Изменение цены контракта по 44 фз в связи с увеличением цен на материалы

  1. Можно ли изменять существенные условия госконтракта

На рынке происходит увеличение стоимости строительных материалов, в связи с чем госконтракты на строительные работы необходимо корректировать в части удорожания материалов. Нормативными актами установлены правила изменения цены контракта по 44-ФЗ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы.

В связи со сложившейся тяжелой экономической ситуацией все чаще подрядчики сталкиваются с необходимостью изменения цены контракта из-за увеличения стоимости материалов и оборудования. За последние несколько лет принят ряд законодательных актов, регулирующих порядок изменения существенных условий госконтрактов.

Изменение цены контракта по 44 фз в связи с увеличением цен на материалы

В коммерческой деятельности предприятия ситуации бывают разными, рынок динамичен, и его условия в любой момент могут измениться. Поэтому, легко можно представить ситуацию, при которой и предложенные поставщиком в ходе торгов ценовые условия также требуется изменить. Возможно ли это при работе в рамках 44-ФЗ? Да, возможно. Однако, перечень случаев, при которых такая возможность есть, ограничен. Предлагаем рассмотреть их, с учетом последних изменений.

По большому счету, моментов, в которых увеличение или уменьшение стоимости контракта возможно, всего два.

В соответствии с гражданским законодательством форс-мажором является определенный набор случаев, характеризующиеся двумя признаками: чрезвычайность и неотвратимость. К таким случаям относятся, например, эпидемии, войны, стихийные бедствия и так далее.

Риски же, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика, которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке (Письмо Минфина от 20 августа 2018 г. № 24-03-07/58933), поэтому форс-мажором являться не могут.

Кроме того, и само изменение цены в случае форс-мажора 44-ФЗ не предусмотрено. Например, для изменения контракта, исполнение которого стало невыгодным в случае распространения коронавирусной инфекции, необходимо руководствоваться обычными нормами 44-ФЗ, описанными выше в статье.

Следить за законодательством в области закупок непросто, а еще нужно время на поиск, аналитику, подготовку документов и участие. Правда, можно избавится от лишней нагрузки, подключившись к сервису Тендерплан

  • Настраиваемый поиск с возможностью сохранения настроек и подпиской только на подходящие вам закупки;
  • Распределение задач между сотрудниками, обсуждение закупок и документации прямо в сервисе (внутренняя CRM
  • Только нужная аналитика — по тендерам, конкурентам, заказчикам
  • Возможность сопровождения специалистом, который поможет не только в подготовке и подаче заявки, но и при согласовании и заключении контракта. Стоимость услуги — от 2 000 рублей, без процентов с победы

Готовы подключиться?

Выбирайте тариф или подключите бесплатный тестовый период – 14 дней, чтобы оценить наши преимущества

Изменение цены контракта по 44 фз в связи с увеличением цен на материалы

Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт должен быть исполнен на тех условиях, что были изначально в нём предусмотрены, за рядом исключений. К таким исключениям отнесены случаи увеличения стоимости контракта не более чем на 10 процентов. Подробнее об этом рассказала в статье наш эксперт Оксана Шафигулина.

Правильно исполнить контракт и не нарваться на штраф поможет справочно-правовая система КонсультантПлюс

По общему правилу, предусмотренному статьёй 34 Закона № 44-ФЗ (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»),  контракт должен быть исполнен на тех условиях, что были изначально в нём предусмотрены, за рядом исключений. К таким исключениям отнесены случаи увеличения стоимости контракта не более чем на 10 процентов. 

Основание для увеличения цены контракта 

Рассмотрим ситуацию, когда у заказчика появилась необходимость в увеличении объёма контракта, по сравнению с тем, которое предусматривалось документацией о закупке и условиями контракта. При этом возможность изменения цены контракта должна быть предусмотрена документацией о закупке, а если по предложению заказчика изменяется цена контракта, заключённого с единственным поставщиком, то такое условие должно содержаться в самом контракте. 

В этом случае, в силу подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»),  стороны вправе изменить условия контракта и увеличить объём и стоимость контракта не более чем на 10 процентов, пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объёму работы или услуги, исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги. 

Основанием для увеличения объёма товара, объёма товара или услуги, соответственно, и цены контракта является предложение заказчика, согласованное исполнителем, которое впоследствии оформляется путём заключения сторонами дополнительного соглашения к контракту. 

Вопрос 

Можно ли в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ приобрести дополнительно товары, работы, услуги, не предусмотренные документацией о закупке и условиями контракта, но они технологически связаны с предметом контракта?

Ответ 

Такое изменение условий контракта не допускается. В случае возникновения необходимости в дополнительном приобретении товаров, работ, услуг, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика либо осуществить её у единственного поставщика в соответствии с требованиями, установленными Законом № 44-ФЗ  (письма Минфина России от 07.05.2020 № 24-03-08/36964, от 30.04.2020 № 24-03-08/35530) 

Исключения из указанного правила 

Тем не менее следует учесть, что существует исключение. Так, если закупка осуществлялась путём проведения запроса котировок, заказчик не вправе изменить условия заключённого контракта по любым из оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ (ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

Данный запрет связан с тем, что при проведении запроса котировок документация о закупке не разрабатывается, размещается лишь извещение (ч. 1 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ). Следовательно, заказчик не может воспользоваться правом на увеличение объёма и цены контракта в пределах допустимых 10 процентов, даже если он предусмотрел в контракте возможность такого изменения. 

Согласно разъяснениям регулятора контрактной системы в случае, если контракт заключён по формуле цены с указанием максимальной цены контракта, изменения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, не могут быть осуществлены  (Письмо Минфина России от 05.03.2020 № 24-03-07/16668). 

Минфин России также обращает особое внимание заказчиков на то, что возможность увеличения цены контракта без изменения количества поставляемого товара, объёма выполняемых работ, оказываемых услуг подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена (Письмо Минфина России от 11.09.2020 № 24-03-08/80062). 

Увеличение количества товара по контракту, заключённому на поставку нескольких видов (позиций) товара 

Стоит принять во внимание, подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ прямо не указывает на то, что если контракт предусматривает поставку нескольких видов товаров, то изменение количества товаров возможно только по всем этим видам товаров. Стороны вправе увеличивать количество любых отдельных, предусмотренных контрактом, видов товаров (позиции), если при этом цена контракта не увеличивается более чем на 10 процентов (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2874)

В случае если контракт заключён на поставку нескольких позиций товара, то увеличение количества товара в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ возможно в том числе по отдельной позиции товара, при этом цена контракта не может увеличиться более чем на 10 процентов (письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 № ОГ-Д28-1836, от 25.10.2016 № Д28и-2759)

Если же у заказчика возникла необходимость в увеличении количества товара, объёма работы или услуги, стоимость которых превысит допустимые 10 процентов, то он должен осуществить дополнительную закупку, способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом № 44-ФЗ. 

Ответственность заказчика за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг

В заключение поговорим об ответственности. Если стороны заключили дополнительное соглашение к контракту, а такая возможность не была предусмотрена документацией о закупке и условиями контракта, если увеличена цена контракта, заключённого по формуле цены с указанием максимальной цены контракта, то должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности. 

Такая ответственность установлена частью 4 статьи 7.32 КоАП (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021)) в виде штрафа  в размере двадцати тысяч рублей за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Оксана Шафигулина, ведущий эксперт-юрист ООО «Что делать Консалт»

На нашем семинаре вы узнаете о практике закупок с учетом последний изменений в контрактной системе и о новых правилах в 2022 году.

Вопрос: О порядке изменения существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов.

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) при изменении существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов, с учетом пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, сообщает следующее.

Перечень случаев в которых допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон, установлен частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и является исчерпывающим.

Так, на основании пункта 1.2 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуга не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исхода из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Таким образом, на основании пункта 1.2 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ допускается по соглашению сторон при исполнении контракта увеличение или уменьшение количества товара по отдельным позициям в пределах десяти процентов от установленного в контракте количества такой изменяемой позиции товара. При этом изменение цены контракта допускается не более чем на десять процентов цены контракта.

В соответствии с частью 65.2 статьи 112 Закона N 44-ФЗ до 31.12.2023 по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов, если по предложению заказчика увеличивается предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на тридцать процентов или уменьшается предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на тридцать процентов.

При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов исходя из установленной в контракте цены единицы таких препаратов, изделий, материалов, но не более чем на тридцать процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы таких препаратов, изделий, материалов. Цена единицы дополнительно поставляемых лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов или цена единицы таких препаратов, изделий, материалов при уменьшении предусмотренного контрактом количества таких препаратов, изделий, материалов должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов.

Таким образом, на основании части 65.2 статьи 112 Закона N 44-ФЗ предусмотрена исключительно возможность увеличения или уменьшения предусмотренного контрактом количества лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов не более чем на тридцать процентов с возможностью изменения по соглашению сторон с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов, на которое увеличивается либо уменьшается предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов, не более чем на тридцать процентов цены контракта.

Обращаем внимание, что при принятии решения, предусмотренного частью 65.2 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, учитывается цена контракта с учетом ранее внесенных изменений на основании пункта 1.2 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, а также что согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Согласно части 1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В случае установления заказчиком в соответствии со статьей 96 Закона N 44-ФЗ требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с Законом N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 – 6.2-1 указанной статьи (часть 6 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ (часть 4 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).

Изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к контракту, в связи с чем изменения существенных условий контракта в соответствии с Законом N 44-Ф, которые влекут возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, осуществляются при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта.

Заместитель директора Департамента

Как меняются расценки на стройматериалы в смете госконтракта

В методике составления сметы 841/пр описаны правила обоснования коррекции сметы на строительные работы и на реконструкцию объектов капстроительства с ценой:

  • до 30 миллионов рублей;
  • от 30 до 100 миллионов рублей;
  • свыше 100 миллионов рублей.

Для ценовой категории до 30 миллионов ввели компенсацию разницы между стоимостью основных материалов, оборудования и общей стоимостью этих материалов и оборудования с учетом изменений. Ее определяют как сумму цен работ по действующей смете и величины возрастания расценок на строительные материалы, оборудование. Величину возрастания учитывают в коэффициенте и распределяют пропорционально остатку работ по каждой позиции сметы строительного подряда. Для подтверждения необходимо предоставить минимум три обосновывающих документа по каждому материалу и оборудованию — коммерческие предложения, прайс-листы, открытые сведения с ЭТП.

Разница рассчитывается по формуле:

Формула расчета разницы при цене до 30 млн

Новая стоимость контракта до 30 миллионов определяется по такой формуле:

Расчет новой цены при стоимости до 30 млн

Новая цена контракта от 30 до 100 миллионов рассчитывается так:

Расчет новой цены при стоимости до 100 млн

Коэффициент корректировки с учетом роста стоимости работ из-за удорожания строительных ресурсов определяют так:

Коэффициент корректировки цены контракта

Новые условия контракта с коэффициентом корректировки при стоимости от 100 миллионов и выше рассчитывается по тем же формулам, что и для госконтрактов от 30 миллионов рублей (п. 14.3 методики из Приказа № 841/пр).

При корректировке (максимум на 30%) для договоров до 30 и от 30 до 100 миллионов рублей повторная экспертиза сметы не требуется. А вот от 100 миллионов и выше повторная экспертиза обязательна.

Общий порядок действия при изменении расценок на стройматериалы таков:

  1. Пересчитать смету подрядных работ из уровня цен на дату утверждения сметы в уровень на дату работ, применив индекс фактической инфляции. Образцы расчетов приведены в приложениях к проекту приказа Минстроя.
  2. Подготовить подтверждающие документы и приложить их к расчету. Подтверждением роста расценок являются договоры поставки на стройматериалы и оборудование до и после удорожания.
  3. Получить разрешение на изменение ЦК от региональных властей.

Можно ли изменять существенные условия госконтракта

По общему правилу менять условия сделки с госучреждением запрещено. Однако в некоторых случаях на это есть основания. Рассказываем, возможно ли изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ и по каким причинам.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Поддержка бизнеса в условиях санкций

Власти добавили возможность менять объем и вид работ: у сторон появилась возможность однократно изменить срок по контрактам жизненного цикла и госконтрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

А изменять стоимость придется только в пределах доведенных ЛБО.

Дополнили список оснований, когда вправе изменить существенные условия контракта:

  1. Если заключен госконтракт жизненного цикла со стройкой и капремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, при условии что сметная стоимость по итогам госэкспертизы превышает цену госконтракта. Корректировка цены госконтракта допускается в пределах 30 %.
  2. Появилось право изменить срок исполнения отдельного этапа госконтракта, но в рамках общего срока исполнения контракта.
  3. Если заключен госконтракт на срок не менее одного года с предметом закупки научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Цена соглашения равна или превышает предельный размер правительства. И изменение потребовалось из-за обстоятельств, которые не зависят от сторон и препятствуют выполнению обязательств. Чтобы изменить госконтракт, придется обосновать решение. Корректировка объема и цены допускается в пределах 30 %.
  4. Если контракт не выполнить из-за форс-мажора, то выполняются условия частей 1.3–1.6 ст. 95, а если есть решение властей, договор заключен до 01.01.2024, то его меняют по ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ. Порядок получения разрешения можно уточнить в постановлениях правительства, региональных властей и муниципалитетов — местные власти утверждают его самостоятельно. Например, постановление Самарской области № 250 от 13.04.2022 разъясняет, кто принимает решение об изменении существенных условий контракта: главный распорядитель бюджетных средств.
  5. При поставке лекарств допускается изменение объема заказа и цены контракта в пределах 30 % до 31.12.2023 (ч. 65.2 ст. 112).

Для работы с существенными условиями в госконтракте жизненного цикла установили правило, что если сметная стоимость по результатам госэкспертизы меньше цены госконтракта, то заказчику придется уменьшить цену до сметной.

Возможность заключения соглашения об изменении госконтракта по результатам электронных процедур в ЕИС, кроме случаев, когда в ЕИС запрещено публиковать информацию, перенесена на более поздний срок.

С 2022 года пункт закона о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с п.1 ч.1 ст. 95 Федерального закона утратил силу.

Что относится к существенным условиям

К существенным условиям относятся положения, которые обязательно включаются в госконтракт в силу прямого указания закона.

В п. 1 ст. 432 ГК указано, что договор не заключается, если не достигнуто согласие по поводу предмета сделки и условий, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и всех тех условий, относительно которых по заявлению одной из сторон достигается соглашение.

По общему правилу существенные условия контракта по 44-ФЗ, которые нельзя менять без веских оснований:

  • порядок определения количества ТРУ на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом;
  • цену;
  • итоговую цену каждого этапа;
  • ответственность заказчика и поставщика;
  • порядок и срок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки ТРУ;
  • уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик;
  • обеспечение исполнения обязательств и сроки возврата обеспечения, которое внесено деньгами, в том числе его части;
  • порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установлено требование о его предоставлении);
  • предоставление нового обеспечения исполнения обязательств, если у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств, отозвали лицензию.

В помощь заказчикам разрабатывают типовые условия госконтрактов, в которых закреплены все существенные условия. Это позволяет не допускать ошибок. Закон уточняет, можно ли вносить изменения в типовой контракт по 44-ФЗ: сейчас типовые контракты применять необязательно, заказчики используют только типовые условия.

Как изменить существенные условия

Основания для изменения существенных условий контракта закреплены в ст. 95 и 112 44-ФЗ. Мы собрали их в таблицу.

В ч. 5 ст. 95 44-ФЗ указано, что при исполнении контракта не допускается перемены поставщика. Исключение — если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому госконтракту вследствие реорганизации юрлица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Как изменить госконтракты на строительные работы

В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ есть пункты, которые разъясняют, можно ли внести изменения в существенные условия при исполнении контракта, если меняете объем или виды работ по строительству, — да. Мы собрали все условия для этого действия в таблицу:

Как изменить предмет контракта

По общему правилу изменение предмета договора не допускается.

За его изменение должностное лицо оштрафуют на сумму в 20 000 руб., а юридическое — на 200 000 руб. А суды признают допсоглашение с изменением предмета контракта недействительным.

Но в ч. 7 ст. 95 44-ФЗ указано, что по согласованию сторон поставляются другие товары. Главное, чтобы качество и технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) были лучше по сравнению с предметом контракта.

Цену договора или цену единицы товара (работы, услуги) в этом случае изменять нельзя.

Сторонам нельзя применять это основание для изменения страны происхождения товара. Такой запрет закрепляется нормативными правовыми актами, которые приняты в рамках ч. 3 и 4 ст. 14 44-ФЗ.

Вот пример реализации этой нормы:

Применение допсоглашения к госконтракту

Разъяснения по теме

Еще по теме:

Об авторе этой статьи

Дмитрий Сидаев

Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора

Как менять цену контракта из-за удорожания строительных ресурсов

В настоящее время рынок строительных материалов очень нестабилен. Едва ли не каждый подрядчик в ходе исполнения контракта сталкивается с проблемой удорожания материалов, что ставит под угрозу саму возможность исполнения обязательств. Понимая это, законодатель предусмотрел возможность пересмотра стоимости госконтрактов по строительству. Еще в 2021 году вышло постановление правительства об увеличении цены контракта на 30 процентов — ПП РФ № 1315 от 09.08.2021. Законодательный акт предусматривал возможность менять существенные условия договора в случае непрогнозируемого удорожания стоимости строительных ресурсов.

Изменение существенных условий осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к ранее заключенному договору на основании поступившего заказчику письменного предложения об изменения цены контракта по 44-ФЗ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение. Правило распространяется на контракты, заключенные до 31 декабря 2022 г. при условии, что обязательства по ним на дату заключения соглашения не исполнены.

Три ведомства — Минфин, Минстрой и ФАС — разъяснили порядок действий в совместном письме Минфина России № 24-06-06/45785, Минстроя России № 24044-АЛ/09, ФАС России № ПИ/47490/21 от 10.06.2021. Ведомства указывают на то, что по соглашению сторон допускаются и увеличение цены контракта на 30 процентов по 44-ФЗ, и срок его исполнения.

По логике ведомств, коррективы возможны из-за возникновения обстоятельств, которые не зависят ни от поставщика, ни от заказчика. Под «не зависящими от сторон контракта обстоятельствами» предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе повышение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов.

Разъяснения Минстроя в связи с изменениями

В письме № 7797-иф/09 от 1 марта 2022 года Минстрой разъяснил порядок изменения бюджета договоров на строительство, реконструкцию, капремонт, снос капитальных объектов и сохранение объектов культурного наследия.

В разделе «Ценообразование» на официальном сайте Минстроя РФ размещена информация для расчета бюджета на строительные сделки.

Ценообразование в строительстве

Законодатель допускает изменение цены контракта по 44-ФЗ в связи с увеличением суммы материалов для контрактов на выполнение строительных работ для федеральных нужд (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

В 2021 году опубликовали Постановление Правительства № 1315 от 09.08.2021 об увеличении цены контракта на 30 процентов. Документ закрепляет правила изменения бюджета сделки. Увеличение доступно при соблюдении условий:

  • предметом сделки выступает строительство, реконструкция, капремонт, снос капитальных построек, сохранение объектов культурного наследия;
  • срок выполнения работ — не менее 1 года;
  • цена договора равна сумме, установленной правительством, или превышает ее.

Для увеличения суммы договора требуется письменное обоснование и решение правительства или региональных властей субъекта РФ. При этом увеличение цены контракта на 30 процентов по 44-ФЗ в 2022 году не должно повлечь увеличение сроков исполнения условий сделки.

Бюджет договоров допустимо увеличить не более чем на 30%. При этом общий бюджет сделки по 44-ФЗ — более 1 млн руб., а дата заключения — до 01.01.2022. Порядок распространяется, в том числе, на оборонные заказы.

В 2021 году условия изменились: в ст. 112 ФЗ № 44 указали на возможность изменения по сделкам, которые заключены на срок менее 1 года. В договоры стоимостью от 100 млн руб. правки допустимо вносить после проведения государственной экспертизы по проверке стоимости сметы. Экспертизу проводят в ускоренном режиме в течение 14 дней.

Правительство рекомендует применять правила корректировки и к сделкам для нужд регионов и муниципальных образований. Правила Постановления № 1315 применимы к контрактам по 223-ФЗ.

Обоснование для изменения стоимости составляют по правилам составления сметы, которые устанавливает 841 Приказ Минстроя от 15.02.2020, он продолжает действовать в 2022 году.

Методику корректировки стоимости не применяют, если извещение о закупке опубликовано до 15.02.2020. Новые правила разрешают пересмотр бюджета по контрактам, работы по которым выполнены и приняты в 2021 году.

Постановление Правительства № 2594 от 31.12.2021 разрешило изменять условия по концессионным соглашениям, по которым увеличены расходы концедентов на выполнение работ.

Запрещено пересматривать суммы по сделкам, предметом которых выступают объекты:

  • теплоснабжения;
  • горячего и холодного водоснабжения и водоотведения;
  • производства, передачи и распределения электричества;
  • газоснабжения;
  • ТКО.

Стоимость концессионного договора пересмотрят в случае превышения стоимости контракта 1 млрд руб. на основании заявления, поданного в ФАС. Для рассмотрения заявления потребуется положительное заключение повторной экспертизы проектной документации.

Штрафы к подрядчику с момента заключения контракта до предложения исполнителя об увеличении бюджета не применяют. Предложение о списании неустойки направляют совместно с пакетом документов на изменение цены.

Минстрой опубликовал письмо № 11596-иф/09 от 22.03.2022, в котором приведены индексы изменения стоимости сметы по строительству на первый квартал 2022 г.

Опубликованное письмо о повышении цен 2022 г. закрепляет, что стороны вправе заключать комплексные договоры на строительство, которые включают в себя проект, строительство и ввод в эксплуатацию (ч. 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 44-ФЗ). Скорректировать цену на строительные работы по таким контрактам разрешается (письмо Минстроя РФ от 01.03.2022 № 7797-иф/09), а стоимость проекта и изыскательских работ пересматривать запрещено.

Об авторе этой статьи

Александра Челозерцева

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности “юриспруденция”. Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.
Другие публикации автора

Как расторгнуть контракт из-за подорожания стоимости стройматериалов

Если вы направили заказчику письмо об увеличении стоимости договора в связи с увеличением цены на материалы, а он не согласен с удорожанием или стороны не получили разрешение на изменение существенных условий, то проводится расторжение контракта из-за повышения цен на материалы при строительстве — по ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ. Основание для расторжения — соглашение сторон.

Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева

Бухгалтер, эксперт проекта
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора

Что изменилось

В 2022 году на фоне экономических санкций увеличились цены на стройматериалы. Сделки, которые были заключены по сметам старых расценок фактически оказались невыполнимы, в связи с чем разработан порядок изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов — его утвердило Министерство строительства.

Разрешили менять как бюджет, так и другие существенные условия договора.

Какими правилами руководствоваться при повышении цены контракта из-за роста цен на материалы

В процессе исполнения госконтрактов на строительство предусмотрено увеличение расценок на строительные материалы. Минстрой в письме от 09.04.2022 № 15274-ИФ/09 подчеркнул, что такое изменение осуществляется при наличии его письменного обоснования на основании решения органа исполнительной власти.

Установлена возможность менять существенные условия действующего контракта стоимостью более 1 млн руб., в связи с удорожанием стройматериалов, в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа. Если стоимость превышает 100 млн рублей, обязательным условием является проведение государственной экспертизы сметной документации. Такая экспертиза осуществляется в сокращенные сроки (до 14 дней). Правила действуют как в отношении долгосрочных контрактов, так и в отношении договоров, которые заключены на срок менее одного года.

Кроме того, в соответствии с положениями закона № 46-ФЗ, статья 112 закона № 44-ФЗ дополнена частью 65.1, которая, как и уже рассмотренные законодательные акты, предусматривает возможность менять существенные условия.

Отдельного указа президента об увеличении сметной стоимости на 30 процентов в 2023 году нет, правила закреплены ПП РФ № 1315 в последней редакции. По правилам, такая процедура возможна, если такие коррективы не приведут к увеличению срока исполнения соглашения или цены свыше 30%.

Если заключили строительный контракт с ценой от 1 миллиона рублей (после 31.12.2022 — от 100 миллионов) на год и больше, и в процессе его исполнения возникли обстоятельства, не зависящие от сторон, из-за которых нельзя закончить работу, меняйте условия.

Если стороны одновременно меняют и цену, и срок исполнения либо корректируют любое из этих условий, внесите коррективы в смету. Корректируйте смету, даже если производится замена материала без изменения сметной стоимости 44-ФЗ, — это все равно замена условий исполнения строительного госконтракта.

Есть еще ряд особенностей. При изменении строительных подрядов стоимостью от 30 миллионов рублей и выше разрешают учитывать увеличение стоимости работ, которые приняли еще в 2021 году и до даты, когда подрядчик направил скорректированный расчет, но только по взаимному согласию сторон. Подрядчик обосновывает корректировку сметы (показывает удорожание ресурсов): оформляет новое предложение и прикладывает к нему подтверждающие документы (п. 14, пп. «в» п. 14.2 методики из Приказа Минстроя № 841/пр).

После заключения контракта

На этом этапе основной правовой нормой, регулирующей отношения сторон в случае необходимости изменения контракта, является статья 95 44-ФЗ, согласно которой изменение существенных условий (к ним относится и цена) в ходе исполнения контракта не допускается.

Однако, и здесь есть ряд исключений.

Изменение количества закупаемых товаров, объема работ или услуг

В этом случае цена контракта может измениться в меньшую или большую сторону, но в пределах 10% от общей суммы. При этом:

  • такая возможность предусмотрена по предложению заказчика;
  • соразмерно стоимости контракта должно увеличиваться или уменьшаться количество закупаемых товаров, работ, услуг;
  • цена за единицу товара не должна превышать полученную в ходе торгов;
  • возможность изменения стоимости контракта должна быть предусмотрена документацией о проведении электронного аукциона.

Положения данного пункта не применимы к ряду строительных работ, капремонту, и работам по реконструкции. Для них действует отдельное правило.

Не хотите разбираться в том, что это за правило? В Тендерплане появилась услуга тендерного сопровождения. Пройдем все этапы закупки вместе с вами, учтем все нужные правила, поможем участвовать и побеждать в торгах.

К ним относятся собственно строительство, реконструкция, капремонт, а также работы по сносу объекта капитального строительства или работы по сохранению объектов культурного наследия.

Здесь разрешается увеличение стоимости контракта в пределах 30 % от его первоначальной суммы, при выполнении следующих условий:

  • срок контракта — равен или более 1 года;
  • цена контракта должна быть равна 100 млн рублей или превышать эту сумму (для контрактов, заключенных после 1 июля 2021 года, см. ПП РФ 1186 от 13.12.2013 г.);
  • изменения вносятся по независящим от сторон контракта обстоятельствам, которые повлекли невозможность исполнения обязательств, например, потребовалось внести изменения в проектные документы;
  • есть письменное обоснование такого изменения на основании уполномоченного органа власти.

Кроме того, возможно изменение стоимости контракта для указанных видов работ не более, чем на 10% в случае изменения объема или вида работ (пп. в, п. 1, ч. 1 ст. 95).

С 24 августа 2021 года начало действовать ПП РФ № 1315 от 09.08.2021 г., согласно которому стало возможным изменение цены таких контрактов в случае увеличения стоимости строительных материалов.

При этом, должны выполняться следующие условия:

  • увеличение возможно в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика, и не может быть больше 30% от общей стоимости работ;
  • при таком увеличении не должны меняться физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения;
  • контракт должен быть заключен до 01.07.2021 г., и должен действовать на момент перерасчета цены;
  • правило действует для контрактов, заключенных с определенными заказчиками, к которым относится, например, Минздрав РФ, Минкульт РФ, Минпромторг РФ, а также находящиеся в ведении указанных министерств организации. Полный перечень заказчиков, которые вправе изменять стоимость контракта в соответствии с ПП РФ № 1315, содержится в Приложении 1 к Постановлению.

Медицинские услуги (лечение)

Стоимость контракта может вырасти или уменьшиться, если:

  • контракт заключен с зарубежной компанией;
  • по контракту выполняется лечение гражданина России за пределами страны;
  • изменился перечень оказываемых услуг по медицинским показаниям;
  • возможность изменения предусмотрена контрактом.

Заказчику «урезали» бюджет

Такая ситуация возможна в случае, когда заказчик уже заключил контракт, но предусмотренные бюджетом денежные средства от государства не получил (ч. 6 ст. 161 БК РФ). В этом случае:

  • заказчик обеспечивает согласование новых условий исполнения контракта, руководствуясь методикой от 28 ноября 2013 г. № 1090;
  • в случае недостижения согласия по новым условиям контракт расторгается.

Регулируемые цены изменились

В такой ситуации возможно изменение цены контракта более, чем на 10%, соразмерно росту или уменьшению цены на тариф. При этом возможность изменить количество товара, работ или услуг по указанному основанию не предусмотрена.

Крупные государственные и муниципальные контракты

«Крупность» в данном случае определяется ПП РФ 1186 от 13.12.2013 г., согласно которому для следующих видов контрактов:

обеспечение федеральных нужд:

  • цена контракта не менее 10 млрд рублей (кроме контрактов, заключаемых на работы по проведению клинических исследований лекарственных препаратов);
  • срок контракта — не менее трех лет.

для нужд субъекта РФ:

  • цена контракта не менее 1 млрд рублей;
  • срок контракта — не менее трех лет.

обеспечение муниципальных нужд:

  • цена контракта не менее 500 млн рублей;
  • срок контракта — не менее одного года.

Действует следующее правило:

в случае, если исполнение такого контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия (в том числе и цена) могут быть изменены на основании решения уполномоченного органа власти.

Просто снижение цены контракта по соглашению сторон

При этом не должны измениться предусмотренные контрактом:

  • объем работы или услуги;
  • качество поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги;
  • иные условия контракта.

В процессе заключения контракта

На этом этапе все довольно просто. Мнение законодателя однозначно — изменение предложенной победителем цены не допускается (части 1 и 2 ст. 34 и часть 2 ст. 83.2 44-ФЗ).

Предусмотрено единственное исключение — в соответствии с частью 18 ст. 34 возможно увеличение стоимости контракта с соответствующим изменением в большую сторону количества закупаемого товара. При этом должны выполняться следующие условия:

  • цена за единицу товара в контракте с увеличением не должна быть выше, чем полученная в ходе проведения торгов;
  • объектом закупки должен быть товар;
  • возможность изменения стоимости должна быть предусмотрена документацией о проведении аукциона;
  • стоимость контракта с увеличением не может превысить начальную максимальную цену контракта.

Приведем пример: Начальная максимальная цена закупки 100 тысяч рублей, объект закупки — набор новогодних подарков, общее количество наборов — 100 штук. В ходе торгов стоимость снизилась до 80 тысяч рублей, таким образом, цена за один набор составила 800 рублей.

Если заказчик решит увеличить общую стоимость контракта в соответствии с частью 18 ст. 34, такое увеличение будет возможно не более, чем до 100 тысяч рублей, при этом, количество наборов увеличится на 25 штук (20 тысяч рублей (экономия) / 800 рублей (цена за один набор)). И тогда общее количество наборов новогодних подарков, которое заказчик сможет закупить, составит 125 штук, по цене 800 рублей за штуку, на общую сумму 100 тысяч рублей.

Уже сейчас вы можете найти все закупки на новогодние товары, в этом вам поможет Тендерплан. Уже сейчас в системе таких закупок более 1000. С умным поиском и гибкими настройками фильтров найти их совсем нетрудно, как и любые другие тендеры. Кроме того, вы можете заглянуть в будущее и посмотреть планируемые закупки — будьте готовы к участию заранее.

Подключиться бесплатно — демо-период 14 дней с полным функционалом.

Увеличение стоимости контракта в соответствии с частью 18 ст. 34 является правом заказчика, и возможно только по согласованию с поставщиком.

Читайте также:  Красноярский цсм официальный сайт готовность приборов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *