковые бутылки из ПЭТ с широким и узким горлом. Оборудование хорошего качества, технологичное и высокопроизводительное. Мы контролируем качество сырья, контролируем качество упаковки, используемой при комплектации нашего товара.

Сколько в настоящее время действует ТОР и в каких регионах?

В настоящее время в России действует 23 территории опережающего развития, которые расположены на территории всех субъектов Дальнего Востока, а также в Мурманской области.

Как получить статус резидента СПВ?

Какие документы необходимы при подаче заявки на получение статуса резидента ТОР?

Кроме самой заявки будущим резидентам также необходимо предоставить следующие документы: бизнес-план проекта, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации / лист записи ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, а также финансовую модель инвестиционного проекта (обоснование приведенных в бизнес-плане показателей), бухгалтерскую отчетность за предыдущие три года и расшифровка выручки по видам деятельности (для действующих предприятий), копии правоустанавливающих документов на землю (при наличии).

При каких обстоятельствах может быть получен отказ в присвоении статуса резидента ТОР?

Отказ может получен если в ходе рассмотрения заявки будут выявлены следующие ошибки (перечень типовых ошибок): несоответствие и противоречивость данных в документах; неверно рассчитаны суммы налоговых поступлений и взносов в течение 10 лет, показатели финансово-экономической эффективности проекта; заявители неверно трактуют понятия «капитальные вложения», «инвестиции», «стоимость проекта»; заявляются земельные участки, находящиеся в собственности третьих лиц, или на которых невозможно реализовать инвестиционный проект, не предоставляются подтверждающие документы; бизнес-план не соответствует требованиям, указанным в Приказах Минвостокразвития России (нет соответствующих разделов, план-графика реализации проекта, детализации инвестиций и т. ); недостоверность данных в бизнес-плане, отсутствие обоснования, изменение параметров проекта в процессе рассмотрения заявки или подписания соглашения и пр.

Как получить землю в ТОР?

После заключения соглашения АО «КРДВ» заключает с резидентом ТОР договор аренды земельного участка. Стоимость аренды рассчитывается для каждого земельного участка индивидуально с учетом льготного коэффициента. После выполнения резидентом условий по заключенному соглашению АО «КРДВ» предоставляет земельный участок в собственность путем заключения договора купли-продажи.

На каких условиях можно получить землю в ТОР?

Для того, чтобы получить землю в ТОР необходимо получить статус резидента ТОР. Если участок никому не принадлежит, не обременен и орган местного самоуправления дает разрешение, то земля выдается под реализацию проекта. Если земельный участок в собственности АО «КРДВ», то также земля выдается под реализацию проекта.

Как подключиться к инфраструктуре в ТОР?

АО «КРДВ» осуществляет строительство инфраструктуры в ТОР. Вам необходимо указать в заявке потребности вашего будущего проекта в электроснабжении, теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, газоснабжении. Если ваша заявка с данной информацией будет одобрена, вы сможете подключиться к объектам инфраструктуры. Для каждого ТОРа существует индивидуальный план-график создания объектов инфраструктуры, содержащий в том числе, сроки введения данных объектов в эксплуатацию.

Чем отличается режим ТОР от СПВ?

Преференциальные режимы ТОР и СПВ отличаются по нескольким параметрам, приведём основные из них. В первую очередь, это инфраструктура. Для резидентов ТОР инфраструктура создаётся управляющей компанией территории опережающего развития, резиденты СПВ проводят подключение самостоятельно. Второе, земельные участки. В ТОР землю под реализацию проекта предоставляет управляющая организация, в СПВ резидент получает участок на торгах в соответствии с требованиями земельного законодательства. В-третьих, необходимые инвестиции: в ТОР это 500 тыс. рублей, в СПВ – 5 млн рублей в течение трёх лет. И наконец, место реализации проекта в ТОР определено кадастровыми кварталами или земельными участками для каждой ТОР индивидуально, а в СПВ оно ограничено границами муниципальных образований, на которые распространяется режим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.