Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

(в ред. Федеральных законов от 22. 2003 N 49-ФЗ,

от 30. 2003 N 86-ФЗ, от 11. 2003 N 148-ФЗ,

от 22. 2004 N 122-ФЗ (ред. 2004), от 08. 2007 N 261-ФЗ,

от 23. 2008 N 160-ФЗ, от 03. 2008 N 250-ФЗ, от 27. 2009 N 364-ФЗ,

от 05. 2011 N 48-ФЗ, от 01. 2011 N 169-ФЗ, от 18. 2011 N 242-ФЗ,

от 19. 2011 N 246-ФЗ, от 21. 2011 N 331-ФЗ, от 28. 2012 N 132-ФЗ,

от 30. 2012 N 287-ФЗ, от 07. 2013 N 87-ФЗ, от 07. 2013 N 110-ФЗ,

от 03. 2014 N 15-ФЗ, от 22. 2014 N 446-ФЗ, от 13. 2015 N 213-ФЗ,

от 13. 2015 N 221-ФЗ, от 03. 2016 N 253-ФЗ, от 18. 2017 N 177-ФЗ,

от 05. 2018 N 15-ФЗ, от 29. 2018 N 270-ФЗ, от 27. 2018 N 525-ФЗ,

от 26. 2019 N 244-ФЗ, от 02. 2019 N 260-ФЗ, от 16. 2019 N 431-ФЗ,

от 13. 2020 N 207-ФЗ, от 11. 2021 N 170-ФЗ, от 11. 2021 N 193-ФЗ,

от 02. 2021 N 338-ФЗ, от 30. 2021 N 470-ФЗ, от 14. 2022 N 56-ФЗ,

от 28. 2022 N 194-ФЗ)

Участники Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Конвенция ООН по морскому праву была открыта для подписания 10 декабря 1982 года. В первый же день ее подписали 117 государств, в том числе и СССР. UNCLOS вступила в силу 16 ноября 1994 года, через год после того, как 60-е государство, Гайана, ратифицировала договор.

По состоянию на 2018 год UNCLOS ратифицировало 168 сторон – 167 государства: 164 государства-участника ООН, государство-наблюдатель ООН Палестина, острова Кука, Ниуэ, а также Европейский союз. Еще 14 государств-членов ООН подписали, но не ратифицировали конвенцию.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Государства, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию
      Государства, подписавшие, но не ратифицировавшие Конвенцию
      Государства, не подписавшие Конвенцию

Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также – исключительная экономическая зона) – морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее – территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) определяет правовой режим морских пространств и обеспечивает международно-правовую основу деятельности государств по исследованию и использованию морей и океанов и их ресурсов. Конвенция строится на понимании тесной взаимосвязи проблем Мирового океана и осознания необходимости совместного поиска их решений.

В UNCLOS зафиксированы результаты многосторонних обсуждений важнейших норм международного морского права, включая определение морских зон – территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря, Международного района морского дна и архипелажных вод. Конвенция также содержит положения, касающиеся судоходства и воздушных перелетов, разведки и эксплуатации ресурсов, защиты морской среды и свободы научных исследований.

Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации

Линия, которая отделяет одно государство от другого, называется государственной границей. Она устанавливается по соглашению между этими странами.

На политических картах государственные границы чаще всего изображаются с помощью прерывистой или штрихпунктирной линий.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Рис. (1). Виды границ государства

Странам принадлежит не только суша, но и внутренние воды, и воздушное пространство. Линию морских границ на картах обычно не показывают, хотя по международным соглашениям странам, имеющим выход к морю, принадлежат территориальные воды.

Территориальные воды — прибрежная морская территория, которая примыкает к суше, длиной (12) миль от берега ((22,2) км, (1) морская миля составляет (1,85) км).

За пределами этой территории воды считаются нейтральными. Но существуют на море ещё и экономические зоны, в которых можно вести добычу полезных ископаемых, ловить рыбу, проводить научные исследования.

Экономическая зона — водное пространство за пределами территориальных вод (около (200) миль — (370) км). Экономическая зона России составляет более (4) млн км².

Другие страны могут здесь только проводить линии связи и трубопроводы, осуществлять авиаперелёты и судоходство.

Согласно Конвенции ООН, если материковый шельф продолжается за пределами экономической зоны, он может быть использован страной для добычи полезных ископаемых и рыбной ловли.

Воздушное пространство государства — воздушное пространство высотой до (100) км над территорией независимого государства и его территориальными водами.

Континентальный шельф Российской Федерации (также называемый Российский континентальный шельф) геологически определяется как весь континентальный шельф, примыкающий к побережью России. В международном же праве Конвенция ООН по морскому праву более узко определяет протяжённость шельфа как океанское дно и недра подводных районов, которые находятся под суверенитетом России.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Рельеф дна Северного ледовитого океана

Шельф Сибири в Северном Ледовитом океане является самым крупным (и наименее изученным) из шельфов, регион имеет стратегическое значение из-за запасов нефти и природного газа. Другие части российского шельфа, как правило, названы в честь соответствующих морей: Баренцевоморский шельф (шельф Баренцева моря), Чукотский шельф (шельф Чукотского моря) и др. За исключением внутренних морей России, эти шельфы используются совместно с другими странами, которые соседствуют на соответствующих морях. Например, шельф Чукотского моря разделён между Россией и США, в соответствии с Соглашением между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года.

Формирование территории СССР — процесс изменения территории Советского Союза, происходивший в течение всего времени его существования. Он продолжил аналогичный более ранний процесс формирования территории Российской империи.

Исторические предпосылки.

Изначально морское право складывалось в форме обычаев. Начиная с XVII века национальные права ограничивались полосой воды, примыкающей к берегу страны. Ширина этой полосы, согласно правилу «пушечного выстрела», разработанному голландским юристом Корнелиусом ван Бинкершоком, составляла, как правило, 3 морские мили. Все воды за пределами национальных границ считались открытыми и свободными для всех народов, не подпадающими под суверенитет какого-либо государства (принцип «свободного моря», сформулированный Гуго Гроцием).

Технологические достижения конца XIX – начала XX века привели к серьезному обострению соперничества между странами за контроль над океаном и его ресурсами. Крупные рыболовные суда, способные находиться в море в течение нескольких месяцев, быстро истощали запасы промысловых рыбы. Открытия нефтяных и газовых месторождений и крупных залежей полезных ископаемых на морском дне расширяли притязания государств на районы моря, богатые этими ресурсами. Масштабная эксплуатация живых и неживых ресурсов оказывала негативное воздействие на окружающую среду, увеличивая уровень загрязнения и разрушая прибрежные экосистемы.

В 1930 г. под эгидой Лиги Наций была проведена Гаагская конференция по кодификации международного права. Хотя на этой конференции не удалось заключить какого-либо соглашения по территориальному морю, страны-участницы в предварительном порядке одобрили проект статей, отражавших определенную степень согласия по многим вопросам, относящимся к данной тематике.

Одной из уставных целей созданной после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций является кодификации и прогрессивное развитие международного права, в том числе морского. Существенную часть подготовительной работы в данной области выполняет Комиссия международного права, специально учрежденная для этой цели в 1947 году.

В 1956 году по инициативе ООН была созвана Первая конференция по морскому праву в Женеве, завершившаяся в 1958 г принятием четырех конвенций и факультативного протокола об урегулировании споров:

  • Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне;
  • Конвенция о континентальном шельфе;
  • Конвенция об открытом море;
  • Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Хотя Первая конференция в целом считается успешной, но такой важный вопрос как ширина территориального моря остался нерешенным.

Вторая конференция, проведенная в 1960 году также в Женеве, не привела к каким-либо соглашениям о границах территориального моря и правах на рыболовство.

В декабре 1973 году в Нью-Йорке была созвана Третья Конференция Организации Объединенных Наций по морскому праву. Сто шестьдесят пять государств приняли в ней участие с полным правом голоса. Несколько полунезависимых государств и Совет ООН по Намибия присутствовали в качестве наблюдателей.

Стремясь обеспечить максимально широкую поддержку, на Третьей Конференции решение принципиальных вопросов осуществлялось на основе консенсуса, когда достижение какого-либо соглашения проходило не путем голосования, а путем переговоров, поиска компромисса и взаимных уступок. Для принятия окончательного решения требовалось лишь общее одобрение, а также отсутствие каких-либо официальных возражений.

С 1973 по 1982 год было проведено 11 сессий конференции, на которых были разработаны и подписаны Конвенция по морскому праву и Заключительный акт.

Претензии на расширение 2001 годаПравить

20 декабря 2001 года Россия подала официальное представление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (статья 76, пункт 8). В документе предлагается создать новые внешние границы континентального шельфа России за предыдущими рамками 200-мильной зоны (370 км), но в пределах арктического сектора России. Заявлялись территориальные претензии на бо́льшую часть Арктики в секторе России вплоть до Северного полюса. Одним из аргументов было утверждение, что восточная часть хребта Ломоносова, подводного горного хребта, простирающегося через Полярный бассейн, и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В 2002 году Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства в поддержку своих требований.

Дополнительные исследованияПравить

В июне 2007 года группа из 50 русских учёных вернулась из шестинедельной экспедиции с известием, что хребет Ломоносова связан с территорией Российской Федерацией, поддержав тем самым претензии России на нефть и газ, которыми богат треугольник. На территории содержится 10 млрд тонн газа и нефти, утверждают учёные. Президент России Владимир Путин затем использовал эту информацию, чтобы вновь заявить о претензии России 2001 года.

2 августа 2007 года русские исследователи погрузили с помощью подводного аппарата национальный флаг на морское дно Северного полюса в символической поддержке претензий 2001 года. Механическая рука установила специальный не подверженный коррозии титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана на глубине 4261 метр (13 980 футов).

Международная реакцияПравить

В ответ на установку Россией национального флага на морском дне на Северном полюсе заместитель официального представителя Госдепартамента США Том Кейси заявил:

Не знаю, что они оставили на дне океана — металлический флаг, резиновый флаг, простыню. В любом случае никакого правового значения или эффекта для их претензий это иметь не будет.

I’m not sure of whether they’ve put a metal flag, a rubber flag or a bed sheet on the ocean floor. Either way, it doesn’t have any legal standing or effect on this claim.

Министр национальной обороны Канады Питер Маккей выразился так:

Это не XV век. Вы не можете проехаться по миру, просто поставить свои флаги и сказать: «Мы претендуем на эту территорию».

This isn’t the 15th century. You can’t go around the world and just plant flags and say ‘We’re claiming this territory

В ответ на эти слова министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал:

Меня искренне удивило заявление канадского коллеги о том, что кто-то разбрасывается флагами. Никто флагами не разбрасывается. Так делали все первооткрыватели. Когда исследователи достигают какой-то точки, которая никем не исследована, оставляют флаги. Так было и на Луне, между прочим.

Результаты исследованийПравить

20 сентября получены предварительные данные анализа модели земной коры по профилю «Арктика-2007», которые позволяют подтвердить тот факт, что структура коры хребта Ломоносова соответствует мировым аналогам континентальной коры, а значит, является частью прилегающего континентального шельфа Российской Федерации.

Заявка в комиссию ООН 2015 годаПравить

В настоящее время на российском арктическом шельфе имеется только один действующий проект по добыче нефти. Это Приразломное месторождение в Печорском море (прибрежное море в юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач). Месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти.

Континентальный шельф Охотского моряПравить

  • Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации». Дата обращения: 1 сентября 2015. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  • Моря России Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine // Всемирный фонд дикой природы (WWF)
  • Таблица заявок Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine на сайте российской программы Международного полярного года
  • Сообщение на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 августа 2013. Архивировано 5 августа 2012 года.
  • Минприроды завершило исследования для расширения границ России в Арктике. РИА Новости (4 сентября 2019). Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано 18 октября 2019 года.
  • Российская Арктика стала больше на 1,2 миллиона квадратных километров. Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 17 ноября 2020 года.
  • Григоренко Ю. Н., Маргулис Е. А., Новиков Ю. Н., Соболев В. С. Морская база углеводородного сырья России и перспективы её освоения Архивная копия от 15 апреля 2017 на Wayback Machine // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2007 (2)
  • Пресс-релиз: Отгружена первая нефть арктического шельфа России. Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 11 ноября 2014 года.
  • Пресс-релиз На Приразломном месторождении в 2014 году добыто 300 тыс. тонн нефти (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 23 января 2015 года.
  • Пересмотренное частичное представление Российской Федерации в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа в Охотском море. Часть 1. Резюме. 2013.. Дата обращения: 23 января 2019. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  • Комиссия ООН включила анклав в Охотском море в состав российского континентального шельфа Архивная копия от 28 марта 2019 на Wayback Machine / Новости ООН. 14 марта 2014.

Минобороны России заявило о попытке нарушения госграницы эсминцем США

Американский эсминец зашел в залив Петра Великого на Дальнем Востоке. ВМФ России вытеснил корабль из вод, которые Россия считает своими. Этот инцидент не первый в регионе — США считают воды международными

Минобороны России заявило, что эсминец ВМС США Chafee пытался пересечь российскую границу в Японском море. Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на российское оборонное ведомство.

Инцидент произошел 15 октября в заливе Петра Великого. Chafee несколько дней находился в акватории Японского моря, а в пятницу во второй половине дня приблизился к территориальным водам России и «предпринял попытку пересечения государственной границы».

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Как отмечает «Интерфакс», после этого к эсминцу подошел российский противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Трибуц» и сделал несколько предупреждений, а затем «взял курс на вытеснение нарушителя от российских территориальных вод».

Минобороны сообщает, что Chafee при появлении российского корабля поднял флаги расцвечивания, обозначающие подготовку к взлету с палубы вертолета, что означает невозможность изменить курс и скорость. Экипаж российского корабля предупредил по международному каналу связи команду эсминца о недопустимости действий и заявил, что район, где оказались американцы, закрыт для судоходства из-за учений с артиллерийскими стрельбами.

Когда между кораблями оставалось примерно 60 м, Chafee свернул на обратный курс.

«Действия экипажа эсминца Chafee ВМС США являются грубым нарушением Международных правил предупреждения столкновения судов в море и российско-американского межправительственного соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним 1972 года», — заявили в российском министерстве.

РБК направил запрос в ВМС США, а также в пресс-службу посольства США в России.

С 14 по 17 октября в Японском море проходят российско-китайские учения «Морское взаимодействие 2021».

Россия считает акваторию залива Петра Великого своими территориальными водами. США считают, что российские морские границы в этом районе противоречат международному праву и, следовательно, не признают их за пределами зоны в 12 миль от береговой линии.

Ранее, 24 ноября 2020 года, российское Минобороны также сообщало о нарушении американским кораблем российской границы. Тогда к российским водам подходил эсминец «Джон Маккейн», а вытеснял его, угрожая тараном, противолодочный корабль тихоокеанского флота России «Адмирал Виноградов». Российское оборонное ведомство заявляло, что «Джон Маккейн» зашел за линию морской границы России на два километра.

В МИД России назвали тот инцидент провокацией и выразили США протест, заявив, что «в данной акватории корабли должны соблюдать нормы международного права и законодательства Российской Федерации, касающиеся мирного прохода через ее территориальное море». По мнению МИДа, эти нормы были нарушены.

Командование Седьмого флота США ответило на обвинение заявлением о том, что корабль не нарушал международных норм и проводил в заливе Петра Великого «операцию по обеспечению свободы навигации». В американских ВМС напомнили, что в 1984 году СССР включил залив Петра Великого в свои внутренние воды, что, по мнению американской стороны, противоречило международному праву и, в частности, нормам Конвенции ООН по морскому праву.

Эсминец Chafee вошел в состав ВМС США в 2003 году, его водоизмещение — 6950 т, длина составляет чуть более 155 м, ширина — 20 м. Корабль вооружен двумя пусковыми установками для ракет различного назначения, в том числе Tomahawk и Harpoon. На борту эсминца установлены торпедные аппараты, артиллерийская установка и зенитные комплексы. В корабельном ангаре размещены два вертолета. Порт приписки — Перл-Харбор.

Территориальное море.

Территориальное море — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам прибрежного государства, на который распространяется его суверенитет. Конвенция 1982 года предусматривает, что суверенитет государств распространяется и на воздушное пространство над территориальным морем, а также на его дно и недра. Однако при осуществлении суверенитета над территориальным морем прибрежные государства должны соблюдать правила и ограничения, предусмотренные данной Конвенцией и другими нормами международного морского права.

Границы территориального моря.

Ширина территориального моря, установленная прибрежным государством, не должна превышать двенадцать морских миль и отмеряется от исходной (базовой) линии. Исходная линия — это линия, образующая границу между внутренними водами прибрежного государства над которыми оно обладает абсолютным суверенитетом, и его территориальным морем. Для определения исходной линии в зависимость от рельефа и очертания берега может применяться либо метод нормальной исходной линии, либо метод прямых исходных линий, либо сочетание этих методов. Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством крупномасштабных морских картах. Метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки, может применяться для проведения исходной линии в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где вдоль берега и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов. Однако применение данного метода не должно приводить к перекрытию другому государству прохода из территориального моря к открытому морю или исключительной экономической зоне. Данный метод также применяется для проведения замыкающих линий устьев рек, впадающих непосредственно в море, и заливов.

В случае, когда берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу и между ними не заключено специальное соглашение, территориальное море каждого из них не должно выходить за срединную линию, проведенную по точкам, равноудаленным от исходных линий побережья и островов обоих государств. Данное положение не применяется, если территориальные моря двух государств исторически разграничены по-иному.

Права прибрежного государства над территориальным морем.

В соответствии с Конвенцией 1982 года, суверенитет прибрежного государства распространяется на его территориальное море, его дно и недра, а также на воздушное пространство над его территориальным морем. В связи с этим прибрежное государство пользуется следующими правами:

  • исключительным правом на рыбный промысел и разработку ресурсов морского дна и недр территориального моря;
  • исключительным правом регулировать передвижение воздушных судов через воздушное пространство над территориальным морем. Воздушные суда, в отличие от морских, не пользуются правом мирного прохода;
  • правом принимать законы и правила в соответствии с положениями Конвенцией 1982 года и другими нормами международного права, в частности касающиеся таможенного, иммиграционного и санитарного регулирования, безопасности судоходства и сохранения окружающей среды;
  • правом предпринимать в своем территориальном море необходимые меры для предотвращения прохода иностранного судна, когда его проход не является мирным;
  • правом на осуществление уголовной юрисдикции на борту иностранного судна (арест какого-либо лица или проведение расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту иностранного судна) в следующих случаях: если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; если преступление нарушает порядок в стране или территориальном море; если к местным властям обратились с просьбой о помощи; для пресечения незаконной наркоторговли; либо в том случае, когда иностранное судно проходит через территориальное море прибрежного государства после выхода из его внутренних вод;
  • правом на осуществление гражданской юрисдикции (применение мер взыскания или арест по гражданскому делу) в отношении иностранного судна, но только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства; либо в случае, когда иностранное судно находится на стоянке в территориальном море прибрежного государства или проходит через его территориальное море после выхода из его внутренних вод.

Право мирного прохода в территориальном море.

В соответствии с Конвенцией 1982 году суверенитет прибрежного государства над его территориальным морем подлежит ограничению на основании права мирного прохода, которыми пользуются суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Проход означает плавание через территориальное море с целью пересечения этого моря без входа во внутренние воды или стоянки на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; либо с целью прохода во внутренние воды или выхода из них, или стоянки на таком рейде или у такого портового сооружения. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь в той мере, в какой они связаны с обычным плаванием или вызваны форс-мажорным обстоятельствами, либо для спасения людей или терпящих катастрофу судов. Проход должен осуществляться в соответствии с положениями Конвенции 1982 года и других норм международного морского права. Проход должен быть мирным, т. он не должен нарушать мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Право мирного прохода также действует во внутренних водах, где установление исходной линии методом прямых исходных линий в соответствии с Конвенцией 1982 года привело к включению во внутренние воды районов, которые ранее не считались таковыми.

Правом мирного прохода также пользуются подводные лодки и другие подводные аппараты. Однако требуется, чтобы они перемещались по поверхности и поднимали свой флаг.

Согласно Конвенции 1982 года прибрежное государство не должно, за исключением оговоренных случаев, препятствовать мирному прохождению иностранных судов через свои территориальные моря и, в частности, не должно под любым предлогом препятствовать судоходству или допускать дискриминацию в отношении каких-либо судов. Прибрежное государство обязано надлежащим образом оповещать о любой известной ему опасности для судоходства в территориальном море. Не допускается взимать никаких пошлин с иностранных судов лишь за проход через территориальное море; сборы могут взиматься только в качестве оплаты за конкретные услуги, оказанные судну.

Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, за исключением случаев, указанных в Конвенции (упомянутых выше). Также не должно останавливать или менять курс проходящего через территориальное море иностранного судна, осуществляя гражданскую юрисдикцию в отношении лица на его борту, за исключением случаев, указанных в Конвенции (упомянутых выше). Следует заметить, что военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются иммунитетом от любой юрисдикции; однако прибрежное государство, в случае отказа какого-либо из этих судов от соблюдения его законов и правил, может потребовать незамедлительно покинуть свое территориальное море.

Прибрежное государство в соответствии с положениями Конвенции 1982 года и других норм международного права может устанавливать собственные законы и правила, касающиеся осуществления права мирного прохода, которым должны подчиняться иностранные суда. По соображениям безопасности прибрежное государство может временно приостановить мирный проход иностранных судов в определенных районах своего территориального моря.

Прилежащая зона.

Прилежащая зона — это морской пояс, примыкающий к территориальному морю прибрежного государства, над которым это государство может осуществлять контроль за соблюдением и наказывать за нарушения его таможенных, налоговых, иммиграционных или санитарных законов и правил. Согласно Конвенции 1982 года, прилежащая зона не может выходить за пределы 24 морских миль от исходной линии. Прилежащая зона, в отличие от территориального моря, не принадлежит прибрежному государству автоматически; об установлении данной зоны государство должно сделать специальное заявление.

Из положений Конвенции 1982 года, следует, что права прибрежного государства на прилежащую зону не равнозначны суверенитету. Прибрежное государство может применять юрисдикционные полномочия только в целях, указанных в Конвенции.

Международные проливы.

Пролив — это узкий естественный морской проход, соединяющий смежные водные бассейны или их части. Международные проливы — это проливы, которые используются для международного судоходства между одну частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. В Конвенции оговаривается особый режим прохода, применимый к международным проливам. Однако данный режим не применяется, если пролив имеет достаточную ширину, позволяющую судам проходить в открытом море или в исключительной экономической зоне.

Режим прохода, установленный Конвенцией, не влияет ни на правовой статус вод, образующих такие проливы, ни на суверенитет или юрисдикцию (над водами, воздушным пространством, дном и недрами) государств, граничащих с проливом. Кроме того, данный режим не относится:

  • к районам внутренних вод в пределах пролива, за исключением оговоренных в Конвенции случаев;
  • к исключительным экономическим зонам государств, граничащих с проливом;
  • к открытому морю;
  • к проливам, проход в которых регулируется давно существующими и находящимися в силе международными соглашениями (например, черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, которые регулируются Конвенцией Монтре 1936 года).

Согласно Конвенции 1982 года в международных проливах может действовать либо режим транзитного прохода, либо режим мирного прохода.

Режим транзитного прохода в проливах, используемых для международного судоходства.

Режим транзитного прохода действует в проливах, используемых для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Под транзитным проходом подразумевается проход через пролив морских и воздушных судов с целью быстрого и непрерывного транзита, либо с целью входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом. Любая иная деятельность в проливе регулируется другими положениями Конвенции.

В Конвенции содержится исключение из права транзитного прохода через международные проливы: если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью и в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне. В подобном проливе будет действовать режим мирного прохода.

При осуществлении права транзитного прохода суда и летательные аппараты должны:

  • соблюдать соответствующие положения Конвенции и других норм международного права;
  • соблюдать установленные государствами, граничащими с проливами, морские коридоры и схемы разделения движения для судоходства;
  • воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом;
  • воздерживаться от любой деятельности, несвязанной с непрерывным и быстрым транзитом, за исключением форс-мажорных обстоятельств.

Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда не имеют права вести какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

Государства, граничащие с проливами, при условии соблюдения положений конвенции, могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через проливы, касающиеся безопасности судоходства и движения судов, регулирования рыболовства, погрузки или выгрузки любых грузов, посадки или высадки людей. Однако такие законы и правила не должны допускать дискриминации между иностранными судами, а их практическое применение – ущемлять право транзитного прохода.

Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода. Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу, а о любой известной им опасности для прохода или пролета через пролив должны своевременно оповещать.

Режим мирного прохода в проливах, используемых для международного судоходства.

Режим мирного прохода применяется в проливах, используемых для международного судоходства, которые:

  • проходят между островом и континентальной частью одного государства и в сторону моря от острова имеется столь же удобный путь в открытом море или в исключительной экономической зоне; или
  • соединяют часть открытого моря или исключительной экономической зоны с территориальным морем другого государства.

Самые существенные различия между режимом мирного прохода и режимом транзитного прохода заключается в том, что в проливах, где действует режим мирного прохода:

  • подводные лодки должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг;
  • воздушный транспорт не пользуется правом свободного и беспрепятственного пролета;
  • государства, граничащие с проливом, имеют больше полномочий по ограничению судоходства и регулированию движения судов.

Исключительная экономическая зона.

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) — это район, находящийся за пределами территориального моря и примыкающий к нему, в котором действует особый правовой режим. Ширина ИЭЗ не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий. Права и юрисдикция прибрежных государств, а также права и свободы других государств, в этой зоне регулируются положениями Конвенции.

Прибрежное государство в ИЭЗ (в водах, на морском дне и недрах) пользуется суверенными правами с целью разведки, эксплуатации, сохранения и управления природными ресурсами, как живыми, так и неживыми, а также в отношении других видов экономической деятельности, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Прибрежное государство также обладает юрисдикцией в отношении: создания и использования искусственных островов, сооружений и установок; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды. При осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей прибрежное государство должно должным образом учитывать права и обязанности других государств и действовать в соответствии с положениями Конвенции.

В ИЭЗ все государства как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции, свободой судоходства и пролета, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Осуществляя свои права и выполняя свои обязанности в ИЭЗ, государства должны должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать его законы и правила.

В случае конфликта прав или юрисдикции прибрежного государства или других государств в ИЭЗ, он должен решаться на основе справедливости с учетом всех относящихся к делу обстоятельств при соблюдении интересов всех затронутых сторон и международного сообщества в целом. Делимитация ИЭЗ между государствами с противолежащими или смежными побережьями должна осуществляться путем соглашения на основе международного права; если в течение разумного срока не удается достигнуть соглашения, заинтересованные государства прибегают к процедурам разрешения споров, предусмотренным в Конвенции.

Континентальный шельф.

Континентальный шельф — это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря прибрежного государства на расстояние 200 морских миль от исходных линий или до внешней границы подводной окраины материка (но не далее 350 морских миль от исходных линий или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты – линии, соединяющей глубины в 2500 метров).

Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права; если в течение разумного срока не удается достичь соглашения, заинтересованные государства прибегают к процедурам разрешения споров, предусмотренным в Конвенции.

Прибрежное государство пользуется исключительными суверенными правами на разведку и разработку природных ресурсов (неживых и т. «сидячих видов» живых) континентального шельфа. Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, а также разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе. При необходимости прибрежное государство может устанавливать вокруг таких искусственных островов, установок и сооружений зоны безопасности (но не более 500 метров), которые должны соблюдаться судами всех стран.

Конвенция предусматривает, что права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от оккупации им шельфа или выраженного заявления об этом и не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. При осуществлении своих прав в отношении континентального шельфа прибрежное государство не должно создавать необоснованные помехи судоходству и ущемлять права и свободы других государств (например, прокладка или техническое обслуживание кабелей или трубопроводов). Кроме того, прибрежные государства, ведущие разработку неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, обязаны производить отчисления в Международный орган по морскому дну. Полученные взносы Орган распределяет между государствами-участниками Конвенции на основе критериев справедливости с учетом в первую очередь интересов и потребностей развивающихся стран.

Открытое море.

Открытое море — это все части моря, которые не входят ни в ИЭЗ, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря, в частности, включает: свободу судоходства; свободу полетов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу рыболовства; свободу научных исследований. Пользуясь этими свободами государства должны должным образом учитывать интересы других государств, а также соблюдать соответствующие положения Конвенции и других норм международного права.

Открытое море может использоваться исключительно для мирных целей. Никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря. Каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право отправлять в плавание суда под своим флагом в открытом море, осуществлять над ними свою юрисдикцию в гражданских и уголовных делах и регулировать административные, технические и социальные вопросы, касающиеся данного судна.

Государства, не имеющие выхода к морю.

Под государством, не имеющим выхода к морю, подразумевается государство, которое не имеет морского побережья. Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к морю в целях осуществления прав, предусмотренных в Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию, права мирного прохода в территориальном море прибрежных государств, права транзитного и мирного прохода в международных проливах и права прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. Государства, не имеющие выхода к морю, пользуются свободой транзита через территории «государств транзита» в отношении всех видов транспортных средств.

Условия и порядок осуществления свободы транзита согласовываются между государствами, не имеющими выхода к морю, и государствах транзита посредством двусторонних или многосторонних соглашений. Для удобства транзитного движения в портах государств транзита могут быть предусмотрены беспошлинные зоны или другие таможенные льготы. Транзитные перевозки не должны облагаться таможенными пошлинами и налогами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные оказанные услуги.

Государства транзита должны принять соответствующие меры для недопущения задержек или других затруднений технического характера в транзитном движении. При осуществлении своего полного суверенитета над своей территорией государства транзита имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы права и льготы, предусмотренные в Конвенции для государств, не имеющих выхода к морю, никоим образом не ущемляли их законные интересы.

Район и Орган.

Международный район морского дна (Район) — это дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции. В соответствии с Конвенцией 1982 года Район и его ресурсы (твердые, жидкие или газообразные) считаются общим достоянием человечества, и никакие притязания на суверенитет или другие суверенные права не могут быть признаны. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Орган. Однако полезные ископаемые, добываемые в Районе, могут быть отчуждены в соответствии с положениями Конвенции.

Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю. Морские научные исследования в Районе осуществляются на основе международного сотрудничества на благо всего человечества.

Международный орган по морскому дну (Орган) является международной организацией, созданной государствами-участниками Конвенции 1982 года, для организации и контроля за деятельностью в Районе, особенно в целях управления его ресурсами. Все государства-участники Конвенции являются ipso facto членами Органа. Орган начал свою работу 1994 году после вступления в действие Конвенции по морскому праву. Штаб-квартира Органа расположена в Кингстоне, Ямайка.

Орган основан на принципе суверенного равенства всех его членов. Его полномочия и функции четко оговариваются в Конвенции. Два руководящих органа определяют политику и регулируют его работу: Ассамблея, состоящая из всех членов Органа, и Совет, состоящий из 36 членов Органа, избираемых Ассамблеей. Члены Совета выбираются в соответствии с формулой, обеспечивающей справедливое представительство различных групп стран. Орган проводит одну ежегодную сессию, обычно продолжительностью в две недели. Конвенция также учредила орган под названием «Предприятие», которое будет выполнять функции собственного горного оператора Органа, но никаких конкретных шагов для его создания не предпринималось.

Читайте также:  Профессиональный инженер-лесопатолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *