фгис промышленность

История развития

2022: Путин подписал закон, исключающий из состава госуслуг деятельность ФСБ и ряда других ведомств

Президент России Владимир Путин подписал закон, исключающий из состава госуслуг деятельность ФСБ и ряда других ведомств. Соответствующий документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 4 ноября 2022 года.

Согласно принятым поправкам, из состава государственных услуг будет изъята деятельность ФСБ, ФСО, органов внешней разведки, Минобороны, ФСТЭК, деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, деятельность органов внутренних дел, за исключением реализации функций по оказанию государственных услуг, предоставляемых МВД и его территориальными органами в соответствии с установленным перечнем.

фгис промышленность

фгис промышленность

Владимир Путин

Это позволит скрыть данные о работе спецслужб, прежде по закону об организации предоставления государственных и муниципальных услуг для них устанавливается принцип открытости.

Как ранее поясняли авторы документа, «деятельность российских специальных служб …, осуществляемая даже на основании заявлений граждан, не является по своему содержанию предоставлением услуги и всегда направлена в первую очередь на обеспечение безопасности государства в целях выявления, предупреждения и пресечения противоправной (в том числе разведывательной) деятельности иностранных государств, организаций и отдельных лиц».Исходя из специфики функций и задач этих ведомств, заложенный в законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» основополагающий принцип деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и гарантии получения гражданами полной информации о действиях государственных органов, не применимы для российских специальных служб, считают авторы законопроекта.

Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин рассказывал «Ведомостям» о существенном уменьшении возможности гражданского контроля за деятельностью госорганов. В качестве примера он привёл ситуацию, когда гражданина без законных оснований задержали на несколько часов при прохождении пограничного контроля – если закон будет принят, возможность отстоять свои интересы у гражданина потеряется:

Читайте также:  фгис адвокаты

«

Поскольку соответствующий Административный регламент ФСБ РФ по предоставлению государственной услуги по обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, как следует из самого его названия, попросту утрачивает свой смысл.[1]

»

2021

Мишустин утвердил создание комиссию по электронным госуслугам

В декабре 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства, которым утвердил создание Правительственной подкомиссии по совершенствованию процессов предоставления государственных и муниципальных услуг. Эта структура войдет в состав Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Подробнее здесь.

Минцифры проверит безопасность своих ГИС за почти 150 млн рублей

Минцифры готово заплатить за независимую проверку защищенности государственных информационных систем (ГИС), включая мобильные приложения, 149 681 625,9 рубля. Информация об этом появилась в конце октября на портале госзакупок. Победитель тендера будет определен в начале декабря 2021 года. Проверка ГИС должна завершиться 30 марта 2022 года. Подробнее

Минцифры переводит Единую биометрическую систему в инфраструктуру электронного правительства

В начале ноября 2021 года стало известно о том, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ переводит Единую биометрическую систему в инфраструктуру электронного правительства. Платформа получит статус ГИС. Подробнее здесь.

Электронное правительство России на 100% перешло на отечественное ПО

Электронное правительство России на 100% перешло на отечественное программное обеспечение. Об этом 13 августа 2021 года заявил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев. По его словам, на решение о полном исключении зарубежного софта повлиял масштабный сбой на портале госуслуг, который произошел в мае 2020 года (тогда проблемы с сайтом наблюдались почти сутки).

«

Это, наверное, одна из самых болезненных историй, когда мы столкнулись с тем, что люди, которым положены льготы, хотят оформить их максимально оперативно. А мы, честно, говоря, не выдержали этой нагрузки… Это был хороший урок, потому что благодаря этому мы провели большую работу по модернизации, масштабированию, по переписыванию во многом той наследованной инфраструктуры электронного правительства, перешли на современные технологии, микросервисную архитектуру, полностью избавились от импортного ПО в составе электронного правительства, — отметил глава Минцифры, чьи слова приводит «РИА Новости».

»

фгис промышленность

фгис промышленность

Электронное правительство России на 100% перешло на отечественное программное обеспечение

По его словам, в связи с распространением электронных сервисов власти столкнулись с большим числом попыток провести мошеннические действия в отношении пользователей госуслуг. На этом фоне Минцифры поменяло алгоритм изменения учетных записей и усилило меры, связанные со вторым фактором подтверждения, добавил Шадаев.

Под электронным правительством понимается информатизация госуправления, когда государство взаимодействует с органами власти, гражданами и организациями в электронном формате. Импортозамещение программного обеспечения в госсекторе регулируется законодательными нормативными актами Российской Федерации, согласно которым к 2024 году доля отечественного софта в госструктурах должна превышать 90%, а в госкомпаниях — 70%.[2]

2020

Валентина Матвиенко по 2-3 часа в день разбирает бумажную почту. Она попросила Максута Шадаева сделать цифровой парламент

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе его заседания, состоявшегося 3 ноября, обратилась к главе Минцифры Максуту Шадаеву с просьбой создать цифровой парламент.

«

Давайте мы на примере Совета Федерации сделаем цифровой парламент. Покажем, как это должно быть по жизни. Можно вам такое общественное поручение дать, дополнительную общественную нагрузку к вашей профессиональной деятельности. Мы готовы уже и ментально. У меня такие папки с почтой, ежедневно я по два-три часа трачу на подписи, на отработку. Давайте перейдем на цифру, – сказала Валентина Матвиенко.

»

Вместе с тем, она обратила внимание на присутствие “человеческого фактора”, в связи с которым “не все возможно”.

«

Но давайте сделаем полностью современный электронный парламент и будем приглашать другие органы власти, знакомить, как должны работать электронные органы государственной власти. Договорились, Максут Игоревич? Все, по рукам.

»

В ответ глава Минцифры ничего не сказал.

Мишустин разрешил распоряжаться средствами маткапитала в электронном виде

2 апреля 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, позволяющее распоряжаться средствами материнского капитала в электронном виде. Подробнее здесь.

Путин призвал расширять механизмы онлайн-коммуникации власти и граждан на всю страну

30 января 2020 года президент России Владимир Путин призвал развивать механизмы онлайн-коммуникации между властями и население. Об этом глава государства заявил в подмосковном Красногорске во время заседания Совета по развитию местного самоуправления, посвященного роли местного самоуправления в реализации национальных проектов.

«

Механизмы прямой коммуникации власти и граждан уже выстроены во многих регионах. Они позволяют в режиме «онлайн» быстро реагировать на повседневные проблемы жителей, отвечать на их инициативы, на их обращения, реагировать соответствующим образом, а значит эффективнее и быстрее решать проблемы, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни, — отметил Путин.

»

фгис промышленность

фгис промышленность

Владимир Путин призвал развивать механизмы онлайн-коммуникации между властями и население

По его словам, хорошие примеры онлайн-взаимодействия властей и граждан уже существуют в ряде регионов, в том числе в Красногорске, Татарстане и Москве, «но этого маловато». Российский лидер призвал тиражировать такие положительные практики по всей стране и создать подобные цифровые платформы во всех субъектах РФ, в крупных городах и в центрах местного самоуправления.

«

Если где-то своих денежных средств не хватает, бюджетных средств, значит, нужно поддержать такие начинания из бюджетов других уровней, — подчеркнул Владимир Путин.

»

Он подчеркнул, что роль местного самоуправления в реализации нацпроектов многократно возрастет, если установить действенные контакты между муниципалитетами и гражданским обществом. Национальные проекты «воплощаются в жизнь усилиями, талантом, инициативами самих граждан, поэтому муниципальным властям нельзя засиживаться в кабинетах, нужно быть вместе с людьми», — добавил президент.

Ранее в январе 2020 года в своем послании к Федеральному собранию Владимир Путин отметил, что «сильную и благополучную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей». Работающие онлайн-платформы, скорость и качество реакции на обращения как раз и могут стать показателем уважения к людям.[3]

2018

Россия перейдет на госуправление по модели «Сервисное государство 2.0»

В октябре 2018 года на IV Всероссийском форуме центров государственных и муниципальных услуг замглавы Минкомсвязи Максим Паршин представил концепцию цифровизации государственного управления на 2018–2024 годы — «Сервисное государство 2.0».

Главный ее принцип состоит в отсутствии физических документов, кроме удостоверения личности гражданина. В Минкомсвязи рассчитывают, что новая модель «Сервисного государства» позволит комплексно решать жизненные ситуации граждан на основании автоматизированных бизнес-процессов («суперсервисы»), минимизировать участие чиновников в принятии решений по оказанию услуг, исключить бумажные документы в процессе оказания услуг и между ведомствами.

фгис промышленность

фгис промышленность

Максим Паршин рассказал, каким будет госуправление в цифровой экономике (фото – D-russia.ru)

Паршин подчеркнул, что у граждан появится возможность получать государственные услуги в проактивном режиме — государство само напомнит, когда и что нужно сделать, а все необходимые документы будут запрашиваться из электронных реестров органов власти по единому идентификатору. Замминистра также отметил, что МФЦ должен стать модератором в отношениях граждан и юридических лиц с органами власти.

«

Мы должны объединить разные направления оказания услуг, которые развивались все эти годы параллельно. Необходимо совместно разработать концепцию и реализовать построение Сервисного государства версии 2.0, — отметил Максим Паршин.

»

Для реализации этой идеи должны быть доработаны ведомственные системы, скорректирована нормативно-правовая база, введены новые сервисы на Едином портале госуслуг. В ближайшие три года ожидается запуск 25 цифровых «суперсервисов», среди которых – связанные с рождением ребенка, оформлением пособий и льгот, электронного больничного, полиса ОСАГО, полиса обязательного медицинского страхования, трудовой книжки и др.

Путин обнулил госпошлины за электронную регистрацию юрлиц и ИП

30 июля 2018 года президент России Владимир Путин подписал закон об обнулении пошлин на электронную регистрацию юридических лиц. Об этом говорится в документе, опубликованном на официальном портале правовой информации документа.

Начиная с 1 января 2019 года, не будут взиматься госпошлины за регистрацию, ликвидацию и реорганизацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае подачи необходимых документов в электронном виде.

фгис промышленность

фгис промышленность

Путин установил нулевую пошлину на электронную регистрацию юрлиц и ИП

К концу июля 2018 года пошлины следующие: за государственную регистрацию юрлиц нужно платить 4 тыс. рублей, индивидуального предпринимателя — 800 рублей, за реорганизацию и ликвидацию юрлица — 800 рублей, за прекращение деятельности индивидуального предпринимателя — 160 рублей.

По мнению властей, обновление пошлин за электронную регистрацию юрлиц будет способствовать увеличению количества организаций и граждан, обращающихся за совершением данных действий в электронной форме. Это сократит издержки юрлиц и индивидуальных предпринимателей на открытие малого и среднего бизнеса и будет способствовать вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность.

Отказаться от взимания пошлины можно, поскольку совершение регистрационных действий с использованием информационно-телекоммуникационных технологий сокращает расходы уполномоченных государственных органов на прием и обработку заявлений, говорится на сайте правительства.

В конце апреля 2018 года стало известно, что ФНС упростила регистрацию индивидуальных предпринимателей и юрлиц. С 29 апреля ФНС и МФЦ перешли на электронное взаимодействие при госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

По данным Федеральной нотариальной палаты, в 2017 году почти 140 тыс. предпринимателей (35%) зарегистрировали свой бизнес в Федеральной налоговой службе в электронном виде с помощью нотариуса.[4]

Анализ состояния э-правительства России в 2018 году

В статье TAdviser анализируется состояние ключевых систем электронного правительства РФ на июнь 2018 года: Анализ состояния электронного правительства России в 2018 году

2017

Операторов сотовой связи подключат к инфраструктуре электронного правительства

19 октября 2017 года в ходе заседания Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг под председательством заместителя министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексея Козырева был рассмотрен вопрос подключения операторов подвижной радиотелефонной связи к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которые являются частью инфраструктуры электронного правительства.

фгис промышленность

фгис промышленность

Подкомиссия по электронным услугам, 19 октября 2017, Москва

«

После подключения к ЕСИА и СМЭВ операторы смогут выполнить требования закона и оперативно очистить базы абонентов от анонимных пользователей. Кроме того, подключение к ЕСИА позволит операторам развивать дистанционное взаимодействие с абонентами, — подчеркнул заместитель директора Департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи России Михаил Быковский.

»

В соответствии с Федеральным законом №245 «О внесении изменений в Федеральный закон `О связи`» от 29 июля 2017 года, операторы связи обязаны проверять достоверность сведений об абоненте. В законе закреплен перечень способов проверки, одним из которых является использование Единого портала государственных и муниципальных услуг или информационных систем госорганов при наличии подключения к ним у операторов через СМЭВ.

Поправки в ФЗ «О связи» вступают в силу 1 июня 2018. До этого времени операторы связи смогут протестировать работу своих систем со СМЭВ и ЕСИА.

Идея монетизации инфраструктуры электронного правительства

Чтобы инфраструктура электронного правительства была полностью готова к обслуживанию цифровой экономики России, курс на которую Президент России Владимир Путин объявил в декабре 2016 г., обращаясь с посланием к Федеральному Собранию, и подтвердил в начале июня 2017 г. на Петербургском международном экономическом форуме, в нее требуются очень существенные инвестиции[5].

Об этом заявил Михаил Бондаренко, директор по электронному правительству в «Ростелекоме».

«Чтобы инфраструктура была готова, (представители Минкомсвязи меня будут ругать), нужно больше денег. Предлагаю совместным фронтом идти в Минфин, требовать денег», — сказал Бондаренко с улыбкой, дав при этом понять, что его предложение не стоит понимать буквально.

Одним из важнейших моментов финансирования скачкообразного «перехода от электронного правительства к цифровому» Михаил Бондаренко считает монетизацию его инфраструктуры. «Мы сейчас совместно с Минкомсвязи и другими ведомствами движемся в этом направлении, — заверяет он. — Хотя и нельзя сказать, что у нас там все безболезненно и безоблачно».

В частности, по словам топ-менеджера, в Минкомсвязи сейчас, прорабатывают материалы по монетизации доступа к данным, которые находятся в инфраструктуре электронного правительства. «Я считаю, что одним из важнейших стратегичеких моментов в принципе по развитию инфраструктуры станет предоставление данных и сервисов, которые есть в инфраструктуре сейчас, на платной основе коммерческим и не только организациям для того, чтобы улучшить бизнес наших компаний, которые работают на этом рынке — повысить качество оказываемых услуг».

Поясняя свои слова на примере, Бондаренко описал ситуацию, когда человек человек приходит в банк за кредитом, и его заставляют собирать множество документов: копию трудовой книжки, справку НДФЛ и т. д. «Все эти данные на самом деле есть в инфраструктуре электронного правительства, — указывает топ-менеджер. — И банк их может получить моментально, без анализа бумаг и с полной гарантией их качества и достоверности информации».

2016: «Ростелекому» урезали на 220 млн руб. финансирование на эксплуатацию электронного правительства

Основная статья: Хроника взаимоотношений Минкомсвязи и “Ростелекома” по проекту Электронное правительство

Работы по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства в 2017 г. обойдутся Минкомсвязи в p1,816 млрд, о чем официально сообщается на сайте госзакупок. Это примерно на p220 млн меньше, чем в 2016 г., когда стоимость аналогичных услуг составила p2,035 млрд[6].

Работы по проекту электронного правительства делятся на два блока – эксплуатация инфраструктуры и ее развитие. По факту, единственным и бессменным поставщиком обоих видов услуг с 2009 г. является «Ростелеком». Представители компании сообщили CNews, что контракт с Минкомсвязи на эксплуатацию инфраструктуры в 2017 г. еще не подписан, однако они «надеются, что это произойдет в ближайшем будущем». Комментировать условия сделки и «Ростелеком», и Минкомсвязи отказались. В частности, в министерстве оставили без ответа вопрос CNews, с чем связано уменьшение стоимости контракта на 2017 г. по сравнению с предыдущим годом.

При заключении аналогичного контракта в 2015 г. «Ростелеком» мог недополучить p165 млн в связи с тем, что Минкомсвязи решило сократить расходы на 10% и ограничиться выплатой в p2,035 млрд вместо p2,2 млрд. В результате процесс подписания договора затянулся, а сам контракт едва не был разделен на два, сроком на полгода каждый. При этом позднее сумма контракта все же была увеличена до p2,161 млрд.

Как сообщает Счетная палата, в общей сложности на создание электронного правительства уже потрачено свыше p30 млрд. Аудиторы палаты провели проверку расходования на проект средств из федерального бюджета в 2014-2015 гг. и пришли к выводу, что «Ростелеком» не сам оказывал услуги по созданию, эксплуатации и развитию инфраструктуры, а перепоручал это субподрядчикам. В отношении эксплуатации компания выполнила всего 25% работ, в отношении развития – 10% работ, отмечает палата.

«Ростелеком» выразил несогласие с выводами аудиторов. Компания утверждает, что в 2015 г. самостоятельно выполнила более 80% работ, а в 2016 г. эта доля увеличилась до 90%. В октябре 2016 г. «Ростелеком» назвал своим главным технологическим партнером в части развития инфраструктуры электронного государства компанию «РТ лабс».

2015: “Ростелеком” получил 2 035 млн рублей

Основная статья: Хроника взаимоотношений Минкомсвязи и “Ростелекома” по проекту Электронное правительство

«Ростелеком» подписал в апреле 2015 года контракт с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на эксплуатацию инфраструктуры «Электронного правительства» на 2015 год. Стоимость контракта – 2 035 млн рублей.

В контракт добавлены системы, разработанные в 2014 году, в том числе федеральная государственная информационная система досудебного обжалования, подсистема «Мониторинг сети передачи данных органов власти», а также целый ряд модернизированных информационных систем. Контрактом предусмотрено оказание услуг связи для Единой сети передачи данных, которая обеспечивает доступ федеральных органов исполнительной власти к региональным и муниципальным сведениям, а также передачу данных федеральных госорганов, участвующих в пилотном проекте по созданию единой телекоммуникационной инфраструктуры.

По контракту существенно повышены требования к качеству оказания услуг, поднята планка целевого качества. Все это позволит гражданам, юридическим лицам и органам власти различных уровней эффективно использовать инфраструктуру электронного правительства, в т.ч. систему межведомственного электронного взаимодействия для получения государственных услуг.

В соответствии с контрактом «Ростелеком» предоставляет услуги по размещению более 15 государственных информационных систем на ресурсах Национальной облачной платформы Компании.

Количество зарегистрированных пользователей на портале госуслуг за 2014 год выросло практически в два раза до 13 млн, заказано услуг на портале – около 17 млн, зафиксировано посещений портала – более 72,5 млн С 2010 года в центрах продаж и обслуживания клиентов «Ростелекома» выдано более 2 млн кодов активаций.

Количество участников системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) достигло 11 тысяч. В 2014 году в СМЭВ участниками совершено свыше 4,3 млрд транзакций. С 2012 года через СМЭВ российскими банками осуществлено свыше 1,5 млрд обращений к ГИС ГМП (государственные и муниципальные платежи) Федерального Казначества.

Свердловская область – один из лидирующих регионов в России по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид и выводу их на портал госуслуг. Жителям Среднего Урала доступны свыше 3700 федеральных, региональных и муниципальных услуг в электронном виде, а число пользователей портала госуслуг в регионе в 2014 году превысило 380 тысяч.

Развитие ЕПГУ предусмотрено концепцией развития электронных госуслуг, которая утверждена распоряжением № 2516-р Правительства Российской Федерации 25 декабря 2013 года.

Перечисленные меры являются шагами по исполнению указа президента №601 от 7 мая 2012 года, согласно которому к 2018 году необходимо повысить долю граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме до 70%. При этом уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен достичь уровня 90%.

2014

Аудит ИТ-инфраструктуры электронного правительства

Летом 2014 г. «Ростелеком» планирует провести аудит инфраструктуры электронного правительства и национальной облачной платформы, а также отдельно провести аудит информационной безопасности их технологических платформ.

Из опубликованных компанией документов по данным проектам следует, что аудит ИТ-инфраструктуры, в частности, будет проводиться с целью инвентаризации и описания процессов управления ИТ-инфраструктурой, а также выявления узких мест в функционировании инфраструктуры национальной облачной платформы и выработки рекомендаций по их устранению. Кроме того, по итогам аудита планируется провести проверку соответствия инфраструктуры национальной облачной платформы «потребностям современного рынка облачных услуг и лучшим мировым практикам».

Аудит информационной безопасности электронного правительства и облачной платформы, в свою очередь, проводится для того, чтобы оценить реализованные защитные меры в используемых в них операционных системах, СУБД и прикладном ПО, а также сетевой инфраструктуре. Работы в ходе аудита, в числе прочего, предполагают тестирование инфраструктуры на внутреннее и внешнее проникновение. По итогам аудита будет проведен анализ выявленных недостатков и выработаны рекомендации по их устранению.

фгис промышленность

Стоит отметить, что аудит инфраструктуры электронного правительства будет проводиться не в первый раз. Так, в 2013 году он уже имел место по поручению Минкомсвязи. Тогда аудит выявил в инфраструктуре ряд технических и организационных недостатков, ограничивающих развитие электронного правительства.

По данным ведомства, «создание инфраструктуры осуществлялось последовательно, по мере возникновения новых задач, без проектирования технической архитектуры, стандартизации внешних интерфейсов, должного документирования информационных систем и порядка их эксплуатации».

В «Ростелекоме» заявили TAdviser, что планируемый в 2014 году аудит преследует иные задачи, нежели прошлогодний: он проводится по инициативе самой компании и его задача – получение из независимого источника оценки состояния инфраструктуры электронного правительства и национальной облачной платформы для дальнейшего развития, а также анализа процессов управления ИТ-ресурсами.

«В случае инфраструктурных изменений подобных сложных систем аудит всегда желателен для эффективного использования и развития. Частота проведения аудита – вопрос дискуссионный. Его можно проводить как ежегодно, так и один раз в 2-3 года», – говорят в «Ростелекоме».

В компании добавили, что изменения в инфраструктуре обоих проектов происходят постоянно. Облачная платформа модернизируется, ресурсы наращиваются вместе с ростом потребности, постоянно ведутся работы в целях увеличения надежности платформы. В инфраструктуре электронного правительства активно разворачиваются региональные сервисы. Все эти изменения достаточно серьезные и требуют внимательного анализа, отмечают в «Ростелекоме».

В развитие электронного правительства вложено еще 180 млн рублей

Минкомсвязи заключило с «Ростелекомом» новые контракты на развитие систем электронного правительства, по которым оператор должен разработать мобильное приложение для Windows Phone, усовершенствовать платежный шлюз и СМЭВ, а также решить ряд других задач[7].

Портал госуслуг постоянно дополняется различными сервисами и услугами, в результате необходима его доработка, говорят в Минкомсвязи. С этой целью министерство заключило новые контракты с «Ростелекомом» – единственным исполнителем работ по развитию и эксплуатации инфраструктуры электронного правительства.

Общая сумма трех госконтрактов на развитие Единого портала госуслуг (ЕПГУ) составила 80 млн р.

Кроме того, контракт на i70 млн Минкомсвязь и «Ростелеком» заключили на развитие системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), и на i32 млн – на работы по формированию единого пространства доверия электронной подписи.
Таким образом, общая сумма пяти новых контрактов, связанных с развитием систем электронного правительства, составила 182 млн р.

«Новые контракты с «Ростелекомом» предусматривают совершенствование функциональности единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), развитие платежного шлюза, оптимизацию и увеличение производительности сервисов по проверке и созданию электронной подписи», – сообщили CNews в Минкомсвязи.

Описывая один из примеров развития, в министерстве говорят, что сейчас на портале госуслуг можно оплатить штрафы ГИБДД, а в апреле завершился пилотный проект по оплате госпошлины за загранпаспорт. Доработка даст возможность оплаты пошлин за оказание госуслуг и иных платежей на ведомственных и региональных порталах.

В части развития самого портала, помимо прочего, планируется улучшить существующие Android– и iOS-приложения портала, а также создать новое приложение для Windows Phone.

Развитие СМЭВ будет заключаться в доработке новой версии системы (3.0), которая позволит оптимизировать обмен запросами между ведомствами и избежать ситуаций, подобных той, в которой оказался Росреестр (был вынужден ограничить количество принимаемых запросов в секунду, т.к. оборудование не справлялось).

Э-правительство будет развиваться в сторону отечественного ПО, самоокупаемости, независимости от Ростелекома

В документе под названием «Организация процессов управления инфраструктурой электронного правительства», подготовленном к заседанию правительственной подкомиссии по вопросам использования ИТ при предоставлении госуслуг (15 августа 2014 г.), Минкомсвязи обозначило восемь основных векторов развития этого проекта[8].

Финансирование развития и эксплуатации ИЭП осуществляется в рамках госпрограммы «Информационное общество (2011 – 2020 гг.)», в основу которой лег системный проект формирования ИЭП, утвержденный в 2010 г. В системном проекте не были затронуты принципы организации управления инфраструктурой электронного правительства, отмечают в Минкомсвязи.

Целью нынешнего документа, подготовленного к заседанию подкомиссии, является развитие системного проекта в части организации процессов управления инфраструктурой электронного правительства.

Инфраструктура электронного правительства (ИЭП), по мнению министерства, должна обеспечивать бесперебойное функционирование электронных сервисов, унифицированные механизмы для перевода отдельных административных процедур (таких как подача заявления, информирование, запись на прием в ведомство, оплата, получение результата оказания услуги, обжалования решений и действий, совершенных при предоставлении услуг) в электронный вид, мониторинг функционирования компонентов инфраструктуры и инструменты анализа инцидентов.

Кроме того, планируется оптимизировать затраты на ее развитие и эксплуатацию, обеспечить возможность переноса от одной эксплуатирующей организации к другой (сейчас единственным исполнителем по эксплуатации и развитию электронного правительства является «Ростелеком»).

Технологическая нейтральность при выборе программной инфраструктуры

«Для оптимизации затрат на приобретение и поддержку программной инфраструктуры и системного программного обеспечения, а также минимизации технологических рисков и зависимости от производителя, рекомендуется обеспечить использование для эксплуатации технологических сервисов технологически нейтральных (легко заменяемых) решений, свободного системного программного обеспечения и отечественного программного обеспечения», – говорится в документе.

Такие же принципы целесообразно применять к разработке новых и доработке действующих технологических сервисов и информационных систем, считают в Минкомсвязи.

Для планирования перевода текущих технологических сервисов, разработанных с использованием коммерческого программного обеспечения, на свободное ПО планируется провести анализ целесообразности перехода и выработать критерии принятия решения о переводе.

Критерии, по мнению министерства, должны отражать совокупную стоимость владения информационной системой, безопасность, стабильность в долгосрочной перспективе, стоимость перехода.

По существующим и вновь создаваемым информационным системам в документе Минкомсвязи рекомендуется определить график перевода существующих информационных систем с технологически не нейтрального программного обеспечения на свободное и отечественное ПО.

К проприетарному не свободному и технологически не нейтральному программному обеспечению, используемому в ИЭП, в Минкомсвязи, как ранее писал CNews, относят решения Oracle, IBM, VMware, Microsoft и Symantec.

Прогнозирование расходов

В настоящее время, по мнению министерства, невозможно точно спрогнозировать изменение расходов на эксплуатацию ИЭП при принятии законодательных инициатив, предполагающих повышение нагрузки на инфраструктуру. Структура цены государственного контракта на эксплуатацию ИЭП непрозрачна.

Целесообразно создать ресурсно-сервисную модель функционирования ИЭП, сформировать структуру стоимости развития и эксплуатации компонентов инфраструктуры, говорится в документе.

Данный подход, как считают в министерстве, обеспечит стабильность процессов бюджетирования и контроля затрат независимо от изменения стратегии развития информационного общества в России, позволит прогнозировать изменение затрат на развитие и эксплуатацию при постоянно изменяющихся нагрузках и требованиях к инфраструктуре.

Также в Минкомсвязи планируют повысить уровень сервиса за счет оптимизации расходов на эксплуатацию и научиться прогнозировать изменение затрат на развитие и эксплуатацию ИЭП при изменении требований законодательства.

Контроль реализации функций эксплуатации инфраструктуры электронного правительства
В настоящее время ресурсов Минкомсвязи как оператора эксплуатации инфраструктуры электронного правительства недостаточно для обеспечения полноценного контроля исполнения функций эксплуатации. Автоматизированные системы мониторинга и регулярная отчетность не дают полной картины о качестве работ по эксплуатации.

Для решения этой проблемы планируется обеспечить регулярный контроль эффективности развития и эксплуатации ИЭП. При этом исполнитель работ по эксплуатации (в настоящее время – «Ростелеком») не должен влиять на процесс оценки качества выполняемых им работ, считают в министерстве – «рекомендуется задействовать организацию, независимую от оператора ИЭП и исполнителя работ по эксплуатации ИЭП».

Полученные оценки должны публиковаться в открытом доступе и должны приниматься в расчет при определении условий госконтрактов на развитие и эксплуатацию ИЭП, считают в Минкомсвязи.

Сквозной мониторинг качества

В настоящее время источники обратной связи по качеству функционирования компонентов инфраструктуры электронного правительства разрознены, информация из них не анализируется в комплексе. Данные, получаемые системами мониторинга в рамках использования инфраструктуры для оказания госуслуг, не используются для оценки качества их предоставления, отмечается в документе.

По мнению министерства, целесообразно обеспечить сбор, анализ и обработку обратной связи для формирования требований по совершенствованию инструментов оказания услуг и их производительности.

«Следует определить порядок сбора информации из социальных сетей, информационных систем, обеспечивающих техническую поддержку функционирования компонент инфраструктуры электронного правительства, официальных форумов и иных источников, определить алгоритм комплексной обработки информации и механизм принятия решений на основе анализа обратной связи», – считают в Минкомсвязи.

Внебюджетные источники финансирования

В настоящее время наблюдается снижение бюджетного финансирования на эксплуатацию компонентов инфраструктуры электронного правительства при постоянно увеличивающейся на них нагрузке, отмечается в документе. В то же время, среди коммерческих организаций, по данным министерства, существует спрос на использование сервисов инфраструктуры электронного правительства. Но использование инфраструктуры в целях, не связанных с предоставлением госуслуг, запрещено.

Для сокращения бюджетных издержек на эксплуатацию инфраструктуры целесообразно разработать механизмы, при которых данные издержки покрывались бы за счет исполнителя работ по эксплуатации ИЭП. А тот, в свою очередь, сможет предоставлять технологические сервисы ИЭП коммерческим компаниям (в случаях, не противоречащих законодательству).

В развитие этой идеи Минкомсвязи планирует оценить риски и заняться снятием правовых ограничений по использованию инфраструктуры в целях, не связанных с предоставлением госуслуг.

Это позволит сократить бюджетные траты на эксплуатацию ИЭП, а также будет способствовать развитию электронных коммерческих услуг, уверены в министерстве.

Управление приложениями и интеграцией

Для всех компонентов инфраструктуры электронного правительства должна быть разработана единая логическая модель данных и план перехода на ее использование, говорится в документе. Интеграция компонентов должна осуществляться в соответствии с предусмотренной логической моделью, на базе типовых технологических сервисов. Необходимо закрепить регламент работы с логической моделью данных.

При разработке должны проектироваться инструменты логирования и самодиагностики. Проектирование в документе рекомендуется осуществлять с учетом требований к защите данных и резервного копирования по международным стандартам RPO.

Кроме того, рекомендуется обеспечить переносимость программного кода, его повторную сборку, хранение исходных кодов и контрольных сумм на переносимых носителях, а также восстановимость программных средств с резервных копий.

Следует применять стандартизованные принципы управления жизненным циклом технологических сервисов, включая разработку, тестирование, внедрение, эксплуатацию и мониторинг сервисов, а также правила вывода сервисов из обслуживания, говорится в документе.

Управление инцидентами и обращениями

Характеристики процесса управления обращениями включены в систему соглашений об уровне качества услуг между Минкомсвязи и «Ростелекомом». Процесс эскалации решения инцидентов в органы власти, оказывающие госуслуги, не продуктивен и не прозрачен, считают в министерстве. Порядок решения органами власти инцидентов, препятствующих получению госуслуг в электронном виде, не закреплен в нормативных правовых актах.

Ответственность органов власти за действия (бездействия) в рамках решения инцидентов не предусмотрена. Автоматизация процесса учета и обработки обращений и инцидентов не регламентирована. Отсутствует описание процесса связывания проблем и инцидентов. Не регламентирован механизм измерения удовлетворенности пользователей по факту решения инцидента, говорится в документе.

По мнению Минкомсвязи, целесообразно интегрировать систему обработки инцидентов оператора инфраструктуры с аналогичными системами органов власти, предоставляющих госуслуги. По итогам первичной диагностики инцидента, оператор техподдержки должен иметь возможность перевести инцидент в работу соответствующему органу власти. Всю статистику по инцидентам следует агрегировать в единой системе.

На межведомственном уровне в документе рекомендуется закрепить соглашения о взаимодействии по разрешению инцидентов, определяющие порядок приоритезации инцидентов и сроки их решения. Для закрепления соответствующих соглашений рекомендуется использовать международные стандарты ITIL.
В процессе обработки инцидентов планируется собирать статистику в разрезе различных статусов и поставщиков услуг.

Управление изменениями

Процесс управления изменениями, по мнению Минкомсвязи, не регламентирован. Изменения, вносимые органами власти в информационные системы, используемые для предоставления госуслуг в электронном виде, не согласуются с другими участниками процесса информационного взаимодействия. Это приводит к массовым ошибкам в межведомственном взаимодействии и понижает доверие граждан к механизмам получения электронных услуг.

Минкомсвязи предлагает нормативно закрепить межведомственный порядок согласования и внесения изменений в информационные системы, обеспечить автоматизированные средства ведения и согласования планируемых изменений.

Россия догоняет Эстонию

С каждым годом уменьшается разница в развитии электронных госуслуг между лидером постсоветского пространства Эстонией и Российской Федерацией. По состоянию на 2014 год в рейтинге развития электронных правительств ООН Эстония занимает 15 место, Россия 27.

Более 35% населения РФ пользуется электронными госуслугами, сообщил директор департамента развития “Электронного правительства” Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Владимир Авербах. На встрече с журналистами Владимир Авербах назвал регионы-лидеры по востребованности электронных госуслуг: Ямало-Ненецкий АО, Приморский край, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский АО и Республика Мордовия. Меньше всего пользуются электронными госуслугами в Дагестане – 1,8% жителей.

Структура запросов населения об электронных услугах существенно различается в разных странах. Например, в Приморье, где такими услугами пользуются более 66% жителей, 91% запросов, поданных в электронном виде, приходится на выдачу заграничных паспортов, а в недалекой Южной Корее лидируют калькулятор продолжительности жизни, экономический словарь и справочник про 100 гор страны.

На постсоветском пространстве безусловным лидером по развитию электронных госуслуг стала Эстония, где почти 20 лет на развитие электронных государственных сервисов выделяет 1% бюджета страны независимо от того, какое правительство находится у власти. По оценке вице-президента “Ростелекома” по инновационному развитию Алексея Нащекина, на 2012 год расходы Эстонии на электронное правительство составили $1153,8 на душу населения, впереди только Сингапур ($3125), цифра для России – $1,2. Сегодня в Эстонии более 90% населения старше15 лет для идентификации личности использует ID-карту, она полностью заменяет паспорт, с ее помощью можно совершать электронные платежи, получать все госуслуги и даже голосовать на выборах. В 2001 году на выборах в парламент страны 24,3% от всех проголосовавших избирателей использовали голосование через Интернет. В конце прошлого года в стране появилось даже «электронное гражданство», открывающее иностранным подданным доступ к услугам электронного правительства, «электронные граждане» могут регистрировать компании в стране и открывать счета в эстонских банках.

В последнем 2014 года рейтинге развития электронных правительств стран мира, составляемый под эгидой ООН, Эстония сейчас занимает 15 место с индексом развития 0,8180. У лидера рейтинга – Южной Кореи – индекс равен 0,9462. Россия в рейтинге занимает 27 позицию с цифрой 0,7296. Это надо считать очень хорошим результатом с учетом того, что в 2010 году нашему электронному правительству дали 59 место.

Столь значительный рост российского индекса связан с быстрым развитием в стране всех трех компонентов, на базе которых рассчитывает индекс: электронные сервисы, телекоммуникационная инфраструктура, человеческий капитал, в частности, умение и желание граждан пользоваться услугами электронного правительства.

Количество сервисов, которые у нас может получить гражданин через Интернет, растет буквально с каждым днем, как на уровне федеральных структур, так и на региональном уровне. Для развития экономики наиболее важными представляется комплекс услуг ФНС по взаимодействию предпринимателей с налоговыми органами. Запущенный в эксплуатацию в мае в подмосковной Дубне федеральный Центр обработки данных (ЦОД) ФНС позволяет создать “единый налоговый файл” налогоплательщика, где будут сведены все данные о нем. В такой файле возможно автоматически учитывать информацию о социальном и экономическом положении налогоплательщика, его регистрируемом имуществе, уплаченных и неуплаченных налогах и т.д. Впереди переход к полностью «бесконтактному» взаимодействую налогоплательщика и налоговой службы. В Эстонии, например, регистрация компании занимает 18 минут, а уплата налогов – 3 минуты. Более 95% налоговых деклараций в стране подается электронным путем.

Приближается к эстонскому уровню и информационное взаимодействие граждан и российского государства в сфере пенсионной информации. Уже сейчас на сайте ПФР можно направить обращение в Фонд, заказать необходимые документы, получить информацию о состоянии пенсионного счета, на пенсионном калькуляторе вычислить свою будущую пенсию и записаться на прием к специалисту. В начале июля в рамках АИС ПФР была запущена новая услуга – прием заявлений о назначении пенсии и способе ее доставки. Такой способ обращения за назначением пенсии делает необязательным личный визит гражданина в клиентскую службу Пенсионного фонда.

Одним из направлений развития электронного правительства станет реализация новой концепции Минкомсвязи «открытая платформа госуслуг». Концепция предусматривает предоставление электронных госуслуг на сайтах государственных органов и часто посещаемых сайтах частных компаний с помощью так называемых виджетов, всплывающих окнах со стандартным интерфейсом. Будет разработана библиотека виджетов, включающая, например, запись детей в детсады, запись на прием к врачу, проверка налоговых задолженностей и многих других популярных видов услуг.

Услуги электронного правительства активно внедряются во всех странах на территории бывшего СССР. В Казахстане, например, сейчас на выдаваемое каждому человеку удостоверение личности сразу записывается электронная цифровая подпись, которая позволяет идентифицировать человека с помощью картридера. Системность – большой плюс казахстанского подхода, в Национальную палату сейчас внесен законопроект, который будет регламентировать само понятие открытых данных, зафиксирует их перечень и форму представления, речь идет о сотнях баз данных. В республике поставили амбициозную задачу войти в ТОП-20 рейтинга электронных правительств ООН. В следующем году выйдет очередной рейтинг электронных правительств ООН. Конкуренция в этой сфере очень серьезная, так, США в 2005 году были на первом месте рейтинга, а сейчас занимают только седьмое.

2012-2013: Как Минкомсвязь снижала стоимость эксплуатации электронного правительства

В 2012 г. эксплуатация региональной инфраструктуры электронного правительства оплачивалась из бюджетов субъектов Федерации. Каждый из них заключал собственный контракт с «Ростелекомом». По оценке главы Минкомсвязи Николая Никифорова, цена одного такого контракта составляла примерно 15 млн руб., а всего 83 региона заплатили оператору около 1 млрд руб. За эксплуатацию федерального сегмента платила Минкомсвязь — 925 млн руб. по контракту от марта 2012 г. Таким образом, общая выручка «Ростелекома» от эксплуатации электронного правительства в 2012 г. могла достигать 2 млрд руб. (167 млн руб. в пересчете на месяц).

В 2013 г. расходы на эксплуатацию удалось заметно снизить, хотя и не сразу. Занявший пост министра связи в мае 2012 г. Николай Никифоров решил пересмотреть отношения с «Ростелекомом». Регионам было сказано, что с 2013 г. платить за эксплуатацию инфраструктуры им не придется, т.к. это будет делать федеральное министерство. Контракт сроком на 4 месяца (январь-апрель) был заключен в феврале 2013 г. Его сумма составила 957 млн руб., или 240 млн руб. в месяц.
Представители новой команды Минкомсвязи признавались, что инфраструктура электронного правительства, которая практически целиком размещалась в двух ЦОДах «Ростелекома», представляет для них «черный ящик» (вероятно, этим можно объяснить первоначальное удорожание услуг поддержки). Вскрыть этот ящик оказалось не просто. Для этого министерство добилось смены руководства оператора, которая произошла в марте 2013 г., и получило добро со стороны правительства на проведение в «Ростелекоме» аудита.

Результаты аудита были обнародованы только в октябре, но, когда он еще был в самом разгаре, Николай Никифоров получил одобрение от президента Владимира Путина на привлечение МВД к проверке деятельности оператора. Это стало переломным моментом в переговорах между чиновниками и «Ростелекомом», считают наблюдатели. Самой проверки не было. Источник в министерстве говорит, что по результатам аудита был сделан вывод, что для привлечения правоохранительных органов нет повода. Зато сумма контракта на 2013 г. была сокращена.

По факту соглашений было два. Первое продлевало срок действия февральского контракта до сентября с сокращением его суммы до 638 млн руб. Второе касалось эксплуатации систем в сентябре-декабре. Его сумма – 319 млн руб. Таким образом, министерство согласилось выплатить «Ростелекому» 957 млн руб., но не за 4 месяца, как предполагалось изначально, а за все 12. В результате можно говорить о том, что Минкомсвязи удалось снизить цену эксплуатации более чем в 2 раза по отношению к 2012 г. и ровно в 3 раза по отношению к сумме, за которую планировала работать прежняя команда «Ростелекома» в 2013 г.

В «Ростелекоме» называют расчеты, касающиеся 2012 г., не соответствующими действительности. «Фактическую стоимость работ по эксплуатации электронного правительства в 2012 г. можно получить исключительно суммированием реально заключенных договоров с Минкомсвязью и регионами, а не исходя из гипотетических 15 млн», — заявили журналу CNews в пресс-службе оператора. Точную сумму, впрочем, в «Ростелекоме» не приводят.

Что касается 2013 г., то, по словам представителя компании, реальные затраты на эксплуатацию электронного правительства превышают объем средств, предусмотренных контрактом на этот год.

2011

Критика электронного правительства

Эксперты обсуждают проблемы электронного правительства (2011 год)

</embed>

Опрос 100 топ-менеджеров: нынешний госаппарат не готов к э-госуслугам

Электронные госуслуги находятся в России в зачаточном состоянии, и главная причина, по которой «информационное общество» тормозит – это само государство. Так считают участники опроса, проведенного «КОРУС Консалтинг» в январе 2011 года. В опросе приняли участие 100 топ-менеджеров и руководящих сотрудников российских компаний.

В ходе исследования авторы исследования постарались выяснить, насколько государственные услуги в электронном виде могут быть востребованы обществом и почему их реализация идет настолько медленно.

82% опрошенных считают, что электронные госуслуги находятся в зачаточном состоянии, а оптимистов, которые оценили бы, что госсервисы работают на должном уровне, не нашлось вообще.

«Безобразно», «отвратительно», «невозможно развивать автоматизацию госуслуг с нынешним госаппаратом» – так характеризуют опрошенные руководители и специалисты российских предприятий уровень развития электронных госуслуг. Они полагают, что само государство – основной тормоз для развития электронного общества: 38% назвали противодействие бюрократии и отсутствие межведомственного взаимодействия основной причиной слабого развития «информационного общества» в России. Еще 12% видят причиной пассивную роль государства. Сюда же можно отнести и те 28%, которые назвали некачественную реализацию сервисов – это тоже вина государства.

Среди других причин называют отсутствие у чиновников мотивации на оказание качественных услуг гражданам и бизнесу, некомпетентность лиц, принимающих решения в сфере информатизации, заинтересованность чиновников в получении взяток, плохая реализация средств доставки (“Почта России“). Также, по мнению опрошенных, информатизация пробуксовывает из-за борьбы различных заинтересованных сторон (в том числе крупных транснациональных IT-компаний) за доступ к праву предоставления электронных услуг и получение соответствующих преференций.

Интересное мнение высказал один из специалистов:

«На провалы в информатизации влияет низкая плотность населения страны и, как следствие, высокая стоимость информатизации страны в целом».

При этом большинство опрошенных (59%) верят, что внедрение электронных госуслуг может уменьшить коррупцию в стране. Эти данные коррелируют с данными ВЦИОМ от февраля 2010 года – по мнению 54% россиян, перевод госуслуг в интернет будет способствовать их доступности, упростит процедуру обращения в органы власти, сократит сроки рассмотрения бумаг. Интересно, что чуть меньше половины (41%) считает, что чиновники найдут обходные пути для личного обогащения в любом случае. То есть примерно в половине общества уже глубоко укоренено тотальное недоверие к представителям государства: «будут воровать всегда».

Далее мы выяснили личные предпочтения участников исследования – насколько они сами готовы получать электронные госуслуги.

Большинство – 58% однозначно готовы, а еще 25% – попробовали бы. 60% опрошенных собирается воспользоваться порталом gosuslugi.ru (несмотря на крайне незначительный объем оказываемых на нем услуг).

Кстати, согласно тому же опросу ВЦИОМ, лишь 8% распондентов в феврале 2010 г. имели опыт обращения в органы власти за необходимой информацией или документами по интернету. Даже среди людей с высшим образованием таких набралось лишь 13%.

В первую очередь опрошенных волнует возможность получения паспортов и оформления виз через интернет. Затем – услуги по оформлению транспортных средств, получение справок, информация из архивов, сдача налоговой отчетности. Наименее интересно оформление пенсий и получение пособий.

68% участников опроса «КОРУС Консалтинг» однозначно готовы к введению электронных паспортов. Только 3% опрошенных не стали бы доверять электронным ID в силу каких-либо религиозных соображений. Следует отметить, что в опросе принимала участие достаточно «продвинутая» часть российского общества, поэтому экстраполировать ответы на этот вопрос на всех россиян было бы неверно.

При этом участники опроса выражают опасение, что в случае ввода таких документов могут быть значительные нарушения закона о персональных данных – доступ к электронным базам довольно широкого круга лиц позволит при отсутствии контроля изменять любую информацию.

Резюмируя, можно сделать вывод, что образованные, живущие в городской среде россияне в целом готовы к введению «электронного правительства». Они с удовольствием примут участие в экспериментах, им интересно все новое и они считают, что интернет как средство коммуникации с государством гораздо удобнее, чем очередь в приемной чиновника. Но масштаб проблем, связанных с госинформатизацией, настолько обширен, что большинство опрошенных относятся пессимистично к ближайшим перспективам госуслуг в электронном виде.

2009

Путин утвердил план перехода на госуслуги в электронном виде

В конце октября 2009 г. план перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление госуслуг в электронном виде утвердил премьер-министр Владимир Путин.

Медведев: Электронное правительство в России отсутствует

12 февраля 2009 на открытой части совета по развитию информационного общества характеристику электронному правительству дал Президент Дмитрий Медведев. Будучи человеком, который «каждый рабочий день начинает с интернета», он объяснил совету, что, по его мнению, «электронного правительства» в России нет.

Кто может обращаться за услугой

Право обращаться за присвоением адреса есть — и юридических, и физических лиц. Нужно просто заранее узнать, как на участке получить адрес дома. Подать заявление могут собственники объектов адресации или лица с правом хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования. Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения тоже вправе получить адрес на дом в СНТ. За адресом может обратиться не сам собственник недвижимости, а другой человек, если на него нотариусом оформлена соответствующая доверенность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *