В рамках реализации положений национальных проектов «Рынок труда», «Образование», «Наука», постановления Правительства Р Ф от 27.06.2016 № 584 об организации применения профессиональных стандартов в части требований к квалификации специалистов, промышленный кластер «Автопром Северо-Запад» реализуется проект по созданию Центра оценки квалификаций ЦОК) на базе кластера.
С 9 по 11 июля был проведен первый этап по обучению представителей компаний-участников кластера ООО «ЛТО-Пласт» и ООО «МастерМолд» по программе повышения квалификации «Подготовка экспертов по оценке и технических экспертов для независимой оценки квалификации» на базе стратегического партнера кластера СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
После успешного прохождения обучения по программе, слушатели получили удостоверение установленного образца, которое признается Советом по профессиональным квалификациям в автомобилестроении СПК в Автомобилестроении) в качестве документа, подтверждающего право участия в качестве эксперта при организации и проведении профессионального экзамена.
В рамках ЦОК на базе кластера на возмездной основе будут использованы площадки участников с экспертами по оценке квалификаций. В качестве дополнительных преференций будет оказано содействие в оснащении экзаменационного поста, который также одновременно может применяться предприятием при обучении и повышении квалификаций персонала по направлению компетенций предприятия.
Основные разделы Программы:
1. Общие положения, нормативная база и методология построения системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации.
2. Правила проведение независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.
3. Кадровое обеспечение проведения профессионального экзамена.
Второй этап обучения специалистов предприятий кластера для проведения экзамена по профквалификаций запланирован на август 2019 года. Участники Совета кластера Санкт-Петербурга имеют возможность подключиться к данной программе обучения.
При подборе персонала работодатель нередко сталкивается с тем, что диплом или любой иной документ — единственное подтверждение квалификации специалиста. Но что же делать, если наличие сертификата или диплома — не аргумент, а закрыть вакансию нужно было уже вчера?
Чтобы унифицировать оценку квалификации работников, действует национальная система квалификаций НСК).
НСК направлена на переход от рынка дипломов, где ценность работника определяет диплом учебного заведения, к рынку квалификаций, где решающее значение имеет реальный, официально подтвержденный уровень подготовки специалиста. Система дает каждому работнику прозрачные перспективы карьерного роста, объединяя в единую систему образование, специалиста, работодателя и заказчика.
28 октября 2020 года в 10.00 состоится онлайн-вебинар «Актуальность и эффективность применения профессиональных стандартов. Развитие кадровых компетенций в парадигме национальной системы квалификаций».
- Союз «Автопром Северо-Запад»
- Центр кластерного развития Санкт-Петербурга
- СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
∙ Национальная система квалификаций РФ как инструмент согласования спроса и предложения на квалификации
∙ Практика внедрения профессиональных стандартов
∙ Опыт промышленных предприятий по созданию и организации деятельности Центра оценки квалификаций.
В конце мероприятия предусмотрен нетворкинг для специалистов.
В качестве спикеров выступят:
- Перевертайло Алексей Станиславович, руководитель департамента оценки квалификаций и качества программ Национального агентства развития квалификаций НАРК).
- Комаров Борис Геннадьевич, управление по развитию персонала СПбГЭТУ «ЛЭТИ», руководитель рабочей группы по развитию квалификаций промышленного кластера «Автопром Северо-Запад».
- Кулаков Сергей Николаевич, начальник Управления по персоналу автокомпонентных производств ПАО «АВТОВАЗ».
- Михеева Светлана Александровна, директор Департамента развития персонала ПАО «КАМАЗ», руководитель Комитета по независимой оценке квалификаций в автомобилестроении СПКА).
- Зинина Марина Геннадьевна, директор Центра кластерного развития АО «Технопарк Санкт-Петербурга»
С подробной программой можно ознакомиться по ссылке:
Мероприятие пройдет на платформе Zoom, необходима предварительная регистрация:
После прохождения регистрации, Вам будет направлена ссылка для подключения к видеоконференции.
Куртышева Мария Петровна, ведущий менеджер по работе с кластерами
Центр кластерного развития, АО «Технопарк Санкт-Петербурга»
27 марта 2020
ДИСТАНЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ ПРОФКВАЛИФИКАЦИЙ
Союз «Автопром Северо-Запад» на основе имеющегося практического опыта и актуальных задач, стоящих перед автомобильной промышленностью, продолжает формирование региональной инфраструктуры подготовки кадров на основе национальной системы квалификаций.
На базе стратегического партнера Кластера СПбГЭТУ «ЛЭТИ» проводится обучение специалистов предприятий и организаций участников промышленных кластеров Санкт-Петербурга по программам:
- основы законодательства Российской Федерации в области системы профессиональных квалификаций;
- основные элементы инфраструктуры системы профессиональных квалификаций;
- разработка и реализация политики организации в части внедрения системы профессиональных квалификаций в рамках своей компетенции;
- структура профессионального стандарта;
- национальные и отраслевые рамки квалификации;
- порядок проведения независимой оценки квалификации в центре оценки квалификации.
Продолжительность программы 16 академических часов 4 дня по 4 часа).
- основы законодательства Российской Федерации в области системы профессиональных квалификаций;
- основные элементы инфраструктуры системы профессиональных квалификаций;
- разработка и реализация политики организации в части внедрения системы профессиональных квалификаций в рамках своей компетенции;
- структура профессионального стандарта;
- национальные и отраслевые рамки квалификации;
- порядок проведения независимой оценки квалификации в центре оценки квалификации;
- структуру и порядок проведения профессионального экзамена;
- обязанности и права члена экзаменационной комиссии при проведении профессионального экзамена в процедуре независимой оценке квалификации.
Продолжительность программы 32 академических часа 8 дней по 4 часа).
Обучение осуществляется в дистанционном формате.
Ближайшая дата начала обучения по данным программам — 14 апреля 2020 года. По окончании обучения выдаются удостоверения установленного образца о повышении квалификации.
В мероприятии приняли участие представители Санкт-Петербургского государственного экономического университета; Санкт-Петербургского горного университета; Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова; Казанского национального исследовательского технологического университета; Национального исследовательского Томского политехнического университета; Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина; Ухтинского государственного технического университета; Тюменского индустриального университета; Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова; института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ; Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета им. В.И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургского государственного морского технического университета; Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Гостей приветствовал ректор Р.Н. Бахтизин, коротко рассказавший о вузе. Он также пригласил коллег следующей осенью приехать на 70-летие вуза
Затем начальник отдела взаимодействия с учебными заведениями ПАО «Газпром», Андрей Иванович Фролков, выступивший модератором круглого стола, обрисовал общее направление работы Научно-образовательного совета вузов-парнёров ПАО «Газпром».
Первым пунктом повестки был рассмотрен вопрос о реализации проекта «Газпромклассы». В прошлом году в Уфе также появился профильный «Газпром-класс» как результат договора, подписанного ООО «Газпром трансгаз Уфа», УГНТУ и инженерным лицеем №83 имени М.С. Пинского УГНТУ. Участники круглого стола выразили мнение, что целевая работа со школьниками уменьшает отток молодёжи из региона и способствует повышению качества подготовки профессионально-ориентированных абитуриентов.
Были названы место и время проведения II слёта учащихся Газпромклассов, который состоится во время осенних каникул в Сочи. Его организует ООО «Газпром трансгаз Томск». В слёте примут участие по 7-10 представителей каждого Газпромкласса.
Ещё одним насущным вопросом стало проведение приёмной кампании. В соответствии с перспективным планом опережающей подготовки кадров в вузы будут направлены заявки на целевую бюджетную подготовку специалистов для ПАО «Газпром».
Директор Института непрерывного образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Борис Геннадьевич Комаров подвёл итоги отраслевой олимпиады Газпрома для школьников, для организации которой были привлечены 13 университетов. УГНТУ также принял активное участие в проведении олимпиады.
Директор Центра планирования и использования трудовых ресурсов Газпрома Павел Евгеньевич Иванов рассказал о проведении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ вузов.
Виктор Николаевич Шимоненко, помощник ректора РГУНГ, говорил о мониторинге успеваемости целевых студентов Газпрома.
Михаил Александрович Силин, проректор по инновационной деятельности и коммерциализации разработок РГУНГ отчитался о реализации проекта по объединению электронных ресурсов вузов-партнёров Газпрома. Создана электронная библиотека, в которой собраны новейшие издания по проблемам нефти и газа.
Владимир Георгиевич Коршунов, советник при ректорате УГТУ, призвал коллег активнее участвовать в работе медиапортала вузов ПАО «Газпром», а Лариса Александровна Миэринь, заведующая кафедрой национальной экономики СПбГЭУ рассказала о разработке концепции конкурсов научных работ школьников. Василий Григорьевич Иванов, первый проректор по учебной работе Каз.НИТУ, предложил, сославшись на успешный опыт проведения сетевой научной конференции, расширить обмен опытом в этом формате.
Основным итогом встречи можно назвать полезный обмен мнениями по актуальным направлениям деятельности и выявление «узких мест» в осуществляемом плане совместной работы.
Источник фотоматериала: https://etu.ru/assets/cache/images/ru/nauchnaya/novosti/1280×800-dscf2014-2.cb9.jpg
22 студента бакалавриата факультета радиотехники и телекоммуникаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ» приняли участие в профессиональном экзамене в рамках независимой оценки квалификаций по направлению «Радиотехника».
8 апреля 2022 года в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» прошел профессиональный экзамен на соответствие квалификации «Инженер-радиоэлектронщик» в области радиотехники и телекоммуникаций (6-й уровень квалификации).
«Я бы хотел подчеркнуть важность данного экзамена для студентов. В случае успешного подтверждения квалификации они станут более конкурентоспособными на рынке труда по сравнению с выпускниками других вузов. Также экзамен позволит университету получить обратную связь о том, насколько студенты освоили свою специальность, и скорректировать образовательные программы в случае необходимости». – Проректор по учебной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Сергей Александрович Галунин
В экзамене приняли участие 22 студента факультета радиотехники и телекоммуникаций (ФРТ). Успешно прошли испытание 15 человек – они получат свидетельства установленного образца о соответствии заявленной квалификации и будут включены в федеральный реестр специалистов.
«Проведение подобных экзаменов повысит уровень подготовки будущих специалистов. Выпускник будет понимать на теоретическом уровне свои обязанности, что позволит успешно реализовать их на практике и быстрее стать полноценным специалистом». – Председатель Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники (СПК связи), президент Международной академии связи (МАС) Анастасия Петровна Оситис
Экзамен состоял из двух этапов. Теоретическая часть включала в себя 40 вопросов из области радиотехники. Практическая часть предусматривала выполнение заданий, направленных на проверку способности выпускников выполнять трудовые действия, предусмотренные соответствующими разделами профессионального стандарта.
«Квалификация, по которой наши студенты проходили независимую оценку, утверждена Минтруда России в марте 2022 года, соответственно профессиональный экзамен по данному направлению проводился впервые в России. Результаты экзамена показали хороший уровень подготовки студентов, и, как следствие, востребованность наших образовательных программ на рынке труда». – Руководитель Межотраслевого экзаменационного центра СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Борис Геннадьевич Комаров.
В состав экзаменационной комиссии вошли ведущие специалисты-эксперты в области радиотехники: заместитель председателя СПК связи Людмила Николаевна Маторина, начальник Центра перспективных научных исследований и подготовки высококвалифицированных специалистов в области радиоэлектроники АО «НИИ «Вектор» Александр Юрьевич Тараканов и ведущий научный сотрудник АО «НИИ «Вектор» Александр Иванович Румянцев.
Результаты экзамена будут переданы для утверждения в Совет по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» начиная с 2017 года активно участвует в выстраивании регионального сегмента национальной системы квалификаций. Создание на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» мультиотраслевого экзаменационного центра по проведению независимой оценки квалификаций было поддержано руководством объединений работодателей Санкт-Петербурга и Ленобласти.
Экзаменационный центр в наноэлектронике на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» аттестован СПК в наноиндустрии на проведение профессиональных экзаменов по 8 профстандартам. СПбГЭТУ «ЛЭТИ» участвует в проекте по разработке методики проведения процедур профессиональных экзаменов, а также по сопряжению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации для студентов вузов по направлениям, связанным с наноиндустрией. В 2019 году СПбГЭТУ «ЛЭТИ» стал участником пилотного проекта СПК в наноиндустрии по совмещению ГИА и НОК (60 выпускников бакалавриата).
ПУ: Борис Геннадьевич, в приемных комиссиях – час пик, вчерашние выпускники делают окончательный выбор. Вы встречаетесь и работаете с абитуриентами почти двадцать лет. Чем нынешние ребята отличаются от своих предшественников?
Б.Г.: На мой взгляд, главное отличие – у нынешних абитуриентов заметно выше мотивация, к нам приходит меньше случайных людей. А это очень важно, пожалуй даже не меньше, чем высокие баллы по ЕГЭ.
ПУ: И в чем это проявляется?
Б.Г.: В том, кто приходит, чем интересуются, какие вопросы задают на первой встрече. Вы, наверное обратили внимание на представителей факультетов, которые сидят за столиками в вестибюле. Задача сотрудников вуза – отвечать на вопросы гостей. Мы ввели такую практику давно. И поначалу многие преподаватели были недовольны, жаловались, что времени тратиться много, а толку мало: вопросы чаще всего задают «Как пройти в аудиторию или где столовая?». А сегодня, практически у каждого столика обстоятельный разговор, многие юноши и девушки приходят, кстати, с родителями.
И вопросы сегодня задают уже другие, серьезные – о специальностях, о предметах, о возможных формах и условиях обучения (они у нас разные), о трудоустройстве и заработной плате. И у многих ребят достаточно высокие баллы по ЕГЭ. Они не отлынивали от занятий, работали в школе и сюда пришли не только за студенческим билетом или дипломом. Они пришли за знаниями, на базе которых будут дальше строить свою карьеру, свою жизнь.
ПУ: Чем, вы думаете, это вызвано – переходом на ЕГЭ, постоянными напоминаниями в СМИ о роли технических специальностей, о нехватке инженеров, о перепроизводстве гуманитариев?
Б.Г.: И это тоже, но думаю, прежде всего, роль сыграла государственная политика в сфере высшего профессионального образования и подготовки специалистов для промышленности и науки. Может быть с некоторым опозданием, но были все же определены причины острой нехватки квалифицированных кадров, учтена демографическая ситуация, изменения в структуре производства, в экономике.
И тогда стало ясно, что прежняя, десятилетиями складывающаяся модель высшего образования и системы отбора абитуриентов отстает от жизни. Отсюда – переход на ЕГЭ как более справедливую и демократичную систему отбора, отсюда переход на двухуровневую систему подготовки – бакалавриат и магистратуру, отсюда большая гибкость учебных планов, предусмотренная новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Отсюда, кстати, и единые государственные экзамены.
ПУ: Даже с учетом всей критики и скандалов, которая сопровождала модернизацию образования?
Б.Г.: Да, поначалу были и скандалы, и ошибки, но они быстро исправлялись. И сама модель еще дорабатывается. Мы же перестраиваемся на ходу и, конечно, делаем ошибки. Но главный-то результат уже налицо. Ведущие вузы Санкт-Петербурга и Москвы стали доступнее ребятам из дальних регионов. У нас, например, стало больше иногородних. Это повышает уровень конкуренции и мотивации. Причем, ребята из регионов очень мало уступают выпускникам из Питера по качеству знаний, зато, как правило – более мотивированы. Там, откуда они приехали, меньше перспектив, менее обеспеченные семьи, и эти абитуриенты за свой шанс будут бороться.
Вот почему, я считаю, ЕГЭ многим из них помогает поступить в престижный вуз, а нам – выбрать наиболее одаренных, с которыми и работать интереснее. Если же говорить о самом процессе обучения и конечном результате, то наши стратегические партнеры – работодатели уже прекрасно знают уровень подготовки бакалавров ЛЭТИ и охотно берут их на работу. Однако, замечу, преобладающая часть выпускников бакалавриата продолжает обучение в магистратуре (получая, по сути, шестилетнее инженерное образование).
ПУ: А что сегодня чаще всего привлекает абитуриентов в ЛЭТИ?
Б.Г.: В образовании «ЛЭТИ» – это известный брэнд, гарантия качества. За ним – сама история вуза и его выпускников, непосредственное участи в создании и развитии важнейших отраслей экономики и науки, многочисленные открытия, лауреаты вплоть до Нобелевской премии.
И сегодня полистайте справочник – нанотехнологи и информационные технологии, электроэнергетика и электротехника, радиотехника, биотехнические системы и технологии – все это на рубежах современной науки и все востребовано. Указанные области знаний интенсивно развиваются в нашей стране и за рубежом, что, безусловно, потребует высококвалифицированных специалистов. Отсюда и перспективы роста, и положение в обществе, и заработная плата.
ПУ: По скольким специальностям готовят сегодня в «ЛЭТИ»?
Б.Г.: Вообще-то сегодня мы отошли от термина «специальности». Скажем так – университет готовит высококвалифицированные кадры по нескольким основным приоритетным направлениям развития экономики России, в каждом из которых имеется по два-три профиля. То есть общее число образовательных программ – где-то около пятидесяти. Выбор достаточно широкий, и это, конечно, привлекает. Но ребята учитывают и разные условия поступления.
Скажем, есть поступление в общем потоке по результатам ЕГЭ, есть целевое поступление, направленное на подготовку кадров для оборонно-промышленного комплекса, подготовку специалистов по договорам между университетом и администрациями различного уровня для нужд региональных органов власти. За это обучение платит государство.
Наконец, есть возможность обучения по контракту, за плату. На разных факультетах эта сумма немного отличаются, но в среднем обучение стоит от 46 до 56 тысяч рублей за семестр. При этом, заметим, что в процессе обучения никакой разницы между студентами бюджетными и контрактниками не существует. И если студент хорошо успевает, он вполне может быть переведен на бюджет по результатам прошедшей сессии. Там свободные места появятся потому, что мы отчисляем студентов, не желающих учиться. И это, я считаю, нормально для технического вуза, потому что на самом деле к нам поступить не так уж сложно, у нас трудно учиться. Но кто сказал что глубокие знания и хорошие результаты можно получить не затрачивая сил? Другое дело, что мы, разумеется, помогаем.
В первую же неделю сентября все первокурсники будут проходить тестовые испытания по профильным предметам. Не для того, чтобы подвергнуть сомнению полученные в школе результаты ЕГЭ, а для того, чтобы мы уже на основе собственных данных могли каждому предложить программу индивидуальной дополнительной подготовки, организовать для новичков бесплатные дополнительные занятия, консультации.
Мы вкладываемся в наших студентов с перового курса, потому что прекрасно понимаем – пробелы у ребят чаще всего не их вина, а их беда. В школе их чаще всего натаскивали, заставляли. Пока они не умеют самостоятельно работать. Они учатся, потому что иначе поставят двойку, или будут ругать родители. А учиться просто для того чтобы знать – они не умеют. И нам приходится учить их самостоятельной работе. Иначе сложную профессию не освоить, тем более сегодня, когда чтобы не отстать, приходиться постоянно подпитывать, обновлять собственные знания.
ПУ: Насколько востребованы ваши выпускники? На какие заработки они могут рассчитывать?
Б.Г.: Сейчас все это гораздо сложнее отследить, чем раньше. Есть госслужба, есть частные компании, кто-то открывает собственный бизнес. Но нашим выпускникам трудоустроиться не сложно. Почему? Потому что к четвертому курсу ребята, как правило, уже имеют представление и о рынке труда, и о спросе, и о зарплатах. Подавляющее большинство студентов старших курсов – подрабатывает. Объективных данных по зарплатам у меня нет, но я знаю претензии студентов технарей – не ниже 30-35 тысяч рублей.
ПУ: Вернемся к абитуриентам-2012. Что бы вы могли посоветовать тем, кто еще не принял окончательное решение?
Б.Г.: Пусть не боятся ставить перед собой высокие и трудные цели. Только так можно заложить прочный фундамент под собственное будущее.
«» узнал, как обстоят дела с мотивацией абитуриентов в других технических вузах Петербурга:
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО)
Сегодняшние абитуриенты ИТМО мотивированы, так как прекрасно понимают, что в нашем вузе учиться не так легко. И связано это не только с дисциплинами, на которые делается уклон, но и с трудоемкой научной работой, которая широко ведется на факультетах.
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ)
В основном, абитуриенты Бонча – выпускники профильных колледжей или университетского лицея. Соответственно, они более подготовлены к обучению в сфере телекоммуникаций и, более того, осознают, зачем поступают и кем выпустятся.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (Корабелка)
Абитуриенты как таковые совсем не изменились за последние годы. Все так же приходят в приемную комиссию с родителями, бабушками и дедушками, которые, как кажется, волнуются в разы больше, чем сами поступающие.
Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ)
Целенаправленностью абитуриенты не блещут. Вот пятьдесят и даже двадцать лет назад поступающие понимали, что они идут учиться, а сегодня многим лишь бы документы куда-нибудь подать. Скорее всего, это проблема школы, которая не готовит их к будущей «взрослой» жизни. Плюс набора этого года лишь в том, что многие подали заявления на технические специальности, а не на гуманитарные, как было, например, в прошлом году. Здесь, возможно, роль сыграли СМИ, которые с подачки президента твердили, что нужны новые кадры в технической сфере.
По сравнению с прошлым годом людей, нацеленных на достойное и качественное образование, несомненно, стало больше. Всё реже попадаются инфантильные юноши с трясущими руками, чаще приходят уверенные в себе люди, вовсе не нуждающиеся в сопровождении бабушки или мамы.
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (СПбГУВК)
Сегодня будущие студенты более представительны, нежели в предшествующие годы. Да и заявлений подано почти в два раза больше. Это радует, потому что требуемый нами экзамен по физике совсем не просто сдать «за компанию», как это можно сделать по обществознанию. Следовательно, абитуриенты хотят учиться именно на тех факультетах и кафедрах, которые мы можем предложить.
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ)
Абитуриенты стали целенаправленней – это несомненно правда. Но стоит отметить, что нельзя собирать студентов предыдущих годов под общую гребенку. Каждый год соответствует новому «типу» поступающих. Да, в этом году выпускники более уверены в себе, точно знают, чего хотят. Наверное, это не обходится без поддержки и помощи семьи. Но и в прошлые годы к нам приходили выпускники школ, нацеленные на качественное образование, так нужное в наше время.
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (Политех)
Мы не проводим тренингов и не общаемся напрямую со студентами, а только получаем от них документы с заявлениями на обучение, так что насчёт мотивации ничего сказать нельзя. Но можно отметить, что абитуриенты, пришедшие в этом году, уровень образования имеют ниже, чем в прошлом. И вообще создают не очень приятное впечатление.
Иллюстрация: сайт ЛЭТИ