Компания АМ-Материалс и почему мы проводим «отбор» резидентов

Особая экономическая зона

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2022 года; проверки требуют 9 правок.

Особая экономическая зона, или свободная экономическая зона (сокр. ОЭЗ, или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства. Часто особый статус выражается в льготных налоговых или таможенных условиях для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение задач социально-экономического развития государства, отдельных регионов или отраслей.

Компания АМ-Материалс и почему мы проводим «отбор» резидентов

Особая экономическая зона «Алабуга» в Елабуге

Понятие ОЭЗПравить

Существует смешение понятий в рамках данной темы ввиду существования различных родительских понятий:

  • в рамках системы/терминологии «комплексных экономических зон».
  • в рамках англоязычного понятия «special economic zone», переводимого как «особая экономическая зона» (ОЭЗ). Но иногда переводят дословно «Специальная экономическая зона» (СЭЗ), что может вносить некоторую путаницу.
  • в рамках системы/терминологии «Зоны свободной торговли» как подсистема «торговой особой экономической зоны» (Торговых ОЭЗ).
    Существует понятие зоны свободной торговли en как степени интеграции по Б.Балашша, суть которого заключается в предоставлении беспошлинного режима для товаров стран-подписантов на основе договора, подписанного странами-подписантами, в некоторых случаях на всей территории стран-подписантов.А существует понятие зоны свободной торговли en в рамках классификации торговых ОЭЗ, которая:
    действует на основе решения внутри одной страны (в случае трансграничных зон — нескольких стран);действует для всех стран, выполнивших критерии;может действовать не только в отношении товаров;часто предоставляются льготы, причём не только таможенные.
  • Существует понятие зоны свободной торговли en как степени интеграции по Б.Балашша, суть которого заключается в предоставлении беспошлинного режима для товаров стран-подписантов на основе договора, подписанного странами-подписантами, в некоторых случаях на всей территории стран-подписантов.
  • А существует понятие зоны свободной торговли en в рамках классификации торговых ОЭЗ, которая:
    действует на основе решения внутри одной страны (в случае трансграничных зон — нескольких стран);действует для всех стран, выполнивших критерии;может действовать не только в отношении товаров;часто предоставляются льготы, причём не только таможенные.
  • действует на основе решения внутри одной страны (в случае трансграничных зон — нескольких стран);
  • действует для всех стран, выполнивших критерии;
  • может действовать не только в отношении товаров;
  • часто предоставляются льготы, причём не только таможенные.
Читайте также:  О проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в границах земельного участка с кадастровым номером 37

Классификация ОЭЗПравить

  • Территориальные ОЭЗ — льготы предоставляются на конкретной территории, часто присутствует развитая инфраструктура. Их виды:
    Анклавные зоны — либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны. Бывают часто свободными портами, зонами свободной торговли (отличать от ЗСТ-степень интеграции!), экспортно-производственные зоны.Открытые зоны — существует политика таможенного контроля, но нет такого особого ограничения, что делает их более связанными с другими регионами. Часто бывают комплексными зонами, зонами услуг: финансовых, туристско-рекреационных.
  • Анклавные зоны — либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны. Бывают часто свободными портами, зонами свободной торговли (отличать от ЗСТ-степень интеграции!), экспортно-производственные зоны.
  • Открытые зоны — существует политика таможенного контроля, но нет такого особого ограничения, что делает их более связанными с другими регионами. Часто бывают комплексными зонами, зонами услуг: финансовых, туристско-рекреационных.
  • Функциональные ОЭЗ — льготы предоставляются под конкретную деятельность, причём размещаться предприятие может быть в любом месте страны. По факту, компаниям предоставляется свободный экономический режим в зависимости от того, в какие сферы намерено государство привлекать компании. Часто бывают экспортоориентированных компаний.
  • Территориально-функциональные ОЭЗ — наличествуют признаки обоих предыдущих типов зон.
    Бывает чаще всего, как смешанное ОЭЗ.
  • Бывает чаще всего, как смешанное ОЭЗ.

По степени интеграции в национальную экономикуПравить

  • Зоны, интегрированные в национальную экономику. Ориентир — развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону; помощь в решении проблемы экспортного производства; повышение технологического уровня производства; повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей. Бывают часто комплексными, технико-внедренческими и пр.
  • Анклавные (экспортно-ориентированные). Производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна. То есть работа в рамках программ сбыта товаров на внешнем рынке. Бывают часто торговыми и промышленно-производственными: зоны одного предприятия, экспортно-производственные зоны, разные высоко-технологичные компании.
Читайте также:  Код эмиссии и т.д. код категории и «Единый тариф и справочник квалификаций работ и профессий рабочих»(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

По принципу национальностиПравить

  • Национальные — действующие в рамках одного государства.
  • Трансграничные — действующие в рамках двух и более государств. Примеры:

По системам льготПравить

  • Торговые, или таможенные (импорт) льготы — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
  • Таможенные (экспорт) льготы — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
  • Финансовые льготы — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
  • Административные льготы — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

В других странахПравить

  • СЭЗ «Мегри»
  • СЭЗ «Альянс»
  • СЭЗ «Меридиан»
  • СЭЗ «ECOS»

БелоруссияПравить

Одно из предприятий — резидентов свободной экономической зоны «Минск»

Работа по созданию и развитию СЭЗ в Беларуси была начата в 1990-е годы. В качестве территорий под создание СЭЗ были выбраны отдельные районы областных центров. В Белоруссии функционируют 6 свободных экономических зон, в числе которых «Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». Все СЭЗ Белоруссии являются комплексными по характеру экономической деятельности, что проявляется в выполнении ими производственной, экспортной и таможенной функций. В стадии разработки находится проект по организации специализированной СЭЗ туристско-рекреационного типа «Несвиж-Минск».

Первая СЭЗ «Брест» в Белоруссии была создана в 1996 году. Процесс становления СЭЗ включал два этапа. На первом (1997—2000 г. ) акцент делался на формирование необходимых основ производственной и социальной инфраструктуры многоотраслевого комплекса взаимосвязанных производств, в том числе экспортной ориентации, для решения задач последующих этапов развития зоны.

Второй этап (2000—2005 гг. ) предусматривал становление и наращивание производственного потенциала зоны в соответствии с её специализацией, создание высокоэффективного производственно-инновационного комплекса предприятий экспортного и импортозамещающего характера, развитие туристско-рекреационной и других видов деятельности. На практике СЭЗ «Брест» создавалась практически на чистом месте, при отсутствии привлекательных условий для инвесторов.

Проблема отсутствия необходимых элементов инфраструктуры для функционирования промышленных производств являлась главной и для СЭЗ «Витебск». Также на территории СЭЗ отсутствовали склады временного хранения, где должны производиться оперативное таможенное управление и контроль всех поступающих и вывозимых грузов. Проблемность развития выражается через необходимость инвестиций, либо одним резидентом СЭЗ, или участие в совместном строительстве.

Более благоприятные стартовые условия для создания СЭЗ были в районах городов Минск, Гомель, Гродно и Могилёв. Во-первых, эти центры имели необходимую инфраструктуру, инженерные коммуникации, свободные земельные площади для производственной деятельности. Во-вторых, здесь присутствует развитая сеть автомобильных, железнодорожных и авиационных коммуникаций. В-третьих, наличие на границах СЭЗ свободных производственных мощностей действующих предприятий, объектов и строительства, а также земельных участков в районах перспективной промышленности.

Создание свободных экономических зон ставит целью привлечение иностранного капитала, при условии местного производства, с дальнейшим сбытом товаров (услуг) на экспорт. Суммарный экспорт СЭЗ Белоруссии в 2009 году составил 1176,86 млн долл. , а импорт — 1146,94 млн долл. Сальдо равняется +29,91 млн долл. Ситуация изменилась в 2010 году. Экспорт товаров и услуг составил — 1571,24 млн долл. , а импорт — 1588,89 млн долл. Соответственно сальдо внешней торговли −17,65 м млн долл.

Наибольшее количество резидентов занято в машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности. На эти сферы приходится порядка 48 % всех резидентов СЭЗ. Эти отрасли являются высокотехнологическими и требуют постоянных потоков финансовых ресурсов. Эффективность функционирования СЭЗ отражается через объём накопленных инвестиций.

Свободными экономическими зонами Белоруссии за период с 1998 по 2011 годы накоплено иностранного капитала на сумму в 559,87 млн долларов. В абсолютном выражении наибольший объём ППИ поступил из СЭЗ «Могилев», «Брест», «Минск». Чистые поступления прямых иностранных инвестиций от резидентов СЭЗ составили только 166,52 млн долл. , соответственно 8 % от общего объёма прямых инвестиций в страну в 2011 г. Такие показатели ставят под сомнение эффективность функционирования СЭЗ Белоруссии. При наличии таможенных и налоговых льгот, которые в большинстве своем представлены отменой всяких выплат, резиденты СЭЗ не в состоянии качественно привлекать иностранный капитал.

ГондурасПравить

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

КитайПравить

Одно из достижений, которым китайцы вправе гордиться, это создание особых экономических зон. Вот восточное побережье Китая — это сплошные экономические зоны.

Первые свободные экономические зоны на юге и востоке страны были прежде всего ориентированы на связи с Гонконгом и Тайванем.

РоссияПравить

Цель создания особых экономических зон в России — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания — АО «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

  • Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
  • Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
  • Предоставляется ряд налоговых преференций
  • Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами
  • Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
  • Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
  • Портовые зоны.
  • Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Кроме того, действуют:

Свободная экономическая зона:

СтатистикаПравить

Всего на 2022 год в России функционируют:

  • 43 особые экономические зоны:
    24 промышленно-производственные экономические зоны;7 технико-внедренческих экономических зон;2 портовых экономических зоны;10 туристско-рекреационных экономических зон.
  • 24 промышленно-производственные экономические зоны;
  • 7 технико-внедренческих экономических зон;
  • 2 портовых экономических зоны;
  • 10 туристско-рекреационных экономических зон.

Промышленные ОЭЗПравить

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

  • Автомобилей и автокомпонентов;
  • Строительных материалов;
  • Химической и нефтехимической продукции;
  • Бытовой техники и торгового оборудования.

Инновационные ОЭЗПравить

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода её на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

  • Нано- и биотехнологии;
  • Медицинские технологии;
  • Электроника и средства связи;
  • Информационные технологии;
  • Точное и аналитическое приборостроение;
  • Ядерная физика;
  • СВЧ-технологии.

Туристические ОЭЗПравить

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Ещё шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗПравить

Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Создается сроком на 49 лет.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» (Ульяновск-Восточный (особая экономическая зона)) является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» предполагались строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов, а также сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» могли получить налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантировалась неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

Условия созданияПравить

В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. Архивная копия от 16 января 2014 на Wayback Machine оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

  • На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
    Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);Туристско-рекреационные;Портовые.
  • Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);
  • Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);
  • Туристско-рекреационные;
  • Портовые.
  • Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.
  • На территории ОЭЗ не допускается:
  • ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

ВлияниеПравить

В Южной Корее используется понятие FEZ (Free Economic Zone) — Свободная Экономическая Зона.

СЭЗ Республики Корея:

СсылкиПравить

  • Фурщик М. А., Шутова А. В., Прозоров М. С., Савельев А. В., Горячева М. А. Особые экономические зоны: опыт и перспективы / Фурщик М. А., Шутова А. В.. — М.: ИД «Медиа Инфо Групп», 2014. — 212 с. Архивная копия от 20 апреля 2021 на Wayback Machine
  • Шмонов Н.Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон / Рецензенты: Корепанов К.И. д.и.н., проф., Мухаметгалиева С.Х. к.и.н., доцент. — Казань: Изд-во КГУКИ, 2010. — 158 с. Архивная копия от 24 февраля 2021 на Wayback Machine
  • Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” // КонсультантПлюс. — 2005. — 25 июля.
  • Сергей Чижов. Тенденция развития ОЭЗ на базе аэропортов // Авиапорт. — 2010. — 17 сентября. — Дата обращения: 27.01.2019.
  • Минэкономразвития России
  • Официальный сайт РосОЭЗ Архивная копия от 27 сентября 2014 на Wayback Machine Архивная копия от 27 сентября 2014 на Wayback Machine

Особенности зон территориального развитияПравить

  • Создаются на основании Постановления Правительства РФ. С соответствующим предложением может обратиться региональный высший исполнительный орган власти (ст. 7 Закона). Конкретные условия функционирования ЗТР устанавливается соглашением между федеральным Правительством и исполнительными органами власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.
  • ЗТР создаются на территории муниципальных районов или городских округов, которые могут не иметь общей границы. Нельзя создавать зоны территориального развития на территории нескольких субъектов федерации или в местах традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
  • Срок функционирования зоны территориального развития – 12 лет.
  • Управление осуществляется Министерством экономического развития РФ, органом исполнительной власти субъекта федерации и администрацией ЗТР.
  • Закон не ограничивает виды мер поддержки резидентов. В частности, могут быть предоставлены бюджетные ассигнования из Инвестиционного фонда; может быть создана основная инфраструктура и предоставлен земельный участок на праве аренды; могут предоставляться налоговые льготы.
  • Резидентом может стать юридическое лицо или ИП, не являющееся субъектом естественной монополии. Хозяйственные общества и хозяйственные товарищества не должны иметь в уставном (складочном) капитале акций (долей) Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.
  • Часть 8 ст. 11 Закона ограничивает виды деятельности, которыми может заниматься резидент ЗТР. К примеру, резиденты не вправе осуществлять добычу полезных ископаемых; оптовую и розничную торговлю.
  • Зоны территориального развития теперь можно создавать в 20 регионах. www.pnp.ru. Дата обращения: 3 июля 2022.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2016 № 1415 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития»

Зона территориального развития

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» могут создаваться зоны территориального развития в Российской Федерации (далее – зона территориального развития) – часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.

Подробная информация по выбору, образованию земельных участков, оформлению прав на земельные участки для строительства содержится в книге: “Предоставление земельных участков для строительства в двух томах”.

Заказы направлять по электронной почте в произвольной форме:

Реестр резидентов зоны территориального развития

Перечень документов для включения в реестр резидентов. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель представляют в письменной форме в администрацию заявление о включении соответственно юридического лица, индивидуального предпринимателя в реестр резидентов (далее в настоящей статье – заявитель) и одновременно следующие документы (статья 11):

1) копии учредительных документов (для юридических лиц);

2) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В случае, если указанные документы не представлены заявителем, по межведомственному запросу администрации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
     3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу администрации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
     4) инвестиционная декларация;
     5) сведения о площади и виде разрешенного использования земельного участка, имеющегося или необходимого для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией.

Инвестиционная декларация

Инвестиционная декларация должна содержать следующие сведения:

1) цель и объект инвестиционной деятельности, предусмотренной инвестиционным проектом;

2) общий объем финансирования инвестиционного проекта;

3) объем и график осуществления инвестиций при реализации инвестиционного проекта, в том числе на первом этапе функционирования зоны территориального развития.

В зоне территориального развития могут создаваться также объекты капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, создаются в субъектах Российской Федерации, на территориях которых созданы зоны территориального развития, в целях государственной поддержки осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности резидентов. Указанные объекты капитального строительства создаются за счет средств федерального бюджета.

Перечень зон территориального развития

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. N 326  утвержден Перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития, в который включены 20 субъектов РФ, а именно:

Республика Северная Осетия – Алания

Еврейская автономная область

Акт о выборе земельного участка -Смотреть

Правительство одобрило проект о реформировании особых экономических зон

В Минэкономики, комментируя замечания госаудиторов, пояснили, что ОЭЗ — «один из многих инструментов региональной политики, который не призван решать все задачи регионального развития, при этом их создание позволяет субъектам РФ формировать точки роста и притяжения инвестиций». Для раскрытия потенциала ОЭЗ требуется время — для завершения строительства производственных объектов и их выхода на полную мощность, подчеркнули в ведомстве. Там отметили, что наибольшую отдачу демонстрируют «зрелые» зоны, работающие более десяти лет, половина же действующих сейчас зон работает не больше пяти.

Схожей позиции придерживаются и в Минвостокразвития: в мировой практике эффект от преференциальных режимов оценивается на горизонте 10–15 лет, средний же «возраст» ТОР на Дальнем Востоке составляет 4–5 лет. При этом в ведомстве уже фиксируют влияние территорий на местную экономику — индекс социально-экономического развития муниципалитетов, в которых действуют преференциальные режимы, вдвое выше, чем был бы без них, а индекс промпроизводства на Дальнем Востоке вдвое выше среднероссийских показателей.

Территория опережающего развития

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июля 2021 года; проверки требуют 38 правок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *