Информационные системы в образовании

Система ГБУ ДПО ЧИРО

Наименование информационной системыРежим доступа к системеПереход на страницу информационной системы
ГБУ ДПО ЧИРООграниченный доступСсылка

Информационные системы, сопровождаемые ГБУ ДПО ЧИРО

Госуда́рственная информацио́нная систе́ма, информационная система федерального или регионального уровня, созданная на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов государственных органов. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях (Федеральный закон Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27 июля 2006 № 149-ФЗ); создаются, модернизируются и эксплуатируются с учётом требований, предусмотренных законодательством.

Развитие информационных систем

В СССР развитие автоматизированных информационных систем государственного уровня связывается прежде всего с именами В. М. Глушкова и А. И. Китова.

Первое упоминание термина государственная информационная система в официальных документах относится к 1994 году. В Указе Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 170 Об основах государственной политики в сфере информатизации, объявившем о создании Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации (Роскоминформа), одна из задач Роскоминформа сформулирована следующим образом: Проведение государственной экспертизы государственных информационных, автоматизированных, информационно-вычислительных систем и сетей, систем баз и банков данных (кроме специальных и защищённых), а также обеспечение государственного контроля за их созданием и использованием (Оценка открытости государственных систем в России. С. 11).

Официально термин государственная информационная система пришёл на смену термину государственные информационные ресурсы в 2006 г.

Целевое назначение

Государственные информационные системы являются ключевыми источниками государственных данных в России и их открытость – это продолжение открытости государства. Единого перечня целей создания государственной информационной системы не сформировалось, но закон определяет вполне очевидные цели как в сфере реализации полномочий, так и при обмене информацией:

Читайте также:  Фгис ветис меркурий цербер

В системе государственного управления роль государственных информационных систем состоит:

Этапы развития

История становления государственных информационных систем охватывает период с середины 20 до начала 21 вв. Становление проходило постепенно, но при этом можно выделить основные этапы этого процесса (Смирнова. 2022):

Территориальный масштаб

Рассматривают федеральный, региональный и объектовый масштабы государственных информационных систем (Оценка открытости государственных систем в России. 2020).

Федеральные государственные системы создаются на основании федерального закона или же акта федерального государственного органа, функционируют на территории РФ (в пределах федерального округа) и имеют сегменты в субъектах РФ, муниципальных образованиях и/или организациях.

Региональные государственные системы создаются на основании законов субъектов (или же акта регионального государственного органа), или в нескольких муниципальных образованиях и/или подведомственных и иных организациях.

Объектовые государственные информационные системы имеют чаще всего объектовую направленность, если она функционирует на объектах одного федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта РФ, муниципального образования и/или организации и не имеет сегментов в территориальных органах, представительствах, филиалах, подведомственных и иных организациях.

Систематизация по видовому признаку

Примеры систематизаций по видовому признаку (перечень не является полным) (Смирнова. 2022):

Источниками информации для государственных информационных систем являются статистическая и иная документированная информация, предоставляемая гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Информационное наполнение не может состоять из результатов внутренней деятельности одного конкретного государственного органа.

Нормативная база

Государственные информационные системы разрабатываются, модернизируются и эксплуатируются согласно постановлению Правительства РФ от 06 июля 2015 г. № 676 (постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 № 676 О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации предъявляет к государственным информационным системам особые требования, среди прочего – организация и защита информации, персональных данных. Безопасность персональных данных обеспечивает оператор информационной системы: гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в базах данных (Федеральный закон Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27 июля 2006 № 149-ФЗ). За нарушение правил к оператору государственной информационной системы применяются серьёзные санкции вплоть до уголовной ответственности (Комаров).

Информационная безопасность

Регламентируются следующие меры защиты информации:

Меры защиты информации, выбираемые для реализации, должны обеспечивать блокирование одной или нескольких угроз безопасности информации, включённых в модель угроз безопасности информации политиками обеспечения информационной безопасности обладателя информации (заказчика), оператора и уполномоченного лица, разработанными по ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования (ISO/IEC 27001Information security management systems. Requirements).

Наиболее значимые государственные информационные системы в России

Единая система классификации и кодирования информации (ЕСКК ТЭСИ)

Единая система классификации и кодирования информации (ЕСКК ТЭСИ) – это совокупность общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, а также средств ведения и нормативных документов по их применению.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС)

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) собирает данные о государственных и муниципальных контрактах.

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН)

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН) содержит информацию об объектах культуры на территории России.

Федеральная информационная адресная система (ФИАС)

Федеральная информационная адресная система (ФИАС) включает адреса и коды всех российских районов, населенных пунктов, улиц и т.д. Доступность и качество данных, предоставляемых государством, определяет уровень функциональной открытости, что позволяет использовать эту информацию бизнесом, наукой и государственными органами для принятия решений.

На 2020 год в России было введено в действие 876 национальных государственных информационных систем (Разработка государственных информационных систем). По рейтингу Счетной палаты, лучшими государственными информационными системами являются Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Федеральное казначейство и Министерство культуры.

Развитие информационных систем в России

В 2009 году был запущен первый информационный ресурс, обеспечивающий практическую открытость информации в сфере государственных информационных технологий, известный как реестр ФГИС Роскомнадзора. Он был создан на основе постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 723 О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем. Реестр функционировал с 2010 по 2015 год.

Однако в ноябре 2015 года действие постановления № 723 было прекращено и объявлено о создании ФГИС координации информатизации (ФГИС КИ). Реестр ФГИС Роскомнадзора был закрыт, но по состоянию на 2023 год полноценной замены публикации открытой информации о системах федерального уровня пока не произошло. Публикуемая в формате открытых данных информация из ФГИС КИ не соответствует критериям полноты и качества.

Создание государственной единой облачной платформы в России

В 2019 году Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России (Минкомсвязи РФ) разработало Концепцию создания государственной единой облачной платформы. Эта инициатива была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2019 года под номером 1911-р.

Цели создания облачной платформы

Целью создания государственной единой облачной платформы является объединение всех федеральных и региональных государственных информационных систем на одной облачной платформе. Это позволит повысить эффективность работы государственных органов, обеспечить безопасность данных и улучшить доступ к информационным ресурсам.

Национальная программа Цифровая экономика Российской Федерации

Реализация данной инициативы входит в рамки федерального проекта Информационная инфраструктура национальной программы Цифровая экономика Российской Федерации. Программа была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года под номером 1632-р.

Состав государственной единой облачной платформы

В государственную единую облачную платформу (ГЕОП) будут включены аккредитованные сервисы и поставщики информационной инфраструктуры. Это обеспечит стандартизацию процессов работы, повышение качества услуг и снижение затрат на поддержку информационных систем.


Опубликовано 11 июля 2023 года в 13:58 (GMT+3). Последнее обновление 11 июля 2023 года в 13:58 (GMT+3).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *