Контрактная ведомость объемов и стоимости работ

Однако, поскольку законодательного закрепления указанной позиции не было, как и не было единого подхода к составлению сметы, определяющей цену работ на период реализации контракта, Заказчики не стремились следовать рекомендациям Минстроя.

Летом 2019г. Минстрою России удалось осуществить «переворот» в регламентированных закупках строительных работ, Федеральным законом № 151-ФЗ были внесены существенные изменения в Градостроительный Кодекс (далее ГрК РФ) и Закон № 44-ФЗ.

Теперь, такие понятия как «сметная стоимость», «смета контракта» на законодательном уровне разграничены между собой, как самостоятельные понятия.

Итак, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее – сметная стоимость строительства) – это расчетная стоимость строительства, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования и используемая при определении Н(М)ЦК, цены контрактов, заключаемых с ед.поставщиком в  соответствии с Законом № 44-ФЗ, Законом № 223-ФЗ.

При этом, согласно ч.1 ст. 8.3 ГрК РФ сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

Данная норма, исходя из смысла ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ распространяется на всех заказчиков в рамках Закона №44 ФЗ и на ряд заказчиков по Закону № 223-ФЗ (например, автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).

Федеральным законом № 151-ФЗ ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ дополнена специальной нормой ч.6.1., которая также прямо запрещает использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цены строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (!!! Прошу обратить внимание, что здесь речь идет только о строительстве и реконструкции).

Читайте также:  что такое фгис ддо

Из вышеизложенного можно сделать три вывода:

1. Сметная стоимость строительства используется исключительно для обосновании Н(М)ЦК проектно-сметным методом (предмет – строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия).

2. Сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов нельзя использовать при исполнении (оплате) контрактов/договоров,

– при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия – такой запрет установлен ч.1 ст. 8.3 ГрК РФ, НО здесь есть оговорка «если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором».

– при строительстве, реконструкции – такой запрет дополнительно  установлен еще ч.6.1. ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ.

3. при капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия можно использовать  сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, используемые при определении Н(М)ЦК, если иное не предусмотрено в контракте/договоре.

Возникает вопрос, какую тогда стоимость за выполненные работы должен оплачивать Заказчик Подрядчику?

ч.6.1. ст.110.2 Закона № 44-ФЗ для оплаты выполненных работ по строительству, реконструкцииобъекта капитального строительства составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки (далее – смета контракта).

Более полугода с момента введения в Законе № 44-ФЗ нового понятия «смета контракта» заказчики мучились вопросами: как? когда? и кем составляется такая смета?

И вот «15» февраля 2020 г. вступила в силу методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утв. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 №841/пр (далее методика Минстроя).

Согласно методики Минстроя, алгоритм составления сметы выглядит следующим образом:

1. Анализируется, обобщается и систематизируется проектная документация, которая имеет положительное заключение экспертизы, в том числе сметная документация, рабочая документация (при наличии).

2. Объект капстроительства детализируется (группируется) по основным конструктивным решениям (элементам), комплексам (видам) работ (детализация работ и затрат выполняется таким образом, чтобы в отдельные позиции были сформированы технологически законченные элементы объекта и было возможно однозначно идентифицировать начало, окончание и содержание работ для удобства их приемки и оплаты в соответствии с графиком выполнения подрядных работ).

3. Определяется объем работ и единиц измерения конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (отдельной строкой учитываются количество и стоимость оборудования, мебели, инвентаря, поставляемых в рамках контракта (в случае, если такое решение принято Заказчиком)).

4. Составляется ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (далее – Ведомость).

5. Определяется цена каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ (всего и на принятую единицу измерения) в пределах Н(М)ЦК.

6. Составляется проект сметы контракта, который включается в закупочную документацию.

!!! Здесь еще раз акцентирую внимание читателя на том, что проект сметы составляется без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, но в пределах Н(М)ЦК.

7. Определяется цена каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом предложенного участником закупки в ходе закупки снижения Н(М)ЦК – это и есть смета контракта, которая выплачивается Подрядчику за выполненные работы.

Поэтому, рекомендуем составление Ведомости в будущем поручать Проектировщику, выполняющему работы по данному конкретному проекту. Такое право Заказчика предусмотрено методикой Минстроя, НО такую обязанность Проектировщика необходимо заранее предусмотреть еще в задании на проектирование и/или проекте контракта.

Но что же делать сейчас? По уже готовым проектам. Какую стоимость за выполненные работы должен оплачивать Заказчик Подрядчику?

– при строительстве, реконструкции – составляется смета контракта исключительно по методике Минстроя, утв. Приказом №841/пр (алгоритм рассмотрен выше)

– при капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия заказчик вправе использовать смету контракта по методике Минстроя, утв. Приказом №841/пр, или составлять смету «классическим» образом путем переноса в контракт сметы, выступающей обоснованием Н(М)ЦК и содержащей сметные нормативы, сметные цены строительных ресурсов, с применением к ней общего понижающего коэффициента, полученного по результатам проведения процедуры закупки.

Спустя чуть более месяца после вступления в силу Приказа Минстроя появилось первое решение ФАС России по смете контракта (Решение ФАС России от 26.03.2020 по делу № 20/44/105/511), которое очень удивило своим выводом.

А вывод такой: ФАС России считает, что проектом сметы контракта являются размещенные в ЕИС в составе проектной документации сметы. Вот так!

Надеемся, что такое решение будет единичным, и общая практика ФАС не будет складываться по аналогичному пути.

В целом, методика составления сметы контракта на данный момент вызывает массу вопросов по поводу ее применения и большинство специалистов считают, что идея Минстроя в этой части не до конца продумана.

На эти вопросы пока нет ответа, будем следить правоприменительной практикой по данному вопросу.

Подводя итоги, хочется, пожелать заказчикам успешного освоения новой Методики и отсутствие претензий со стороны контролирующих и проверяющих органов!

ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»

Российский союз строителей (РСС) проанализировал данные Росстата о работе стройиндустрии и профильного машиностроения за январь — май 2023 года и своими выводами любезно поделился с порталом ЕРЗ.РФ.

Контрактная ведомость объемов и стоимости работ

Аналитики РСС отметили, что из 26 основных видов строительных материалов, изделий и конструкций показатели прошлого года в разной степени (от 17,1% до 0,1%) превышены по пяти видам (зеленая зона).

Выпуск основных видов строительных материалов, изделий и конструкций за январь-май 2023 года

Контрактная ведомость объемов и стоимости работ

Близки к прошлогодним показатели (менее 100%, но более 90%) по девяти видам стройматериалов (синяя зона).

Заметно снизились (менее 90%, но более 80%) — по восьми (коричневая зона).

И наконец, объемы производства существенно упали (менее 80%) по четырем видам (красная зона).

Контрактная ведомость объемов и стоимости работ

Самый существенный спад (-53,5%) пришелся на «cтекло листовое литое, прокатное, тянутое или выдувное, но не обработанное другим способом».

В среднем объемы выпуска основных видов стройматериалов, изделий и конструкций за январь — май на 10,7% ниже уровня предыдущего года.

Напомним, что в первые четыре месяца отставание было еще больше (13,0%).

Контрактная ведомость объемов и стоимости работ

В начале года немного тормозил выпуск лифтов, но сейчас здесь показатели превышены на 12,6%.

Однако за год весьма заметно снизилось производство экскаваторов (-47,4%).

Другие публикации по теме:

С января по апрель 2023 года импорт цемента вырос на 61,9%

ГК ФСК приобрела стекольные предприятия японской NSG Group в России

Почти половина ипотечников строят дома из газоблоков

Добросовестных производителей стройматериалов внесут в специальный реестр

Эксперты обозначили сценарии развития ситуации на рынке цемента

Ускоренная замена лифтов с рассрочкой без удорожания стоимости — одна из ключевых задач, реализуемая Минстроем

Генпрокуратура взяла на контроль рост стоимости арматуры

Эксперты: как избежать деградации цементной промышленности

Стройиндустрия: за первые два месяца 2023 года выпуск продукции сократился почти на 16%

Стройиндустрия: нерудные материалы, бетон и кровельные рулоны в плюсе; стекло, лифты и экскаваторы — в минусе

Смета контракта по 44-ФЗ

Статья 110.2 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что оплата контракта, предметом которого является строительство или реконструкция объекта капитального строительства, осуществляется заказчиком в соответствии со сметой контракта, являющейся его приложением. Смета контракта составляться в соответствии с методикой, утвержденной Минстроем России (приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр), действующей с 15.02.2020 (ч.ч. 6.1 и 7 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Однако, что ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ не распространяет свое действие на контракты, предметом которых выступает капитальный ремонт, снос или реставрация объектов капитального строительства. Помимо этого, ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ не наделяет Минстрой России правом на утверждение методики формирования сметы контракта для указанных контрактов. Вместе с тем, ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ предусматривает, что сметная стоимость работ по капитальному ремонту, сносу, реставрации объектов капитального строительства определяется при проектировании таких работ, но не используется при формировании сметы контракта. Смета контракта на выполнение указанных работ, также как и работ по строительству и реконструкции объекта капитального строительства, формируется без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, если иное прямо не предусмотрено контрактом.

В связи с этим, если предметом контракта, например, выступает капитальный ремонт, снос, реставрация объекта капитального строительства, приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр наделяет стороны контракта правом на использование сметы контракта, составленной в соответствии с Методикой, утвержденной приказом.

“2. Смета контракта на выполнение подрядных работ по строительству некапитальных строений и сооружений, а также других подрядных работ, указанных в разделе VI Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее – Порядок), по соглашению сторон контракта может быть составлена в соответствии с Методикой, если в составе документации о закупке размещен проект сметы контракта. Рекомендуемый образец проекта сметы контракта приведен в приложении N 6 к Порядку.”

Как видно из приведенной выше цитаты, при осуществлении закупок строительных работ, не связанных со строительством и реконструкцией объекта капитального строительства, соглашение сторон по применению сметы контракта может быть достигнуто только при условии, что сам проект контракта содержал проект сметы контракта, составленной в соответствии с приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр. Указанное соглашение достигается простой подачей участником закупки заявки на участие в процедуре, которой он соглашается со всеми условиями документации о закупке, изложенными заказчиком, включая использование сметы контракта.

Подводя итог вышеизложенному отметим, что с 15.02.2020 заказчик при осуществлении закупок, предметом которых является строительство или реконструкция объектов капитального строительства, при составлении сметы контракта использовать сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов в силу прямого запрета на это ч. 6.1. ст. 11.2 Закона № 44-ФЗ. При осуществлении закупок иных видов работ заказчик вправе использовать смету контракта, составленную в соответствии с приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, или составлять смету “классическим” образом путем переноса в контракт сметы, выступающей обоснованием НМЦк и содержащей сметные нормативы, сметные цены строительных ресурсов, с применением к ней общего понижающего коэффициента, полученного по результатам проведения процедуры закупки.

Проект сметы контракта

В статье Консультационный центр в сфере закупок “Закон.гуру” не будет расписывать весь алгоритм составления проекта сметы контракта, уже описанный в приказе Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, суть которого сводится к укрупнению единичных расценок, содержащихся в сметной документации, до цен основных конструктивных элементов объекта. Читатель с данным алгоритмом может ознакомится самостоятельно. В статье будут отмечены лишь те моменты, на которые следует, по мнению сотрудников центра, обратить отдельное внимание.

1. Детализация (группировка) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ в проекте сметы контракта осуществляется таким образом, чтобы было возможно идентифицировать начало, окончание и содержание работ для удобства их приемки и оплаты в ходе исполнения контракта в соответствии с графиком выполнения подрядных работ, являющемся обязательным приложением контракту (пп. “б” п. 33 Раздела VI приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр). Таким образом, все укрупненные работы, нашедшие свое отражение в проекте сметы контракта, должны быть также отражены в графике выполнения работ. Если проект сметы контракта будет более детализирован по работам, чем график выполнения работ, то это будет означать, что в отношении части работ, указанных в проекте сметы контракта невозможно идентифицировать срок их начала и окончания, что будет рассматриваться как несоблюдение требований приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

Однако, следует заметить, что составление самого графика выполнения работ является обязательным только в случае, если предметом контракта выступает новое строительство или реконструкция объекта капитального строительства (ч. 6 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ). При осуществлении закупок иных строительных работ график, как приложение к контракту, может не формироваться вовсе.

2. Проект сметы контракта составляется на основании Ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплектов (видов) работ и, фактически, является производной от такой Ведомости (пп. “б” п. 31 Раздела VI приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр). Сама ведомость может формироваться заказчиком после осуществления проектных работ либо подготовка такой Ведомости может быть предусмотрена в качестве обязанности проектировщика, если это содержалось в задании на проектирование. По мнению Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру” является предпочтительным для заказчика.

3. Затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений могут включаться в проект сметы контракта отдельной строкой, а могут и не выделяться в проекте сметы контракта. Все зависит от порядка определения таких затрат проектировщиком (см. п.п. 39-41 Раздела VI приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр). Вместе с тем, если затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений не будут выделены в проекте сметы контракта отдельной строкой, то это, по мнению Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру”, не освобождает заказчика от их приемки в эксплуатацию, а также зачислению в основные средства заказчика с последующей передачей генподрядчику в пользование в порядке, установленном в контракте (п. 3.4 ГСН 81-05-01-2001).

Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *