Зона территориального развития – часть территории субъекта Российской Федерации, на которой для ускорения социально-экономического развития региона путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.
В ЗТР устанавливается особый правовой режим, направленный на привлечение инвестиций и развития предпринимательства.
Правовое регулирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 5 января 2012 года.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) зарекомендовала себя как эффективный инструмент для привлечения инвестиций в экономику Крыма. Об этом сообщил заместитель министра экономического развития Республики Крым Роман Хитущенко на дискуссионной площадке форума «Деловой Крым. Вместе. Вперед».
«На сегодняшний день в Крыму – 1 275 участников СЭЗ. Минимальный заявленный объем инвестиций по данным проектам составляет порядка 150 млрд рублей, в том числе более 108 млрд. рублей – это капитальные вложения. По итогам реализации проектов будет создано свыше 58 тысяч рабочих мест. Я считаю, что это неплохие цифры и нам действительно есть чем гордиться», – отметил Хитущенко в рамках обсуждения вопроса о крымской СЭЗ.
Он рассказал о нововведениях, которые действуют с этого года. К примеру, в два раза увеличен «проходной порог» по объему капитальных инвестиций для новых участников СЭЗ. Для субъектов малого и среднего предпринимательства он теперь составляет 6 млн рублей, для крупного бизнеса – 60 млн рублей. Кроме того, резидентами могут стать организации, которые открыли свои филиалы на территории Крыма. Участники СЭЗ также могут взять кредит на льготных условиях в ПСБ, банке «Россия» и РНКБ.
По данным Управления ФНС в Республике Крым, участники СЭЗ получают солидные преференции. За все время существования свободной экономической зоны эта сумма превысила 57 млрд рублей. В этом плане показательным стал 2021 год, когда сумма преференций составила 14 млрд рублей. «Это высвободившиеся средства, которые необходимо реинвестировать, выплачивать налоги создавать новые рабочие места. В этом и есть смысл свободной экономической зоны», – отметил замминистра.
Перед участниками дискуссии выступили представители банковой сферы, которые рассказали о кредитных программах для резидентов СЭЗ.
Свободная экономическая зона начала действовать в республике с 2015 года. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на десять лет, земельного налога на три года и ввозных таможенных пошлин и налогов. Кроме того, земельные участки предоставляются резидентам СЭЗ без проведения торгов.
Форум «Деловой Крым. Вместе. Вперед» проходил в Алуште 26-27 мая 2022 года. Его организатором выступил Фонд поддержки предпринимательства Крыма при содействии Министерства экономического развития Республики Крым в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Преференциальные режимы для бизнеса — особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР) — мало влияют на развитие создавших их регионов, считает Счетная палата. По подсчетам госаудиторов, эти режимы хоть и добавили реальному ВРП субъектов 0,9%, но при этом объем инвестиций на душу населения в «льготных» регионах ниже, чем в обычных, а предоставленные резидентам преференции только «ослабляют их стимулы» к инновационной активности. В Минэкономики и Минвостокразвития отвечают, что для полноценной оценки влияния режимов на показатели регионов еще не прошло достаточно времени.
Счетная палата (СП) вновь оценила эффективность преференциальных режимов, проанализировав их применение в 2019–2021 годах. Как следует из отчета СП, госаудиторы несколько смягчили свою прежнюю позицию. Напомним, в 2016-м палата представила разгромный отчет о работе ОЭЗ, после которого был введен временный мораторий на их создание. В начале 2020 года госаудиторы сообщили, что создание ОЭЗ и ТОР не привело к прорывному развитию регионов, в которых они действуют.
В новом отчете оценка СП фактически осталась прежней — выраженной взаимосвязи между созданием льготных режимов и развитием регионов не обнаруживается.
Тем не менее в СП все же рассматривают ОЭЗ и ТОР в качестве инструмента регионального развития, пусть его влияние и ограничено. Согласно подсчетам, размер реального валового регионального продукта (ВРП) у субъектов с такими режимами в среднем на 0,9% выше, чем был бы без них, индекс производительности труда — на 0,7% выше. Однако, оговариваются госаудиторы, этот эффект проявился лишь благодаря одному из режимов — ТОР в моногородах. При этом объем инвестиций в основной капитал на душу населения в «льготных» регионах на 4,3% ниже, чем в обычных.
Эффект от режимов для бизнеса также неоднозначен. Резиденты зон и ТОР имеют большее количество сотрудников и большую выручку, чем в среднем по стране, при этом их финансовый результат существенно не отличается от показателя обычных компаний. Госаудиторы полагают, что «налоговыми преференциями предприятия компенсировали издержки на оплату больших затрат, которые не повысили добавленную стоимость и производительность труда организаций».
Повышенной инновационности в зонах при больших зарплатах СП не обнаружила — активность резидентов в этом направлении на 5,5% ниже среднего уровня.
Преимущественно это замечание касается ОЭЗ, в которых расходы резидентов на исследования и разработки оказались заметно ниже, чем в контрольной группе обычных компаний. Госаудиторы делают вывод, что «налоговые и иные преференции для резидентов ослабляют их стимулы к повышению фондовооруженности и к внедрению новаций».
Компания АМ-Материалс и почему мы проводим «отбор» резидентов
Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Как следствие, в отличие от некоторых промышленных площадок, требования ПРО-БИЗНЕС-ПАРК к потенциальным клиентам выходят за рамки пункта «чемодан денег на стол». Мы рассматриваем будущее партнерство не только с точки зрения объема инвестиций и площади застройки, но и оцениваем репутацию, стабильность, позицию на рынке, планы на развитие. Такой подход обеспечивает длинный жизненный цикл индустриального парка, его непрерывный качественный рост и статусность резидентов.
Да, кстати, нас можно поздравить с новым резидентом.
10 ноября 2021 г. УК ПРО-БИЗНЕС-ПАРК подписала договор с компанией АМ-Материалс (группа компаний Artmark) на строительство производственного объекта.
По правилам презентации здесь следовало бы указать основные параметры реализации проекта:
– объект — здание площадью 3 500 кв.
– формат реализации — BTS
– сроки реализации — 2022 год
– общий объем инвестиций — 600 млн. руб.
Но в действительности, для экономического, социального и территориального развития индустриального парка важны не только предмет и стоимость партнерского соглашения. Политика ПРО-БИЗНЕС-ПАРК направлена на создание здоровой функционирующей среды, без заброшенных котлованов, забытых фундаментов, покосившихся заборов. Такие «зоны отчуждения» проступают черными пятнами на схеме застройки и репутации Управляющей компании. Поэтому, говоря о подписании соглашения с новым резидентом, мы хотим рассказать не «что», а «с кем».
Проект группы компаний Artmark стартовал еще лет 30 назад. Сейчас это один из крупнейших производителей полиграфической продукции и самоклеящихся этикеток. К концу 2021 года у них в арсенале европейские поставщики, склады площадью в одну, три и даже пять тысяч квадратных метров, филиалы в 5 регионах России и выполнение заказов в течение суток. Центр дистрибуции в Подольске, например, за смену перерабатывает 1 миллион м2 материала. Это площадь 200 футбольных полей. Нам такое даже представить сложно, а Artmark делает каждый день.
Но это не все. Компания динамично развивается не только по горизонтали, но и растет вместе с техническим прогрессом. Например, в Artmark крутые цифровые технологии по обработке и логистике заказа, которые минимизируют так называемый человеческий фактор. И это вам не робот Алеша с ИННОПРОМа, который запрограммирован развлекать бабушек в МФЦ. Тут система штрих кодов, автономные сканеры и автоматические процессы от приемки товара до упаковки и отгрузки.
Рассказывать про таких резидентов приятно. Приятнее даже, чем про размер инвестиций в проект. Потому что выбор надежных, амбициозных, динамично развивающихся заказчиков — это зона ответственности парка. И одновременно гарантия того, что управляющая компания промышленной площадки будет работать над качеством эксплуатационного обслуживания, предлагать оптимизацию расходов, внедрять последние разработки в технологические процессы и, скорее всего, не загнется через полгода.
Где-то на этом этапе происходит инсайт, симпатии совпадают, как в Тиндере, и открывается отдельный чат новых возможностей. Делайте правильный выбор.
Особая экономическая зона
3 февраля 2021 года Министерство экономического развития Российской Федерации и Управляющая компания «Доброград-1» заключили соглашение об управлении особой экономической зоной и создании объектов инфраструктуры, необходимых для эффективного функционирования индустриальной площадки.
Это стало знаковым моментом в истории развития территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) «Доброград-1» и послужило стартом реализации уникального для Владимирской области инвестиционного проекта. Для воплощения продуманной концепции комплексного развития территории в реальные инфраструктурные объекты требуется напряженная, слаженная работа и выстраивание всех ключевых процессов на каждом этапе. Но именно это, в итоге, обеспечит эффективную реализацию проектов резидентов промышленной площадки. По прошествии года уже можно смело говорить о первых впечатляющих результатах.
Самым значимым результатом для ОЭЗ«Доброград-1» стало привлечение пяти резидентов, работающих в различных отраслях экономики, общий объем инвестиций которых составит свыше 4,5 млрд рублей. Новые предприятия обеспечат создание более 1000 высокотехнологичных рабочих мест.
«Такого результата мы смогли добиться благодаря созданию комфортных условий для развития бизнеса компаний-инвесторов, а также максимально возможной вовлеченности представителей Управляющей компании в проект каждого резидента», – комментирует Денис Антипов, генеральный директор УК ОЭЗ «Доброград-1». За истекший год УК «Доброград-1» на практике доказала, что комплексная концепция развития ОЭЗ, основанная на осознанности, экологичности и максимальной ориентированности на потребности конкретного человека, может быть эффективной.
Рабочее совещание команды УК «Доброград-1»
ОЭЗ «Доброград-1» – одна из самых молодых частных особых экономических зон Российской федерации–её создание во Владимирской области правительство РФ одобрило октябре 2020 года. Кроме того, она является крупнейшей инвестиционной площадкой региона, развитие которой идет быстрыми темпами.
Один из важнейших положительных факторов ОЭЗ «Доброград-1» – расположение в Центральной части России, в непосредственной близости к международным аэропортам, рядом с железнодорожной развязкой и федеральными автотрассами(М-7 и М-12). Есть свой аэропорт малой авиации, что может предложить не каждая ОЭЗ. Это открывает будущим резидентам возможность выбора надежных поставщиков, освоения новых рынков сбыта продукции, построения оптимальных логистические схем, что, в свою очередь, позволит разработать эффективные модели производства, привлекать квалифицированных специалистов из разных регионов страны.
Видеопрезентация ОЭЗ «Доброград-1»
Представители современного бизнес-сообщества, определяя локацию для реализации очередного проекта, принимают в расчет не только экономическую составляющую, но и комфортное проживание своих специалистов, ведь это влияет на эффективность их работы.
Анализируя феномен ОЭЗ «Доброград-1», эксперты выделяют человекоцентричность проекта, поскольку его приоритетом стали интересы человека, комфортность и безопасность проживания, возможность самореализации, семейные ценности и только потом – инвестиции в бизнес. Акцент на высококвалифицированных специалистов – современный тренд экономики. При их наличии проще принимать инвестиционные решения. В этом уникальность особой экономической зоны «Доброград-1» – части крупного одноименного девелоперского проекта, создаваемого основателем группы компаний «АсконаЛайф Групп» Владимиром Седовым с 2012 года.
«В гипотезе становления города, совмещенного с производственной площадкой, был заложен фокус на высокое качество жизни и среды, так называемый индекс комфорта и благополучия. Совокупность этих показателей позволяет людям оставаться в родном регионе, у себя дома, при этом выбирать работу с достойной зарплатой или открыть собственное дело», – поясняет идею конгломерата «комфортный город плюс индустриальный кластер» его инициатор Владимир Седов.
В этом смысле Доброград – гармоничное слияние интересов человека и бизнеса. Это экогород осознанного потребления, безопасный, умный и комфортный, существующий в гармонии с окружающей природой. При его создании реализуется современный принцип застройки Urbanhealth. Уже сейчас в малоэтажных домах с квартирами европейского типа и таунхаусах живут более 2000 человек.
Индекс счастья человека определяет не только количество квадратных метров комфортного жилья и сопутствующая инфраструктура. Это возможность реализовать себя в профессиональной сфере, не жертвуя интересами семьи, существование в гармонии с природой, не лишая себя привычного комфорта, общение с близкими по духу людьми, возможность саморазвития – все, что необходимо современному осознанному человеку. Опираясь на эти принципы и строится концепция Доброграда. Здесь уже работают конгресс-центр, отели, спа-комплекс, спортивные и культурные площадки, парки, кафе и рестораны. В сентябре открылся образовательный комплекс «Мир»: школа на 275 мест, детский сад на 100 мест и центр дополнительного образования для детей и взрослых. В 12 км, находится еще один проект ГК «Аскона» – современный врачебный комплекс со стационаром и поликлиникой – Первый клинический медицинский центр. Продолжается работа по созданию туристической инфраструктуры: гостиничного и термального комплексов, вейк-парка и гольф-курорта, которые начнут свою работу уже в этом году.
Рекреационная часть первой очереди застройки Доброграда, вид сверху
В июне 2021 года концепция экосистемы, лежащей в основе развития Доброграда, одержала победу в номинации «Лучший региональный проект комплексного освоения территории» федеральной профессиональной премии в области нового строительства и территориального развития UrbanAwards 2021. UrbanAwards вручалась уже в тринадцатый рази стала знаком качества для застройщиков и для потенциальных покупателей недвижимости.
Ранее, в июле ОЭЗ «Доброград-1» стала победителем премии журнала RussianBusinessGuideв номинации «Лучшая промышленная площадка: синергия бизнеса и жизни».
«Доброград-1» реализует еще одну задачу ОЭЗ, укрепляя международные связи, чтобы помочь резидентам развиваться и выходить на новые мировые рынки. ОЭЗ «Доброград-1» стала членом с правом голоса всемирной некоммерческой организации WorldFreeZonesOrganization, представляющей интересы свободных экономических зон и индустриальных парков. Среди более 620 участников WorldFZOиз разных стран – всего 6 ОЭЗ России.
«Доброград-1» – это вовлеченное сообщество единомышленников. На площадке создаются все условия для организации современного бизнес-комьюнити. Кластерная система организации производства позволяет предоставить взаимовыгодные условия сотрудничества с целью достижения зримого результата для инвесторов на одной территории. Возможности общаться с близкими по духу людьми, эффективно работать на современных «зеленых» производствах, создавать новые рабочие места, приобретать опыт международного сотрудничества, находясь рядом с семьей, – уже реализованы в Доброграде.
«По опыту работы особой экономической зоны «Доброград» скажу: потенциальные резиденты сначала спрашивают совсем не про льготы. Первый вопрос: «Люди есть?», а второй – «Кто эти люди?». Финансирование и инфраструктура – сейчас не главный инвестиционный вопрос. Идет конкуренция за людей. Они едут оттуда, где плохо, туда, где хорошо. Где есть возможности образования для детей, где доступна качественная медицина. Создавая проект «Доброград», мы формируем новое качество жизни, с развитыми социальными сервисами, интересной и хорошо оплачиваемой работой, адаптивной средой», – убежден Владимир Седов, считающий человека – основной «точкой роста» экономики.
ОЭЗ ППТ «Доброград-1» создается на частные инвестиции, плановый объем которых составит 1 млрд рублей. Она расположена во Владимирской области на площади 211 га в 240 км от Москвы и в 5 км от города Доброграда.
Размещение предприятий на индустриальной площадке позволит добиться конкурентоспособности продукции благодаря снижению таможенных пошлин, налогов на имущество, землю, транспорт и прибыль.
Льготы и преференции, предусмотренные для резидентов, позволят снизить на 35% расходы по созданию производства и сократить срок запуска инвестпроекта. Для резидентов ОЭЗ налог на прибыль составляет 2% в первые 7 лет с момента получения прибыли и затем, не превышает 15,5% до конца периода существования ОЭЗ (до 2069 года), отсутствуют таможенные пошлины и НДС, в первые 10 лет резиденты освобождены от налогов на транспорт, имущество; в первые 5 лет реализации бизнес-плана – от земельного налога.
В течение ближайших нескольких лет на индустриальной площадке начнут работу новые высокотехнологичные предприятия медицинской, мебельной, пищевой промышленности, производства реабилитационной и электротехники и другие.
Первым официальным резидентом ОЭЗ «Доброград-1» в мае 2021 года стала компания «ИНТЕКС», производящая медицинские компрессионные изделия. Торговая марка «ИНТЕКС» на российском рынке более 25 лет. Ввод в строй нового предприятия запланирован на четвертый квартал 2022 года. Объём инвестиций за первые пять лет составит 241 млн рублей.
Еще четыре компании получили одобрение своих инвестиционных проектов в декабре прошлого года.
ООО «МЕДОРТ» – компания по производству и продаже технических средств реабилитации – наладит выпуск пяти модификаций ортопедических аппаратов для обеспечения самостоятельного хождения людей с инвалидностью нижних конечностей и туловища. Плановые инвестиции – 139,5 млн рублей, дата запуска – первый квартал 2023 года.
Лаборатория «Светогор», партнер PHILIPS HorticulturalLighting в России, откроет на территории ОЭЗ «Доброград-1» производство высококачественной светотехнической продукции. Объем инвестиций составит 197 млн рублей. Открытие предприятия запланировано на четвертый квартал 2022 года.
ООО «ХОУМ ЭЛЕКТРО СИСТЕМС» планирует начать производство тепловых насосов в первом квартале 2023 года и вложит в новое предприятие 155 млн рублей. Компания, более 10 лет развивает энергосберегающие технологии отопления и занимает лидирующие позиции среди производителей теплового оборудования в сегменте тепловых насосов в России.
ООО «АлачиноРентал» построит на территории особой экономической зоны современное высокотехнологичное экологически безопасное предприятие с использованием возобновляемой энергии. В создание нового предприятия будет инвестировано свыше 3,8 млрд рублей, плановая дата запуска предприятия – четвертый квартал 2023 года.
Подробнее о проекте на официальном сайте: sezdobrograd. com
Территория опережающего развития
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июля 2021 года; проверки требуют 38 правок.
ИсторияПравить
Ввиду наличия особенностей различают ТОСЭР на создаваемые:
Льготы для резидентовПравить
Ряд проектов в ТОСЭР реализуется при участии Фонда развития Дальнего Востока.
Курильские островаПравить
В 2016 году на Курильских островах началась реализации новой федеральной целевой программы с объёмом финансирования 68,9 млрд руб. Главным её итогом должно стать создание условий для устойчивого развития экономики Курильских островов. Это возможно осуществить только на базе комплексного использования природно-ресурсного потенциала с применением современных технологий.
Основная цель создания ТОР — «улучшить качество жизни людей и оказать максимальное содействие тем, кто переезжает на Курилы».
Проект ТОР «Курилы» предусматривает выполнение 22 проектов общей стоимостью 19,3 млрд руб. , из которых 7 млрд руб. составят государственные вложения. В ТОР «Курилы» построят 12 заводов по воспроизводству 210 млн мальков рыбы лососевых пород. Гарантированный возврат составит около 40 тыс. тонн рыбы. В ТОР создадут марикультурный кластер, в который войдут предприятия по производству 100 тонн агар-агара, 200 тонн гребешка и 19 тонн трепанга в год.
Калининградская областьПравить
В 2015 году статус ТОР получил поселок Кангалассы (Якутия).
В феврале 2019 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о присвоении статуса ТОСЭР городу Костомукша (Республика Карелия).
Смоленская областьПравить
6 марта 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Дорогобуж».
Ярославская областьПравить
В 2019 году статус ТОР получил Чапаевск.
Ивановская областьПравить
Так, статья 28 позволяет иностранным компаниям проводить принудительное изъятие земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества по ходатайству иностранной компании. При этом сумма компенсации за отчуждаемое определяется самой компанией.
Перечень действующих ТОСЭРПравить
В Минэкономики, комментируя замечания госаудиторов, пояснили, что ОЭЗ — «один из многих инструментов региональной политики, который не призван решать все задачи регионального развития, при этом их создание позволяет субъектам РФ формировать точки роста и притяжения инвестиций». Для раскрытия потенциала ОЭЗ требуется время — для завершения строительства производственных объектов и их выхода на полную мощность, подчеркнули в ведомстве. Там отметили, что наибольшую отдачу демонстрируют «зрелые» зоны, работающие более десяти лет, половина же действующих сейчас зон работает не больше пяти.
Схожей позиции придерживаются и в Минвостокразвития: в мировой практике эффект от преференциальных режимов оценивается на горизонте 10–15 лет, средний же «возраст» ТОР на Дальнем Востоке составляет 4–5 лет. При этом в ведомстве уже фиксируют влияние территорий на местную экономику — индекс социально-экономического развития муниципалитетов, в которых действуют преференциальные режимы, вдвое выше, чем был бы без них, а индекс промпроизводства на Дальнем Востоке вдвое выше среднероссийских показателей.
Особенности зон территориального развитияПравить
- Создаются на основании Постановления Правительства РФ. С соответствующим предложением может обратиться региональный высший исполнительный орган власти (ст. 7 Закона). Конкретные условия функционирования ЗТР устанавливается соглашением между федеральным Правительством и исполнительными органами власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.
- ЗТР создаются на территории муниципальных районов или городских округов, которые могут не иметь общей границы. Нельзя создавать зоны территориального развития на территории нескольких субъектов федерации или в местах традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
- Срок функционирования зоны территориального развития – 12 лет.
- Управление осуществляется Министерством экономического развития РФ, органом исполнительной власти субъекта федерации и администрацией ЗТР.
- Закон не ограничивает виды мер поддержки резидентов. В частности, могут быть предоставлены бюджетные ассигнования из Инвестиционного фонда; может быть создана основная инфраструктура и предоставлен земельный участок на праве аренды; могут предоставляться налоговые льготы.
- Резидентом может стать юридическое лицо или ИП, не являющееся субъектом естественной монополии. Хозяйственные общества и хозяйственные товарищества не должны иметь в уставном (складочном) капитале акций (долей) Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.
- Часть 8 ст. 11 Закона ограничивает виды деятельности, которыми может заниматься резидент ЗТР. К примеру, резиденты не вправе осуществлять добычу полезных ископаемых; оптовую и розничную торговлю.
- Зоны территориального развития теперь можно создавать в 20 регионах. www.pnp.ru. Дата обращения: 3 июля 2022.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2016 № 1415 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития»