Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ

Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) — это морской район, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых природных ресурсов. ИЭЗ простирается за пределы территориального моря на расстояние, не превышающее 200 морских миль, отмеряемых от исходных линий территориального моря. Права, обязанности и юрисдикция прибрежных государств в их исключительной экономической зоне, а также права, обязанности и свободы других государств в данной зоне, регулируются положениями Части V Конвенции ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г. ), подписанной 10 декабря 1982 года в Монтего-Бей (Ямайка).

Континентальный шельф Российской Федерации (также называемый Российский континентальный шельф) геологически определяется как весь континентальный шельф, примыкающий к побережью России. В международном же праве Конвенция ООН по морскому праву более узко определяет протяжённость шельфа как океанское дно и недра подводных районов, которые находятся под суверенитетом России.

Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ

Рельеф дна Северного ледовитого океана

Шельф Сибири в Северном Ледовитом океане является самым крупным (и наименее изученным) из шельфов, регион имеет стратегическое значение из-за запасов нефти и природного газа. Другие части российского шельфа, как правило, названы в честь соответствующих морей: Баренцевоморский шельф (шельф Баренцева моря), Чукотский шельф (шельф Чукотского моря) и др. За исключением внутренних морей России, эти шельфы используются совместно с другими странами, которые соседствуют на соответствующих морях. Например, шельф Чукотского моря разделён между Россией и США, в соответствии с Соглашением между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года.

Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ

12 марта 1997 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г. Согласно Конвенции 1982 г. существует целый ряд морских зон, определяемых в зависимости от расстояния до сухопутной территории или, выражаясь точнее, от их расстояния до исходной линии территориального моря. Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, устанавливается согласно федеральному закону от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (155-ФЗ).

Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ

В России приняты следующие морские зоны:

  • внутренние морские воды – воды, расположенные в строну берега от исходной лини;
  • территориальное море – 12 морских миль;
  • прилежащая зона – 12-24 морских миль;
  • исключительная экономическая зона (ИЭЗ) – 12-200 морских миль;
  • континентальный шельф – 12-350 морских миль.

Внутренние морские воды.

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Согласно статье 1, п. 1, 155-ФЗ внутренние морские воды Российской Федерации – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Исходная линия территориального моря.

Исходная линия территориального моря – линии, от которой измеряются границы морских зон. Ширина территориального моря, границы прилежащей зоны, границы исключительной экономической зоны и, в некоторых случаях, границы континентального шельфа, отсчитываются от исходной линии территориального моря.

Согласно Конвенции 1982 г. исходные линии территориального моря могут быть различных типов, в зависимости от формы береговой линии в данной местности:

  • нормальные исходные линии соответствуют линиям наибольшего отлива вдоль берега, в том числе вдоль берегов островов. При определенных условиях, изложенных в Конвенции 1982 г., нормальные исходные линии могут проводиться вдоль осыхающего при отливе возвышении. Осыхающее при отливе возвышение – это естественно сформировавшийся участок суши, окруженный водой, который находится выше уровня воды при отливе, но покрывается водой при приливе;
  • прямые исходные линии представляют собой систему прямых линий, соединяющих отдельные точки на линии наибольшего отлива, которая применяется в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
  • замыкающие линии устьев рек и заливов представляют собой прямые линии, проведенные поперек устья реки или залива, не превышающего 24 морские мили, между точками на их берегах, соответствующими наибольшему отливу. Для залива шириной больше 24 морские мили существуют специальные положения;
  • линия рифа – линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством.

Под наибольшим отливом понимается самая низкая высота воды, до которой прогнозируемо понижается уровень моря при нормальных метеорологических условиях.

Согласно статье 4, п. 1, 155-ФЗ исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря являются:

  • линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;
  • прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
  • прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
  • прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;
  • система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Территориальное море.

Территориальное море представляют собой водное пространство шириной не более 12 морских миль, отсчитываемых от исходной линии территориального моря. На территориальные воды, их поверхность, а также недра и воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Правовой режим устанавливается национальным законодательством, но суда всех стран пользуются правом мирного прохода.

Согласно статье 2, п. 1, 155-ФЗ территориальное море Российской Федерации – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Прилежащая зона.

Прилежащая зона представляет собой часть морского пространства, прилегающего к территориальному морю, внешняя граница которого не превышает 24 морских миль от исходной линии территориального моря. В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль для предотвращения нарушений или наказания за нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил – статья 33 Конвенции 1982 г.

Согласно статьи 22, п. 1, 155-ФЗ прилежащая зона Российской Федерации – морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Исключительная экономическая зона.

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой часть морского пространства, находящаяся за пределами территориального моря и примыкающая к нему. Внешняя граница исключительной экономической зоны не может превышать 200 морских миль от исходной линии территориального моря.

Статус и правовой режим ИЭЗ Российской Федерации устанавливается согласно федеральному закону от 17 декабря 1998 г. 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (191-ФЗ).

Согласно статьи 5 191-ФЗ Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:

  • суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов;
  • исключительное право разрешать и регулировать: буровые работы, сооружение и эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений;
  • юрисдикцию в отношении искусственно созданных островов, установок и сооружений, а также морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов;
  • другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами.

Континентальный шельф.

Континентальный шельф – подводная часть континента, простирающаяся за пределы территориального моря, внешняя граница которой проходит на расстояние 200 морских миль от береговой линии или вдоль подводной окраины материка. В статье 76 п. 4-7 Конвенции 1982 г. устанавливаются правила определения внешней границы подводной окраины материка. В любом случае эта граница не должна находится на расстоянии более 350 морских миль от исходной линии или 100 морских миль от глубины, превышающей 2500 м. Права на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Статус и правовой режим континентального шельфа Российской Федерации закрепляется в федеральном законе от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» (187-ФЗ).

Согласно статье 4 187-ФЗ Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

  • суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов;
  • исключительное право разрешать и регулировать: буровые работы, создание и эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений;
  • юрисдикцию в отношении таких искусственно созданных островов, установок и сооружений, а также морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Морская миля (nmi).

Морская миля является единицей измерения расстояния равной 1852 метров.

Эта величина была принята на Международной гидрографической конференции в 1929 году и впоследствии подтверждена решением Международного бюро мер и весов.

Длина морской мили приблизительно равна среднему значению длины 1 минуты меридиана, которая меняется от 1843 метров на экваторе до 1862 метров на полюсах.

Формирование и развитие концепции исключительной экономической зоны.

Первые упоминания о концепции исключительной экономической зоны можно встретить в претензиях на осуществление национальной юрисдикции и контроле над природными ресурсами в морских районах за пределами территориального моря, которые были представлены некоторыми прибрежными государствами, участвующими в Гаагской конференции по кодификации международного права 1930 года.

В 1945 году президент США Г. Трумэн издал прокламацию № 2667, в которой заявлялось, что природные ресурсы недр и морского дна континентального шельфа открытого моря, примыкающего к побережью США, правительство США считает подпадающими под их юрисдикцию и контроль. В прокламации подчеркивалось, что «характер вод над континентальным шельфом как открытого моря и право на свободное и беспрепятственное судоходство никоим образом не затрагиваются».

В 1952 году на первой конференции по эксплуатации и сохранению морских богатств Южной части Тихого океана Чили, Эквадор и Перу подписали Декларацию о морской зоне. В Декларации, в частности, провозглашалось, что каждая из республик рассматривает в качестве нормы международной морской политики право обладания исключительным суверенитетом и юрисдикцией над районом моря, прилегающим к побережью их страны, и шириной не менее 200 морских миль от побережья.

В ходе дискуссий в рамках первой Конференции ООН по морскому праву, был признан «особый интерес» прибрежных государств в поддержании производительности живых ресурсов в любом районе открытого моря, примыкающим к их территориальному морю. Впоследствии новая морская зона за пределами территориального моря, соответствующая исключительной рыболовной зоне (ИРЗ), постепенно утверждалась на основе национальной и международной практики на протяжении 1960-х и 1970-х годов, став предметом широкого обсуждения на третьей Конференции ООН по морскому праву.

Режим исключительной экономической зоны, кодифицированный в Конвенции 1982 г. , стал результатом обобщения концепции ИРЗ и концепции «патримониального моря», продвигаемой в 1970-х годах новыми независимыми и развивающимися государствами.

Введенный в международное морское право режим ИЭЗ, интегрировавший в единой многофункциональной зоне режимы вод, покрывающих морское дно, морского дна и его недр, обеспечивал эффективный компромисс между запросами прибрежных государств и интересами международного судоходства.

Суверенные права прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

Ключевым положением, касающимся суверенных прав, обязанностей и юрисдикции прибрежного государства в исключительной экономической зоне, является статья 56 Конвенции 1982 г. В первом пункте статьи 56 предусматривается, что в ИЭЗ прибрежное государство имеет:

суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;

Важно отметить, что суверенные права прибрежного государства в эксклюзивной экономической зоне ориентированы преимущественно на обеспечение условий для ведения хозяйственной деятельности, такой как разведка и эксплуатация морских ресурсов (ограничение ratione materiae). В данном отношении понятие суверенных прав следует отличать от территориального суверенитета, подразумевающего полную самостоятельность, независимость и верховенство власти, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.

Концепцию суверенных прав можно также встретить в Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе. Статья 2, п. 2 Женевской конвенции предусматривает, что:

права, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не производит разведки континентального шельфа или не разрабатывает его естественных богатств, никто другой не может делать этого или иметь притязания на его континентальный шельф без его прямого согласия.

Хотя в Части V Конвенции 1982 г. не содержится аналогичного положения, можно утверждать, что суверенные права в ИЭЗ имеют по существу исключительный характер в том плане, что никто не вправе проводить исследования или эксплуатацию ресурсов в данной зоне без непосредственного согласия прибрежного государства.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне обладает как законодательной, так и исполнительной юрисдикцией. В этом отношении ключевым положением является статья 73, п

прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в исключительной экономической зоне может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения законов и правил, принятых им в соответствии с настоящей Конвенцией.

Несмотря на то, что указанное положение предусматривает исполнительную юрисдикцию прибрежного государства, ссылка на «законы и правила, принятые им» дает понять, что государство обладает также законодательной юрисдикцией.

Юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

В соответствии со статьей 56, п. 1, пп. b Конвенции 1982 г. прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении:

  • создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
  • морских научных исследований;
  • защиты и сохранения морской среды.

Искусственные острова, установки и сооружения

Что касается юрисдикции прибрежного государства над искусственными островами, установками и сооружениями в ИЭЗ, то в статье 60 говорится следующее:

  • Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование:
    искусственных островов;установок и сооружений для целей, предусмотренных в статье 56, и для других экономических целей;установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне.
  • искусственных островов;
  • установок и сооружений для целей, предусмотренных в статье 56, и для других экономических целей;
  • установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне.
  • Прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

В то же время на прибрежное государство возлагаются определенные обязательства. В соответствии со статьей 60, п. 3 государство должно своевременно оповещать о строительстве подобных искусственных островов, установок и сооружений, а также предусмотреть постоянные средства предупреждения об их наличии. Покинутые или неиспользуемые установки или сооружения для безопасности судоходства должны быть полностью демонтированы. Прибрежные государства не должны устанавливать искусственные острова, сооружения и сооружения и зоны безопасности вокруг них, если они создадут препятствие международному судоходству (ст. 60, п

Не вызывает сомнений, что прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией над установками и сооружениями, возведенными в экономических целях. Тем не менее, вопрос, может ли прибрежное государство санкционировать и регулировать строительство и использование установок и сооружений в неэкономических целях, например, военных, остается спорным.

Морские научные исследования.

Статья 56, п. 1, пп. b Конвенции 1982 г. четко указывает, что прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований в ИЭЗ. В связи с этим в статье 246 п. 1 предусматривается, что:

прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе в соответствии с относящимися к этому положениями настоящей Конвенции.

В Конвенции 1982 г. не дается определения термина «морские научные исследования», тем не менее, в статье 246, п. 2 оговаривается необходимость получения явного согласия прибрежного государства на исследовательские проекты в ИЭЗ, предлагаемые другими государствами или международными организациями. Согласие требуется независимо от того, являются ли исследования прикладными, предназначенными для промышленных и коммерческих целей, или фундаментальными.

Защита и сохранение морской среды.

В статье 56, п. 1, пп. b Конвенции 1982 г. указывается, что в эксклюзивной экономической зоне прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды.

Статья 210, п. 1 и п. 2 предоставляют прибрежному государству законодательную и исполнительную юрисдикцию в отношении предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в результате захоронения.

Кроме того, прибрежные государства для обеспечения выполнения имеют право принимать законы и правила в отношении загрязнения от иностранных судов в своих исключительных экономических зонах, «соответствующие общепринятым международным нормам и стандартам» (ст. 211). Данное положение гарантирует, что национальное законодательство не будет превышать или противоречить международным стандартам (ст. 211, п. Для территориального моря, находящегося под суверенитетом прибрежного государства, подобные требования отсутствуют (ст. 211, п.

Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ

Другие права и обязанности прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

Конвенция 1982 г. не содержит положений, касающихся юрисдикции прибрежного государства над археологическими и историческими объектами, находящимися в ИЭЗ за пределами прилежащей зоны. В этой связи 2 ноября 2001 года ЮНЕСКО с целью обеспечения и укрепления охраны такого наследия приняла Конвенцию об охране подводного культурного наследия (Конвенция ЮНЕСКО).

Статья 9 Конвенции ЮНЕСКО возлагает на государства-участников ответственность за охрану подводного культурного наследия, расположенного в их исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. В соответствии со статьей 10. 2 государство-участник, в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе которого находится подводное культурное наследие, имеет право запрещать или разрешать любую деятельность, направленную на такое наследие, для предотвращения нарушения его суверенных прав или юрисдикции, установленных международным правом». Статья 10, п. 4 позволяет прибрежному государству как «координирующему государству» принимать все практически осуществимые меры для предотвращения любой непосредственной опасности для подводного культурного наследия.

Права, обязанности и свободы других государств.

Согласно ст. 52, п. 1 Конвенции 1982 г. в эксклюзивной экономической зоне прибрежного государства другие государства пользуются определенными свободами:

в исключительной экономической зоне все государства как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, при условии соблюдения соответствующих положений настоящей Конвенции, указанными в статье 87 свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями настоящей Конвенции.

Как можно заметить, из шести свобод открытого моря, перечисленных в статье 87 Конвенции 1982 г. , в ИЭЗ действует три свободы – свобода судоходства, свобода пролета, а также свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Кроме того, статьи 88–115 и другие применимые нормы международного права, касающиеся открытого моря, распространяются на ИЭЗ, если они не противоречат Части V (ст. 58, п.

Однако статья 58, п. 3 требует от государств «должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права». Таким образом, в отличие от открытого моря, три свободы могут быть квалифицированы как подпадающие под юрисдикцию прибрежного государства в ИЭЗ. Например, нахождение в ИЭЗ может расцениваться как проведение научного исследования, для которого должно быть получено разрешение прибрежного государства.

Иностранные суда в исключительной экономической зоне должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся загрязнения морской среды. Иностранные суда также должны соблюдать зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений прибрежного государства. В дополнение к этому судоходство во внутренней двадцатичетырехмильной зоне подпадает под юрисдикцию прибрежного государства над его прилежащей зоной. Хотя режим исключительной экономической зоне предусматривает свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, трассы трубопроводов на морском дне ИЭЗ должны быть согласованны с прибрежным государством (ст. 79, п. В данном отношении свободы, которыми пользуются иностранные государства в ИЭЗ, не полностью эквивалентны свободам открытого моря.

Претензии на расширение 2001 годаПравить

20 декабря 2001 года Россия подала официальное представление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (статья 76, пункт 8). В документе предлагается создать новые внешние границы континентального шельфа России за предыдущими рамками 200-мильной зоны (370 км), но в пределах арктического сектора России. Заявлялись территориальные претензии на бо́льшую часть Арктики в секторе России вплоть до Северного полюса. Одним из аргументов было утверждение, что восточная часть хребта Ломоносова, подводного горного хребта, простирающегося через Полярный бассейн, и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В 2002 году Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства в поддержку своих требований.

Дополнительные исследованияПравить

В июне 2007 года группа из 50 русских учёных вернулась из шестинедельной экспедиции с известием, что хребет Ломоносова связан с территорией Российской Федерацией, поддержав тем самым претензии России на нефть и газ, которыми богат треугольник. На территории содержится 10 млрд тонн газа и нефти, утверждают учёные. Президент России Владимир Путин затем использовал эту информацию, чтобы вновь заявить о претензии России 2001 года.

2 августа 2007 года русские исследователи погрузили с помощью подводного аппарата национальный флаг на морское дно Северного полюса в символической поддержке претензий 2001 года. Механическая рука установила специальный не подверженный коррозии титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана на глубине 4261 метр (13 980 футов).

Международная реакцияПравить

В ответ на установку Россией национального флага на морском дне на Северном полюсе заместитель официального представителя Госдепартамента США Том Кейси заявил:

Не знаю, что они оставили на дне океана — металлический флаг, резиновый флаг, простыню. В любом случае никакого правового значения или эффекта для их претензий это иметь не будет.

I’m not sure of whether they’ve put a metal flag, a rubber flag or a bed sheet on the ocean floor. Either way, it doesn’t have any legal standing or effect on this claim.

Министр национальной обороны Канады Питер Маккей выразился так:

Это не XV век. Вы не можете проехаться по миру, просто поставить свои флаги и сказать: «Мы претендуем на эту территорию».

This isn’t the 15th century. You can’t go around the world and just plant flags and say ‘We’re claiming this territory

В ответ на эти слова министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал:

Меня искренне удивило заявление канадского коллеги о том, что кто-то разбрасывается флагами. Никто флагами не разбрасывается. Так делали все первооткрыватели. Когда исследователи достигают какой-то точки, которая никем не исследована, оставляют флаги. Так было и на Луне, между прочим.

Результаты исследованийПравить

20 сентября получены предварительные данные анализа модели земной коры по профилю «Арктика-2007», которые позволяют подтвердить тот факт, что структура коры хребта Ломоносова соответствует мировым аналогам континентальной коры, а значит, является частью прилегающего континентального шельфа Российской Федерации.

Заявка в комиссию ООН 2015 годаПравить

В настоящее время на российском арктическом шельфе имеется только один действующий проект по добыче нефти. Это Приразломное месторождение в Печорском море (прибрежное море в юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач). Месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти.

Континентальный шельф Охотского моряПравить

  • Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации». Дата обращения: 1 сентября 2015. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  • Моря России Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine // Всемирный фонд дикой природы (WWF)
  • Таблица заявок Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine на сайте российской программы Международного полярного года
  • Сообщение на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 августа 2013. Архивировано 5 августа 2012 года.
  • Минприроды завершило исследования для расширения границ России в Арктике. РИА Новости (4 сентября 2019). Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано 18 октября 2019 года.
  • Российская Арктика стала больше на 1,2 миллиона квадратных километров. Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 17 ноября 2020 года.
  • Григоренко Ю. Н., Маргулис Е. А., Новиков Ю. Н., Соболев В. С. Морская база углеводородного сырья России и перспективы её освоения Архивная копия от 15 апреля 2017 на Wayback Machine // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2007 (2)
  • Пресс-релиз: Отгружена первая нефть арктического шельфа России. Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 11 ноября 2014 года.
  • Пресс-релиз На Приразломном месторождении в 2014 году добыто 300 тыс. тонн нефти (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 23 января 2015 года.
  • Пересмотренное частичное представление Российской Федерации в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа в Охотском море. Часть 1. Резюме. 2013.. Дата обращения: 23 января 2019. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  • Комиссия ООН включила анклав в Охотском море в состав российского континентального шельфа Архивная копия от 28 марта 2019 на Wayback Machine / Новости ООН. 14 марта 2014.

Обзор документа

Президент утвердил новую Морскую доктрину России. В Морской доктрине указаны национальные интересы России в Мировом океане:

– независимость и территориальная целостность страны;

– сохранение за Россией статуса великой морской державы;

– развитие морского потенциала (от рыбопромыслового до научно-исследовательского и военно-морского флота, а также кораблестроения и судостроения);

– безопасное функционирование морских трубопроводных систем по транспортировке углеводородного сырья;

– обеспечение гарантированного доступа к глобальным транспортным коммуникациям в Мировом океане;

– сохранение человеческой жизни на море;

– обеспечение экологической безопасности во время проведения работ в Мировом океане, предотвращение загрязнений морской среды и сохранение её обитателей;

– развитие Арктической зоны как стратегической ресурсной базы, освоение континентального шельфа за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны;

– развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации и др. Стратегические зоны интересов – арктические акватории, воды Чёрного, Охотского и Берингова морей, Балтийские и Курильские проливы. Доктрина предусматривает расширение деятельности на Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа, Новой Земле и острове Врангеля. Ключевой момент доктрины – расширение возможностей Военно-морского флота страны. Вызовом и угрозой нацбезопасности Россия считает стремление США и их союзников ограничить доступ нашей страны к ресурсам и важным морским коммуникациям, а также продвижение инфраструктуры НАТО к российским границам. Новая Морская доктрина предусматривает создание в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона и странах Средиземноморья пунктов материально-технического обеспечения Военно-морского флота России. Прежняя Морская доктрина утратила силу. Указ вступает в силу со дня подписания.

Исключительная экономическая зона Японии

Японский архипелаг состоит из около 6852 островов. Исключительная экономическая зона Японии включает:

В XVIII веке голландский ученый-юрист Корнелиус ван Бинкершук в своей книге «De Dominio Maris Dissertatio» (1702) писал, что прибрежные государства контролируют воды в пределах досягаемости пушек на военных кораблях того времени. Эта теория была поддержана многими странами, и была утверждена идея иметь три морских мили от береговой линии в качестве территориального моря.

В двадцатом веке появились примеры расширения сферы действия территориальных вод или притязаний на аналогичные права в районах за пределами территориальных вод. Эти утверждения были поддержаны д-ром Пардо, послом Республики Мальта при ООН на Второй Конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву в 1967 году. Однако Япония, которая была развитой страной пелагического рыболовства , заняла противоположную позицию, поскольку «широкая открытое море и узкие территориальные воды “соответствовали ее национальным интересам в то время.

Соглашение дает Японии право исследовать и разрабатывать морские и неживые ресурсы, такие как минеральные ресурсы, в пределах 200 морских миль от их береговой линии, и в то же время она обязана управлять ими и предотвращать загрязнение морской среды.

Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ

Исключительные экономические зоны Японии :

Совместный режим с Республикой Корея

ИЭЗ, на которую претендует Япония, оспаривается другими странами

Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ

Рельефная карта морского дна у Японии и японских островов

Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ

Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ

Морские зоны в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву

Исключительная экономическая зона — часть морских вод, шириной не превышающей 200 морских миль (370,4 км), и отсчитывающаяся от линии наибольшего отлива или от внутренних морских вод

Правовой статус территориальных вод регламентируется национальным (например, Законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. ) и международным законадательством (например, Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года).

В пределах исключительной экономической зоны прибрежное государство наделено суверенными правами, предоставленными ему «в целях разработки, разведки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра»

Помимо этого прибрежное государство осуществляет юрисдикцию относительно деятельности по созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, ведению морских научных исследований, осуществлению защиты и сохранения морской среды.

Все государства в исключительной эконо­мической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, про­кладки кабелей и трубопроводов. Использование исключитель­ной экономической зоны в указанных целях осуществляется в соответствии с международно-правовыми нормами, регулирую­щими такую деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.