С начала подорожания строительных ресурсов в 2020-2021 годах себестоимость строительства выросла более чем на 30%. Застройщики отмечают нехватку отдельных строительных материалов, возникают сложности с крупными заказами, так как динамика роста цен на рынке остается непредсказуемой. Наибольшее влияние на себестоимость оказывают расходы на работы, чувствительные к волатильности рынка – строительные и монтажные. Увеличение спроса на услуги привело к росту фонда оплаты труда. Возник риск неисполнения значительной части строительных контрактов с твердой договорной ценой.
Основные причины роста себестоимости строительства в комплексе:
Долгосрочный эффект регулирования строительного рынка может быть достигнут с помощью субсидий, снижения налоговых ставок и льготного кредитования производителей строительных материалов.
О порядке изменения цены контракта и корректировке сметы контракта в связи с увеличением рыночных цен на строительные ресурсы
9 августа Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Постановление № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому заказчики смогут изменить условия заключенных контрактов.
Документ устанавливает, что заказчики могут изменить существенные условия контракта в случае, если:
В соответствии с Постановлением № 1315 размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Минстроя России, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, – по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации.
Порядок определения размера изменения (увеличения) цены контракта по смете контракта установлен приказом Минстроя России от 21 июля 2021 года № 500/пр. Данный приказ зарегистрирован Минюстом России и вступил в силу с 24 августа 2021 года.
В соответствии с порядком, обоснованием существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, оказывающего влияние на изменение цены контракта, является расчет, который подрядчик направляет заказчику. В зависимости от цены контракта, порядком предусмотрены несколько алгоритмов расчета.
Первый алгоритм, для контрактов со стоимостью до 30 млн. рублей, предусматривает выполнение расчетов на основании величины возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения предусмотренных контрактом работ. Этот алгоритм позволяет определить разницу в стоимости строительных материалов и (или) оборудования, учтенных при формировании НМЦК и их стоимостью на дату выполнения расчетов. Алгоритм применяется для контрактов, где используется небольшое количество строительных ресурсов.
Второй алгоритм – для контрактов от 30 до 100 млн. рублей – предусматривает выполнение расчетов с использованием коэффициента корректировки цены контракта, рассчитанного на основании стоимости строительства, определенной с использованием ежеквартальных укрупненных индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минстроем России. Такой алгоритм позволяет определить величину изменения цены контракта без пересчета всех строительных ресурсов, используемых при выполнении работ, значительно сокращает сроки выполнения расчета.
Третий алгоритм – для контрактов от 100 млн. рублей и выше – аналогичен второму алгоритму, но предусматривает дополнительному проверку правильности определения достоверности сметной стоимости органами государственной экспертизы.
На официальном сайте ФГИС ЦС создан раздел, посвященный Порядку изменения цены контракта (fgiscs.minstroyrf.ru/#/1315). Главгосэкспертиза России оказывает необходимую консультационную помощь. Ответы на типовые вопросы по данной тематике размещены по ссылке fgiscs.minstroyrf.ru/#/faq/category/20. Там же реализована возможность в случае необходимости обратиться за разъяснениями (задать вопрос) при отсутствии аналогичной проблематики в «Базе знаний».
При подготовке описания информационной системы использовались материалы сайтов: fgiscs.minstroyrf.ru, gge.ru, 1cbit.ru
Профессиональная сметная программа
Цена: от 15 000 р.
Составление смет с нуля. Теория + практика
Цена: от 16 500 р.
30 сентября 2017 года – одни сметчики боятся этой даты, а другие, напротив, ждут ее и готовятся к грядущим переменам. Так что же такого произойдет осенью 2017 года?
В феврале 2017 мы уже рассказывали о глобальных реформах в области ценообразования, запланированных на 2017 год (подробнее в нашей статье «Реформы ценообразования в строительстве. Обзор важных изменений на 2017 год»). Мы рассказывали о новых методиках применения сметных норм и о новой сметно-нормативной базе ФСНБ-2017, однако на тот момент отсутствовала информация еще об одном важном элементе – ФГИСе.
В настоящее время известна дата запуска системы и дата публикации результатов мониторинга, а сама система запущена в тестовом режиме, поэтому пора разобраться подробнее, что же такое ФГИС и зачем она нужна.
Что такое ФГИС ЦС
ФГИС ЦС – федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве, основной задачей которой является мониторинг стоимости строительных ресурсов в территориальном разрезе для каждого субъекта Российской Федерации. Государственная система мониторинга позволит увеличить точность сметных расчетов благодаря переходу на ресурсный метод составления сметной документации. Напомним, сейчас используется базисно-индексный метод составления смет, использующий устаревшую сметно-нормативную базу 2001 года.
ФГИС использует новый классификатор строительных ресурсов, который состоит почти из 69 тысяч позиций (материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов) со своим уникальным кодом, гармонизированным с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.
Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве состоит из трех подсистем:
Вот, что говорит Михаил Александрович Мень – Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
1. «Сегодня мы продолжаем работать по принципам индексно-базисного метода, который хорош в момент стабильной экономики и малой инфляции. Ресурсный же метод предполагает создание государственно-информационной системы, оценку и ежеквартальный мониторинг стоимости всех строительных ресурсов (это и строительные материалы, и заработная плата в отрасли, и услуги машиномеханизмов, и логистика). Это действительно полезная вещь для всех, она сделает ценообразование прозрачным, но оно все равно будет приблизительное. Не надо забывать, что это стартовая цифра для проведения аукциона. После аукциона там уже будущие подрядчики, они уже будут принимать решение — идти на снижение или нет. Но рынок уже будет корректировать не от «палец-пол-потолок», а от нормальной более или менее стартовой стоимости.»
2. «Создание ФГИС ЦС – серьезнейшее решение. Сегодня у нас действует базисно-индексный метод расчета смет, основанный на использовании устаревшей сметно-нормативной базы 2001 года и индексов для перевода цен 2001 года в текущие цены, который не отвечает вызовам времени. Поэтому мы двигаемся в сторону ресурсного метода, который невозможен без фиксации и постоянного мониторинга стоимости строительства ресурсов. Для этого и необходимо создание ФГИС ЦС – государственной информационной системы ценообразования в строительстве»
3. «В систему будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, изделия и конструкции, монтируемого оборудования, стоимости эксплуатации машин и механизмов, уровня оплаты труда рабочих строителей и механизаторов с учетом территориальной специфики. Это, безусловно, поможет нам сэкономить серьезные средства для бюджетных строек всех уровней»
4. «Мы разработали и запускаем систему, чтобы обеспечить прозрачность ценообразования в строительстве и исключить риски завышения сметной стоимости строительства. Потому особенно важно, что наша работа в этом направлении ведется в полном соответствии с законом и дорожной картой»
Как считать сметы по ФГИС ЦС
Несмотря на то, что до запуска Системы осталось всего несколько недель, информации о ней не так уж и много. На момент написания этой статьи точно известно только одно: сметы будут составляться ресурсным способом, а все цены будут браться из ФГИС ЦС. Исходя из этого можно выделить 2 основных этапа подготовки к работе с новой Системой:
1) Подготовка сметчиков. Прежде всего сметчику необходимо освоить ресурсный метод составления смет. У опытных специалистов проблем не будет, а вот у “молодых” сметчиков могут возникнуть трудности, т.к. многие полагаются на работу сметных программ и не вникают в особенности расчета сметной стоимости. Разобраться с вопросами ценообразования помогут курсы для сметчиков, которые регулярно проводятся в нашем учебном центре. Обратите внимание, что после обучения мы не только выдаем удостоверение о повышении квалификации, но и оказываем консультационную поддержку по сметному делу. Перейти в учебный центр
2) Выбор сметной программы. Современные сметные программы значительно упрощают работу сметчика и автоматизируют большинство необходимых действий. К сожалению, не каждая программа позволит сметчику управлять всеми статьями затрат, входящими в состав расценок, поэтому при выборе “электронного помощника” важно уделить внимание функциональным возможностям по работе с ресурсами и статьями затрат. Мы рекомендуем обратить внимание на профессиональную сметную программу «Smeta.RU». Она обладает практически безграничными возможностям по работе с расценками и их ресурсами. Ресурсный режим расчета включается “одной кнопкой”, а стоимость ресурсов можно заносить в том числе и из ФГИС в автоматическом режиме. Подробнее о программе
Специальное предложение по обучению сметчиков
Позвоните по телефону +7 (495) 369-97-69или оставьте заявку
Правительство России и Минстрой в срочном порядке разработали и представили пакет документов, необходимых для процедуры изменения цены госконтракта в связи с ростом цен на стройматериалы.
На сайте ФГИС ЦС создан специальный раздел с примерами и алгоритмами расчётов, перечнем и шаблонами документов, порядком оформления сметной документации по процедуре изменения цены контракта и разъяснениями по Постановлению Правительства 1315, Приказу Минстроя 500/пр: https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/1315
Кроме того, в этом разделе представлены ответы на типовые вопросы, которые неоднократно задавались участниками различных встреч, совещаний и заседаний, в том числе, на заседании Комиссии по ценообразованию в строительстве: https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/faq/category/19
Напомним, что 9 августа с.г. вышло постановление правительства России №1315, согласно которому могут быть изменены цены госконтрактов в связи с ростом цен на строительные материалы. Под действие постановления попали все госконтракты стоимостью от 1 млн рублей, распорядителями средств по которым выступают федеральные структуры.
Для внесения изменений должен быть соблюден ряд условий:
– изменение существенных условий контракта не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;
– не изменяются физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения;
– для контрактов стоимостью свыше 100 млн рублей, изменения возможны только после проведения государственной экспертизы проектной документации в части достоверности определения сметной стоимости. Срок проведения оценки достоверности сокращен для этих случаев до 14 дней;
– изменения контракта осуществляются путем заключения дополнительного соглашения на основании предложений подрядчика.
Порядком предусмотрены 3 алгоритма расчета для контрактов:
– Цена которых не превышает 30 млн рублей;
– Цена которых от 30 до 100 млн рублей;
– Цена которых от 100 млн рублей и выше.
Для контрактов до 30 млн рублей расчеты выполняются на основании выборки ценообразующих строительных материалов и оборудования, закупка которых не была осуществлена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом. Это позволяет с высокой степенью достоверности определить разницу в стоимости строительных материалов и оборудования, учтенных при формировании начальной цены контракта (НМЦК) на основании сметы, получившей положительное заключение экспертизы и их стоимостью на дату выполнения расчета. Такие расчеты не подлежат проверке достоверности определения сметной стоимости.
Расчеты для контрактов от 30 до 100 млн рублей выполняются с использованием коэффициента корректировки цены контракта, рассчитанного на основании стоимости строительства, определенной с использованием ежеквартальных укрупненных индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минстроем России. Данный алгоритм позволяет производить расчеты по объектам со значительным количеством ценообразующих строительных материалов. Преимущество – простота выполнения расчета, так как используются только укрупненные показатели (индексы Минстроя России и Минэкономразвития России). Указанные расчеты также не подлежат проверке достоверности определения сметной стоимости.
Для контрактов, цена которых составляет или превышает 100 млн рублей, расчет аналогичен алгоритму для контрактов от 30 млн рублей до 100 млн рублей, но эти расчеты подлежат проверке на достоверность определения сметной стоимости органами государственной экспертизы.
Изменение цены контракта возможно по тем работам, которые не приняты на дату выполнения расчета, с последующим пересчетом стоимости работ, выполненных в период от даты выполнения расчета до даты заключения дополнительного соглашения к действующему контракту. Изменение цены контракта допускается, если контракт заключен до 1 июля 2021 г. со сроком исполнения более 1 года и стоимостью не менее 1 млн рублей.
Дополнительное соглашение к контракту об изменении его существенных условий (цена и сроки) может быть заключено в пределах лимитов бюджетных обязательств по объекту, если такое изменение не приводит к увеличению срока исполнения контракта и цены контракта более чем на 30%. В этом случае дополнительного решения Правительства РФ не требуется. Само постановление № 1315 является таким решением.
Если в результате корректировки цена контракта превысила лимиты бюджетных обязательств, то дополнительное соглашение к контракту заключается после принятия решения Правительства РФ об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ.
Для региональных и муниципальных контрактов должны быть приняты соответствующие постановления региональных и местных властей.
Подробный анализ данного постановления для Агентства новостей «Строительный бизнес» провел президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин: http://ancb.ru/publication/read/11705
Буксующая реформа, невнятная ФГИС ЦС и занятые чиновники
Система ценообразования в строительной отрасли – одно из самых узких и проблемных мест. Ее пытаются реформировать последние лет десять, органы власти предлагают все новые решения и меры для нерадивых участников, но пока до ресурсного метода строительство не дотягивает – об этом можно прочитать во второй статье данной рубрики. Но лучше всего о существующих проблемах могут рассказать только действующие сметчики.
Отраслевой журнал «Строительство» обратился за интервью к вице-президенту Союза инженеров-сметчиков по региональному развитию, директору компании «Галактика ИТ» Максиму Горинскому и попросил высказаться по данной тематике без боязни затрагивать острые темы и срезать неудобные углы. В итоге разговор получился весьма объемным, острым и интересным, и мы решили привести его без сокращений:
– Максим, каково сейчас состояние системы ценообразования в строительстве именно с точки зрения самих сметчиков?
– Состояние системы нормальное, живое, бодрое, впрочем, как всегда. Скучать не приходится, все время в тонусе: цены падают, индексы не поспевают, изменения в Методики придумывают. Если раньше зарабатывали на стоимости материалов и теряли на работах, то теперь теряем на всем. Но работа идёт: кто-то продолжает жаловаться, что постоянно не хватает денег и разоряется, кто-то (как верно отметил курирующий отрасль вице-премьер) включает все необходимые рычаги лоббирования, попав напрямую к президенту (помните “письмо 19” дорожников?), и на свет появляются новые “дорожные” карты с очередными “хотелками”, а кто-то просто берет и работает, несмотря ни на что, стиснув зубы, даже с улыбкой и вопреки трудностям. Попутно Главгосэкспертиза по-прежнему играет в наперстки со сметчиками: кто кого перехитрил.
– И как же на этом фоне идёт реформа системы ценообразования? Что удалось сделать и как это повлияло на стройку?
– Как нам говорят чиновники и ответственные лица, «реформа идет по Плану, поэтапно, эволюционно, неукоснительно и полным ходом». Невольно напрашивается аналогия со словами небезызвестной песни Егора Летова «Всё идёт по плану». Формально, если действительно смотреть и двигаться по пунктам Плана – все очень даже неплохо. Конечно же, в первую очередь, именно на это и обращают внимание в своих выступлениях и отчетах лица, ответственные за реформу.
Невозможно не согласиться, что в сложившейся ситуации отложить переход на ресурсно-индексный метод на 2023 год – верное решение: не будет шоков для строительных компаний и в целом для рынка, он будет реализован поэтапно и будет касаться только новых проектов.
Из положительного также стоит отметить, что базисно-индексный метод действительно докрутили. Состав и количество индексов увеличивается, расчетным методом по элементам затрат регулярно пересчитываются индексы практически для всех субъектов РФ. Пересчитан и установлен органами исполнительной власти размер оплаты труда рабочего первого разряда. Аналогичная работа ведется в структурах ГК «Росатом», ПАО «Транснефть», ОАО «РЖД», АК «Алроса» (ПАО) и ГК «Автодор». Система ценообразования в целом трансформируется и гибко реагирует на вызовы.
Постановление правительства РФ №1315 о пересчете контрактов в связи ростом цен на строительные ресурсы – это просто супершаг и наглядная демонстрация синергии, в хорошем смысле лоббизма от заинтересованных компаний (в первую очередь, НАИК, привет им!), непосредственно пострадавших от резкого роста цен строителей и правильного движения Правительства навстречу. Уверен, что для тех, кому удалось воспользоваться этим отличным механизмом, все это стало реальной мерой поддержки в нынешнее суровое время. Еще бы деньги также выделяли, как сметы проверяют и дают разъяснения! Кстати, раздел про ПП-1315 на сайте ФГИС ЦС – самый просматриваемый, действительно полезный и проработанный. Появилась даже отдельная категория сметчиков, специализирующихся на пересчете по ПП-1315. Считаю, что это просто прекрасно. Странно, правда, что у нас для тех застройщиков, кто пользуется господдержкой, почему-то действуют коммерческие сметы и другие принципы ценообразования. С этим нужно тоже что-то делать.
Судя по статистике, которую транслирует власть, динамику наполнения ФГИС ЦС все-таки также удалось немного сдвинуть с места. Мы с нетерпением ждем первой порции цен, которые должны быть опубликованы уже в срок до 25 ноября, а следующие на регулярной основе, начиная с 25 февраля 2023 г. Уверен, правда, что количество цен в первых итерациях будет небольшое и разношерстное.
Запретили использовать сметы для взаиморасчетов и ввели смету контракта. Правда, здесь все равно огромное количество вопросов и узких мест. Это тема отдельного материала. Повторю лишь только то, что отмечают коллеги: заказчики и подрядные организации нуждаются в теоретическом и методическом обеспечении для сокращения количества споров друг с другом, а также претензий от контролирующих органов. Довольно регулярно выходят новые Методики, изменения в Приказы и Постановления в части ценообразования и контрактной системы. Вышли большие изменения к фундаментальному МДС 35 («Библии сметчика») в виде 421 Методики и изменений к ней. Они вызвали широкий резонанс, тем не менее, сообщество, пусть и со «скрипом», но постепенно привыкает к работе по-новому.
В целом, сформирована очень достойная база ФСНБ-2022 (вступает в действие 30.12.2022) и реакция ее разработчиков на обратную связь: предложения, критику и пожелания (знаю по себе и своим коллегам – все наши пожелания и предложения были учтены). Регулярные дополнения к базе стали уже хорошей традицией. Опубликован Справочник технологических групп к ФСНБ-2022 – та самая, важная и необходимая связь с ресурсно-индексным методом. Справочник позволит сметчику не выбирать из всей большой номенклатуры любой ресурс, а применять именно тот, который подходит по технологии.
XML-формат от Главгосэкспертизы помимо логичной эволюции в цифру при должной настойчивости может стать универсальным форматом обмена сметной документацией, что было недостижимо ранее. Вместе с Главгосэкспертизой мы работаем, чтобы сметы можно было из одной сметной программы в другую загружать без всяких проблем. Я лично очень за это болею и стремлюсь объединить этой идеей разработчиков сметного ПО, чтобы раз и навсегда решить этот вопрос. Для этих целей сейчас создается Ассоциации поставщиков сметного ПО. Первые шаги в этом направлении сделаны, какой-то процесс с обратной связью пошел.
Все это – хороший задел на будущее. Система живая, а люди учатся вместе с ней. Концепция придумана смелая, рабочая, но может и провалиться: т.к. опять же есть проблемы с мотивацией и стимулированием регионов.
Теперь права на ошибку у команды ответственных за реформу нет. Главное, чтобы и переход опять не затянулся. Напомню, реформа ценообразования стройки уже на четвертый круг зашла, вместо обещанных когда-то 400 дней. Сейчас уже можно прогнозировать, что переход займет довольно длительный этап совместного сосуществования двух методов, по разным оценкам это от двух-трех до пяти лет. Пожалуй, если при таких сроках, планах и проведенной подготовительной работе те изменения, которые произойдут, будут просто косметическими, по принципу “как бы чего не вышло”– результат можно признавать провальным. И отговорки в стиле “по мере наполнения/готовности”, “эволюция вместо революции” наверху многих не устроят.
Тем не менее, хочется пожелать коллегам из Минстроя и Главгосэкспертизы удачи, твердости духа и баланса. Все это, как и поддержка сообщества, действительно не помешает. И если не команда «мечты», которая сейчас подобралась в ценообразовании во главе с зам.начальника Главгосэкспертизы Сергеем Лахаевым, то уже, пожалуй, и никто.
– А что не удалось сделать и почему?
– Здесь пока можно набросать список почти из 20 пунктов.
1. Не удалось наполнить ФГИС ЦС в 70%, как в свое время нам озвучивали в Минстрое. К такому проценту наполняемости должен был прийти каждый из регионов, чтобы перейти на ресурсно-индексный метод. Теперь коллеги “переобулись” и говорят, что переходить можно и раньше.
2.Не удалось создать нормальные региональные центры мониторинга. Не только с задачей мониторинга цен, но и для пересмотра действующих норм. В 30% случаев такие центры созданы на бумаге. Их нет! Двумя (а то и одним!) специалистами в региональной экспертизе эту задачу точно не решить. В большей части регионов такие центры отсутствуют, а их функции выполняют штатные сотрудники Главгосэкспертизы, совмещая эту работу по остаточному принципу с основной. Возможность расширения штата за счет собственных средств органами экспертизы так и не предусмотрена.
Игорь Манылов советует решать это вопрос так: “Нужно решать вопрос с региональным Минфином по принципу «наручников», пристегнув ими себя к Минфину”.
К сожалению, объяснить пользу центров мониторинга для большинства руководителей регионов не удалось. Несмотря даже на усилия замминистра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко. По его словам, те 30 человек, которые сидят в Новосибирске, и мониторят сейчас ресурсы приносят пользу уже сейчас, а с переходом на ресурсно-индексный метод это будет иметь колоссальный эффект! Если посчитать, как сейчас субъекты работают «вслепую» и то, что им будет выдавать центр мониторинга, это абсолютно разные вещи. И то, что подрядчики недовольны, это не недовольство, это сверхприбыль, которая остается в бюджете и помогает нам достроить что-то другое.
Отсюда и низкая активность регионов в вопросах разработки новых норм для базы 2022 и никакое наполнение ФГИС ЦС. Кто и как будет решать эту, отложенную до лучших времен проблему, которая тянет на дно за собой всё остальное? Одними уговорами и громкими лозунгами тут давно не отделаться.
Есть и положительные примеры регионов, такими как Липецк, Новосибирск, Кемерово. Те неравнодушные, кто двигает и тащит отрасль вперед. Они – понимают и увеличивают штаты, работают в этом направлении и не опускают руки. Приятно за ними наблюдать. Еще бы опытом чаще делились.
3. Не удалось уйти от региональных индексов изменения сметной стоимости к ТЕР и ФЕР, выпускаемых местными органами власти. Если региональных индексов нет в реестре сметных нормативов, работать с ними – вне закона, т.к. региональные индексы (коэффициенты) не включены в Федеральный реестр сметных нормативов! При бюджетном финансировании возможно применение только квартальных индексов по письмам Минстроя РФ. С молчаливого согласия регулятора в регионах имеем коррупцию и уголовные дела, связанные с их применением.
4. Строители так и не дождались индексов на текущий и капитальный ремонт. Хромают “дорожные” индексы. Вообще, с индексами Минстроя всегда много вопросов. Есть отдельный индекс на каждую таблицу ФССЦпг, но на тысячи таблиц всей остальной нормативной базы индекс один. Мы считаем поправки с точностью до 7 знаков, спорим о тонкостях промежуточных округлений, но потом умножаем результат на средний индекс по больнице. Минстрой может нанять одного математика, знакомого с теорией точности вычислений? Или хотя бы слушать, что им говорят разработчики сметных программ, которые эту теорию очень хорошо знают?
Нет элементарной цифровизации такого небольшого, но важного вопроса: индексы публикуются из doc в pdf какими-то письмам Минстроя (а не в xls или xml). Люди ищут их в чатах, Telegram-каналах, т.к. на сайте Минстроя они свалены в кучу, на сайте ФГИС ЦС они тоже не структурированы. А ФРСН не успевает за выходящими индексами пересчета.
Пусть тогда подрядчики мониторят и отвечают, раз они производят закупки материалов!
6. Не удалось создать на базе Минстроя России интегрированную с ФГИС ЦС электронную торговую площадку для совершения сделок купли-продажи стройресурсов и механизма интеграции с ФГИС ЦС иных торговых площадок, синхронизированных с КСР (именно она должна была заменить КА!). Вроде бы такая работа пошла, в следующем году обещают ее показать и даже запустить.
7. Нет увязки Классификатора строительных ресурсов (КСР) с актуализированными нормами базы 2022. Не удалось синхронизировать КСИ, КСР и ГЭСН. Производители по-прежнему испытывают проблемы как с попаданием в КСР, так и поиском себя там – структура очень сложна и не поддается логике. Кстати, обращу внимание на инициативу НОСТРОЙ с предложением создать Реестр соответствия маркетинговых наименований строительных материалов кодам Классификатора строительных ресурсов (КСР). Есть еще одно элегантное решение: пойти по обратному пути и организовать систему, по которой производителям будет выгодно указывать коды КСР к своим торговым наименованиям, заинтересовать поставщиков указывать в своих прайсах код КСР. Тем самым, собирая коммерческие предложения, соответствующие одному коду КСР с разными торговыми наименованиями.
8. Имеющийся подход определения твердой договорной цены не позволяет оперативно реагировать на существенные изменения цен строительных ресурсов на рынке (как их рост, так и снижение!) – это признают и в Главгосэкспертизе.
9. Про зарплаты в стройке, которые выросли. Все мы прекрасно понимаем и обратную сторону медали: не зарплата рабочим повышается, а растет личная прибыль руководителя застройщика или подрядчика. И проверяющие это признают, цитирую зам.начальника ГГЭ Сергея Лахаева: “Сегодня в смету закладывается заработная плата на 22% больше, чем данные, которые дает Росстат по отрасли «Строительство» и даже чуть больше, чем в среднем по экономике. Это не та ЗП, которую конкретный работодатель должен платить конкретному работнику. К сожалению, это так, потому что трудовое законодательство.” Более того, у нас контролируют только материальные затраты. Человеческие ресурсы – никто ничего не проверяет. Зарплату, квалификацию, опыт – все на ответственность подрядчика.
10. Не получилось наладить обмен данными с ФНС – можно подумать, вся работа промышленного предприятия-производителя направлена только на заполнение соответствующего отчёта в ФГИС ЦС. Что мешает договориться с ведомством Максима Егорова – загадка.
11. Мы неоднократно обращались в Минстрой и ГГЭ с просьбой: сделать публичными ресурсные технологические модели (РТМ) для расчета индексов пересчета стоимости по видам работ и новой базе. В ответ – тишина.
12. Не удалось вернуть институт НЦКР, а это ведь не только хорошее подспорье к смете контракта (по ней, повторюсь, огромное число вопросов и нерешенных моментов и это тема отдельного материала или мероприятия), но и к переходу на ТИМ.
13. Неизвестен состав Научно-экспертного Совета по ценообразованию при Минстрое России и непрозрачны результаты его работы. А ведь это те люди, которые рассматривают и утверждают все значимые документы ценообразования в стройке! Все это – великая тайна уже несколько лет. Чтобы избежать лишних вопросов, соответствующий раздел на сайте ведомства убрали на “реконструкцию” еще в августе. Красиво, правда?
14. Не хватает реальных подробных кейсов пилотных регионов, выбранных для тестирования ресурсно-индексного метода, практического обучения прочих регионов работать по-новому.
15. В рамках регуляторной гильотины Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2020 г. № 857 были отменены Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР). Альтернатив то за 35 лет им по-прежнему нет!
17. Формат XML от Главгосэкспертиза. Пока он задуман как передача картинки распечатки, а не как формат обмена между сметными программами. 80% передаваемой информации – какие-то промежуточные суммы, которые принимающая программа все равно пересчитает. Вместо этого XML можно сделать нормальный формат обмена и/или простую программу для загрузки распечатки из Excel. Так нет же, все разработчики должны реализовать бесполезный для пользователей, но нужный для удобства экспертизы формат. А ведь формат .gge может служить основой для формата обмена. Надо добавить индексацию по каждой расценке, реализовать передачу нескольких смет в одном файле, учесть особенности ТСН, возможно убрать лишние суммы, объединить форматы для разных методов расчета. Всё это сделать несложно, намного сложнее раскрутить формат так, что его реализовали основные разработчики программ. Создается впечатление, что пока на голову что-то тяжелое не упадет, разработчики не пошевелятся.
18. Изменения в Методики. Много сказано уже ранее об этом: согласовывается одно, утверждается другое. Те же изменения к 421 Методике все просто устали ждать, там все приличные и неприличные сроки вышли! Сами формы смет в 421/557 приказах тоже вызывают вопросы. Перевозки индексируются в каждой строке сметы, а ЭМ в хвосте, состоящем более чем из 70 строк. Мы постоянно отвечаем на вопросы клиентов, почему здесь индекс печатается, а здесь нет. Когда 421 приказ готовился, все разработчики хором предлагали учитывать индексы в каждой строке сметы. Ответ был – «так можно, но мы решили иначе, потому что нам так удобнее».
Общая глобальная проблема и ответ на вопрос – “Почему?”, это закрытость чиновников и людей, ответственных за реформу, под вполне удобным предлогом “занятости”. Мол, меньше надо говорить, а больше уделять внимание реальной работе и вкладываться в результат, а не имитировать бурную деятельность. Люди устали писать и задавать вопросы в «никуда», а чиновники все время «заняты». В лучшем случае, это ответы и разъяснения, которые обычно все еще больше запутывают: “Читайте методики, не компостируйте мозги”, чаще всего в стиле: «спросили про Ерёму, ответили про Фому». Чиновники упрощают свою работу, но при этом не думают о потребителях – сметчиках.
Возьмем ресурсы Главгосэкспертизы: официальный сайт и ФГИС ЦС – ответы на вопросы есть там и там, но навигация, юзабилити, группировка – уже годами никакущие! Перекрестные ссылки – нет, не слышали. И ведь пишем, говорим, спрашиваем, обращаемся с предложениями. Никому нет дела до статуса этих разъяснений: сегодня оно (пусть и с витиеватой формулировкой) есть на сайте (без даты и номера), а завтра можно ответ удалить/исправить. Как ни странно, но среди публикаций на сайте ФГИС ЦС в этом году нет ни одного ответа про новую базу ФСНБ-2022, с которой всем нам предстоит работать уже с 30 декабря 2022! Что это – занятость коллег, игнор от пользователей и отсутствие интереса или просто «забыли»?
Помнится, в одном из проектов «Экспертизы будущего» был предложен и защищен концепт справочной системы для сметчиков. Правда, теперь мы в режиме реального времени наблюдаем, как победители прошлого года пытаются оттянуть необходимость реализации того, что они придумали. Перестраиваться никто не хочет. Хотя все это естественным образом уменьшит нагрузку на коллектив той же Главгосэкспертизы, внесет ясность и увеличит удобство работы простых сметчиков. Может, тогда и толковых специалистов станет больше? Да что говорить, если в методиках боятся приводить примеры – наверное, потому, что возникнут вопросы по явным нестыковкам.
Типовых вопросов, на которые только Союз сметчиков отвечает чуть ли не еженедельно, масса – возмещение НДС в сметах, УСН, работа по 421 Методике, кто делает ВОР (проектировщик или сметчик) и т.д. Недостаточная разъяснительная работа представителей Главгосэкспертизы и Минстроя налицо. Почему бы этого не сделать сразу, «на берегу»? В дополнение к типовым вопросам и ответам необходимо регулярно (хотя бы раз в квартал) проводить бесплатные круглые столы по ценообразованию, где в т.ч. отвечать на вопросы. Есть неплохие вебинары Главгосэкспертизы, но они обычно не совсем соответствуют повестке дня и превращаются в монолог, а не диалог с сообществом. Сейчас сметчики вынуждены искать информацию где угодно: в чатах Telegram, у разработчиков сметного ПО, у сметных блогеров, на семинарах, но только почему-то не у Минстроя и Главгосэкспертизы. Ответов либо нет, либо они выборочны, либо не понятны. Отсюда и естественный негатив , двоякие толкования (поди разберись в этих формулировках), споры, трата драгоценного времени на разбор «уникальной» (на самом деле нет!) ситуации. А чиновники не хотят поворачиваться лицом к людям и тихо посмеиваются, приводя нам статистику очередных обращений за год по вопросам ценообразования. И еще пара замечаний:
1. Тарабарский язык методик, разъяснений и документов: у нас же были ГОСТы нормы, которым должны подчиняться структура и состав текстов в сфере строительства! Корректного текста, правильного оформления никто не отменял. Предложение в Методике содержит около 200 слов и предлогов! 19 запятых! Интересно, в книге Гиннесса есть больше? Если бы высшее руководство страны прочло бы такой абзац в докладе вице-премьера Марата Хуснуллина про “СНиПы-хрипы”?
2. Пора бы, кстати, аппарату Марата Хуснуллина обратить внимание на ужасающую статистику уголовных дел в стройке. Выбивать и выделять деньги на нацпроекты – это, конечно, хорошо. Но их расходование необходимо эффективно контролировать, в т.ч. не перегибая палку (и тут вопрос опять про смету контракта и толкование методических документов Минстроя). Особенно в такое сложное время.
– И каков же на этом фоне ваш прогноз по переходу на ресурсный метод ценообразования?
– Ждем сметных цен, переход на новую стадию реформы в следующем году – кульминация будет в 2023. Все субъекты должны будут перейти на ресурсно-индексный метод ценообразования до III кв. 2023. По крайней мере, так заявляют представители Главгосэкспертизы. Подготовлены изменения в ПП 145, когда новые проекты будут делаться ресурсно-индексным методом, а изменения в текущие или доработка будут в старом, базисно-индексном методе. Дальше – зависит от субъектов: метод будет ресурсный или по-прежнему базисно-индексный. Чем больше прямых цен будет в системе, тем точнее будет метод. По задумке авторов реформы – это прямая заинтересованность субъектов.
Здесь, как я считаю, как раз слабое место: большинство очень инертны, стимула и понимания на местах нет до сих пор. Ставка на самостоятельность может и не сыграть: саморазвивающаяся система ценообразования и сметного нормирования в строительстве в такой ситуации вряд ли возможна.
В качестве прогноза вполне уместна цитата начальника Главгосэкспертизы Игоря Манылова:
На ресурсно-индексный метод регионы перейдут уже с 25 февраля, просто не везде. Все зависит от наполнения ФГИС ЦС, наполнение и управление которым передано в руки субъектов. Сам переход, при должной ответственности регионов как раз и подразумевает в перспективе ресурсный метод. Если у всех будет сметная цена согласно переданных регионом сведений по номенклатуре ресурсов (как у тех же дорожников), то выходит, что регион уже перешел на новый метод. Для примера возьмем Москву. Хоть там и база ТСН-2001 в уровне цен 2000 года, но если говорить о мониторинге цен и допустить, что он объективный и достоверный по всем ресурсам (а не выборочно), то это уже фактически ресурсный метод.
Должны уйти отраслевые базы – ведь для этого же и производилась гармонизация? А заодно, наконец, и ТЕРы, к которым давно не выпускают дополнения.
Прогнозы по переходу на ресурсный метод – разные: от «никогда» до «скоро». Важно, что будет в 2023 году: просто сам процесс с информационным шумом или начнут спрашивать за результат? Думаю, что объективности переход не прибавит. Но это, видимо, и не требуется на федеральном уровне, раз все отдают регионам, которые до сих пор в большинстве своем не понимают, а соответственно и не готовы к переходу. Впрочем, смысл ясен: инструменты дали – крутитесь как хотите, если заинтересованы в достоверности. А мы отчитаемся и понаблюдаем.
– Судя по рекламе, на рынок постоянно выходят новые продукты и технологии для сметчиков – какие из них наиболее востребованы и почему?
– Если говорить про базу, то очевидно, что нормы для простых людей, потому что госкорпорации сами справятся: у них и деньги, и ресурсы, а теперь и желание для этого есть. У Союза инженеров-сметчиков тоже новых технологий хватает, но почему-то никому из Минстроя и Главгосэкспертизы диалог с тем же Павлом Горячкиным не нужен.
Вообще, стране нужны инициаторы и работающая система по постоянной разработке и доработке новых норм. Это могут быть как СРО и Нацобъединения (НОПРИЗ, НОСТРОЙ, НОТИМ), так и те же производители. А Главгосэкспертизе необходимо разработать для них внятный и прозрачный механизм электронного взаимодействия и проверки. Одной командой Главгосэкспертизы разработку норм просто не вытянуть.
Если говорить про новое, то очень перспективны и уже востребованы технологии информационного моделирования в сметах. Этот год и наш опыт подтверждает, что сметчики могут с пользой применять эффективные инструменты снижения трудоемкости и повышения качества оценки стоимости строительства, быстрой проработки различных вариантов без утомительного перепроектирования. Мне не понятно: зачем нужны ТИМ, про которые постоянно говорит Минстрой, без денег и оперативного контроля достоверности объемов “в моменте”? Почему все забыли про сметы в ТИМ?
Со стороны блока ценообразования от авторов реформы мы уже ждем не только внимания, но и действий в этом направлении. Пока что у нас есть только возможность вывести файл XML для ГГЭ с учетом информации из проекта, выполненного с использованием ТИМ. Но этого явно недостаточно для полноценного внедрения технологии! Необходима адаптация для работы с ГЭСН, с ВОР. Цифровизация – конек Главгосэкспертизы. Что мешает идти дальше и автоматизировать труд экспертов для снижения числа отрицательных заключений, сокращения трудоемкости работы?
Во многих странах внедрение этой технологии происходит поэтапно и именно с больших объектов. Но даже на пилотных проектах об этом почему-то не говорят и не думают. По крайней мере, об этом вообще ничего не слышно. Странно, правда?
Почему, когда говорят про обязательный переход на ТИМ (уже в 2024 г), опять забывают про стимулы для проектировщиков, сметчиков? Лозунги, приказы и обязательность на примере ФГИС ЦС ничему не научили?
Между тем, разработчики не сидят на месте, выпускают продукты создают успешные программы обучения ТИМ в сметах. Почему чиновники в стороне? Эти новые технологии их не касаются?
– И в завершение нашего разговора хотелось бы более подробно узнать о текущем состоянии и судьбе ФГИС ЦС?
На сегодняшний день наполнение ФГИС ЦС – около 36%. Да, нам говорят, что важно уже не количество производителей, подавших данные в систему, а ценообразующие ресурсы, по которым есть данные в системы и которых достаточно для расчета сметных цен. Но и этот показатель – сейчас крайне невысокий. В среднем, по стране, он немногим более 5%.
Идея со штрафами за непредставление информации в систему поставщиками и производителями ожидаемо провалилась. Давно обсуждается предложение не привлекать к исполнению госконтрактов те подрядные организации, у кого поставщики не подают данные в ФГИС ЦС. Тогда по определенной номенклатуре в торгах не может принимать участие какой-либо производитель, не подавший данные в ФГИС ЦС. Но опять кроме разговоров – в сухом остатке ничего. Очередной год обещаний и уговоров заканчивается.
В теории, данные в этом ящичке можно «подкрутить» как со стороны Главгосэксперертизы дополнительным мониторингом, так и со стороны поставщиков или даже ФОИВ! Как раз за это могут зацепиться регионы, которые поймут «фишку». После публикации цен будет интересна реакция производителей и поставщиков, а также регионов, которые смогут сравнить переданные цены и верифицированные в системе. Пусть и обезличенно, по некой «средней», но думаю, нас всех ждет немало интересных и удивительных открытий.
Возможно, текущую ситуацию с места сдвинет развитие КСР и ФГИС ЦС в части агрегатора покупки стройматериалов. А если заинтересовать поставщиков дополнять своими материалами КСР и базу, то и наполнение системы подтянется эволюционно.
ФГИС ЦС (также, как и ТИМ) необходимо «прикручивать» к банковской сфере. Именно банки могут стать теми, кто вытащит оба направления.
Ждем механизма API для взаимодействия ФГИС ЦС с внешними информационными системами/ресурсами, выгрузке информации (каталогов, ресурсов) в сметное ПО.
Сдержанный оптимизм в связи с назначением на должность Директора Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения в строительстве Минстроя РФ Александра Павловича Вилкова. Надеюсь, он разгребет «авгиевы конюшни», доставшиеся от предшественников и наладит работу с документами.
Желаю всем нам твердости духа, взаимопонимания и реализации Планов 🙂 А также времени на всё это.
Ну и спасибо моим коллегам-разработчикам сметного ПО за их клиентоориентированность. Знаю, что у большинства довольно пессимистичное отношение к происходящему. Тем не менее, только вместе мы все это преодолеем!
Специально для Ларисы Поршневой и «Агентства Новостей Строительный Бизнес»
При подготовке материала использованы публикации Telegram-канала «Просто о сметах»
С целью значительного увеличения объемов ввода комфортного жилья и для предоставления гражданам качественных жилищно-коммунальных услуг Минстроем России формируется единое информационное пространство в строительной отрасли, в том числе благодаря внедрению информационных технологий во все смежные со строительством сферы.
Существенной модернизацией отрасли принято считать перевод всех проиводственных работ, финансируемых из государственного бюджета, на технологию моделирования строительства, которая призвана обеспечить контроль за всем циклом строительства и эксплуатации жилых домов и значительно упростить расчеты при капитальном ремонте.
Чтобы собрать все технологические процессы, проводится усовершенствование аппаратно-программных средств расчета и моделирования строительных работ, осуществлен переход к оказанию услуг государственной экспертизы в электронной форме, созданы и формируются информационные ресурсы в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства России – ФГИС ЦС, ГИС ЕГРЗ, ГИС ЖКХ, ИСОГД.
Приоритетными задачами остаются сокращение сроков выдачи разрешений на строительство и ввод ресурсного метода сметных расчетов. В данном аспекте значительное внимание уделено подготовке кадров и поиску наиболее производительных форматов коммуникации в профессиональном сообществе.
С момента учреждения Минстроя России в 2013 году, приняты программы развития отрасли: Национальный проект «Жилье и городская среда» и Проект стратегии развития строительной отрасли.
ФГИС ЦС – это Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве, состоящая из ряда подсистем и спроектированная для совместной деятельности организаторов и участников инвестиционно-строительных проектов. Основная подсистема, сформированная в качестве оператора сметных цен, наполняется данными от госучреждений и производителей строительных ресурсов специалистами Главгосэкспертизы России. Официальный сайт ФГИС ЦС расположен по адресу: fgiscs.minstroyrf.ru.
Внедрение данной информационной системы является ключевым этапом масштабного реформирования государственного управления ценообразованием в строительной отрасли, начатое по результатам заседания Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности в мае 2016 года. Очередной президиум Госсовета по вопросам развития строительного комплекса проводился в июне 2022 года.
В рамках бесплатного обучающего семинара «Процедура регистрации и представления информации юридическими лицами во ФГИС ЦС», который Главгосэкспертиза России провела 23 января 2018 года, начальник отдела сопровождения информационных систем в ценообразовании Управления методологии ценообразования и мониторинга цен строительных ресурсов Сергей Горбушин пояснил:
Программное обеспечение «Jinn-Сlient» необходимо для формирования электронной подписи документов в достоверной среде с целью подписания передаваемой во ФГИС ЦС информации. Программное обеспечение приобретается один раз у официального производителя или его партнеров.
Электронная подпись (УКЭП) служит для входа на портал госуслуг, тогда как подписание сведений, которые загружаются в систему, осуществляется при помощи программы «Jinn-Сlient», которая берет ключ из вашей электронной подписи, подписывает им, формирует подпись и возвращает его обратно.
Программное обеспечение «Континент TLS VPN» предназначено для защищенного доступа удаленных пользователей к ФГИС ЦС по сети связи общего пользования с целью обеспечения защиты передачи данных в сети «Интернет» между юридическими лицами и личным кабинетом системы.
Для получения УКЭП необходимо обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров, список которых опубликован, в том числе, в
Базе знаний на портале ФГИС ЦС. О том,
какие существуют виды электронной подписи есть подробный ответ на сайте Минкомсвязи России.
Сроки получения подписи, добавил он, зависят от регламентов центров.
В качестве юрлица директор компании может пригласить в кабинет по ссылке любое другое физическое лицо, которое получит возможность также представлять организацию на площадке портала. При этом каждый сотрудник, работающий в системе, в том числе от имени компании, должен иметь свою электронную подпись.
Как работать на портале ФГИС ЦС
1. Доступ к информации ФГИС ЦС осуществляется через официальный сайт fgiscs.minstroyrf.ru без взимания платы. Для корректной работы на портале, в Базе знаний можно ознакомиться с обучающими материалами. Для пользователей системы «Главгосэкспертиза России» создала специальные инструкции о порядке работы ФГИС ЦС и регистрации в ней (юридических лиц):
2. Процедура регистрации на портале для юридических лиц и поставщиков стройматериалов проходит в четыре этапа:
Компоненты программной части информационно-аналитической системы:
В информационную систему заложены:
В связи с окончанием срока действия в декабре 2021 года сертификатов для программного обеспечения «Континент TLS VPN», пользователям ФГИС ЦС, использующим программное обеспечение «Континент TLS VPN Клиент» для работы с личным кабинетом ФГИС ЦС, необходимо установить новые сертификаты.
Новый сертификат сервера «Континент TLS VPN Сервер» размещен на Портале ФГИС ЦС в разделе «База знаний» – подраздел «Обучающие материалы» и доступен для скачивания по следующей ссылке: fgiscs.minstroyrf.ru/api/values/GetFileContent/ad4f77b4-881b-410c-b643-3cb6427f95a8
Для корректной установки сертификата необходимо ознакомиться с Инструкцией по переустановке сертификата сервера «Континент TLS VPN Сервер» и корневого сертификата УЦ, размещенной по ссылке: fgiscs.minstroyrf.ru/api/values/GetFileContent/b5198d48-37d4-4448-a13c-836e39276084
Сертификат Удостоверяющего Центра также был обновлен и размещен по ссылке: fgiscs.minstroyrf.ru/api/values/GetFileContent/531f0ba4-d527-42a0-8e55-96025b940ff0
Для оказания услуг по технической поддержке пользователей ФГИС ЦС в части предоставления консультаций по вопросам, возникающим в процессе подключения и работы с помощью средств криптографической защиты информации (Jinn Client, Континент TLS VPN Клиент, Крипто-Про), для всех пользователей системы доступна регистрация в специализированном «Личном кабинете пользователя СКЗИ» на сайте: skzi.infosec.ru, где также размещены контактные телефоны и адреса электронной почты, по которым можно получить бесплатную консультационную помощь.
Ценность реализации
Данный проект реализуется по инициативе Минстроя России для решения современных задач в строительной индустрии. Ключевая задача – уточнить требуемые бюджетные средства, выделяемые на капитальное строительство.
В руководстве стройкомплекса России считают, что реализация проекта обеспечит прозрачность ценообразования в отрасли, а также:
В перспективе ожидается, что запуск информационной системы:
О Порядке изменения цены контракта и корректировки сметы контракта
На сайте ФГИС ЦС (fgiscs.minstroyrf.ru/#/1315) открыт раздел посвященный Порядку изменения цены контракта и корректировки сметы контракта . В связи со значительным ростом стоимости строительных ресурсов специалистами Главгосэкспертизы России проводится разъяснительная работа о возможности применения корректирующего порядка пересчета сметной документации, оформления результатов конъюнктурного анализа и проведения повторной государственной экспертизы.