Отходы производства и потребления
Россия не так давно по сравнению с другими странами взялась решать проблемы, связанные с бытовым мусором. При этом уже к 2030 году в стране сортировку должен проходить весь бытовой мусор, а уходить на переработку – половина.
Классификация отходов
Статья 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления обязывает вести учет обращения отходов в определенном виде.
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 Об утверждении порядка обращения с отходами устанавливает формы и особенности ведения таблиц по учету отходов и срок хранения на предприятии.
Переработка мусора
Чтобы снизить нагрузку на окружающую природу, разрабатываются новые методы и стратегии переработки мусора. Благодаря современным технологиям, можно перерабатывать стекло, бумагу, пластик, металл, асфальт, органику.
Выгода от переработки
Переработка мусора – это не только забота об окружающей среде, но и экономически эффективная деятельность. Компания Апрель предлагает выгодные цены для сдачи вторсырья.
Рециклинг
Рециклинг – это возможность повторного использования одних и тех же материалов. Например, пластиковая бутылка может быть использована для производства новой бутылки. Стекло тоже может быть повторно использовано, после тщательной обработки.
Система обращения с ТКО
В Москве установлено около тысячи контейнеров для раздельного сбора пластика и стекла на 500 площадках. Контейнеры разделены на желтые и зеленые для разного вида материалов. После сбора, материал отправляется на переработку.
В 2022 году было собрано 4455 тонн отходов.
Создание системы раздельного сбора отходов в регионах России
В Санкт-Петербурге один из регоператоров организовал многофракционный сбор, то есть на площадках появились баки для пластика, стекла и макулатуры. А в 2020 году был представлен первый в России двухкамерный мусоровоз для раздельного сбора отходов с двумя независимыми бункерами, что позволяет одновременно собирать два различных вида отходов.
Итогом за 2022 год стало собрано и передано на переработку 1800 тонн вторичных ресурсов. Чистота сбора составила 90%.
Пилотный проект в Калининграде
В Калининграде с 1 февраля 2020 года стартовал пилотный проект по внедрению элементов раздельного накопления отходов. Сразу стало ясно, что большинство жителей города не знают, как пользоваться контейнерами для раздельного накопления отходов.
В результате замусоренность контейнеров составила порядка 80%, что означает, что лишь 1/5 часть отходов внутри контейнеров могла быть отправлена на переработку. После информирования населения к концу 2020 года замусоренность контейнеров снизилась до 25%. В 2023 году этот показатель составил 10%.
Инициативы в Кировской области
Регоператор в Кировской области организовал дополнительно специальные сетки-контейнеры для раздельного сбора пластика в жилых районах, парках, скверах и других общественных местах Кирова. Также открыл пункт приема, куда люди могут принести отходы за материальное вознаграждение.
В марте 2022 года состоялся запуск первого Экомобиля. В 2022 году с его помощью провели 12 акций. В 2023 году проведено более 24 акций, а также перешли к реализации проекта в еженедельном режиме. На каждой акции на переработку собирается более 500 кг вторичных ресурсов.
Как сделать работу с отходами в России эффективной
Организация раздельного накопления отходов нужна не только в жилом секторе и на контейнерных площадках в пешей доступности, но и в других местах, где люди создают отходы: образовательные, социальные, медицинские и спортивные объекты, транспортно-пересадочные узлы, офисы и торговые центры, рекреационные зоны и другие общественные места в помещениях и на улице.
Для удобства населения некоторые виды вторичных ресурсов можно раздельно собирать и накапливать не рядом с местами образования отходов, а в местах удобной их сдачи для населения. Чем больше установлено контейнеров для сбора, тем больше будет собрано вторсырья.
Вовлечение населения
В работу с отходами нужно вовлекать население. Необходимо рассказывать о правилах подготовки вторичных ресурсов, местах их накопления и сбора. Также нужно проводить экологическое просвещение о важности сортировки и переработки отходов, правильных способах обращения с ними, ответственном потреблении и ресурсосбережении.
Куда в России можно выкидывать мусор
Для повышения доверия со стороны пользователей важно обеспечить их понятной информацией о том, на какие предприятия по переработке идут собранные вторичные ресурсы и что из них производится. Также важно объяснять различные этапы обращения с отходами: транспортирование разными потоками, досортировка для извлечения засора, прессование и хранение, – отмечают в Российском экологическом операторе.
## Куда девать мусор?
Казалось бы, ответ простой - в мусорные баки. Но из видов в стране тоже огромное количество. Есть баки для раздельного сбора отходов на контейнерных площадках - они стоят в каждом дворе. Такие баки в стране уже 313 тыс., а нужно еще больше, так как еще не во всех регионах перешли на раздельный сбор вторсырья и смешанных отходов.
## Виды контейнеров
При этом сами контейнеры тоже бывают разные. Есть металические с сетчатыми стенками на колесах, так людям будет видно, что туда выбрасывают, а регопертору удобно забирать мусор. Есть металлические закрытые баки, в них вторсырье находится в сохранности, и дождь и снег его не испортят. С таким же внешним видом есть и пластиковые контейнеры, они легче. Это значит, что дворнику и регоператору будет не так тяжело их таскать.
## Прием отходов
Также для приема отходов, например, специальных центрах для сбора вторсырья, могут стоять модули. Это конструкции с двумя или большим количеством проемов, в куда можно принести сразу несколько фракций. Например, бумагу и пластик. Бывают автоматические приемники или как их называют - фандоматы. Это такой роботизированный пункт приема, чаще всего, туда можно сдать бутылки и получить за это, например. баллы или скидку. Такие конструкции обычно стоят в торговых центрах.
## Работа с мусором в России
В России сейчас создается экономика замкнутого цикла, то есть наши отходы должны становиться вторсырьем, из которого потом будет производиться другая продукция. Для этого в стране вводится раздельный сбор отходов, он позволит увеличить количество сырья, пригодного для переработки.
### Российский экологический оператор
Согласно данным РЭО, 45% россиян регулярно сортируют отходы (хотя бы один вид), 12% граждан делают это время от времени, 33% респондентов готовы сортировать отходы, когда у них появится такая возможность.
### Накопление отходов
Если люди будут сортировать отходы дома, то это решит две задачи: сохранит некоторые виды вторичных ресурсов пригодными к утилизации и уменьшит затраты на их промышленную сортировку.
### Подходы к раздельному накоплению отходов
Сейчас в России можно выделить два основных подхода к раздельному накоплению отходов.
## Протоколы анализа
Ротоколы количественного химического анализа и протоколы биотестирования для V класса опасности. Так как практически неопасные отходы не подлежат паспортизации, их отправляют на количественный химический анализ и биотестирование – т. е. инструментальное подтверждение по токсичности именно к V классу. Дополнительно для других видов отчетности (например ЖДО) нужно проводить количественно-химический анализ отхода, т. е. определять его состав. Итоги исследования протоколируют.
Ответственность за нарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, части 8.
Превышение лимитов на размещение отходов
Работа с отходами в России совершенствуется
Как на федеральном, так и на региональном уровнях, российский экологический оператор (РЭО) представил законопроект регулирования концессий в сфере ТКО. Глава РЭО Денис Буцаев заявил, что законопроект был разработан для закрепления в законе о концессиях отдельного регулирования сферы обращения с ТКО. Закон также уточняет перечень объектов и роль РЭО в концессионных соглашениях.
Концессионные соглашения будут оптимизированы
Ключевые положения законопроекта включают возможность заключать концессионное соглашение в отношении двух и более объектов в границах одного региона. Также предусмотрено корректирование размера валовой выручки в установленном диапазоне по итогам госэкспертизы проектно-сметной документации (ПСД) и получения финансирования.
Документ предусматривает гарантии размера валовой выручки концессионера при изменении территориальной схемы, требование передавать полномочия в сфере обращения с ТКО муниципалитетам, если они заключают концессии, а также закрепление обязанности концедентов выплачивать недополученные доходы по договорным основаниям и проводить или финансировать рекультивацию объектов ТКО.
Департамент тарифной политики, энергетики и ЖКХ Ямало-Ненецкого автономного округа
В ответе на запрос отметил, что заключение концессионных соглашений на строительство автоматизированных мусоросортировочных комплексов с полигонами планировалось в 2022 году. Однако изменившиеся макроэкономические условия сделали параметры финансовой модели неисполнимыми. В настоящее время ведется разработка конкурсной документации к открытому конкурсу на право заключения концессионного соглашения.
Таким образом, условия и критерии конкурса находятся в стадии формирования.
«Сейчас в России работает 117 объектов обработки отходов мощностью более 100 тысяч тонн. То есть опыт эксплуатации таких объектов в стране накоплен. — уточнил Буцаев. — РЭО занял активную позицию по работе с регионами в части структурирования концессионных проектов — оказывает всестороннюю поддержку в части экспертизы финансовых моделей и существенных условий соглашения. Так по итогам 2022 года было заключено 27 концессионных соглашений в 14 субъектах РФ на 64,8 млрд рублей. В 2023 году планируется заключение не менее 30 концессионных соглашений на общую сумму более 100 млрд рублей, объем поддержки с участием РЭО составит более 90 млрд рублей, — говорит Буцаев. — При рассмотрении заявки на оказание мер поддержки компаниям РЭО проводит разносторонний анализ реализуемого проекта. В первую очередь проект должен соответствовать целям Национального проекта «Экология» по обеспечению 100% обработки и 50% утилизации образующихся отходов, вписываться в перспективную схему обращения с отходами, закрепленную Территориальной схемой соответствующего субъекта. Мы также оцениваем проектные решения, применяемые в проекте, смотрим какие технологии применяются: способны ли они выполнить заявленные цели, смотрим состав оборудования и долю отечественных комплектующих».
Для реализации концессионного проекта, удобства управления таким проектом, а также ускоренного предоставления в него финансирования, как правило, создаются проектные компании (SPV). Такова практика рынка государственно-частного партнерства. Важным фактором защиты интересов финансирующих организаций является создание условий, при которых полученная выручка расходовалась бы только на цели проекта. При реализации концессионного проекта проектной компанией кредиторы могут быть уверены, что берут на себя только риски, связанные с конкретным проектом, а не всем бизнесом, который ведет концессионер. Если говорить об установлении требований к потенциальному концессионеру, при проведении конкурсных процедур, то, как полагают в РЭО, установление требования к опыту компаний, входящих в одну группу лиц с инвестором, будут корректны и позволят выбрать наиболее опытного игрока.
В частности, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) объекты обработки, утилизации и размещения будут построены в Салехарде, Новом Уренгое и Муравленко. Подобраны земельные участки, разработана ПСД, проводится ее государственная экспертиза. Получение заключений государственных экспертиз ожидается в начале второго квартала 2023 года. Поддержка РЭО может быть предоставлена после заключения концессионных соглашений.
Размещая облигации для реализации регионального проекта, РЭО привлекает на финансовом рынке средства инвесторов, в том числе физических лиц, и не имеет права инвестировать их в производства, не способные обеспечить их возвратность, отметили в компании. «РЭО в полном объеме отвечает по своим обязательствам перед кредиторами. В компании выстроена комплексная система оценки рисков и каждый проект проходит процедуру одобрения, которая включает в себя многоступенчатый анализ по функциональным направлениям. Финансирование предоставляется только тем проектам, в которых мы уверены, что закрыты все риски и получено обеспечение и залоги на всю сумму предоставленного финансирования», — отметил глава РЭО.
В процессе проведения экспертизы проектов РЭО может запросить дополнительные документы и потребоваться внести изменения или дополнения какой-либо документации, включая условия концессионных соглашений.
Нестандартный подход к отходам
Буцаев подчеркнул, что работа с отходами в труднодоступных территориях более сложна, чем на остальной территории России. «Неоднократно на различных площадках звучали тезисы о неприменимости шаблонного подхода к определению целевых показателей, применимых технологий и принципов построения систем обращения с отходами без учета региональной специфики, — считает он. — Проекты в Арктической зоне, и на Юге России должны существенно отличаться – разные климатические и логистические условия, типового проекта не может существовать.
В частности, на труднодоступных территориях невозможно разумным способом исполнять действующее законодательство, считает Буцаев. Вывоз отходов ни ежедневно, ни раз в три дня, согласно СанПиН, организовать невозможно. Некоторые населенные пункты доступны только несколько месяцев в году. Создание объектов обращения с ТКО на труднодоступных и арктических территориях имеет индивидуальные особенности.
«Безусловно, объект на Чукотке или в Магадане будет стоить дороже, чем равнозначный объект на территории регионов Центральной России, а создание объектов в горных местностях, таких, как республика Дагестан, или территориях, входящих в курортные зоны (Краснодарский край), будут иметь различия в реализации, и проблематике создания», — говорит Буцаев. Стоимость проекта определяется проектной организацией и проходит государственные экспертизы, в том числе подтверждение стоимости создания, поэтому обобщить стоимость по конкретному региону и сравнить ее с другим регионом представляется главе РЭО некорректной. «Однако отмечу, что, исходя из практики, в регионах со сложными климатическими и инженерно-геологическими условиями, коротким строительным сезоном, где приходится применять специальные технологии и существует длительный процесс создания, совокупность указанных факторов неизбежно влечет рост стоимости».
Транспорт очень часто нужен специализированный – где-то нужны вездеходы, где-то баржи, где-то железная дорога. Организация полигонов в большинстве случаев невозможна, прежде всего, из-за вечной мерзлоты, но и не только. Создавать сортировки на этих территориях также сложно – перевозка вторичных ресурсов до предприятий по их переработке делает их «золотыми». В этих условиях региональные операторы до удаленных населенных пунктов часто не добираются, и работой с отходами в них занимаются сами муниципалитеты. В законодательстве необходимо прописывать особенности работы с отходами на труднодоступных территориях, считают в РЭО.
Для этого, по мнению главы РЭО, надо дать определение труднодоступности, и понять, на кого будет распространяться это регулирование. Учитывая сезонную доступность населенных пунктов, нужно дать возможность вывозить отходы один раз в год – для этого нужно продлить возможность накапливать отходы с 11 месяцев хотя бы до 13, учитывая плавающий график доступности «зимников», переправ и пр. Надо дать возможность заниматься сбором и накоплением отходов на месте муниципалитетам, а региональные операторы должны будут уже работать с вывозом отходов с пунктов накопления.
Но, как считают в РЭО, большого коммерческого смысла отбор и вывоз вторичного сырья из удаленных населенных пунктов не имеют. «Это можно делать в отношении отдельных ценных видов отходов, например, алюминиевой банки или ПЭТ», — считает Буцаев. Но по данным «Ведомости. Устойчивое развитие», их сбыт также практически равен нулю из-за труднодоступности и дороговизны транспортировки.
Кадастр отходов производства и потребления
Внесение сведений в региональный кадастр отходов
Практически каждый субъект страны обязан вести региональный кадастр отходов. В него вносится перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы, и информация о самих отходах: их происхождении, свойствах и количестве, классе опасности.
Ответственность за нарушения по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ.
Отсутствие учета обращения с отходами:
EcoStandard group рада помочь организациям как минимум с экологической отчетностью. Мы проводим инвентаризацию отходов и все необходимые исследования, анализируем результаты в наших лабораториях и формируем документацию (а также производим аудит уже существующей). В рамках обращения с отходами это:
Инвентаризация отходов и разработка проекта ПНООЛР
Инвентаризация источников отходов производства и потребления– база для дальнейшей документации, в частности для проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) – его обязаны разрабатывать предприятия I и II класса негативного воздействия. На этом этапе вычисляют все технологии производства, в результате которых образуются отходы, и проводят учет всех площадок сбора отходов.
Временное накопление некоторых видов отходов
Какие-то отходы можно переработать, другие со временем разлагаются сами, третьи опасны для окружающей среды – то есть их нельзя просто бросить на свалке. Вещества и компоненты, из которых состоят отходы, частично определяют обращение с ними. Это также зависит от технологий, которые используются в утилизации или переработке отходов. Учитывая эти существенные различия, все отходы разделили на классы опасности.
Зачем еще нужно деление на классы опасности?
Всего классов опасности отходов пять – от чрезвычайно опасных (I) до практически неопасных (V).
В видах отходов и обращении с ними помогает разобраться Федеральный классификационный каталог отходов. Он утвержден на законодательном уровне: приказами Минприроды РФ № 242 и Росприроднадзора № 242. При систематизации учитывается происхождение отходов, их агрегатное состояние, класс опасности и степень НВОС.
К чрезвычайно опасным отходам, например, относятся ртутьсодержащие предметы (лампы, градусники), люминесцентные лампы, асбестовая пыль и волокно. Важно отметить, что отходы I класса опасности подлежат обезвреживанию.
Батарейки, свинцовые аккумуляторы, синтетические масла с галогенами относятся к высокоопасным отходам – классу II.
Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые образуют отходы I–II класса опасности, обязаны передавать их ФГУП «ФЭО».
Это Федеральный экологический оператор с исключительным правом на обращение с опасными отходами. Заключение договора, учет и контроль, заявки и закрывающие документы – все производится в информационной системе ФГИС ОПВК.
III класс умеренно опасных отходов уже значительно шире – от моющих средств и табачной пыли до телефонов и термореактивной пластмассы.
К IV классу – малоопасным – относятся пищевые и полиэтиленовые отходы, косметические средства и бытовые приборы.
К V классу опасности относятся отходы натуральных и природных материалов, а также пластик, потому что это все может использоваться вторично. Это стекло, бумага и картон, древесина, лом металлов и прочее: от фруктов, овощей и навоза до известняка.
Условия и способы обращения с отходами регламентируются статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, а также санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами.
Вне правил обращения с отходами конкретных классов опасности есть общие требования, которые вышеупомянутые законы требуют соблюдать. Например, нельзя накапливать отходы больше 11 месяцев, больше установленных нормативов и в не предназначенном для этого месте; смешивать отходы разных видов и групп, хранить их «навалом» без пылеподавления, сбрасывать и выбрасывать в окружающую среду, (включая территорию предприятия), а также в канализацию; передавать отходы лицам без лицензии на обращение с ними, допускать к ним посторонних. Физическим лицам можно передавать только практически неопасные отходы (класс V).
Рассмотрим подробнее, как различается обращение с отходами разных классов опасности и в зависимости от их потребительских свойств.
Ртутные лампы
А также свинцовые и ванадиевые отходы, мышьяк, сильные кислоты и щелочи
Класс опасности: I
Регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314.
Как обращаться с этим видом отходов
Захоронение чрезвычайно опасных отходов невозможно, их можно только накапливать в герметичных сменных металлических емкостях: цистернах, бочках, контейнерах. Эти тары должны храниться в помещении с приточно-вытяжной вентиляцией.
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи транспортных средств
Класс опасности: II
Регламентируется Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399.
Во многом – схоже со ртутными лампами: захоранивать запрещено, накапливать нужно на стеллажах в помещении с приточно-вытяжной вентиляцией.
Батареи и аккумуляторы (кроме транспортных), утратившие потребительские свойства, хранятся в специальных герметичных емкостях.
Отходы электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей
Класс опасности: II, III
Накапливать в специально оборудованных, закрытых и химически устойчивых стационарных емкостях. Помещение с емкостями должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.
Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства
Класс опасности: III
Они хранятся в закрытых емкостях, часто – на поддонах, чтобы предотвратить утечку жидкостей.
Компьютерное оборудование, утратившее потребительские свойства
Класс опасности: IV
Хранить (накапливать) на стеллажах в отдельных помещениях с воздухообменной вентиляцией и системой пожаротушения.
Шины, покрышки, камеры
Хранить в помещениях или на огражденных площадках. Площадка может быть открытой, если отходы накрыли влагостойкими материалами.
Раздельное накопление ТКО
Класс опасности: IV, V
Регламентируется региональными постановлениями, распоряжениями, приказами.
Контейнеры и емкости для твердых коммунальных отходов варьируются в зависимости от регионального регламента, но всегда должны иметь индикацию и маркировку.
Разрабатывать нормативы образования отходов обязаны предприятия I-III категории НВОС:
Журнал учета в области обращения с отходами (ЖДО)
ЖДО – первичный учет объемов образования и дальнейшей передачи отходов на предприятии. Журнал включает в себя всю информацию об объемах образования отходов: наименование отхода, процесс его образования, объем полученных от других предприятий и образованных на своем предприятии отходов, компонентный состав отходов I–V класса опасности) и полную историю действий с ним (он был перепродан, обработан, утилизирован, обезврежен, захоронен и т. д.). Порядок не распространяется на радиоактивные, биологические и медицинские отходы, а также на вещества, разрушающие озоновый слой.
Журнал ведут в электронном виде. Данные учета обобщаются по итогам календарного года и до 25 января года, следующего за отчетным периодом.
Закажите журнал движения отходов
Ответственность за нарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, части 1 и 10.
Несоблюдение требований охраны окружающей среды при обращении с отходами:
Неучет обращения с отходами:
Из чего состоит документ
Паспорта отходов I–IV классов опасности
Ответственность за нарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, части 9.
Неотнесение к классам опасности или несоставление паспортов отходов:
Мы разработали уже более 10 000 паспортов отходов. Специалисты отбирают пробы, исследуют количественно-химический состав отходов, рассчитывают класс опасности и на основе всех данных готовят паспорт отхода. Для отходов V класса опасности проводят биотестирование.
Зачем нужна сортировка мусора?
Если бездумно сбрасывать отходы все вместе, то их нельзя будет повторно использовать. Именно сортировка по материалу, качеству, цвету позволяют облегчить процесс повторного использования.
Существует определенная общая классификация отходов:
Но существуют и опасные отходы, которые требуют и соответствующей утилизации. Далеко не все отходы могут подвергаться сжиганию, поскольку при этом выделяется огромное количество токсичных веществ. Поэтому именно сортировка, правильная переработка позволяет улучшить экологическую ситуацию.
Как получить лицензию на размещение отходов
18 сентября 2023 10:00
Любому бизнесу, связанному с отходами производства и потребления, нужно получить специальную лицензию. В тексте рассказали, где взять этот документ, чтобы избежать крупного штрафа.
Нельзя размещать мусор без разрешения и где угодно
Что такое размещение отходов
Размещение отходов — это захоронение мусора или хранение на специально предназначенных территориях. При этом отходы разрешено складировать не дольше 11 месяцев. Затем их нужно утилизировать или закопать.
Захоронение подразумевает полную изоляцию мусора в особых хранилищах. Чаще всего объект размещения отходов — это полигоны, расположенные далеко от жилых территорий.
сбор, перевозка, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности разрешены, только если у ответственного лица есть лицензия. Работа с отходами V класса опасности не требует такого документа.
Правила появились вместе с постановлением правительства РФ №1279 в 2021 году. Муниципальные власти оптимизировали процессы и упростили алгоритм оформления документа, необходимого только бизнесу из
За несоблюдение правил легко получить штраф в размере 30 000–50 000 рублей для индивидуальных предпринимателей и 100 000–250 000 рублей для юридических лиц. Дополнительно надзорные органы могут добиться приостановления бизнеса на 90 суток.
Кроме того, штраф получат физические и должностные лица, связанные с компанией или индивидуальным предпринимателем без лицензий от Росприроднадзора. Это 1000–2000 и 10 000–30 000 рублей соответственно.
Первые банкноты из пластика появились в Австралии, чему предшествовало появление большого количества фальшифых купюр.
Есть пять видов лицензий:
Ниже объяснили, как получить такую лицензию после инвентаризации объектов размещения отходов и транспортировки.
Перед обращением за специальным документом нужно узнать, где запрещается проводить захоронение отходов:
Обратитесь в межрегиональное или территориальное управление Росприроднадзора, если хотите лично подать документы и получить консультацию.
Мы советуем написать заявление удаленно через портал госуслуг или же на официальном сайте ведомства. Это сократит время и сбережет ваши нервы. К тому же на указанных ресурсах есть пояснения и перечни бумаг, которые надо прикрепить к заявке.
Оформление лицензии платное: нужно внести государственную пошлину, порядок уплаты и размер которой установлен
Электронную выписку из реестра можно получить бесплатно в Росприроднадзоре — подайте заявку онлайн, по телефону или лично.
Какие документы подготовить
Список внушительный: чтобы собрать пакет документов, нужно пройти несколько инстанций. Поэтому мы советуем поручить это специалисту или же привлечь фирму, которая быстро подготовит бумаги и получит лицензию за вас. Оплатить такие услуги можно в кредит.
Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт». Выберите удобный вариант и оставьте заявку на сайте.
Краткий список основной документации:
полным списком необходимых документов. Он актуален для подачи заявления на лицензию онлайн и подойдет, если вы хотите сами собрать бумаги и лично обратиться в надзорные органы.
Учтите, что региональные власти выдвигают свои требования к заявителям. Поэтому перед тем как получить два важных документа — экспертное и санитарно-эпидемиологическое заключения — уточните условия.
Нельзя складировать мусор в местах, не предназначенных для этого
Сроки подготовки лицензии
Лицензирование деятельности по обращению с отходами занимает много времени: от четырех–шести месяцев до года. Конкретные сроки зависят от того, что вы планируете делать с мусором: хранить, перевозить, размещать, перерабатывать.
Для каждого вида деятельности нужно готовить разные документы. Одни бумаги можно собрать за месяц, а других придется ждать до полугода, так как их подготовка усложняется участием третьих лиц.
Чтобы избежать ошибок и сократить сроки ожидания, подключите юриста. Специалист поможет грамотно оформить документы и решить спорные вопросы.
Нужна срочная юридическая помощь здесь и сейчас? Обращаться за консультацией к незнакомым онлайн-специалистам — не самое надежное решение. Воспользуйтесь услугой «МультиЮрист». За небольшую абонентскую плату квалифицированный специалист будет на связи 24/7 по самым разным вопросам.
Росприроднадзор рассматривает заявление не так долго. Например, проверка документов и заявителя, желающего обезвреживать и утилизировать отходы, займет где-то 30 рабочих дней.
При этом 20–25 дней ведомству потребуется на оценку лицензиатов, планирующих собирать, транспортировать и перерабатывать мусор. Тем, кто кто хочет размещать отходы, придется подождать 40 дней.
Можно подать заявление на получение единой лицензии на все сразу. Его Росприроднадзор будет рассматривать около 45 рабочих дней.
Резюмируем. Для успешного получения лицензии:
Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.
Статистический отчет 2-ТП (отходы)
Форму обязаны сдавать все организации, в результате деятельности которых образуются отходы, кроме:
Отчетность сдают в территориальное управление Росприроднадзора по месту нахождения предприятия. Крайний срок сдачи – 1 февраля года, следующего за подотчетным.
По сути, отчет 2-ТП (отходы) объединяет в себе информацию из ЖДО и паспортов отходов.
Мы помогаем готовить и сдавать статистическую отчетность по форме 2-ТП (отходы). Клиенту не нужно изучать нормативно-правовые акты по теме, отслеживать их актуальность, собирать все данные по отходам – мы сделаем это сами. А еще возьмем пробы отходов, проанализируем их в лаборатории и проведем аудит документации в сфере обращения с отходами.
Доверьте задачу опытным специалистам
Регламентируется Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627.
Ответственность за нарушения по статьям 8.5 и 13.19 КоАП РФ.