Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ

Континентальный шельф Российской Федерации (также называемый Российский континентальный шельф) геологически определяется как весь континентальный шельф, примыкающий к побережью России. В международном же праве Конвенция ООН по морскому праву более узко определяет протяжённость шельфа как океанское дно и недра подводных районов, которые находятся под суверенитетом России.

Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ

Рельеф дна Северного ледовитого океана

Шельф Сибири в Северном Ледовитом океане является самым крупным (и наименее изученным) из шельфов, регион имеет стратегическое значение из-за запасов нефти и природного газа. Другие части российского шельфа, как правило, названы в честь соответствующих морей: Баренцевоморский шельф (шельф Баренцева моря), Чукотский шельф (шельф Чукотского моря) и др. За исключением внутренних морей России, эти шельфы используются совместно с другими странами, которые соседствуют на соответствующих морях. Например, шельф Чукотского моря разделён между Россией и США, в соответствии с Соглашением между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                              18 ноября 1998 года

Одобрен Советом Федерации                                   2 декабря 1998 года

(В редакции федеральных законов от 08. 2001 № 126-ФЗ, от 21. 2002 № 31-ФЗ, от 22. 2003 № 48-ФЗ, от 30. 2003 № 86-ФЗ, от 11. 2003 № 148-ФЗ, от 18. 2005 № 90-ФЗ, от 04. 2006 № 188-ФЗ, от 06. 2007 № 333-ФЗ, от 14. 2008 № 118-ФЗ, от 03. 2008 № 250-ФЗ, от 27. 2009 № 364-ФЗ, от 28. 2010 № 420-ФЗ, от 18. 2011 № 242-ФЗ, от 21. 2011 № 331-ФЗ, от 03. 2014 № 15-ФЗ, от 14. 2014 № 307-ФЗ, от 05. 2016 № 104-ФЗ, от 03. 2016 № 349-ФЗ, от 27. 2018 № 161-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 02. 2021 № 338-ФЗ, от 30. 2021 № 486-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней.

Читайте также:  Монтажник наружных сетей также является монтажником наружных труб

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации

Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также – исключительная экономическая зона) – морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее – территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Статья 2. Делимитация исключительной экономической зоны

Делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 3. Карты и перечни географических координат

Линии внешних границ исключительной экономической зоны или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами Российской Федерации или на основе общепризнанных принципов и норм международного права, указываются на картах установленного масштаба и публикуются в “Извещениях мореплавателям”.

Формирование банка данных о внешней границе исключительной экономической зоны осуществляется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

природные ресурсы исключительной экономической зоны – водные биологические ресурсы и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах; (В редакции Федерального закона от 04. 2006 № 188-ФЗ)

водные биологические ресурсы (живые ресурсы) исключительной экономической зоны (далее – водные биоресурсы) – рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, за исключением живых организмов “сидячих видов” морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации”; (В редакции Федерального закона от 04. 2006 № 188-ФЗ)

неживые ресурсы исключительной экономической зоны (далее также – неживые ресурсы) – минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов;

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 27. 2009 № 364-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 04. 2006 № 188-ФЗ)

морские научные исследования в исключительной экономической зоне (далее – морские научные исследования) – фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере; (В редакции Федерального закона от 22. 2003 № 48-ФЗ)

морские ресурсные исследования в исключительной экономической зоне (далее – морские ресурсные исследования) – прикладные научно-исследовательские работы, направленные на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов исключительной экономической зоны; (В редакции Федерального закона от 27. 2009 № 364-ФЗ)

вредное вещество – вещество, которое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб окружающей среде, в том числе морской среде и природным ресурсам исключительной экономической зоны, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 04. 2006 № 188-ФЗ; от 27. 2009 № 364-ФЗ)

сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее – сброс вредных веществ), – любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее – суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение; сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним;

загрязнение морской среды – привнесение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как нанесение вреда водным биоресурсам и жизни в море, создание опасности для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха; (В редакции Федерального закона от 04. 2006 № 188-ФЗ)

захоронение – любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления указанных материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации;

искусственные острова – стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения в исключительной экономической зоне Российской Федерации объекты (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе; (Абзац введен – Федеральный закон от 03. 2014 № 15-ФЗ)

установки, сооружения – гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения в исключительной экономической зоне Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины). (Абзац введен – Федеральный закон от 03. 2014 № 15-ФЗ)

(Пункт утратил силу – Федеральный закон от 27. 2009 № 364-ФЗ)

Статья 5. Права Российской Федерации в исключительной экономической зоне

Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны; (В редакции федеральных законов от 04. 2006 № 188-ФЗ; от 03. 2008 № 250-ФЗ; от 27. 2009 № 364-ФЗ)

2) суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также разработки водных биоресурсов, относящихся к “сидячим видам” морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также разработка водных биоресурсов, относящихся к “сидячим видам”, производятся в соответствии с Законом Российской Федерации “О недрах”, Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (далее – Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”), Федеральным законом “О континентальном шельфе Российской Федерации”, другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней; (В редакции федеральных законов от 04. 2006 № 188-ФЗ; от 27. 2009 № 364-ФЗ)

3) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буровые работы для любых целей осуществляются в соответствии с Федеральным законом “О континентальном шельфе Российской Федерации”;

4) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом “О континентальном шельфе Российской Федерации”;

5) юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;

прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов иностранных государств в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом “О континентальном шельфе Российской Федерации”;

6) другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 6. Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне

В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов.

Указанные свободы осуществляются при условии соблюдения настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, а также при условии обеспечения защиты и сохранения окружающей среды, в том числе морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны. (В редакции федеральных законов от 04. 2006 № 188-ФЗ; от 27. 2009 № 364-ФЗ)

Статья 7. Компетенция федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне

В компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне входят:

1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации об исключительной экономической зоне и о деятельности в ней;

2) координация деятельности органов государственной власти в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней, защиты прав и законных интересов Российской Федерации в исключительной экономической зоне, защиты и сохранения морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов; (В редакции федеральных законов от 04. 2006 № 188-ФЗ; от 27. 2009 № 364-ФЗ)

3) утверждение федеральных программ, связанных с разведкой, разработкой и сохранением природных ресурсов исключительной экономической зоны; (В редакции Федерального закона от 27. 2009 № 364-ФЗ)

4) (Подпункт утратил силу – Федеральный закон от 06. 2007 № 333-ФЗ)

5) установление порядка выдачи деклараций об уловах водных биоресурсов, выловленных (добытых) российскими и иностранными судами в исключительной экономической зоне, а также о произведенной из этих ресурсов продукции; (В редакции федеральных законов от 04. 2006 № 188-ФЗ; от 27. 2009 № 364-ФЗ)

6) установление порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов; (В редакции Федерального закона от 27. 2009 № 364-ФЗ)

7) установление ограничений рыболовства; (В редакции Федерального закона от 27. 2009 № 364-ФЗ)

8) разработка и внедрение системы наблюдения и контроля за рыболовством в исключительной экономической зоне, в том числе с использованием космических средств связи и радионавигации; (В редакции Федерального закона от 03. 2008 № 250-ФЗ)

9) разработка совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, мер по предотвращению гибели водных биоресурсов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности и судоходства; (В редакции Федерального закона от 04. 2006 № 188-ФЗ)

10) оказание помощи водным биоресурсам, в том числе морским млекопитающим, в случае возникновения угрозы их жизни при стихийных бедствиях или вследствие иных причин; (В редакции Федерального закона от 04. 2006 № 188-ФЗ)

11) установление с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, порядка использования неживых ресурсов, включая порядок лицензирования; (В редакции Федерального закона от 27. 2009 № 364-ФЗ)

12) регистрация работ по изучению, разведке и разработке неживых ресурсов, составление федерального баланса запасов неживых ресурсов;

13) федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, защита и охрана морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов с привлечением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью; (В редакции федеральных законов от 04. 2006 № 188-ФЗ; от 18. 2011 № 242-ФЗ)

14) регулирование проведения морских ресурсных и морских научных исследований; (В редакции Федерального закона от 27. 2009 № 364-ФЗ)

15) установление контрольных пунктов (точек) и порядка прохождения их российскими и иностранными судами, осуществляющими рыболовство и следующими в исключительную экономическую зону и выходящими из нее, в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий; (В редакции федеральных законов от 04. 2006 № 188-ФЗ; от 03. 2008 № 250-ФЗ)

16) объявление отдельных районов исключительной экономической зоны районами, в пределах которых гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам, иностранным государствам и компетентным международным организациям, иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам не будут выдаваться разрешения на проведение морских научных исследований в связи с ведением (или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке и разработке неживых ресурсов и осуществлению рыболовства с сообщением географических координат таких районов в “Извещениях мореплавателям”; (В редакции федеральных законов от 04. 2006 № 188-ФЗ; от 03. 2008 № 250-ФЗ)

17) установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование водными биоресурсами и неживыми ресурсами; (В редакции федеральных законов от 11. 2003 № 148-ФЗ; от 27. 2009 № 364-ФЗ)

18) регулирование деятельности по созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, установок и сооружений в целях разведки и разработки природных ресурсов исключительной экономической зоны, проведения морских научных исследований и в иных целях; (В редакции федеральных законов от 22. 2003 № 48-ФЗ; от 04. 2006 № 188-ФЗ; от 03. 2008 № 250-ФЗ; от 27. 2009 № 364-ФЗ)

19) определение и регулирование условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки неживых ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, в том числе выводимых на территорию Российской Федерации;

20) определение трассы и условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов в исключительной экономической зоне с учетом

Территориальная подведомственность дел об административных правонарушениях

Подборка наиболее важных документов по запросу Территориальная подведомственность дел об административных правонарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Административная ответственность:
  • 5.61 коап срок давности
  • Административная ответственность
  • Административная ответственность бухгалтера
  • Административная ответственность генерального директора
  • Административная ответственность главного бухгалтера
  • Подсудность и подведомственность:
  • Алименты подсудность
  • Альтернативная подсудность
  • Взыскание алиментов подсудность
  • Взыскание заработной платы подсудность
  • Восстановление срока для принятия наследства подсудность

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Виды административных правонарушений в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов(Русскова М. , Степенко В. )(“Административное право и процесс”, 2021, N 8)Под территориальным признаком нами понимается часть водного и земного пространства, определяемого уполномоченным государственным органом путем установления границ, где рыболовство запрещено либо полностью, либо с установлением временных ограничений. Это внутренние морские воды Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренние водные объекты административно-территориальной единицы, охраняемые зоны, рыбопромысловые участки, места нереста (нерестилища). Данный признак необходим для установления места совершения административного нарушения. В рамках производства по делам об административных правонарушениях ставится цель всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств административного правонарушения. Среди указанных обстоятельств важное место играет установление места совершения правонарушения, под которым принято понимать часть пространства, где совершается, продолжается и (или) прерывается (самостоятельно завершается или пресекается) общественно опасное деяние, определяемое КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности в качестве административного правонарушения. Правильное определение места совершения правонарушения и его точное описание имеют как теоретическое, так и важное практическое значение, обеспечивая решение как юрисдикционной (справедливое решение вопроса о проступке), так и профилактической (предупреждение новых правонарушений) задач производства по делам об административных правонарушениях <4>. Точное установление и необходимая детализация этого параметра позволяют эффективно обосновать возможность применения норм КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, обосновать возможность применения той или иной нормы об административной ответственности, идентифицировать противоправное деяние в системе пространственных и временных координат, определить территориальную подведомственность дел об административных правонарушениях.

20 декабря 2001 года Россия подала официальное представление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (статья 76, пункт 8). В документе предлагается создать новые внешние границы континентального шельфа России за предыдущими рамками 200-мильной зоны (370 км), но в пределах арктического сектора России. Заявлялись территориальные претензии на бо́льшую часть Арктики в секторе России вплоть до Северного полюса. Одним из аргументов было утверждение, что восточная часть хребта Ломоносова, подводного горного хребта, простирающегося через Полярный бассейн, и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В 2002 году Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства в поддержку своих требований.

Дополнительные исследованияПравить

В июне 2007 года группа из 50 русских учёных вернулась из шестинедельной экспедиции с известием, что хребет Ломоносова связан с территорией Российской Федерацией, поддержав тем самым претензии России на нефть и газ, которыми богат треугольник. На территории содержится 10 млрд тонн газа и нефти, утверждают учёные. Президент России Владимир Путин затем использовал эту информацию, чтобы вновь заявить о претензии России 2001 года.

2 августа 2007 года русские исследователи погрузили с помощью подводного аппарата национальный флаг на морское дно Северного полюса в символической поддержке претензий 2001 года. Механическая рука установила специальный не подверженный коррозии титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана на глубине 4261 метр (13 980 футов).

Международная реакцияПравить

В ответ на установку Россией национального флага на морском дне на Северном полюсе заместитель официального представителя Госдепартамента США Том Кейси заявил:

Не знаю, что они оставили на дне океана — металлический флаг, резиновый флаг, простыню. В любом случае никакого правового значения или эффекта для их претензий это иметь не будет.

I’m not sure of whether they’ve put a metal flag, a rubber flag or a bed sheet on the ocean floor. Either way, it doesn’t have any legal standing or effect on this claim.

Министр национальной обороны Канады Питер Маккей выразился так:

Это не XV век. Вы не можете проехаться по миру, просто поставить свои флаги и сказать: «Мы претендуем на эту территорию».

This isn’t the 15th century. You can’t go around the world and just plant flags and say ‘We’re claiming this territory

В ответ на эти слова министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал:

Меня искренне удивило заявление канадского коллеги о том, что кто-то разбрасывается флагами. Никто флагами не разбрасывается. Так делали все первооткрыватели. Когда исследователи достигают какой-то точки, которая никем не исследована, оставляют флаги. Так было и на Луне, между прочим.

Результаты исследованийПравить

20 сентября получены предварительные данные анализа модели земной коры по профилю «Арктика-2007», которые позволяют подтвердить тот факт, что структура коры хребта Ломоносова соответствует мировым аналогам континентальной коры, а значит, является частью прилегающего континентального шельфа Российской Федерации.

Заявка в комиссию ООН 2015 годаПравить

В настоящее время на российском арктическом шельфе имеется только один действующий проект по добыче нефти. Это Приразломное месторождение в Печорском море (прибрежное море в юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач). Месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти.

Континентальный шельф Охотского моряПравить

  • Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации». Дата обращения: 1 сентября 2015. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  • Моря России Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine // Всемирный фонд дикой природы (WWF)
  • Таблица заявок Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine на сайте российской программы Международного полярного года
  • Сообщение на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 августа 2013. Архивировано 5 августа 2012 года.
  • Минприроды завершило исследования для расширения границ России в Арктике. РИА Новости (4 сентября 2019). Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано 18 октября 2019 года.
  • Российская Арктика стала больше на 1,2 миллиона квадратных километров. Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 17 ноября 2020 года.
  • Григоренко Ю. Н., Маргулис Е. А., Новиков Ю. Н., Соболев В. С. Морская база углеводородного сырья России и перспективы её освоения Архивная копия от 15 апреля 2017 на Wayback Machine // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2007 (2)
  • Пресс-релиз: Отгружена первая нефть арктического шельфа России. Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 11 ноября 2014 года.
  • Пресс-релиз На Приразломном месторождении в 2014 году добыто 300 тыс. тонн нефти (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 23 января 2015 года.
  • Пересмотренное частичное представление Российской Федерации в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа в Охотском море. Часть 1. Резюме. 2013.. Дата обращения: 23 января 2019. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  • Комиссия ООН включила анклав в Охотском море в состав российского континентального шельфа Архивная копия от 28 марта 2019 на Wayback Machine / Новости ООН. 14 марта 2014.

Освоение и сохранение ресурсов Мирового океана

Освоение ресурсов Мирового океана является необходимым и обязательным условием расширения сырьевой базы Российской Федерации, обеспечения ее экономической и продовольственной безопасности. Данное направление включает в себя развитие морского рыболовства и рыбоводства (аквакультуры), а также освоение морских минеральных и энергетических ресурсов.

Морское рыболовство и рыбоводство (аквакультура) занимают значительное место в продовольственном комплексе Российской Федерации, обеспечении ее продовольственной безопасности и являются важным источником занятости населения на большей части приморских территорий.

Приоритетными направлениями развития морского рыболовства и рыбоводства (аквакультуры) являются:

1) реализация проектов по строительству новых рыболовных судов и создание условий для преимущественного размещения заказов на их строительство на российских судостроительных предприятиях;

2) реализация проектов по созданию высокоэффективных судов, обеспечивающих рентабельную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее – водные биоресурсы) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации и в отдаленных районах Мирового океана;

3) создание условий для стимулирования сдачи российскими рыбопромысловыми судами добытых (выловленных) водных биоресурсов на отечественные рыбоперерабатывающие предприятия;

4) строительство новых и модернизация существующих рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей;

5) расширение направлений и масштабов научных исследований и разработок в сфере рыбного хозяйства, проведение регулярных исследований и государственного мониторинга водных биоресурсов Мирового океана;

6) сохранение и рациональное использование водных биоресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

7) развитие аквакультуры и марикультуры, в том числе искусственного воспроизводства экологически чистых водных биоресурсов, разработка и использование современных технологий для разведения и выращивания рыбы и нерыбных объектов, включая создание инновационных биотехнопарков;

8) развитие системы мониторинга деятельности рыбопромыслового флота и обработки информации, основанной на использовании современных средств связи и наблюдения;

9) увеличение объема добычи (вылова) водных биоресурсов в согласованных районах исключительных экономических зон иностранных государств, в конвенционных районах и открытой части Мирового океана с использованием современных судов рыбопромыслового флота, обеспечивающих производство продукции на месте добычи (вылова);

10) активизация участия Российской Федерации в деятельности международных рыбохозяйственных организаций, конкурирующих за доступ к использованию водных биоресурсов Мирового океана, дальнейшее развитие процессов международной координации и международно-правового регулирования рыболовства, повышение требований к деятельности по защите и сохранению морской среды;

11) обеспечение интересов Российской Федерации в части, касающейся сохранения и использования водных биоресурсов в Каспийском и Азовском морях, разработка и обеспечение соблюдения согласованных мер, направленных на сохранение популяций ценных и исчезающих видов водных биоресурсов;

12) укрепление российских позиций на мировых рынках рыбной и иной продукции, произведенной из водных биоресурсов;

13) разработка и внедрение национальной системы экологической сертификации добытых (выловленных) водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции.

Перспектива истощения запасов минеральных и углеводородных ресурсов на суше предопределяет переориентацию поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на континентальный шельф Российской Федерации, а в дальнейшем и на океанические склоны и ложе Мирового океана. С учетом этого фактора приоритетными направлениями освоения минеральных и углеводородных ресурсов Мирового океана являются:

1) изучение геологического строения и определение ресурсного потенциала континентального шельфа Российской Федерации путем измерения физических полей над океанским дном, картографирования, бурения, грузоподъемных работ со дна, осуществление государственного мониторинга геологической среды, наращивание за счет государственных и частных инвестиций объемов геолого-разведочных работ, в том числе связанных с освоением нетрадиционных источников энергетического сырья, таких как газовые гидраты и другие;

2) государственное регулирование разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, на континентальном шельфе Российской Федерации и в других районах Мирового океана и государственный контроль в этой сфере с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

3) увеличение объемов геолого-разведочных работ и добычи углеводородных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации, а также в российском секторе Каспийского моря;

4) устранение административных барьеров, препятствующих интенсивному и безопасному освоению морских природных ресурсов;

5) оказание поддержки российским предприятиям – экспортерам углеводородных ресурсов, добытых на морских месторождениях, обеспечение оптимального использования при транспортировке углеводородных ресурсов как трубопроводных систем (морских и наземных), так и морских судов (танкеров и газовозов);

6) опережающее развитие российской научно-технической базы, являющейся основой для разработки новых методов и средств поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе современных отечественных технологий и оборудования для разведки и освоения глубоководных и арктических шельфовых месторождений, включая строительство морских платформ различного класса;

7) создание благоприятных условий, в том числе нормативно-правовых, в интересах интенсификации изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов на участках международного района морского дна, закрепленных за Российской Федерацией;

8) выполнение обязательств по контрактам на разведку железомарганцевых конкреций, глубоководных полиметаллических сульфидов и кобальтоносных железомарганцевых корок, заключенным с Международным органом по морскому дну, учрежденным Конвенцией ООН по морскому праву (далее – Международный орган по морскому дну);

9) освоение инновационных технологий выработки электрической энергии с использованием приливо-отливных явлений, прибрежных приводных ветров и ветровых волн, температурного градиента воды, термальной энергии и течений, а также тепловой калорийности биомассы водорослей;

10) поиск, изучение и определение ресурсного потенциала новых участков дна Мирового океана для расширения минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *