Инструктор по труду профстандарт

Инструкция по охране труда инструктора по труду

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для инструктора по труду в школе разработана в соответствии с Приказами Минтруда России: от 29 октября 2021 года № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», от 27 ноября 2020 года №835н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями»; Постановлениями Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28.01.2021г №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; разделом Х ТК РФ и иными нормативными правовыми актами по охране труда.
1.2. Данная инструкция устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании работы инструктора по труду в школе, а также устанавливает требования охраны труда в аварийных ситуациях, определяет безопасные методы и приемы выполнения работ на рабочем месте.
1.3. Инструкция по охране труда составлена в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья инструктора по труду, осуществляющего занятия в учебных мастерских, при выполнении им своих трудовых обязанностей и функций в образовательной организации.
1.4. К выполнению обязанностей инструктора по труду в общеобразовательной организации допускаются лица:

  • имеющие образование и обучение, соответствующие требованиям к квалификации (профстандарта) по своей должности;
  • соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению директора, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раз в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, наличия личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.

1.5. Принимаемый на работу инструктор по труду обязан пройти в установленном порядке вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте до начала самостоятельной работы, проходить повторные инструктажи не реже одного раза в шесть месяцев, а также внеплановые и целевые в случаях, установленных Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
1.6. Инструктор по труду должен изучить настоящую инструкцию по охране труда, пройти обучение и проверку знания требований охраны труда, обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим, обучение правилам пожарной безопасности и электробезопасности и проверку знаний правил в объеме должностных обязанностей с присвоением III квалификационной группы допуска по электробезопасности.
1.7. Инструктор по труду проводит занятия в учебной школьной мастерской (слесарная мастерская, столярная мастерская или комбинированная мастерская), где осуществляет строгий контроль соблюдения обучающимися правил и требований охраны труда.
1.8. Инструктор по труду в целях соблюдения требований охраны труда обязан:

  • соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, охране жизни и здоровья обучающихся;
  • обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время организации занятий по технологии;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
  • соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Устав общеобразовательной организации;
  • придерживаться установленных режимов труда и отдыха;
  • соблюдать должностную инструкцию инструктора по труду;
  • соблюдать инструкцию по пожарной безопасности в учебной мастерской;
  • соблюдать инструкцию по охране труда в учебной мастерской школы.
Читайте также:  Как получить аттестат аккредитации испытательной лаборатории

1.9. В процессе работы возможно воздействие на инструктора по труду следующих опасных и (или) вредных производственных факторов:

  • напряженность трудового процесса: нагрузка на голосовой аппарат;
  • виброакустические факторы: шум, локальная вибрация;
  • тяжесть трудового процесса: рабочая поза (длительное нахождение в положении “стоя” в течение рабочего дня).

Факторы признаются вредными, если это подтверждено результатами СОУТ.
1.10. Перечень профессиональных рисков и опасностей при работе инструктором по труду:

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места, при длительной работе с документами, тетрадями;
  • травмирование при неаккуратной работе на станках, без использования средств индивидуальной защиты, при использовании некачественных материалов, сырья и заготовок, поломке электрооборудования;
  • поражение током при отсутствии заземления, прикосновении к токоведущим частям оборудования и кабелям с нарушенной изоляцией, работе мокрыми руками и стоя на влажном полу без использования диэлектрического коврика.
  • травмирование при неаккуратном обращении с инструментами, а также с неисправными инструментами и имеющими повреждения;
  • травмирование глаз отлетающей стружкой при выполнении работ без использования защитных экранов и защитных очков;
  • травмирование головы недостаточно закрепленной деталью, а также при работе без защитного экрана на станке;
  • травмирование при применении неправильных приемов труда;
  • травмирование в результате падения при захламленности рабочего места.

1.11. Инструктор по труду пользуется индивидуальным средствам защиты: халат хлопчатобумажный, берет, защитные очки или защитный щиток лицевой, рукавицы (перчатки). Могут использоваться диэлектрические коврики.
1.12. В случае травмирования уведомить заместителя директора по УВР любым доступным способом в ближайшее время. При неисправности мебели, верстаков и станков, электроинструментов, вытяжной вентиляции сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до устранения всех недостатков и получения разрешения.
1.13. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм инструктор по труду должен:

  • оставлять верхнюю одежду, обувь в предназначенных для этого местах;
  • мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом работы и после каждого занятия, после посещения туалета, перед приемом пищи;
  • осуществлять проветривание учебной мастерской согласно СанПин;
  • соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20.
Читайте также:  Руководитель бурения

1.14. Запрещается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.15. Инструктор по труду, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий – и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб – к материальной ответственности в установленном порядке.

Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Инструктор по труду общеобразовательной организации должен приходить на работу в чистой, опрятной одежде, перед началом работы вымыть руки. Прибыть на работу заблаговременно для исключения спешки и, как следствие, падения и получения травмы.
2.2. Визуально оценить состояние выключателей, включить полностью освещение в учебной мастерской и убедиться в исправности электрооборудования:

  • осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
  • уровень искусственной освещенности в мастерской по обработке металлов и древесины должен составлять не менее 300 люкс (мастерской трудового обучения – не менее 400 люкс);
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. Проверить окна на наличие трещин и иное нарушение целостности стекол.
2.4. Надеть спецодежду, застегнуть ее на все пуговицы, застегнуть обшлага рукавов.
2.5. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
2.6. Произвести сквозное проветривание мастерской, открыв окна с ограничителями и двери.
2.7. Удостовериться, что температура воздуха в помещении учебной мастерской соответствует требуемым санитарным нормам 18-20°С, в теплый период года – не более 28°С.
2.8. Убедиться в свободности выхода из учебной мастерской, проходов и соответственно в правильной расстановке мебели и верстаков в учебном кабинете.
2.9. Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на устойчивость и исправность мебель и верстаки в учебной мастерской, оценить покрытие столов, верстаков и стульев, которое не должно иметь дефектов и повреждений.
2.10. Проверить состояние отключающих устройств и устройств заземления электрооборудования (станков).
2.11. Убедиться в наличии подставок для ног у столярных и слесарных верстаков, которые должны соответствовать росту обучающихся.
2.12. Убедиться в исправности оборудования, станков, наличии защитных средств (предохранительные сетки, стекла), исправности местного освещения.
2.13. Проверить наличие и состояние диэлектрических ковриков на полу, если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала.
2.14. Проверить исправность и работу вытяжки (местной механической вентиляции).
2.15. Убедиться в исправности электроприборов, электроинструмента, отсутствии повреждений изоляции их шнуров питания.
2.16. Проверить исправность рабочих инструментов, отсутствие травмоопасных признаков, заточку инструмента для использования на уроке технологии (технического труда).
2.17. Проверить исправность ручного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

  • отсутствуют травмоопасные признаки;
  • инструменты соответствующим образом заточены;
  • бойки молотков имеют гладкую, слегка выпуклую поверхность без наличия скосов, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;
  • рукоятки молотков гладкие, без трещин;
  • отвертки имеют исправные рукоятки, ровный стержень, рабочая часть – прямые плоские боковые грани, без сколов и видимых повреждений;
  • инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки, керны и др.) гладкий, его затылочная часть без видимых трещин, заусенцев, наклепа и сколов;
  • рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь никаких дефектов в виде трещин, забоин, скосов.
Читайте также:  Формовщик колбасных изделий это

2.18. Убедиться в правильной и достаточной заточке пил (ножовок, поперечных, лучковых и пр.), в закрепленности ручек пил и их гладкости.
2.19. Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки и др.) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки. Задний конец колодки рубанка, шерхебеля и др. в верхней своей части должен быть закруглен. Рукоятки должны быть гладкими. Резцы строгального инструмента должны быть правильно заточены, прочно закреплены к деревянным колодкам и не должны иметь повреждений.
2.20. Проверить исправность тисков и убедиться в том, что стальные сменные плоские губки тисков имеют несработанную перекрестную насечку на рабочей поверхности, подвижные части тисков перемещаются легко и надежно фиксируются в требуемом для работы положении, на рукоятке тисков отсутствуют забоины и заусенцы.
2.21. Подготовить и осмотреть на безопасность заготовки, материалы для выполнения работ обучающимися.
2.22. Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

Требования охраны труда во время работы

3.1. Во время работы необходимо соблюдать порядок в учебной мастерской, где проводятся занятия по технологии, не загромождать свое рабочее место и места обучающихся, а также выход из кабинета и подходы к первичным средствам пожаротушения.
3.2. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности учебной мастерской не ставить на подоконники цветы, не располагать учебники, заготовки, материалы и иные предметы.
3.3. Поддерживать дисциплину и порядок во время занятий, не разрешать ученикам самовольно уходить из кабинета без разрешения, не оставлять обучающихся одних без контроля.
3.4. Станки и электроприборы, верстаки и иное оборудование применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности и технические руководства по эксплуатации.
3.5. Электроинструменты, рабочие инструменты, наглядные пособия применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности.
3.6. При проведении практических работ провести с обучающимися инструктаж по правилам безопасного выполнения работ и работе с оборудованием, станками и инструментами впервые, применительно особенностей занятия, акцентируя внимание на опасных факторах, которые могут возникнуть при неправильном выполнении работ.
3.7. Контролировать выполнение заданий обучающимися и использование ими следующих индивидуальных и коллективных средств защиты: халат хлопчатобумажный или фартук с нарукавниками, рукавицы (перчатки), защитные очки, а также защитные приспособления на оборудовании (предохранительные сетки, стекла).
3.8. Не допускать складирование посторонних предметов на рабочих местах, захламление рабочей зоны и проходов.
3.9. Перед включением станков в электрическую сеть следует встать на диэлектрический коврик на полу (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала), а также убедиться, что его пуск никому не угрожает.
3.10. Во время работы на станке следить за тем, чтобы разлетающаяся стружка не травмировала обучающихся. Для этих целей устанавливать защитный экран, используются защитные очки.
3.11. Для уборки стружки использовать только крючок или щетку, не сдувать и не собирать стружку руками.
3.12. Не тормозить станок рукой, нажимом на патрон или инструмент.
3.13. При использовании станков, электроприборов и иного электрооборудования инструктору по труду запрещается:

  • включать в электросеть и отключать от неё электрооборудование мокрыми и влажными руками;
  • вытирать влажной тряпкой рубильники и другие выключатели тока;
  • нарушать последовательность включения и выключения, технологические процессы;
  • размещать на электрооборудовании предметы (бумагу, тряпки, вещи и т.п.);
  • выполнять работы на станках и ином электрооборудовании в случае его неисправности, возникновения искрения, задымления, нарушения изоляции или заземления;
  • разбирать включенные в электросеть приборы, электроинструменты, станки;
  • прикасаться к оголенным или с поврежденной изоляцией кабелям питания;
  • сгибать и защемлять кабели питания;
  • оставлять без присмотра включенное электрооборудование.

3.14. Во время работы на станке запрещается:

  • смазывать и чистить станок на ходу;
  • производить регулировку или наладку станка на ходу;
  • работать в рукавицах;
  • касаться вращающихся частей рукавами;
  • сверлить незакрепленные детали;
  • сдувать оставшуюся стружку со станков или убирать ее руками;
  • осуществлять уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов и деталей станка;
  • использовать инструмент и станки не по прямому назначению.

3.20. Инструктору по труду необходимо соблюдать правила передвижения в помещениях и на территории школы:

  • во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки;
  • ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой стороны;
  • при передвижении по лестничным пролетам следует соблюдать осторожность и внимательность, не перешагивать через ступеньки, не наклоняться через перила, ходить осторожно и не спеша;
  • не проходить ближе 1,5 метра от стен здания общеобразовательной организации.

3.21. Не заниматься самостоятельно ремонтом электроинструментов, электроприборов, станков и другого электрооборудования.
3.22. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.23. Соблюдать во время работы настоящую инструкцию по охране труда для инструктора по труду, требования инструкции по охране труда в учебной мастерской, иные инструкции по охране труда при выполнении работ и работе с инструментами, станками и иным оборудованием, установленный режим рабочего времени и времени отдыха.
3.24. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной и коллективной защиты:

  • халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
  • при использовании защитных очков или щитка лицевого регулировать прилегание;
  • перчатки (рукавицы) должны соответствовать размеру рук и не соскальзывать с них;
  • диэлектрические коврики должны быть испытаны и без повреждений, находиться перед электрооборудованием;
  • при неисправности СИЗ заменить на исправные.

3.25. При длительной работе с документами, за компьютером (ноутбуком) с целью снижения утомления зрительного анализатора, предотвращения развития познотонического утомления через час работы делать перерыв на 10-15 минут, во время которого следует выполнять комплекс упражнений для глаз, физкультурные паузы.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Не начинать работу в случае плохого самочувствия или внезапной болезни.
4.2. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, причины их вызывающие:

  • возникновение неполадок в работе электроприбора, электроинструмента, станка или иного электрооборудования, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха тлеющей изоляции электропроводки;
  • пожар, возгорание, задымление вследствие неисправности электрооборудования, кабелей питания, воспламенения древесных опилок;
  • травмирование при неаккуратном обращении и нарушении правил безопасности при работе с ручными инструментами и электроинструментами, на станке;
  • поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования, кабелям питания с поврежденной изоляцией, при отсутствии заземления;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
  • террористический акт или угроза его совершения.

4.3. Инструктор по труду обязан немедленно известить заместителя директора по УВР или директора школы:

  • о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся и работников общеобразовательной организации;
  • о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • о каждом несчастном случае, произошедшем в школе;
  • об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

4.4. Не собирать упавшие опилки и стружку руками, использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При возникновении неполадок в работе электроприбора, электроинструмента, станка или иного электрооборудования, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха тлеющей изоляции электропроводки незамедлительно обесточить данное электрооборудование (отключить от электрической сети), отключить в распределительном щитке, изъять или ограничить к нему доступ. Сообщить об этом заместителю директора по административно-хозяйственной части. Работу с данным электрооборудованием можно продолжить только после устранения неполадок или замены на его новое, после получения разрешения на его использование.
4.6. В случае появления задымления или возгорания в учебной мастерской, инструктор по труду обязан немедленно прекратить работу, отключить в распределительном щитке питание на розетки (на электрооборудование), вывести обучающихся из помещения – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по телефону 01 (101 – с мобильного), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб.
4.7. В случае получения травмы инструктор по труду обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора школы (при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский пункт. При получении травмы обучающимся необходимо устранить травмирующий фактор (отключить станок, обесточить электрооборудование), оказать ему первую помощь, воспользовавшись аптечкой. Вызвать медицинского работника школы, при необходимости – скорую медицинскую помощь по телефону 03 (103), сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления протокола, фотографирования или иным методом.
4.8. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения, канализации и вентиляции в учебной мастерской необходимо вывести обучающихся из помещения, оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части общеобразовательной организации.
4.9. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Отключить электроинструменты, электроприборы, станки от электросети.
5.2. Отключить местную вытяжную вентиляцию.
5.3. Отключить питание на розетки в распределительном щитке учебной мастерской.
5.4. Принять от обучающихся выданные им для работы инструменты, материалы, сверить их количество и убрать в места хранения.
5.5. Проконтролировать уборку обучающимися своих рабочих мест. Очистить и привести в порядок станки.
5.6. Провести осмотр санитарного состояния учебной мастерской. Убрать учебные и наглядные пособия, методические пособия и раздаточный материал в места хранения.
5.7. Проветрить учебную мастерскую в отсутствии детей.
5.8. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила в помещении соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя передать его лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель.
5.9. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос мусора из помещения учебной мастерской.
5.10. Закрыть окна, вымыть руки с мылом, перекрыть воду и выключить свет.
5.11. Сообщить непосредственному руководителю о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время работы.
5.12. При отсутствии недостатков закрыть учебную мастерскую на ключ.

Инструкцию разработал: ____________ /_____________________/

СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда ____________ /_____________________/
«___»__________202_г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»__________202_г. ____________ /_____________________/

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

С 1 сентября 2021 года и до сентября 2027 года для всех специалистов по охране труда действуют квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Разберемся в требованиях нового профстандарта

Руководитель направления «Охрана труда» Наталья Герасименко и эксперты Контур.Школы Андрей Любимов и Марина Шобохонова ответили на главные вопросы, волнующие наших слушателей.

В чем принципиальное отличие от прежнего стандарта?

Инструктор по труду профстандарт

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

  • В отмененном профстандарте № 524н основная цель профессиональной деятельности звучала как «Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков». В профстандарте № 274н цель дополнена небольшой, но важной фразой: «управление профессиональными рисками».
  • Расширен перечень наименований должностей, появились младший и главный специалисты по охране труда.
  • Помимо этого, профстандарт предусматривает требования к образованию и обучению, опыту, особым условиям допуска к работе.Существенные изменения коснулись уровня образования и умений руководителей службы охраны труда и экспертов по оценке эффективности СУОТ — это 7-й квалификационный уровень. Мы видим новые трудовые функции: «Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда». Это серьезные нововведения, которые требуют от действующих специалистов повышения квалификации.Обучение по охране трудаПрофпереподготовка, обязательное обучение. Удостоверения. ДипломыПовысились требования к опыту. До вступления в силу требований 2021 года специалистам со средним профессиональным образованием достаточно было трехлетней практики работы. Теперь же необходим четырехлетний стаж. Всем остальным специалистам надо иметь опыт соответствующей деятельности не менее трех лет.
    В требованиях к навыкам появились умение работать с программным обеспечением локальных и внешних сетей, инструментами дистанционной работы (вебинарами и видеоконференциями), пользоваться цифровыми платформами, справочными правовыми системами, базами данных, а также вести электронный документооборот.

Для кого ввели 8-й квалификационный уровень?

Инструктор по труду профстандарт

Андрей Любимов, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала:Охране труда уделяется все большее внимание на государственном уровне и в компаниях. Это отразилось и в новом профстандарте. Появился 8-й квалификационный уровень (всего их 9). Для кого он предназначен?

Чем выше уровень, тем ценнее выполняемый функционал сотрудников. 8-й квалификационный уровень — это стратегическое управление профессиональными рисками. Чтобы претендовать на этот уровень, специалисту потребуется подтвердить высшее образование, полученное в магистратуре или специалитете. Напомним, бакалавриат допускается только для 6-го уровня квалификации.

В конце статьи есть шпаргалка

Чтобы занимать должность 8-го квалификационного уровня, потребуется наработать опыт от двух лет в управлении проектами или руководстве подразделением внутреннего контроля и повысить квалификацию в вопросах оценки профессиональных рисков. Делать это нужно будет систематически, не реже одного раза в три года.

Уже сейчас коллеги могут спланировать свою карьеру так, чтобы в ближайшие пять-шесть лет перейти на новый квалификационный уровень. У вас есть диплом бакалавра — поступайте в специалитет или в магистратуру, если хотите стать руководителем службы охраны труда или экспертом.

Кто обязан применять новый профстандарт?

Инструктор по труду профстандарт

Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:

Профстандарт по-прежнему обязателен только в части квалификационных требований. Почему?

Если государственные нормативные правовые акты устанавливают требования к квалификации, необходимой для работы, работодатель обязан применять соответствующие положения профстандарта. Для нас, специалистов по охране труда, такие требования установлены на уровне Трудового кодекса РФ.

Что будет, если принять человека без профильного образования и профпереподготовки? Пока инспекции по труду не привлекают к административной ответственности за несоответствие квалификации требованиям профстандарта, но мы рекомендуем уже сейчас пройти курсы профпереподготовки Техносферная безопасность для руководителей службы охраны труда или Техносферная безопасность для специалиста по охране труда, чтобы не попасть в будущем на штрафы по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Требования к квалификации в профстандарте

Наталья Еремова — юрист по образованию, но хочет работать в охране труда. Для этого она прошла профпереподготовку 256 часов. Теперь она без опыта работы может стать специалистом по охране труда. Если впоследствии Наталья решит возглавить службу, ее опыт работы специалистом должен быть не менее 5 лет.

Пример 2

У Валентины Седовой среднее профессиональное образование, она — медсестра кабинета предрейсового медосмотра. Чтобы ее приняли на работу специалистом по охране труда, у нее есть два пути:

  • получить высшее профильное образование по техносферной безопасности и сразу приступить к работе — это займет от 3 до 5 лет;
  • пройти профпереподготовку 512 часов по охране труда и подтвердить наличие опыта в области охраны труда не менее 3 лет.

Обучение по техносферной безопасности

Профпереподготовка, обязательное обучение. Удостоверения. Дипломы

Сделать это можно так: к заявке на профпереподготовку приложить копии приказов о назначении Валентины Седовой ответственной за проведение инструктажей по ОТ или о назначении ее наставником стажировки, или подтвердить другой опыт в области ОТ. Не забудьте сохранить эти подтверждения для инспектора ГИТ, чтобы вас не оштрафовали.

Если же подтверждения опыта в ОТ нет, работодатель может назначить Валентину младшим специалистом по охране труда, а через 3 года — специалистом. В одиночку младший специалист работать не может, только в паре со старшим сотрудником, но опыт уже будет накапливаться.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Квалификационные требования по профстандарту
  • Новый профстандарт для специалиста по охране труда

Профстандарт устанавливает требования к опыту и знаниям работника, описывает его обязанности с учетом квалификации и занимаемой должности. Критерии эти постоянно меняются. Поможем разобраться, каким требованиям должен соответствовать специалист по охране труда

На что ориентироваться работодателю

Если сравнить квалификационные справочники и профстандарты, то последние трактуют задачи работников более широко. К примеру, в них даются подробные представления о функциях сотрудника на той или иной должности.

Иногда возникает вопрос, каким документом руководствоваться в первую очередь: профстандартами или ЕКСД, ЕКС? К сожалению, ТК РФ напрямую на него не отвечает, зато точный ответ дает судебная практика, в том числе Конституционного и Верховного Судов.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29.11.2007 № 48, а также определения Верховного Суда РФ от 31.01.2013 № АКПИ12-1595, от 28.05.2012 № АКПИ12-507, от 23.05.2012 № АКПИ12-487 говорят, что если два акта обладают одинаковой юридической силой и изданы одним нормотворческим органом, то применяется более поздний документ. В нашем случае это профессиональный стандарт, несмотря на то что ЕТКС не отменен и продолжает действовать.

Обратите внимание: наименование должности должно быть таким, как в профстандарте, если с работой сотрудника связаны компенсации и льготы либо есть ограничения
(ст. 57 ТК РФ).Государство постоянно повышает требования к специалистам по охране труда. Работодателю следует определить уровень квалификации сотрудников и направить часть из них на переподготовку, если характеристика должности не соответствует профстандарту. Необученный работник может стать причиной штрафа для работодателя или несчастного случая из-за отсутствия должной подготовки.

Требования к квалификации, объему знаний руководителя и специалиста подразделения по охране труда установлены в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда» (Приказ Минтруда РФ от 22.04.2021 № 274н). Соблюдать их обязаны все работодатели.
В законодательстве прямо прописаны квалификационные требования, а значит, и специалист по охране труда должен им соответствовать.

Квалификационные требования профстандарта

Приказ № 274н делит трудовые функции сотрудников на 4 группы по обобщенным функциям с кодами A, B, C, D и 16 подгрупп по конкретизированным функциям.

Все профессии имеют свой уровень квалификации в зависимости сложности выполняемых трудовых функций и ответственности за их исполнение по шкале от уровней от 1 до 9 (Приказ Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н). Специалист по охране труда должен соответствовать как минимум 6-му уровню квалификации, а при выполнении некоторых трудовых функций — 7-му (коды B, C) и 8-му уровням (код D).

Подробную разбивку по уровням вы найдете в нашей шпаргалке.

Требования к специалисту по охране труда

Профстандарт предусматривает требования к образованию и обучению, опыту и особым условиям допуска к работе. Для каждой трудовой функции определены трудовые действия, а также необходимые умения и знания.

Требования для специалиста по охране труда 6-го уровня квалификации (п. 3.1 раздел 3 профстандарта):

Следовательно, чтобы работать специалистом по охране труда, достаточно иметь высшее образование (бакалавриат) по профилю своей деятельности. Если образование непрофильное, то нужно дополнительно пройти профпереподготовку. Если есть только среднее профессиональное образование, то требуется профпереподготовка и опыт работы в должности не менее трех лет.

Требования к руководителю по охране труда

Руководителю службы охраны труда нужно иметь высшее образование — это ключевой фактор. Руководитель — это 7-й уровень квалификации. Требования указаны в п. 3.1 раздела 3 профстандарта:

Работодатель вправе устанавливать собственные требования, например, наличие профильного высшего образования по виду деятельности организации. При этом смягчать требования профстандарта запрещено.

Требования к эксперту

Эксперт, а это 7 уровень квалификации, должен иметь высшее профильное образование не ниже магистратуры + 5 лет опыта работы + повышение квалификации по оценке профрисков раз в 3 года. Эти требования установлены п. 3.3 профстандарта:

Требования к тем, кто занимается стратегическим управлением

К топ-менеджеру (8-й квалификационный уровень) выше требования по образованию, нужен больший опыт работы как в сфере охраны труда, так и на руководящей позиции и многое другое:

На процедуре отбора персонала кадровый специалист может письменно отказать соискателю в приеме на работу, если он не соответствует квалификационным требованиям организации, в которой внедрены профстандарты. Такому соискателю направляют мотивированный отказ, подписанный директором.

Профпереподготовка и повышение квалификации по охране труда

Профпереподготовку по охране труда проводят однократно в течение трудовой деятельности, а на повышение квалификации необходимо направлять раз в пять лет. Как правило, в 256 часов курса профпереподготовки входят темы:

  • Нормативное обеспечение системы управления охраной труда.
  • Обеспечение подготовки работников в области охраны труда.
  • Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда.
  • Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда.
  • Обеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда.
  • Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.
  • Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По программе профпереподготовки допускается дистанционное обучение (ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Это позволяет не тратить деньги на гостиницы, суточные, билеты и пр.

Порядок обучения специалистов по охране труда

Обеспечить обучение по охране труда — это обязанность каждого работодателя (ст. 219 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464).

Согласно действующим правилам руководители и специалисты проходят обучение каждый раз при трудоустройстве или переводе на другую должность в течение 60 дней после этого события.

Исключение: при переводе на другую должность, если меняется наименование рабочего места или структурного подразделения, но сохраняются условия труда и идентифицированные источники опасности, повторное обучение и проверка знания по охране труда не нужны.

Специалисты по охране труда должны проходить обучение по программам:

Если в организации выполняют работы повышенной опасности, то нужно также пройти обучение по курсу «Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с НПА, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, 16 ак. часов. Программа В».

Подробнее об обязательном обучении рассказывает эксперт Контур.Школы Наталья Герасименко:

Профпереподготовка обязательна для тех, кто именно по должности является специалистом по охране труда и не имеет при этом профильного образования. Работодатель во избежание дополнительных вопросов от проверяющих, например при несчастном случае в организации, может направить ответственных лиц на курс профессиональной переподготовки «Охрана труда. Техносферная безопасность», профпереподготовка, 256 ак. часов.

Выбирая учебный центр, проверьте, чтобы он был внесен в реестр и имел аккредитацию Минтруда России.

Независимая оценка квалификации

Комментирует Наталья Герасименко, руководитель экзаменационного центра по НОК в области безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, Москва

Что такое НОК и зачем она нужна

Эта процедура подтверждает соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям. Это добровольное мероприятие, которое работник проходит по направлению работодателя или по собственной инициативе. Инициатор и оплачивает процедуру.

НОК проводят центры оценки квалификаций и экзаменационные центры. Чтобы узнать, где специалист по охране труда может пройти НОК, обратитесь в профильный Совет по профессиональным квалификациям в области безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, в центр оценки квалификации или напрямую на экзаменационную площадку.

Как проходит независимая оценка

Чтобы подтвердить соответствие 6-му уровню квалификации, специалист по охране труда должен предоставить пакет документов, в том числе диплом о высшем образовании по специальности «Техносферная безопасность» или соответствующему направлению. Если такого диплома нет, его можно заменить двумя другими документами:

  • Диплом о высшем образовании в другой сфере.
  • Документ о прохождении дополнительной профессиональной переподготовки в области охраны труда.

Допускают к независимой оценке квалификации и сотрудников без высшего образования. Им нужно предоставить диплом о среднем профессиональном образовании, документ о профессиональной переподготовке по охране труда, а также подтвердить профильный опыт работы не менее трех лет.

Доказать соответствие 7-му уровню квалификации специалисту по охране труда помогут наличие профильного образования и опыта работы в области охраны труда не менее пяти лет.

Сотрудник, который успешно прошел оценку, получает свидетельство, подтверждающее соответствие квалификации требованиям профстандарта. Это дает возможность более уверенно чувствовать себя на рынке труда, планировать профессиональную карьеру и повышает конкурентоспособность специалиста.

Как проходит экзамен, рассказывают преподаватели Контур.Школы Наталья Герасименко и Андрей Любимов:

Какие документы выдадут после НОК

В случае успешной сдачи профессионального экзамена соискатель получит свидетельство о квалификации, а при неудовлетворительной оценке — заключение о прохождении экзамена и рекомендации по дополнительной подготовке.

Национальное агентство вносит сведения о выданных свидетельствах в Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций.

Подтверждение оценки квалификации дает возможность специалисту более уверенно чувствовать себя на рынке труда и планировать профессиональную карьеру, что повышает его конкурентоспособность.

Вместо заключения

Что нужно запомнить специалисту по охране труда:

  • Независимая оценка квалификации и профессиональное обучение — это разные процедуры. Они не взаимосвязаны и не заменяют друг друга.
  • Независимая оценка — добровольное мероприятие, но оно подтвердит соответствие вашей квалификации требованиям профстандарта и повысит конкурентоспособность на рынке труда.
  • Периодическое обучение работников по охране труда — обязанность работодателя. Если не провести обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, работодателю грозит штраф до 130 000 руб. за одного необученного сотрудника.

– Профстандартов: 01.001 «Педагог», 01.002 «Педагог-психолог», 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», 01.005 «Специалист в области воспитания», 05.005 «Инструктор-методист», 08.002 “Бухгалтер”, 33.011 «Повар» и другие.
– ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года;
– ФГОС НОО и ООО (Приказ Минпросвещения №287 31.05.2021)
– ФГОС СОО, СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20
– Дата обновления инструкций: 1 февраля 2023 года

Инструкции можно посмотреть
и приобрести поштучно или пакетом (выгоднее)

В соответствии с положениями части 4 ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» данные инструкции запрещено публиковать на сайтах сети Интернет, кроме официальных сайтов своих школ в формате jpg, png!

Должностные инструкции для школы по профстандартам хранятся в личном кабинете в течение 30 дней!