Формула сметной стоимости

Метод оценки сметной стоимости строительства с использованием ресурсно-индексного метода

В стране, прошло 6 лет с момента запуска Федеральной государственной информационной системы в сфере ценообразования на строительные работы (ФГИС ЦС), и после многих переносов сроков, теперь наконец-то начался переход на метод оценки сметной стоимости строительства с использованием ресурсно-индексного подхода.

Во II квартале этому методу должны присоединиться 7 регионов, а к концу III квартала все остальные регионы, а также отраслевые компании (Росатом, РЖД, Росавтодор, Роскосмос) и органы исполнительной власти. Однако, большинство регионов предпочли пока не принимать активных шагов, а некоторые даже открыто саботируют переход, продолжая использовать свою собственную систему ценообразования, что иногда приводит к уголовной ответственности для подрядчиков из-за нежелания соблюдать новые правила.

Уже почти месяц прошел с момента перехода 7 регионов на ресурсно-индексный метод, но до сих пор остается вопрос о обязательности перехода. Все ответы на этот вопрос пока не звучат убедительно. Существует некоторое неясное положение: переходный период фактически есть, но до сих пор в процессе согласования и утверждения. Ситуация может застопориться, как это происходило ранее со сбором данных по регионам для мониторинга, пересчетом индексов и представлением информации о затратах.

Основные проблемы:

  • Отсутствие ясных указаний и документов от Минстроя о применении ресурсно-индексного метода
  • Недостаточное информирование об изменениях
  • Отсутствие мотивации для регионов и компаний перейти на новый метод
  • Необоснованный рост цен в некоторых регионах

За два года реформу в данной области, курируемую вице-премьером Маратом Хуснуллиным, так и не удалось внедрить механизм светофоров ценообразования и мотивировать регионы на переход. Предлагается, после III квартала 2023 года не рассматривать проекты, выполненные без применения ресурсно-индексного метода, для финансирования из федерального бюджета. Таким образом, регионы будут стимулированы к переходу.

Читайте также:  Начальник отдела развития инфраструктуры международного бизнеса департамент глобального развития

Переход на РИМ: текущее состояние дел

Таким образом, по-прежнему отсутствует не только конкретный утвержденный План перехода, но и типовая дорожная карты по внедрению РИМ на местах органами исполнительной власти (включая, конечно же, ликбез и вовлечение пользователей).

Т.е. системность, по замыслу авторов реформы, состоит в следующем: каждое действующее лицо выплывает и решает свои вопросы с переходом самостоятельно. Если захочет и сможет, конечно.

Очевидно, что одними уговорами и выступлениями на форумах/семинарах вопрос перехода страны на РИМ не решить: к сожалению, разъяснительная работа сверху остается на уровне слайдов презентаций, а снизу – практически отсутствует. Если Минстрой и ГГЭ продолжат устраивать одни показательные выступления, не отвечая толком на предметные вопросы (вал которых нарастает), энтузиазм в переходе на новый метод расчета даже в тех субъектах, кто планировал сюда шагнуть, в лучшем случае сменится выжидательной позицией.

Новые изменения

Кстати, ни один из 10 новых желающих быть осчастливленным переходом на РИМ во II квартале, если судить опять же по официальным информационным ресурсам местных экспертиз и минстроев, об этом не заявил и не начинал подготовительную работу по информированию коллег. Времени на раскачку остается все меньше.

Высказывания представителей

Зам. министра строительства Сергей Музыченко: Подготовлен проект Постановления, он находится на согласовании и в высокой степени готовности, чтобы внести его в Правительство. Проекты, которые уже были начаты, на которые были выданы задания на проектирование до перехода субъекта на РИМ. ГГЭ будет публиковать индексы на БИМ, а для субъектов, которые перешли — все новые объекты будут рассчитываться с применением РИМ.

Директор департамента ценообразования Минстроя РФ Александр Вилков: В сентябре 2017 г была введена в эксплуатацию ФГИС ЦС. Предполагалось, что производители быстро наполнят ее текущими ценами и ресурсный метод заработает сегодня-завтра. Прошло 5 лет, пока мы не пришли к альтернативному методу безболезненного перехода на РИМ.

Графическое представление

Формула сметной стоимости

Сметные нормативы (за исключением УНЦС), расценки, цены, метод. и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые вкладываются в ФРСН до 30.09.2017 или утверждены органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном до 03.07.2016, перестают действовать при переходе на РИМ.

После перехода на РИМ в регионе действуют лишь те цены, которые размещены в ФГИС ЦС. Не позднее III квартала субъекты должны перейти на РИМ.

Опять о региональных индексах и ценниках

В истории с переходом регионов на РИМ появляются новые развилки. Самый западный регион страны — Калининградская область предложил свой подход определения сметной стоимости ресурсным методом, утвердив с 20 марта местный каталог текущих цен (за 1 кв. 2023) для использования с новой базой ФСНБ-2022.

Тем самым, коллеги не только показали делом, что полностью в теме ценообразования стройки региона. Не только знают, что реально необходимо местному стройкомплексу, но самое главное – не испугались принять решение. Прямо сейчас, пока кто-то стартанул, кто-то еще задумывается о переходе, а кто-то просто забил, Калининградом создан интересный прецедент.

Прецедент в Калининградской области

Как сообщают инициаторы и авторы идеи на местах, теперь у местных сметчиков будет почти 2 квартала, в течении которых они смогут перейти на ФСНБ-2022. Для начала — с местными ценами и региональной помощью (участием), и только потом уже с ценами из ФГИС ЦС. Это в любом случае лучше и легче чем 3-в-1 — и база новая, и цены новые, и метод новый.

Московская область

Московская область тоже не спешит переходить на РИМ и новые единые правила, продолжая не только выпускать свои индексы и текущие цены, но и утвердив новые сборники Территориальных единичных расценок на проектно-изыскательские работы Московской области ТЕРпир МО в составе Территориальной сметно-нормативной базы Московской области (ТСНБ-2001 МО). Цена вопроса – 51 500 руб.

ФГИС ЦС — статистика

  • С сентября 2021 — рост наполняемости +2,1%

О нарушениях при подаче данных в ФГИС ЦС

Формула сметной стоимости

Заместитель начальника ФАУ Главгосэкспертиза по ценообразованию Сергей Лахаев: Изменения, которые подготовлены в ПП 145: все объекты до перехода субъекта выполняются в РИМ, также как и корректировки. Укрупненные индексы будут продолжать публиковаться. Потому как методически не получится корректировку считать таким подходом, а объект считать укрупненным индексом. Будет большой перекос в цене, так делать не правильно.

Не буду называть ни субъекты, ни организации, но есть ситуации, когда поставщики декларировали себя как поставщиков строительных ресурсов, формально обеспечивая соответствие критериям ПП 1452, при этом фактически не являясь таковыми, торговали очень узкой номенклатурой стройматериалов, что видно из их сайтов.

Но при этом заявляли и декларировали цены на всю номенклатуру, начиная от пролетных строений мостов и заканчивая битумной мастикой. Такие факты устанавливаются, в ФГИС ЦС есть механизмы, которые исключают такие цены. Впредь, мы такие организации будем выявлять, исключать их со всеми последствиями.

Все субъекты РФ просим обратить внимание на этот момент, чтобы не допускать дискредитации системы путем где-то таких даже подложных данных, которые предоставляют ваши поставщики.


Система расчета агрегированных сметных цен, которые публикуются с 25 февраля на ФГИС ЦС – Методология подробно прописана в Приказе Минстроя № 904/пр. от 26.10.2022 Об утверждении Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование.


Прежде, чем какая-то цена была рассчитана и опубликована в конкретном субъекте РФ (для конкретной ценовой зоны), она проходит несколько этапов верификации, агрегируется, учитываются данные как производителей, так и поставщиков.

Естественно, она проходит проверку , в т. ч. сопоставление с индексами по однородным группам. Только после этого многофакторного анализа публикуется цена и согласно методик может считаться достоверной.

Это один из ответов на вопрос: почему этого не делать ежемесячно. Много причин, почему это некорректно и будет скорее в минус, чем в плюс. Но одна из причин: чтобы добиться достоверности цен (особенно в условиях волатильности рынка) необходима последовательная верификация данных, которая раз в месяц в разрезе всей страны и всех ценовых зон (а у нас их 146!) точно невозможна.

Основные сложности перехода на РИМ по мнению Главгосэкспертизы

Формула сметной стоимости

  1. Увеличение количества норм с открытыми группами. Когда в рамках одной и той же технологии, применяя одну и ту же норму, могут быть применены разные строительные ресурсы.

Технология не меняется, состав затрат тоже, но тем не менее, ресурсы могут быть использованы разные. Обратите внимание еще раз на ФГИС ЦС, где можно подавать заявки на включение новых ресурсов, которые отсутствуют. Там же размещена база технологических групп.

Это новое понятие, которое ввели. Появилось уже и в нормативных документах. Оно четко привязывает любые открытые группы, ресурсы из открытых групп — к конкретным нормам. В любом случае, исходим из того, что не может быть в базе какого-то ресурса, если отсутствует норма, т.е. технология его применения.

В следующем году база открытых групп станет обязательной. Призываем пользоваться этим инструментом и давать нам обратную связь по доработке.

Формула сметной стоимости

Индексы к однородным группам — форма в которой эти индексы публикуются. Сделано несколько удобочитаемых форм. Это не так принципиально, потому как эти индексы публикуются и в XML-формате. Естественно, что конкретному сметчику нужно пользоваться программным комплексом, в который эта табличка уже подгружается автоматически. Никакого увеличения трудозатрат в этой части у сметчика нет. Каждому конкретному ресурсу по коду индекс притягивается автоматически, в сметной программе смета формируется сразу в текущем уровне цен с применением таких индексов. Для удобства понимания, для возможности оценки стоимостных факторов, мы публикуем в ФГИС ЦС несколько удобочитаемых форм, где сразу видно наличие прямых сметных цен, наличие индексов по группам ресурсов для того, чтобы это было эргономично для пользователей.

Формула сметной стоимости

3. Различия в математических формулах и округлениях мы должны решать с программными комплексами, с разработчиками ПО. Подготовлен и скоро будет запущен программный комплекс по проверке сметной документации. Это важно для всех субъектов, у которых есть свои экспертизы. Думаю, что на платформе он со временем будет размещен. Это XML-формат, где все формулы унифицированы. Мы проверяем и видим, что все ПО, которые продают ФСНБ-2020, пользуются уже едиными алгоритмами и не видим проблем с Методикой, точностью и трудоемкостью расчетов.

Формула сметной стоимости

4.Действительно база ФСНБ-2022, какую бы критику мы не слышали, другая база. Состав ресурсов принципиально очень сильно изменен, появилось очень много новых ресурсов, много учтено, часть была агрегирована (например, железобетон, который теперь классифицируется и группируется по назначению, по геометрии, по плотности армирования, по марке бетона. А не по конкретным товарным наименованиям, как это было зачастую ранее). Отличия большие. Несмотря на то, что мы постоянно призываем и многократно говорили составлять смету, ориентируясь все-таки на новую базу, так или иначе сметчику иногда проще, имея в голове опыт и багаж сопоставлять ресурсы с тем, что было ранее. С этой целью сделаны ключи перехода к сметным нормам от ФСНБ-2020 к ФСНБ-2022.

О запуске портала вопросов и ответов по переходу на РИМ

Сергей Лахаев: «В апреле запланирован запуск портала, по аналогии с тем, что был разработан для поддержания механизма пересчета контрактов согласно ПП 1315. Аналогичный портал уже в данное время разрабатывается для внедрения РИМ. Там в режиме онлайн можно будет задавать вопросы, будут публиковаться типовые ответы, размещаться последние актуальные методические и справочные документы, презентации, примеры расчетов, переходные ключи привязки ФСНБ-2020 к ФСНБ-2022, привязка норм накладных расходов и сметной прибыли – все необходимые документы и материалы, чтобы облегчить сметчику жизнь и понимание, дать возможности внедрения РИМ».

Формула сметной стоимости

Про отписки на вопросы сметчиков

Представители сметного сообщества по-прежнему сталкиваются с отписками или пространными фразами, изобилующими многочисленными ссылками на всевозможные нормативно-правовые акты и цитаты. По сути все это не отвечает на поставленный вопрос, а в конечном счете "крылатой формулировкой" сводится на нет и сам ответ. Единой базы знаний по тому же ценообразованию как не было, так и нет.

В большинстве из 7 регионов, которые в I кв. 2023 перешли на РИМ, отсутствует информационно-разъяснительная работа со строительными компаниями субъектов. К такому неутешительному выводу мы пришли, проанализировав сайты региональных министерств (департаментов) строительства и госэкспертиз. В единичных случаях (!) о данном факте можно догадаться, увидев перепечатку новости ГГЭ о публикации сметных цен и индексов по группам однородных ресурсов на сайте ФГИС ЦС. Отметим, что ни ответов на вопросы, ни каких-то презентационных/обучающих материалов, ни, тем более(!), обучающих мероприятий и вебинаров местными органами исполнительной власти и государственными экспертными учреждениями субъектов практически не предоставляется и не проводится. Да, на общем унылом фоне Новосибирск и Приморский край хотя бы представлены в публичном пространстве конкретными людьми и их выступлениями. Сознательные и неравнодушные коллеги на местах опять, сказав пару ласковых, идут к разработчикам (дилерам) сметного ПО, да в чаты сметчиков.

Как зарплаты в стройке по сметам наконец-то приблизить к реальным?

НОСТРОЙ и региональные СРО с 2021 года в 2 субъектах ведут работу совместно с региональными органами власти по подготовке расчета ЗП рабочего 1 разряда, занятого в строительстве. В 2023 году такая работа проводится уже в 20 регионах. Практический пример: в Новосибирской области показатель среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительстве, вырос почти на 20% и составил 45 942,29 рублей.

Что было сделано: местными СРО был организован опрос строительных организаций о реальных данных уровня ЗП рабочих, занятых в строительстве. В отсутствие данной информации для расчета заработной платы используются показатели службы статистики, которые в связи с необязательностью их ежегодного предоставления, не отражают реальную картину по оплате труда. На основе полученных данных был выполнен расчет нового показателя ЗП и направлен в ФАУ «Главгосэкспертиза России», где прошел верификацию. После этого новый показатель для расчета заработной платы утвержден Приказом Министерства строительства Новосибирской области № 29-НПА от 13 марта 2023 года.

О росте цен на стройматериалы

Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин опять констатируетрост цен на стройматериалы:

Киносериал «Выросло/упало» продолжается не первый год. Интересно, за все это время кто-нибудь проводил простой тест-сравнение переданных тех же данных реестра крупных производителей строительных материалов ФАС и ФГИС ЦС Минстроя России, включая информацию по «металлистам», с которых опять начинается вся эта история? Что с системой контроля над ценами на строительные ресурсы, про которую говорили еще год назад?

Повторим простую вещь: пока не будет единого центра ответственности за ценам на стройматериалы, пока все это будет размываться между ФАС, Минэкономарзвития, Минпромторогом, аппаратами Госдумы (и кто еще у нас там мониторит цены?), Минстроем – история будет повторяться снова и снова, а единственным реагированием на все это будут отсылы в ФАС, да выбивание компенсаций изменившейся стоимости по госконтрактам. Т.е. не предупреждение, а констатация факта и дополнительное финансирование под вполне благовидным предлогом «спасения» стройки — драйвера экономики. Но если у нас застройщики работают по 214 ФЗ, то пусть тогда и сметы считают в госнормативах, а банки их финансируют в системе государственного ценообразования, о плюсах и прозрачности такой очевидной схемы мы тоже писали. Все по сценарию: цены на стройматериалы — вверх, Минстрой и НОСТРОЙ обращаются в ФАС.

Ирек Файзуллин: «Мы соответствующее обращение направили в ФАС, потому что нас не устраивает сегодня тот рост цен на металл, в том числе на арматуру, который наблюдается в последние три недели. В этот раз мы более активно ударим в колокол на предмет того, почему это происходит».

НОСТРОЙ: нет новых санкционных мер в отношении российских производителей стройматериалов, влияния мировых цен на внутренний рынок и т.п. Волатильность цен в марте 2023 года нельзя объяснить обычной корректировкой цен перед началом строительного сезона . А дальше то что? Под шумок опять продлить действие ПП 1315 о пересчете стоимости госконтрактов в стройке? Тратить и компенсировать — сложнее, чем предупреждать и контролировать. Март 2022, Минстрой: «Мы формируем систему контроля за ценами и оперативного реагирования на их изменение». Выходит, вся система реагирования на рост цен стройматериалов – это письма в ФАС?

Из выступлений зам.министра строительства и ЖКХ Никиты Стасишина:

Напомним еще раз, застройщики, которых поддерживает государство, работают по своим принципам коммерческого ценообразования, не связанными с бюджетными, вкл. ФСНБ-2022 и переход страны на РИМ.

Агрегатор торговых площадок

То, о чем говорили целых 2 года, наконец-то начинает воплощаться, как дальнейшее развитие наполнения ФГИС ЦС. Интересно, это будет та самая цифровая платформа спроса и предложения, поручение о создании которой ранее давал Марат Хуснуллин?

Про смету контракта

«К сожалению, по смете контракта ни один заказчик в стране не живет», Карен Оганесян, генеральный директор ППК «Единый заказчик в сфере строительства»

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 11 марта 2024 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 6 марта 2024 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 1 марта 2024 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 26 февраля 2024 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 19 февраля 2024 г.)

О внесении изменений в классификатор строительных ресурсов, сформированный приказом Минстроя России от 17 ноября 2022 г. № 969/пр

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 15 февраля 2024 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 19 января 2024 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 21 декабря 2023 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 13 декабря 2023 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 8 декабря 2023 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 1 декабря 2023 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 29 ноября 2023 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 27 ноября 2023 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 22 ноября 2023 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 20 ноября 2023 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 15 ноября 2023 г.)

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 2 ноября 2023 г.)

О внесении изменений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год

Федеральный реестр сметных нормативов объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 25 октября 2023 г.)

Практические вопросы перехода на ресурсно-индексный метод

Митяева Н.Б.эксперт по ценообразованию и сметному нормированию в области производственного строительства, объектов энергетики и ЖКХ

Рассмотрим следующие вопросы:

Целью реформы системы ценообразования, которая началась в 2016 году, является переход на ресурсный метод (далее – РМ) определения сметной стоимости строительства. Источником данных о текущих сметных ценах строительных ресурсов является Федеральная государственная система ценообразования в строительстве (далее — ФГИС ЦС), которая до настоящего времени недостаточно наполнена для полноценного перехода на ресурсный метод. В 2020 году Минстрой Российской Федерации обозначил новую цель – переход на ресурсно-индексный метод (далее – РИМ). Как и для РМ источником информации о сметных ценах строительных ресурсов для РИМ является ФГИС ЦС.

В соответствии с требованиями Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 г. № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (с изменениями и дополнениями), начиная с I квартала 2023 года, но не позднее III квартала 2023 года во ФГИС ЦС должны быть размещены сметные цены строительных ресурсов и информация об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов (далее – индексы по ГОСР) для всех субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации («дорожной карты»), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным от 10.12.2020 № 11789п-П16 утверждена новая Федеральная сметно-нормативная база ФСНБ-2022, которая была введена в действие с 25.02.2023.

Таким образом, размещение в Федеральном реестре сметных нормативов и введение в действие ФСНБ-2022, а также размещение в ФГИС ЦС информации о сметных ценах строительных ресурсов и об индексах изменения сметной стоимости строительства по ГОСР, свидетельствует об исполнении условий, установленных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07. 2017 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и, как следствие, о переходе указанных субъектов Российской Федерации c I квартала 2023 года к применению ресурсно-индексного метода при определения сметной стоимости строительства по всем новым объектам капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Основные вопросы, которые задает сметное сообщество в этом году — как работает РИМ и нужно ли всему строительному сообществу переходить на РИМ?

Формула сметной стоимости

Рис.1 Методы определения текущей стоимости строительства

На рисунке 1. видно, что базисно-индексный метод (далее – БИМ) предполагает использование единичных расценок ФСНБ и ТСНБ в базовом уровне цен и индексов пересчета сметной стоимости строительства по статьям затрат и в целом по видам строительства. Ресурсный метод предполагает, что в Государственную элементную сметную норму (далее – ГЭСН) погружаются текущие сметные цены строительных ресурсов, таким образом сразу определяется текущая стоимость. РИМ предполагает использование как текущих сметных цен строительных ресурсов, так и базовых. Если во ФГИС ЦС в разрезе субъекта Российской Федерации размещены текущие цены строительных ресурсов, то именно текущая цена загружается в смету. Сметные цены на материалы и инженерное оборудование рассчитывает ФАУ «Главгосэкспертиза» исходя из агрегированных отпускных цен по Методике определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 26.10.2022 № 904/пр. Сметная цена материальных ресурсов определяется по номенклатуре строительных ресурсов, учтенной классификатором строительных ресурсов и включает затраты на перевозку автомобильным транспортом в пределах соответствующей ценовой зоны на 30 км, заготовительно-складских расходов (при наличии).

Формула сметной стоимости

В случае отсутствия текущих цен строительных ресурсов, в смету включается базовая цена стоимости материалов, инженерного оборудования, машин и механизмов из ФСНБ-2022. Перевод в текущие цены производится индексами по ГОСР. Индексы по ГОСР также, как и текущие цены размещаются во ФГИС ЦС ежеквартально.

Формула сметной стоимости

Порядок определения сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов такой же, как и сметных цен материальных ресурсов – при наличии текущих цен во ФГИС ЦС в смету включаются текущие сметные цены эксплуатации машин и механизмов, а при их отсутствии базовые цены и индексы по ГОСР. Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов определяются по Методике определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 13.12.2021 № 916/пр. Сметная цена эксплуатации машин и механизмов, так же, как и базовая цена ФСЭМ-2022 не включает в себя оплату труда машинистов.

Сметные цены на затраты труда рабочих и машинистов — заработная плата размещается во ФГИС ЦС в зависимости от среднего разряда рабочих и машинистов. Сметные цены на затраты труда рабочих и машинистов определяются на основании информации о среднемесячных размерах оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, по субъектам Российской Федерации, размещенной во ФГИС ЦС. Утвержденную информацию о среднемесячных ценах предоставляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а ФАУ «Главгосэкспертиза» ежеквартально должна актуализировать этот показатель с применением квартального индекса изменения потребительских цен.

Формула сметной стоимости

В соответствии с пунктом 6 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр в редакции от 07.07.2022 № 557/пр (далее – Методика № 421/пр) в составе прямых затрат учтены, кроме стоимости материальных ресурсов, средств на оплату труда рабочих и машинистов, эксплуатации машин и механизмов, стоимость перевозки, погрузки и разгрузки. Стоимость перевозки грузов и погрузочно-разгрузочные работы определяются по сметным ценам в текущем уровне цен, размещенных во ФГИС ЦС в зависимости от класса грузов, «плеча» перевозки и видов перевозок (автомобильным или железнодорожным) транспортом. Стоимость перевозки включается в сметный расчет в соответствии с Методикой № 421/пр. В сметную стоимость материальных ресурсов включена перевозка грузов автомобильным транспортом на расстояние 30 км в пределах ценовой зоны. Если расстояние перевозки превышает указанное расстояние, то в соответствии с пунктом 63 Методики № 421/пр необходимо включать дополнительно перевозку материальных ресурсов на расстояние, определенное транспортной схемой доставки грузов в составе проекта организации строительства (ПОС). При отсутствии информации в ФГИС ЦС транспортные затраты (по отсутствующим видам перевозок) могут определяться по результатам конъюнктурного анализа в соответствии с пунктами 13–21 Методики № 421/пр на основании данных о текущей стоимости таких услуг, полученных от не менее чем двух производителей и (или) поставщиков данных услуг.

Таким образом, при применении РИМ прямые затраты: сметная стоимость материальных ресурсов, средства на оплату труда рабочих и машинистов, стоимость эксплуатации машин и механизмов, а также стоимость перевозки, погрузки и разгрузки определяются по текущим сметным ценам строительных ресурсов, размещенных во ФГИС ЦС, а в случае отсутствия текущих цен по базовым ценам ФССЦ-2022 и ФСЭМ-2022 или по результатам конъюнктурного анализа.

Переход на РИМ, как ранее было отмечено , должен быть осуществлен с I по III квартал 2023 года, но это не означает, что все сметы необходимо заново пересчитывать новым методом. Если ранее разработанная сметная документация будет корректироваться в ходе строительства, то для корректировки будет использоваться БИМ. Минстрой Российской Федерации планирует выпускать индексы по статьям затрат еще некоторое время, в так называемый переходный период. Руководители сметного направления Минстроя Российской Федерации и ФАУ «Главгосэкспертизы» обозначили, что переходный период будет длиться 2-3 года.

И еще один вопрос, волнующий сметное сообщество – все ли должны переходить на новый метод определения сметной стоимости? В части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса указано, что государственная система ценообразования в строительстве (методология, использование сметных нормативов, включенных в ФРСН) распространяется на объекты, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также на капитальный ремонт многоквартирных домов. Остальные субъекты инвестиционной деятельности (частные заказчики, юридические лица с участием Российской Федерации или субъектов в уставном капитале менее 50 процентов) вправе сами решать каким способом определять сметную стоимость строительства и могут использовать как государственную систему ценообразования, так и коммерческие расценки.Схема работы с РИМ разных заказчиков представлена на рисунке 2:

Формула сметной стоимости

Рис. 2 Работа с РИМ разных заказчиков

Новости по выпуску методических документов, ответы на вопросы и разъяснения публикуются в телеграмм-канале «Школа ценообразования» по ссылке: https://t.me/shkolamityaevoy.

Вам может быть интересно

Минстрой России в лице министра Ирека Файзуллина в ответ на поручение президента Владимира Путина разобраться в жалобе 19 крупнейших дорожно-строительных компаний на перекосы в ценообразовании в строительстве дорог, рассказал президенту, что жаловаться дорожникам не на что

Формула сметной стоимости

Новые методики готовятся к выходу в 2023 году

10 проектов новых методик и два проекта изменений к ранее принятым методическим документам планируются к утверждению Минстроем России в текущем году. Разработка и актуализация методических документов, а также сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 проводятся с участием Главгосэкспертизы для обеспечения поэтапного перехода субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод с I квартала 2023 года. База вступает в действие уже 25 февраля. К этой дате ФСНБ-2022 будет включать более 53 000 норм и более 40 000 строительных ресурсов

Новых и актуализированных сметных норм планируется включить в ФСНБ-2022

Минстрой России утвердил второй и третий пакеты изменений и дополнений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год. Соответствующие приказы № 369/пр от 24 мая и № 400/пр от 5 июня 2023 года подписал Министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Ирек Файзуллин.

Всем привет, в данной статье мы рассмотрим, что из себя представляет информационная система ФГИС ЦС. Познакомимся с тем, как происходит работа в системе и насколько она может быть полезна сметчику в повседневной работе.

Для каких целей разработана система ФГИС ЦС

30 сентября 2017 года Минстрой РФ и ФАУ «Главгосэкспертиза России» запустили в эксплуатацию Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве – ФГИС ЦС, расположенную в сети Интернет по адресу: https://fgiscs.minstroyrf.ru.

Формула сметной стоимости

Это был один из этапов реформирования системы ценообразования в строительстве, которая проводится Минстроем с 2015 года, с целью дальнейшего перехода на ресурсный метод расчета. ФГИС ЦС позволяет проводить централизованный сбор информации о ценах строительных ресурсов, ее обработку для формирования сметных цен строительных ресурсов, размещать сведения об обладателях такой информации, методики определения сметных цен строительных ресурсов и применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов, в том числе публиковать сметные цены.

Состав и требования к ФГИС ЦС утверждены в Постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2016 года №959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве».

В Градостроительном кодексе РФ в статье 57.2 закреплено понятие ФГИС ЦС с указанием цели создания данной информационной системы, также тут перечислен состав информации, которая размещается в ФГИС ЦС, перечень лиц которые предоставляют информацию для размещения в системе и требования относительно доступа к данной информации.

Федеральная государственная информационная система ценообразования является государственной информационной системой, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, размещение и использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства.

Основная задача ФГИС ЦС на сегодняшний день – это дать пользователям информацию для определения сметной стоимости строительства.

Целью создания ФГИС ЦС является информационная поддержка процесса и порядка определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

Информационная система состоит из следующих компонентов:

а) подсистема мониторинга цен строительных ресурсов, обеспечивающая сбор, обработку, анализ и оценку информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов и определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, размещение информации об обладателях информации;

б) подсистема федерального реестра сметных нормативов, обеспечивающая размещение:

в) подсистема классификатора строительных ресурсов, обеспечивающая размещение классификатора строительных ресурсов, навигацию и поиск по классификатору строительных ресурсов в информационной системе, размещение сводной номенклатуры ценообразующих строительных ресурсов, перечней специализированных ценообразующих строительных ресурсов

г) подсистема хранения информации и истории ее изменений;

д) подсистема управления безопасностью;

е) подсистема обеспечения доступа к информации информационной системы;

ж) подсистема формирования сметных цен строительных ресурсов;

з) подсистема расчета индексов изменения сметной стоимости строительства;

и) подсистема интеграции данных и приложений, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия;

к) иные компоненты, необходимые для эксплуатации и развития информационной системы в соответствии с требованиями, установленными законодательными, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным техническим заданием на развитие информационной системы.

В состав ФГИС ЦС входит большое количество подсистем, но во многом они необходимы не для рядовых пользователей, и нам с Вами не доступны, а используются оператором системы. С точки зрения сметчика нам интересна в первую очередь подсистема федерального реестра сметных нормативов, классификатора строительных ресурсов и все что связано с формированием сметных цен строительных ресурсов и индексов изменения сметной стоимости.

Федеральный реестр сметных нормативов

В данной подсистеме ФГИС ЦС размещается актуальная информация по сметным нормативам.

Подсистема ФРСН состоит из 8-ми разделов, рассмотрим их подробнее.

Формула сметной стоимости

Первый раздел – Федеральный реестр сметных нормативов

Формула сметной стоимости

Формула сметной стоимости

Второй раздел – Сметные нормативы

Формула сметной стоимости

Тут представлены сборники сметных норм, единичных расценок, технологические группы.

Из интересного тут я бы отметил базу Технологических групп (ТГ) – это исчерпывающая номенклатура материальных ресурсов, применяемых в конкретной сметной норме (технологии).

База ТГ состоит из 3 частей:

Формула сметной стоимости

Технологические группы подразделяются на уникальные и основные.

Уникальные ТГ – встречаются только в 1 норме.

Основные ТГ – встречаются более чем в 1 норме. При этом в графе 5 «Шифр нормы» указывается только первая встречающаяся норма. Остальные нормы, в которые входит ТГ, указаны в части «Переходные ключи».

Формула сметной стоимости

Формула сметной стоимости

ТГ по техническим частям сборников ФСНБ-2022 имеют обобщенную привязку материальных ресурсов к разделам, отдела, сборникам в целом.

Актуализация базы ТГ планируется одновременно с выходом очередных дополнений и изменений к ФСНБ-2022. В настоящее время продолжается проработка ТГ и привязка необходимых ресурсов к отдельным нормам, а также наполнение ФСБЦ-2022 дополнительными ресурсами при необходимости обеспечения ими технологий.

Реализация инструментария ТГ в сметно-нормативной базе позволит однозначно трактовать возможность применения сметных норм совместно с теми или иными строительными ресурсами и наоборот – определит возможные к использованию ресурсы совместно с выбранными технологиями.

В перспективе запланировано методологическое закрепление обязательности выбора к сметным нормам исключительно тех ресурсов, которые привязаны к технологии в ТГ. В связи с этим публикация базы ТГ в том числе предполагает целью сбор предложений и замечаний от строительного сообщества по привязке ресурсов к сметным нормам, а также по исключению уже привязанных.

В остальном в данном разделе сборники сметных норм, единичных расценок, базисных цен на строительные ресурсы и перевозку грузов для строительства доступны для скачивания.

Третий раздел – Укрупненные сметные нормативы

Тут приведены сборники НЦС, с возможностью поиска, просмотра и скачивания.

Формула сметной стоимости

Четвертый раздел – План утверждения сметных нормативов

Формула сметной стоимости

Интересный раздел, с информацией о планируемых разработках сметных нормативов. Правила планирования, рассмотрения и утверждения сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, в том числе многоквартирных домов, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждены приказом Минстроя РФ от 13.01.2020 г. №2/пр.

В соответствии с пунктом 17 – План утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также во ФГИС ЦС.

Пятый раздел – Методические документы

Формула сметной стоимости

В этом разделе приведены методические документы необходимые для определения сметной стоимости строительства, сметной стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм. Есть возможность поиска, просмотра и сохранения на компьютер пользователя.

Шестой раздел – Индексы изменения сметной стоимости строительства

Формула сметной стоимости

Название раздела само за себя отвечает – индексы изменения сметной стоимости. Ежеквартально такие индексы Минстрой РФ выпускает в виде писем и публикует как на своем сайте, так и на ФГИС ЦС.

Есть возможность поиска, просмотра и скачивания.

Формула сметной стоимости

Формула сметной стоимости

Найти письма Минстроя с индексами можете на нашем сайте в разделе«Документы для сметчика»

Формула сметной стоимости

Седьмой раздел – Справочная информация

Много полезного и интересного.

Формула сметной стоимости

К примеру, в «Иных документах» приводится много примеров составления сметной документации разными методами (Базисно-индексным, Ресурсно-индексным), примеры заполнения и оформления ведомостей объемов работ, привязка нормативов НР и СП к сборникам ГЭСН (ФЕР) и другая полезная информация.

Формула сметной стоимости

Также в этом разделе приводятся «Среднемесячные размеры оплаты труда» и архив документов.

Восьмой раздел – Федеральная сметно-нормативная база

В этом разделе размещена база ФСНБ-2022 и ФСНБ-2020 с возможностью скачивания их в формате XML.

Формула сметной стоимости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *