Как трактовать ст.67, п.2., Москва

Прилежащая зона – это полоса водного пространства в открытом море. В ней свободно могут проходить корабли. Она граничит с территориальными водами какого-либо государства. Эта зона находится под юрисдикцией определенной страны. Это позволяет обеспечить соблюдение всех правил и законов, которые касаются таможни, иммиграции, экологии и так далее.

Новая Морская доктрина России предусматривает активизацию морской деятельности на северных архипелагах, «повышение боевого потенциала и развитие системы базирования Северного флота, ФСБ и Росгвардии». Основными угрозами безопасности РФ является курс США на доминирование в Мировом океане и рост активности НАТО. Об этом говорится в тексте документа, подписанном сегодня, 31 июля, президентом РФ, верховным главнокомандующим Владимиром Путиным.

Как трактовать ст.67, п.2., Москва

Шельф это прибрежный мелководный район моря или океана. Английское слово shelf обычно переводится как «полка», но в своём морском смысле означает прибрежную отмель, на которой обычно водится большое количество рыбы, и где удобно вести, например, добычу нефти и газа: мелкота-то какая!

Ширина шельфов может колебаться от нескольких метров до сотен километров. Всё зависит от подводного рельефа материка, его истории и происхождения шельфовых пород.

Вы узнали, откуда произошло слово Шельф, его объяснение простыми словами, перевод, происхождение и смысл. Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое Шельф?» с друзьями:

ОписаниеПравить

Общая площадь шельфов составляет около 32 миллионов км². Наиболее обширен шельф у северной окраины Евразии, где его ширина достигает 1,5 тыс. километров, а также в Беринговом море, Гудзоновом заливе, Южно-Китайском море, у северного побережья Австралии.

Шельф

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 апреля 2022 года; проверки требует 1 правка.

Как трактовать ст.67, п.2., Москва

Как трактовать ст.67, п.2., Москва

Современные континентальные шельфы

Права на шельфПравить

Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года предоставляет прибрежным государствам право контроля над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в специальный международный орган — Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

В настоящее время рядом стран ведется борьба за арктический шельф. Наиболее активными участниками этой борьбы являются с одной стороны Канада и США, с другой — Российская Федерация.

В августе 2015 года Россия направила в комиссию ООН повторную заявку на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане на 1,2 миллиона квадратных километров для присоединения хребта Ломоносова и других участков морского дна, в том числе поднятия Менделеева, котловины Подводников, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса.

В 2019 году подкомиссия ООН признала геологическую принадлежность части территорий Арктики, площадью 1,2 миллиона кв. км, к продолжению континентального шельфа России. Речь идёт о шельфе российских арктических окраинных морей, части Евразийского бассейна (котловины Нансена и Амундсена и хребет Гаккеля) и центральной части Амеразийского бассейна, которая включает в себя котловину Макарова и комплекс Центрально-Арктических подводных поднятий.

Добыча шельфовой нефтиПравить

На шельфе Балтийского моря, около побережья Калининградской области добывается нефть, на шельфе Каспийского моря — нефть, газ и другие полезные ископаемые, у берегов Сахалина добывается нефть и газ.

  • ШЕЛЬФ. bigenc.ru. Большая российская энциклопедия – электронная версия. Дата обращения: 3 января 2021. Архивировано 9 мая 2021 года.
  • Щукин И. С. Материковая отмель или шельф // Общая геоморфология. Т. 3. М.: МГУ, 1974. С. 299—300.
  • Конвенция ООН по морскому праву. Статьи 46-84 Архивная копия от 5 февраля 2018 на Wayback Machine.
  • США и Канада оспаривают границы российского континентального шельфа в Арктике (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 июля 2010. Архивировано 24 июля 2011 года.
  • Пресс-релиз: На Приразломном месторождении добыт миллионный баррель нефти. Дата обращения: 2 декабря 2014. Архивировано 29 октября 2014 года.
  • Пресс-релиз: Отгружена первая нефть арктического шельфа России. Дата обращения: 2 декабря 2014. Архивировано 11 ноября 2014 года.

Севморпуть и Арктика вошли в число районов защиты национальных интересов России

МОСКВА, 31 июл – РИА Новости. Северный морской путь и Арктика отнесены к жизненно важным районам обеспечения национальных интересов России в мировом океане, следует из утвержденной в воскресенье президентом России Владимиром Путиным Морской доктрины.

Согласно новой доктрине, жизненно важные районы обеспечения национальных интересов России в мировом океане непосредственно связаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны, критически влияют на социально-экономическое развитие страны. Утрата контроля над ними может поставить под угрозу национальную безопасность и само существование России.

К жизненно важным районам обеспечения национальных интересов России в мировом океане также отнесены внутренние воды, территориальное море, их дно, недра и воздушное пространство над ними, исключительная экономическая зона, континентальный шельф за пределами зоны, Охотское и Каспийское моря.

К важным зонам, которые в значительной степени влияют на экономическое развитие, благосостояние и безопасность, отнесены Азовское, Черное моря, Восточное Средиземноморье, Черноморские, Балтийские и Курильские проливы, районы мировых транспортных коммуникаций в АТР и в Африке.

Обзор документа

Президент утвердил новую Морскую доктрину России. В Морской доктрине указаны национальные интересы России в Мировом океане:

– независимость и территориальная целостность страны;

– сохранение за Россией статуса великой морской державы;

– развитие морского потенциала (от рыбопромыслового до научно-исследовательского и военно-морского флота, а также кораблестроения и судостроения);

– безопасное функционирование морских трубопроводных систем по транспортировке углеводородного сырья;

– обеспечение гарантированного доступа к глобальным транспортным коммуникациям в Мировом океане;

– сохранение человеческой жизни на море;

– обеспечение экологической безопасности во время проведения работ в Мировом океане, предотвращение загрязнений морской среды и сохранение её обитателей;

– развитие Арктической зоны как стратегической ресурсной базы, освоение континентального шельфа за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны;

– развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации и др. Стратегические зоны интересов – арктические акватории, воды Чёрного, Охотского и Берингова морей, Балтийские и Курильские проливы. Доктрина предусматривает расширение деятельности на Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа, Новой Земле и острове Врангеля. Ключевой момент доктрины – расширение возможностей Военно-морского флота страны. Вызовом и угрозой нацбезопасности Россия считает стремление США и их союзников ограничить доступ нашей страны к ресурсам и важным морским коммуникациям, а также продвижение инфраструктуры НАТО к российским границам. Новая Морская доктрина предусматривает создание в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона и странах Средиземноморья пунктов материально-технического обеспечения Военно-морского флота России. Прежняя Морская доктрина утратила силу. Указ вступает в силу со дня подписания.

Претензии на расширение 2001 годаПравить

20 декабря 2001 года Россия подала официальное представление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (статья 76, пункт 8). В документе предлагается создать новые внешние границы континентального шельфа России за предыдущими рамками 200-мильной зоны (370 км), но в пределах арктического сектора России. Заявлялись территориальные претензии на бо́льшую часть Арктики в секторе России вплоть до Северного полюса. Одним из аргументов было утверждение, что восточная часть хребта Ломоносова, подводного горного хребта, простирающегося через Полярный бассейн, и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В 2002 году Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства в поддержку своих требований.

Дополнительные исследованияПравить

В июне 2007 года группа из 50 русских учёных вернулась из шестинедельной экспедиции с известием, что хребет Ломоносова связан с территорией Российской Федерацией, поддержав тем самым претензии России на нефть и газ, которыми богат треугольник. На территории содержится 10 млрд тонн газа и нефти, утверждают учёные. Президент России Владимир Путин затем использовал эту информацию, чтобы вновь заявить о претензии России 2001 года.

2 августа 2007 года русские исследователи погрузили с помощью подводного аппарата национальный флаг на морское дно Северного полюса в символической поддержке претензий 2001 года. Механическая рука установила специальный не подверженный коррозии титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана на глубине 4261 метр (13 980 футов).

Международная реакцияПравить

В ответ на установку Россией национального флага на морском дне на Северном полюсе заместитель официального представителя Госдепартамента США Том Кейси заявил:

Не знаю, что они оставили на дне океана — металлический флаг, резиновый флаг, простыню. В любом случае никакого правового значения или эффекта для их претензий это иметь не будет.

I’m not sure of whether they’ve put a metal flag, a rubber flag or a bed sheet on the ocean floor. Either way, it doesn’t have any legal standing or effect on this claim.

Министр национальной обороны Канады Питер Маккей выразился так:

Это не XV век. Вы не можете проехаться по миру, просто поставить свои флаги и сказать: «Мы претендуем на эту территорию».

This isn’t the 15th century. You can’t go around the world and just plant flags and say ‘We’re claiming this territory

В ответ на эти слова министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал:

Меня искренне удивило заявление канадского коллеги о том, что кто-то разбрасывается флагами. Никто флагами не разбрасывается. Так делали все первооткрыватели. Когда исследователи достигают какой-то точки, которая никем не исследована, оставляют флаги. Так было и на Луне, между прочим.

Результаты исследованийПравить

20 сентября получены предварительные данные анализа модели земной коры по профилю «Арктика-2007», которые позволяют подтвердить тот факт, что структура коры хребта Ломоносова соответствует мировым аналогам континентальной коры, а значит, является частью прилегающего континентального шельфа Российской Федерации.

Заявка в комиссию ООН 2015 годаПравить

В настоящее время на российском арктическом шельфе имеется только один действующий проект по добыче нефти. Это Приразломное месторождение в Печорском море (прибрежное море в юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач). Месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти.

Континентальный шельф Охотского моряПравить

  • Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации». Дата обращения: 1 сентября 2015. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  • Моря России Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine // Всемирный фонд дикой природы (WWF)
  • Таблица заявок Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine на сайте российской программы Международного полярного года
  • Сообщение на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 августа 2013. Архивировано 5 августа 2012 года.
  • Минприроды завершило исследования для расширения границ России в Арктике. РИА Новости (4 сентября 2019). Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано 18 октября 2019 года.
  • Российская Арктика стала больше на 1,2 миллиона квадратных километров. Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 17 ноября 2020 года.
  • Григоренко Ю. Н., Маргулис Е. А., Новиков Ю. Н., Соболев В. С. Морская база углеводородного сырья России и перспективы её освоения Архивная копия от 15 апреля 2017 на Wayback Machine // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2007 (2)
  • Пресс-релиз: Отгружена первая нефть арктического шельфа России. Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 11 ноября 2014 года.
  • Пресс-релиз На Приразломном месторождении в 2014 году добыто 300 тыс. тонн нефти (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 23 января 2015 года.
  • Пересмотренное частичное представление Российской Федерации в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа в Охотском море. Часть 1. Резюме. 2013.. Дата обращения: 23 января 2019. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  • Комиссия ООН включила анклав в Охотском море в состав российского континентального шельфа Архивная копия от 28 марта 2019 на Wayback Machine / Новости ООН. 14 марта 2014.

Женевская конвенция об этой зоне

В 1958 году принята конвенция, согласно которой эта зона не может распространяться на расстояние, превышающее 12 миль, от исходной линии, ограничивающей территориальное море со стороны берегов. То есть совместно с шириной этого моря прилежащая зона не должна превышать 12 миль. Государство в ней может осуществлять контроль над соблюдением санитарных, таможенных, иммиграционных и фискальных правил. За нарушение их может последовать преследование и наказание.

Вам будет интересно:Срок окончания программы «Материнский капитал». Когда можно получить семейный сертификат?

Если берега двух государств расположены слишком близко друг к другу, ни одно из них не имеет права распространять свою прилежащую зону за линию середины. Эта средняя линия проводится таким образом, чтобы каждый ее участок был на одинаковом расстоянии до исходных линий. От этих же отметок отсчитываются территориальные воды обоих государств.

Вам будет интересно:Что определяет границу прав каждого человека? Права и свободы человека и гражданина

Как трактовать ст.67, п.2., Москва

Конвенция ООН

В этой конвенции, действующей с 1982 года, подтверждаются правила установленные конвенцией в Женеве. Однако были внесены свои изменения.

Совместная ширина территориального моря и следующей за ним прилежащей зоны в международном праве увеличилась в два раза. Если она была 12 миль, то стала 24. И это максимально допустимая ширина.

В прилежащей полосе действия государства весьма ограничены по сравнению с территориальными водами. Они сводятся к контролю государства над соблюдением законов и к наказанию нарушителей всевозможных установленных правил.

Как трактовать ст.67, п.2., Москва

Режим в прилежащей зоне

Прибрежное государство само определяет органы власти и их полномочия по контролированию этого участка морского пространства. У прибрежного государства есть следующие права в плане контроля:

  • Власти имеют право остановить любое судно.
  • Право на осмотр судна.
  • Государство в случае выявления правонарушения, может принять меры, чтобы произвести расследование для выявления обстоятельств нарушения закона.
  • Государство вправе осуществить наказание в случае правонарушения.
  • Если нарушен режим в прилежащей зоне, государство вправе преследовать нарушителя, даже в открытом море. Но если только преследование ведется «по горячим следам». То есть начинается в прилежащей зоне и происходит непрерывно.
  • Преследовать можно только тех нарушителей, которые нарушили правила в той зоне, где эти правила установлены. Государство не должно при осуществлении собственных прав нарушать при этом права других государств, правомерно пребывающих в этой зоне.

Федеральный закон РФ

В 1998 году в России вышел Федеральный закон, освещающий эту тему, а также территориальных и внутренних вод. Этот закон действует до сих пор. Согласно ему, прилежащая зона РФ представляет собой пояс морского пространства, который примыкает к полосе территориального моря. Тянется он вдоль всего побережья. С внешней стороны граница этой зоны расположена на расстоянии в 24 мили от линии, где начинается отсчет территориальных вод.

Контроль в водах РФ

Действия России в прилежащей зоне следующие:

  • Контроль над тем, как происходит соблюдение санитарных, таможенных, фискальных и иммиграционных правил, которые прописаны в законах, действующих в пределах территорий Российской Федерации, которые включают и морское пространство.
  • Осуществление наказаний за нарушение всех этих правил и законов, совершенное на территории России, включающей пространство морей. Таким образом, можно сделать вывод, что Федеральный закон России не расходится с конвенцией ООН в отношении прилежащей зоны.

Виды

Бывают разные виды прилежащих зон. Это санитарные, фискальные, таможенные и иммиграционные зоны. Они устанавливаются соответствующими законодательными актами и иногда международными договорами. Они известны в международной практике. Так, например, санитарные зоны устанавливаются арабскими государствами. Индией установлена фискальная и иммиграционная зона.

Но, помимо названных видов, существуют еще и другие. Некоторые государства установили зоны уголовной юрисдикции, некоторые – зоны нейтралитета. А также существуют зоны предотвращения загрязнения. Страны Саудовская Аравия, Пакистан, Бирма (Мьянма), Индия, Вьетнам, Судан создали прибрежные зоны безопасности.

Хотя если существование таких видов до конвенции ООН позволялось, то после 1982 года уже нет. Установление прилежащих зон, помимо обозначенных видов – санитарной, фискальной, таможенной и иммиграционной – не допустимо и является неправомерным с позиции международного права.

Как трактовать ст.67, п.2., Москва

Территориальное море

Это часть морского пространства, которая располагается между внутренними морскими водами и прилежащей зоной. Это полоса моря, которая тянется вдоль всего побережья, примыкая к суше. Другое ее название – территориальные воды. Эта зона имеет свои особенности. В отличие от прилежащей зоны и внутренних морских вод, территориальное море расположено ближе к берегам, но не заходит в мелкие заливы и порты, и являются частью территории государства.

Отмеряется оно либо от линии максимального отлива, либо от исходных линий, которые служат границей между территориальным морем и внутренними водами. Последние включают в себя акватории небольших заливов, портов, морских бухт, образуемых реками лиманов и губ, ограниченные исходными линиями. Ширина полосы территориального моря у всех государств, имеющих акватории, составляет 12 миль. Граница между прилежащей зоной и территориальным морем является в то же время границей государства.

Как трактовать ст.67, п.2., Москва

Законы и правила в этой зоне

Территориальные воды расположены ближе к берегам и входят в территорию прибрежного государства. Поэтому на этот участок морского пространства распространяется суверенитет страны. Но при этом судна из других стран могут проходить через эту зону, как и по водам прилежащей зоны. Только если эти суда пересекают эту территорию мирно, не угрожая безопасности страны.

За государством остается право устанавливать свои законы, которые будут определять судоходство на этом участке. Законы и правила нужны для того чтобы сделать судоходство в этой зоне безопасным и удобным, обеспечить защиту для навигационного оборудования и средств.

Как трактовать ст.67, п.2., Москва

Кроме того, государство разными мерами пытается предотвратить загрязнение вод, некоторые участки территориального моря вообще могут быть закрыты для прохождения судов. Корабли из других стран обязаны соблюдать установленные правила и законы, в случае нарушений государство вправе осуществить наказание, наложить штраф или возбудить уголовное дело.

В России приняли новую морскую доктрину

08:23 1 августа 2022.

Президент России Владимир Путин в День Военно-морского флота подписал два указа о принятии нового корабельного устава ВМФ и морской доктрины РФ. Если первый документ можно назвать техническим, то второй определяет стратегическое развитие страны на ближайшие годы.

Морская доктрина выделяет десять вызовов и угроз стране в мировом океане. Прежде всего, это действия США и НАТО, указана проблема пиратства и есть отсылка к Курильским островам. Только прямо называть их в документе российские чиновники не стали и решили обойтись следующим предложением.

“Территориальные претензии ряда стран, касающиеся некоторых приморских и островных территорий”, — звучит одна из угроз в тексте.

Семь пунктов касаются рисков для морской деятельности РФ. Здесь указаны санкции, малая доля российского торгового флота в глобальных перевозках, незавершенность морского международного права в Арктике. Мало у нашей страны баз для Военно-морского флота в других государствах.

Указаны 14 целей морской доктрины. Среди них “развитие РФ как великой морской державы”, наращивание мощностей в различных сферах, поддержание стабильности в мировом океане, защита прав государства, повышение боевых возможностей ВМФ и создание новых рабочих мест на приморских территориях.

Выделены важные территории для обеспечения национальных интересов государства:

  • Внутренние морские воды и территориальное море;
  • Исключительная экономическая зона и континентальный шельф РФ;
  • Арктический бассейн, включая акваторию севморпути;
  • Акватория Охотского моря и российский сектор Каспийского моря.

Отдельно прописаны важные районы, которые влияют на экономическое развитие страны:

  • Акватории океанов и морей, прилегающие к побережью РФ. Включая Черное и Азовское моря;
  • Восточная часть Средиземного моря;
  • Черноморские, Балтийские и Курильские проливы;
  • Районы прохождения мировых морских транспортных коммуникаций, в том числе прилегающие вдоль азиатского и африканского побережья.

Из этих списков видно, что Сахалинская область важна для реализации морской доктрины. Сам документ достаточно объемный, и там каждый пункт (от научной деятельности до военно-морской) подробно расписан. То же самое касается территорий, которые интересны России.

Развитие тихоокеанского направления уложилось в 15 пунктов. Среди них преодоление изоляции Дальнего Востока от остальных регионов России, развитие судостроительного комплекса и войск, обновление рыбопромыслового флота. Полностью все пункты вы можете увидеть ниже.

Как трактовать ст.67, п.2., Москва

Как трактовать ст.67, п.2., Москва

Как трактовать ст.67, п.2., Москва

В заключение документа появился следующий абзац, который подводит черту под написанным выше:

“Современная Российская Федерация не может существовать без сильного флота. Крупнейшая в мире территория и протяженность морских границ, огромные запасы и разнообразие морских природных энергетических, минеральных и биологических ресурсов, качество и количество народонаселения РФ объективно предопределяют ее существование и развитие в XXI веке как великой континентальной и морской державы”.

Морская доктрина Российской Федерации впервые была принята в 2001 году. Последний раз её меняли в 2015 году после присоединения Крыма. Теперь поводом для обновления документа стали новые геополитические реалии.

Обсуждение на forum. sakh. com

777хохол777 20:58 1 августа

Психоз не заканчивается!
США и НАТО, зачем им нападать на РФ?
Они живут хорошо, для чего им война,терять нажитое, умирать. За что?
Не верю я этой информации. Все наоборот в жизни, все стремятся уехать и жить в Европе и в США. Почему?
Потому что знают и понимают что жить за границей несравненно лучше и даже сравнению не подлежит.

анонимная  12:31 1 августа

значит, следующая СО будет в море?

анонимный  12:22 1 августа

Очередной перечень наполеоновских амбиций, который гроша ломаного не стоит.

jane-sakh 11:28 1 августа

А может быть, нам попробовать мирно жить со всеми и не искать вокруг врагов?
эта шизофрения умиляет!

анонимная  10:41 1 августа

Затянем потуже пояса. на горле

Национальные интересы РФ

Из новой Морской доктрины страны также следует, что национальные интересы Российской Федерации распространяются на весь Мировой океан. «Национальные интересы РФ как великой морской державы распространяются на весь Мировой океан и Каспийское море. Они формируются с учетом вызовов и угроз национальной безопасности РФ в Мировом океане, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ, а также с учетом суверенитета и национальных интересов других государств», — говорится в документе, опубликованном на официальном портале нормативных правовых актов.

Согласно доктрине, в число национальных интересов России в Мировом океане входят обеспечение независимости, государственной и территориальной целостности, незыблемости суверенитета страны, сохранение за РФ статуса великой морской державы, развитие морского потенциала и укрепление обороноспособности, обеспечение свободы судоходства, рыболовства и научных исследований, безопасного функционирования морских трубопроводных систем, экологической безопасности, развитие Арктической зоны и Северного морского пути и прочее.

«Защита национальных интересов РФ в Мировом океане является одним из высших государственных приоритетов»,— подчеркивается в доктрине.

Приоритетные зоны в Мировом океане

Районы обеспечения национальных интересов РФ в Мировом океане разделены в новом документе по значимости на жизненно важные, важные и другие. Так, в первую группу вошли зоны, которые «непосредственно связаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны, критически влияют на социально-экономическое развитие страны». К ним отнесены внутренние морские воды и территориальное море РФ, исключительная экономическая зона страны и ее континентальный шельф, Арктический бассейн, включая акваторию Севморпути, акватория Охотского моря и российский сектор Каспия.

Под важными районами определены те, которые «в значительной степени влияют на экономическое развитие, материальное благосостояние населения и состояние национальной безопасности РФ, а также на поддержание стратегической и региональной безопасности государства». Это, в частности, акватории, прилегающие к побережью РФ, включая Азовское и Черное моря, восточная часть Средиземного моря, Черноморские, Балтийские и Курильские проливы, районы прохождения мировых транспортных коммуникаций.

«РФ для защиты своих национальных интересов в Мировом океане реализует свое бесспорное право на присутствие сил (войск) Военно-морского флота и их применение в строгом соответствии с законодательством РФ, ее международными договорами и нормами международного права»,— резюмируется в доктрине.

Приоритеты для морской политики РФ

Утвержденная президентом РФ Морская доктрина России предусматривает развитие судостроительного комплекса на Дальнем Востоке, в том числе для строительства авианосцев.

«Развитие на Дальнем Востоке современного высокотехнологического судостроительного комплекса, предназначенного для строительства крупнотоннажных судов (в том числе для освоения Арктики, современных авианесущих кораблей для Военно-морского флота»,— приводится в документе пункт в списке приоритетов национальной морской политики на тихоокеанском региональном направлении.

В Думу внесут проект, сохраняющий за регионами право организовывать морские перевозки. Командующий заявил о господстве Черноморского флота в Азовском море.

В документе отмечается, что Россия будет повышать оперативные возможности ВМФ, чтобы обеспечить национальную безопасность страны и защиту интересов в Мировом океане. Как уточняется в доктрине, также стратегической целью является повышение эффективности обеспечения защиты и охраны государственной границы Российской Федерации на море.

Помимо этого, согласно доктрине, контроль военно-морской деятельности иностранных государств в акватории Северного морского пути является одним из приоритетов национальной морской политики РФ на арктическом региональном направлении. Также в доктрине поставлена задача «повышения боевого потенциала и развитие системы базирования Северного флота, сил и средств органов Федеральной службы безопасности, сил и средств Росгвардии». Также в документе говорится об «обеспечении заданного оперативного режима в Арктической зоне РФ за счет укрепления боевого потенциала сил (войск) Северного и Тихоокеанского флотов».

Еще одним приоритетом для морской политики РФ является развитие международного военного сотрудничества с ВМС государств Каспийского региона. Как уточняется в доктрине, также планируется развитие сил (войск) и системы базирования Каспийской флотилии, наращивание их количественно-качественных параметров.

Приоритетом национальной морской политики также является укрепление экономического и геополитического положения Российской Федерации в Каспийском регионе, углубление экономических, военных и культурных связей с государствами этого региона.

В тексте документа также отмечается, что определяющим фактором в отношениях с НАТО является неприемлемость продвижения инфраструктуры альянса к границам РФ. Как уточняется в доктрине, национальная морская политика на атлантическом региональном направлении определяется с учетом существования НАТО, деятельность которой «направлена на прямое противоборство с Российской Федерацией и ее союзниками».

При этом целями национальной морской политики на атлантическом направлении, согласно документу, являются решительное отстаивание и надежное обеспечение национальных интересов России, создание условий для стабильного экономического сотрудничества с другими странами.

Риски для морской деятельности РФ

В документе отмечается, что одним из основных рисков для морской деятельности РФ является отсутствие достаточного количества пунктов базирования за пределами РФ для обеспечения кораблей и судов Военно-морского флота, выполняющих задачи в удаленных районах Мирового океана.

Рисками для морской деятельности РФ также являются внезапно возникающие и труднопрогнозируемые пандемии опасных заболеваний. Как уточняется в доктрине, пандемия коронавируса привела к геополитической неопределенности и глобальному экономическому кризису в мире. Этот кризис, подчеркивается в документе, связан со стремлением ведущих иностранных государств изменить миропорядок, усилить тенденции к свертыванию процессов глобализации, борьбе за лидерство в мире, а также повышению роли национальных экономик и государственного управления, в том числе в сфере морской деятельности.

Угрозы безопасности РФ

Доктрина относит к основным угрозам безопасности РФ курс США на доминирование в Мировом океане и рост активности НАТО.

«Основными вызовами и угрозами национальной безопасности и устойчивому развитию Российской Федерации, связанными с Мировым океаном, являются: стратегический курс США на доминирование в Мировом океане и их глобальное влияние на развитие международных процессов, в том числе связанных с использованием транспортных коммуникаций и энергетических ресурсов Мирового океана»,— говорится в документе.

К таким угрозам документ также относит продвижение военной инфраструктуры НАТО к границам России, рост количества учений сил объединения в акваториях морей, прилегающих к территории РФ. В новой доктрине также указано стремление США и их союзников к ограничению доступа РФ к ресурсам Мирового океана и жизненно важным морским транспортным коммуникациям, стремление США к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил и повышение боевых возможностей ВМС других государств.

Помимо этого, в качестве угроз перечисляются также территориальные претензии к РФ ряда государств относительно некоторых ее приморских и островных территорий и вооруженные конфликты в районах, имеющих особое геополитическое значение для РФ и ее союзников. К ним относятся и подобные конфликты на территориях стран — союзников РФ и государств, имеющих выход к Мировому океану.

Один из пунктов новой доктрины относится к экономическому, политическому, международно-правовому, информационному и военному давлению на Россию в целях дискредитации и снижения эффективности ее морской деятельности, а также к усилиям для ослабления ее контроля над Северным морским путем (СМП), наращиванию иностранного военно-морского присутствия в Арктике и возрастанию конфликтного потенциала в этом регионе.

Кроме того, согласно документу, угрозами безопасности РФ являются попытки ряда государств изменить в интересах собственных геополитических целей действующие правовые режимы используемых для международного судоходства морских пространств и проливов. Еще один пункт доктрины фиксирует в качестве таких угроз увеличение масштабов международного терроризма, пиратства, незаконной транспортировки по морю оружия, наркотиков и психотропных веществ, их прекурсоров, а также химических и радиоактивных веществ.

«Проведение РФ самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мире, в том числе в Мировом океане. Реализуемая ими политика сдерживания РФ предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления»,— говорится в документе.

В целом констатируется, что развитие страны происходит на фону существующих и новых угроз, что «в первую очередь связано с геополитическим положением РФ и ее ролью в мировой политике».

«В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Ведущие мировые державы, обладающие значительным военно-морским потенциалом и развитой системой базирования, продолжают наращивать свое военно-морское присутствие в геополитически значимых районах Мирового океана, в том числе в акваториях океанов и морей, прилегающих к территории РФ»,— заключается в доктрине.

Создание пунктов материально-технического обеспечения ВМФ РФ

Новая Морская доктрина РФ предусматривает формирование в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона пунктов материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ России в целях создания условий для межфлотских переходов сил ВМФ.

Документом также предусмотрено «создание условий для военно-морского присутствия в АТР, позволяющего осуществлять контроль за безопасностью функционирования морских транспортных коммуникаций в этом регионе».

Новая Морская доктрина РФ предусматривает, что, кроме ПМТО ВМФ в сирийском Тартусе, будут созданы ПМТО в ряде стран Средиземноморского региона.

Предусматривается также «развитие отношений с государствами Ближнего Востока и Северной Африки с прилегающими морями и морскими пространствами, включающими Средиземное и Красное моря».

Кроме того, Россия планирует создание ПМТО ВМФ в Красном море и Индийском океане. В документе одним из приоритетов национальной морской политики названо «сохранение и поддержание военно-морского присутствия РФ в районе Персидского залива на основе ПМТО в Красном море и Индийском океане».

В нем также отмечается, что предусмотрено «использование инфраструктуры государств региона в интересах военно-морской деятельности РФ».

Инфраструктура для переориентации грузов на свои порты

Развитие железнодорожных путей, логистических центров и портовых комплексов для переориентации грузов на отечественные порты является приоритетным для РФ.

«Приоритетами национальной морской политики на Атлантическом региональном направлении являются в Балтийском море: развитие отечественной прибрежно-портовой инфраструктуры — железнодорожных путей, логистических центров и портовых комплексов, в том числе по переработке и транспортировке углеводородных ресурсов, в интересах переориентации экспортных и импортных грузов на отечественные порты; дальнейшее развитие в интересах экспорта системы подводных трубопроводов, обеспечение их эффективного и безопасного функционирования»,— говорится в документе.

В доктрине в качестве приоритета РФ отражена необходимость создания в Санкт-Петербурге, Калининградской и Ленинградской областях благоприятных условий для развития морского транспорта, строительства конкурентоспособных судов морского, ледокольного и рыбопромыслового флотов как одного из ключевых элементов специализации на этом направлении.

Кроме того, документ содержит пункт о развитии войск и системы базирования Балтийского флота, его способности гарантированно обеспечить защиту национальных интересов РФ в Балтийском море, а также обеспечение транспортной доступности Калининградской области за счет функционирования паромной линии в направлении портов Усть-Луги и Санкт-Петербурга.

Согласно доктрине, также приоритетными являются строительство новых и модернизация действующих мощностей рыбохозяйственного комплекса, в первую очередь обновление рыбопромыслового флота и средств производства рыбоперерабатывающих предприятий.

Также в качестве приоритетов приводятся необходимость мониторинга состояния подводных потенциально опасных объектов, в том числе в местах захоронения химического оружия, а также мониторинг состояния подводных трубопроводов. Еще одним из приоритетов является развитие круизного и яхтенного туризма; сохранение морского культурно-исторического наследия. Отмечается, что это должно происходить на основе взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных общественных объединений и организаций.

Развитие отечественной прибрежно-портовой инфраструктуры

Новая Морская доктрина также предусматривает усиление группировок сил Черноморского флота и развитие их инфраструктуры в Крыму и на побережье Краснодарского края. Кроме того, предусматривается всестороннее укрепление геополитических позиций России в Черном и Азовском морях, а также обеспечение на основе норм международного морского права благоприятного для РФ международного правового режима Черного и Азовского морей и порядка использования их водных биоресурсов, разведки и эксплуатации месторождений углеводородного сырья, прокладки и эксплуатации подводных трубопроводов.

Новая Морская доктрина РФ предусматривает развитие судоремонтного комплекса на территории Крыма и Севастополя.

«Развитие на базе судостроительных и судоремонтных предприятий Республики Крым и города Севастополь судостроительного комплекса, включая крупнотоннажное кораблестроение (судостроение) и судоремонт»,— говорится в документе.

Документ предусматривает развитие и обеспечение транспортной доступности Калининграда.

«Обеспечение транспортной доступности Калининградской области за счет функционирования паромной линии в направлении морских портов Усть-Луга и Санкт-Петербурга»,— говорится в доктрине.

Также новая морская доктрина предусматривает развитие отечественной прибрежно-портовой инфраструктуры — железнодорожных путей, логистических центров и портовых комплексов, в том числе по переработке, во всем Балтийском бассейне.

Помимо этого, она предусматривает увеличение доли судов, плавающих под флагом РФ.

Кроме того, новая Морская доктрина подразумевает строительство новых портовых комплексов в Балтийском море.

Отмечается также, что Россия планирует расширить взаимодействие с Ираном, Ираком и Саудовской Аравией, а также военно-морское сотрудничество с Индией.

Также доктрина предусматривает курс на превращение данного региона в зону мира и стабильности, развитие отношений с государствами региона, направленных на развитие торгово-экономических, военно-технических и культурных связей, развитие туризма.

Возможность введения гражданских судов и экипажей в состав ВС РФ

Заранее подготовленные гражданские суда и экипажи, согласно новой Морской доктрине, могут быть введены в состав Вооруженных сил РФ в военное время.

«Мобилизационная подготовка и мобилизационная готовность в сфере морской деятельности имеют стратегически важное значение для повышения военно-морского потенциала Российской Федерации и направлены на обеспечение ввода в состав Вооруженных сил Российской Федерации заранее подготовленных гражданских судов и экипажей, а также на подготовку объектов морской деятельности к функционированию в военное время»,— говорится в документе.

Также указывается, что одним из приоритетов совершенствования мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности в сфере морской деятельности является совершенствование системы отзыва судов, плавающих под российским флагом, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время с передачей управления ими органам военного управления вооруженных сил страны.

«Приоритетом в этой области является развитие государственной системы управления РФ деятельностью морского транспорта, рыбопромыслового флота и функционированием портов в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время»,— отмечается в документе.

РФ расширит географию ежегодных заходов кораблей и судов ВМФ в порты иностранных государств.

Развитие спутниковых систем связи и навигации в Антарктике

Новая Морская доктрина РФ предусматривает развитие спутниковых систем связи и навигации в Антарктике, а также расширение наземных комплексов поддержки ГЛОНАСС.

Как уточняется в документе, также приоритетом является обеспечение гидрометеорологической, навигационной и гелиогеофизической информационной поддержки морской деятельности в регионе.

Развитие производства роботизированных комплексов

Морская доктрина России предусматривает разработку и внедрение роботизированных комплексов различного назначения на базе искусственного интеллекта.

Также в документе говорится о развитии производства морских роботизированных комплексов и систем двойного назначения.

Геолого-разведочные работы на шельфе Арктики и Каспия

Новая Морская доктрина Российской Федерации включает в себя намерение России увеличить объем геолого-разведочных работ и добычи углеводородных ресурсов на континентальном шельфе, в Арктической зоне и в районе Каспийского моря. В документе подчеркивается, что в этих сферах необходимо государственное регулирование для обеспечения национальной безопасности России.

Новая доктрина предлагает устранить административные барьеры, препятствующие интенсивному и безопасному освоению морских природных ресурсов, а также оказать поддержку российским предприятиям-экспортерам.

Отмечается, что в секторе Каспийского моря должен быть сформирован современный нефтегазодобывающий комплекс с учетом требований экологической безопасности. Для этого России следует привлечь российские компании к геолого-разведочным работам. Впоследствии новые месторождения должны быть включены в систему подводных трубопроводов.

Доктрина также заявляет о намерении России увеличить объем геолого-разведочных работ по поиску железомарганцевых и кобальтоносных месторождений, а также создание мощностей по производству сжиженного газа и его отгрузке.

Все эти меры должны привести к сохранению и увеличению рабочих мест в сфере морской деятельности на Дальнем Востоке, формированию комфортной среды жизнедеятельности населения приморских районов, сказано в документе.

Создание новых СПГ-мощностей на Дальнем Востоке

Морская доктрина РФ предусматривает создание новых заводов по производству сжиженного природного газа на Дальнем Востоке.

«Формирование ресурсной базы и создание мощностей по производству сжиженного газа и его отгрузке с созданием специализированных терминалов в интересах долгосрочного газоснабжения российских потребителей и экспортных поставок»,— перечисляются приоритеты морской политики РФ на тихоокеанском региональном направлении в документе.

Также доктрина предусматривает более активную разработку природных ресурсов континентального шельфа РФ, включая повышение уровня геологической изученности Японского, Охотского и Берингова морей.

Сотрудничество в борьбе с пиратством и терроризмом на море

Россия будет принимать меры по борьбе с пиратством и терроризмом на море, в том числе путем развития международного взаимодействия. Как указано в доктрине, эта работа будет вестись, в частности, путем «развития системы политических, правовых, социально-экономических и военных мер, направленных на предупреждение, предотвращение и пресечение пиратских и террористических актов в отношении судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации». Кроме того, предусмотрено развитие «международного сотрудничества и взаимодействия в части, касающейся борьбы с пиратством и терроризмом на море».

В доктрине прописаны оперативное реагирование органов власти на пиратские и террористические акты в отношении судов, ходящих под российским флагом или на которых находятся граждане РФ, и в целом оказание помощи судам в подобных ситуациях.

РФ планирует реализовать строительство новых рыболовных судов на отечественных верфях.

Технологическая независимость в судостроении

Технологическая независимость в сфере судостроения стала одним из приоритетных направлений в развитии судостроительного комплекса России.

Также в тексте доктрины отмечается, что среди приоритетных направлений — развитие и обеспечение строительства военных кораблей, военно-вспомогательных, транспортных, рыболовных, научно-исследовательских и иных гражданских судов, объектов гражданской морской техники, оснащенных оборудованием отечественного производства и максимальная локализация судостроения в РФ.

РФ также создаст госсистему для информирования о местоположении судов.

Наращивание спутниковой группировки

Согласно документу, Россия нарастит спутниковую группировку, которая необходима для гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического обеспечения морской деятельности.

В частности, наращивание спутниковой группировки будет включать развертывание высокоэллиптической космической системы для обеспечения гидрометеорологических данных по полярному региону Земли и группировки космических аппаратов, используемых для радиолокационного зондирования Земли, чтобы получать информацию о ледовой обстановке при любой облачности и в темное время суток, в том числе в условиях полярной ночи.

О гарантии обеспечения и защиты интересов РФ

В тексте новой Морской доктрины РФ говорится, что современная Россия не может существовать без сильного флота, а наличие достаточной морской мощи гарантирует обеспечение и защиту ее национальных интересов.

«Современная Российская Федерация не может существовать без сильного флота. Крупнейшие в мире территория и протяженность морских границ, огромные запасы и разнообразие морских природных энергетических, минеральных и биологических ресурсов, качество и количество народонаселения Российской Федерации объективно предопределяют ее существование и развитие в XXI веке как великой континентальной и морской державы»,— говорится в тексте документа.

Там отмечается, что Россия, руководствуясь текстом новой доктрины, «будет твердо и решительно отстаивать свои национальные интересы в Мировом океане, а наличие достаточной морской мощи гарантирует их обеспечение и защиту».

«Реализация положений данной доктрины будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию Российской Федерации, обеспечению ее национальной безопасности и укреплению авторитета на международной арене»,— резюмируется в тексте.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права

Глубина над бровкой обычно составляет 100—200 метров (но в некоторых случаях может достигать 500—1500 м, например, в южной части Охотского моря или бровка Новозеландского материкового шельфа )

Читайте также:  Что такое доверие и когда лучше доверять а когда проверять

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *