Государственный контроль деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий это

Национальный орган по сертификации — Госстандарт России осуществляет свою деятельность как национальный орган по сертификации на основе прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством РФ и как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию и проведение работ по обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами РФ.

Центральный орган по сертификации осуществляет свою деятельность в соответствии с функциями, установленными Законом «О Техническом регулировании» и Правилами Госстандарта России, на основе Правил организует разработку систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции и в соответствии с этим выполняет следующие основные функции в пределах своей компетенции:

• устанавливает процедуры сертификации в соответствии с действующим законодательством, требованиями системы сертификации ГОСТ Р, правилами Госстандарта России;

• организует разработку и подготовку кутверждению систем сертификации однородной продукции, осуществляет руководство и координацию работ данного направления;

• участвует в работах по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системах. В качестве федерального органа исполнительной власти проводит работы по нормативному обеспечению работ по сертификации, в том числе: организует разработку и утверждает федеральные требования по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации оборудования, устанавливает в необходимых случаях единство требований, с учетом пригодности их для целей сертификации;

• рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации подконтрольного оборудования;

• участвует в разработке и согласовании международных правил, норм и стандартов, устанавливающих требования по безопасности, определяет порядок введения их в действие, устанавливает при необходимости дополнительные требования;

• представляет на государственную регистрацию в Госстандарт России системы сертификации;

• разрабатывает перспективные направления работ по сертификации;

• подготавливает предложения по номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в РФ, утверждаемой Госстандартом России;

• участвует в аккредитации органов по сертификации и ИЛ, в проведении инспекционного контроля за их деятельностью и правильностью проведения сертификации;

• координирует деятельность органов по сертификации и ИЛ, в том числе входящих в системы, а при отсутствии органа по сертификации выполняет его функции;

• ведет учет органов по сертификации и ИЛ, в том числе входящих в системы, выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о процедурах сертификации;

• готовит предложения по признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

• организует и координирует работы по формированию рационального состава систем сертификации однородных групп продукции, сетей органов по сертификации, ИЛ и др.;

• в соответствии с установленными Госстандартом правилами ведения государственной регистрации ведет Реестр участников и объектов сертификации и представляет в Госстандарт информацию;

• рассматривает апелляции, касающиеся действий органов по сертификации и ИЛ;

• формирует Совет по сертификации в области потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ, действующий при центральном органе по сертификации, утверждает его состав и организует его работу;

• взаимодействует с заинтересованными органами надзора и контроля по вопросам разработки систем сертификации и аккредитации.

Орган по сертификации — орган, проводящий сертификацию соответствия. Он создается на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной, т. Е. независимых от производителя и потребителя. К основным функциям органа по сертификации относятся:

• формирование и актуализация фонда нормативных документов, используемых при сертификации;

• разработка и ведение организационно-методических документов данной системы сертификации;

• прием и рассмотрение заявок на сертификацию, а также апелляций, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении сертификации;

• определение по каждой конкретной заявке ИЛ и органа по проверке производств, организация на основе взаимодействия с ними испытаний и проверки производства;

• оформление и выдача сертификата соответствия, его регистрация в Государственном реестре системы;

• признание зарубежных сертификатов и доведение принятых решений до сведения заявителей;

• организация с привлечением территориальных органов Госстандарта инспекционного контроля;

• отмена или приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия;

• ведение реестра сертифицированной продукции и публикация результатов сертифицикации;

• ведение текущей финансовой деятельности и делопроизводства;

• организация повышения квалификации и аттестации персонала;

• взаимодействие с изготовителем при изменении требований стандартов.

Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации, должна пройти процедуру аккредитации. Порядок и требования аккредитации устанавливаются в нормативных документах Госстандарта и документах системы сертификации. Все заявители должны иметь беспрепятственный доступ кинформации об услугах органа по сертификации. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационного характера. Орган по сертификации должен обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

Испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции выдает протоколы испытаний для целей сертификации. Отметим, что системы сертификации услуг и систем качества не предполагают участия ИЛ в процессе сертификации. Всю практическую деятельность по оценке соответствия в них осуществляет орган по сертификации.

Основные требования, предъявляемые к ИЛ: независимость, беспристрастность, неприкосновенность и техническая компетентность. Независимость определяется статусом третьего лица. Беспристрастность выражается в деятельности при проведении испытаний, принятии решений по их результатам и оформлении протоколов испытаний. Неприкосновенность заключается в том, что испытательные лаборатории и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки. Техническая компетентность подтверждается соответствующей структурой организации, процедурами управления, наличием квалифицированного персонала, помещений и оборудования для испытаний, нормативных документов на методы испытаний и процедуры, включая документы системы обеспечения качества. Соответствие требованиям проверяется при аккредитации ИЛ. Система сертификации допускает к испытаниям продукции только аккредитованные ИЛ.

Совет по сертификации формируется центральным органом по сертификации по каждому направлению техники на основе добровольного участия из представителей центрального органа по сертификации, Госстандарта России, министерств и ведомств, органов по сертификации, ИЛ, изготовителей сертифицируемой продукции и других заинтересованных надзорных организаций, представителей общественных организаций. Совет по сертификации выполняет следующие основные функции:

• разрабатывает предложения по формированию единой политики сертификации продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ;

• подготавливает рекомендации по структуре и составу участников сертификации, оптимизации организационно-методического и нормативно-технического обеспечения работ;

• анализирует функционирование систем, подготавливает рекомендации по их совершенствованию;

• рассматривает проекты стандартов и другие нормативные документы, проекты программ работ по сертификации и аккредитации;

• разрабатывает предложения по повышению эффективности работ в области сертификации курируемой продукции;

• содействует распространению информации об общих направлениях деятельности участников систем, их состоянии и развитии. Совет по сертификации не может вмешиваться в деятельность других участников системы сертификации. Функции Совета по сертификации устанавливаются соответствующим Положением и утверждаются Центральным органом по сертификации.

Научно-методический центр создается при Центральном органе, как правило, на базе одного из органов по сертификации и осуществляет следующие основные функции:

• проводит системные исследования и разрабатывает научно обоснованные предложения по составу и структуре объектов сертификации;

• ведет и актуализирует фонд нормативно-технического обеспечения работ по сертификации;

• участвует в работе комиссий по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий, аттестации экспертов;

• проводит научные исследования и разрабатывает предложения по совершенствованию методики и практики работ по сертификации продукции;

• обобщает информацию участников работ и ведет реестр сертифицированных объектов, подготавливает на ее основе необходимые данные для Государственного реестра Госстандарта России;

• принимает участие в разработке программ обучения, подготовке и аттестации экспертов;

• анализирует и обобщает информацию по объектам сертификации и аккредитации и ведет автоматизированный банк данных;

• разрабатывает методические рекомендации технико-экономического анализа и оценки эффективности проводимых работ по сертификации с учетом международного опыта;

Комиссия по апелляциям формируется центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникших при проведении сертификации, из представителей непосредственно центрального органа по сертификации, Госстандарта России, соответствующих министерств и ведомств, органов по сертификации, ИЛ, изготовителей сертифицируемой продукции и заинтересованных надзорных органов, а также представителей общественных организаций. Комиссия в установленный конкретными системами срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении.

Как уже отмечено выше, орган по сертификации — это официально признанная путем аккредитации на компетент­ность и независимость организация, которая имеет право вы­полнять сертификацию однородной продукции в определенной области аккредитации. Область аккредитации устанавливается в со­ответствии с номенклатурой сертифицируемой продукции и норма­тивными документами, применяемыми при сертификации. Если ор­ган относится к системе обязательной сертификации, то аккреди­тацию организует Госстандарт РФ или другой федеральный орган управления. На аккредитацию в качестве органа по сер­тификации могут претендовать зарегистрированные организации любой формы собственности: частные, государственные, муниципальные и др.

В обязательной сертификации в качестве органов по серти­фикации могут участвовать некоммерческие организации, госу­дарственные и муниципальные предприятия при условии их аккредитации. Особое требование к подобным организациям — неделимость их имущества и невозможность его распределения по долям (паям), в том числе между собственным персоналом. Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы не могут претендовать на аккредитацию в качест­ве органов в сфере обязательной сертификации.

Требования к аккредитуемой организации.

Если организация претендует на аккредитацию в качестве органа по сертифика­ции, она должна отвечать следующим требованиям:

· быть третьей стороной;

· быть технически компетентной в области сертификации сообразно заявленной области;

· иметь необходимые средства и документированные про­цедуры;

· располагать квалифицированным, специально обученным персоналом;

· обладать актуализированным фондом соответствующих стандартов и других нормативных документов;

· обеспечить не только сертификацию и испытания, но и ин­спекционный контроль за сертифицированной продукцией, причем испытательная лаборатория должна быть аккре­дитована по соответствующим правилам аккредитации, располагать документально оформленными правилами и порядком сертификации в заявленной области.

Обязанности и основные функции органа по сертификации.

В обязанности органа по сертификации входит:

· проведение сертификации продукции по правилам и в пре­делах аккредитации;

· выдача лицензии на применение знака соответствия облада­телю сертификата;

· прекращение или приостановление деятельности в случае отмены действия аттестата аккредитации;

· создание надлежащих условий для инспекционного кон­троля за его деятельностью;

· представление информации в аккредитующий орган о своей деятельности, о всех изменениях, связанных с ней;

· соблюдение конфиденциальности сведений, относящихся к коммерческой тайне заявителя.

Конкретные функции и особенности органа по сертифика­ции обычно излагаются в документации каждой системы сер­тификации однородной продукции.

Основные функции органа по сертификации:

· распределение обязанностей, ответственности и взаимодей­ствия сотрудников;

· составление методических разработок, в которых содержат­ся указания по функционированию органа и обоснования по выбору процедур и схем сертификации;

· комплектование и постоянное обновление фонда норма­тивных документов, используемых в системе;

· проведение сертификации продукции, выдача сертифи­катов и лицензий на пользование знаком соответствия, отмена их действия или приостановление;

· регистрация сертификатов соответствия и учет зарубеж­ных сертификатов, протоколов испытаний и иных доку­ментов по соответствию продукции;

· инспекционный контроль за сертифицированной про­дукцией (если этого требует схема сертификации);

· обеспечение всех заинтересованных сторон информацией о результатах сертификации или выявленных несоответ­ствиях;

· предоставление заявителю беспрепятственного доступа к информации об услугах, которые он может предложить.

Требования к персоналу органа по сертификации.

Персонал органов по сертификации должен отвечать следующим требо­ваниям:

· Руководитель органа по сертификации назначается по согласованию с аккредитующим органом.

· Персонал органа должен быть постоянным. Условия ра­боты персонала должны полностью исключать возмож­ность давления как со стороны изготовителя, так и со стороны потребителя.

· Орган по сертификации обязан постоянно обновлять сведе­ния о квалификации и профессиональном опыте каждого работника, четко распределить функции каждого специа­листа.

· Специалист органа по сертификации должен знать свои функции и степень ответственности, изучать новые методы работы в своей области, своевременно обновлять процеду­ры, инструкции и другую методическую документацию.

· Каждый специалист должен быть экспертом системы сертификации в заявленной области аккредитации.

Требования к фонду нормативных документов и документации.

Фонд нормативных документов должен быть полностью уком­плектован (т.е. содержать нормативные документы, регули­рующие требования к качеству продукции, методам контроля и испытаний и соответствовать области аккредитации) и регуляр­но актуализироваться. При актуализации необходимо: вносить нужные изменения в нормативные документы; уточнять но­менклатуру требований, содержащихся в них и подтверждаемых при сертификации; разрабатывать предложения по обновлению методов испытаний, обосновывать необходимость принятия новых стандартов в случае их отсутствия.

Кроме фонда нормативных документов, орган по сертифи­кации должен иметь комплект организационно-методических документов, на основании которых осуществляется его дея­тельность.

В комплект входят:

1. «Положение об органе по сертификации», в котором отра­жаются область аккредитации, юридический статус; функции, права, обязанности и ответственность; организационная струк­тура; взаимодействие с Госстандартом РФ и перечень организа­ций, которые сотрудничают с самим органом; финансовая дея­тельность; сведения о штатном и внештатном персонале.

2. «Порядок сертификации однородной продукции», который может не разрабатываться, если орган предусматривает использование действующего общего порядка.

3. «Руководство по качеству», к главным составляющим ко­торого относятся заявление о политике в области качества; све­дения о квалификации персонала, в том числе наличие атте­стованных экспертов; подробные сведения о поддержании и повышении уровня квалификации персонала; сведения о при­меняемых испытательных приборах (оборудовании); должност­ные инструкции персонала и пр.

Кроме названных видов документов, в комплект входит систе­ма документов по регистрации и протоколированию, которые должны храниться в течение установленного срока в условиях конфиденциальности.

В обязанности органа по сертификации входят контроль за документацией и поддержание ее в надлежащем порядке.

Процедура аккредитации.

Заявитель, претендующий на ак­кредитацию в качестве органа по сертификации, подает в ак­кредитующий орган заявку, в которой содержатся следующие сведения: заявленная область аккредитации; осведомленность о способе действия системы аккредитации; подготовленность к вы­полнению своих обязанностей по процедуре аккредитации (принять комиссию по аттестации и оплатить расходы незави­симо от результата аккредитации) и готовность к последующе­му инспекционному контролю. К заявке прилагается комплект документов, перечень которых определяет ГОСТ Р 51000.6—96.

Документы подвергаются экспертизе одним или нескольки­ми экспертами, результаты экспертизы отражаются в эксперт­ном заключении.

При положительном заключении разрабатывается програм­ма аттестации. Проводит аттестацию комиссия экспертов, на­значенная аккредитующим органом.

Аттестация проходит непосредственно в органе по сертифи­кации, где проверяются фактическое состояние заявителя и его соответствие представленным документам. Проверяется спо­собность заявителя выполнять свои функции, что в некоторых случаях сопряжено с опытной сертификацией. По результатам аттестации комиссия составляет акт, который передается ак­кредитующему органу.

Для принятия решения об аккредитации аккредитующий орган рассматривает не только этот акт, но и заявку, информа­цию по экспертизе и аттестации и другие сведения, представ­ленные ведущим экспертом, возглавляющим комиссию. При положительном решении аккредитующий орган выдает органу по сертификации аттестат аккредитации, срок действия кото­рого не более пяти лет.

Аккредитация может быть отменена досрочно, если аккреди­тующий орган выявляет несоответствие органа по сертификации требованиям, обусловленным аккредитацией; если орган по сертификации сам принимает решение о досрочном прекращении действия аккредитации; при ликвидации органа по сертификации.

Орган по сертификации имеет право опротестовать решение о приостановлении его аккредитации и другие неприемлемые им действия аккредитующего органа путем подачи апелляции в со­ответствующую комиссию.

В период действия аттестата аккредитации осуществляется инспекционный контроль органа по сертификации со стороны аккредитующего органа. Условия и содержание инспекцион­ного контроля определяются договором между органом по сер­тификации и аккредитующим органом. Как правило, при ин­спекционном контроле проверяются: соблюдение обязанностей и выполнение функций; своевременность актуализации фонда нормативных документов; квалификация штатных сотрудников, соблюдение правил приема и рассмотрение заявок и апелля­ций; правильность организации и проведения испытаний и др.

Испытательные лаборатории.

Требования к испытательным ла­бораториям в России регулируются государственными стандар­тами, положения которых разработаны с учетом соответствую­щих руководств ИСО/МЭК и европейских стандартов, относя­щихся к деятельности испытательных лабораторий (EN 45001, EN 45002 и EN 45003). Эти требования учитываются при созда­нии, аккредитации и функционировании испытательной лабо­ратории; в процессе взаимодействия лаборатории с аккреди­тующим органом и с органами по сертификации; при заключе­нии соглашений с зарубежными партнерами о признании про­токолов испытаний; их также принимают во внимание экспер­ты, осуществляющие инспекционный контроль за работой ак­кредитованной лаборатории.

Большинство отечественных лабораторий отличается от за­рубежных признанием их технической компетентности, в то время как зарубежные аккредитованы как независимые. Ситуа­ция, когда признается только техническая компетентность, сложилась в России вследствие того, что практически все дей­ствующие в настоящее время лаборатории были созданы как структурные подразделения тех или иных организаций, научно-исследовательских институтов и предприятий.

Испытательная лаборатория имеет право на субподряд дру­гой аккредитованной лаборатории, если она не располагает ка­ким-либо видом оборудования, необходимым для проведения испытаний конкретной продукции. Объем работ по субподряду не должен превышать 25% стоимости всех испытаний, а дого­вор субподряда не является основанием для расширения облас­ти аккредитации.

Аккредитацию испытательных лабораторий, деятельность которых связана с обязательной сертификацией, организует и проводит Госстандарт России и уполномоченные на то феде­ральные органы исполнительной власти. Любая лаборатория, ко­торая удовлетворяет требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 51000.3—96 и дополнительным требованиям конкретной отрасли по ее заявлению, имеет право на аккредитацию.

Общие требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации в РФ соответствуют рассмотренным в гл. 14.

Обязанности аккредитованной испытательной лаборатории.

Аккредитованная испытательная лаборатория обязана поддер­живать свое соответствие требованиям государственного стан­дарта ГОСТ Р 51000.3-96 и другим критериям, которые приме­нены аккредитующим органом при ее аккредитации:

· заявлять о проведении только тех испытаний, которые включаются в область аккредитации;

· оплачивать все расходы, связанные с аккредитацией и ин­спекционным контролем;

· прекращать деятельность сразу по истечении срока дей­ствия аттестата аккредитации;

· при заключении контрактов (договоров) с заказчиками ис­пытаний указывать, что ни аккредитация, ни протоколы испытаний не должны считаться гарантией соответствия продукции установленным требованиям;

· следить за соблюдением требований аккредитующего органа в отношении использования заказчиками прото­кола испытаний в целях своей рекламы;

· информировать аккредитующий орган об изменениях в организации, которые могут повлиять на соответствие лаборатории критериям аккредитации.

В системе сертификации ГОСТ Р аккредитовано около 2 тыс. лабораторий, в том числе около 60 зарубежных. Более 700 аккредитованных лабораторий занимаются испытаниями продуктов питания и пищевого сырья; более 300 — испытаниями электротехнических приборов, более 270 — продукции ма­шиностроения.

Среди аккредитованных испытательных лабораторий более 100 представляют собой акционерные общества и около 60 — общественные объединения. Таким образом реализовано поло­жение Закона «О сертификации продукции и услуг» о привле­чении к практике сертификации юридических лиц любой фор­мы собственности.

Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.

Государственный контроль и надзор проводится:

– у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;

– в органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;

– в испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг.

Это же касается других государственных органов, которым дано право административного надзора в определенной области деятельности, — комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горного дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.

В современных условиях государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации. Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов (далее — Госнадзор) являются законы Российской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».

Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам.

2. Государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.

3. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности.

4. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

5. Государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

– продукция или товары (далее — продукция), выполняемые работы и оказываемые услуги;

– техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуги;

– системы управления качеством;

– работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

– обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

– правил обязательной сертификации;

– правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям путем принятия декларации о соответствии.

Государственный контроль и надзор осуществляется в порядке, определяемом Госстандартом России с учетом положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

1. Госстандартом России в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора.

2. Федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Госстандарта России (центры стандартизации, метрологии и сертификации).

3. Организациями со статусом государственного научного метрологического центра, находящимися в ведении) Госстандарта России и осуществляющими государственный метрологический контроль (государственные научные метрологические центры).

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный контроль и надзор от имени органов стандартизации, метрологии и сертификации, являются:

1. Председатель Госстандарта России — главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

2. Заместитель председателя Госстандарта России и руководитель структурного подразделения, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля и надзора (заместители главного государственного инспектора Российской Федерации).

3. Руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации — главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации и их заместители, назначаемые и освобождаемые от должности председателем) Госстандарта России.

4. Работники указанного структурного подразделения Госстандарта России — государственные инспекторы.

5. Работники структурных подразделений центров стандартизации, метрологии и сертификации — государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации. Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляют государственный инспектор или комиссия, им возглавляемая. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Госстандарт России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» контроль и надзор за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). К таким органам относятся, например:

– Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров;

– Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль;

– Государственная санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет надзор за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации. Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок. Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:

– проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;

– получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требований, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

– обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Государственные инспектора имеют право:

– доступа в служебные и производственные помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного законодательством порядка;

– получать от юридического лица или индивидуального предпринимателя документы, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;

– использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государственного контроля и надзора;

– проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб (образцов) продукции, работ и услуг для контроля соответствия их обязательным требованиям;

– получать копии документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов.

Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель обеспечивает государственным инспекторам необходимые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответствии с действующим законодательством.

При проведении государственного контроля и надзора проводятся:

– отбор образцов (проб) продукции и (или) документов; технический осмотр продукции, работ и услуг;

– исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;

– проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;

– оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;

– проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.

Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприятий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки и оформляет акт отбора образцов.

Технический осмотр продукции, работ и услуг проводится непосредственно государственным инспектором с привлечением специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя. Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы.

Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки). Испытания проводятся на испытательной базе юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государственного инспектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории.

Испытания продукции проводятся в соответствии с установленными в стандартах и других нормативных документах требованиями на методы контроля и испытаний продукции. Испытания образцов (проб) продукции оформляются протоколом по форме, принятой в испытательной лаборатории (центре). Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.

По результатам проверки главные государственные инспектора и государственные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетенции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписания.

В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Читайте также:  Должностная инструкция мастера кнс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *