Фгис цс минстрой официальный сайт классификатор строительных ресурсов

Вышел новый приказ Минстроя России №969/пр от 17.11.2022 «О формировании классификатора строительных ресурсов» (КСР)


КСР — это систематизированный перечень используемых при строительстве объектов капитального строительства материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов. Классификатор размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) и используется, в том числе, при мониторинге цен строительных ресурсов согласно ПП РФ №1452 от 23.12.2016.

Каждой учетной записи присваивается код, синхронизированный:

  • с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2);
  • со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2008).

Например, 20.14.22.139.01.3.01.07-0007-000 — Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья.

С классификатором можно ознакомиться на сайтах https://ksr.minstroyrf.ru и https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/ksr

Актуальная критика современного регулирования ценообразования от представителей строительной отрасли представлена в статье АНСБ.


Атаманов, С. А., Чуприн, М. С. Что за классификатор строительных ресурсов? / С. А. Атаманов, М. С. Чуприн. – Текст : электронный // Учет недвижимости : электронный журнал : сайт «Кадастр.Москва». – Москва, 2022. – URL: http://кадастр.москва/news/919. – Дата публикации: 23.11.2022

Приказом Минстроя России от 17.11.2022 №969/пр утвержден новый классификатор строительных ресурсов. При этом все старые приказы о формировании КСР и о внесении изменений в КСР признаны не подлежащими применению.

В состав Классификатора строительных ресурсов (КСР) внесены существенные изменения, которые обеспечивают его синхронизацию с новой федеральной сметно-нормативной базой ФСНБ-2022. Она вступит в действие 30 декабря 2022 года и наряду с актуальными данными КСР будет служить основой для определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом. 

В соответствии с порядком формирования и ведения КСР данные в нем обновляются не реже одного раза в квартал. В настоящий момент в КСР содержится 104336 позиций

Основным отличием новой редакции КСР является полное соответствие всех позиций строительных ресурсов, представленных в сборнике «Сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, в базисном уровне цен», позициям строительных ресурсов КСР. Это позволяет определить стоимость таких ресурсов в текущем уровне цен для учета в составе сметной документации. Основным источником данных о ценах служит информация, размещаемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

В новую редакцию КСР включены современные материалы, применяемые при использовании новейших технологий в строительстве, исключены позиции строительных ресурсов, по которым отсутствовали сметные нормативы в ФСНБ-2022, и характеристики которых не соответствовали требованиям действующей нормативно-технической документации. Из КСР также исключены позиции, снятые с производства, в том числе, по которым в течение одного календарного года не представлялась ценовая информация во ФГИС ЦС.

Ознакомиться с новым классификатором строительных ресурсов можно здесь.

специалист-консультант АЙТАТ.РФ  Васильева Ульяна

В состав Классификатора строительных ресурсов (КСР) внесены существенные изменения, которые обеспечивают его синхронизацию с новой федеральной сметно-нормативной базой ФСНБ-2022. Она вступит в действие 30 декабря 2022 года и наряду с актуальными данными КСР будет служить основой для определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом. Изменения в Классификатор сформированы в рамках реализации поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации.

«В настоящий момент КСР включает 104 336 позиций», – сообщил Антон Сарычев, заместитель начальника Управления мониторинга цен строительных ресурсов и методологии развития информационных систем в ценообразовании Главгосэкспертизы России. В соответствии с порядком формирования и ведения КСР данные в нем обновляются не реже одного раза в квартал. В целом начиная с 2018 года утверждено более 30 приказов Минстроя России, сформировавших изменения и дополнения в состав КСР. Последняя редакция принята приказом Министерства от 17 ноября 2022 года № 969/пр.

Основным отличием новой редакции КСР является полное соответствие всех позиций строительных ресурсов, представленных в сборнике «Сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, в базисном уровне цен», позициям строительных ресурсов КСР. Это позволяет определить стоимость таких ресурсов в текущем уровне цен для учета в составе сметной документации. Основным источником данных о ценах служит информация, размещаемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

В ходе формирования новой редакции КСР были включены современные материалы, применяемые при использовании новейших технологий в строительстве. Также в соответствии с порядком формирования и ведения КСР исключены позиции строительных ресурсов, по которым отсутствовали сметные нормативы в ФСНБ-2022, и характеристики которых не соответствовали требованиям действующей нормативно-технической документации. Из КСР также исключены позиции, снятые с производства, в том числе по которым в течение одного календарного года не представлялась ценовая информация юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями во ФГИС ЦС.

С 1 мая 2021 года вступает в силу приказ Минстроя России от 29.03.2021 N 189/пр “О внесении изменений в классификатор строительных ресурсов”.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2016 N 959 создана федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Одним из компонентов ФГИС ЦС установлен Классификатор строительных ресурсов (КСР).

В новой редакции КСР представляет собой систематизированный перечень используемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капстроительства, выполнении работ по сохранению памятников культурного наследия (истории и культуры), народов РФ, материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, каждому из которых присвоен определенный код, гармонизированный Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2008) и общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) путем привязки к кодам ОКПД 2 (КПСЕ 2008) (до девяти знаков включительно), который формируется Минстроем России и размещается во ФГИС ЦС.

В КСР использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

КСР состоит из книг, максимальное количество 99 книг. Книга может содержать в себе до 9 частей. Части внутри книги группируются по применению ресурсов в технологическом процессе строительства (для машин и механизмов разделение на части отсутствует).

Часть содержит в себе разделы (до 99 разделов). Раздел содержит в себе группы (до 999 групп). Группа содержит в себе позиции строительных ресурсов (до 9999 позиций).

Напомним, что  КСР был сформирован на основании приказа Минстроя России от 02.03.2017 N 597/пр “О формировании классификатора строительных ресурсов”.  Его форма была утверждена приказом Минстроя России от 29.03.2017 N 656/пр “Об утверждении формы классификатора строительных ресурсов”, порядок формирования и ведения КСР утвержден приказом Минстроя России N 651/пр “Об утверждении Порядка формирования и ведения классификатора строительных ресурсов”.

Последняя, 18-я версия КСР, утверждена приказом Минстроя России от 12.02.2021 N 60/пр.

Воспользуйтесь уникальным сервисом «Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС)» для помощи в проведении мониторинга стоимости строительных ресурсов и классификации и кодирования строительных ресурсов для целей ценообразования.

Сервис включает в себя:

  • федеральный реестр сметных нормативов;
  • классификатор строительных ресурсов;
  • мониторинг цен строительных ресурсов.

Фгис цс минстрой официальный сайт классификатор строительных ресурсов

утв. Приказом Минстроя России от 17.11.2022 N 969пр

ред. 11.05.2023 (с учетом Приказов Минстроя России от 17.11.2022 N 969пр, от 29.12.2022 №1161/пр, от 13.02.2023 №89/пр, от 11.05.2023 №336/пр)

Возможен поиск по коду или части кода ресурса или наименованию позиции, группы, раздела, части или книги.

Классификатор строительных ресурсов (далее – Классификатор) – систематизированный перечень используемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, каждому из которых присвоен определенный код, гармонизированный со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2008) – Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2008 version (CPA 2008), и общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) путем привязки к кодам ОКПД2 (КПЕС 2008) (до девяти знаков включительно), который формируется Минстроем России и размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве

Объектами классификации в Классификаторе являются строительные ресурсы (материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы).

В Классификаторе использован иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 – 23 (2 – 21) цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:

Для материалов, изделий, конструкций и оборудования

XX – книга

XX.X – часть

XX.X.XX – раздел

XX.X.XX.XX – группа

XX.X.XX.XX-XXXX позиция строительного ресурса

XX.X.XX.XX-XXXX-XXX позиция классификатора строительных ресурсов

Для машин и механизмов

XX – книга

XX.XX – раздел

XX.XX.XX – группа

XX.X.XX.XX-XXXX позиция строительного ресурса

XX.XX.XX-XXX-ХХХ позиция классификатора строительных ресурсов

Первые 9 цифр позиции:

XX.XX.XX.XXX — код ОКПД 2 (КПЕС 2008)

X – символ, обозначающий разряды цифровой части кода

Классификатор состоит из книг, максимальное количество 99 книг (маска книги «XX»). Книги сформированы с учетом специализированных работ и классификации по ОКПД2 (КПЕС 2008), специфики строительной области и с целями удобства использования. Формирование книг выполнялось с учетом логики формирования сборников сметных норм. Ресурсы, используемые только в специализированных работах (узконаправленная или специальная область3 применения), объединены в отдельные книги. Ресурсы, имеющие широкую область применения, группируются в книги по физическим характеристикам (вид материала, физико-химический состав и т.д.).

Книга может содержать в себе части, до 9 частей (маска части «X»). Части внутри книги группируются по применению ресурсов в технологическом процессе строительства (для машин и механизмов разделение на части отсутствует).

Часть содержит в себе разделы, до 99 разделов (маска раздела «XX»).

Раздел содержит в себе группы, до 99 групп (маска группы “XX).

Группа содержит в себе позиции строительных ресурсов, до 9999 (999) позиций (маска позиции «XXXX» («XXX»).

Позиция строительного ресурса содержит в себе позиции классификатора строительных ресурсов, до 999 позиций (маска позиции «ХХХ»).

С целью значительного увеличения объемов ввода комфортного жилья и для предоставления гражданам качественных жилищно-коммунальных услуг Минстроем России формируется единое информационное пространство в строительной отрасли, в том числе благодаря внедрению информационных технологий во все смежные со строительством сферы.

Существенной модернизацией отрасли принято считать перевод всех проиводственных работ, финансируемых из государственного бюджета, на технологию моделирования строительства, которая призвана обеспечить контроль за всем циклом строительства и эксплуатации жилых домов и значительно упростить расчеты при капитальном ремонте.

Чтобы собрать все технологические процессы, проводится усовершенствование аппаратно-программных средств расчета и моделирования строительных работ, осуществлен переход к оказанию услуг государственной экспертизы в электронной форме, созданы и формируются информационные ресурсы в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства России – ФГИС ЦС, ГИС ЕГРЗ, ГИС ЖКХ, ИСОГД.

Приоритетными задачами остаются сокращение сроков выдачи разрешений на строительство и ввод ресурсного метода сметных расчетов. В данном аспекте значительное внимание уделено подготовке кадров и поиску наиболее производительных форматов коммуникации в профессиональном сообществе.

С момента учреждения Минстроя России в 2013 году, приняты программы развития отрасли: Национальный проект «Жилье и городская среда» и Проект стратегии развития строительной отрасли.

Что такое ФГИС ЦС

ФГИС ЦС – это Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве, состоящая из ряда подсистем и спроектированная для совместной деятельности организаторов и участников инвестиционно-строительных проектов. Основная подсистема, сформированная в качестве оператора сметных цен, наполняется данными от госучреждений и производителей строительных ресурсов специалистами Главгосэкспертизы России. Официальный сайт ФГИС ЦС расположен по адресу: fgiscs.minstroyrf.ru.

Внедрение данной информационной системы является ключевым этапом масштабного реформирования государственного управления ценообразованием в строительной отрасли, начатое по результатам заседания Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности в мае 2016 года. Очередной президиум Госсовета по вопросам развития строительного комплекса проводился в июне 2022 года.

В рамках бесплатного обучающего семинара «Процедура регистрации и представления информации юридическими лицами во ФГИС ЦС», который Главгосэкспертиза России провела 23 января 2018 года, начальник отдела сопровождения информационных систем в ценообразовании Управления методологии ценообразования и мониторинга цен строительных ресурсов Сергей Горбушин пояснил:

Программное обеспечение «Jinn-Сlient» необходимо для формирования электронной подписи документов в достоверной среде с целью подписания передаваемой во ФГИС ЦС информации. Программное обеспечение приобретается один раз у официального производителя или его партнеров.

Электронная подпись (УКЭП) служит для входа на портал госуслуг, тогда как подписание сведений, которые загружаются в систему, осуществляется при помощи программы «Jinn-Сlient», которая берет ключ из вашей электронной подписи, подписывает им, формирует подпись и возвращает его обратно.

Программное обеспечение «Континент TLS VPN» предназначено для защищенного доступа удаленных пользователей к ФГИС ЦС по сети связи общего пользования с целью обеспечения защиты передачи данных в сети «Интернет» между юридическими лицами и личным кабинетом системы.

Для получения УКЭП необходимо обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров, список которых опубликован, в том числе, в
Базе знаний на портале ФГИС ЦС. О том,
какие существуют виды электронной подписи есть подробный ответ на сайте Минкомсвязи России.

Сроки получения подписи, добавил он, зависят от регламентов центров.

В качестве юрлица директор компании может пригласить в кабинет по ссылке любое другое физическое лицо, которое получит возможность также представлять организацию на площадке портала. При этом каждый сотрудник, работающий в системе, в том числе от имени компании, должен иметь свою электронную подпись.

Как работать на портале ФГИС ЦС

1. Доступ к информации ФГИС ЦС осуществляется через официальный сайт fgiscs.minstroyrf.ru без взимания платы. Для корректной работы на портале, в Базе знаний можно ознакомиться с обучающими материалами. Для пользователей системы «Главгосэкспертиза России» создала специальные инструкции о порядке работы ФГИС ЦС и регистрации в ней (юридических лиц):

  • Официальная презентация о ходе создания информационной системы;
  • Ознакомиться с пошаговым алгоритмом регистрации юридического лица;
  • Официальная инструкция по входу в личный кабинет ФГИС ЦС и о том как работать в системе.

2. Процедура регистрации на портале для юридических лиц и поставщиков стройматериалов проходит в четыре этапа:

  • Получение усиленной квалифицированной электронной подписи
  • Регистрация юридического лица на Едином портале госулуг РФ
  • Установка программного обеспечения “Jinn-Client”
  • Установка программного обеспечения “Континент TLS VPN”
  • Вход в ФГИС ЦС с помощью электронной подписи

Компоненты программной части информационно-аналитической системы:

  • Подсистема мониторинга цен строительных ресурсов
  • Подсистема «Федеральный реестр сметных нормативов» (ФРСН)
  • Подсистема «Классификатор строительных ресурсов» (КСР)
  • Подсистема хранения информации и истории ее изменений
  • Подсистема управления безопасностью
  • Подсистема интеграции
  • Портал ФГИС ЦС

В информационную систему заложены:

  • методики определения сметных цен строительных ресурсов
  • информация о ценах на стройматериалы, стоимости технических и трудовых ресурсов
  • утвержденные сметные нормативы (включенные в ФРСН)
  • укрупненные нормативы цен строительства
  • перечень юридических лиц и производителей строительных ресурсов

В связи с окончанием срока действия в декабре 2021 года сертификатов для программного обеспечения «Континент TLS VPN», пользователям ФГИС ЦС, использующим программное обеспечение «Континент TLS VPN Клиент» для работы с личным кабинетом ФГИС ЦС, необходимо установить новые сертификаты.

Новый сертификат сервера «Континент TLS VPN Сервер» размещен на Портале ФГИС ЦС в разделе «База знаний» – подраздел «Обучающие материалы» и доступен для скачивания по следующей ссылке: fgiscs.minstroyrf.ru/api/values/GetFileContent/ad4f77b4-881b-410c-b643-3cb6427f95a8

Для корректной установки сертификата необходимо ознакомиться с Инструкцией по переустановке сертификата сервера «Континент TLS VPN Сервер» и корневого сертификата УЦ, размещенной по ссылке: fgiscs.minstroyrf.ru/api/values/GetFileContent/b5198d48-37d4-4448-a13c-836e39276084

Сертификат Удостоверяющего Центра также был обновлен и размещен по ссылке: fgiscs.minstroyrf.ru/api/values/GetFileContent/531f0ba4-d527-42a0-8e55-96025b940ff0

Для оказания услуг по технической поддержке пользователей ФГИС ЦС в части предоставления консультаций по вопросам, возникающим в процессе подключения и работы с помощью средств криптографической защиты информации (Jinn Client, Континент TLS VPN Клиент, Крипто-Про), для всех пользователей системы доступна регистрация в специализированном «Личном кабинете пользователя СКЗИ» на сайте: skzi.infosec.ru, где также размещены контактные телефоны и адреса электронной почты, по которым можно получить бесплатную консультационную помощь.

Ценность реализации

Данный проект реализуется по инициативе Минстроя России для решения современных задач в строительной индустрии. Ключевая задача – уточнить требуемые бюджетные средства, выделяемые на капитальное строительство.

В руководстве стройкомплекса России считают, что реализация проекта обеспечит прозрачность ценообразования в отрасли, а также:

  • обеспечит определение максимально точной сметной стоимости объектов капитального строительства
  • систематизирует все процессы и процедуры формирования полного объема стоимостных показателей
  • минимизирует ошибки при подготовке сметной документации
  • сократит сроки проведения экспертизы и снизит сопутствующие издержки
  • предоставит достоверную информацию о ценах государственным организациям (Федеральной налоговой службе и т.п.)

В перспективе ожидается, что запуск информационной системы:

  • минимизирует риски завышения сметной стоимости
  • оптимизирует работу отрасли на всех стадиях инвестиционно-строительного проекта
  • поспособствует стабильности рынка подрядных услуг
  • стимулирует импортозамещение в строительстве
  • активизирует внедрение безопасных экологических материалов, энергосберегающих и современных технологий

О Порядке изменения цены контракта и корректировки сметы контракта

На сайте ФГИС ЦС (fgiscs.minstroyrf.ru/#/1315) открыт раздел посвященный Порядку изменения цены контракта и корректировки сметы контракта . В связи со значительным ростом стоимости строительных ресурсов специалистами Главгосэкспертизы России проводится разъяснительная работа о возможности применения корректирующего порядка пересчета сметной документации, оформления результатов конъюнктурного анализа и проведения повторной государственной экспертизы.

Нормативные правовые акты относящиеся к порядку корректировки сметы контракта:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.07.2021 № 500/пр “О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2019 г. № 841/пр” (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2021 № 64642)
  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.10.2021 № 728/пр “О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 841/пр” ( Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2021 № 66180)
  • Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (ред. от 07.10.2021) “Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства” (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2020 № 57401)

Федеральный реестр сметных нормативов

Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН) – это открытая единая база сметных нормативов, используемых при составлении сметной документации для объектов капитального строительства, финансируемых из бюджета.

Посредством подсистемы ФГИС ЦС предоставляется доступ к сведениям, включенным в ФРСН, таким как:
  • Государственные сметные нормативы (Элементные сметные нормы, Методические документы, прочее)
  • Отраслевые сметные нормативы, элементные сметные нормативы, единичные расценки
  • Территориальные сметные нормативы, элементные сметные нормативы, единичные расценки
  • Индексы изменения сметной стоимости строительства
  • Информационные и разъяснительные документы
Подсистема ФГИС ЦС «Федеральный реестр сметных нормативов» состоит из следующих разделов:
  • сметные нормы и нормативы
  • нормативные правовые акты (Федеральные законы, Постановления Правительства, Приказы)
  • план разработки сметных нормативов
  • архив
Сведения по каждому разделу включают в себя следующее:
  • Порядковый номер
  • Наименование документа
  • Реквизиты приказа Минстроя России
  • Реквизиты регистрационного документа
  • Адрес размещения норматива на Портале ФГИС ЦС
Реализация функциональных возможностей подсистемы:
  • размещение сметных нормативов
  • просмотр в иерархическом виде и возможность навигации по ним
  • размещение плана разработки (включая перечень работ со сроками на текущий календарный год)


Приказ «Об утверждении Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также предоставления сведений, включаемых в указанный реестр»

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №427 от 18 августа 2009 года, Приказом Министерства регионального развития РФ №296 от 15 июля 2009 года впервые утвержден Порядок формирования и ведения ФРСН и предоставления сведений, включаемых в реестр. Таким образом, сметные нормативы были разделены на 4 группы: государственные, отраслевые, территориальные и индивидуальные нормативы.

Далее, Порядок формирования и ведения ФРСН переутвержден приказом Госстроя №17/ГС от 5 февраля 2013 года.

Также существует проект нового приказа, который находится на рассмотрении. По информации Минстроя России, проект приказа разработан во исполнение пункта 10 плана мероприятий «Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство объектов капитального строительства)», утвержденного поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака от 30 декабря 2014 года №ДК-П9-9653.

Приказ Минстроя России от 2 июня 2015 г. № 413/пр «Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников»

Данным Приказом утверждена новая классификация сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства. В самостоятельный раздел помещены информационные, разъяснительные документы.

Индивидуальные сметные нормативы

Ранее, для строительства объектов за счет федерального бюджета, сметная документация составлялась с применением сметных нормативов, включенных в ФРСН, а если необходимые сметные нормативы в реестре отсутствовали, то по решению заказчика в установленном порядке могли разрабатываться индивидуальные сметные нормативы (ИСН). Теперь, Постановлением Правительства РФ №767 от 28 июля 2015 года установлено, что индивидуальные сметные нормативы, предназначенные для строительства объектов с бюджетным финансированием, могут разрабатываться и применяться только по решению Правительства РФ.

Подсистема ведения федерального реестра сметных нормативов

Разработка подсистемы осуществлена в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ №959 от 23 сентября 2016 года, который был принят на основании ключевого Федерального закона №369 от 3 июля 2016 года; согласно ему, утвержденные сметные нормативы включаются в ФРСН и подлежат обязательному применению  при строительстве объектов, финансируемых из бюджета.

Обеспечение поддержки ФРСН в актуальном состоянии осуществляется Минстроем и подведомственной ему Главгосэкспертизой России.

Классификатор строительных ресурсов

Классификатор строительных ресурсов (КСР) — это систематизированный перечень, позволяющий по определенным кодам классифицировать строительные ресурсы (материалы, оборудование, машины и механизмы). Структура и принципы построения КСР соответствуют общим методологическим принципам построения общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N14-ст. Структура кода, принятого в классификаторе строительных ресурсов, содержит переходные ключи между гармонизированными классификаторами, позволяющие в автоматизированном режиме осуществлять обмен, синхронизацию, сопоставление и анализ информации получаемой различными ведомствами и организациями, включая международные системы классификации.

Классификатор строительных ресурсов разработан с целью унификации, автоматизации расчетов стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с применением прикладных программных продуктов, как для сметных расчетов так и для работы с информационными моделями.

В соответствии с классификатором, будет организована и структура библиотеки информационных ресурсов BIMLIB в дополнение к уже существующим разделам, категориям и подкатегориям. Проектировщики смогут выбрать материал, конструкции или оборудование из нескольких альтернативных вариантов, сопоставлять и анализировать информацию.

КСР является основой для осуществления мониторинга цен строительных ресурсов. Иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования предназначен для обеспечения информационной поддержки задач мониторинга.

Классификатор строительных ресурсов служит основой для:
  • Осуществления мониторинга стоимости строительных ресурсов
  • Формирования ресурсно-технологических моделей, предназначенных для расчета индексов изменения сметной стоимости строительства
  • Формирования ресурсной части сметных нормативов, включая:
    • государственные элементные сметные нормы (ГЭСН)
    • федеральные единичные расценки (ФЕР)
    • ресурсно-технологические модели для разработки нормативов цены строительства (НЦС)
    • ресурсно-технологические модели для разработки нормативов цены конструктивных решений (НЦКР)
Подсистема ведения классификатора строительных ресурсов обеспечивает:
  • Размещение классификатора строительных ресурсов
  • Навигацию по классификатору в информационной системе
  • Поиск по классификатору в информационной системе:
    • Наименование ресурса
    • Код ресурса
    • Единица измерения
    • Шифр по ФССЦ/ФСЭМ 2001
Подсистема ФГИС ЦС «Классификатор строительных ресурсов» состоит из следующих разделов:
  • Классификатор строительных ресурсов (материалы, оборудование, машины и механизмы)
  • Документы КСР и специальные формы (Порядок ведения, Заявка на изменение/на включение в КСР, Заявка на удаление)
  • Архив КСР
Реализация функциональных возможностей подсистемы:
  • размещение классификатора строительных ресурсов
  • возможность навигации, поиска и фильтрации информации по классификатору
  • возможность выгрузки классификатора

Установлено, что обновляться классификатор строительных ресурсов будет один раз в квартал.

В рамках актуализации классификатора осуществлено либо запланировано:
  • разработан порядок ведения классификатора
  • в классификатор будут включены позиции, востребованные на рынке строительной отрасли (из перечня уберут ресурсы, снятые с производства в России, а также ресурсы, запись которых выполнена таким образом, что однозначно классифицировать и идентифицировать их нельзя, и ресурсы, соответствующие утратившим силу нормативно-техническим документам и замененным нормативно-техническим документам)
  • все позиции будут приведены в соответствие с действующей нормативно-технической документацией
  • будут определены основные характеристики ресурсов, а затем произведено объединение позиций с аналогичными характеристиками

Главгосэкспертиза России рассматривает позиции классификатора на предмет их соответствия действующей нормативно-технической документации, в том числе техническим регламентам и документам, применяемым в национальной системе стандартизации.

По запросу с перечнем ОКВЭД2 получена информация от Росстата, ФТС России, Росморречфлота, Росавиации и ФАС России:
  • перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность по производству
  • перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению в аренду железнодорожных грузовых вагонов
  • среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации
  • действующие установленные тарифы на перевозку грузов железнодорожным видом транспорта

Правовая основа ФГИС ЦС

Поручения Президента России и Постановления Правительства России (подробнее: Минстрой России – реформа в строительстве)

  • Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 №1222 (ред. от 28.03.2017) «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия»
  • Письмо Госстроя №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012, Письмо Минюста №01/57049-ЮЛ от 27.04.2018
  • Постановление Правительства РФ от 25.04.2016 №2831п-П9 «О внесении проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности»
  • Федеральный закон от 03.07.2016 № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 03.07.2016 №369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  • Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов»
  • Постановление Правительства РФ от 23.09.2016 №959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» (вместе с «Положением о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве»)
  • Федеральный закон от 26.07.2017 №191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Разработчик и оператор ФГИС ЦС

На первом этапе разработку информационной системы вел «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФАУ «ФЦЦС»). По поручению главы Минстроя России в конце 2016 года ФАУ «ФЦЦС» объединилось с ФАУ «Главгосэкспертиза России», которое и приняло функции по обеспечению работы ФГИС ЦС. Специалистами ведомства производится мониторинг и расчет цен на строительные материалы, рассмотрение технических решений, которые есть в проектной документации, а также проверка достоверности определения сметной стоимости.

Договор на разработку информационно-аналитической системы исполнило АО “БАРС Груп”.

На данный момент, при взаимодействии с участниками рынка, Главгосэкспертиза России формирует актуальный перечень юридических лиц и производителей строительных материалов, которые обязуются предоставлять необходимую информацию для единой базы данных цен ФГИС ЦС.

Для создания эффективной системы технического регулирования, Главгосэкспертиза России и организации государственной экспертизы перешли к электронной форме взаимодействия с проектировщиками. Это не только оптимизирует временные и финансовые затраты участников строительства, но и минимизирует прямые контакты заказчика с экспертами, упрощает контроль за деятельностью экспертных органов, а также повлияет на формирование единого комплекса нормативных документов в области техрегулирования.

В рамках мероприятий по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования регулярно проводятся семинары и совещания под председательством глав и заместителей глав ведомств строительного комплекса, где обсуждается процесс формирования сметной стоимости – от получения необходимых данных из ФГИС ЦС до получения положительного заключения экспертизы и перехода к реализации строительных проектов.

При подготовке описания информационной системы использовались материалы сайтов: fgiscs.minstroyrf.ru, gge.ru, mos.ru, rg.ru.

Мониторинг цен строительных ресурсов

Ввод рыночных принципов ценообразования вызывает особый интерес в профессиональных сообществах строительной индустрии России. В рамках реформы ценообразования, Минстроем России решено осуществить переход на ресурсный метод сметных расчетов, принятый в международной практике, и обеспечить единый мониторинг цен строительных ресурсов во всех субъектах страны, учитывающего региональные особенности.

Мониторинг рыночных цен нужен для определения достоверной стоимости строительных материалов, технических и трудовых ресурсов. Федеральный контроль устанавливается не для регулирования цен на рынке, а для определения объективной стоимости строительной продукции. Достоверная цена стройматериалов — ключевое звено в решении новых задач, поставленных Правительством России. Полученные, по результатам мониторинга, сметные цены будут применяться для расчета начальной (стартовой) стоимости всех объектов капитального строительства, финансируемого из бюджета страны.

Всероссийский охват мониторинга очень важен для видения единой картины рынка строительных материалов и ресурсов; его регулярность и максимальная детализированность станет основой оптимального использования бюджетных средств.

Информация о ценах будет полезна не только для государственных заказчиков, но и для строительных компаний, физических лиц. Строительные компании, работающие в системе государственного заказа, должны будут отказаться от услуг поставщиков-посредников.

Ценность мониторинга

Главная задача и идея мониторинга заключается в удобном и оперативном предоставлении актуальных сметных цен по каждому конкретному региону от производителя, а не от посредника, как заведено прежде.

Подсистема Мониторинга цен строительных ресурсов позволит:
  • повысить качество ценообразования
  • систематизировать все процессы и процедуры, обеспечивающие определение максимально точной сметной стоимости объектов капитального строительства
  • исключить использование индексов удорожания и минимизировать риски завышения сметной стоимости
  • учитывать точные затраты на транспортную логистику или труд рабочих в конкретном регионе и т.п.
  • организовать новые форматы взаимодействия со всеми участниками рынка и выстроить современный подход к ценообразованию
Подсистема Мониторинга цен состоит из следующих разделов:
  • перечень юридических лиц
  • методики
  • сметные цены
  • архив
Читайте также:  14 вопросов и ответов по работе в еисот от службы поддержки сервиса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *