Минтруд рекомендует использовать профстандарт как основу для трудового договора и должностной инструкции. Разберем, как скорректировать трудовую функцию и внести изменения в документы на примере специалиста по кадрам
Как применять требования профстандарта?
Для специалиста по кадровой работе нет ни льгот, ни компенсаций, нет и нормативно-правовых актов, которые устанавливали бы требования к квалификации. При этом Минтруд в Письме от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 указал, что в ситуациях, когда требования профстандарта необязательны, они «носят рекомендательный характер». Это значит, что, составляя должностные инструкции, вы можете использовать профстандарты как основу для определения требований к квалификации с учетом особенностей вашей организации и реальных обязанностей.
Если вы планируете определить требования к квалификации и привести в порядок формулировки в документах, обратите внимание, что сейчас нет четкой инструкции, как это делать.
В Приказах Минтруда РФ № 170н, 147н, 148н, посвященных разработке профстандартов, указаны три понятия:
- обобщенная трудовая функция — это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе;
- трудовая функция — система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
- трудовое действие — процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Однако они важны только для разработчиков профстандартов, а не для работодателей. Но очень многие организации стали в должностные инструкции переписывать именно эти термины из самих профстандартов. Это неверное решение.
Название должности или вид работы?
Обязательным для включения в трудовой договор является трудовая функция в трактовке первой части ст. 57 ТК РФ. Но и здесь все не так просто. Проблема в том, что в формулировке есть и наименование должности, профессии, специальности, и — через точку с запятой — конкретный вид поручаемой работы. Уточнение внесли на случай, если работодатель не сможет описать трудовую функцию названием должности, тогда он вправе указать конкретный вид поручаемой работнику работы.
Пример. Организация нанимает сотрудника кадровой службы, который будет следить только за оформлением больничных. Вы по какой-то причине не знаете, как назвать должность, и в трудовом договоре пишете «учет листков нетрудоспособности». Это и будет конкретный вид поручаемой работы, такая формулировка пойдет в трудовую книжку, приказ о приеме на работу, штатное расписание.
Дьявол, как всегда, скрывается в деталях — в точке с запятой. Согласно правилам русского языка, это означает, что описание вида работы — отдельное самостоятельное требование. И встречаются ситуации, когда эксперты отрасли, представители надзорных органов и судьи считают, что такое описание обязательно должно быть рядом с названием должности. То есть работодателю следует написать «кадровый специалист; учет и движение кадров, оформление кадровой документации». То же самое с другими специальностями: «уборщица; уборка офисных помещений» и пр.
Как предупредить возможные претензии трудовой инспекции к формулировке трудовой функции сотрудников в трудовом договоре? Внести изменения в трудовой договор: помимо наименования должности описать вид работы одной фразой: «специалист по персоналу; наем, подбор и поиск персонала, учет движения кадров», «водитель; управление транспортным средством». И лишь потом сделать отсылочную норму на должностную инструкцию, где вы конкретизируете обязанности. Это идеальный пример комбинации управленческого и правового подходов.
Как оформить должностную инструкцию?
«Часто в рекомендациях Роструда проскальзывает, что должностную инструкцию лучше делать приложением к трудовому договору. Но я как управленец, руководитель отдела по кадровому производству и по трудовому законодательству в консалтинговой компании понимаю, что любое изменение в таком случае нужно будет согласовывать с сотрудником. Например, в 2020 году появился СЗВ-ТД, которого никогда не было. Чтобы дополнить должностные обязанности ответственного специалиста, я запрашиваю его согласие. Поэтому с управленческой точки зрения проще, когда должностная инструкция, где подробно прописаны виды работы, существует автономно от трудового договора. Но при проверке инспектор труда может расценить это как нарушение».
По этому поводу уже появилась инспекционная и судебная практика. Если инспекторы по труду видят, что в трудовом договоре указано только наименование должности и абстрактная отсылочная норма к должностной инструкции, могут за это оштрафовать. А отсылки есть у многих работодателей, потому что до 2017 года эта схема работала. Даже Роструд в письмах декларировал, что должностная инструкция может быть отдельным локальным нормативным актом, а может — приложением к трудовому договору.
Примеры судебных разбирательств, где работодатели выигрывали спор с инспекциями:
- Решение Санкт-Петербургского городского суда от 23.07.2019 № 7-1232/2019 по делу № 12-136/2019.
- Апелляционное определение Челябинского областного суда от 01.06.2017 по делу № 11-6788/2017.
Изучите эти решения, и если у вас возникнет спорная ситуация, вы сможете использовать приведенную в них аргументацию.
Какие вопросы возникают на практике у работодателей и как грамотно их решать, вы узнаете из нашей шпаргалки.
В конце статьи есть шпаргалка
Как внести изменения в должностную инструкцию?
Первый вопрос, который вы должны себе задать: как она оформлена?
- Если как приложение к трудовому договору, то она является неотъемлемой его частью. И обо всех изменениях в инструкции надо спрашивать мнение работника и вносить корректировки по ст. 72 ТК РФ, то есть придется оформлять допсоглашение.
- Если должностная инструкция существует как отдельный локальный нормативный акт, важно понимать, какие изменения в нее вносятся. Если речь не про должностные обязанности, то применяйте ст. 22 ТК РФ — ознакомьте работника под подпись с принимаемыми ЛНА, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Если должностная инструкция оформлена как ЛНА и изменения вносятся в должностные обязанности, посмотрите: не меняют ли они трудовую функцию? Если нет, также применяйте ст. 22 ТК РФ — под подпись знакомьте работника с принимаемыми ЛНА. Пример: новая обязанность кадрового сотрудника с 2020 года — сдавать отчеты СЗВ-ТД.
А вот менять трудовую функцию работника работодатель в одностороннем порядке не имеет права. То есть поручать кадровику учет остатков на складе нельзя. Одно из положений ст. 60 ТК РФ звучит так: «Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором».
Обратите внимание и на Постановление Конституционного суда от 28.11.2019 № 37-П. Оно подтверждает, что нельзя менять должность, квалификацию, конкретный вид поручаемой работы без соглашения сторон. Когда договоренность достигнута, изменения фиксируются как перевод на другую работу или поручение допработы по ст. 60.2 ТК РФ.
Всю эту информацию вы можете применять и в отношении других должностей.
Разбор частных ситуаций и ответы на другие значимые вопросы вы найдете в нашей шпаргалке.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке профессионального стандарта.
Министр М. ТОПИЛИН
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 170н
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (далее – Рекомендации) подготовлены в целях оказания практической помощи объединениям работодателей, работодателям, профессиональным сообществам, саморегулируемым организациям и иным некоммерческим организациям, образовательным организациям профессионального образования и другим заинтересованным организациям (далее – разработчики проектов профессиональных стандартов) в разработке проектов профессиональных стандартов.
В Рекомендациях применяются следующие термины и их определения:
вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;
обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;
трудовая функция (для целей Рекомендаций) – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Разработчики проектов профессиональных стандартов:
организуют проведение анализа:
российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности;
состояния и перспектив развития соответствующего вида экономической деятельности, группы занятий, к которым относится профессиональный стандарт;
тарифно-квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, и квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;
нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям, соответствующим данному виду профессиональной деятельности;
направляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство) уведомление о разработке проекта профессионального стандарта по рекомендуемому образцу, предусмотренному приложением N 1 к Рекомендациям, организуют разработку и согласование проекта профессионального стандарта;
информируют представителей заинтересованных организаций о состоянии разработки и согласования проекта профессионального стандарта с обязательной публикацией хода работ в сети Интернет и на сайте разработчика;
проводят мониторинг технологий и содержания профессиональной деятельности в целях внесения изменений в профессиональный стандарт;
представляют в Министерство информацию о ходе разработки проектов профессиональных стандартов.
При наличии нескольких организаций, представивших в Министерство уведомления о разработке профессионального стандарта по одному и тому же виду профессиональной деятельности, им рекомендуется определить ответственную организацию для обеспечения общей координации деятельности разработчиков и выступления в качестве уполномоченного лица.
Рекомендации по содержанию проекта профессионального стандарта
Проект профессионального стандарта разрабатывается в соответствии с макетом профессионального стандарта (далее – Макет), утверждаемым Министерством.
Пример оформления макета профессионального стандарта приведен в приложении N 2 к Рекомендациям.
Профессиональный стандарт содержит следующие разделы:
раздел I. Общие сведения;
раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);
раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций;
раздел IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
При подготовке проекта профессионального стандарта:
наименование профессионального стандарта приводится обобщенное название профессионального стандарта, выраженное существительным в именительном падеже (например, специалист по информационным системам);
регистрационный номер заполняется Министерством при утверждении профессионального стандарта в установленном порядке;
раздел I. “Общие сведения” (далее – раздел I) включает:
наименование вида профессиональной деятельности, определяемого разработчиком с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ):
позицию “Код”, заполняемую Министерством;
строку “Основная цель вида профессиональной деятельности”, в которой приводится краткое описание вида профессиональной деятельности;
строку “Группа занятий”, в которой указывается наименование одной или нескольких базовых групп (xxxx) занятий в соответствии с ОКЗ, соотносимых с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта. При отсутствии информации в графе ставится прочерк;
строку “Отнесение к видам экономической деятельности”, в которой указываются код и наименование одного или нескольких видов (xx.xx.xx), подгрупп (xx.xx.x) или групп (xx.xx) экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности;
раздел II. “Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)” (далее – раздел II) содержит описание трудовых функций в форме таблицы, в которой указываются:
в графе “Обобщенные трудовые функции” – код, наименование обобщенной трудовой функции и уровень квалификации. Код оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы, а уровень квалификации определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, утверждаемых Министерством (далее – Уровни квалификации);
в графе “Трудовые функции” – наименования и коды трудовых функций. Код трудовой функции определяется в формате “x/xx.x”, где: первый знак – буквенный код обобщенной трудовой функции; два знака через дробь – порядковый номер трудовой функции в перечне трудовых функций соответствующего вида профессиональной деятельности. При этом применяется сквозная нумерация трудовых функций; последний знак через точку – номер уровня квалификации.
Пример: A/01.6 – код первой трудовой функции, относящейся к 6 уровню квалификации и входящей в состав обобщенной трудовой функции A.
Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретных трудовых функций. В этом случае разработчик профессионального стандарта может ввести подуровни квалификации, фиксируемые в формате: x.x, где первый знак обозначает уровень квалификации, а второй знак через точку – подуровень квалификации, указываемый от наименьшего к наивысшему. Пример: 6.1 – первый подуровень шестого уровня квалификации;
раздел III. “Характеристика обобщенных трудовых функций” (далее – раздел III) содержит описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав:
пункт 3.1 включает:
– наименование и код обобщенной трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы “Обобщенные трудовые функции” раздела II “Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)”;
– происхождение обобщенной трудовой функции – если обобщенная трудовая функция впервые представлена в профессиональных стандартах, утверждаемых Министерством, делается отметка “x” в позиции “оригинал”, если она заимствована из другого профессионального стандарта, в позиции “Код оригинала” указывается ее уникальный код, содержащийся в профессиональном стандарте – первоисточнике, в позиции “Регистрационный номер профессионального стандарта” указывается регистрационный номер профессионального стандарта – первоисточника;
– возможные наименования должностей – примеры наименования должностей работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию;
– требования к образованию и обучению – требования к уровню общего и (или) профессионального образования, направленности основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения. При отсутствии требований в соответствующей позиции ставится прочерк;
– требования к опыту практической работы – характер и продолжительность такого опыта. При отсутствии таких требований в соответствующей позиции ставится прочерк;
– особые условия допуска к работе – требования к половозрастным характеристикам работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию, наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы, а также ссылки на документы, содержащие эти требования. При отсутствии требований в соответствующей позиции ставится прочерк;
– дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций, содержащие:
код базовой группы (xxxx) и ее наименование в соответствии с ОКЗ. При отсутствии информации ставится прочерк;
наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и ЕТКС. При отсутствии информации ставится прочерк;
код и наименование одной или нескольких специальностей/профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции. При отсутствии информации ставится прочерк;
пункт 3.1.1 включает:
– наименование и код трудовой функции, а также уровень (подуровень) квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы “Трудовые функции” Раздела II. “Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)”;
– происхождение трудовой функции. Если трудовая функция впервые представлена в профессиональных стандартах, утверждаемых Министерством, делается отметка “x” в позиции “оригинал”. Если трудовая функция заимствована из другого профессионального стандарта, в позиции “Код оригинала” указывается ее код, содержащийся в профессиональном стандарте – первоисточнике, в позиции “Регистрационный номер профессионального стандарта” указывается регистрационный номер профессионального стандарта – первоисточника;
– позицию “Трудовые действия” – перечень основных трудовых действий, обеспечивающих выполнение трудовой функции;
– позицию “Необходимые умения” и “Необходимые знания” – умения и знания, обеспечивающие выполнение всех трудовых действий;
– позицию “Другие характеристики”, в которой указывается наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые по решению разработчика характеристики трудовой функции, например, специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности.
В пунктах 3.1 – 3.1.1 Макета последовательно описываются все обобщенные трудовые функции, составляющие вид профессиональной деятельности.
раздел IV. “Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта” (далее – раздел IV) содержит информацию об ответственной организации и организациях – разработчиках профессионального стандарта.
III. Рекомендации по оформлению профессионального стандарта
Профессиональный стандарт оформляется 12 кеглем шрифта “Times New Roman” черного цвета.
Наименование профессионального стандарта, названия его разделов и подразделов выполняются жирным выделением: для наименования профессионального стандарта и названия разделов – 14 кеглем, для названия подразделов – 12 кеглем шрифта.
Разделы профессионального стандарта нумеруются римскими цифрами, подразделы, пункты и подпункты – арабскими цифрами с точками.
Разделы профессионального стандарта, подразделы и пункты внутри раздела отделяются одним межстрочным интервалом.
Номера страниц профессионального стандарта ставятся вверху по центру листа.
Профессиональный стандарт печатается на белой бумаге формата A4, разделы I, III и IV – в “книжной ориентации” с соблюдением размеров полей листа: правое – 10 мм; левое, верхнее и нижнее – 20 мм; раздел II – в “альбомной ориентации” с соблюдением размеров полей листа: левое, верхнее и правое – 20 мм, нижнее – 10 мм.
Профессионально-общественное обсуждение проекта профессионального стандарта и его представление в Министерство
Разработчик проекта профессионального стандарта организует обсуждение проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями (работодателями и их объединениями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями, профессиональными союзами и их объединениями, федеральными и региональными органами исполнительной власти и другими организациями).
Обсуждение проекта профессионального стандарта может проводиться путем:
размещения проекта профессионального стандарта на сайте разработчика проекта профессионального стандарта и сайтах участников его разработки;
организации специальных форумов в сети Интернет;
проведения конференций, круглых столов, семинаров и других публичных мероприятий;
размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в средствах массовой информации.
Разработчик профессионального стандарта осуществляет сбор, обобщение и анализ замечаний и предложений по проекту профессионального стандарта и вносит в него необходимые изменения.
Разработчик профессионального стандарта представляет на бумажном (в трех экземплярах) и электронном носителях в Министерство комплект документов, включающий проект профессионального стандарта и пояснительную записку к нему (в соответствии с подпунктом “а” пункта 10 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23).
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта включает:
раздел 1 “Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций”, содержащий:
информацию о перспективах развития вида профессиональной деятельности;
описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации;
описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации.
раздел 2 “Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта”, содержащий:
информацию об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении N 1 к пояснительной записке в следующей форме:
“Приложение N к пояснительной записке
СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПРИВЛЕЧЕННЫХ К РАЗРАБОТКЕ И СОГЛАСОВАНИЮ ПРОЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов;
общие сведения о нормативных правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта (приводится список нормативных правовых документов с указанием их реквизитов, конкретных статей и пунктов). При отсутствии таких документов делается запись: “Нормативные правовые документы, регулирующие вид профессиональной деятельности (обобщенную трудовую функцию), отсутствуют”.
раздел 3 “Обсуждение проекта профессионального стандарта”, в котором приводится информация о порядке обсуждения, указывается количество задействованных в разработке профессионального стандарта организаций и экспертов, приводятся обобщенные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта:
сводные данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении N 2 к пояснительной записке или по следующей форме.
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приводятся в таблице приложения N 3 к пояснительной записке.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта.
раздел 4 “Согласование проекта профессионального стандарта” – формируется при наличии в проекте профессионального стандарта трудовых функций, особо регулируемых законодательством. В этом случае указываются нормативные основания для проведения согласования. Сведения об органах и организациях, согласовавших проект профессионального стандарта, приводятся в приложении N 1 к пояснительной записке.
К пояснительной записке может прикладываться иная, значимая, по мнению разработчика проекта профессионального стандарта, информация.
Пояснительная записка подписывается полномочным представителем разработчика проекта профессионального стандарта с указанием его должности, наименования организации и даты подписания. Подпись заверяется печатью организации.
Приложение N 1 к Методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 170н
Рекомендуемый образец
Уведомление
о разработке проекта профессионального стандарта
__________________________________________________________________
(наименование организации)
информирует о готовности к разработке проекта профессионального
стандарта
__________________________________________________________________
(наименование вида (видов) профессиональной деятельности)
__________________________________________________________________
(наименование вида (-ов) экономической деятельности)
ФИО ответственного исполнителя ___________________________________
телефон: ____________ Е-mail: ___________
Приложение:
1. Обоснование необходимости разработки проекта профессионального
стандарта.
2. План разработки профессионального стандарта (с указанием сроков
начала и завершения разработки).
3. Список организаций, привлекаемых к разработке профессионального
стандарта.
Руководитель организации ___________ _____________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
Приложение N 2 к Методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 170н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ <1>
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Создание, модификация и сопровождение информационных систем (далее – ИС), автоматизирующих задачи организационного управления (учета, анализа, контроля, планирования, реализации и т.д.) организаций различных форм собственности