Увеличение стоимости работ по контракту: возможность и правовая практика
В апреле 2022 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции. В контракте предусмотрено два этапа выполнения работ в 2022-2023 годах.
Увеличение стоимости контракта
В июне подрядчиком был выполнен расчет увеличения стоимости контракта на основании постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315. В августе 2022 года было получено положительное заключение проверки сметной стоимости. Однако, из-за отсутствия дополнительного финансирования заказчик не согласовал увеличение стоимости работ по контракту.
В марте 2023 года подрядчик повторно обратился к заказчику с просьбой увеличить непринятые работы, предусмотренные вторым этапом, согласно положительному заключению 2022 года.
Возможность изменения стоимости работ
Имеет ли право заказчик увеличить стоимость контракта на основании положительного заключения, полученного в 2022 году, применить коэффициент увеличения стоимости на не принятые работы по второму этапу, или подрядчику необходимо выполнить новый расчет увеличения сметной стоимости в 2023 году с последующим получением положительного заключения экспертизы?
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ
В определении Верховного Суда РФ от 20.06.2023 N 309-ЭС23-9212 по делу N А60-7239/2022 было принято решение о неудовлетворении требования о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по внесению изменений в муниципальный контракт и взыскании убытков в связи с несогласованием повышения цены контракта.
В удовлетворении требования было отказано на основании того, что предложение о внесении изменений в контракт ввиду повышения цен поступило поздно, когда работы уже должны были быть завершены, и условия для увеличения стоимости работ не были соблюдены подрядчиком.
Решение Верховного Суда
Суды пришли к выводу, что истцом не доказано наличие оснований для увеличения стоимости работ по контракту, установленных законодательством. Следовательно, апелляционный суд отклонил жалобу по поводу увеличения цены государственного контракта на ремонт автомобильной дороги.
Для более подробной информации и консультаций вы можете обратиться к нашим экспертам и изучить нормативно-правовые акты по увеличению стоимости работ по контракту в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Увеличение контракта цены и объема
В ходе заседания установлено, что в сентябре 2021 г. учреждение заключило государственный контракт с обществом с ограниченной ответственностью УМПРЭО на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Ляпино — Прусово в Ярославском муниципальном районе Ярославской области.
В апреле 2022 г. до начала работ по устройству нижнего и верхнего слоя асфальтобетонного покрытия общество обратилось к заказчику с письмом, в котором указало, что в связи с существенным ростом цен на асфальтобетонные смеси обязательства по контракту по согласованной сторонами цене исполнить невозможно.
В дальнейшем общество повторно обращалось к учреждению с требованием внести изменения в контракт, представляя пересчитанную сметную документацию, расчет новой цены контракта, прайс-листы поставщиков асфальтобетонных смесей. В результате пересчета цена контракта увеличилась на 28 млн рублей, или на 17,72%, что составляло менее 30% от начальной цены контракта.
Ссылаясь на отсутствие лимитов бюджетных обязательств, учреждение отказалось от увеличения цены контракта, что послужило основанием для обращения общества с иском в суд.
Решение суда
Решением Арбитражного суда Ярославской области исковые требования общества удовлетворены. Суд обязал учреждение заключить дополнительное соглашение к контракту об изменении его цены в связи с возникновением не зависящих от сторон обстоятельств: существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие использованию при исполнении контракта.
Второй арбитражный апелляционный суд решение арбитражного суда первой инстанции оставил без изменения, указав на недопустимость немотивированного отказа заказчика от заключения дополнительного соглашения в ситуации изменения объективных обстоятельств (существенное увеличение стоимости материалов), которые обе стороны не могли предвидеть в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С текстами судебных актов по делу № А82-8774/2022 можно ознакомиться в информационной системе Картотека арбитражных дел (ссылка в нижней части сайта Второго арбитражного апелляционного суда).
Максим спросил 9 месяцев назад
Добрый день! Выделили из регионального бюджета дополнительные средства! Можно ли данными средствами воспользоваться в рамках действующего контракта.
Регулирование увеличения количества товаров в контракте в России
Прямого запрета нет. Однако использование дополнительных средств приводит к увеличению поставляемых товаров, объема оказываемых услуг и выполняемых работ по контракту, что означает изменение существенных условий контракта.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением определенных случаев, предусмотренных законом. Таким образом, такие изменения могут быть внесены только на законных основаниях.
Основания для увеличения объема работ
Наиболее вероятными основаниями для увеличения объема работ являются применение п. 1.2 или п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
П. 1.3 может применяться при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предусмотренному выполнением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и т.д.
Пункт 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ допускает изменение объема работ без ограничения видов работ и масштаба изменения объема, при этом увеличение цены контракта не должно превышать 10% от изначальной цены.
П. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не распространяется на контракты на выполнение строительных работ, позволяя увеличивать объем работы не более чем на 10%.
Другие основания
Иные основания для увеличения объема работ более чем на 10% предусмотрены только в определенных случаях:
- Для особых категорий товаров, таких как лекарственные препараты, медицинские изделия и расходные материалы.
- При возникновении независимых от сторон контракта обстоятельств, препятствующих исполнению контракта.
- При введении специальных экономических мер.
- При изменении особо крупных долгосрочных контрактов.
- При изменении контрактов с единственным поставщиком.
- При изменении контрактов на выполнение строительных работ.
Таким образом, регулирование увеличения количества товаров, объема работ и услуг в контракте в России включает определенные правила и ограничения, предусмотренные соответствующим законодательством.
Внесение изменений в контракт по ст. 95 Федерального закона
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нужно изменить существенные условия контракта. Какие обстоятельства отразить в обращении к заказчику, которое призвано побудить его согласиться на перерасчет стоимости принятых и выполненных работ с учетом постановления Правительства РФ от 9 августа 2021 г. N 1315?
Ответ на вопрос
К сожалению, мы не можем дать однозначный ответ на данный вопрос. Поясним почему.
По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон N 44-ФЗ), при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Возможность изменения условий контракта
Эти ограничения распространяются на все контракты, способ осуществления закупки значения не имеет (письмо Минфина России от 21.06.2017 N 24-05-08/38833).
В качестве одного из таких случаев п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить по соглашению сторон существенные условия заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого, в частности, является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее – строительный контракт), если при его исполнении возникли независимые от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
Обстоятельства для изменения контракта
Общий порядок внесения в контракт таких изменений установлен указанной нормой Закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (далее – Постановление N 1186).
В совместном письме Минфина России, Минстроя России и ФАС России от 10.06.2021 N 24-06-06/45785, 24044-АП/09, ПИ/47490/21 также разъяснено, что указанные в п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ независимые от сторон контракта обстоятельства предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независимым от сторон контракта обстоятельствам.
Изменение цены контракта
По общему правилу существенные условия строительного контракта, в том числе цена такого контракта, могут быть изменены в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при одновременном соблюдении совокупности условий, предусмотренных им, то есть в том числе и срока действия – один год и более (смотрите письма Минфина России от 24.03.2020 N 24-03-07/23076, от 29.06.2020 N 24-03-08/56008, от 27.07.2020 N 24-03-07/65360).
Соответственно, указать на какие-либо обстоятельства, которые должны быть отражены в обращении к заказчику, призванному побудить его к согласию на перерасчет стоимости принятых и выполненных работ, мы не можем. Полагаем, что подрядчик вправе представить любые доводы – информацию о росте цен на строительные материалы из открытых статистических источников, информацию об изменении цен других государственных контрактов за аналогичный период и т.п. – и любые расчеты, показывающие потерю им прибыли или даже убытки от выполнения работ без увеличения цены. Однако, как указывалось выше, это в любом случае не может гарантировать получения согласия заказчика на рассматриваемый перерасчет.
Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТСерков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
12 октября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Подборка наиболее важных документов по запросу Увеличение на 10 процентов 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статья: Особенности закупки услуг СММ(Дегтеревская А.)("Прогосзаказ.рф", 2019, N 10)А вот применение подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (уменьшение/увеличение цены контракта в пределах 10%) представляется сомнительным с юридической точки зрения. Это обусловлено тем, что цена может изменяться пропорционально количеству. В контрактах на услуги СММ объем таких услуг обычно указывается как "одна условная единица". Таким образом, не представляется возможным увеличить или уменьшить этот объем услуг на 10%.
Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт2) увеличивается или уменьшается по предложению заказчика количество товара, объем работы или услуги (не более чем на 10%) (п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). При этом цена соответственно может быть увеличена (не более чем на 10%) или должна быть уменьшена пропорционально. Учтите, что это неприменимо к контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Для таких контрактов предусмотрены специальные основания для изменения существенных условий.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г. (далее – Обзор по Закону N 44-ФЗ) содержится указание на то, что с учетом положений ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10 процентов от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ(ред. от 25.12.2023)"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)1.2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
Обоснование позиции
По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом положения ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ распространяются на все контракты, способ осуществления закупки значения не имеет (письмо Минфина России от 21.06.2017 N 24-05-08/38833).
В качестве одного из таких случаев п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить по соглашению сторон существенные условия заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого, в частности, является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее – строительный контракт), если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Общий порядок внесения в контракт таких изменений установлен указанной нормой Закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (далее – Постановление N 1186).
В совместном письме Минфина России, Минстроя России и ФАС России от 10.06.2021 NN 24-06-06/45785, 24044-АП/09, ПИ/47490/21 также разъяснено, что указанные в п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ “независящие от сторон контракта обстоятельства” предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам. При этом по общему правилу существенные условия строительного контракта, в том числе цена такого контракта, могут быть изменены в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при одновременном соблюдении совокупности условий, предусмотренных им, то есть в том числе и срока действия – один год и более (смотрите письма Минфина России от 24.03.2020 N 24-03-07/23076, от 29.06.2020 N 24-03-08/56008, от 27.07.2020 N 24-03-07/65360).
Соответственно, изменение муниципального контракта в соответствии непосредственно с Постановлением N 1315 неправомерно и может повлечь для должностных лиц заказчика привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Вместе с тем следует иметь в виду, что п. 3 Постановления N 1315 Правительство РФ рекомендует высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены строительного контракта, контракта на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с учетом положений данного Постановления. На это обращается внимание в вышеназванном письме Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09.
Отсюда следует вывод, что местная администрация вправе принять собственный нормативный акт, призванный урегулировать порядок изменения муниципальных строительных контрактов в соответствии с положениями ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ и Постановления N 1315.
Необходимость проведения повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, непосредственно Постановлением N 1315 установлена только для случаев, когда размер цены контракта составляет или превышает 100 млн рублей, в остальных случаях изменение (увеличение) цены контракта (повторимся, для федеральных заказчиков) определяется в порядке, установленном приказом Минстроя России (абзац четвертый подп. “а” п. 2 Постановления N 1315). В связи с этим в п. 45(14) постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 “О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий” (в редакции постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2594) установлен порядок проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в отношении строительных контрактов с ценой 100 млн рублей и более, заключенных до 1 января 2022 года, в отношении объектов, указанных в п. 2 этого постановления.
Из сказанного выше в совокупности следует, что местная администрация вправе установить собственным нормативным актом порядок изменения муниципальных строительных контрактов, полностью аналогичный описанному в Постановлении N 1315 или с установлением особенностей, в том числе предусматривающих необходимость проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности сметной стоимости строительства, для контрактов с меньшей ценой. В случае, если местная администрация не потребует прохождения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности сметной стоимости строительства, заказчик и подрядчик вправе согласовать увеличение цены в соответствии с любым расчетом, осуществленным на момент, согласованной сторонами, поскольку каких-либо требований на этот счет законодательством не предусмотрено. Со своей стороны полагаем, что из соображений логики и здравого смысла расчет должен быть составлен на момент фактического несения повышенных затрат. То есть если расходы были осуществлены подрядчиком в августе 2022 года – расчет должен быть осуществлен именно на этот момент.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий
, эксперт в сфере закупок Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Академия Контрактных Отношений», специалист АНО «Прикаспийский центр судебных экспертиз, исследований и правовой помощи «ИСТИНА»
Окончила Московский финансово-юридический университет по специальности «Юриспруденция». Также окончила Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе «Контрактный управляющий в сфере закупок товаров, работ, услуг». Прошла повышение квалификации в Высшей школе экономики по программе «Управление государственными и муниципальными заказами». Получила диплом по квалификации «Эксперт в сфере закупок». Входит в экспертный совет при Государственной Думе по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Является действующим экспертом Бюро расследований Общероссийского народного фронта в области теории и практики применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Академия Контрактных ОтношенийСоздана в 2013 году и является специализированным образовательным проектом, объединившим преподавателей-практиков и экспертов с целью обучения правилам закупочной деятельности и медиации. В 2015 году получила статус федеральной инновационной площадки. В Академии прошло обучение более 7000 специалистов из 620 организаций.Партнеры: Министерство финансов РФ, ФАС России, Федеральное казначейство, ОПОРА РОССИИ, Московская ассоциация предпринимателей и др. Официальный сайт – www.ako-goszakaz.ru
В условиях стремительно меняющейся финансово-экономической ситуации многие заказчики и поставщики столкнулись с проблемами при исполнении условий контрактов. Исполнители периодически оказываются в ситуации, когда исполнять контракт становится экономически не выгодно. И хотя по закону риски при исполнении контрактов с твердой ценой относятся к коммерческим рискам исполнителя, на практике они предпочитают реестр недобросовестных поставщиков вместо того, чтобы нести такие коммерчески риски. Заказчики, в свою очередь, не получают результат, на который рассчитывали при размещении закупки.
Итак, какие инструменты доступны сейчас для заказчиков, чтобы контракт, заключенный по итогам такой процедуры, был исполнен несмотря на нестабильность экономической ситуации.
Когда можно увеличить цену контракта на 10%
Если нужно увеличить количество товаров, услуг, работ. Такое повышение стоимости возможно согласно п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
В рамках указанного размера можно увеличить количество товара, объем работ, услуг, предусмотренные по определенным позициям локального сметного расчета. Проверьте, чтобы пропорционально количеству дополнительного товара, объема работ или услуг изменилась и общая стоимость сметного расчета, но не более чем на 10%.
Чтобы рассчитать новую цену, необходимо умножить цену за единицу товара (работы, услуги) на его новое количество. При этом надо учесть, что положения этой нормы не применяются к контрактам, если они предусматривают выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства, геологическому изучению недр или по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или если при их заключении использованы формула цены и максимальная цена контракта.
Если у вас несколько позиций товаров (работ, услуг), то вы можете увеличить одну из них или сразу несколько.
Риски Если цена контракта будет увеличена более чем на 10%, то вас могут привлечь к административной ответственности. Штраф для должностного лица составит 20 тыс. руб., а для юридического – 200 тыс. руб. Если это же нарушение повлекло дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объема закупки, штраф будет назначен в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цены уменьшенного объема по контракту.
Если нужно изменить объем и вид работ по строительству. В контракте на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр или по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ либо в контрактах, предусмотренных ч. 16, 16.1 ст. 34 и п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Обратите внимание, что вы можете увеличить цену более чем на 10%, если при строительстве требуются дополнительные работы, которые было невозможно предвидеть и без которых нельзя дальше исполнять контракт. Однако делать это нужно в исключительных случаях и приготовиться отстаивать свою позицию в суде.
Как можно увеличить цену контракта на 30%
Возможно увеличение цены контракта не более чем на 30%, когда:
Возникли независящие от сторон обстоятельства. Из-за этих обстоятельств нельзя исполнить заключенный на срок не менее одного года контракт, цена которого составляет или превышает предельный размер, установленный Правительством РФ. Это касается контрактов жизненного цикла, предусматривающих проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства, контрактов, определенных ч. 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, и контрактов на выполнение работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр или по сохранению объектов культурного наследия. К таким обстоятельствам относятся, в том числе, необходимость изменения проектной документации или существенное увеличение стоимости строительных ресурсов, которое привело к увеличению общего бюджета строительства и невозможности исполнения контракта.
Обратите внимание, что в этом случае вам потребуется письменное обоснование изменения, основанное на решении Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации.
Сметная стоимость строительства превысила цену контракта. Повысить стоимость контракта можно на сумму до 30% также, если при его исполнении сметная стоимость строительства, реконструкции, капремонта, определенная по итогам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе госэкспертизы проектной документации, превысила цену контракта. Это касается (п. 11 ч. 1 ст. 95, пп. «а» п. 1 ч. 62 ст. 112 Закона № 44-ФЗ):
– контракта жизненного цикла (если он предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства);
– контракта, предусмотренного ч. 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ;
– контракта, заключенного по ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ.
Изменение цены осуществляется с учетом указанной сметной стоимости на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации.
Возникли независящие от сторон обстоятельства. При исполнении контракта, заключенного на срок не менее одного года, возникли независящие от сторон обстоятельства, которые влекут невозможность его исполнения, цену также можно увеличить. Это касается контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, цена которого составляет или превышает 100 млн руб. (п. 13 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Такое изменение осуществляется при наличии письменного обоснования на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации. Изменение не должно приводить к увеличению срока исполнения контракта.
Контракт заключен на поставку лекарств. Если контракт заключен на поставку лекарств, медизделий, расходных материалов, то по предложению заказчика он может увеличиться на предусмотренное контрактом количество таких товаров, но не более, чем на 30%. Цену контракта можно изменить с учетом бюджетного законодательства РФ пропорционально исходя из цены единицы товара. Цена единицы товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на количество товаров, предусмотренное в контракте. Изменить контракт по данному основанию можно до 31 декабря (ч. 65.2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). При принятии решения на основании указанной нормы необходимо учитывать цену контракта исходя из ранее внесенных изменений в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (при наличии таких изменений).
Также увеличить цену контракта можно, если:
– Возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт без изменения его условий. Это относится к контрактам, которые соответствуют критериям п. 1 Постановления № 1186 (п. п. 2 – 4 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
В этом случае может измениться не только цена, но и другие существенные условия контракта, например, объемы работ или сроки их выполнения.
Изменение осуществляется соответственно на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации;
– Выросли в соответствии с законодательством РФ регулируемые цены (п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Чтобы посчитать новую цену в этой ситуации, необходимо умножить новый тариф на оставшееся количество товаров (работ, услуг);
– Заключен контракт с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за границей и нужно увеличить перечень медуслуг (п. 7 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В этом случае к старой цене контракта добавьте стоимость дополнительных услуг;
– Заключен контракт с единственным поставщиком:
Как документально оформить повышение цены
Увеличение цены во всех перечисленных случаях необходимо оформить дополнительным соглашением, подписанным сторонами по контракту.
Разумеется, увеличить цену можно только в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на срок исполнения контракта (ч. 1.6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Если изменения влекут возникновение новых обязательств контрагента, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением, и по условиям закупки требуется обеспечение исполнение контракта, изменения возможны лишь при условии предоставления контрагентом такого обеспечения.
При этом учтите (ч. 1.3 ст. 95 Закона № 44-ФЗ):
Сведения об увеличении цены контракта необходимо внести в ЕИС.
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции
Изменение муниципального контракта в соответствии непосредственно с упомянутым в вопросе постановлением неправомерно.
Местная администрация вправе принять собственный нормативный акт, регулирующий порядок изменения муниципальных строительных контрактов в соответствии с положениями закона и указанного постановления.