Инвестиционная декларация Кемеровской области

Что такое особые экономические зоны и какими они бывают

География ОЭЗ России по типам

Инвестиционная декларация Кемеровской области

На территории России могут создаваться ОЭЗ четырёх типов.

  • Промышленно-производственные (промышленность) ОЭЗ созданы для производства, переработки и реализации товаров. Расположены на участках не более 40 км2 в регионах, где хорошо развита инфраструктура, имеется много промышленных предприятий, добываются природные ресурсы.
  • Технико-внедренческие (технологии) ОЭЗ созданы для развития инновационных технологий, изготовления научно-технической продукции, её испытаний и дальнейшей реализации опытных образцов. Технологические ОЭЗ располагаются на участках не более 4 км2 в регионах с высоким уровнем научной базы, наличием исследовательских и научно-образовательных центров.
  • Туристско-рекреационные (туризм) ОЭЗ формируются для развития российского туризма. Данные ОЭЗ располагаются в наиболее живописных и востребованных среди туристов регионах России, которые имеют благоприятные условия для развития туристической отрасли.
  • Портовые (логистика) ОЭЗ создаются для осуществления судостроительной и судоремонтной деятельности, а также оказания услуг логистики. Портовые ОЭЗ находятся в регионах, расположенных близко от глобальных транзитных коридоров.

Начиная с 2005 г. и до середины 2016 г. количество ОЭЗ планомерно увеличивалось, однако это не давало положительных результатов, многие территории показывали низкий или отрицательный уровень эффективности. В 2016 г. Правительство РФ приняло решение об оптимизации ОЭЗ. Государство сосредоточилось не на количестве, а на качестве свободных экономических зон. Начиная с прошлого года, количество ОЭЗ снова стало расти. В 2016 г. были заключены соглашения, передающие полномочия по управлению ОЭЗ органам исполнительной власти субъектов РФ от Минэкономразвития.

Инвестиционная декларация Кемеровской области

На сегодняшний день на территории России функционируют 39 ОЭЗ, из них 20 — промышленно-производственного типа, 7 — технико-внедренческого, 10 — туристско-рекреационного и 2 — портового.

Мало кому известно, что означает такое понятие как «территориальные зоны», зачем они нужны и на что влияют. Однако, это достаточно важный элемент планировочной структуры, особенно для тех, кто имеет земельный участок, собирается возводить строения, как жилые, так и производственные. Начнем с определения. Это отдельные земельные территории муниципального образования, для которых в правилах землепользования и застройки (Далее – ПЗЗ) определены границы и установлены градостроительные регламенты, наделены особым режимом использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости. В результате градостроительного зонирования могут определяться следующие зоны:
·         жилые;
·         общественно-деловые (деловые, коммерческие, коммунально-бытовые, объектов здравоохранения);
·         производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
·         сельскохозяйственные (зоны дач, садоводств);
·         рекреационные (городские леса, парки, водоемы, объекты спорта);
·         зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение;
·         специального назначения (кладбища, объекты размещения отходов потребления и иными объектами);
·         иные территориальные зоны, выделяемые с учётом функциональных зон и местных особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства. Отметим, что для каждой территориальной зоны должны быть:
·         определена цель её создания и использования, её характеристики;
·         установлены границы в текстовой форме и отображены графически в планах и картах;
·         установлен градостроительный регламент;
·         определена сложившаяся планировка территории и существующего землепользования;
·         отражены планируемые функциональные зоны с указанием параметров их развития, заложенных генеральным планом (как правило, территориальные зоны являются многофункциональными). Важно, что каждый земельный участок должен располагаться только в одной территориальной зоне, за исключением земельных участков, границы которыхв соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон. Для земельных участков, расположенных внутри одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков, как и всего, что находится над и под поверхностью земли и используется в процессе застройки и эксплуатации зданий, строений, сооружений:
·         виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
·         предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства;
·         ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление территориальных зон регламентируется статьей 34 Градостроительного Кодекса РФ. Проведением землеустроительных работ по внесению в ЕГРН границ территориальных зон занимаются кадастровые инженеры. Ознакомиться с тем, в какой территориальной зоне находится Ваш земельный участок, можно в ПЗЗ вашего муниципального образования. Напомним, что для каждого муниципального образования они устанавливаются отдельно. Рассмотрим пример. Допустим нам необходимо построить сервис технического обслуживания автомобилей (далее – СТО) на определенном земельном участке. Для того, чтобы получить информацию необходимо обратиться к градостроительному зонированию, определить где находится Ваш участок, далее в ПЗЗ посмотреть какие виды недвижимости могут располагаться на данной территории. С помощью графической части мы определили, что данный участок располагается в территориальной зоне Ж-5. В соответствии с рассмотренными ПЗЗ, данная территориальная зона предназначена для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства и отдыха в индивидуальном (семейном) порядке с сооружениями и строениями как сезонного, так и круглогодичного использования. Территория, предоставленная садоводческому, дачному, огородническому объединению, состоит из земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования и индивидуальных земельных участков. Разрешено использовать следующие виды использования участков:
а) Основные виды разрешенного использования: земельные участки общего назначения; ведение огородничества; ведение садоводства. б) Вспомогательные виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание; предоставление коммунальных; административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг. в) Условно разрешенные виды использования: обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; магазины; общественное питание; рынки. Для использования территорий Ж-5 на территории садоводческих объединений не допускается:
– строительство дорог без проектов, согласованных с администрацией города, а также с Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов;
– захоронение бытовых и сельскохозяйственных отходов, складирование навоза и мусора;
– открытие карьеров строительных материалов;
– использование ядохимикатов;
– строительство выгребных ям без гидроизоляционного покрытия;
– разведение скота, птицы и пушных зверей;
– использование навозных стоков на удобрение;
– вырубка древесно-кустарниковых насаждений (кроме рубок ухода и санитарных рубок). Можно сделать вывод, что строительство СТО на такой территории невозможно. Однако, напомним, что каждое муниципальное образование необходимо рассматривать индивидуально. Данные правила действуют для всех видов постройки, часто встречаются случаи, когда на земельном участке нельзя построить и жилой дом. Именно поэтому важно знать в какой территориальной зоне находится ваш земельный участок.

Региональный кадастровый центр

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМ РЕЖИМОМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Ключевые термины и понятия: особая экономическая зона, территория опережающего социально-экономического развития, зона территориального развития, резидент, соглашение об осуществлении деятельности. В результате изучения данной главы студент должен: знать положения законодательства, отражающего особенности правового регулирования инвестиционной деятельности на территориях с особым режимом хозяйствования;

уметь применять правовые нормы, направленные на реализацию правового режима осуществления инвестиционной деятельности на территориях с особым режимом хозяйствования;

владеть навыками системного анализа положений специального законодательства, устанавливающего льготы для инвесторов, осуществляющих свою деятельность на территориях со специальным режимом хозяйствования.

ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ РЕЖИМОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

Современное законодательство РФ закрепляет возможность приобретения определенными территориями статуса, определяющим признаком которого становятся особые условия осуществления предпринимательской, прежде всего инвестиционной деятельности. Объединяет эти территории то, что, являясь частью географического и экономического пространства страны, они создаются на определенное время в установленном законом порядке, а в пределах их границ действует специальный (преференциальный) режим хозяйствования. Ретроспективный взгляд на исследуемую группу отношений позволяет говорить об использовании различных терминов для обозначения соответствующих территорий. Вместе с тем любое из этих понятий коррелирует с инвестиционной деятельностью, поскольку льготные экономические условия, действующие в их границах, всегда направлены для их развития и стимулирования инвестиций. Между тем вектор предполагаемых инвестиций предопределяет использование механизма, заложенного в том или ином институте территорий с особым режимом предпринимательской деятельности.

В соответствии с Законом экономических зонах1 особая экономическая зона представляет собой часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Цели создания особых экономических зон, а именно стимулирование развития промышленной деятельности, импортоза- мещения, научно-технического прогресса и инноваций, внутреннего и въездного туризма, портовой и транспортной инфраструктур предопределяют их типы. Последние могут быть объедены в так называемый кластер.

Исторически особые экономические зоны были отнюдь не первым видом территорий со специальным режимом хозяйствования, создаваемым в постсоветской России. Зоны свободного предпринимательства, зоны экономического благоприятствования, создание которых инициировалось региональными властями в 90-х гг. прошлого века, получили юридическое оформление в рамках зон территориального развития.

Мнение эксперта. Одним из краеугольных камней в науке предпринимательского права сегодня является вопрос о необходимости создания различных видов территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности, оценка достаточности поводов плодить правовые конструкции. Так, Е. Бух- вальд связывает создание зон территориального развития с необходимостью обеспечения возможности субъектов Российской Федерации в сфере экономического зонирования с целью создания опорных точек промышленно-инновационного развития1.

Резиденты ЗТР также могут претендовать на предоставление государственных гарантий Российской Федерации по привлекаемым кредитам.

К сведению. В отличие от зон территориального характера особые

экономические зоны носят преимущественно отраслевой характер.

Сегодня действуют восемь ОЭЗ промышленного типа («Алабуга»,

«Липецк», «Тольятти», «Титановая долина», «Моглино», «Калуга» и др. пять ОЭЗ технологического типа («Дубна», «Санкт-Петербург», «Зеленоград», «Томск», «Иннополис»), семь туристско-рекреационных зон («Долина Алтая», «Байкальская гавань», «Бирюзовая Катунь», «Ворота Байкала» и др. ), три портовых ОЭЗ («Ульяновск», «Советская Гавань» и др.

Меры стимулирования инвестиционной деятельности на территории зоны территориального развития

Благоприятные условия для инвестиций на территории ОЭЗ создаются посредством налоговых льгот. Существуют как общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы, так и предусмотренные для отдельного типа ОЭЗ (рис.

Кроме того, определенные налоговые льготы предусмотрены и для отдельных топов особых экономических зон: не облагается НДС проведение работ или оказание услуг резидентами портовой зоны (ст. 149 НК РФ), повышающие коэффициенты применяются в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков — организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны (ст. 259. 3 НК РФ), и др.

Помимо налоговых льгот, преференциальный режим на территориях особых экономических зон складывается из особого таможенного режима и административного режима. Неизменность предоставленных преференций гарантируется Правительством РФ, а прозрачная система управления, доступ к квалифицированным кадром ресурсам делает институт ОЭЗ еще более привлекательным.

Инвестиционная декларация Кемеровской области

Рис. Условия для инвесторов ОЭЗ

Новейшим видом территорий со специальным режимом предпринимательской деятельности, призванным симулировать инвестиционную активность, являются территории опережающего социально-экономического развития. Последние до января 2017 г. могли создаваться исключительно на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации с наиболее сложным социально-экономическим положением. На территориях закрытых административно-территориальных образований территории опережающего социально-экономического развития могут создаваться, начиная с января 2016 г. Элементы особого правового режима осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития представлены на рис.

Особого внимания среди элементов правого режима предпринимательской и инвестиционной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития заслуживают правовые средства дерегулирования предпринимательской деятельности, выраженные в предусмотренных особенностях осуществления государственного надзора и муниципального контроля. Так, время проведения проверок ограничено 15-ю и пятью рабочими днями для плановых и внеплановых проверок соответственно, проверки должны быть согласованы с Мин- востокразвития России.

Инвестиционная декларация Кемеровской области

Рис. Меры государственной поддержки резидентов ТОР

Берг О. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года // Вопросы экономики. – 2002. – № 5.

Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год».

Лексин В. , Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики. – 1998. – № 3.

www. gov.

www. parliament.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СТРУКТУРИЗАЦИИ ЗОН ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ИХ ИНВЕСТИЦИОННОГО

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В статье представлены актуальные проблемы управления развитием территорий в контексте структурной организации современных инструментов расширенного воспроизводства инвестиционного потенциала регионов – зон территориального развития. Оконтурены координаты функционального назначения и инвестиционного потенциала зон территориального развития на разных уровнях воспроизводственного процесса в условиях усложнения причинно-следственных взаимосвязей, обусловливающих современные тренды и перспективы регионов.

Ключевые слова зоны территориального развития, инвестиционный потенциал, управление территориальным развитием.

Современный этап развития России характеризуется с одной стороны специфическими особенностями формирования нового геополитического и геоэкономического пространства, а с другой – неэффективно использующимся ввиду сохраняющихся системных диспропорций и ресурсной неэффективности инвестиционным потенциалом, которым располагают территориально разграниченные производственно-экономические комплексы составляющих ее регионов. Неоднородность экономического пространства

* Профессор кафедры Экономической теории экономического факультета.

* Соискатель кафедры Экономической теории экономического факультета.

Инвестиционный риск ЮФО в сравнении с ведущими областями и регионами (субъектами РФ) в 2012-2013 гг.

Ранг риска 2013 год Ранг риска 2012 год Ранг потенциала 2013 год Регион (субъект федерации) Ранги элементов инвестиционного риска в 2013 году Динамика ранга риска, 2013 год по отношению к 2012 году

Социальный риск Экономический риск Финансовый риск Криминальный риск Экологический риск Управленческий риск

ЮФО, в т

В таких условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности и высокой динамичности рисков, эффективность процесса генериро-

вания инвестиционных ресурсов территории постоянно будет величиной неопределенной, трудноизмеримой и более того, труднодостижимой. Это требует развития альтернативных по отношению к имеющимся формам институциональной консолидации источников развития, например таких, как зоны территориального развития.

Перечень зон территориального развития в РФ

№ п/п Федеральный округ, в состав которого входит субъект ЗТР Субъект РФ, на территории которого допускается создание ЗТР

Северо-Западный федеральный округ 1. Республика Карелия

Сибирский федеральный округ 2. Республика Алтай 3. Республика Бурятия 4. Республика Тыва 5. Забайкальский край

Уральский федеральный округ 6. Курганская область

Центральный федеральный округ 7. Ивановская область

Южный федеральный округ 8. Республика Адыгея 9. Республика Калмыкия

Северо-Кавказский федеральный округ 10. Республика Дагестан 11. Республика Ингушетия 12. Кабардино-Балкарская Республика 13. Карачаево-Черкесская Республика 14. Республика Северная Осетия – Алания 15. Чеченская Республика

Дальневосточный федеральный округ 16. Камчатский край 17. Приморский край 18. Амурская область 19. Магаданская область 20. Еврейская автономная область

Тем не менее, в научном плане еще не сформирован применительно к специфике каждого субъекта РФ и того федерального округа, в состав которого будет входить такая зона (или зоны), соответствующий современным реалиям инструментарий оценки их экономической и общественной эффективности.

Конвергенция составляющих современную институциональную теорию подходов позволяет говорить о следующих возможностях для исследователей, которые ей «доступны» на данном этапе развития, и которые могут быть успешно применены к изучению содержания, признаков организации и специфики проявления зон территориального развития как институциональных образований мезоуровня:

– унификация модельных конструкций за счет включения в анализ социально-экономических процессов и явлений институциональной среды и институциональных изменений;

– интерпретация качественных параметров социально-экономической динамики в направлении отслеживания генотипа институциональных трансформаций, сопровождающих эволюцию экономических систем и смену технологических укладов;

– объяснение механизмов создания институциональных структур, а также места и роли в этом процессе индивидуумов и т.

Все это позволяет унифицировать на теоретико-методологическом уровне процесс структурирования ЗТР, выявления их элементного состава в зависимости от значимости и степени влияния эндогенных и экзогенных факторов, возможных траекторий межсубъектного взаимодействия, целевой направленности деятельности и ее соответствия ожидаемым результатам, реализуемости инвестиционного потенциала.

Важно учитывать социальную диверсификацию при одобрении инвестиционных проектов, например практики их реализации в Северо-Кавказском федеральном округе, занимающем численное большинство в перечне зон территориального развития (рис.

■ Северо-Кавказский федеральный округ (30° о)

5% Сибирский федеральный

5° о федеральный округ (5°о)

Уральский федеральный округ (5° о) Северо-Западный федеральный округ (5%)

■ Южный федеральный округ (10%)

■ Дальневосточный федеральный округ (25° о)

Рис. Соотношение субъектов РФ – резидентов ЗТР, %

Необходимость социальной диверсификации инвестиционных проектов объясняется тем, что процесс генерируемых ими ресурсов включает помимо инвестиционной еще и социальную составляющую, поскольку позволяет

На наш взгляд, координаты и функциональное предназначение зон территориального развития задается правилами и ограничениями, имеющими место на каждом из уровней существования хозяйственного порядка: общего (в масштабах национальной экономики), регионального и индивидуального – в части реализации интересов входящих в ее состав резидентов.

В соответствии с целевой установкой создания ЗТР, представленной в статье 2 ФЗ-№392 «О зонах территориального развития», можно укрупнено выделить следующие функционалы:

Содействие ускорению социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

Формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику региона.

Солидарное участие совместно с государством финансовой и административной поддержки резидентов зон территориального развития.

Более подробная градация функциональной роли зон территориального развития по обозначенным выше уровням представляет собой не просто отдельно взятые функции, они между собой напрямую или опосредованно взаимосвязаны (таблица 3).

Функциональная роль зон территориального развития

Уровень индивидуального воспроизводства Уровень регионального воспроизводства Уровень общественного воспроизводства

Снижение степени риска и неопределенности осуществления проекта, предлагаемого резидентом (резидентами) Обеспечение региона дополнительными финансовыми ресурсам за счет поддержки со стороны государства Обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса в масштабах экономики страны

Облегчение финансирования Аккумуляция «идейных» проектов развития территории Привлечение государства в качестве координатора политического, финансового, хозяйственного и институционального порядков в рамках реализации проектов развития территории

Концентрация на конкретном проекте, направлении развития, представляющего интересы резидента Обеспечение устойчивых связей между муниципалитетами или городскими округами, входящими в состав субъекта федерации Защита интересов резидентов ЗТР, государства, проживающего в ЗТР населения.

Таким образом, место и роль зон территориального развития, процесс их структуризации необходимо идентифицировать применительно к осо-

бенностям эволюции хозяйственных порядков. Все это предопределяет следующие направления исследовательской программы:

Определить потребность в зонах территориального развития.

Определить координаты и функционалы зон территориального развития на уровне индивидуального, регионального и общественного воспроизводства.

Оценить эффективность функций, выполняемых зонами территориального развития.

Предложить систему мер, позволяющих корректировать существование зон территориального развития.

Выработать систему мониторинга за эффективностью институциональной реорганизации зон территориального развития.

Шевченко И. Оценка неравномерности регионального развития в трендах технологической модернизации // TERRA ECONOMICUS. – 2013. -Том 11, № 3. – Часть 2. – С.

Демьяненко А. Мезоэкономика. теперь развития (заметки на полях книги «Мезоэкономика развития») // Пространственная Экономика. -2013. – № 1. – С. 161.

Мамедов О. Семь «углов» северокавказской экономики // TERRA ECONOMICUS. – 2010. – Том 8, № 4. – Часть 1. – С.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИЙ

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

Статья посвящена проблемам формирования интеллектуальных ресурсов на основе знаний, роли знаний в создании конкурентных пре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Доцент кафедры Экономики и менеджмента, кандидат экономических наук.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Феномен специальных экономических зон с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности достаточно широко используется в экономике различных стран, как развитых, так и развивающихся. Особые экономические зоны успешно действуют в США, Бразилии, Китае, Южной Кореи и в других странах. Позитивный зарубежный опыт дает информативную и методическую базу для выработки эффективных подходов к формированию территорий с особым режимом осуществления хозяйственной деятельности и обеспечению их работоспособности.

Сравнительно-правовая характеристика организационно-правовых основ создания и функционирования территорий с особым режимом хозяйствования в России, США и КНР иллюстрирует табл.

Экономический рост Китая не в последнюю очередь связывают с успешной практикой функционирования особых экономических зон в стране. Их формирование осуществлялось поэтапно и включало создание инфраструктуры и привлечение иностранных инвестиций за счет предоставления преференциального режима в сравнении с национальными инвесторами, государственную поддержку создания производства экспортно-ориентированной продукции, совершенствование технологий. Сегодня эта политика претерпевает изменения. Согласно ст. 2 положения Государственного совета КНР «О поощрении иностранных инвестиций» преференциальный режим предоставляется только тем иностранным инвесторам, которые осуществляют деятельность в сфере производства товаров, которые идут на экспорт, а также предприятий с передовыми технологиями, а создаваемое предприятие с участием иностранного капитала должно быть благоприятным для развития Китая, ставки налогов дифференцируются в зависимости от государственных приоритетов.

Сравнительно правовая характеристика механизма создания и функционирования территорий с особым режимом хозяйствования в Российской Федерации, США и КНР

Заслуживает внимания и опыт США, особенно в отношении так называемых предпринимательских зон, которые и являются прототипом ЗТР и ТОР, поскольку создавались в депрессивных регионах страны, а условиями для их создания служили низкий доход населения и высокий уровень безработицы.

Мнение эксперта. Анализируя международный опыт правового регулирования предпринимательства в особых экономических зонах, А. Гасумянова указывает на различные цели создания ОЭЗ в развивающихся и развитых экономиках. В развивающихся странах на первый план выходит обеспечение экономического роста всей страны, развитые — стремятся к выравниванию региональных экономик1.

Создание и функционирование особых экономических зон на постсоветском пространстве осуществлялось с использованием проамериканской и прокитайской моделей.

Законом Латвийской Республики от 10 августа 2001 г. «О применении налогов в свободных портах и специальных экономических зонах» предусмотрены: ставка НДС 0% к поставкам товара для дальнейшего экспортирования (в соответствии с подп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ 0% на работы или услуги, выполненные резидентами портовых ОЭЗ), скидка 80% с рассчитанной суммы налога на недвижимое имущество (в соответствии с п. 17 ст. 381 резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество в течение десяти лет).

Анализ национальных нормативных правовых актов США, КНР, других стан, которые пошли по схожему пути, позволяет выявить общие и проверенные опытом правовые конструкции, направленные на урегулирование процессов создания и функционирования территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности.

Зачем нужны особые экономические зоны?

Льготы и привилегии российских ОЭЗ для инвесторов и государства

Привлечение инвестиций в экономику страны является одной из приоритетных задач для любого государства. Инвестиции способствуют развитию экономики, технологическому прогрессу, повышению квалификации кадров, обмену информацией и другим факторам, улучшающим социально-экономическую жизнь государства. Чтобы привлечь иностранных инвесторов, страны используют различные инструменты, одним из которых являются особые экономические зоны или свободные экономические зоны). Сегодня ОЭЗ играют важную роль в развитии многих стран, в том числе и России.

Для чего созданы ОЭЗ

Главная цель создания особых экономических зон заключается в формировании благоприятных условий социально-экономического развития государства в рамках отдельных регионов и отраслей. В ОЭЗ заинтересованы как государство, так и инвесторы.

Ключевые цели государства в развитии ОЭЗ:

  • развитие программы импортозамещения;
  • развитие экспорта;
  • привлечение иностранных инвесторов и капиталов;
  • привлечение новых технологий производства;
  • создание дополнительных рабочих мест;
  • внедрение новых методов менеджмента и организации труда.

Цели и преимущества для инвесторов:

  • использование более квалифицированных кадров;
  • получение налоговых льгот;
  • снижение затрат на таможенные пошлины;
  • беспошлинный ввоз сырья, материалов и оборудования;
  • минимизация административных препятствий;
  • доступ к объектам, имеющим развитую инфраструктуру;
  • минимизация затрат на коммунальные услуги за счёт субсидий и более выгодная аренда недвижимости.

Льготы и привилегии

Кроме развитой инфраструктуры и специального административного режима, на территориях ОЭЗ действуют специальные налоговые, страховые и таможенные льготы. В зависимости от типа, в разных ОЭЗ установлены свои размеры льгот. Каждый регион может сам устанавливать специальные налоговые льготы для резидентов ОЭЗ.

Общие налоговые льготы на территории ОЭЗ

Инвестиционная декларация Кемеровской области

1Если поставка продукции происходит внутри ОЭЗ2Для резидентов ОЭЗ, заключивших соглашения с органами управления ОЭЗ3Для IT-компаний

За счёт этих льгот, развитой инфраструктуры и других привилегий инвесторы могут сократить до 30% первоначальных издержек.

ОЭЗ будут создавать по-новому

В середине этого года Минэкономразвития внесло на рассмотрение Правительством РФ законопроект о сужении перечня типов ОЭЗ, объединив технико-внедренческие и промышленно-производственные зоны. Данные меры должны заметно упростить получение статуса резидента. Кроме того, в законопроекте идёт речь и о новых налоговых льготах. ОЭЗ могут стать ещё выгоднее и привлекательнее для инвесторов, что повлияет на приток инвестиций в российскую экономику.

В следующей статье проанализируем, насколько эффективны особые экономические зоны в России, и определим перспективы их развития.

Чтобы «Открытый журнал» день ото дня становился лучше, нам важно знать ваше мнение о нём. Делитесь впечатлениями, предложениями, пожеланиями, задавайте вопросы – форма обратной связи существует именно для того, чтобы мы постоянно находились в диалоге с читателями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.