/ / Отходы 2-го класса опасности: сбор, хранение и утилизация
Прочитав статью, вы узнаете как хранить, собирать, утилизировать и узаконивать опасные отходы 2 класса на предприятии.
Что такое отход 2 класса опасности?
Отход 2 класса опасности – это опасный отход, обладающий высокой степенью токсичности. Считается, что такой опасный отход при отсутствии мер по утилизации, хранению и транспортировке, может нанести ущерб, на ликвидацию последствий которого может понадобиться около 30 лет.
Какие отходы относятся к 2 классу опасности?
Полный перечень отходов 2 класса опасности указан в ФККО (Федеральном Классификационном Каталоге Отходов). Среди наиболее распространенных отходов 2 класса опасности:
- Химические отходы
- Биологические отходы
- Радиоактивные отходы
Отходы 2 класса опасности часто содержатся или встречаются в результате производства, эксплуатации и хранения вредных и опасных веществ.
Какой нормативный документ регулирует обращение с отходами 2 класса опасности?
Санитарные правила СП 2.1.7.1386-0 регламентируют обращение с отходами 2 класса опасности. Однако, отнесение отходов ко второму классу опасности происходит на основании ФККО.
Сбор отходов 2 класса опасности
Отходы 2 класса опасности, как правило, передаются юридическому лицу, имеющему лицензию на утилизацию опасных отходов. Для сбора опасных отходов используется следующий порядок действий:
- Сбор отходов должен осуществляться специально обученными сотрудниками.
- Для сбора отходов необходимо использовать специальную тару и защитное снаряжение.
- Отходы 1-2 класса можно передавать только через единого оператора.
Хранение отходов 2 класса опасности
Срок хранения отходов в специально отведенных местах составляет не более 11 месяцев. Необходимо издать приказ о персональной ответственности за хранение опасных отходов и назначить ответственного за контроль процесса хранения.
Транспортировка отходов 2 класса опасности
Для транспортировки отходов 2 класса опасности необходимо соблюдать следующие правила:
- Использовать специальный аккредитованный транспорт.
- Оборудовать транспорт таким образом, чтобы отходы не контактировали друг с другом или с окружающей средой.
- Учесть требования к транспортировке опасных материалов.
Скачайте чек-лист по узакониванию опасных отходов
Подготовили для вас чек-лист по узакониванию опасных отходов.
Заполните заявку и получите его на вашу почту!
Как утилизировать отходы 2 класса опасности?
Утилизацией опасных отходов 2 класса опасности имеют право заниматься только организации, имеющие лицензию на переработку или утилизацию опасных отходов.
С 1 марта 2022 года – это федеральный оператор по обращению с отходами 1-2 класса опасности.
Важно: с 13 марта 2022 года изменились правила обращения с отходами 1-2 класса опасности. Теперь предприятие обязано передавать информацию о хранении или передаче опасных отходов через платформу ФГИС ОПВК (регистрация на ней возможна через “Госуслуги”), а также передавать опасные отходы 1-2 класса на утилизацию только через единого оператора.
Иными словами, если на предприятии есть опасные отходы 1-2 класса опасности, то вам вне зависимости от выбора их дальнейшей судьбы (хранить на предприятии или передавать на утилизацию оператору) через единую систему указывать действия по обращению с отходами 1-2 класса опасности. При этом, запрещается хранить опасные отходы на предприятии на срок более 11 месяцев (чтобы иметь возможность хранить отходы дольше 1 года – необходимо получить лицензию на хранение опасных отходов).
Кроме того, законодательство запрещает передавать напрямую отходы 1-2 класса опасности сторонним лицам. С 1 марта 2022 года передача отходов 1-2 класса опасности на утилизацию осуществляется через единого федерального оператора по обращению с отходами. Федеральный оператор уже далее передает эти отходы на утилизацию сторонним организациям.
Факт передачи отходов в обязательном порядке фиксируется через платформу.
Для этого требуется получить лицензию на утилизацию отходов.
Учет отходов 2 класса опасности
Для учета опасных отходов главный эколог предприятия должен вести журнал учета опасных отходов. Помимо титульного листа – журнал содержит полный перечень всех отходов по классам опасности с указанием количества (в тоннах) передаваемых другим юридическим лицам на обезвреживание, хранение или утилизацию. Каждое действие с отходом (будь-то передача иному юридическому лицу или передача отхода на хранение) фиксируется в журнале отходов.
Образец журнала отходов в журнале фиксируются все действия с опасными отходами
Получите экспертную помощь по паспортизации и отчетности по отходам. Ответим на любые вопросы, предложим лучшее решение
Узаконивание отходов 2 класса опасности
Для узаконивания отходов необходимо на каждый производимый отход оформить паспорт. Паспорт содержит: информацию о опасном отходе, подпись и печать генерального директора, ФККО отхода (номер отхода по федеральной классификации), количество образуемого отхода.
Образец паспорта опасного отхода
Паспорт содержит номер ФККО отхода, обозначение количества отхода и указание класса опасности отхода.
Важно:
Паспорт делается на каждый отход. Например, если на предприятии 1000 видов отходов, то паспорт разрабатывается на каждый отход.
Обязательно прикладывается протокол лабораторных измерений
К паспорту на каждый отход обязательно прикладывается протокол лабораторных измерений, который подтверждает класс опасности паспортизируемого отхода.
Ежегодно сдавать отчетность по отходам
Предприятия обязаны ежегодно сдавать отчетность по отходам (в том числе по хранению/утилизации/обработке/передаче отходов 2 класса опасности). Для этого ежегодно сдается:
- Подробная отчетность, которую можно найти в нашей статье про экологическую отчетность.
Экспертные статьи
Наши эксперты написали для вас более 200 статей по промышленной, экологической безопасности и проектированию. Их прочтение поможет Вашему предприятию детально ознакомиться с актуальными законодательными требованиями.
Узаконивание отходов на предприятии
ФККО опасных отходов 2023
Закажите бесплатную консультацию
На бесплатной консультации наши эксперты:
- Расскажут, как заключить договор
- Поделятся информацией о работе в системе ФГИС ОПВК
- Расскажут о подводных камнях в процедуре утилизации отходов.
Новая редакция закона
1 марта 2022 года начала действовать новая редакция закона Об отходах производства и потребления № 89-ФЗ. Новые статьи 14.1-14.4 описывают деятельность федерального оператора по обращению с опасными отходами.
Кто является экологическим оператором
Экологическим оператором было выбрано дочернее предприятие Росатома – ФГУП ФЭО (Федеральное государственное унитарное предприятие Федеральный экологический оператор). Это единственная организация, которая по закону управляет, организует и контролирует все процессы, связанные с отходами I–II класса опасности по всей России.
Как передать отходы оператору
Чтобы передать оператору свои отходы, компания должна заключить с ним договор через систему ФГИС ОПВК. Это федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Для простоты и краткости:
- Оператор – ФГУП ФЭО
- Организация, сдающая отходы – Компания
- Система ФГИС ОПВК – Система
Оператор работает по всей России, без региональных филиалов и представительств, поэтому договор всегда заключается напрямую, с одним и тем же юридическим лицом – ФГУП ФЭО.
Какие отходы нужно передавать оператору
Все юридические лица и ИП, которые образуют отходы I–II класса опасности, обязаны передавать их специальной организации – Федеральному экологическому оператору.
Официальный классификационный каталог отходов
Существует официальный федеральный классификационный каталог отходов – перечень всех их видов, включая опасные. Он закреплен приказом Минприроды РФ №242 и приказом Росприроднадзора №242.
В каталог входят отходы сельского хозяйства и лесной промышленности, рыболовства и животноводства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающих отраслей, теплоэнергетики и многих других отраслей. В каждой из этих категорий есть отходы I–II классов опасности. Соответственно, вне зависимости от отрасли и вида деятельности Компании, если у нее есть отходы I–II классов из этого перечня, их необходимо сдавать экологическому оператору. Напомним, что на класс отходов указывает последняя цифра в 11-значном числовом коде, который есть у каждого вида отходов в каталоге.
Когда и как передавать отходы
Статья 1 Федерального закона Об отходах производства и потребления № 89-ФЗ обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей передавать отходы I–II класса опасности Федеральному оператору не позднее чем через 11 месяцев с момента их образования. Дата начала договора – 1 марта текущего года. Впрочем, на деле заключить договор сразу после вступления изменений в силу было невозможно. Тарифы за обращение с отходами Федеральная антимонопольная служба (ФАС) утвердила только 18 марта 2022, а после этого еще понадобилось время, чтобы оператор внес ставки в систему ФГИС ОПВК.
Регистрация нового отходообразователя
Система ФГИС ОПВК официально работает с 1 марта 2022 года. Если по состоянию на эту дату у организации уже есть накопленные отходы с классом опасности I–II, то регистрировать нового отходообразователя нужно именно этим числом. Если же к этому моменту отходов нет, то регистрироваться нужно по факту их появления.
Порядок действий при работе с оператором
Сценарий взаимодействия с ФГУП ФЭО довольно четко регламентирован.
Подготовительный этап
- Выбор ответственных сотрудников внутри компании.
- Привязка профилей работников на Госуслугах к профилю компании.
- Предоставление сотрудникам права от имени компании работать во ФГИС ОПВК.
Регистрация нового отходообразователя
Формирование договора с Оператором
Когда оператор одобрит заявку, система позволит прикреплять новые площадки накопления отходов к черновику договора. Можно создать один договор на все площадки или отдельные на каждую из них – например, если у Компании несколько юрлиц со своими реквизитами и раздельными бюджетами. Договор подписывают электронной цифровой подписью.
Форма договора с ФГУП «ФЭО» законодательно установлена двумя постановлениями правительства:
Чтобы внести изменения в типовую форму – это разрешает пункт 2 статьи 14.4 закона № 89-ФЗ – составьте доп. соглашение к договору, в котором пропишите возможность изменений. Соглашение нужно подписать, поставить на него печать и загрузить отсканированный документ в систему как приложение к договору.
Нюансы при заключении договора
Учтите несколько моментов, о которых хорошо знать до подписания договора.
На этом подготовительный этап заканчивается, и начинается непосредственно работа с отходами. По мере их накопления нужно заполнять в Системе раздел «Журнал образования ОПВК». Он выглядит вот так.
Когда сформировалась транспортная партия отходов – например, заполнилась тара для их накопления – нужно сформировать заявку на вывоз в разделе «Мои заявки». Не забудьте указать, подлежит ли ваша тара возврату или нет.
При планировании вывоза отходов обязательно учитывайте сроки. Во-первых, хранить отходы I–II классов можно максимум 11 месяцев с момента их образования. По истечении этого срока в любом случае нужно подать заявку на вывоз, заполнена тара или нет. Во-вторых, заявку могут рассматривать до 2 месяцев, поэтому лучше озаботиться этим вопросом заранее.
Готовые заявки нужно подписать усиленной цифровой подписью (ЭЦП). Вот так выглядит заявка в Системе.
Когда система согласовывает заявку, ей присваивается QR-код. Его нужно распечатать и надежно прикрепить к таре, в которой компания планирует сдавать накопленные отходы. Погодные условия не должны повредить код, поэтому заранее продумайте, как именно его закрепить, чтобы его не размыло дождем, не сорвало ветром и т.д.
QR-код «опечатывает» тару – после его получения и закрепления ничего добавлять или изымать из тары нельзя. Все новые отходы должны накапливаться в рамках новой заявки, на которую будет выдан новый код.
При согласовании заявки фиксируется ее цена в соответствии с текущими тарифами на услуги ФГУП «ФЭО». В течение 5 рабочих дней после согласования заявки и получения QR-кода нужно оплатить 30% цены вывоза.
Помимо этого, нужно выбрать, кто именно будет вывозить и перерабатывать отходы. Все это делается внутри системы ФГИС ОПВК.
Вывоз накопленных отходов
Когда получен QR-код, оплачен аванс и выбран транспортировщик и переработчик, ФГУП «ФЭО» назначает день вывоза отходов по заявке. Оператор обязан уведомить заказчика о выбранной дате не позднее чем за 10 рабочих дней до нее.
Когда переработчик получит отходы, он будет сверять данные из заявки с реальностью, взвесив тару. Если полученный вес будет отличаться от веса в заявке, переработчик уведомит об этом все стороны. Заявку придется менять, а это чревато возвратом партии. В этом случае Компания обязана будет оплатить транспортные и другие расходы Оператора и транспортировщика.
При взвешивании всегда есть риск погрешности, однако допустимая разница между указанным в заявке и реальным весом пока не установлена. Сначала должен быть наработан опыт, на основании которого можно будет установить норматив.
Документальное закрытие заявки
Когда переработчик получает тару с отходами, ФГУП «ФЭО» должен в течение 10 рабочих дней подписать акты приемки-передачи и отправить их заказчику. Получив документы, заказчик в течение 10 дней должен доплатить остаток цены за услугу. Подписанные акты оператор прикрепляет к нужной заявке во ФГИС ОПВК.
На этом один цикл сдачи отходов I–II классов опасности можно считать успешно завершенным.
В обзоре законодательных изменений, вступающих в силу с 1 сентября 2023 года, рассказываем о главных нововведениях в сфере экологии: об изменениях в программе ПЭК, новых правилах исчисления и взимания платы за НВОС, измененных требованиях по обращению с отходами I-V классов опасности и форме типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, а также упрощенном порядке заключения договора водопользования и многом другом.
Помощник руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Изменения в программе ПЭК
Приказом Минприроды России от 24.03.2023 № 150 «О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109» с 1 сентября 2023:
При этом раздел «Сведения о побочных продуктах производства» должен содержать:
Оптимизация порядка получения разрешений на выбросы
Постановление Правительства РФ от 08.02.2023 № 174 «О внесении изменений в Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» с 1 сентября 2023 года предусматривает следующее:
Сведения о разрешении предоставляются в форме выписки из реестра выданных разрешений с нанесенным на нее двухмерным штриховым кодом (QR-кодом), ведущим на страницу с размещенными сведениями о соответствующем разрешении.
Также в разрешение на выбросы для объектов I категории, расположенных на территории эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дополнительно включаются сведения о квотах выбросов загрязняющих веществ.
Новые правила разработки программы повышения экологической эффективности
Приказ Минприроды России от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности» уточняет информацию, необходимую для включения в программу, а также содержание обосновывающих материалов к ней. Новые правила начнут действовать с 1 сентября 2023 года.
Разработка данной программы обязательна для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае, если они:
Так, теперь в программе станет необходимо указывать:
Новые правила исчисления и взимания платы за НВОС
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» обновлены правила расчета платы за негативное воздействие на окружающею среду.
Обновление правил вызвано вступлением в силу:
Основным изменением в документе является:
Порядок определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности
Постановление Правительства РФ от 01.05.2023 № 737 «О порядке определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности» устанавливает с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2029 года предельный срок эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности.
Срок эксплуатации таких объектов определяет застройщик при вводе ОРО в эксплуатацию на основании проектной документации на строительство или реконструкцию ОРО. Этот срок эксплуатации ОРО исчисляется с даты его ввода в эксплуатацию и не может превышать 25 лет.
Решение об определении данного срока необходимо в уведомительном порядке направлять в Росприроднадзор. Кроме того, сведения о сроке эксплуатации ОРО будут включаться в федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, а также во ФГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).
Ранее, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2021 № 446-ФЗ, лица, эксплуатирующие указанные ОРО, обязаны не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации ОРО подтвердить наличие финансового обеспечения мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды при выводе ОРО из эксплуатации (его консервации/ликвидации).
С учетом данного регулирования Правительство РФ унифицировало порядок определения срока эксплуатации строящихся и реконструируемых ОРО в постановлении от 01.05.2023 № 737 «О порядке определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности», положений которого теперь будут придерживаться застройщики ОРО.
Изменения требований по обращению с отходами I-V классов опасности
Приказ Минприроды России от 04.04.2023 № 173 «О внесении изменений в Требования при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности, утвержденные приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399» вносит следующие основные изменения с 1 сентября 2023 года до 1 марта 2028 года:
Одна из основных целей приказа Минприроды России от 04.04.2023 № 173 — повысить долю утилизируемых отходов электроники, которые в том числе будут использоваться при производстве новой продукции, до 85%. Для этого положения данного документа вводят прослеживаемость, которая важна для контроля за рынком переработки электролома.
Изменения формы типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности
Постановление Правительства РФ от 24.03.2023 № 458 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2019 г. № 1363» с 1 сентября 2023 года вносит:
Исключение отвалов вскрышных и вмещающих горных пород из Государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО)
С 1 сентября 2023 года вносятся изменения в Порядок ведения государственного кадастра отходов приказом Минприроды России от 19.04.2023 № 211 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
Объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород не относятся к объектам размещения отходов производства и потребления. Исключение — случаи, когда такие породы были признаны отходами производства в установленном порядке. Соответствующее регулирование появилось в Федеральном законе от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в июле 2022 года.
При этом с 1 сентября 2023 года объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород не относятся к объектам размещения отходов производства и потребления. Исключение — случаи, когда такие породы были признаны отходами производства в установленном порядке. Соответствующее регулирование появилось в Федеральном законе от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (Закон о недрах) в июле 2022 года.
Учитывая данное регулирование, Минприроды России ввело новое основание для исключения отвалов вскрыши из ГРОРО. Для этого компании необходимо до 1 января 2026 года подать в Росприроднадзор заявление в свободной форме с приложением следующих документов:
У недропользователей появляется возможность исключения отвалов вскрыши из ГРОРО, если они планируют использовать вскрышные и вмещающие породы для следующих целей:
Порядок использования отходов недропользования и добычи полезных ископаемых из них
С 1 сентября 2023 года вступают в силу совместные приказы Минприроды России и Роснедр, устанавливающие порядок использования отходов недропользования и добычи полезных ископаемых из них:
Подзаконные нормативные правовые акты приняты в развитие положений Федерального закона от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с положениями которого пользователи недр получили право добывать полезные ископаемые и компоненты из отходов недропользования и использовать такие отходы различными способами.
Горнодобывающим предприятиям и другим пользователям недр, планирующим использовать отходы недропользования, а также вскрышные и вмещающие горные породы, рекомендуем ознакомиться с полным текстом каждого из документов, чтобы не допускать нарушений в своей деятельности.
Требования к плану предотвращения и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного ОПО
В 2021 году в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» были внесены поправки, направленные на сокращение числа заброшенных промышленных объектов, ликвидировать которые приходится за счет федерального бюджета.
Указанные поправки распространяются на Отдельные ОПО, к которым отнесены:
При выводе таких объектов из эксплуатации (консервации или ликвидации) их владельцы обязаны выполнить мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в соответствии с заранее разработанным планом.
Согласно постановлению Правительства РФ от 02.06.2023 № 909 «Об утверждении Положения о составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и требованиях к содержанию такого плана», вступающему в силу с 1 сентября 2023 года и действующему до 1 сентября 2029 года, указанный план должен содержать следующие мероприятия (с описанием технологических процессов, технических способов и методов, планируемых к применению):
Данные мероприятия должны быть направлены на снижение и/или ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого Отдельным ОПО, который выводится из эксплуатации. В результате должно быть обеспечено соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Выбирать мероприятия следует, исходя из технических особенностей производства и видов негативного воздействия. Например, если на объекте размещения отходов I и II классов опасности эксплуатировалось гидротехническое сооружение, потребуется включить в план мероприятия по охране водного объекта. При составлении плана можно ориентироваться на справочники по наилучшим доступным технологиям.
Подробнее о внедрении и развитии наилучших доступных технологий (НДТ) — в статье EcoStandard.journal.
В отношении плана мероприятий необходимо получить заключение государственной экологической экспертизы, а также заключение Росприроднадзора об обоснованности сметной стоимости мероприятий, предусмотренных планом.
Кроме того, потребуется подтвердить наличие достаточных средств для реализации плана мероприятий, получив независимую гарантию, поручительство или создав резервный фонд в объеме, необходимом для реализации плана.
План мероприятий с иными необходимыми документами требуется представить в Росприроднадзор не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации Отдельного ОПО или срока разработки месторождения полезных ископаемых (для угольных шахт).
Новые правила проведения государственной экспертизы в недропользовании
С 1 сентября 2023 года по 31 августа 2029 года подлежат применению обновленные правила проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, согласно постановлению Правительства РФ от 01.03.2023 № 335 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение».
Правилами устанавливается порядок проведения государственной экспертизы, а также определяется размер и взимание платы за ее проведение. В приложениях к Правилам можно посмотреть размер платы за проведение государственной экспертизы и категории месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых и подземных вод для определения размера указанной платы.
Цель постановления — оптимизировать процессы при проведении экспертиз запасов полезных ископаемых и геологической информации. Новые правила предусматривают:
Заявления на проведение государственной экспертизы, поданные в Роснедра или исполнительные органы соответствующего субъекта РФ до вступления в силу упомянутых правил, подлежат рассмотрению в порядке, действовавшем на дату их подачи.
Упрощенный порядок заключения договора водопользования
С 1 сентября 2023 года будет упрощено заключение договора водопользования, в частности, сокращен срок принятия решения о возможности предоставления водного объекта в пользование, утверждена форма примерного договора водопользования. Это устанавливает постановление Правительства РФ от 18.02.2023 № 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Новые правила не затронут подготовку и заключение договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
Основными изменениями являются:
Как отходы делят на классы опасности и в зависимости от этого накапливают или утилизируют, на какие нормативные правовые акты опираются, какую отчетность готовят предприятия – читайте в статье.
Статья 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает вести учет обращения отходов в определенном виде.
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028«Об утверждении порядка обращения с отходами» устанавливает формы и особенности ведения таблиц по учету отходов и срок хранения на предприятии.
Инвентаризация отходов и разработка проекта ПНООЛР
Инвентаризация источников отходов производства и потребления– база для дальнейшей документации, в частности для проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) – его обязаны разрабатывать предприятия I и II класса негативного воздействия. На этом этапе вычисляют все технологии производства, в результате которых образуются отходы, и проводят учет всех площадок сбора отходов.
Временное накопление некоторых видов отходов
Какие-то отходы можно переработать, другие со временем разлагаются сами, третьи опасны для окружающей среды – то есть их нельзя просто бросить на свалке. Вещества и компоненты, из которых состоят отходы, частично определяют обращение с ними. Это также зависит от технологий, которые используются в утилизации или переработке отходов. Учитывая эти существенные различия, все отходы разделили на классы опасности.
Зачем еще нужно деление на классы опасности?
Всего классов опасности отходов пять – от чрезвычайно опасных (I) до практически неопасных (V).
В видах отходов и обращении с ними помогает разобраться Федеральный классификационный каталог отходов. Он утвержден на законодательном уровне: приказами Минприроды РФ № 242 и Росприроднадзора № 242. При систематизации учитывается происхождение отходов, их агрегатное состояние, класс опасности и степень НВОС.
К чрезвычайно опасным отходам, например, относятся ртутьсодержащие предметы (лампы, градусники), люминесцентные лампы, асбестовая пыль и волокно. Важно отметить, что отходы I класса опасности подлежат обезвреживанию.
Батарейки, свинцовые аккумуляторы, синтетические масла с галогенами относятся к высокоопасным отходам – классу II.
Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые образуют отходы I–II класса опасности, обязаны передавать их ФГУП «ФЭО».
Это Федеральный экологический оператор с исключительным правом на обращение с опасными отходами. Заключение договора, учет и контроль, заявки и закрывающие документы – все производится в информационной системе ФГИС ОПВК.
III класс умеренно опасных отходов уже значительно шире – от моющих средств и табачной пыли до телефонов и термореактивной пластмассы.
К IV классу – малоопасным – относятся пищевые и полиэтиленовые отходы, косметические средства и бытовые приборы.
К V классу опасности относятся отходы натуральных и природных материалов, а также пластик, потому что это все может использоваться вторично. Это стекло, бумага и картон, древесина, лом металлов и прочее: от фруктов, овощей и навоза до известняка.
Условия и способы обращения с отходами регламентируются статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, а также санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами.
Вне правил обращения с отходами конкретных классов опасности есть общие требования, которые вышеупомянутые законы требуют соблюдать. Например, нельзя накапливать отходы больше 11 месяцев, больше установленных нормативов и в не предназначенном для этого месте; смешивать отходы разных видов и групп, хранить их «навалом» без пылеподавления, сбрасывать и выбрасывать в окружающую среду, (включая территорию предприятия), а также в канализацию; передавать отходы лицам без лицензии на обращение с ними, допускать к ним посторонних. Физическим лицам можно передавать только практически неопасные отходы (класс V).
Рассмотрим подробнее, как различается обращение с отходами разных классов опасности и в зависимости от их потребительских свойств.
Ртутные лампы
А также свинцовые и ванадиевые отходы, мышьяк, сильные кислоты и щелочи
Класс опасности: I
Регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314.
Как обращаться с этим видом отходов
Захоронение чрезвычайно опасных отходов невозможно, их можно только накапливать в герметичных сменных металлических емкостях: цистернах, бочках, контейнерах. Эти тары должны храниться в помещении с приточно-вытяжной вентиляцией.
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи транспортных средств
Класс опасности: II
Регламентируется Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399.
Во многом – схоже со ртутными лампами: захоранивать запрещено, накапливать нужно на стеллажах в помещении с приточно-вытяжной вентиляцией.
Батареи и аккумуляторы (кроме транспортных), утратившие потребительские свойства, хранятся в специальных герметичных емкостях.
Отходы электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей
Класс опасности: II, III
Накапливать в специально оборудованных, закрытых и химически устойчивых стационарных емкостях. Помещение с емкостями должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.
Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства
Класс опасности: III
Они хранятся в закрытых емкостях, часто – на поддонах, чтобы предотвратить утечку жидкостей.
Компьютерное оборудование, утратившее потребительские свойства
Класс опасности: IV
Хранить (накапливать) на стеллажах в отдельных помещениях с воздухообменной вентиляцией и системой пожаротушения.
Шины, покрышки, камеры
Хранить в помещениях или на огражденных площадках. Площадка может быть открытой, если отходы накрыли влагостойкими материалами.
Раздельное накопление ТКО
Класс опасности: IV, V
Регламентируется региональными постановлениями, распоряжениями, приказами.
Контейнеры и емкости для твердых коммунальных отходов варьируются в зависимости от регионального регламента, но всегда должны иметь индикацию и маркировку.