Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Территориальные воды – это часть прибрежной акватории, подчинённой исключительной юрисдикции определённого государства. Организацией Объединённых Наций чётко определена ширина зоны – 12 морских миль, отсчитываемых от береговой линии в момент максимального отлива.

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Прилежащая зона – это полоса водного пространства в открытом море. В ней свободно могут проходить корабли. Она граничит с территориальными водами какого-либо государства. Эта зона находится под юрисдикцией определенной страны. Это позволяет обеспечить соблюдение всех правил и законов, которые касаются таможни, иммиграции, экологии и так далее.

Министерство обороны России предложило изменить федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в вопросах, связанных с порядком прохождения по Северному морскому пути (СМП). Об этом сообщает РБК.

Действующие сейчас в России правила плавания в акватории Севморпути распространяются только на коммерческие суда, но не на иностранные военные суда и другие суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, так как они обладают суверенным иммунитетом.

При этом право мирного прохода для иностранных военных кораблей установлено российским законодательством только для территориального моря России, а акватория СМП объединяет территориальные и внутренние морские воды. Порядок прохода иностранных военных судов во внутренних морских водах РФ на данный момент не урегулирован.

Теперь российское военное ведомство хочет дополнить действующий закон пунктом, согласно которому иностранным военным и государственным судам будет позволено заходить во внутренние морские воды Севморпути по разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам минимум за 90 дней до предполагаемого захода.

Вместе с тем во внутренних водах СМП не сможет находиться более одного иностранного или государственного судна, если на то нет специального решения Правительства РФ. Подводные лодки и другие подводные суда должны будут следовать по Севморпути на поверхности и под своим флагом.

Кроме того, в случае принятия новеллы власти смогут приостановить заход иностранных военных кораблей и других государственных судов во внутренние морские воды Северного морского пути в интересах обеспечения безопасности на определенный срок.

В пояснительной записке к документу необходимость изменений обосновывается в том числе изменением глобального климата и таянием льдов. По их мнению, это влечет за собой «не только рост объемов морских перевозок транзитных грузов между Европой и Азией по трассам СМП, но и активизацию в Арктической зоне военно-морской деятельности различных государств».

Одобренный правкомиссией законопроект предусматривает возможность прохода иностранных военных и государственных судов по Северному морскому пути во внутренних водах России по разрешению, запрошенному не позднее чем за 90 дней.

Министерство обороны предложило внести изменения в федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В пояснительной записке к документу (есть у РБК) указывается, что правовое регулирование в данном вопросе связано с порядком прохождения по Северному морскому пути (СМП). Законопроект был одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности, сказал РБК федеральный чиновник.

Действующие в России правила плавания в акватории СМП распространяются только на коммерческие суда, но не на иностранные военные суда и другие суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, поскольку они обладают суверенным иммунитетом. В то же время право мирного прохода для иностранных военных кораблей установлено российским законодательством только для территориального моря России (в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву). Правовой режим внутренних морских вод обычно устанавливается прибрежным государством по его собственному усмотрению, и порядок прохода иностранных военных кораблей в российских внутренних морских водах СМП в настоящее время не урегулирован. Акватория СМП объединяет пространства с различными правовыми режимами (территориальные воды прилегают к внутренним водам).

В соответствии с предложением Минобороны действующий закон предлагается дополнить пунктом, в соответствии с которым иностранным военным и государственным судам будет позволено заходить во внутренние морские воды Севморпути (без захода в порты или военно-морские базы) по разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам хотя бы за 90 дней до предполагаемого захода.

Во внутренних водах СМП не сможет находиться более одного иностранного или государственного судна, если нет специального решения российского правительства. Помимо этого заходящие суда должны обеспечивать безопасность судоходства, охрану окружающей среды, защиту подводных кабелей и трубопроводов, сохранять водные биологические ресурсы.

Отдельный пункт проекта постановления посвящен иностранным подводным лодкам. Они (а также другие подводные средства) должны следовать по СМП на поверхности и под своим флагом.

В соответствии с документом власти смогут приостановить заход иностранных военных кораблей и других государственных судов во внутренние морские воды в акватории СМП в интересах обеспечения безопасности на определенный срок. «Такое приостановление вступает в силу после передачи об этом в навигационном предупреждении», — говорится в тексте документа.

В пояснительной записке подобные требования объясняются в том числе изменением глобального климата и таянием льдов, что «влечет не только рост объемов морских перевозок транзитных грузов между Европой и Азией по трассам СМП, но и активизацию в Арктической зоне военно-морской деятельности различных государств».

Минобороны предложило ограничить проход по Севморпути для иностранных судовМинобороны России подготовило поправки в закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», которые предусматривают новый порядок прохода по Северному морскому пути для иностранных военных судов, сообщил РБК со ссылкой на документ. В случае принятия поправок закон будет дополнен пунктом, согласно которому иностранные военные и государственные суда смогут заходить во внутренние морские воды Севморпути (без захода в порты или военно-морские базы) по разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам минимум за 90 дней. Во внутренние воды Севморпути сможет заходить только одно иностранное военное или государственное судно, для большего количества потребуется специальное решение правительства. Также заходящие суда должны обеспечивать безопасность судоходства, охрану окружающей среды, безопасность подводных кабелей и трубопроводов, сохранять водные биологические ресурсы. Иностранные подводные лодки должны будут следовать по Севморпути только по поверхности и под флагом своего государства. Помимо этого документ позволит властям приостанавливать заход иностранных судов во внутренние воды в акватории Севморпути на определенный срок в целях безопасности. «Сохраняющаяся тенденция к увеличению грузопотока транзитных морских перевозок по СМП в отсутствие эффективного правового механизма регулирования плавания иностранных кораблей и судов в акватории СМП не позволяет в полной мере обеспечить безопасность морского судоходства и военного мореплавания, а также принимать меры, направленные на обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. РБК со ссылкой на федерального чиновника сообщает, что проект закона уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Согласно действующему законодательству, иностранные суда, военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальные воды России. «В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям», – говорится в ст. 12 закона. В рамках проекта по развитию Севморпути на период до 2035 г. предполагается модернизация судостроительных и судоремонтных мощностей на пути пролегания этого логистического коридора. Общий объем финансирования плана может составить порядка 2 трлн руб.

Одобренный правкомиссией законопроект предусматривает возможность прохода иностранных военных и государственных судов по Северному морскому пути во внутренних водах России по разрешению, запрошенному не позднее чем за 90 дней.

Министерство обороны предложило внести изменения в федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В пояснительной записке к документу (есть у РБК) указывается, что правовое регулирование в данном вопросе связано с порядком прохождения по Северному морскому пути (СМП). Законопроект был одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности, сказал РБК федеральный чиновник.

Действующие в России правила плавания в акватории СМП распространяются только на коммерческие суда, но не на иностранные военные суда и другие суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, поскольку они обладают суверенным иммунитетом.

В то же время право мирного прохода для иностранных военных кораблей установлено российским законодательством только для территориального моря России (в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву).

Правовой режим внутренних морских вод обычно устанавливается прибрежным государством по его собственному усмотрению, и порядок прохода иностранных военных кораблей в российских внутренних морских водах СМП в настоящее время не урегулирован. Акватория СМП объединяет пространства с различными правовыми режимами (территориальные воды прилегают к внутренним водам).

В соответствии с предложением Минобороны действующий закон предлагается дополнить пунктом, в соответствии с которым иностранным военным и государственным судам будет позволено заходить во внутренние морские воды Севморпути (без захода в порты или военно-морские базы) по разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам хотя бы за 90 дней до предполагаемого захода.

Во внутренних водах СМП не сможет находиться более одного иностранного или государственного судна, если нет специального решения российского правительства. Помимо этого заходящие суда должны обеспечивать безопасность судоходства, охрану окружающей среды, защиту подводных кабелей и трубопроводов, сохранять водные биологические ресурсы.

Отдельный пункт проекта постановления посвящен иностранным подводным лодкам. Они (а также другие подводные средства) должны следовать по СМП на поверхности и под своим флагом.

В соответствии с документом власти смогут приостановить заход иностранных военных кораблей и других государственных судов во внутренние морские воды в акватории СМП в интересах обеспечения безопасности на определенный срок. «Такое приостановление вступает в силу после передачи об этом в навигационном предупреждении», — говорится в тексте документа.

В пояснительной записке подобные требования объясняются в том числе изменением глобального климата и таянием льдов, что «влечет не только рост объемов морских перевозок транзитных грузов между Европой и Азией по трассам СМП, но и активизацию в Арктической зоне военно-морской деятельности различных государств».

«Сохраняющаяся тенденция увеличению грузопотока транзитных морских перевозок по СМП в отсутствие эффективного правового механизма регулирования плавания иностранных кораблей и судов в акватории СМП не позволяет в полной мере обеспечить безопасность морского судоходства и военного мореплавания, а также принимать меры, направленные на обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе», — говорится в пояснительной записке.

По данным российской Администрации СМП, в 2021 году она выдала 1229 разрешений на проход судов через Севморпуть, в том числе судам, ходящим под флагами Багамских островов, Кипра, Гонконга и т. Администрация отказала судам в проходе через СМП 35 раз (в 2022 году уже 31 раз).

Предложение Минобороны поддержали МИД, ФСБ и Минтранс, следует из сопроводительных материалов к проекту. РБК направил запрос в пресс-службу правительства.

В отношении Северного морского пути действует конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Она, в частности, указывает право Российской Федерации на этот маршрут, однако уведомлений на проход по нему Москва не требовала.

В 2019 году газета «Известия» сообщала о планах правительства изменить правила. Речь шла о требованиях к военным кораблям и иным иностранным судам уведомлять за 45 дней о проходе через СМП и брать на борт российских лоцманов. О подобной перспективе в ноябре 2018 года говорил и Михаил Мизинцев — начальник Национального центра управления обороной России.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                               16 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации                                    17 июля 1998 года

(В редакции федеральных законов от 22. 2003 № 49-ФЗ, от 30. 2003 № 86-ФЗ, от 11. 2003 № 148-ФЗ, от 22. 2004 № 122-ФЗ, от 08. 2007 № 261-ФЗ, от 23. 2008 № 160-ФЗ, от 03. 2008 № 250-ФЗ, от 27. 2009 № 364-ФЗ, от 05. 2011 № 48-ФЗ, от 01. 2011 № 169-ФЗ, от 18. 2011 № 242-ФЗ, от 19. 2011 № 246-ФЗ, от 21. 2011 № 331-ФЗ, от 28. 2012 № 132-ФЗ, от 30. 2012 № 287-ФЗ, от 07. 2013 № 87-ФЗ, от 07. 2013 № 110-ФЗ, от 03. 2014 № 15-ФЗ, от 22. 2014 № 446-ФЗ, от 13. 2015 № 213-ФЗ, от 13. 2015 № 221-ФЗ, от 03. 2016 № 253-ФЗ, от 18. 2017 № 177-ФЗ, от 05. 2018 № 15-ФЗ, от 29. 2018 № 270-ФЗ, от 27. 2018 № 525-ФЗ, от 26. 2019 № 244-ФЗ, от 02. 2019 № 260-ФЗ, от 16. 2019 № 431-ФЗ, от 13. 2020 № 207-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 11. 2021 № 193-ФЗ, от 02. 2021 № 338-ФЗ, от 30. 2021 № 470-ФЗ, от 14. 2022 № 56-ФЗ, от 28. 2022 № 194-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение и границы внутренних морских вод Российской Федерации

Внутренние морские воды Российской Федерации (далее – внутренние морские воды) – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

К внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в “Извещениях мореплавателям”.

Статья 2. Определение и границы территориального моря Российской Федерации

Территориальное море Российской Федерации (далее – территориальное море) – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Статья 3. Делимитация территориального моря

Делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря

Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:

линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;

прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;

система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в “Извещениях мореплавателям”.

Границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты масштаба 1:200 000 -1:300 000, а в случае отсутствия таких карт – на карты масштаба 1:100 000 или 1:500 000. В отдельных случаях допускаются отступления от указанных масштабов, вызванные спецификой картографирования данного района, особенностями географических условий, степенью точности исходных материалов или другими причинами.

Статья 41. Искусственные острова, установки и сооружения во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации

Для целей настоящего Федерального закона под искусственными островами понимаются стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации объекты (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе.

Для целей настоящего Федерального закона под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).

(Дополнение статьей – Федеральный закон от 03. 2014 № 15-ФЗ)

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА МОРСКИХ ПОРТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ

Статья 5. Правовой режим морских портов Российской Федерации

Правовой режим морских портов в Российской Федерации является единым для всех портов, находящихся на территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08. 2007 № 261-ФЗ)

Правовой режим морских портов с учетом климатических, гидрологических и метеорологических особенностей устанавливается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применимыми к морским портам. (В редакции Федерального закона от 22. 2004 № 122-ФЗ)

Морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства Российской Федерации.

Перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в “Извещениях мореплавателям”.

Должностным лицом, регулирующим заход судов в морской порт и выход судов из морского порта и отвечающим в морском порту за безопасность мореплавания, является капитан морского порта. (В редакции Федерального закона от 08. 2007 № 261-ФЗ)

(Пункт утратил силу – Федеральный закон от 08. 2007 № 261-ФЗ)

Функции и полномочия капитана морского порта устанавливаются и регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применимыми к морским портам. (В редакции Федерального закона от 08. 2007 № 261-ФЗ)

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в морском порту, согласовывают свои действия с капитаном морского порта лишь в случае, если действия указанных должностных лиц затрагивают компетенцию капитана морского порта.

Все российские и иностранные суда обязаны соблюдать правовой режим морских портов.

Статья 6. Заход иностранных судов в морские порты

Все иностранные суда, кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, независимо от их предназначения и форм собственности (далее – иностранные суда) могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов.

В отношении судов, плавающих под флагом иностранного государства, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с иностранным государством, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с иностранным государством, в котором имеются ограничения захода в их морские порты в отношении судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, зарегистрированных в одном из реестров судов Российской Федерации, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с Российской Федерацией, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с Российской Федерацией, решением Правительства Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения.

Порядок подготовки и принятия решения о введении и (или) об отмене ответных ограничений, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, утверждается Правительством Российской Федерации.

(Пункт в редакции Федерального закона от 14. 2022 № 56-ФЗ)

На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации.

Иностранные суда при заходе в морские порты, во время пребывания в указанных портах и при выходе из них обязаны соблюдать:

законодательство Российской Федерации, касающееся обеспечения безопасности судоходства и регулирования движения судов, оказания помощи и спасания, использования радиосвязи, защиты навигационных средств, оборудования и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследований, изучения, использования и охраны водных объектов, недр, водных биологических ресурсов и других природных ресурсов территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия); (В редакции Федерального закона от 11. 2021 № 193-ФЗ)

пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила, установленные законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

правила, установленные для морских портов;

правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан и лиц без гражданства, действующие на территории Российской Федерации;

другие правила, установленные законодательством Российской Федерации, а также международные нормы и стандарты, установленные международными договорами Российской Федерации.

Выход иностранного судна из морского порта производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с должностными лицами федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностными лицами таможенных органов. (В редакции федеральных законов от 30. 2003 № 86-ФЗ; от 22. 2004 № 122-ФЗ)

Статья 7. Военно-морские базы и пункты базирования военных кораблей

Должностным лицом военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей, регулирующим заход всех судов и военных кораблей Российской Федерации, иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в военно-морскую базу или пункт базирования военных кораблей и выход из военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей и отвечающим за безопасность мореплавания, является старший морской начальник, с которым согласовывают свои действия капитан морского порта, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в военно-морской базе или пункте базирования военных кораблей.

В случае, если в военно-морской базе или пункте базирования военных кораблей одновременно базируются военные корабли различных федеральных органов исполнительной власти, включая военные корабли федерального органа исполнительной власти по обороне, должностным лицом военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей является старший морской начальник федерального органа исполнительной власти по обороне.

В случае, если военно-морская база или пункт базирования военных кораблей имеет смежную с морским портом акваторию, порядок захода в морской порт и выхода из морского порта всех судов Российской Федерации, иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, устанавливается старшим морским начальником по согласованию с капитаном морского порта, должностным лицом пограничного органа федеральной службы безопасности и должностным лицом таможенного органа. (В редакции Федерального закона от 22. 2014 № 446-ФЗ)

Правила плавания и пребывания в военно-морских базах и пунктах базирования военных кораблей разрабатываются федеральным органом исполнительной власти по обороне, утверждаются Правительством Российской Федерации и публикуются в “Извещениях мореплавателям”. (В редакции Федерального закона от 22. 2004 № 122-ФЗ)

Перечень военно-морских баз и пунктов базирования военных кораблей утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Заход иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в морские порты

Иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях (далее – иностранные военные корабли и другие государственные суда), могут заходить в морские порты по предварительному разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до предполагаемого захода, если иной порядок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации.

Порядок захода иностранных военных кораблей и других государственных судов в морские порты, а также порядок их пребывания в морских портах регулируются правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации и публикуемыми в “Извещениях мореплавателям”.

В отношении иностранных военных кораблей и других государственных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их морские порты в отношении военных кораблей и других государственных судов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения.

Статья 9. Вынужденный заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты

Вынужденный заход иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты – заход, осуществляемый в силу следующих чрезвычайных обстоятельств:

аварии, стихийного бедствия или сильного шторма, угрожающего безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

доставки спасенных людей;

необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

Правом вынужденного захода в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты пользуются все иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда без какой бы то ни было дискриминации в соответствии с нормами международного права.

Капитан иностранного судна, командир иностранного военного корабля или другого государственного судна в случае вынужденного захода в территориальное море, во внутренние морские воды или в морской порт обязан немедленно сообщить об этом капитану ближайшего морского порта и в дальнейшем действовать согласно его указаниям либо указаниям командира военного корабля, капитана морского или речного судна или командира летательного аппарата Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи либо для выяснения обстоятельств вынужденного захода.

В сообщении о вынужденном заходе должны содержаться следующие сведения:

название иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

имя и фамилия капитана иностранного судна или командира иностранного военного корабля или другого государственного судна;

тип двигательной установки (ядерный или обычный);

причина вынужденного захода;

наличие на борту ядерных или других опасных или ядовитых по своей природе веществ или материалов;

потребность в помощи и ее характер;

предполагаемое время вынужденного захода, а также другие сведения.

Оценку причин вынужденного захода и технического состояния (при необходимости) иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна (без нарушения иммунитета иностранного военного корабля или другого государственного судна) осуществляет должностное лицо федерального органа исполнительной власти по безопасности самостоятельно или с привлечением специалистов морского порта, военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей, направляемых должностным лицом, указанным в статьях 5 и 7 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 30. 2003 № 86-ФЗ)

По прекращении действия обстоятельств, вызвавших вынужденный заход, иностранное судно, иностранный военный корабль или другое государственное судно обязаны покинуть морской порт, внутренние морс

Внутренние воды

Территориальные воды – это также и внутренние воды, включающие реки, озёра, неширокие бухты, фьорды и т. Здесь действует абсолютный суверенитет, не подчинённый правилам Морской конвенции.

Акватория между островами архипелагов при определённых условиях является внутренними водами. Ряд стран (Индонезия, Филиппины) имеют обширную внутреннюю зону, что накладывает ограничения на проход зарубежных судов. Чтобы не затруднять мореходство, правительством утверждаются морские коридоры для упрощённого судоходства.

Территориальное море

Официально территориальным считается часть моря (океана) в пределах принятой ООН 12-мильной зоны. Соседствующие по морю страны обычно договариваются в двустороннем формате о разграничениях зон ответственности. Если договариваться не получается, границу определяют по равноудалённым точкам от участков суши.

На практике часть государств трактуют по-своему морское право, включая в исключительную суверенную зону акватории за пределами территориального моря. Причинами споров являются биологические ресурсы, природные ископаемые, стратегическое положение.

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Прилежащая зона

Территориальные воды государства имеют продолжение в виде прилежащей зоны, также определённой в 12 миль. Своеобразный буфер создан как контрольно-пропускной пункт. Здесь пограничные силы могут отчасти контролировать мореходство, ловить браконьеров и пиратов, выявлять нарушителей санитарных, миграционных, таможенных законов.

Военные суда чужих стран, как правило, должны получать разрешение для преодоления прилежащей зоны, а подлодки – перемещаться в надводном положении. Впрочем, требования чётко не прописаны и регулируются отчасти региональными договорённостями, или «правом сильного».

Исключительная экономическая зона

Территориальные воды – это не только 24-мильная область особой ответственности. Национальные государства имеют право первостепенного освоения, так называемой, исключительной экономической зоны. Простирается она на 370 км (200 морских миль) от береговой линии (либо внутренних вод), если нет территориальных ограничений в виде морских границ соседних стран.

Государство в ИЭЗ может единолично (либо с партнёрами) добывать минералы, разрабатывать месторождения углеводородов, ловить рыбу и другие дары моря, строить ветровые и приливные электростанции, проводить геологоразведку и т. Допускается даже возведение искусственных островов и их экономическое использование.

Между тем морское право запрещает препятствовать авиаперевозкам и мирному прохождению судов других стран. Разрешена прокладка средств коммуникаций, трубопроводов. Также сторона обязуется защищать природную среду, устранять последствия экологических бедствий.

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Шельфовая зона

Территориальное море также включает часть расширенного континентального шельфа. Полномочия государств в пределах шельфовой зоны во многом сходны с полномочиями ИЭЗ. Эти территории могут частично совпадать, в этом случае правила экономических зон являются приоритетными.

Если шельф простирается дальше исключительной экономической зоны и доказано является подводным продолжением континентальной части страны, государство имеет полномочия добывать природные ископаемые, вести промысел и т. Зона хозяйственной деятельности простирается за пределами ИЭЗ от 200 до 350 морских миль от береговой линии.

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Территориальные воды России

Российская Федерация контролирует обширную морскую территорию. Граница протянулась на 38 800 км. К внутренним водам относятся Белое море, Чёшская губа, Печёрская губа. Охотское море, благодаря Курильской гряде, также является частью территориальных вод с исключительной зоной ответственности. Здесь запрещено рыбачить другим странам без специальных разрешений.

Экономическая зона занимает свыше 4 млн км2. Она полностью включает моря:

  • Карское;
  • Лаптевых;
  • Восточно-Сибирское;
  • Охотское;
  • Белое.
  • Чёрное;
  • Азовское;
  • Каспийское;
  • Балтийское;
  • Баренцево;
  • Чукотское;
  • Берингово;
  • Японское;
  • Тихий океан;
  • Северный Ледовитый.

Данная территория в будущем станет локомотивом экономики. Биологические ресурсы вод колоссальны. Шельфы обладают богатейшими запасами минерального и рудного сырья, нефти, газа. Планируется строительство подводных роботизированных городов-заводов, где будут добывать, транспортировать, частично перерабатывать дары земли.

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Конфликтные ситуации

Территориальные воды – это зона, подчинённая правилам Морской конвенции. Но не все субъекты безусловно следуют её положениям. Нередко разграничение территориального моря между соседями выливается в дипломатические, даже военные конфликты.

Например, США и Ливия дважды (1981, 1989) сталкивались в споре за разграничение залива Сидр. Он глубоко вдаётся в территорию Африки, но достаточно широкий, чтобы подпадать в зону исключительного суверенитета, однако Ливия считала его своим. Последние годы не могут поделить границы территориальных вод Никарагуа и Коста-Рика. Дипломатический конфликт сопровождается угрозой военного столкновения.

Многолетние споры наблюдаются между Турцией и Грецией, Японией и Китаем, Индонезией и Тимором. Раздел Южно-Китайского моря может спровоцировать крупномасштабные войны между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, США и другими сторонами.

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Битва за Арктику

Давние споры разворачиваются между приполярными странами. Например, территориальные воды России странами-партнёрами и самой Россией разграничиваются по-разному. РФ считает зоной стратегических интересов территорию от внешних границ Мурманской области и Чукотки до Северного полюса. Норвегия, Канада, США и ряд других требуют сократить зону, согласно правилам Конвенции. Между тем, сами США и Канада вольно трактуют эти правила, когда это касается стратегических интересов.

Шельфы богаты ископаемыми, поэтому являются предметами межгосударственных споров. Например, российские гидрологи в 2000-х провели уникальные исследования, доказавшие принадлежность подводных хребтов Менделеева, Ломоносова и Чукотского плато к азиатскому континентальному шельфу. На часть территории претендовала Гренландия (Дания). Экспедиция 2007 года позволила закрепить документально экономические интересы РФ в арктическом регионе.

С 2010 года на расширение континентального шельфа претендует Канада за счёт арктических подводных территорий. В частности, здесь считают часть поднятия Менделеева продолжением североамериканского континента. Не отказывается от притязаний и Дания. Данные решения вынудили Россию реанимировать военные базы на северных островах: Новосибирских, Франца Иосифа, Новой земле и других для защиты интересов. Консультации 2015-2016 годов не исключают компромиссных решений по разделу шельфов.

Подобные конфликты наблюдаются у вод Антарктиды, так как ряд государств (Чили, Аргентина, Норвегия и др. ) считают часть материка суверенной территорией. Это противоречит решениям ООН, признавшим ледяной континент нейтральной зоной. В целом три десятка стран имеют претензии к разграничению морских границ.

Женевская конвенция об этой зоне

В 1958 году принята конвенция, согласно которой эта зона не может распространяться на расстояние, превышающее 12 миль, от исходной линии, ограничивающей территориальное море со стороны берегов. То есть совместно с шириной этого моря прилежащая зона не должна превышать 12 миль. Государство в ней может осуществлять контроль над соблюдением санитарных, таможенных, иммиграционных и фискальных правил. За нарушение их может последовать преследование и наказание.

Если берега двух государств расположены слишком близко друг к другу, ни одно из них не имеет права распространять свою прилежащую зону за линию середины. Эта средняя линия проводится таким образом, чтобы каждый ее участок был на одинаковом расстоянии до исходных линий. От этих же отметок отсчитываются территориальные воды обоих государств.

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Конвенция ООН

В этой конвенции, действующей с 1982 года, подтверждаются правила установленные конвенцией в Женеве. Однако были внесены свои изменения.

Совместная ширина территориального моря и следующей за ним прилежащей зоны в международном праве увеличилась в два раза. Если она была 12 миль, то стала 24. И это максимально допустимая ширина.

В прилежащей полосе действия государства весьма ограничены по сравнению с территориальными водами. Они сводятся к контролю государства над соблюдением законов и к наказанию нарушителей всевозможных установленных правил.

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Режим в прилежащей зоне

Прибрежное государство само определяет органы власти и их полномочия по контролированию этого участка морского пространства. У прибрежного государства есть следующие права в плане контроля:

  • Власти имеют право остановить любое судно.
  • Право на осмотр судна.
  • Государство в случае выявления правонарушения, может принять меры, чтобы произвести расследование для выявления обстоятельств нарушения закона.
  • Государство вправе осуществить наказание в случае правонарушения.
  • Если нарушен режим в прилежащей зоне, государство вправе преследовать нарушителя, даже в открытом море. Но если только преследование ведется «по горячим следам». То есть начинается в прилежащей зоне и происходит непрерывно.
  • Преследовать можно только тех нарушителей, которые нарушили правила в той зоне, где эти правила установлены. Государство не должно при осуществлении собственных прав нарушать при этом права других государств, правомерно пребывающих в этой зоне.

Федеральный закон РФ

В 1998 году в России вышел Федеральный закон, освещающий эту тему, а также территориальных и внутренних вод. Этот закон действует до сих пор. Согласно ему, прилежащая зона РФ представляет собой пояс морского пространства, который примыкает к полосе территориального моря. Тянется он вдоль всего побережья. С внешней стороны граница этой зоны расположена на расстоянии в 24 мили от линии, где начинается отсчет территориальных вод.

Контроль в водах РФ

Действия России в прилежащей зоне следующие:

  • Контроль над тем, как происходит соблюдение санитарных, таможенных, фискальных и иммиграционных правил, которые прописаны в законах, действующих в пределах территорий Российской Федерации, которые включают и морское пространство.
  • Осуществление наказаний за нарушение всех этих правил и законов, совершенное на территории России, включающей пространство морей. Таким образом, можно сделать вывод, что Федеральный закон России не расходится с конвенцией ООН в отношении прилежащей зоны.

Виды

Бывают разные виды прилежащих зон. Это санитарные, фискальные, таможенные и иммиграционные зоны. Они устанавливаются соответствующими законодательными актами и иногда международными договорами. Они известны в международной практике. Так, например, санитарные зоны устанавливаются арабскими государствами. Индией установлена фискальная и иммиграционная зона.

Но, помимо названных видов, существуют еще и другие. Некоторые государства установили зоны уголовной юрисдикции, некоторые – зоны нейтралитета. А также существуют зоны предотвращения загрязнения. Страны Саудовская Аравия, Пакистан, Бирма (Мьянма), Индия, Вьетнам, Судан создали прибрежные зоны безопасности.

Хотя если существование таких видов до конвенции ООН позволялось, то после 1982 года уже нет. Установление прилежащих зон, помимо обозначенных видов – санитарной, фискальной, таможенной и иммиграционной – не допустимо и является неправомерным с позиции международного права.

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Это часть морского пространства, которая располагается между внутренними морскими водами и прилежащей зоной. Это полоса моря, которая тянется вдоль всего побережья, примыкая к суше. Другое ее название – территориальные воды. Эта зона имеет свои особенности. В отличие от прилежащей зоны и внутренних морских вод, территориальное море расположено ближе к берегам, но не заходит в мелкие заливы и порты, и являются частью территории государства.

Отмеряется оно либо от линии максимального отлива, либо от исходных линий, которые служат границей между территориальным морем и внутренними водами. Последние включают в себя акватории небольших заливов, портов, морских бухт, образуемых реками лиманов и губ, ограниченные исходными линиями. Ширина полосы территориального моря у всех государств, имеющих акватории, составляет 12 миль. Граница между прилежащей зоной и территориальным морем является в то же время границей государства.

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Законы и правила в этой зоне

Территориальные воды расположены ближе к берегам и входят в территорию прибрежного государства. Поэтому на этот участок морского пространства распространяется суверенитет страны. Но при этом судна из других стран могут проходить через эту зону, как и по водам прилежащей зоны. Только если эти суда пересекают эту территорию мирно, не угрожая безопасности страны.

За государством остается право устанавливать свои законы, которые будут определять судоходство на этом участке. Законы и правила нужны для того чтобы сделать судоходство в этой зоне безопасным и удобным, обеспечить защиту для навигационного оборудования и средств.

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Кроме того, государство разными мерами пытается предотвратить загрязнение вод, некоторые участки территориального моря вообще могут быть закрыты для прохождения судов. Корабли из других стран обязаны соблюдать установленные правила и законы, в случае нарушений государство вправе осуществить наказание, наложить штраф или возбудить уголовное дело.

Минобороны предложило изменить правила прохода по Севморпути

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Действующие в России правила плавания в акватории СМП (. pdf) распространяются только на коммерческие суда, но не на иностранные военные суда и другие суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, поскольку они обладают суверенным иммунитетом. В то же время право мирного прохода для иностранных военных кораблей установлено российским законодательством только для территориального моря России (в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву). Правовой режим внутренних морских вод обычно устанавливается прибрежным государством по его собственному усмотрению, и порядок прохода иностранных военных кораблей в российских внутренних морских водах СМП в настоящее время не урегулирован. Акватория СМП объединяет пространства с различными правовыми режимами (территориальные воды прилегают к внутренним водам).

В соответствии с предложением Минобороны действующий закон предлагается дополнить пунктом, в соответствии с которым иностранным военным и государственным судам будет позволено заходить во внутренние морские воды Севморпути (без захода в порты или военно-морские базы) по разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам хотя бы за 90 дней до предполагаемого захода.

В соответствии с документом власти смогут приостановить заход иностранных военных кораблей и других государственных судов во внутренние морские воды в акватории СМП в интересах обеспечения безопасности на определенный срок. «Такое приостановление вступает в силу после передачи об этом в навигационном предупреждении», — говорится в тексте документа.

«Сохраняющаяся тенденция увеличению грузопотока транзитных морских перевозок по СМП в отсутствие эффективного правового механизма регулирования плавания иностранных кораблей и судов в акватории СМП не позволяет в полной мере обеспечить безопасность морского судоходства и военного мореплавания, а также принимать меры, направленные на обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе», — говорится в пояснительной записке.

По данным российской Администрации СМП, в 2021 году она выдала 1229 разрешений на проход судов через Севморпуть, в том числе судам, ходящим под флагами Багамских островов, Кипра, Гонконга и т. Администрация отказала судам в проходе через СМП 35 раз (в 2022 году уже 31 раз).

Предложение Минобороны поддержали МИД, ФСБ и Минтранс, следует из сопроводительных материалов к проекту. РБК направил запрос в пресс-службу правительства.

В отношении Северного морского пути действует конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Она, в частности, указывает право Российской Федерации на этот маршрут, однако уведомлений на проход по нему Москва не требовала.

В 2019 году газета «Известия» сообщала о планах правительства изменить правила. Речь шла о требованиях к военным кораблям и иным иностранным судам уведомлять за 45 дней о проходе через СМП и брать на борт российских лоцманов. О подобной перспективе в ноябре 2018 года говорил и Михаил Мизинцев — начальник Национального центра управления обороной России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.