Грамотное обращение с отходами подразумевает выполнение установленных этапов их утилизации.
Как правило, они совершаются на объектах, расположенных на разных территориях.
Мусор вывозят от хозяйствующих субъектов, у которых он образовался, на перерабатывающие комбинаты, полигоны, к другому собственнику.
Чтобы не загрязнять окружающую среду, перевозка отходов также должна подчиняться определенным требованиям и правилам.
Каждая партия перевозимого мусора сопровождается пакетом обязательных документов, в которых содержится информация о перевозчике, количестве перевозимого мусора, цели вывоза, пункте назначения.
Постоянно увеличивающийся ассортимент производимой продукции, товаров ожидаемо увеличивает количество отходов от них. Соответственно, возрастает роль переработки мусора. К трудностям, возникающим при других этапах «мусорного» обращения, добавляются риски, связанные с транспортированием.
Руководителям хозяйствующих субъектов, предприятий, имеющих лицензию на их перевозку, необходимо обеспечивать безопасность сотрудников, непосредственно транспортирующих опасные отходы.
Также следует предусматривать действия по ликвидации возможных аварийных ситуаций. Не менее важны экологический и санитарный аспекты передвижения отходов. Правильная организация работы поможет минимизировать такие риски.
В настоящее время в нормативных актах термин “опасные отходы” заменен на термин “отходы I-IV класса опасности”. При перевозке отходов автомобильным транспортом следует учитывать, что на отходы, имеющие опасные свойства, распространяются требования к транспортированию опасных грузов.
Следует подчеркнуть, что далеко не все отходы I-IV класса опасности являются опасными грузами. Опасные грузы имеют собственные критерии опасности и классификацию.
Основным документом международного уровня, регламентирующим перевозку опасных грузов является “Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов” (ДОПОГ).
Это Соглашение, разработанное Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций в Женеве в 1957 году, многократно пересмотренное и дополненное, в рамках которого большинство европейских государств согласовали общие правила дорожной перевозки опасных грузов через их границы и по их территориям.
Законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ определено, что разработка единого порядка транспортирования опасных отходов относится к компетенции федерального уровня власти. На сегодняшний день документы, регламентирующие и систематизирующие обозначенную деятельность в зависимости от типа и класса отходов, отсутствуют.
К организациям-лицензиатам предъявляются указанные этим же законом общие требования по вывозу мусора:
Важным условием транспортирования является исключение во время пути, при перевалке аварийных ситуаций, потерь части мусора. Это достигается конструкцией машины, выполнением правил ее эксплуатации.
Все работы по загрузке, перевозке, разгрузке отходов должны быть максимально механизированы и герметизированы.
Отходы могут перемещаться не только по территории страны, но также по территориям двух и более государств.
Это так называемая трансграничная перевозка, которая может быть из страны-отправителя мусора в:
На территорию России запрещено ввозить отходы для их нейтрализации, захоронения. Допускается по лицензии Минпромторга РФ и разрешению Росприроднадзора ввозить отходы для целей утилизации.
Порядок трансграничной перевозки определен ПП РФ от 17.07.2003 № 442.
Кроме того, этим постановлением установлены списки веществ, которые:
Запрещен вывоз указанных веществ в страны, не участвующие в Базельской конвенции. Если имеется действующий договор с таким государством, то транспортирование происходит по конвенционным условиям.
При незаконном трансграничном перемещении по России происходит возвращение отходов государству – их собственнику, либо принимаются меры, предусмотренные конвенцией. Эти действия осуществляются согласно российскому законодательству.
В 2022 году в жизнь воплощена давняя идея регулировать сферу обращения с отходами I и II классов опасности. Рассказываем, что это значит и чего ждать предприятиям
Еще в 2018 году на основании поручений Президента РФ был сформирован отдельный федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов». Его основные мероприятия:
Очевидно, что для эффективной работы необходимо было определить ключевой элемент системы обращения с отходами I–II классов, позволяющей решить существующую в стране экологическую проблему и навести порядок в этой сфере. То есть назначить управляющего оператора федерального уровня, который сможет работать со всеми участниками по принципу одного окна. Им стала госкорпорация «Росатом» — ФГУП «Федеральный экологический оператор» (Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р).
С 1 марта 2022 года федеральный экологический оператор (ФЭО) организует и контролирует сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности (абз. 2 п. 2 ст. 14. Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998). Он может делать это самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании соответствующих договоров.
Об этапах создания единой системы управления и контроля сферы обращения с отходами I–II классов вы узнаете из нашей традиционной шпаргалки.
В конце статьи есть шпаргалка
В 2008 году под управление Госкорпорации «Росатом» были переданы 15 специализированных комбинатов «Радон», созданных в конце 50-х – начале 60-х годов XX века для сбора, переработки и хранения радиоактивных отходов (РАО) низкого и среднего уровней активности и источников ионизирующего излучения.
В 2009 году предприятию была передана площадка Кирово-Чепецкого химического комбината, нуждающаяся в реабилитации.
В 2011 году в состав предприятия в качестве его филиалов вошли ФГУП «СевРАО» и ФГУП «ДальРАО», созданные ранее в целях утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками Северного и Тихоокеанского флотов.
ФГУП «РосРАО» – специализированная организация, профессионально занимающаяся обращением с радиоактивными отходами (РАО) в масштабах всей страны. Предприятие оказывает полный комплекс услуг в области обращения с радиоактивными отходами, включая сбор, транспортирование, переработку, кондиционирование, хранение отходов низкого и среднего уровня активности, а также обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, накопленными в процессе деятельности Военно-Морского Флота и образующимися при утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками.
Ключевая задача ФГУП «РосРАО» – обеспечение ядерной и радиационной безопасности в сфере комплексного обращения с радиоактивными отходами. Стратегическая цель ФГУП «РосРАО» – лидерство в Российской Федерации в области комплексного обращения с радиоактивными отходами и в утилизации выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок (АПЛ) в рамках реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в долгосрочной перспективе – создание компании мирового уровня в области атомного бэкэнда.
6 апреля 2020 года переименовано во ФГУП «ФЭО» (Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор»).
Новое название отражает расширение направлений деятельности предприятия. Являясь участником сразу двух федеральных проектов «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» и «Чистая страна» в составе национального проекта «Экология», предприятие выступает флагманом по реализации крупных экологических инициатив в масштабах всей страны.
ФГУП «ФЭО» ведет проекты по созданию в России государственной системы по обращению с отходами I-II классов и рекультивации объектов накопленного вреда окружающей среде.
Как начать работу с информационной системой
Для работы в ФГИС ОПВК необходимо пройти регистрацию, после чего система сформирует личный кабинет организации.
Регистрация происходит в единой системе идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА). Для входа в систему достаточно планшета, смартфона или компьютера с доступом в интернет и учетной записи на портале «Госуслуги».
Для удобства ФГИС ОПВК интегрирована с информационными системами Росприроднадзора, порталом «Госуслуги», сервисами ФНС, АИС «Налог-3», публичной кадастровой картой Росреестра, ПТК «Госконтроль» и другими системами. Благодаря этому информация о юридическом лице или ИП и выданных лицензиях будет интегрироваться автоматически. Пользователям не придется повторно вносить сведения, которые уже есть в других информационных системах.
Если предприятие планирует самостоятельно перерабатывать отходы, оно обязано вносить во ФГИС ОПВК информацию о них на всех этапах: с момента образования до утилизации, обезвреживания или размещения.
Если у отходообразователя нет возможностей утилизировать или перерабатывать отходы, он должен зайти в личный кабинет ФГИС и создать заявку на оказание услуг по обращению с отходами с федеральным оператором. Далее оформляется договор.
Договорная работа в системе состоит из следующих этапов:
С 1 марта 2022 года направлять заявку на заключение договора на обращение с отходами
I и II классов опасности надо через ЛК ФГИС ОПВК.
Обучение экологической безопасности
Повышение квалификации. Удостоверения
Федеральный оператор по обращению с отходами I-II классов опасности. Алгоритм работы с ФГУП «ФЭО»
С 1 марта 2022 года все организации, образующие отходы I и II классов опасности и не имеющие мощностей по обращению ними, должны передать эти отходы для обезвреживания, утилизации и безопасного размещения федеральному оператору, заключив с ним соответствующий договор. О том, как эффективно организовать работу с федеральным экологическим оператором, заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, направить заявку на вывоз отходов в системе ФГИС ОПВК и на что при этом обратить внимание — в статье.
Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
С 1 марта 2022 года федеральный оператор начинает осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов и отвечает за все отходы указанных классов опасности, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
Федеральный оператор осуществляет деятельность на всей территории России и не имеет региональных представительств, поэтому договор об оказании услуг по обращению с отходами заключается с ним напрямую.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р, федеральными законами от 26.07.2019 № 225-ФЗ и от 01.12.2007 № 317-ФЗ, федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности определено федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» — ФГУП «ФЭО» (предприятие Госкорпорации «Росатом»).
С утверждением новой редакции Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, в нем появились статьи 14.1-14.4, посвященные работе федерального регионального оператора по обращению с отходами I-II классов опасности.
Федеральный оператор выполняет следующие функции:
Согласно пункту 1 статьи 14.4 закона № 89-ФЗ все юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы I-II классов опасности, обязаны заключить договор с ФГУП «ФЭО» через ФГИС ОПВК. Это требование не распространяется на организации, которые самостоятельно обезвреживают данные отходы.
Отходы необходимо передать федеральному оператору до истечения предельного срока их накопления — 11 месяцев со дня образования (статья 1 закона № 89-ФЗ).
Так как изменения в закон № 89-ФЗ вступили в силу 1 марта 2022 года, то и заключить договоры отходообразователи обязаны с этой даты.
Несмотря на указанный срок, заключение договоров было невозможно по следующим причинам:
На данный момент процесс заключения договоров реализован и алгоритм работы с федеральным оператором состоит из следующих действий:
Есть несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при заключении договора:
Договоры на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключенные ранее даты издания ФЗ от 26.07.2019 N 225-ФЗ, действуют до 1 марта 2022 года. С 01.03.2022 такие договоры необходимо заключать с федеральным оператором.
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Условия транспортировки вне предприятия
Как перевозка отходов вне участка предприятия, так и обеспечение сохранности транспорта и груза осуществляются соглано СанПиН 2.1.1322-03, а также общим правилам грузоперевозки, установленным ПП РФ от 15.04.2011 № 272.
Производственная компания внутренними распорядительными документами, инструкциями по транспортировке, техрегламентами, проектами развития регламентирует основные моменты работы с накопленным мусором:
Загрузка в спецтранспорт, маркировка грузомест производится собственником мусора. При перевозке промотходов в транспорте не должны находиться посторонние люди. Нельзя перевозить груз, не вписанный в сопроводительную документацию.
Управлять транспортным средством, на котором перевозятся опасные отходы, могут водители:
Маршрут транспортирования не допускается пролагать через рекреационные зоны, заповедники, особые территории. По пути следования транспорта должны быть предусмотрены места заправок, стоянок.
Спецтранспорт дополнительно оснащается:
Если остатки производства нужно переместить в пределах территории предприятия, на котором они образовались, то такая процедура не относится к обращению с отходами и не регулируется государством.
В этом случае должны выполняться санэпидемиологические правила по содержанию промышленных территорий и помещений. В закрытых строениях для перевозки рекомендуется применять автокары, гидро- и пневмосистемы.
В 2011 году ФГУП «СевРАО» и ФГУП «ДальРАО» стали филиалами ФГУП «РосРАО».
По состоянию на 2021 год в структуру компании также входят два экотехнопарка:
Новые правила по обращению с отходами I и II классов
В новой схеме обращения с отходами три типа участников:
Информация ГК«Росатом» — ФГУП «Федеральный экологический оператор»
Варианты управления отходами:
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Требования к таре и упаковке опасных отходов
Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 “Грузы опасные. Упаковка”. Данный ГОСТ предусматривает разную степень стойкости упаковки (первую, вторую и третью) для перевозки грузов, представляющих какую-либо опасность. Кроме того, в п.7а говорится, что все образцы тары и упаковки должны проходить испытания на прочность (в приводимой таблице перечисляются виды испытаний: падение, сдавление и т.д.), что должно быть подтверждено соответствующим сертификатом. Таким образом при транспортировке особо опасных отходов нелишним будет запастись ксерокопией сертификата на используемую упаковку и тару.
Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.
Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозионные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично (обеспечивать непроницаемость газов, паров и жидкостей).
Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами. Грузы в мелкой расфасовке, перевозимые как неопасные согласно п.2.1.43, допускается упаковывать в ящики из гофрированного картона. Ящики должны иметь обечайки, вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в плотные деревянные ящики с крышками.
Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть дополнительно упакованы в деревянные ящики или обрешетки.
Опасные грузы в мешках и ящиках из гофрированного картона, если такая упаковка предусмотрена стандартами или техническими условиями на продукцию, должны перевозиться повагонными отправками. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в мешках должны быть упакованы в жесткую транспортную тару (металлические или фанерные барабаны, бочки, деревянные или металлические ящики).
При предъявлении к перевозке жидких опасных грузов тара должна наполняться до нормы, установленной стандартами или техническими условиями на данную продукцию.
Совместная упаковка в одном грузовом месте допускается только для тех опасных грузов, которые разрешены к совместной перевозке в одном транспортном средстве. При этом каждое вещество упаковывается отдельно в соответствии со стандартами или техническими условиями на это вещество. Упакованные вещества помещаются в плотный деревянный ящик с гнездами. Дно ящика, свободные промежутки в гнездах, а также свободное пространство под крышкой заполняются соответствующим мягким негорючим упаковочным материалом. Ящик прочно закрывается крышкой. Масса брутто такого места не должна превышать 50 кг. Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием массы каждого вещества. Опасные грузы, разрешенные к перевозке в контейнерах, должны быть упакованы аналогичным образом.
Какова ответственность за нарушения
Пока наказания за непредставление данных об отходах во ФГИС ОПВК не предусмотрено. Но за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами предусмотрены штрафы:
Требования к водителю, перевозящему опасные отходы
В статье 15 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” указываются требования к профессиональной подготовке. Лица, допущенные к транспортированию отходов I – IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I – IV классов опасности.
Выдача свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, осуществляется в соответствии с “Инструкцией по порядку оформления и выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы”, утвержденной приказом Ространснадзора от 03.09.2013 № АК-966фс.
Как осуществляется перевозка бытовых отходов?
Твердый и крупногабаритный бытовой мусор не относится к опасным отходам. Ответственным за его перевозку является региональный оператор — юрлицо, с которым собственником отходов заключен договор по обслуживанию. Он транспортирует ТКО самостоятельно либо через лицензированную организацию или ИП.
Мусоро- и бункеровозы не нуждаются в оснащении спецоборудованием, спецзнаками. Достаточно соблюдения общих технических требований и правил безопасности. Например, при необходимости груз должен быть зафиксирован, накрыт тентом.
При транспортировке оператору следует соблюдать запреты на действия:
ПП РФ от 25.08.2008 № 641 для более эффективного управления движением предусмотрено оснащение владельцами своих транспортных средств устройствами спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Такая аппаратура служит для определения координат места нахождения мусоровоза и передачи их в Ространснадзор посредством системы «ЭРА-ГЛОНАСС», однако начало действия этого постановления систематически откладывается.
Так, последняя приостановка принята до 31.05.2020.
По каждому транспортному средству оператором ведется маршрутный журнал. В нем фиксируются данные о перемещении мусоровоза, загрузке и выгрузке отходов. По запросу проверяющих органов предоставляется копия журнала, обеспечивается доступ к информации, передаваемой с помощью спутниковой навигации.
Тарифы федерального оператора
Услуги ФЭО платные, тарифы определяет ФАС. До 31 декабря 2026 года цена обработки, использования, утилизации и размещения отходов составит:
Накапливать отходы можно в течение 11 месяцев, более длительный срок расценивается как размещение.
Закон определяет размещение как хранение для последующей утилизации, поэтому каждое предприятие должно понимать, как оно будет перерабатывать отходы, и планировать эту деятельность заранее.
С 1 марта 2022 года отходообразователи могут заключать договоры только с ФГУП «ФЭО». Правительство утвердило формы типовых договоров на услуги по обращению с отходами I и II классов опасности (Постановление Правительства РФ № 1363 от 24.10.2019), но стороны вправе дополнять их условиями, которые не противоречат действующему законодательству.
Федеральный экологический оператор
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 ноября 2021 года; проверки требуют 27 правок.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (ФЭО) — специализированная организация, занимающаяся обращением с отходами любых видов и классов опасности в России. Федеральный оператор по обращению с отходами I—II классов. Входит в состав Госкорпорации «Росатом».
Санитарно-гигиенические требования к перевозке отходов
Согласно п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 “Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления” транспортировка промышленных отходов вне предприятия осуществляется всеми видами транспорта — трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным. Перевозки отходов от основного предприятия к вспомогательным производствам и на полигоны складирования осуществляются специально оборудованным транспортом основного производителя или специализированных транспортных фирм.
Перемещение отходов на территории промышленного предприятия должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к территориям и помещениям промышленных предприятий. При перемещении отходов в закрытых помещениях следует использовать гидро- и пневмосистемы, автокары.
Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой отходов на основном и вспомогательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.
Как работает цифровая платформа по управлению отходами I и II классов опасности
В начале декабря 2021 года была запущена Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности — ФГИС ОПВК. Ее работу также регулирует Закон № 89-ФЗ.
ФГИС ОПВК — это программный продукт, который позволит:
Отдельный модуль предназначен для организации централизованной договорной работы.
Платформа позволяет организовать взаимодействие всех участников рынка в режиме онлайн. Здесь можно выбрать экономически обоснованный и прозрачный тариф, логистику, которая удешевляет процесс работы с различными видами отходов, а также вести договорную работу.
Можно сказать, что ФГИС ОПВК — торговая интернет-площадка. Все ее участники (образователи отходов, перевозчики, переработчики) получают понятную и прозрачную систему взаимоотношений. ФГИС ОПВК также станет базой реальных данных о фактическом количестве образующихся отходов I и II классов, об их переработке, накоплении и размещении.
Больше актуальной информации и рекомендации экспертов по работе с отходами I–IV классов >>>
Также данные ФГИС ОПВК позволяют формировать федеральную схему обращения с отходами I–II классов, соблюдение которой — обязательное условие деятельности по обращению с отходами I и II классов для всех участников рынка (п. 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ).
Требования к сопроводительным документам при перевозке опасных отходов
Согласно “Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом” водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:
Идентификация отходов как опасных грузов
Согласно ДОПОГ пункт 2.1.3.5.5. если вещество, подлежащее перевозке, представляет собой отходы, состав которых точно неизвестен, его отнесение к номеру ООН и группе упаковки в соответствии с пунктом 2.1.3.5.2 может основываться на знаниях грузоотправителя об этих отходах, включая все имеющиеся технические данные и данные по безопасности, требующиеся в соответствии с действующим законодательством по вопросам безопасности и окружающей среды.
При наличии сомнений выбор должен быть сделан в пользу наибольшего уровня опасности.
Некоторым отходам соответствуют номера ООН. Например:
Естественно, что идентификация опасных грузов осуществляется главным образом не по наименованию отходов, а по основным веществам, составляющим отходы.
Актуальный текст Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) можно найти на сайте UNECE.
НП “Объединение предприятий вторичных ресурсов”
Когда не допускается перевозка россыпью?
Не все отходы можно перевозить навалом или россыпью. Таким способом разрешается транспортировка мусора 4 и 5 классов опасности в чистом виде или их смеси. При этом должны соблюдаться общие требования к безопасности процесса перевозки.
Не допускается перевозка россыпью отходов 1-3 классов опасности, они должны перевозиться в герметичной упаковке, соответствующей ГОСТ 26319-84.
В зависимости от агрегатного состояния, химической активности опасных веществ, допускаются виды упаковочной тары:
На любой таре должна быть специальная маркировка, обозначающая уровень токсичности, вид отходов, иные предусмотренные стандартом сведения.
Совместная упаковка разрешена для тех опасных компонентов, которые по техусловиям можно перевозить одним транспортным средством.
При этом каждый вид отходов упаковывается отдельно в подходящую для него тару, размещается в плотном ящике с крышкой.
Свободное пространство заполняется мягким упаковочным материалом.
Вес грузоместа не должен превышать 50 кг. По таким же правилам перевозятся контейнеры с особо опасными веществами.
Кто может ее осуществлять?
Транспортировка отходов производится на основании договора, заключенного между хозяйствующим субъектом-производителем мусора и предприятием или ИП, оказывающим такую услугу. Этот вид деятельности регулируется государством при помощи лицензирования.
Организация или ИП, занимающиеся транспортированием, обязаны иметь лицензию.
Наличие такого документа подтверждает, что его владелец:
Сотрудники предприятий, допущенные к работе, лично предприниматель проходят профессиональное обучение или получают дополнительное профобразование. Такую учебу проводят учебные организации, имеющие аккредитацию.
Лицензирование перевозки отходов
В статье 9 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” отмечается, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.
В данном законе также дается определение термину “транспортирование отходов” – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Иначе говоря, лицензирование требуется при перевозке отходов между предприятиями, вне зависимости от права собственности на отходы.
Обязательным условием лицензирования является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.
Для чего нужна транспортировка отходов?
Перемещение отходов между этапами обращения с ними называется транспортированием. Оно начинается, когда вывозимые вещества покидают границы территории, принадлежащей собственнику отходов.
Перевозка становится необходимой, когда:
Транспортирование является необходимым действием, обеспечивающим дальнейшую работу с мусором. От стабильности, правильности его выполнения зависят экономическая составляющая «мусорного» бизнеса, а также экологическая обстановка на территориях складирования отходов по маршруту прохождения мусоросборников.
Требования к транспортированию опасных отходов
Статья 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим:
Также устанавливается ответственность за перевозку опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов. Статья 247 Уголовного Кодекса России определяет ответственность за нарушение установленных правил при транспортировке отходов, которое повлекло причинение вреда людям или природе. О каких же правилах идет речь?
Статья 16 Федерального закона № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” устанавливает общие требования к транспортированию отходов:
Та же статья устанавливает, что порядок транспортирования отходов I – IV классов опасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, т.е. Министерством транспорта РФ. Однако такого порядка, утвержденного Минтрансом, не существует. В настоящее время применяются “Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом”, утвержденные
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272.
В соответствии с п. 3 “Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом”, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
Не так давно из законодательства был исключен не только сам термин “опасные отходы”, но и определение опасных свойств. Из ФККО и банка данных об отходах исключили сведения об опасных свойствах. В паспорте отходов I – IV классов опасности теперь также не указываются опасные свойства. Таким образом, документально подтвержденная идентификация опасных свойств отходов невозможна. Поэтому, при определении опасных грузов необходимо руководствоваться “ДОПОГ”.
Требования к маркировке транспортных средств, перевозящих опасные отходы
В соответствии с ГОСТом 19433-88 “Грузы опасные. Классификация и маркировка” на транспортную тару и транспортные средства с опасными грузами наносят знаки опасности, соответствующие классу и подклассу, к которому отнесен данный груз. На транспортную тару и транспортные средства, содержащие остатки опасных грузов, также наносят знаки опасности. Если груз обладает несколькими видами опасности, на упаковку и транспортные средства наносят все знаки, соответствующие видам опасности.
Соответствующие знаки опасности должны быть укреплены:
К маркировке неочищенных порожних транспортных средств применяются те же предписания, что и к груженным. Знаки опасности, которые не соответствуют перевозимым опасным грузам или их остаткам, должны быть сняты или прикрыты.
Знаки опасности должны быть расположены таким образом, чтобы они были видны аварийно-спасательному персоналу.
Перевозка опасных и неопасных отходов
Транспортирование неопасных веществ не требует специальных разрешений.
Достаточно иметь заключение аккредитованной лаборатории, что по результатам биотестирования они относятся к 5 классу.
На практике компании, занимающиеся перевозкой мусора, пользуются лицензиями, выданными для перевозки опасных компонентов.
Это связано со следующим:
Специально отличительные знаки отходов
С 1 марта 2022 г. на транспортных средствах, контейнерах и цистернах, используемых при перемещении отходов, должны быть нанесены специальные отличительные знаки, обозначающие определенный класс опасности отходов.
Минтранс утвердил образцы таких знаков, а также порядок их нанесения. Если конструктивные особенности транспортного средства, контейнера, цистерны позволяют перемещать отходы более чем одного класса, то на них размещается знак, где указан наиболее высокий класс.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
Транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые для транспортирования отходов, должны иметь специальные отличительные знаки, соответствующие положениям и образцам, приведенным выше, в виде расположенных в вертикальной плоскости квадратных табличек белого цвета (далее – таблички).
Одна из табличек размещается в левом нижнем углу переднего стекла, а другая – на задней торцевой стороне дорожного транспортного средства, обе – перпендикулярно продольной оси транспортного средства.
В случае использования для транспортирования отходов контейнера, цистерны таблички размещаются на боковых сторонах контейнера, цистерны и на каждой торцевой их стороне.
Таблички могут быть нанесены в формате самоклеящейся этикетки, маркировки, нанесенной краской.
Классификация опасных грузов
Прежде чем перевозить опасные отходы, необходимо определить их опасные свойства и класс опасности. В этом может помочь ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные. Классификация и маркировка” и Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Различают следующие опасности:
В соответствии с рекомендациями ООН для перевозимых опасных грузов была осуществлена классификация, которая предусматривает деление опасных грузов на классы (классы опасности):
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы.
Для перевозки особо опасных грузов 1-7 класса может потребоваться разрешение на перевозку (Приказ Минтранса России от 04.07.2011 № 179 “Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов”.