Касперская оценила проблему оттока IT-специалистов

На процесс формирования и рисунок ОТРК сильно влияет природная основа – географическое положение, зональность, природные

рубежи,
гидрографическая сеть, орографические условия. Структурные элементы ОТРК :
– локусы – элементарные туристско-рекреационные объекты (природные,
историко-культурные памятники, туристские базы и др. );
– линейные образования – маршруты, которые представлены
автомобильными и железными дорогами, туристскими тропами и
водными маршрутами;
– локалитеты –узлы, в которых сходятся туристско-рекреационные
линейные элементы и концентрируются точечные объекты (туристские
центры).

Основные виды использования территориальных рекреационных зон

Виды
территориальных
рекреационных зон
Основные виды разрешенного использования
земельных участков
Места отдыха общего
пользования
Площади, парки, скверы, тематические парки, прочие
(пляжи, туристские стоянки, туристские маршруты)
Природные
территории
Городские леса, лесные питомники, памятники природы,
пустыри, прочие (туристская беседка, туристская
стоянка, туристские маршруты)
Учреждения отдыха
и туризма
Базы и дома отдыха, пансионаты, детские лагеря и базы
отдыха, туристические базы, прочие (санатории,
санатории-профилактории, базы охотников и рыболовов,
туристская станция, кемпинг, туристский лагерь, мотель,
гостиница и др

Рекреационный район – территория, которая отличается рекреационной специализацией в территориальном разделении труда, определенной стр

Рекреационный район –
территория, которая отличается рекреационной
специализацией в территориальном
разделении труда, определенной структурой
рекреационного потенциала, степенью
рекреационной освоенности территории,
уровнем развития рекреации и общностью
проблем и перспектив развития
Рекреационный район –
ТРС со специализацией в масштабе всей
страны

Факторы рекреационного районообразования

рекреационно-географическое положение
географическое разделение труда
рекреационный потенциал территории
государственная региональная политика
Рекреационное районирование –
деление территории на рекреационные
районы с учетом определенных принципов и
критериев деления

Признаки рекреационного района

Специализация
Структура рекреационного потенциала
Степень рекреационной освоенности
Уровень развития рекреации
Проблемы и перспективы развития
Уровни районирования:
Макро Мезо Микро-
Типы рекреационных районов:
Отраслевые
Интегральные

Читайте также:  Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 сентября 2015 г. N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере государственных закупок"

Условия и факторы рекреационного районообразования

УСЛОВИЯ
ФАКТОРЫ
Природная среда
(рекреационные ресурсы)
динамика рекреационных
потребностей
Социальноэкономическая среда
углубление территориального
разделения труда
антропогенные
рекреационные ресурсы
внешние условия (ЭГП)
внутренние условия
(уровень развития,
освоения, трудовой
потенциал и пр. )
усиление влияния рекреации
на формирование доходов
государства
зонально-кустовая форма
территориальной
организации рекреации

Уровень развития рекреации

Комплекс показателей:
Уровень диверсификации туристско-рекреационных
услуг (число видов)
Стоимость ОПФ рекреации на 1 кв. км и на 1 занятого в
рекреации, млн. руб. Объем рекреационных услуг на 1 занятого в
рекреации, млн. чел. и млн. руб. Удельный вес занятых в рекреации от общего числа
экономически активного населения, %
Удельный вес поступлений от рекреации в бюджете, %

Классификация видов рекреационной деятельности

Классификационный признак Содержание признака
По потребностям в
– восстановлении;
– лечении и профилактике;
– оздоровлении;
– физическом развитии и
самоутверждении;
– познании и духовном
развитии. -лечебно-курортная
– оздоровительная
– спортивная
– паломническая
– познавательная
– развлекательная
– комбинированная
По естественным лечебным
факторам:
– климат;
– минеральные виды;
– лечебные грязи. – климатолечебная
– бальнеолечебная
– грязелечебная
– комбинированная

По числу участников
– индивидуальная
– семейная
– групповая
По природным
ландшафтным зонам
– равнинная приморская
– равнинная континентальная
– горная
По характеру
использования
транспортных услуг
– автомобильная (индивидуальная)
– автобусная
– авиационная (рейсовая или
чартерная)
– железнодорожная
– водная (морскоя, речная, озерная)
-комбинированная

По возрасту
– детская и подростковая
– молодежная и взрослая
– третьего возраста
– смешанная
По продолжительности
– кратковременная
– длительная
По сезонности
– круглогодичная
– сезонная
По организации
– организованная
– самостоятельная

Таксономическая иерархия рекреационных районов –

система пространственного соподчинения
районов разного уровня
Макроуровень – рекреационная зона,
рекреационный субрегион
(область, край, республика)
Мезоуровень –
рекреационный район,
рекреационная местность
(подрайон)
Микроуровень – рекреационный
микрорайон

Элементы территориальной структуры
• РЕКРЕАЦИОННЫЙ УЗЕЛ– совокупность рекреационных центров на
компактной территории, предоставляющие определенный набор услуг
• РЕКРЕАЦИОННЫЙ ЦЕНТР- отдельный населенный пункт с
рекреационной специализацией
• РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПУНКТ- объединение нескольких предприятий,
совместно использующих определенную территорию и расположенную
на ней инфраструктуру
• РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ– низовой таксон
по Е. Колбовскому
• АРЕАЛЫ – территории сосредоточения туристско-рекреационных и
санаторно-курортных ресурсов. • ЯДРА – функционально-экономические и градостроительные центры
районов и зон. • ОСИ – ландшафтно-маршрутные коридоры, связывающие между собой
ареалы и ядра в единый территориальный каркас. • ЛОКУСЫ – точечные элементы функционально-планировочной
структуры, связанные с отдельными памятниками, турбазами, домами
отдыха, поселениями.

Классификация рекреационных районов

• По уровню диверсификации:
– Районы широкой специализации
(образовательные, промышленноадминистративные, транспортные центры)
– Районы узкой специализации (места отдыха
– курорты, места для отпуска; места с
туристскими достопримечательностями –
исторические, паломнические и
развлекательные центры)

Территориальное планирование: роль функционального
зонирования в регулировании территориального
развития. Пространственное планирование туристскорекреационной сферы
Дунец Александр Николаевич, доктор географических наук
заведующий кафедрой экономической географии и картографии
Алтайский государственный университет

В соответствии с положениями Градостроительного
кодекса РФ иерархия территориального
планирования должна укладываться в три уровня:
локальный – градостроительный план земельного
участка, проект объекта капитального строительства,
проект
генерального
плана
поселения
(ваша
индивидуальная работа),
районный – СТП муниципального района или группы
районов;
региональной – СТП субъекта РФ или группы
субъектов.

В планировочных документах показываются
условия размещения объектов и даются
сценарии и прогнозы развития. Планирование
регионов
опирается
на
современные
концепции
территориальной
организации общества, производственной и
социальной
инфраструктуры
и
туристскорекреационных комплексов. Планирование территории имеет своей целью
формирование
комфортной
среды
жизнедеятельности
человека,
максимально
возможное
сохранение
природно-ресурсного
потенциала территории, безопасное и удобное
расселение,
экономически
эффективное
и
экологически
рациональное
размещение
хозяйственной деятельности.

Возможное использование некоторых территориальных зон для целей рекреации и туризма

зона транспортной инфраструктуры (туристские поездки);
жилая зона (сдача квартир, домов туристам для их проживания);
социально-бытового назначения (объекты жилищнокоммунального обслуживания, в том числе, гостиницы,
общественного питания и др. );
торгового назначения (торговые центры, рынки, турфирмы и др. );
культурно-досугового назначения (монументы, библиотеки,
выставочные залы, музеи, информационные центры, религиознокультовые объекты, театры, кинотеатры, дома культуры, клубы,
цирки и прочие);
спортивного назначения (спортивные комплексы, стадионы,
бассейны, ипподромы, оборудованные спортивные площадки,
лодочные станции, яхт-клубы и прочие);
зоны здравоохранения (поликлиники, специализированные
медицинские центры, отделения восстановительной медицины,
санатории);
производственная зона (объекты познавательных экскурсий,
специальные виды туризма (например, агротуризм).

Функциональное зонирование территории – это
инструмент регулирования территориального развития,
где определяется состав функциональных зон, их
границы, режимы использования территории. Границы
функциональных зон устанавливаются на основе
выявленных в процессе анализа территории участков,
однородных по природным признакам и характеру
хозяйственного использования. Функциональная
зона

это
территория
в
определенных
границах,
с
однородным
функциональным назначением и соответствующими ему
режимами использования. Функциональное назначение
территории понимается как преимущественный вид
деятельности, для которого предназначена территория.

Санитарно-защитные зоны

Нормативы санитарных зон распространяются на
строительство,
планирование,
размещение,
эксплуатацию
вновь
возводимых,
реконструирующихся,
действующих
промышленных сооружений и производств. Правила применяются к элементам связи и
транспортной,
торговой
сети,
общепита,
коммунального и сельского хозяйства, опытноэкспериментальным производствам. Все они
выступают в качестве источников воздействия на
здоровье человека и окружающую его среду.

Ограничения в использовании земель

Водный Кодекс РФ накладывает следующие ограничения в
использовании земельных участков, находящихся в границах ВЗ:
Применение химических соединений и средств для борьбы с
болезнями и вредителями растений, устранения сорняков. Выполнение авиационно-химических работ. Использование для
удобрения почвы навозных стоков. Размещение складов минеральных удобрений, ГСМ, ядохимикатов,
площадок для заправки аппаратуры опасными веществами,
животноводческих ферм и комплексов, участков захоронения и
складирования сельскохозяйственных, промышленных и бытовых
отходов, накопителей сточной воды, скотомогильников и кладбищ. Заправка топливом, ремонт и мойка транспортных средств,
механизмов. Складирование мусора и навоза. Размещение садово-огородных и дачных участков, если ширина
защитной зоны водного источника меньше 100 м, а крутизна склонов
прилегающих территорий – больше трех градусов. Выполнение
вырубки главного пользования. Размещение стоянок транспорта, в том
числе в пределах садово-огородных и дачных участков. Осуществление реконструкции и строительства сооружений, зданий,
коммуникаций и прочих объектов, добычи ископаемых, землеройных и
иных работ без согласования с уполномоченными органами.

Режим использования прибрежных защитных полос

В пределах этих полос дополнительно к приведенным выше
ограничениям запрещается:
Распашка земли. Использование удобрений. Складирование отвалов размываемого грунта. Организация летних пастбищ и выпас скота, кроме эксплуатации
участков традиционного водопоя. Установка палаточных сезонных городков, размещение садовоогородных и дачных хозяйств, выделение территории под ИЖС. Перемещение тракторов и иных транспортных средств, кроме
машин спецназначения. Земельные участки в границах прибрежных линий могут
предоставляться для размещения объектов:
Рекреации. Охотничьего и рыбного хозяйства. Водоснабжения. Гидротехнических и портовых сооружений при наличии разрешения
на использование источников, в котором установлены требования
соблюдения специального охранного режима.

Пространственное планирование туристско-рекреационной сферы

Пространственное планирование туристскорекреационной сферы
На проектном уровне решение проблемы
территориальной
организации
туристскорекреационной
деятельности
связано
с
разработкой концепций и моделей оптимальной
локализации туристско-рекреационного потока,
определением
территориально-планировочной
структуры туристско-рекреационного освоения. Решение этих задач связано с пониманием
генетической и средовой дифференциация
туристско-рекреационных потоков.

Территориальное планирование территориального туристского комплекса
направлено на туристско-рекреационное освоение территории, для
удовлетворения потребностей населения в отдыхе, санаторном лечении и
туризме на установленный срок планирования и перспективу. Алгоритм территориального планирования ТТРК. Изучение факторов, влияющих на развитие рекреации и туризма в
регионе. Анализ существующего туризма и рекреации и их влияния на
окружающую среду. Создание модели существующего развития туризма и
рекреации на основе модели функциональных и планировочных
подкомплексов ТТРК. Создание базы данных в ГИС «Туристско-рекреационные ресурсы и
инфраструктура туризма». Оценка туристско-рекреационного потенциала (природно-ресурсного,
культурно-исторического, социально-экономического). Разработка перспективной региональной модели функциональных и
планировочных подкомплексов ТТРК. Разработка рекомендаций для проектирования туристскорекреационных объектов и определение мест для разных видов туристскорекреационного использования. Разработка карты «Планирование территориального развития туризма»
на расчетный период.

Предлагаемый методический подход

Для комплексного анализа и оценки роли и перспектив развития туризма и его влияния на социально-экономическую ситуацию в регионе в настоящей работе предлагается подход, основанный на использовании 3-х блочной схемы (рис.

Представленная структурная схема отражает процессы развития туристского комплекса региона, позволяет обосновать типологию внутренних районов выявлять взаимозависимости между звеньями туристской деятельности, дифференцируя их по составу и структуре, укрупненно обозначить основные проблемы и приоритеты развития.

Касперская оценила проблему оттока IT-специалистов

Рисунок 1 — Общая схема анализа перспектив развития туристского комплекса региона

Центральным звеном анализа является определение в блоках 1 и 2 перспективных туристских центров, способных оказать стимулирующее влияние на развитие туризма в регионе. Блок 1 интегрирует подходы и принципы природного и социально-экономического районирования. Он обеспечивает построение типологии административно-территориальных единиц региона в соответствии с важнейшими критериями оценки туристского потенциала: а) уникальность природных и культурно-исторических ресурсов и б) интегральный уровень социально-экономического развития. В блоке 2 туристские ресурсы группируются и рассматриваются в разрезе географической концентрации и взаимосвязанности его участников; кооперации и конкуренции между участниками кластера; доступа к качественным факторам производства; близости к рынкам сбыта продукции; инновационности; соответствующих институциональных предпосылок. Здесь предусматривается системная организация туристской деятельности, при которой туристское предпринимательство в каждом кластере и их взаимосвязи обеспечивают сбалансированное развитие всей территориальной туристской системы и получение синергетического эффекта на уровне региона в целом.

В блоке 3 оценивается эффективность реализации проектов создания туристских кластеров, масштабы и направления  их воздействия  на экономику региона в целом. Разрабатываются схемы финансирования проектов с учетом использования принципов частно-государственного партнерства, меры государственной поддержки, направленные на стимулирование потребительского спроса отдельных групп туристов и на расширение предложения социально значимых туристских продуктов.

Обсуждение результатов

Предложенный территориальный кластерный подход (рис. 1) был применен для анализа туристской сферы Красноярского края.

Блок 1. В рамках этого блока разработана типология муниципальных образований Красноярского края, базирующаяся на двух основных критериях: а) по степени уникальности природных и культурно-исторических ресурсов; б) по интегральному уровню социально-экономического развития.

Степень уникальности туристских ресурсов районов Красноярского края оценивалась на основе реестра ООПТ и объектов культурно-исторического наследия федерального, регионального и местного значения, туристского интереса (поисковые интернет-запросы) и экспертных оценок.

Отметим основные конкурентные туристские преимущества региона.

Наиболее значимыми объектами культурного наследия являются памятники культовой и гражданской архитектуры XVIII-XIX вв. , памятники деревянного зодчества, объекты археологического наследия (комплекс стоянок эпохи палеолита Афонтова гора, многочисленные памятники эпохи палеометалла — курганы, остатки крепостных сооружений, писаницы, расположенные в уникальных историко-культурных ландшафтах Хакасско-Минусинской котловины), уникальный памятник градостроительного искусства XVIII — начала XX вв. город Енисейск. Существенным туристским потенциалом обладает горнозаводское наследие (железные и золотодобывающие рудники), история добычи соли (Тасеево), возможности событийного и делового туризма (Красноярск, Ачинск, Канск, Минусинск, Шушенское), культурно-этнографические особенности (Таймырский, Эвенкийский, Енисейский, Туруханский районы), многочисленные учреждения образования и санаторно-курортные учреждения, объекты паломничества и религиозного туризма. Значимым конкурентным туристическим ресурсом становятся в настоящее время гастрономические бренды.

С учетом распределения уникальных туристических ресурсов (природных и культурно-исторических) по территории края, а также с использованием анализа туристических интернет-запросов пользователей районы Красноярского края были разделены на пять условных групп (табл.

Таблица 1 — Распределение муниципальных образований Красноярского края по природному и культурно-историческому туристскому потенциалу (без учета ЗАТО)

Группы районовМуниципальные образования Красноярского края
1. Очень высокий уровень — районы, обладающие уникальными туристическими (природными и культурно-историческими) ресурсами федерального и международного значенияГородской округ Красноярск
2. Высокий уровень — районы, обладающие туристическими ресурсами межрегионального значенияГородские округа: Дивногорск, Енисейск, Канск, Минусинск, Норильск
Муниципальные районы: Ермаковский, Манский, Минусинский, Шарыповский , Шушенский, Таймырский, Туруханский, Эвенкийский
3. Средний уровень — районы, обладающие туристическими ресурсами регионального значенияГородские округа: Ачинск, Лесосибирск
Муниципальные районы: Абанский, Балахтинский, Березовский, Емельяновский, Енисейский, Казачинский, Канский, Краснотуранский, Новоселовский, Рыбинский, Саянский, Сухобузимский, Тасеевский
4. Низкий уровень – районы, обладающие туристическими ресурсами местного значенияГородские округа: Сосновоборск, Назарово, Шарыпово
Муниципальные районы: Ачинский, Бирилюсский, Богучанский, Большемуртинский, Дзержинский, Идринский, Иланский, Каратузский, Кежемский, Курагинский, Мотыгинский, Назаровский, Пировский, Партизанский, Тюхтетский, Ужурский, Уярский
5. Очень низкий уровень – районы, обладающие туристическими ресурсами локального значенияГородские округа: Боготол, Бородино
Муниципальные районы: Боготольский, Большеулуйский, Ирбейский, Козульский, Нижнеингашский, Северо-Енисейский

Типологическая группировка муниципальных образований Красноярского края на основе анализа соответствующих статистических показателей за 2015-2020 гг. и их интегральной оценки с приведением к сопоставимому виду на основе нормированной балльной шкалы представлена в таблице 2.

Таблица 2 — Распределение муниципальных образований Красноярского края по уровню социально-экономического развития (без учета ЗАТО)

Группы районовМуниципальные образования Красноярского края
1. Очень высокий уровень социально-экономического развития (большая численность населения и тенденция ее устойчивого роста)Городской округ Красноярск
2. Высокий уровень социально-экономического развития (средняя численность населения и тенденция ее устойчивого роста)Городские округа: Ачинск, Норильск
Муниципальные районы: Емельяновский
3. Средний уровень социально-экономического развития (средняя и малая численность населения и ее относительная стабильность)Городские округа: Дивногорск, Канск, Лесосибирск, Минусинск, Сосновоборск
Муниципальные районы: Березовский, Богучанский
4. Низкий уровень социально-экономического развития (средняя и малая численность населения и устойчивые темпы ее снижения)Городские округа: Боготол, Бородино, Енисейск, Назарово, Шарыпово
Муниципальные районы: Абанский, Балахтинский, Большемуртинский, Дзержинский, Ермаковский, Иланский, Ирбейский, Канский, Каратузский, Кежемский, Козульский, Краснотуранский, Курагинский, Манский, Минусинский, Назаровский, Нижнеингашский, Новоселовский, Партизанский, Рыбинский, Саянский, Сухобузимский, Таймырский, Туруханский, Тюхтетский, Ужурский, Уярский, Шарыповский, Шушенский, Эвенкийский
5. Очень низкий уровень социально-экономического развития (средняя и малая  численность населения и высокие темпы ее снижения)Муниципальные районы: Ачинский, Бирилюсский, Боготольский, Большеулуйский, Енисейский, Идринский, Казачинский, Мотыгинский, Пировский, Северо-Енисейский, Тасеевский

Проведенные расчеты показывают, что большинство муниципальных образований края попадают в группу территорий с низким и очень низким уровнем социально-экономического развития, что объясняется хронической депопуляцией и депрессивными процессами в их экономике. Особого комментария требуют результаты оценки для северных территорий края (Северо-Енисейского, Туруханского, Мотыгинского и ряда других) с развитой добывающей промышленностью и с формально высокими показателями экономического развития (созданная валовая добавленная стоимость и объем инвестиций), которые вошли в группу районов с низким и очень низким уровнем развития. Это объясняется существованием двух социально-экономических контуров в этих районах – постоянного и временного (вахтового) населения. Уровень и качество жизни постоянного населения, занятого в традиционных сферах экономики (а именно эта группа наиболее важна для оценки предпосылок развития туризма в районе), имеет мало общего с экономическими результатами (доходами и прибылью) добывающих предприятий и обслуживающего их временного (вахтового) населения.

Объединив две полученные группировки: по уровню социально-экономического развития и по степени уникальности туристических регионов, получим типологию территорий Красноярского края по степени их перспективности для развития туризма и, как следствие, по степени влияния туризма на их социально-экономическое развитие в перспективе (таблица 3).

Таблица 3 — Группировка муниципальных образований Красноярского края по перспективам развития туризма с учетом факторов социально-экономического развития (без учета ЗАТО)

Группы районовТуристский потенциалСоциально-экономический потенциалМуниципальные образования
IВысокий и очень высокийВысокий и очень высокийГородские округа: Красноярск, Норильск
IIВысокийСредний и низкийГородские округа: Дивногорск, Енисейск, Канск, Минусинск
Муниципальные районы: Ермаковский, Манский, Минусинский, Шарыповский, Шушенский, Таймырский, Туруханский, Эвенкийский
IIIСреднийВысокий и среднийГородские округа: Ачинск, Лесосибирск
Муниципальные районы: Березовский, Емельяновский
IVСреднийНизкий и очень низкийМуниципальные районы: Абанский, Балахтинский, Канский, Краснотуранский, Новоселовский, Рыбинский, Саянский, Сухобузимский, Енисейский, Казачинский, Тасеевский
VНизкийСреднийГородские округа: Сосновоборск
Муниципальные районы: Богучанский
VIНизкий и очень низкийНизкий и очень низкийОстальные муниципальные образования Красноярского края

Безоговорочными лидерами рейтинга территорий Красноярского края по их привлекательности и перспективности для развития туризма являются города Красноярск и Норильск. Красноярск, наряду с собственными значительными туристскими ресурсами (объекты культурно-исторического и архитектурного наследия, высокий уровень туристского сервиса (гостиницы, гастрономия, транспорт), масштабные события  в области культуры, спорта, науки и образования, уникальные рекреационные зоны для активного отдыха), обладает важными транспортно-транзитными преимуществами. Положение Красноярска на пересечении существующих и перспективных федеральных и международных трасс железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта создает для города возможности «организующе-узлового центра» для транзитных туристов, для которых посещение города является  дополнительным, но определяющим пунктом при планировании посещения привлекательных достопримечательностей и туров в Красноярском крае, а также в других регионах Енисейской Сибири — Хакасии, Тыве. Аналогичную (столичную) роль в северной и арктической зоне Красноярского края играет Норильск, выполняющий транспортно-узловую роль «ворот в Красноярскую Арктику».

Важным фактором повышения туристского потенциала Красноярска и Норильска является развитие круизного туризма на Енисее и в Северном Ледовитом океане. Это создает значительные предпосылки для развития туризма не только регионального, но и федерального и международного уровня.

Перспективными территориями, для которых  туризм может создать существенные эффекты в их социально-экономического развитии, являются муниципальные образования, входящие в группу II. Эти территории обладают значительными и уникальными туристическими ресурсами и относительно слабой экономикой и социальной сферой. Именно районы этого типа наиболее перспективны с точки зрения стимулирования и развития туризма. Именно в этих районах туризм может играть определяющую или значительную роль в их социально-экономическом развитии.

Районы, входящие в группы III и IV также интересны с точки зрения развития туризма, однако туризм в них будет иметь лишь местное (региональное) значение. При этом особого внимания заслуживают районы группы IV, как территории, для которых развитие туризма является важным ресурсом решения накопившихся социально-экономических проблем.

В районах групп V и VI туризм не сможет играть определяющую роль социально-экономического развития в силу относительно низкого уровня их туристского потенциала. Однако этот вывод не исключает возможности и эффективности реализации в этих районах отдельных локальных туристских проектов.

Блок 2. Важнейшим условием формирования современного высокоэффективного туристского комплекса и повышения вклада туризма в экономику Красноярского края является реализация системной инвестиционной политики, позволяющей полноценно использовать туристско-рекреационный потенциал территорий. Инструментом такой политики может стать кластерный подход.

Центром туристского кластера может быть как объект инфраструктуры (средство размещения), так и объект туристского интереса (например, горнолыжный комплекс), но, в любом случае, главное условие развития туристского кластера – это наличие или появление маршрутов и туристских потоков. Туристский кластер может возникнуть также в связи с культурным событием, вызывающим туристские потоки.

По нашему мнению, на основе анализа туристского потенциала и имеющихся предложений в регионе целесообразно  выделить приоритетные туристские районы, которые могут стать основой формирования и реализации комплексных проектов развития туристской инфраструктуры. Территориально они соответствуют намечаемым туристским кластерам (протокластерам).

В настоящей работе нами принято такое понимание туристического  кластера — это система объектов туристического показа, объединенных обслуживающей инфраструктурой и транспортной логистикой  на расстоянии до 200 км (3-х  часовая транспортная доступность). На протяжении маршрутов внутри кластера могут быть расположены дополнительные объекты туристической инфраструктуры. На данный момент речь может идти о 17 таких районах (кластерах) (табл. 4, рис.

Таблица 4 — Перспективные туристские кластеры и входящие в них административно-территориальных единицы Красноярского края

Туристские кластерыАдминистративно-территориальные единицы Красноярского края
1. Красноярск-столица на ЕнисееГородской округ Красноярск
2. Сибирское ДивногорьеГородской округ Дивногорск, муниципальные районы Березовский, Манский
3. Красноярское мореМуниципальные районы Балахтинский, Краснотуранский, Новоселовский
4. Канское кольцоГородские округа Канск, Бородино, ЗАТО Заозерный, муниципальные районы Абанский, Дзержинский, Иланский, Ирбейский, Канский, Рыбинский, Партизанский, Саянский, Тасеевский, Уярский
5. Ачинское кольцоГородские округа Ачинск, Боготол, Назарово, муниципальные районы Ачинский, Боготольский, Большеулуйский, Назаровский, Тюхтетский, Ужурский
6. Шарыповские озераГородской округ Шарыпово, Шарыповский муниципальный район
7. ЕргакиМуниципальные районы Ермаковский, Каратузский
8. Саяно-ШушенскийШушенский муниципальный район (Красноярский край), городской округ Саяногорск, Бейский муниипальный район (республика Хакасия)
9. Минусинская долинаГородской округ Минусинск, Минусинский муниципальный район
10. Земля мастеровМуниципальные районы Курагинский, Идринский
11. Енисейский трактГородские округа Енисейск, Лесосибирск, муниципальные районы Енисейский, Казачинский, Пировский, Северо-Енисейский, Большемуртинский, Сухобузимский
12. Таежные путешествияМуниципальные районы Богучанский, Кежемский, Мотыгинский, Нижне-Ингашский, Эвенкийский (южная часть)
13. Западно-ТаймырскийГородской округ Норильск, Таймырский муниципальный район (за исключением сельского поселения Хатанга)
14. Восточно-ТаймырскийСельское поселение Хатанга Таймырского муниципального района
15. Туруханский крайТуруханский муниципальный район
16. Арктическая ЭвенкияЭвенкийский муниципальный район (арктическая часть)
17. Сибирский трактМуниципальные районы: Березовский, Емельяновский, Козульский

Касперская оценила проблему оттока IT-специалистов

Рисунок 2 — Туристские кластеры Красноярского края

Выделенные кластеры характеризуются значительным количеством разнообразных дифференцированных по своим значениям параметров. Системный подход к управлению и прогнозированию их развития предполагает структуризацию и упорядочивание этих характеристик.

1) Расположение относительно центров генерации турпотоков – ближайших «городов-миллионников»: важный параметр доступности кластера для потребителя – внутреннего туриста, основными поставщиками которых являются в первую очередь крупные города с численностью населения более 0,8 млн чел.

I – 0-50 км;

II – 51-150 км;

III -151–300 км;

IV – более 300 км;

2) Стадия жизненного цикла кластера: параметр, который позволяет выделить кластеры, которые имеют определенную историю своего существования и, следовательно, в том или ином виде сложившуюся систему взаимоотношений его участников:

I – развитые;

II – развивающиеся;

III — зарождающиеся;

IV – протокластеры (намечаемые);

3) Разнообразие видов туристских аттракторов и/или ядер кластера: параметр, характеризующий кластер с точки зрения разнообразия его дестинаций и центров туризма:

I — инклюзивные (поликластеры, создающиеся на основе множества всех важных объектов-аттракторов);

II — многоядерные (мезокластеры, в которых от трех до десяти крупных, важных объектов-дестинаций),

III — двухъядерные (дикластеры, основу которых составляют два важнейших аттрактора);

IV — одноядерные (монокластеры с одним важнейшим объектом).

4) Целевые группы потребителей услуг кластера: параметр отображает ориентацию кластера на определенный сегмент потребителей:

I – туристско–рекреационные (предполагают сбалансированный культурно-познавательный и лечебно-рекреационный отдых);

II — туристские (создаются на базе компактно расположенных достопримечательных объектов – аттракторов, интересных в первую очередь для развития культурно-познавательного, экскурсионного туризма);

III – маршрутные (сетевые) (создаются на основе транспортных (автомобильных, водных, пешеходных) туристских маршрутов с соответствующей сервисной инфраструктурой);

IV – узкоотраслевые (ориентированы на приоритетное развитие одного-двух направлений туризма (агротуризм, охота и рыбалка, горнолыжный и спортивный туризм, деловой туризм и др.

Анализ отдельных типологий (показателей) позволяет составить комплексную типологию туристских кластеров края и выделить нижеследующие четыре их интегральных типа (табл. 5):

I — кластеры с наивысшим организационным потенциалом, как правило, имеющие аттрактивную для широкого числа потенциальных потребителей историческую основу, либо мощный искусственный аттрактор, обладающие высокой степенью пространственной, информационной доступности, развивающиеся определенный период времени и имеющие значительный потенциал роста (Красноярск – столица на Енисее);

II — кластеры с высоким организационным потенциалом, имеющие в своей основе аттрактивные объекты, обладающие достаточно высокой степенью пространственной, информационной доступности (семь туркластеров – Сибирское Дивногорье, Красноярское море, Шарыповские озера, Ергаки, Саяно-Шушенский, Минусинская долина, Енисейский тракт);

III — кластеры со средним организационным потенциалом, имеющие в своей основе отдельные элементы аттрактивности для потенциальных потребителей, обладающие ограниченной  степенью пространственной, информационной доступности (семь туркластеров – Канское кольцо, Ачинское кольцо, Таежные путешествия, Западно-Таймырский, Восточно-Таймырский, Арктическая Эвенкия, Сибирский тракт);

IV – кластеры с низким организационным потенциалом, не имеющие в своей основе известных аттрактивных для потенциальных потребителей историко-культурных объектов, обладающие низкой степенью пространственной, информационной доступности, в современных социально-экономических условиях не имеющие естественного потенциала роста (два туркластера — Земля мастеров, Туруханский край).

Таблица 5 — Интегральная типология туристских кластеров Красноярского края

Название кластераТип кластераИнтегральный ранг
по расположениюпо стадии жизненного циклапо разнообразию аттракторовпо целевым группам потребителей
1. Красноярск-столица на ЕнисееIIIIII
2. Сибирское ДивногорьеIIIIIIVII
3. Красноярское мореIIIIIIIIII
4. Канское кольцоIIIIVIIIIIIII
5. Ачинское кольцоIIIIVIIIIIIII
6. Шарыповские озераIIIIIIIIII
7. ЕргакиIVIIIIIII
8. Саяно-ШушенскийIVIIIIIII
9. Минусинская долинаIVIIIIIII
10. Земля мастеровIVIVIVIVIV
11. Енисейский трактIIIIIIIIIIII
12. Таежные путешествияIVIVIIIIIIII
13. Западно ТаймырскийIVIIIIIIIIIII
14. Восточно ТаймырскийIVIVIIIIIIII
15. Туруханский крайIVIVIIIIIIIV
16. Арктическая ЭвенкияIVIIIIIIIIIIII
17. Сибирский трактIIIVIIIIIIIII

Реализация вышеназванного стратегического приоритета развития региона осуществляется через планирование и реализацию конкретных мероприятий, разработанных в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 2. 2018 №571-п.

Региональная экономическая политика в сфере туризма в рамках использования кластерного подхода должна быть нацелена на создание новых конкурентных преимуществ и поддержание уже существующих. Главными условиями (средствами) достижения данной цели являются:

  • модернизация туристской, обеспечивающей и сопутствующей инфраструктуры;
  • предложение туристских услуг качественно нового уровня путем создания и реконструкции объектов туристской индустрии.

Приоритетными мероприятиями для этого выступают:

  • туристическое территориальное планирование (разработка документов территориального планирования Красноярского края и его муниципальных образований), которое позволит определить концепции развития приоритетных туристских территорий края, выявить точки притяжения туристов, места  локации коллективных средств размещения, объекты туристского показа и посещения, уточнить необходимые типы и виды обеспечивающей и сопутствующей инфраструктуры;
  • реализация инвестиционных проектов по созданию многофункциональных комплексов туристской инфраструктуры и созданию коллективных средств размещения с их региональной поддержкой путем софинансирования строительства (реконструкции) с длительными сроками окупаемости, привлечения средств специализированных обществ проектного финансирования, возмещения затрат на технологическое присоединение к инженерным сетям, льготного кредитования инвесторов.

Важным фактором эффективного развития туристской индустрии является создание и внедрение в крае системы поддержки общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие регионального туризма через систему субсидий и грантовой поддержки, а также мер по возмещению гражданам части стоимости оплаченных туристских услуг. Целесообразно рассмотреть возможность организации субсидируемых туристических программ для школьников с посещением исторических мест края и региональную поддержку организациям-туроператорам, обеспечивающим прирост туристского потока.

Среди приоритетных мер региональной экономической политики в сфере туризма необходимо выделить также мероприятия по цифровизации регионального управления и внедрения цифровых решений, обеспечивающих доступ к информации о возможностях отдыха в регионе, в том числе путем запуска «Государственной информационной системы Единая информационная система электронных путевок»; мероприятия по мониторингу потребительских настроений, прогнозированию кадровой потребности в сфере туризма и пр.

Выводы

Проведенный анализ показывает, что в Красноярском крае существуют хорошие предпосылки для развития сферы туризма. Вместе с тем, современные процессы развития туризма в регионе свидетельствуют о неэффективности применяемых подходов в планировании этой сферы.

В работе предложен и проанализирован кластерный подход развития туристско-рекреационной сфере Красноярского края, суть которого заключается в определении конкурентных преимуществ региона, его районировании на основе выявленных преимуществ, выделении  кластеров и их зонировании, проектировании инфраструктуры кластеров и формировании туристских маршрутов и потоков.

Преимущество предлагаемого кластерного подхода к развитию туристской деятельности в регионе заключается в системном рассмотрении всех видов экономической деятельности, прямо и косвенно участвующих в создании и реализации туристских услуг на территории региона, а также в отражении их взаимосвязей между собой и с другими видами экономической деятельности и функционирования региональной экономики. При формировании туристских кластеров на всей территории региона создается активно работающая туристско-рекреационная система, обеспечивающая интеграцию и синергию развития приоритетных туристических центров и конкретных (отдельных) туристских объектов. Такой эффект кластерного подхода существенно повышает эффективность государственной поддержки и частных инвестиций в развитие туризма.

Необходима более тщательная проработка факторных оценочных шкал, разработка более дробной типологии кластеров, что позволит получить более объективные результаты оценки и составить значительно более полное представление о возможностях формирования и развития туристских кластеров в Красноярском крае.

Для реализации кластерного подхода применительно к развитию туристской индустрии Красноярского края требуется разработка научной концепции формирования эффективной системы туристских кластеров и механизмов ее реализации с использованием имеющихся инструментов региональной поддержки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *