Формирование территориально-экономических зон

Преимущества использования особых экономических зон

Инвесторам предоставляется система льгот и преференций, а именно:

  • особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, принцип «одного окна»);
  • готовая инфраструктура для развития бизнеса;
  • большое количество рабочей силы;
  • возможность оборудования рабочих мест по упрощенным стандартам;
  • отсутствие пошлин на сырьё и запасные части импортного производства, если таковые используются для производства конечного продукта, а не для перепродажи;
  • доступные рынки сбыта;
  • возможность выкупа земельных участков по льготной стоимости;
  • льготная аренда зданий, офисов и участков земли;
  • предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
  • предоставление особого налогового режима (комплекс налоговых льгот в виде пониженных налоговых ставок либо полное отсутствие налоговых платежей);
  • предоставление особого таможенного режима (процедура свободной таможенной зоны);
  • возможность применения ускоренной амортизации (большая часть стоимости амортизируемого актива списывается на затраты уже в первые годы его эксплуатации);
  • более мягкие требования к защите окружающей среды;
  • предоставление правовых гарантий в части защиты прав инвесторов (неизменность законодательства).

Таким образом, те, кто осуществляет деятельность на территории особых экономических зон, получают следующие преимущества в виде:

  • Льгот по налогообложению;
  • Экономии на пошлинах и других видах платежей;
  • Возможности привлекать персонал высокой квалификации;
  • Возможности увеличивать доходы при минимизации своих затрат.

Условия для полноценного функционирования особых экономических зон

Условия для полноценного функционирования особых экономических зон заключаются в следующем:

  • Выгодное географическое положение;
  • Наличие свободных площадей для развития;
  • Высокая обеспеченность инфраструктурами;
  • Возможность привлекать квалифицированные кадры;
  • Возможность развивать внешнеэкономические связи;
  • Наличие исторически сложившихся на данной территории видов деятельности.

Классификация действующих особых экономических зон

Классифицировать особые экономические зоны можно следующим образом:

  • Территориальная особая экономическая зона. Создается для взаимодействия с другими регионами — ограниченного либо полного;
  • Функциональная особая экономическая зона. Создается для выполнения определенных задач (для развития производства и так далее);
  • Таможенная особая экономическая зона. В данном случае предоставляются существенные льготы по импорту и экспорту товаров;
  • Налоговая особая экономическая зона. В этом случае предусмотрена частичная или полная отмена налогов и сборов;
  • Финансово-инвестиционная особая экономическая зона. В этом случае предусмотрено применение пониженных ставок по налогам и сборам, пониженных процентов по полученным кредитам, а также льготного страхования;
  • Административная особая экономическая зона – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, с упрощенными правилами выезда и въезда иностранных граждан.

В зависимости от своих функций, степени интеграции в экономику и предоставляемых льгот, особые экономические зоны делятся на:

  • Логистические особые экономические зоны – территории, находящиеся в непосредственной близости от основных транспортных путей. Созданы для предоставления логистических услуг.
  • Промышленные особые экономические зоны – территории, на которых налажено производство конкретной промышленной продукции, а инвесторам предоставляются различные льготы.
  • Технологические особые экономические зоны – территории, где размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации (технопарки, технополисы).
  • Туристические особые экономические зоны – территории, где идёт развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, и оказываются услуги в сфере туризма.

В Башкирии назвали варианты расширения особой экономической зоны «Алга»

Формирование территориально-экономических зон

Башкирия готовит заявку в Минэконоразвития России на расширение особой экономической зоны «Алга». Об этом сообщил первый вице-премьер правительства региона Илшат Тажитдинов на совещании в понедельник, 16 августа.

В настоящее время потенциальные инвесторы «Алги» зарезервировали около 142 из почти 340 гектаров арендопригодной площади, или 42% общей территории. В аренде уже находятся порядка 82 га, под инфрастуктурные объекты предназначены 132 га. Площадь свободной для будущих резидентов территории составляет 112 га, или 33%.

«Учитывая, что со временем мы обеспечим высокую заполняемость ОЭЗ резидентами, прорабатываем вопрос по возможным вариантам расширения ее территории. Создана рабочая группа по формированию заявки на увеличение площади особой экономической зоны «Алга», проведено первое заседание с главами администраций заинтересованных муниципальных образований», — сообщил первый вице-премьер регионального правительства.

Новые площадки с особым экономическим статусом могут появиться в Стерлитамакском и Ишимбайском районах на общей площади 1533 га, Салавате (55 га), а также под Уфой, на территории Кирилловского и Русско-Юрмашевского сельсоветов (698 га). В настоящее время правительство ведет поиск инвесторов, которые могли бы стать якорными резидентами на новых площадках.

Доктор экономических наук, ректор Института развития образования Башкирии Азат Янгиров в разговоре с РБК Уфа отметил, что ОЭЗ «Алга» динамично развивается и становится «серьезным экономическим узлом, точкой роста республики». По его мнению, расширять особую экономическую зону оптимально на территории Ишимбайского и Стерлитамакского районов.

«Мне больше импонирует площадка, которая развивает существующую зону в масштабах Ишимбайского и Стерлитамакского районов. Во-первых, она самая большая — более 1,5 тыс. гектаров. Во-вторых, там уже активными темпами идет строительство инженерной инфраструктуры, и, на мой взгляд, дальнейшее расширение в рамках существующей экономической зоны было бы выгоднее», — сообщил он.

В этом случае будет создан достаточно крупный экономический кластер, «расположенный не в Уфе», что, в свою очередь, позволит добиться сбалансированного территориального социально-экономического развития республики.

Доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института стратегических исследований РБ Альфия Кузнецова отмечает целесообразность расширения ОЭЗ в связи с потенциальным спросом со стороны других инвесторов на получение статуса резидентов «Алги», а также необходимостью работы на опережение.

«Это даст дополнительный импульс для дальнейшего развития Южно-Башкортостанской агломерации путем создания новых рабочих мест, повышения доходов населения и увеличения поступлений в бюджет. С точки зрения более широкого выбора инвестиционных площадок на территории республики, наличия трудовых ресурсов, уже имеющейся инфраструктуры, в том числе транспортно-логистической, считаем расположение новых площадок на территории Уфимского района, в частности Кирилловском и Русско-Юрмашевском сельсоветах важным и перспективным», — прокомментировала она.

Как сообщал РБК Уфа, в январе 2021 года глава Башкирии Радий Хабиров поручил правительству проработать возможность расширения зоны «Алга». Рабочая группа для подготовки заявки на увеличение ОЭЗ создана в апреле. Ранее власти предлагали включить в особую экономическую зону город Агидель. Также анонсировались планы и по присоединению к ней территории завода «Кроношпан» в Уфимском районе.

Особая экономическая зона «Алга» создана 27 мая 2020 года постановлением премьер-министра страны Михаила Мишустина. Управляющей компанией ОЭЗ является Корпорация развития республики. Территория имеет особый юридический статус и льготные налоговые условия для бизнеса.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – термин, использовавшийся в национальном законодательстве до вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. для обозначения находящегося за пределами территориального моря (территориальных вод) района открытого моря, который подпадает под особый правовой режим и именуется согласно части V этой Конвенции исключительной экономической зоной. Большой юридический словарь. — М. : Инфра-М. 2003.

Смотреть что такое “ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА” в других словарях

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 марта 2021 года; проверки требуют 11 правок.

  • Площадка «Алабушево» — 157,9 га.
  • Площадка «МИЭТ» — 4,47 га.

Формирование территориально-экономических зон

Формирование территориально-экономических зон

  • ОЭЗ «Технополис Москва» – Особая экономическая зона Москва, Зеленоград – Инвестиционный портал Москвы (investmoscow.ru)
  • Постановление Правительства России от 21 декабря 2005 года № 779
  • «Микрон» стал третьей площадкой особой экономической зоны «Зеленоград» // Инфопортал Зеленограда. 22 сентября 2015 года
  • Постановление Правительства России от 25 апреля 2017 года № 489
  • Резиденты ОЭЗ «Технополис Москва».
  • Р. И. А. Новости. В ОЭЗ “Технополис “Москва” создали 1,3 тысячи новых рабочих мест. РИА Новости (20220602T1157). Дата обращения: 19 июля 2022.
  • Собянин рассказал о флагмане новой московской промышленности // Moslenta.ru, 6 ноября 2021
  • Резиденты “Технополиса “Москва” шестикратно увеличили объем инвестиций в производство. tass.ru. Дата обращения: 18 июля 2022.
  • Меры поддержки резидентов ОЭЗ «Технополис “Москва”». mos.ru.
  • Национальный космический центр: здание будет в форме орбитальной станции // КП
  • Индустриальный парк «Руднево»: молодой и перспективный. РБК Недвижимость. Дата обращения: 18 июля 2022.
  • Первые площади индустриального парка “Руднево” стали доступны для инвесторов. m24.ru. Дата обращения: 18 июля 2022.
  • Первые производственные корпуса площадки «Руднево» ОЭЗ «Технополис Москва» будут готовы до конца лета. Ведомости. Дата обращения: 18 июля 2022.

Классификация ОЭЗ

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

  • Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).
  • Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
  • Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
  • Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
  • Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)
  • Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику

  • Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.
  • Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот

  • Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
  • Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
  • Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
  • Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Особые экономические зоны по странам

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22. 2005

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания – “Особые экономические зоны”, единственным акционером которого является государство.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производстваБлагодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготыПредоставляется ряд налоговых преференцийСистема администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

  • Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
  • Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
  • Портовые зоны
  • Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ “Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10. 2006 г.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (Тольятти (особая экономическая зона)), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В декабре 2010 года – была создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа “Титановая долина” (Верхняя Салда, Свердловская область)

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

  • Автомобилей и автокомпонентов
  • Строительных материалов
  • Химической и нефтехимической продукции
  • Бытовой техники и торгового оборудования

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда) и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

  • Нано- и биотехнологии
  • Медицинские технологии
  • Электроника и средства связи
  • Информационные технологии
  • Точное и аналитическое приборостроение
  • Ядерная физика

Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

Условия создания

В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

  • На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
    Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);Туристско-рекреационные;Портовые
  • Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);
  • Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);
  • Туристско-рекреационные;
  • Портовые
  • Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;
  • На территории ОЭЗ не допускается:
  • ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

Беларусь

Работа по созданию и развитию СЭЗ в Беларуси была начата еще в 90-х гг. В качестве территорий под создание СЭЗ были выбраны отдельные районы областных центров. В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 6 свободных экономических зон, в числе которых «Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». Все СЭЗ Беларуси являются комплексными по характеру экономической деятельности, что проявляется в выполнении ими производственной, экспортной и таможенной функций. В настоящее время стадии разработки находится проект по организации специализированной СЭЗ туристско-рекреационного типа «Несвиж-Минск». Первая СЭЗ «Брест» в Беларуси была создана в 1996 г. Процесс становления СЭЗ включал два этапа. На первом этапе (1997-2000 г. ) акцент делался на формирование необходимых основ производственной и социальной инфраструктуры многоотраслевого комплекса взаимосвязанных производств, в том числе экспортной ориентации, для решения задач последующих этапов развития зоны. Второй этап (2000-2005 гг. ) предусматривал становление и наращивание производственного потенциала зоны в соответствии с ее специализацией, создание высокоэффективного производственно-инновационного комплекса предприятий экспортного и импортозамещающего характера, развитие туристско-рекреационной и других видов деятельности. На практике СЭЗ «Брест» создавалась практически на чистом месте, при отсутствии привлекательных условий для инвесторов. Проблема отсутствия необходимых элементов инфраструктуры для функционирования промышленных производств являлась главной и для СЭЗ «Витебск». Также на территории СЭЗ отсутствовали склады временного хранения, где должны производиться оперативное таможенное управление и контроль всех поступающих и вывозимых грузов. Проблемность развития выражается через необходимость инвестиций, либо одним резидентом СЭЗ, или участие в совместном строительстве. Более благоприятные стартовые условия для создания СЭЗ были в районах городов Минск, Гомель, Гродно и Могилев. Во-первых, эти центры имели необходимую инфраструктуру, инженерные коммуникации, свободные земельные площади для производственной деятельности. Во-вторых, здесь присутствует развитая сеть автомобильных, железнодорожных и авиационных коммуникаций. В-третьих, наличие на границах СЭЗ свободных производственных мощностей действующих предприятий, объектов и строительства, а также земельных участков в районах перспективной промышленности. Создание свободных экономических зон ставит целью привлечение иностранного капитала, при условии местного производства, с дальнейшим сбытом товаров (услуг) на экспорт. Суммарный экспорт СЭЗ Беларуси в 2009 году составил 1176,86 млн. долл. , а импорт – 1146,94 млн. долл. Сальдо равняется +29,91 млн. долл. Ситуация изменяется в 2010 году. Экспорт товаров и услуг составил – 1571,24 млн. долл. , а импорт – 1588,89 млн. долл. Соответственно сальдо внешней торговли -17,65 м млн. долл. Наибольшее количество резидентов занято машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности. На эти сферы приходится порядка 48% всех резидентов СЭЗ. Эти отрасли являются высокотехнологическими и требуют постоянных потоков финансовых ресурсов. Эффективность функционирования СЭЗ отражается через объем накопленных инвестиций. Свободными экономическими зонами Беларуси за период с 1998 по 2011 года накоплено иностранного капитала на сумму в 559,87 млн. долларов. В абсолютном выражении наибольший объем ППИ поступил из СЭЗ «Могилев», «Брест», «Минск». Чистые поступления прямых иностранных инвестиций от резидентов СЭЗ составили только 166,52 млн. долл. , соответственно 8% от общего объема прямых инвестиций в страну в 2011 г. Такие показатели ставят под сомнение эффективность функционирования СЭЗ Беларуси. При наличии таможенных и налоговых льгот, которые в большинстве своем представлены отменой всяких выплат, резиденты СЭЗ не в состоянии качественно привлекать иностранный капитал.

Другие страны

  • ↑ Иванов: особые экономические зоны позволят РФ слезть с «нефтяной иглы», rian.ru, 25.01.2008
  • ↑ СЭЗ «Гомель-Ратон» павялічылі больш чым на тысячу га (белор.)
  • ↑ Андрей Пушкин. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — С. 217. — ISBN 978-5-9614-1954-2.
  • ↑ Игорь Рогачёв: Китай может стать участником путинского союза – Новости Санкт-Петербурга – Фонтанка.Ру

Особая экономическая зона

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2022 года; проверки требуют 9 правок.

Особая экономическая зона, или свободная экономическая зона (сокр. ОЭЗ, или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства. Часто особый статус выражается в льготных налоговых или таможенных условиях для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение задач социально-экономического развития государства, отдельных регионов или отраслей.

Формирование территориально-экономических зон

Особая экономическая зона «Алабуга» в Елабуге

Понятие ОЭЗПравить

Существует смешение понятий в рамках данной темы ввиду существования различных родительских понятий:

  • в рамках системы/терминологии «комплексных экономических зон».
  • в рамках англоязычного понятия «special economic zone», переводимого как «особая экономическая зона» (ОЭЗ). Но иногда переводят дословно «Специальная экономическая зона» (СЭЗ), что может вносить некоторую путаницу.
  • в рамках системы/терминологии «Зоны свободной торговли» как подсистема «торговой особой экономической зоны» (Торговых ОЭЗ).
    Существует понятие зоны свободной торговли en как степени интеграции по Б.Балашша, суть которого заключается в предоставлении беспошлинного режима для товаров стран-подписантов на основе договора, подписанного странами-подписантами, в некоторых случаях на всей территории стран-подписантов.А существует понятие зоны свободной торговли en в рамках классификации торговых ОЭЗ, которая:
    действует на основе решения внутри одной страны (в случае трансграничных зон — нескольких стран);действует для всех стран, выполнивших критерии;может действовать не только в отношении товаров;часто предоставляются льготы, причём не только таможенные.
  • Существует понятие зоны свободной торговли en как степени интеграции по Б.Балашша, суть которого заключается в предоставлении беспошлинного режима для товаров стран-подписантов на основе договора, подписанного странами-подписантами, в некоторых случаях на всей территории стран-подписантов.
  • А существует понятие зоны свободной торговли en в рамках классификации торговых ОЭЗ, которая:
    действует на основе решения внутри одной страны (в случае трансграничных зон — нескольких стран);действует для всех стран, выполнивших критерии;может действовать не только в отношении товаров;часто предоставляются льготы, причём не только таможенные.
  • действует на основе решения внутри одной страны (в случае трансграничных зон — нескольких стран);
  • действует для всех стран, выполнивших критерии;
  • может действовать не только в отношении товаров;
  • часто предоставляются льготы, причём не только таможенные.

Классификация ОЭЗПравить

  • Территориальные ОЭЗ — льготы предоставляются на конкретной территории, часто присутствует развитая инфраструктура. Их виды:
    Анклавные зоны — либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны. Бывают часто свободными портами, зонами свободной торговли (отличать от ЗСТ-степень интеграции!), экспортно-производственные зоны.Открытые зоны — существует политика таможенного контроля, но нет такого особого ограничения, что делает их более связанными с другими регионами. Часто бывают комплексными зонами, зонами услуг: финансовых, туристско-рекреационных.
  • Анклавные зоны — либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны. Бывают часто свободными портами, зонами свободной торговли (отличать от ЗСТ-степень интеграции!), экспортно-производственные зоны.
  • Открытые зоны — существует политика таможенного контроля, но нет такого особого ограничения, что делает их более связанными с другими регионами. Часто бывают комплексными зонами, зонами услуг: финансовых, туристско-рекреационных.
  • Функциональные ОЭЗ — льготы предоставляются под конкретную деятельность, причём размещаться предприятие может быть в любом месте страны. По факту, компаниям предоставляется свободный экономический режим в зависимости от того, в какие сферы намерено государство привлекать компании. Часто бывают экспортоориентированных компаний.
  • Территориально-функциональные ОЭЗ — наличествуют признаки обоих предыдущих типов зон.
    Бывает чаще всего, как смешанное ОЭЗ.
  • Бывает чаще всего, как смешанное ОЭЗ.

По степени интеграции в национальную экономикуПравить

  • Зоны, интегрированные в национальную экономику. Ориентир — развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону; помощь в решении проблемы экспортного производства; повышение технологического уровня производства; повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей. Бывают часто комплексными, технико-внедренческими и пр.
  • Анклавные (экспортно-ориентированные). Производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна. То есть работа в рамках программ сбыта товаров на внешнем рынке. Бывают часто торговыми и промышленно-производственными: зоны одного предприятия, экспортно-производственные зоны, разные высоко-технологичные компании.

По принципу национальностиПравить

  • Национальные — действующие в рамках одного государства.
  • Трансграничные — действующие в рамках двух и более государств. Примеры:

По системам льготПравить

  • Торговые, или таможенные (импорт) льготы — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
  • Таможенные (экспорт) льготы — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
  • Финансовые льготы — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
  • Административные льготы — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

По состоянию на сегодняшний день из 39 ОЭЗ четырех типов (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые) – 9 созданы в течение 2020–2021 годов

Особая экономическая зона, или свободная экономическая зона (сокр. ОЭЗ, или СЭЗ ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства

Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона , и

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.