Введение интерактивной карты сбора отходов в российских городах
В конце 2023 года жители России смогут найти ближайшие точки сбора отходов I и II классов в своем городе через онлайн-карту, которая создается совместно Федеральным экологическим оператором и Национальной экологической компанией.
Информация с круглого стола XIV общественного форума-диалога
Наталья Кривенко, начальник Управления учета, аналитики и моделирования федеральной схемы обращения с отходами I и II классов в ФГУП ФЭО, поделилась этой новостью на форуме в Челябинске. По ее словам, по поручению вице-премьера Виктории Валериевны Абрамченко, до конца года будет разработана интерактивная карта на базе ФГИС ОПВК. Это позволит каждому желающему найти точки сбора батареек, ртутных ламп и аккумуляторов в своем городе. В 2024 году также будет выпущено мобильное приложение для удобства использования карты.
Борьба с образованием отходов и создание цифровой системы учета
Уральский федеральный округ занимает четвертое место в России по количеству образуемых отходов I и II классов. Почти половина отходообразователей региона уже зарегистрирована в системе ФГИС ОПВК. На данный момент, более 6000 мест накопления опасных отходов от предприятий региона уже зарегистрированы. Также отмечается увеличение числа организаций, заключивших договоры с Федеральным экологическим оператором.
Переход к утилизации отходов и создание экотехнопарков
На сегодняшний день в России основной метод обращения с отходами I и II классов является обезвреживание, который используется 69% предприятий. Только 31% предпочитают утилизацию. Госкорпорация Росатом создает сеть экотехнопарков в семи регионах страны, что позволит изменить эту ситуацию.
Планы на будущее
Два экотехнопарка планируется запустить в конце 2023 года, в том числе Щучье в Курганской области. Эти предприятия оснащаются современными технологиями утилизации и обезвреживания отходов, а также системами безопасности и контроля окружающей среды. Это позволит создать замкнутый производственный цикл, вовлекающий около 70% отходов в утилизацию.
Новости и планы
- Создание интерактивной карты с точками сбора отходов I и II классов.
- Увеличение числа организаций, взаимодействующих с Федеральным экологическим оператором.
- Запуск экотехнопарков для перехода к утилизации отходов и создания замкнутого производственного цикла.
Экологические проекты Госкорпорации Росатом
Госкорпорация Росатом ведет работу по целому ряду стратегически важных для страны направлений, включая экологию. Отдельный экологический дивизион Росатома решает важнейшие государственные задачи в составе национального проекта Экология.
Проекты
Сегодня работа ведется сразу по трем федеральным проектам:
- Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности
- Чистая страна
- Сохранение озера Байкал
ФГИС ОПВК
ФГИС ОПВК — цифровая платформа обращения с отходами I и II классов опасности, которая была создана для надлежащего учета и контроля за всем жизненным циклом отходов с момента образования до фактической переработки. Ее применение способствует развитию технологий замкнутого цикла и вовлечению промышленных отходов во вторичный оборот.
Федеральный проект Экономика замкнутого цикла
В связи со стартом в 2022 г. данного федерального проекта в природоохранное законодательство РФ вносятся планомерные изменения, направленные на создание комплексной системы обращения с отходами, обеспечивающие сортировку отходов, использование вторичных ресурсов и уменьшение доли отходов, направляемых на размещение/захоронение на полигонах.
Изменения в законодательстве
Процесс перехода к новой системе обращения с отходами начался с принятия Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления.
Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р был утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
Шаги к устранению захоронения отходов
Запрет вводился поэтапно. Например, с 2018 г. полигоны прекратили прием 67 видов отходов, среди которых лом и цветные металлы, термометры, ртутные лампы, лом алюминиевых банок, алюминиевая фольга.
С 1 января 2019 г. запрещено захоронение 109 видов отходов – бумаги, картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклотары.
С 1 января 2021 г. на полигонах нельзя размещать компьютеры и оргтехнику, аккумуляторы, бытовые приборы и электроинструменты.
Введение понятий через законодательные акты
Кроме того, 1 марта 2023 г. вступил в действие Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Этот закон ввел такие понятия, как сбор отходов, вторичные ресурсы и вторичное сырье.
Обязательства физических лиц
Законодатель определил, что вторичные ресурсы подлежат утилизации, т.е. ликвидации или переработке; их захоронение не допускается.
Физические лица, в процессе потребления которых образуются вторичные ресурсы, обеспечивают раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу вторичных ресурсов в места сбора.
В местах сбора может осуществляться складирование вторичных ресурсов как по их видам, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами.
Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в России
Стоит отметить, что 1 января 2019 г. услуга по обращению с ТКО стала коммунальной – региональные операторы заключают договоры об оказании услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов или с уполномоченными ими лицами (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и т.д.).
Региональными операторами являются организации, которые несут ответственность за весь цикл обращения с ТКО, включая организацию сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО в специально отведенных местах. Региональный оператор работает в соответствии с утвержденной региональной программой по обращению с отходами, в рамках которой должна быть обеспечена инфраструктура их раздельного накопления.
Раздельное накопление отходов
К сожалению, сложившийся механизм оплаты по нормативам накопления ТКО не стимулирует жителей сортировать отходы и уменьшать количество смешанных. Сейчас в Законе об отходах производства и потребления закреплено требование к физлицам по обеспечению раздельного накопления в местах накопления ТКО либо сдаче в места сбора вторичных ресурсов. Как это повлияет на организацию раздельного накопления отходов и повлияет ли вообще, пока сказать сложно.
Обращение с побочными продуктами производства
Что касается юрлиц и индивидуальных предпринимателей, Законом № 268-ФЗ для них установлены требования при обращении с побочными продуктами производства.
Согласно ст. 51.1 Закона об охране окружающей среды к побочным продуктам производства относятся вещества и (или) предметы. Юридические лица и ИП должны самостоятельно относить материалы либо к отходам, либо к побочным продуктам. Если в результате хозяйственной и (или) иной деятельности образуются побочные продукты производства, при работе с ними организации и ИП должны:
- При обращении с побочными продуктами производства (складировании (хранении), транспортировке, обработке (переработке), в том числе обезвреживании, использовании, не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.
Побочные продукты производства признаются отходами в двух случаях:
- В случае признания побочных продуктов отходами юрлицо или ИП, в результате деятельности которых образовались такие продукты, обязаны исчислить их и внести плату за негативное воздействие данных отходов на окружающую среду.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 марта 2023 г. № 437 О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду в текущем году ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду были проиндексированы. Думаю, эта тенденция будет продолжаться.
## Уменьшение объемов размещения отходов на полигонах благодаря законодательным преобразованиям
В цепочку законодательных преобразований, направленных на уменьшение объемов размещения отходов на полигонах, стоит отнести и Постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 г. № 1770 О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г. № 467.
Согласно этому Постановлению, средства, поступившие в федеральный бюджет от экологического сбора, было решено направлять на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов, за исключением создания (реконструкции) объектов, на которых не осуществляется обработка или утилизация, в виде софинансирования расходных обязательств субъектов Федерации.
## Полномочия, переданные органам государственной власти РФ с 1 марта 2024 года
С 1 марта 2024 года к полномочиям органов государственной власти РФ будут отнесены:
- Определение порядка и условий регистрации лиц, осуществляющих деятельность по переработке отходов
- Ведение реестра объектов обработки, утилизации, захоронения отходов
- Осуществление контроля за соблюдением требований при обращении с отходами
Таким образом, в природоохранное законодательство вносятся изменения, связанные с дальнейшим реформированием отрасли по обращению с отходами, наращиванию мощностей по переработке и сортировке, целью которых является ликвидация мусорных свалок и опасных объектов накопленного вреда. Однако этот процесс требует времени и дальнейшей работы по раздельному сбору, сортировке и переработке отходов.
## Уголовное право и процесс
Надо продвигать идею создания нового для уголовного процесса института следственных судей, что представляет собой шаг вперед, а не назад.
## Кривые зеркала блогосферы
Назрела необходимость установления четких рамок работы в данной области для предотвращения негативных последствий.
## Отходы 2-го класса опасности: сбор, хранение и утилизация
### Что такое отход 2 класса опасности?
Отход 2 класса опасности – это опасный отход, обладающий высокой степенью токсичности. Считается, что такой опасный отход при отсутствии мер по утилизации, хранению и транспортировке, может нанести ущерб, на ликвидацию последствий которого может понадобиться около 30 лет.
### Какие отходы относятся к 2 классу опасности?
Полный перечень отходов 2 класса опасности указан в ФККО (Федеральном Классификационном Каталоге Отходов). Среди наиболее распространенных отходов 2 класса опасности:
- Отработанные нефтепродукты
- Химические отходы
- Отходы лакокрасочных материалов
### Какой нормативный документ регулирует обращение с отходами 2 класса опасности?
Санитарные правила СП 2.1.7.1386-0 регламентируют обращение с отходами 2 класса опасности. Отнесение отходов к 2 классу опасности происходит на основании ФККО.
### Сбор отходов 2 класса опасности
Отходы 2 класса опасности, как правило, передаются юридическому лицу, имеющему лицензию на утилизацию опасных отходов. Для сбора опасных отходов используется установленный порядок действий, включая использование специальных тар для хранения и транспортировки отходов.
### Хранение отходов 2 класса опасности
Срок хранения отходов в специально отведенных местах составляет не более 11 месяцев.
На предприятиях с такими отходами издается приказ о персональной ответственности за хранение и назначение ответственного лица, которое контролирует процесс хранения опасных отходов.
Транспортировка отходов 2 класса опасности
Для осуществления транспортировки отходов 2 класса опасности необходимо соблюдать следующие правила:
для транспортировки отходов используется специальный аккредитованный транспорт.
Транспорт должен быть оборудован таким образом, чтобы перевозимые отходы не имели контакт с водой, атмосферой и друг с другом.
Скачайте чек-лист по узакониванию опасных отходов
Подготовили для вас чек-лист по узакониванию опасных отходов.
Как утилизировать отходы 2 класса опасности?
Утилизацией опасных отходов 2 класса опасности имеют право заниматься только организации, имеющие лицензию на переработку или утилизацию опасных отходов.
Иными словами, если на предприятии есть опасные отходы 1-2 класса опасности, то вам вне зависимости от выбора их дальнейшей судьбы (хранить на предприятии или передавать на утилизацию оператору) через единую систему указывать действия по обращению с отходами 1-2 класса опасности.При этом, запрещается хранить опасные отходы на предприятии на срок более 11 месяцев (чтобы иметь возможность хранить отходы дольше 1 года – необходимо получить лицензию на хранение опасных отходов).
Учет отходов 2 класса опасности
Для учета опасных отходов главный эколог предприятия должен вести журнал журнала учета опасных отходов. Помимо титульного листа – журнал содержит полный перечень всех отходов по классам опасности с указанием количества (в тоннах) передаваемых другим юридическим лицам на обезвреживание, хранение или утилизацию.Каждое действие с отходом (будь-то передача иному юридическому лицу или передача отхода на хранение) фиксируется в журнале отходов.
Образец журнала отходов в журнале фиксируются все действия с опасными отходами
Получите экспертную помощь по паспортизации и отчетности по отходам
Ответим на любые вопросы, предложим лучшее решение
Узаконивание отходов 2 класса опасности
Для узаконивания отходов необходимо на каждый производимый отход оформить паспорт.Паспорт содержит: информацию о опасном отходе, подпись и печать генерального директора, ФККО отхода (номер отхода по федеральной классификации), количество образуемого отхода.
Образец паспорта опасного отхода. Паспорт содержит номер ФККО отхода, обозначение количества отхода и указание класса опасности отхода.
Важно: паспорт делается на каждый отход. Например, если на предприятии 1000 видов отходов, то паспорт разрабатывается на каждый отход.
К паспорту на каждый отход обязательно прикладывается протокол лабораторных измерений, который подтверждает класс опасности паспортизируемого отхода.
Кроме того, не стоит забывать – предприятия обязаны ежегодно сдавать отчетность по отходам (в том числе по хранению/утилизации/обработке/передаче отходов 2 класса опасности).Для этого ежегодно сдается:
Подробнее вы можете прочитать в нашей статье про экологическую отчетность
Наши эксперты написали для вас более 200 статей по промышленной, экологической безопасности и проектированию. Их прочтение поможет Вашему предприятию детально ознакомиться с актуальными законодательными требованиями.
Узаконивание отходов на предприятии
ФККО опасных отходов 2023
Закажите бесплатную консультацию наших специалистов
На бесплатной консультации наши эксперты:
Укажите ваши контактные данные, и наш эксперт назначит удобное для вас время консультации
За порядок на контейнерной площадке под ТКО отвечает собственник земельного участка. Сведения о владельцах таких объектов должны быть внесены в муниципальный реестр мест накопления отходов. Читайте, кто отвечает за актуальность информации в таком реестре и что делать, если данных о собственнике площадки в нём нет.
Реестры площадок для сбора ТКО ведут органы местного самоуправления
Согласно ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ, в регионах РФ с 2019 года действует новая схема по обращению с ТКО: вывоз мусора – коммунальная услуга, её оказывают региональные операторы по утверждённым тарифам. Регоператоры отвечают за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твёрдых коммунальных отходов. Делают они это в соответствии с нормами ПП РФ № 1156.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления ТКО и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении контейнерных площадок для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).
Реестр Москвы содержит данные о местоположении, типе и площади 26 820 мест накопления ТКО
В 2019 году вступили в силу Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра. Они были утверждены постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 и ввели требования регистрировать контейнерные площадки в реестре.
Правила № 1039, конкретизируют указанные нормы № 89-ФЗ и включают два важных раздела:
Кто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке МКД
Требования к составу информации в реестре мест накопления ТКО утверждены Правилами № 1039
Реестр – это база данных о местах, площадках накопления ТКО. Согласно п. 4 ст. 8 № 89-ФЗ, его составление и актуализация относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО. Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.
Содержание реестра установлено положениями п. 15 Правил № 1039, п. 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ. В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:
Данные о контейнерных площадках из реестра Петрозаводска (Карелия) включают все пункты из Правил № 1039, но данные о собственниках не всегда заполнены
Согласно п. 18 Правила № 1039, перечень информации о собственнике площадки зависит от того, кто им является:
Три условия, при которых регоператор обязан вывозить габаритные ТКО
В НПА нет единой формы реестра, и органы МСУ не всегда вносят всю обязательную информацию о площадках
Требования и правила ведения реестра мест накопления ТКО утверждены в ПП РФ № 1039, но единая форма заполнения таких реестров в НПА не содержится. Это создаёт трудности при формировании точных и объективных данных о площадках, в том числе об их собственниках. О такой проблеме, в частности, говорят и органы региональной власти:
«К нам часто поступают обращения граждан по поводу несвоевременного вывоза мусора, но мы не всегда можем оперативно определить собственника площадки, который должен отвечать за её состояние и принять меры по уборке», – рассказал в одном из интервью и.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия Алексей Павлов. – Реестры площадок накопления ТКО во многих районах республики содержат неполную, а иногда и недостоверную информацию».
Реестр мест накопления ТКО в Сортавала (Республика Карелия)
При этом информация о собственнике места (площадки) накопления ТКО – это обязательные сведения, которые должны быть включены в реестр. Их отсутствие – нарушение требований законодательства.
Как запретить третьим лицам ставить мусорный контейнер во дворе МКД
Если в реестре нет данных о собственнике площадки – муниципалитет обязан их внести
Ведение реестра в бумажном и электронном виде – это исключительное полномочие органа местного самоуправления. Именно он вносит в него сведения на основании заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО и отвечает за соответствие реестра Правилам № 1039.
В ситуации, если возле МКД есть контейнерная площадка и за ней никто не следит, первое, что нужно сделать, – определить её собственника. Если земля под местом накопления ТКО не сформирована, не входит в состав общего имущества, то сведения о владельце нужно искать в реестре.
Если в реестре такой информации нет – требовать от муниципалитета внести такие сведения. Это прямые обязанности органов местного самоуправления, на игнорирование которых УО или жители дома могут подать жалобу в прокуратуру.
А в реестре вашего населённого пункта есть все обязательные требования? Расскажите в комментариях.
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ. Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к подписчику
Вопросы по теме
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
Новая терсхема нацелена на внедрение технологий, способствующих снижению количества поступающих на полигоны отходов и увеличению процента их переработки
В октябре текущего года Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области была утверждена новая территориальная схема по обращению с отходами производства и потребления. Этот документ касается каждого жителя региона и отражает факты прогресса в "мусорной" реформе.
Территориальная схема (терсхема) – это документ, на основании которого осуществляется деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности. Новая терсхема нацелена на внедрение технологий, способствующих снижению количества поступающих на полигоны отходов и увеличению процента их переработки. В ней описаны все этапы обращения с отходами от их сбора до обезвреживания. Она также регулирует взаимоотношения между всеми участниками процесса по обращению с ТКО.
ЗАЧЕМ ТЕРСХЕМА ОБЫЧНЫМ ГРАЖДАНАМ?
1. Если ваш объект жилой или нежилой есть в терсхеме – вам придется оплачивать за вывоз мусора.
2. Вы можете узнать к какой контейнерной площадке прикреплен ваш объект и куда вы должны выносить мусор.
3. В терсхеме есть прогноз роста тарифа на несколько лет вперед.
4. В терсхеме есть важные для каждого жителя региона сведения: информация о раздельном сборе, о заводах по переработке отходов и сроках запуска новых объектов инфраструктуры.
ФАКТ: с 2019 года на территории Иркутской области было создано больше инфраструктуры по обращению с ТКО, чем в предыдущие 30 лет.
Важное место в территориальной схеме занимает перечисление объектов, которые отнесены к объектам образования отходов. Также четко обозначены маршруты, по которым перевозятся отходы до мест хранения. С 2019 года ТКО вывозятся на санкционированные полигоны и места накопления, что исключает образование стихийных свалок, и позволяет учитывать объём мусора, который ежегодно образуется в результате процессов производства и потребления на территории Иркутской области. Согласно новой терсхемы на территории ИО расположено 124 объекта размещения отходов, в том числе 33 полигона. Из них 26 объектов по размещению ТКО.
ФАКТ: До реформы законное обращение с ТКО в зоне “Юг” Иркутской области было налажено лишь в 182 населенных пунктах. Сейчас вывоз ТКО осуществляется более чем в 690 населенных пунктах.
Статистика показывает, что с начала реализации реформы по обращению с отходами производства и потребления в Иркутской области произошли изменения, которые положительно сказываются на экологии региона. Например, увеличилось число населенных пунктов, откуда организован вывоз мусора и контейнерных площадок, сократилось число стихийных свалок и появились мусороперегрузочные станции. Все это необходимо для выполнения глобальных задач по обращению с отходами.
ФАКТ: В зоне “Юг” Иркутской области в 2022-2023 годах запустили 6 мусороперегрузочных станций в Иркутске, Слюдянке, Качуге, Усть-Орде, Жигалово и Баяндае. Их создание позволило повысить точность графика удаления отходов и снизить нагрузку на дорожную сеть.
О чем территориальная схема рассказывает обычному жителю Иркутской области? Первое и основное – если объект вашей собственности обозначен в документе, значит вы отнесены к образователям отходов и обязаны соблюдать всё, что прописано в Федеральном законе №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”. Второе, что можно узнать из схемы – это порядки, нормативы, схемы обращения с ТКО в каждом конкретном районе Иркутской области. Третье – это то, какими способами область намерена реализовать планы по сокращению количества захораниваемых отходов и росту объема перерабатываемых отходов.
ФАКТ: С 2019 года увеличилось число спецтехники для обращения с ТКО. В 2023 году ежедневно на линию выходят 212 мусоровозов.
Если объект собственности физического или юридического лица учтен в терсхеме, значит собственник должен оплачивать услугу по обращению с ТКО. В самом документе, находящемся в открытом доступе, можно ознакомиться с маршрутами перевозки отходов и расположением объектов их размещения. Также в одном из разделов прописаны сроки запуска новых объектов.
Важным этапом развития инфраструктуры по обращению с отходами в Прибайкалье станет запуск мусоросортировочного комплекса в составе мембранного компостирования биоразлагаемых отходов. Это совместный масштабный проект правительства Иркутской области и ООО “РТ-НЭО Переработка отходов”.
Объект сможет обрабатывать до 405 тысяч тонн отходов в год – сортировать, перерабатывать и брикетировать. Получаемое после сортировки вторсырье (15%) – пластик, пленка, стекло, бумага, металлы – планируется отправлять на переработку. Продукт образовавшийся после компостирования (35%) – почвогрунт – может использоваться в сельскохозяйственных целях и лесовосстановлении. Оставшаяся часть отходов с применением специальных технологий будет преобразована в брикеты и размещена на полигоне.
ФАКТ: Планируемый к строительству комплекс станет крупнейшим подобным объектом за Уралом.
Планируемый к строительству объект относится к Центральному кластеру. Ориентировочные сроки его запуска – 2025 год. Позже в зоне “Юг” Иркутской области намерены создать ещё пять подобных кластеров – в Эхирит-Булагатский районе, в Слюдянском, Черемховском, Казачинско-Ленском районах и в Саянске.
ФАКТ: В связи с тем, что вывоз ТКО сейчас осуществляется только на специальные полигоны, в Иркутской области остановлен рост несанкционированных свалок. 90% самых масштабных стихийных свалок в южной части региона уже ликвидированы.
Ознакомиться с территориальной схемой по обращению с отходами может каждый житель Иркутской области – документ опубликован на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии.
По материалам Комсомольская правда Иркутск
При полном или частичном копировании информационного материала ссылка на сайт Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области обязательна: http://34.rospotrebnadzor.ru/
18 августа 2023
Что такое отходы высокого класса опасности? Как их правильно утилизировать? Где искать место для их накопления?
В наше время проблема утилизации отходов становится все более актуальной. Особенно это касается отходов высокого класса опасности, которые могут нанести серьезный вред окружающей среде и здоровью людей. Расскажем о том, что такое отходы высокого класса опасности, как их правильно утилизировать и где искать место накопления.
Отходы высокого класса опасности – это отходы, которые содержат вредные или токсичные вещества, способные нанести вред окружающей среде и здоровью людей.
Весь мусор в зависимости от того, какой вред он может причинить окружающей среде, разделяется на классы опасности, в целях профессиональной утилизации отходов. Классы опасности отходов установлены Федеральным Законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Сведения обо всех отходах содержатся в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. С помощью каталога можно узнать, к какому классу опасности относятся те или иные отходы, например:
I класс опасности (чрезвычайно опасный мусор): ртутные и люминесцентные лампы, градусники, синтетические и минеральные масла, масла;
II класс опасности (опасный мусор): отработанные или бракованные аккумуляторы, блоки питания и батарейки, средства защиты растений;
III класс опасности (умеренно-опасный мусор): дезодоранты, лак для ногтей, бальзамы и шампуни, мобильные телефоны, экокожа, медные провода, цементная пыль, строительный мусор;
IV класс опасности (малоопасный мусор): пластмасса, флаконы от косметики, зеркала, полиэтилен, автомобильные покрышки, бытовая техника и электроника, компьютеры, ковры, растительные масла, жевательную резинку;
V класс опасности (безопасный мусор): пищевые остатки, изделия из древесины, бумагу, картон, одежду из натуральных тканей, кирпич, глину, керамику, гипс, цемент.
Важно отметить тот факт, что отходы I –IV класса опасности ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусорные контейнеры, предназначенные для сбора твердых коммунальных отходов. Для таких отходов, согласно требованиям действующего жилищного законодательства, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, обязано организовать места накопления.
Список организаций, имеющих лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности можно размещен на сайте Росприроднадзора.
Если вы желаете избавиться от отходов высокого класса опасности, то необходимо обратиться в один из таких пунктов приема.
Также управляющая организация многоквартирного дома обязана раскрывать сведения о местах накопления отходов, сбора отходов I – IV классов опасности и информацию о порядке осуществления раздельного сбора отходов путем размещения на информационных стендах (стойках) в своем представительстве.
Утилизация отходов высокого класса опасности – это важный и ответственный процесс, который требует соблюдения всех правил и требований, установленных законодательством. Не забывайте о том, что правильная утилизация отходов высокого класса опасности – это забота не только о здоровье окружающей среды, но и о вашем собственном здоровье.
Назад к списку