Фгис минтруда россии

Федеральная налоговая служба России активно внедряет информационные системы для контроля за бизнесом и гражданами. У ФНС уже свыше 20 информационных комплексов (самые известные АИС «Налог» и АСК «НДС-2»), позволяющих инспекторам выявлять схемы незаконного ухода от налогов. Вся собранная информация о налогоплательщиках и сделках обрабатывается в созданных ФНС центрах обработки данных в Дубне и Городце.

Налоговые проверки раз в три года остались в прошлом

Раньше бухгалтеры и руководители ориентировались на то, что инспекторы могут прийти в компанию с налоговой проверкой не чаще, чем раз в три года. Налоговый период считался логически завершенным не после подачи декларации, а только после окончания выездной проверки.

Центр обработки данных о налогоплательщиках в Дубне

Фгис минтруда россии

Последние несколько лет бизнес может работать без выездных налоговых проверок три, пять и даже более лет. Однако это не значит, что ФНС теперь относится к налогоплательщикам лояльнее и смотрит на нарушения сквозь пальцы. Напротив, за эти годы повысилось качество налогового администрирования.

Дело в том, что Федеральная налоговая служба все последние годы внедряет и улучшает информационные системы, позволяющие автоматически выявлять случаи неуплаты налогов, отмечает управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.

Как ФНС находит нарушителей

Федеральная налоговая служба использует более 20 информационных комплексов, с помощью которых проверяется деятельность налогоплательщиков. Среди них АИС «Налог-3», ПИК «Однодневки», ПИК «Счета-фактуры», «ВНП-Отбор», ПИК «Доход», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы», ПП «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») и другие.

Информационные комплексы ФНС России

Основные информационные системы

Ключевой в структуре ФНС является АИС «Налог-3». Как сказано на сайте налоговой службы, это единая информационная система, автоматизирующая деятельность ФНС России. Через АИС «Налог-3» осуществляется прием, обработка, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для поддержки принятия управленческих решений и предоставления информации внешним потребителям.

АИС «Налог-3» решает следующие задачи:

ПП «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») отслеживает цепочку движения товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС), от создания или пересечения российской границы до продажи конечному потребителю.

Напомним, компании включают в декларации по НДС сведения из книги покупок и продаж. Эти данные АСК «НДС-2» автоматически сверяет с информацией от поставщиков и покупателей и выявляет расхождения в цепочке. Если в цепочке возник сбой (покупки и продажи должны зеркально отображаться у всех поставщиков и потребителей), робот это вычисляет и фиксирует. А налогоплательщику присваивается красный, желтый или зеленый уровень благонадежности. Дальше на предполагаемого нарушителя в автоматизированном режиме собирается досье, предшествующее налоговой проверке.

Как работает АСК «НДС-2», видео

Получается, что если в цепочке организаций присутствует фирма-однодневка, которая уклоняется от полноценного отражения и уплаты НДС, то она будет выявлена, отмечает Артем Денисов. При этом статистика говорит об успешности борьбы ФНС с уклонениями от уплаты налога на добавленную стоимость. Так, в первом квартале 2016 года разрыв в цепочке НДС составлял 8% (676 млрд руб.), а осенью 2018 года он стал меньше 1% (86,6 млрд рублей), отмечает руководитель ФНС Михаил Мишустин.

В ФНС используются и другие информационные системы.

«ВНП-Отбор» (подсистема АИС «Налог-3»). С помощью информационного комплекса «ВНП-Отбор» инспекторы сопоставляют данные о деятельности компании (рентабельность, прибыльность) с информацией о деятельности похожих по масштабу и локализации компаний и сравнивают показатели исследуемого налогового периода с данными прошлых лет. Система «ВНП-Отбор» выставляет баллы налогоплательщикам, и если нестыковок у компании много, рекомендует ее к налоговой проверке. При этом анализируется платежеспособность налогоплательщика (наличие имущества) и его владельцев.

ПК «ВАИ». Программный комплекс «ВАИ» («Визуальный анализ информации») используется налоговиками для того, чтобы представить данные о компаниях, их владельцах и осуществляемых компаниями выплатах в графическом виде.

ПИК «Доход», ПИК «Однодневка», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы» и т.д.
В этих программно-информационных комплексах собираются данные об уже проводившихся камеральных проверках, результаты сравнения компаний-аналогов в регионе, объяснения, которые давались сотрудниками компании в прошлые периоды.

Вся информация о налогоплательщиках собирается в центрах обработки данных (ЦОД). В мае 2015 года первый ЦОД был открыт в подмосковной Дубне. В декабре 2015 года ФНС запустила второй Центр обработки данных в Городце. ЦОДы в Дубне и Городце в автоматическом режиме формируют «единый налоговый файл» о каждом налогоплательщике в России. Данные о налогооблагаемых операциях собираются и обрабатываются роботами и хранятся в облаке. Участие человека минимизируется. Все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) попадают в общероссийскую базу.

Открытие Центра обработки данных ФНС в Дубне, видео

Фгис минтруда россии

Онлайн-кассы и маркировка товаров

Внедрение центров обработки данных позволило федеральной налоговой службе перейти на новый уровень контроля. В 2016 году стартовал постепенный перевод компаний, занимающихся розничной торговлей или предоставляющих услуги гражданам, на онлайн-кассы. Теперь информация обо всех розничных продажах автоматически передается операторам фискальных данных (ОФД), а от них – в налоговую службу. То есть, ФНС видит оборот торговой точки в режиме реального времени, говорит Артем Денисов.

В течение ближайших пяти лет в России будет планомерно внедряться система маркировки товаров. На сегодняшний день введена обязательная маркировка алкоголя и меховых изделий. Тестируется маркировка лекарств, обуви и табачных изделий. В ближайших планах правительства – введение маркировки парфюмерии, одежды, фотоаппаратуры, шин и молока.

К 2024 году по поручению правительства должна быть создана сквозная система маркировки товаров. То есть предполагается, что к этому времени данные об основной массе потребительских товаров, которые продаются, производятся или импортируются в страну, будут храниться в единой системе.

Как связаны ФНС, ФТС и ЗАГСы

Информационные системы ФНС и Федеральной таможенной службы (ФТС) также объединяются в единое облако на базе ЦОДов налоговой службы. По словам заместителя министра финансов РФ Ильи Трунина, идет выстраивание сквозных механизмов взаимодействия налоговых и таможенных органов, интеграция информационных систем ФНС и ФТС (Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов России и АИС «Налог»). Минфин стремится оптимизировать процесс взаимодействия ФНС и ФТС, создав единый механизм администрирования. В результате Федеральная налоговая служба получает сведения о таможенных декларациях, а ФТС может изучить налоговое досье экспортеров. Министр финансов РФ Антон Силуанов уверен, что единая система позволит отследить всю цепочку прохождения товаров – от нахождения на границе до конкретных потребителей, благодаря чему повысится собираемость налогов. Руководитель ФНС России Михаил Мишустин также отмечает: «Мы завершили интеграцию информационных ресурсов ФНС и ФТС и уже приступили к реализации задачи по созданию системы прослеживаемости товаров».

Интеграция программных средств ФТС и ФНС направлена на отслеживание движения ввезенных в Россию товаров. Она позволяет видеть, по какой цене они завозятся, не занижена ли цена, как она меняется в ходе перемещения товара по стране, через какое количество посредников проходит и так далее. Анализ таких сведений позволит выявлять схемы уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, и делать выводы о легальности ввоза товара, отмечает Валерий Селезнев, начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС.

Также 1 октября 2018 года стартовало создание Единого реестра ЗАГС (ЕГР ЗАГС), оператором которого является ФНС. На настоящий момент в реестр внесено более 3 млн записей. Через 2 года все данные о гражданах, имеющиеся у органов записи актов гражданского состояния, должны быть оцифрованы. Это делается, в том числе, для того, чтобы устанавливать взаимозависимость между компаниями, отмечает управляющий партнер «ВМ-Право и Консалтинг» Владимир Чувашов.

ФНС уже запустила мобильное приложение, которое позволяет проверять записи в Едином реестре ЗАГС. Для этого достаточно отсканировать QR-код на бланках нового образца свидетельства о рождении ребенка, свидетельства о смерти и свидетельства о заключении брака. Запрос автоматически отправится в центр обработки данных ФНС России. QR-код содержит информацию, позволяющую органам, предоставляющим госуслуги, а также самим гражданам проверить запись.

ФНС стремится контролировать бизнес и на основе данных в социальных сетях.

Руководитель ФНС России Михаил Мишустин о налогообложении самозанятых, видео

Фгис минтруда россии

По требованию Центробанка России банки тоже внимательно следят за тем, чтобы их клиенты платили налоги. Во-первых, они контролируют, чтобы размер уплачиваемых налогов составлял не меньше 0,9% от оборота по счету. Например, если компания получила оплату с НДС, а затем перевела эти деньги, не выделив налог, банк может счесть это плохим признаком и предупредить налоговиков.

Во-вторых, банки оценивают каждого своего бизнес-клиента на предмет благонадежности (принцип «Знай своего клиента»). Центробанк настаивает, чтобы банк удостоверился в том, что клиент действительно существует и занимается предпринимательством.

Необоснованная налоговая выгода

Высший арбитражный суд в 2006 году ввел понятие необоснованной налоговой выгоды. Иначе говоря, если компания совершает сделку ради уменьшения налогов, а не с целью получения прибыли, то она может быть признана незаконной. При этом Высший арбитражный суд РФ возложил на налоговиков обязанность доказать нереальность операций, отсутствие возможности их совершить из-за нехватки персонала и оборудования, оценить сэкономленную на налогах сумму и т. д.

В 2017 году прямой запрет сделок, направленных на уход от налогов, и само понятие необоснованной выгоды были закреплены в Налоговом кодексе (ст. 54.1). Суть в том, что законом запрещены сделки и операции, направленные исключительно на снижение налогового бремени, говорит Владимир Чувашов.

12 критериев оценки рисков налогоплательщика

ФНС еще в 2007 году приняла «Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок». В этой концепции прописаны показатели рекомендуемой налоговой нагрузки (по отрасли), доля налоговых вычетов, ненормально низкий уровень рентабельности, создание цепочки контрагентов без наличия деловой цели.

12 критериев для самостоятельной оценки налоговых рисков

Борьба с фирмами-однодневками

Для борьбы с фирмами-однодневками ФНС добилась ужесточения условий регистрации компаний: вводились новые требования для учредителей, менялись правила ликвидации компании, налоговики получили право проверять предприятие еще до его регистрации, а также корректировать данные о нем в ЕГРЮЛ, тем самым предупреждая бизнес, что работать с таким контрагентом небезопасно.

Фгис минтруда россии

В итоге число компаний с признаками однодневок сократилось с почти 2 млн в 2012 году до 230 тыс. в 2018 году, отмечает Михаил Мишустин.

Большинство претензий ФНС к бизнесу связано со сделками с фиктивными компаниями. В суде налогоплательщику надо будет доказать, что он тщательно выбирал партнера и предварительно запросил у него документы, подтверждающие наличие основных средств и персонала, проверил способность выполнить условия контракта и т.д. Аргументом может стать деловая переписка и контакты конкретных людей. Это так называемое правило KYC (англ. know your counterpart – знай своего контрагента).

Контракт с фирмой-однодневкой чреват тем, что придется рассчитываться с бюджетом по ее долгам. Например, у ФНС могут возникнуть претензии, если руководитель компании не встречался с контрагентом при подписании договора, у нее нет сотрудников, отвечающих за работу с ним, а у контрагента, в свою очередь, не хватает ресурсов для выполнения контракта.

Как избежать обвинений в искусственном дроблении бизнеса

Добившись почти 100%-ой раскрываемости случаев оптимизации НДС, налоговая служба стала активно выявлять случаи незаконной оптимизации налога на прибыль. Особо пристальное внимание ФНС обращает на схемы искусственного дробления бизнеса. Речь идет о ситуациях, когда налогоплательщики, для сохранения права на специальные режимы налогообложения, искусственно делят бизнес на несколько юрлиц.

Раньше вероятность того, что малый бизнес, применяющий специальный режим налогообложения, столкнется с налоговой проверкой, была невелика (при условии, что предприниматель вовремя подавал декларации и правильно вел документооборот). Однако в декабре 2018 года ФНС поручила инспекциям усилить работу с компаниями, которые прибегают к искусственному дроблению бизнеса ради экономии на налогах.

С 2013 года инспекторы обязаны запрашивать IP и MAC-адреса доступа к интернет-банку. Это повсеместное основание для выявления взаимозависимости и подконтрольности нескольких компаний. Анализируя IP и MAC-адреса, ФНС регулярно выявляет участников схем по уклонению от уплаты налогов.

Как ФНС отбирает кандидатов на проверку

Налоговые инспекторы проводят выездную налоговую проверку только при условии, что решение налоговой инспекции может быть затем реально исполнено, а деньги уплачены в бюджет. Ключевые показатели результативности — доначисления и собираемость (первый без второго не работает). Низкорезультативной считается проверка, принесшая до 1 млн руб. доначислений. Ожидаемый минимальный результат — от 5 млн руб. (для Москвы — 11 млн руб.).

Кроме того, налоговые инспекторы после проведения предпроверочного анализа или камеральной проверки стремятся убедить налогоплательщика подать уточненную декларацию и доплатить налоги. Статистика ФНС в 2018 году: по результатам контрольной и аналитической работы бюджет дополнительно получил 297 млрд руб. А в целом в 2018 году повышение собираемости налогов принесло бюджету дополнительные 400 млрд рублей.

Изменений, которые могут привести к росту налоговой нагрузки, достаточно.

Нововведения в сфере налогообложения

По словам Артема Денисова, ключевые нововведения, связанные с введением ФНС налоговых систем, направлены, прежде всего, на выявление схем незаконной оптимизации НДС российскими компаниями. Эти системы доказали свою эффективность, и ключевой совет бизнесу – отказываться от схем оптимизации налога на добавленную стоимость.

Владимир Чувашов советует компаниям внимательно следить за тенденциями в своей отрасли, средним уровнем налоговой нагрузки и рентабельностью конкурентов, чтобы не бежать впереди толпы и не отставать. Это позволит снизить риски налоговых доначислений.

Эксперты советуют компаниям отказываться от откровенных схем налоговой оптимизации. Для этого нужно подтверждать все операции и сделки необходимыми документами, проверять контрагентов и не работать с фирмами-однодневками.

Главным инструментом налоговиков стала информация и умные аналитические системы. Средняя доначисленная по итогам выездной налоговой проверки сумма выросла с 13,6 млн руб. в 2016 году до 22 млн в 2018 году. При этом число выездных налоговых проверок сократилось с 26 тыс. до 14 тыс. Налоговый контроль ориентирован на камеральные проверки – именно с этим связано внедрение ФНС информационных систем. Знаменитая фраза экс-президента США Бенджамина Франклина о том, что «в этом мире неизбежны лишь смерть и налоги», похоже, находит подтверждение и в России.

В России с 2016 года работает ФГИС СОУТ (ранее она называлась АС АКОТ) – федеральная государственная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда. Она обеспечивает организованный сбор, обработку и хранение информации по вопросам охраны труда.

Создана в соответствии с требованиями статьи 18 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года. Порядок формирования, хранения и использования сведений, которые содержатся во ФГИС СОУТ утвержден приказом Минтруда РФ от 3 ноября 2015 года №843н. Статус оператора информационной системы закреплен за Минтрудом РФ.

Объекты учета

В соответствии с п.1 ст. 18 №426-ФЗ обязанность передачи сведений о результатах спецоценки условий труда возлагается на организацию, которая занималась проведением СОУТ. Сведения направляются в течение 10 рабочих дней со дня получения результатов процедуры.

Объекты учета ФГИС СОУТ делятся на три основных категории:

Допускается вносить изменения в указанные сведения в течение 30 календарных дней после передачи информации в информационную систему.

Как формируются сведения в системе учета

Передача данных в информационную систему выполняется организациями, выполняющими спецоценку условий труда, Оператором, Рострудом, а также органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере ОТ.

Действия организации, проводящей СОУТ

Организация, которая проводит СОУТ до начала выполнения соответствующих мероприятий, но не позднее 5 рабочих дней с момента заключения с работодателем договора о выполнении работы должна передать во ФГИС СОУТ сведения в отношении работодателя. К ним относится полное наименование, ИНН, код причины постановки на учет в налоговом органе.

После передачи указанных сведений с помощью программно-аппаратных средств автоматически формируется уникальный идентификационный номер запланированной процедуры СОУТ. Начиная с 13 января 2020 года, передаваемые в информационную систему отчеты должны содержать данный идентификационный номер, вне зависимости от даты утверждения этих документов работодателем.

Получив номер, организация формирует в системе уведомление для информирования работодателя о соответствующем факте. Документ направляется работодателю в бумажном формате заказным письмом или в электронном виде с подтверждением усиленной квалифицированной электронной подписью.

Действия оператора ФГИС СОУТ

Оператор в течение 30 календарных дней рассматривает направленное заявление, информирует проводящую СОУТ организацию о результатах рассмотрения. При наличии технических ошибок ей предоставляется возможность провести корректировку ранее указанный сведений.

Оператор вносит во ФГИС СОУТ данные о результатах рассмотрения разногласий по вопросам выполнения экспертизы качества СОУТ, несогласия работников, представителей профсоюзов и их объединений, работодателей и их объединений, а также страховщиков и территориальных подразделений Роструда.

Действия Роструда

Сотрудники территориальных подразделений Роструда направляют в систему информацию о результатах спецоценки условий труда, которые получены от работодателей в случае неисполнения организацией, выполнявшей СУОТ, обязанности по передачи таких данных. Также они передают информацию о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям ОТ.

Как передаются данные в систему

Сведения передаются во ФГИС СОУТ в формате электронного документа, который подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью посредством ручного заполнения предложенных форм или импортированием данных в виде xml-документа. Список используемых данных в системе учета.

На сайте Минтруда РФ в соответствующем разделе для пользователей опубликована подробная инструкция по работе с информационной системой. Документ разработан для сотрудников организаций, проводящих СОУТ. В нем указан перечень отчетов СОУТ. Дается пошаговый алгоритм ручного формирования отчета, создания идентификационного номера спецоценки условий труда. Показывается с примерами в виде скринов, как заполнять отдельные формы.

Кому доступны сведения из ФГИС СОУТ

Сведениями из загруженного в систему отчета могут использовать не только чиновники Минтруда РФ, но и представители других заинтересованных ведомств — ПФР РФ, Роструда, ФНС РФ, Ростехнадзора, региональных органов исполнительной власти в сфере охраны труда.

Система позволяет органам власти сравнивать, анализировать информацию и выполнять различные проверки в дистанционном формате без непосредственного взаимодействия с работодателем. При этом выгруженный во ФГИС СОУТ отчет может стать предметом изучения Госинспекции труда.

Фгис минтруда россии

Заполнение, внесение данных в реестр и его ведение осуществляется Федеральной службой по труду и занятости, либо ее региональными отделениями в порядке, определенном статьей соответствующего законодательства. Для этого применяются стандартизированные средства и программное оборудование, с помощью которого осуществляется обработка поступивших данных путем использования единых форматов и стандартных протоколов и соблюдения установленных законодательством РФ требований.

Задачами Федеральной службы по труду и занятости является:

В реестре указываются данные о принятых декларациях, сведения об их сроке действия, продлении, прекращения срока действия в отношении рабочих мест, где с сотрудниками предприятия произошли несчастные случаи. Исключением являются травмы, полученные в результате воздействия третьих лиц. Также в реестр вносится информация о случаях выявления у работников профессиональных заболеваний, если причиной их появления является воздействие вредных и опасных факторов производства, рабочего процесса. В реестр также записывается информация в отношении работника, если на его рабочем месте в процессе проведения государственного надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения установленных законодательством нормативов охраны труда, а также в случае возникновения иных обстоятельств, кроме случаев, относящихся к государственной тайне.

Информация о декларации должна быть внесена в реестр через 15 дней с момента поступления декларации на бумажном носителе в местное отделение Федеральной службы по труду и занятости, или с момента получения электронной формы декларации. Электронный вариант должен быть полностью заполнен работодателем и в наличии должна быть электронная подпись. Размещается электронная декларация на сайте Федеральной службы в сети в Интернет.

Если в поданной декларации будут обнаружены неверные данные, недостоверная информация, то в течение пяти дней с момента выявления несоответствия Федеральная служба по труду и занятости, либо ее местное отделение вносит в реестр запись об остановке действия декларации.

В реестре указывается следующая информация:

Информация, размещенная в реестре, публикуется в сети Интернет на сайте Федеральной службы по труду и занятости. Она доступна для всех пользователей, за исключением данных, являющихся государственной тайной.

Неотъемлемым элементом специальной оценки труда является ФГИС СОУТ, который представляет собой федеральную государственную систему учета результатов выполненной специальной оценки. Работает такая система для централизации процесса сбора и хранения информации, касающейся вопросов социальной защиты для контроля сроков прохождения, а также контроля и последующего хранения данных о работодателях. ФГИС СОУТ находится в непосредственном подчинении министерства труда и социальной защиты РФ.

Ведение реестра деклараций СОУТ входит в обязанности Федеральной службы по труду и занятости, либо ее территориального органа. При этом Федеральная служба обеспечивает:

Сведения о поступлении деклараций или о прекращении их действия вносятся в реестр. Все данные вносятся в течение 15 дней с момента подачи декларации. В случае обнаружения сотрудниками службы по труду и занятости в декларации несоответствий, в реестр в течение 5 дней будет внесена запись о прекращении действия декларации. При этом в реестр вносится следующая информация:

Размещается реестр в сети Интернет на сайте Федеральной службы по труду и занятости, и он является свободным для посещения, общедоступным для пользователей.

Оформление декларации соответствия условий труда установленным государственным нормативам охраны труда выполняет работодатель (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо). Оформляется декларация в отношении рабочих мест, где после проведенных измерений (испытаний) не выявлены вредные или опасные факторы производственной среды, рабочего процесса. Исключением являются рабочие места, указанные в законодательстве.

Декларация заверяется печатью организации, ставится подпись руководителя, индивидуального предпринимателя, после чего подается работодателем по установленной форме по месту нахождения в местный орган Федеральной службы по труду и занятости лично, либо отсылается почтовым отправлением с перечнем вложения и уведомлением о вручении.

Подаваться декларация может в электронном виде, с наличием усиленной подписи руководителя. Для этого заполняется электронная форма декларации, размещенная на сайте Федеральной службы по труду и занятости в сети Интернет.

Подача декларации работодателем должна происходить в течение 30 рабочих дней с момента поступления результатов в проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Фгис минтруда россии

При подаче декларации на бумажном носителе в местное отделение Федеральной службы по труду и занятости, ответственное должностное лицо, несущее ответственность за прием деклараций и их регистрацию заполняет раздел декларации под названием «Сведения о регистрации декларации». Если документ подается в электронном виде, информация заполняется автоматически, с учетом мест нахождения рабочих мест, в отношении которых подается декларация.

Отказ в приеме и регистрации декларации возможен в случае ее несоответствия утвержденной приложением No1 к Приказу форме. По другим основанием декларация не может быть отклонена. В случае наличия оснований для отклонения поданной на бумажном носителе декларации государственная инспекция труда в течение 10 дней с момента ее поступления возвращает ее работодателю по почте. При этом в письме указываются причины возврата.

Если основания для возврата были устранены, работодатель имеет право повторно подать декларацию.

Ознакомиться с информацией Реестра декларация соответствия условий труда можно на официальном сайте Роструда, и сделать это может любой пользователь. Для облегчения поиска работодателя сервис предлагает использовать ИНН и указывать регион осуществления деятельности. В реестре отображаются следующие данные:

Если по итогам проведенной специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны оптимальными или допустимыми, происходит подача декларации СОУТ в местное отделение службы по труду и занятости. Сделать это следует не позднее, чем через 30 дней с момента утверждения отчета о проведении оценки. Декларирование происходит согласно Приказу Министерства труда N 80н.

Если после подачи декларации на рабочем месте на протяжении 5 лет не было зарегистрировано несчастных случаев, и не обнаружены профессиональные заболевания, декларация продлевается еще на 5 лет.

Если у руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя имеется электронная подпись, то он может подать декларацию через сеть интернет, в электронном виде на сайт Роструда. В этом случае необходимость подачи декларации на бумажном носителе в Инспекцию по труду не потребуется.

Пресс-центр компании СЕРКОНС.

Следствие проводит проверку по факту нецелевого использования более миллиарда рублей на покупку электронных браслетов для осужденных.

Система электронного слежения осуществляет контроль за перемещениями человека в течение 24 часов в сутки, что позволяет применять ее для установления полного электронного контроля за жизнью осужденного во время его пребывания под домашним арестом. В 2010 году, в соответствии с поручением президента РФ, в уголовно-исполнительной системе произошли изменения, связанные с назначением альтернативных видов наказания. Применив западный опыт, Россия стала использовать электронные браслеты слежения.

С 2009 года в трех российских регионах проводился эксперимент по применению электронных браслетов по программе Евросоюза. Для эксперимента было закуплено оборудование израильского производства. В 2010 году представители Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) констатировали, что внедрение нового способа контроля прошло очень удачно.

В 2011 году в России была создана своя система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ).

Она представляет собой комплекс электронных устройств, в состав которого входят электронный браслет и контрольные устройства, позволяющие круглосуточно отслеживать все передвижения осужденного по территории муниципального образования.

Суть системы в том, что по решению суда подконтрольному лицу на щиколотку надевается электронный браслет, одновременно ему выдается приспособление, похожее на пульт от телевизора, — мобильное контрольное устройство.

Стационарное контрольное устройство размещается в месте проживания осужденного. Именно оно позволяет следить, не выходит ли он из дома в определенное время суток, не выезжает ли за пределы положенной территории, и так далее. Мобильное контрольное устройство он всегда носит с собой. Таким образом, можно контролировать перемещения человека. Два этих устройства осуществляют непрерывный круглосуточный прием и обработку радиосигналов с электронного браслета. При этом мобильное контрольное устройство определяет место положения осужденного по сигналам ГЛОНАСС, а стационарное — обеспечивает информационный обмен по GSM-каналам. Весь процесс контроля выполнения осужденным установленных для него ограничений осуществляется в автоматическом режиме.

Электронный браслет напоминает обычные наручные часы, только более массивные. Носить рекомендуется на ноге, под одеждой, опыт показал, что, например, с женской руки его можно снять.

Браслет изготовлен из прочного материала, полностью герметичен и влагозащищен, предназначен для длительного ношения. Перед тем как надеть электронный браслет, измеряется лодыжка и подгоняется ремешок по ноге так, чтобы оставалось место для носка. Затем с применением специального инструмента сжимается застежка замка, в котором есть специальные контакты.

Каждое контрольное устройство имеет индивидуальный уникальный номер, который заносится в базу данных и закрепляется за подконтрольным лицом. Это дает возможность контролировать, чем в течение суток занимается осужденный.

Подконтрольному лицу, однако, ставится обязательное условие: устройство должно находиться от владельца браслета на расстоянии не более пяти метров (иначе связующий эти два прибора сигнал пропадет).

Контрольные устройства оповещают обо всех попытках снятия и повреждения электронного браслета, о длительном отсутствии движения, выходе за пределы охранной зоны и иных нарушениях со стороны осужденного. Данные о нахождении браслета (а значит, и о его владельце) поступают в режиме онлайн на пульт в отдел ФСИН, к которому приписан осужденный. Даже самые малые перемещения подконтрольного фиксируются компьютером и отображаются на мониторе.

Если же нарушитель режима не появляется в отделе исполнения наказаний, это приравнивается к побегу со всеми вытекающими последствиями.

Снимать браслет категорически запрещено. И уж тем более нельзя терять это устройство — придется возвращать государству его стоимость — 98 тысяч рублей.

Руководство службы исполнения наказания считает, что перепрограммировать или незаметно снять браслет — задача практически невыполнимая.

Электронные браслеты предназначены для осужденных, наказание которых не связано с лишением свободы в колониях или тюрьмах и за которыми требуется контроль передвижения, например, за лицами, находящимися под домашним арестом. Одним правонарушителям суд предписывает ограничение передвижения в рамках конкретного муниципального образования на весь срок наказания, другим — только на ночные часы, третьим — запрещает приближаться к определенным объектам, например, школам, детским садам. Для каждого осуждённого операторы устанавливают свой радиус движения, за который выходить нельзя.

Эти новшества вводятся в рамках внедрения в уголовно-исполнительной системе электронных и иных технических средств, а также являются частью большой программы по гуманизации системы наказания. Основная цель государства — сделать так, чтобы за решетку не попадали люди, исправление которых возможно и на свободе.

Использование СЭМПЛ позволяет не только повысить эффективность контроля за осужденными к ограничению свободы, но и снизить нагрузку на сотрудников инспекций.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Зарегистрировано в Минюсте России 20 декабря 2021 г. N 66436

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА

В соответствии с частью первой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 27, ст. 5139) и подпунктом 5.2.14 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2021, N 42, ст. 7120), приказываю:

Утвердить Порядок проведения государственной экспертизы условий труда согласно приложению.

Признать утратившими силу:

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 г. N 549н “Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 октября 2014 г., регистрационный N 34545);

пункт 3 Изменений, вносимых в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ “О внесении изменений в статью 11 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и Федеральный закон “О специальной оценке условий труда”, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный N 45539);

пункт 2 Изменений, вносимых в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 451-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О специальной оценке условий труда” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 августа 2020 г., регистрационный N 59378);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 июня 2021 г. N 405н “О внесении изменений в пункт 28 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 г. N 549н” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2021 г., регистрационный N 64973).

Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г.

Министр А.О. КОТЯКОВ

Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 775н

Работодатели обязаны проводить спецоценку условий труда каждые пять лет. Но если подали в Роструд декларацию о том, что ваши рабочие места по итогам спецоценки не имеют вредных и опасных факторов, то проводить СОУТ повторно не нужно

Штраф за отсутствие СОУТ 5.1 КоАП РФ. Для руководителей и ИП – это предупреждение или административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей. Для юридических лиц – штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей

(Издательство “Главная книга”, 2022)Периодичность проведения спецоценки – раз в 5 лет. Но если у вас рабочие места только 1 и 2 класса, достаточно провести ее один раз. В дальнейшем спецоценка потребуется, если появятся новые рабочие места либо будут несчастные случаи, нарушения охраны труда или профзаболевания (ст

В общем случае индивидуальный предприниматель признается работодателем только при наличии заключенных трудовых договоров (ст. 20 ТК РФ). Если работников нет , то предприниматель не является работодателем. А значит, и не должен проводить СОУТ

Адрес на актуальность и достоверность можно проверить в Федеральной информационной адресной системе Для унификации адресной информации и однозначного написания каждого конкретного адреса Правительством Российской Федерации в 2011 году создана Федеральная информационная адресная система (ФИАС)

Зачем нужен портал gosuslugi.ru? Портал электронного правительства предназначен для предоставления информации о государственных и муниципальных услугах и функциях, ведомствах, а также для оказания услуг в электронном виде

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *